Не приемные дни

В сло­во­со­че­та­нии «непри­ём­ный день» при­ла­га­тель­ное пишет­ся слит­но с при­став­кой не- в кон­тек­сте, содер­жа­щем утвер­жде­ние. Слово «не при­ём­ный» напи­шем раз­дель­но при нали­чии отри­ца­ния.

Как часто мы видим таб­лич­ку на две­рях каби­не­тов раз­ных учре­жде­ний с над­пи­сью НЕПРИЁМНЫЙ ДЕНЬ!

А как пра­виль­но пишет­ся это при­ла­га­тель­ное с «не», слит­но или раз­дель­но? Чтобы выяс­нить это, опре­де­лим лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские усло­вия в кон­тек­сте.

Слитное написание слова «неприёмный»

Прилагательные с «не» могут писать­ся как слит­но, так и раз­дель­но:

  • нескром­ный или не скром­ный вопрос;
  • неболь­шой или не боль­шой;
  • необыч­ный или не обыч­ный.

Для выяс­не­ния слит­но­го напи­са­ния ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва, нач­нем со сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

при­ем — при­ёмный — непри­ём­ный.

Извините, у нас сего­дня непри­ём­ный день.

День какой?

От при­ла­га­тель­но­го обра­зо­ва­но с помо­щью при­став­ки не- одно­ко­рен­ное слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Его мож­но заме­нить сино­ни­ма­ми «выход­ной», «сво­бод­ный день», «празд­нич­ный день».

Как видим, с при­став­кой не- оно пишет­ся слит­но в таком кон­тек­сте, так как в сооб­ще­нии содер­жит­ся утвер­жде­ние, кон­ста­та­ция фак­та.

Раздельное написание слова «не приёмный»

Чисто тео­ре­ти­че­ски это при­ла­га­тель­ное может писать­ся и раз­дель­но, но для это­го в кон­тек­сте долж­ны иметь­ся неко­то­рые лек­си­че­ские и син­так­си­че­ские усло­вия:

во-первых, про­ти­во­по­став­ле­ние

В отде­ле соци­аль­ной защи­ты насе­ле­ния сего­дня не при­ём­ный день, а выход­ной.

Во-вторых, при­сут­ствие в кон­тек­сте слов «дале­ко», «отнюдь», «вовсе», уси­ли­ва­ю­щих отри­ца­ние, выра­жен­ное части­цей «не».

У сто­ма­то­ло­га Александра Григорьевича сего­дня вовсе не при­ём­ный день.

Обратите вни­ма­ние, что зав­тра в нашем учре­жде­нии дале­ко не при­ём­ный день.

Пятница у глав­вра­ча поли­кли­ни­ки отнюдь не при­ём­ный день.

В-третьих, заме­тим в сооб­ще­нии нали­чие слов с ни-, отри­ца­тель­ных место­име­ний и наре­чий, кото­рые под­чер­ки­ва­ют отри­ца­ние.

В вос­кре­се­нье у адми­ни­стра­ции рай­о­на нико­гда не при­ём­ный день.

Чувствуется, что такие рече­вые ситу­а­ции доволь­но ред­ки, зву­чат несколь­ко вычур­но и нере­аль­но, так что сде­ла­ем вывод:

В сло­во­со­че­та­нии «непри­ём­ный день» при­ла­га­тель­ное чаще пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

У посоль­ства ока­зал­ся непри­ём­ный день, и к деся­ти утра у ворот ско­пи­лась тол­па — чело­век две­на­дцать рус­ских, оза­бо­чен­ных сво­и­ми нуж­да­ми и несча­стья­ми (Антон Кротов. Автостопом в Судан).

Мной 30.07.2020 г. заключен договор страхования жизни (ипотека). Обращаю внимание, что оплачен договор только 07.08.2020г. Почему-то в договоре указана дата 30.07.2020г. мне не понятно.08.08.2020 г. в отделении Сбербанка написано заявление на расторжение вышеуказанного договора,предоставлены все необходимые документы. 10.08.2020г. получил уведомление о необходимости предоставления неких документов для рассмотрения заявления по существу.
11.08.2020г. запрошенные документы были направлены на эл. почту. 13.08.2020г. снова мной получено уведомление о необходимостипредоставления доп. документов (полис и чек об оплате в сторонней СК),
14.08.2020г. повторно документы направлены на вышеуказанную эл. почту, а также я созвонился с оператором и информировал, что документы запрашиваются повторно и почему они не получены в первый раз. Вразумительного ответа я не получил.
19.08.2020г. в 14:12 от Клиентского сервиса я получаюуведомление, что направленные документы приняты в работу. В 14:13 от Клиентского сервиса получено уведомление об отзыве предыдущего сообщения, на
вопрос на каком основании, ответ не получен.
21.08.2020г. СНОВА мной получено уведомление о необходимости предоставления доп. документов (полис и чек об оплате в сторонней СК), 21.08.2020г. повторно документы направлены на почту Клиентского сервиса с которого был запрос, а также 24.08.2020 г. я созвонился с оператором и информировал, что одни и те же документы запрашиваются в 3-й раз и почему они не получены ранее. Вразумительного ответа я не получил. В системе (со слов оператора) по-прежнему значится, что я что-то должен предоставить!!!
Дополнительно сообщаю (если Банк это читает):1. В соответствии с указанием Банка России от 20 ноября 2015 года № 3854-У «… Возвратденежных средств должен быть осуществлен в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления об отказе от договора…»;2. Правилами с Правилами страхования №0032.СЖ.01.00 утвержденными Приказом ООО СК «Сбербанк страхование жизни» от
05.09.2016 г. № 146 не предусмотрено предоставление Страхователем при расторжении договора в Период охлаждения иных документов кроме письменного заявления и документа удостоверяющего личность. Указанные документы были предоставлены 08.08.2020г.
Сегодня снова со мной связался очередной сотрудник и заявила, что теперь их эксперты запрашивают полис иной СК и квитанцию об оплате в бумажном виде!!!!! В Сбербанке проблемы с расходкой или что??
На мои слова о том, что:
1. Эти документы мной предоставлялись при написании заявления в отделении Сбербанка где я брал ипотеку;
2. Электронные версии этих документов я ЧЕТЫРЕ!!!! КАРЛ ЧЕТЫРЕ!!! раза направлял на эл. почту СК;
3. Вообще-то запрашивать у меня эти документы они у меня не имеют права запрашивать, действия не возымели… Устал разговаривать и бросил трубку.
Операторы аж 2 раза формировали какие-то обращения от моего имени по этой ситуации, по которым срок предоставления ответа месяц, на мои слова, что мне нужны деньги, а не обращения реакции ноль. Самое поразительно, то что в этот же день расторгал договор страхования недвижимости, который был заключен с ними же… И никто у меня ни какие полисы иных СК не просил и деньги в полном объеме вернули уже 12.08.2020г.
Со своей стороны я дабы не нарушать условия ипотечного договора и действующего законодательства своевременно направил полисы страхования иной СК в Сбербанк, они прошли проверку и были приняты банком без вопросов. Вчера написал обращение ген. директору СК посмотрим какая будет реакция….

На дверях учреждения висит объявление: «Сегодня неприемный день», а рядом «Сегодня не приемный день». Объясните, пожалуйста, как правильно написать и какое правило нужно применить. Ольга
Уважаемая Ольга, мы даже подозреваем, откуда такое хитрое объявление на одних дверях получилось. Компьютер в программе «Ворд» правит слово «неприемный” на раздельное написание. Но интуиция подсказывает: надо писать вместе. И вспоминать правила школьной программы некогда, и компьютеру вроде как доверять можно – вот и написали те, к кому вы хотели попасть на прием, два варианта.
Но! Люди, компьютеру доверять нельзя! Там «афтар жжот» ошибкой не считается.
Интернетчики пишут на своем языке: называется «албанский». «Превед, медвед!», «кросавчег» — это все оттуда. И мы не ханжи, против албанского ничего не имеем. Но его, как мат, как жаргон, как сленг, употреблять можно только там, где нужно, а не где попало.

Учите русский, люди!
А Ольге советуем повторить правила правописания НЕ с именами прилагательными. Или элементарно заглянуть в орфографический словарь: неприемный день – устоявшееся словосочетание. НЕ тут пишется слитно.
Светлана ЗЛОБИНА,
фото Николая ЗАХАРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *