Не церковный гражданский ответ

Эта статья о гражданских приходах в Англии. Для гражданских приходов в других странах см Гражданский приход (значения) .

Гражданский приход (Англия)

Карта английских приходов и валлийских общин

Категория

Приход

Расположение

Англия

Нашел в

Районы

Создано

Разные, см. Текст

Создано

Разные, см. Текст

Число

10 449 (по состоянию на 2015 год)

Возможные типы

Город
Община
Окрестности
Приход
Город
Деревня

Населения

0– 95 000

Правительство

Городской совет
Общинный совет
Районный совет
Приходский совет
Городской совет
Сельский совет

В Англии гражданский приход — это административный приход, используемый для местного самоуправления . Это территориальное обозначение, которое является самым низким уровнем местного управления ниже районов и округов или их объединенной формой, унитарной властью . Гражданские приходы могут проследить свое происхождение от древней системы церковных приходов, которые исторически играли роль как в гражданском, так и в церковном управлении; гражданские и религиозные приходы были формально разделены на два типа в 19 веке и теперь полностью разделены. Устройство было разработано и распространено по всей Англии в 1860-х годах.

Размер гражданского прихода может варьироваться от малонаселенной сельской местности с менее чем сотней жителей до большого города с населением в десятки тысяч человек . Восемь приходов также имеют статус города (статус, присвоенный монархом ). Гражданский приход может быть в равной степени известен как город, деревня, квартал или община по решению приходского совета ; это право не предоставляется другим единицам английского местного самоуправления. Гражданские приходы в основном охватывают сельские районы, при этом многие городские районы полностью или частично не приданы ; примерно 35% английского населения проживает в гражданском приходе. По состоянию на 31 декабря 2015 года в Англии было 10 449 приходов. Самым густонаселенным является Саттон-Колдфилд , а городами со статусом кафедрального собора являются Чичестер , Эли , Херефорд , Личфилд , Рипон , Солсбери , Труро и Уэллс .

1 апреля 2014 года Королевский парк стал первым гражданским приходом в Большом Лондоне . До 2008 года их создание не разрешалось в районе Лондона .

Уэльс также был разделен на гражданские приходы до 1974 года, когда они были заменены общинами , которые очень похожи на английские приходы по своей деятельности. Гражданские приходы в Шотландии были упразднены для целей местного самоуправления Законом о местном самоуправлении (Шотландия) 1929 года ; Шотландским эквивалентом английских гражданских приходов являются муниципальные районы , учрежденные Законом о местном самоуправлении (Шотландия) 1973 года .

История

Древние приходы

Система приходов в Европе была создана между VIII и XII веками, и ее ранняя форма давно установилась в Англии ко времени норманнского завоевания . Первоначально эти районы были основаны на территории одной или нескольких усадеб , которые в некоторых случаях были связаны с владениями римского или железного века. В некоторых случаях мызы были настолько большими, что делились на несколько приходов.

Первоначально за церкви и их священников отвечал лорд поместья, но не все лорды были одновременно готовы и могли предоставить это, поэтому жители близлежащих имений обращали внимание на церковь ближайшего поместья, в котором была церковь. Позже церкви и священники перешли в ведение католической церкви, и эти договоренности были формализованы, и граница прихода стала границей группы поместий, где на приход было более одного поместья.

Границы приходов изменились мало, а после 1180 г. «заморозились», так что их уже нельзя было менять, несмотря на изменения в помещениях поместья, хотя были некоторые примеры подразделения. Эта последовательность в границах была результатом канонического права , которое регулировало права и обязанности поместных церквей и затрудняло изменение границ и деление на подразделения.

Постоянство этих границ до XIX века полезно историкам, а также имеет культурное значение с точки зрения формирования местной идентичности; фактор, усиленный принятием границ приходов, часто без изменений, последующими единицами местного самоуправления. Размеры приходов сильно различались : например, Риттл в Эссексе занимал 13 568 акров, в то время как соседний Шеллоу-Боуэллс занимал всего 469 акров, а Чиньял-Смили — 476 акров.

До разрыва с Римом приходы управляли церковными делами, в то время как поместье было основным органом местного управления и правосудия. Позже церковь заменила усадебный двор в качестве сельского административного центра и взимала местный налог на продукты, известный как десятина . В средневековый период, обязанности , такие как рельеф бедноты прошло более от помещика к прихода ректора , который на практике будет делегировать задачи между его ризнице или (часто хорошо обеспеченных) монастырей. После роспуска монастырей , власти взимают курс на облегчение фонда бедноты был присвоена приходскими властей со стороны закона для облегчения бедных 1601 . Как до, так и после этого необязательного социального изменения, местные (управляемые ризницей) благотворительные организации хорошо документированы.

Приходские власти назывались ризницами и состояли из всех плательщиков прихода. По мере того, как в некоторых приходах росло количество налогоплательщиков, созывать собрания в качестве открытой ризницы становилось все труднее. В некоторых, в основном застроенных районах, избранная ризница взяла на себя ответственность от всех налогоплательщиков. Это нововведение повысило эффективность, но позволило управлять самосуществующей элитой. Управление приходской системой опиралось на монополию установленной английской церкви, которая в течение нескольких лет после Генриха VIII чередовалась между Римско-католической церковью и Англиканской церковью , а затем остановилась на последней после вступления на престол Елизаветы I в 1558 году. К 18 веку религиозное членство в некоторых местах становилось более раздробленным, отчасти из-за прогресса методизма . Легитимность приходской ризницы была поставлена ​​под сомнение, а предполагаемая неэффективность и коррупция, присущие системе, стали в некоторых местах источником беспокойства. По этой причине в начале 19 века приход постепенно терял свои полномочия перед специальными советами и другими организациями, такими как попечительские советы, которым в соответствии с Законом 1834 г. о внесении поправок в Закон о бедных были возложены обязанности по оказанию помощи бедным . Санитарные округа охватили Англию в 1875 году и Ирландию три года спустя. Каждый сменный совет имел право взимать свой собственный сбор в приходе; церковная такса перестала взиматься во многих приходах и стала добровольной с 1868 года.

Гражданский и церковный раскол

В 19 веке древние приходы разделились на две отдельные, почти перекрывающиеся системы приходов. Закон закона о бедной Поправке 1866 объявил все область, взимаемую отдельную норму, а именно С к Е церковных приходов (до этого просто не известно , как приходы), экстра-приходских районы , поселки и их аналог, chapelries , чтобы быть «волостями». Это означает, что у них заранее были свои ризницы , доски или аналогичные органы.

Приходы англиканской церкви, которые охватывают более 99% территории Англии, стали официально называться «церковными приходами», и вскоре их границы стали отличаться от границ древних приходов, чтобы отразить современные обстоятельства. С 1921 года за каждый церковный приход отвечает собственный приходской церковный совет (ПКЦ).

В конце 19 века большая часть древних нарушений, унаследованных системой гражданских приходов, была устранена, и большинство эксклавов было упразднено. Перепись населения Соединенного Королевства 1911 г. показала, что 8 322 (58%) приходов в Англии и Уэльсе не были идентичны для гражданских и церковных целей.

Реформа

В 1894 году в соответствии с Законом о местном самоуправлении 1894 года гражданские приходы были преобразованы в самый маленький географический район для местного самоуправления в сельской местности. Закон отменил гражданские (не церковные) обязанности ризниц , учредил городские округа и сельские округа , учредил выборные гражданские приходские советы для всех сельских приходов с более чем 300 выборщиками и учредил ежегодные приходские собрания во всех сельских приходах. Гражданские приходы были сгруппированы в сельские или городские округа, которые впоследствии были классифицированы как оба типа. Закон совпал с незначительными изменениями границ в целом, за исключением того, что в то время был достигнут дальнейший прогресс в решении растущей проблемы оставшихся округов между округами (см. Список эксклавов округов в Англии и Уэльсе 1844–1974 ).

Продолжались своеобразные городские гражданские приходы; большинство из них меньше или совпадают (географически идентичны) с городским округом или муниципальным районом, в котором они расположены, что берет на себя почти все их функции. Крупные города, обычно разделенные между гражданскими приходами, обычно объединялись в один. В городских районах наиболее распространенными стали временные неизбираемые приходские советы, созываемые только для избрания опекунов профсоюзов бедных . Профсоюзы занимали территории в нескольких приходах и имели определенное количество опекунов для каждого прихода, отсюда и конечная цель городских гражданских приходов. С отменой в 1930 году системы Закона о бедных, соседние городские приходы практически перестали функционировать, и большинство других также перестали существовать.

В 1965 году гражданские приходы в Лондоне были официально упразднены, когда был создан Большой Лондон , поскольку законодательная база для Большого Лондона не предусматривала каких-либо органов местного самоуправления ниже лондонского района . (Поскольку новое графство ранее представляло собой смесь городских районов , муниципальных районов и городских округов, ни один из существующих приходских советов упразднен не был.)

В 1974 году Закон о местном самоуправлении 1972 года сохранил гражданские приходы в сельских районах и городских округах с низким уровнем населения, но отменил их в более крупных городских округах, особенно в поселках. В округах , не входящих в мегаполисы , более мелкие городские округа и муниципальные районы были упразднены, и им на смену пришло создание новых приходов-преемников , граница которых совпадает с существующим городским округом или районом, или если они разделены границей округа, если они входят в состав единого округа. район. В городских районах, которые считались слишком большими, чтобы быть отдельными приходами, приходы просто упразднялись, и они становились неприходными территориями . Закон, однако, разрешил подразделение всех округов (кроме районов Лондона, преобразованных в 1965 году) на гражданские приходы. Например, в Оксфорде , который в 1974 году был совершенно непригодным, теперь есть четыре гражданских прихода, которые вместе покрывают часть его территории.

Возрождение

Сегодня в неблагоустроенных районах поощряется создание городских и волостных управ . Закон о местном самоуправлении и рейтинге 1997 года ввел процедуру, которая дала жителям неблагоустроенных районов право требовать создания нового прихода и приходского совета. Это право было распространено на районы Лондона Законом о местном самоуправлении и участии общественности в здравоохранении 2007 г. — при этом лондонский Сити в настоящее время является единственной частью Англии, где нельзя создавать гражданские приходы.

Если достаточное количество выборщиков в районе предлагаемого нового прихода (от 50% в районе с менее чем 500 выборщиками до 10% в районе с более чем 2500 выборщиков) подписывают петицию с требованием его создания, тогда местный районный совет или унитарный орган власти должны рассмотреть предложение. К недавно созданным приходским советам относятся Давентри (2003 г.), Фолкстон (2004 г.) и Бриксхэм (2007 г.). В 2003 году в Бертон-апон-Трент было создано семь новых приходских советов , а в 2001 году городской район Милтон-Кейнс стал полностью приходским, с созданием десяти новых приходов. В 2003 году деревня Грейт-Коутс в основном городском Северо-Восточном Линкольншире вернула статус прихода. Приходы также могут быть упразднены, если есть свидетельства того, что это происходит в ответ на «обоснованную, четкую и устойчивую местную поддержку» со стороны жителей района. Примерами являются Биртли , которая была упразднена в 2006 году, и Саутси , упраздненная в 2010 году.

Управление

Основная статья: Приходские советы в Англии

В каждом гражданском приходе есть приходское собрание, на которое имеют право присутствовать все избиратели прихода. Обычно собрание проводится один раз в год. В гражданском приходе может быть приходской совет, который выполняет различные местные обязанности, предусмотренные законом. Приходы с менее чем 200 выборщиками обычно считаются слишком маленькими, чтобы иметь приходской совет, и вместо этого будут проводить только приходские собрания : пример прямой демократии . В качестве альтернативы несколько небольших приходов могут быть сгруппированы вместе и иметь общий приходской совет или даже общее приходское собрание.

Приходской совет может решить называть себя городским советом, деревенским советом, общинным советом, районным советом, или, если приход имеет статус города, приходской совет может называться городским советом. По данным Департамента по делам общин и местного самоуправления , в Англии в 2011 году насчитывалось 9 946 приходов. С 1997 года было создано около 100 новых гражданских приходов, в некоторых случаях путем разделения существующих гражданских приходов, но в основном путем создания новых из незанятых территорий.

Полномочия и функции

Приходские или городские советы могут осуществлять по своему усмотрению ряд полномочий, определенных различными законодательными актами. Роль, которую они играют, может существенно различаться в зависимости от размера, ресурсов и возможностей совета, но их деятельность может включать:

  • Предоставление и обслуживание определенных местных объектов, таких как участки , автобусные остановки, урны для мусора , парки, детские площадки, общественные места, общественные туалеты, общественные часы, уличные фонари , сельские или ратуши, а также различные места для отдыха и отдыха.
  • Уход за пешеходными дорожками , кладбищами , зелеными насаждениями и военными мемориалами .
  • Приходские советы должны выступать в качестве канала выражения местного мнения для более крупных органов местного самоуправления и, как таковые, имеют право на консультации по любым планировочным решениям, влияющим на приход.
  • Создание плана района, чтобы повлиять на развитие прихода.
  • Тратить деньги на меры по предупреждению преступности, схемы общественного транспорта и вкладывать деньги в схемы ограничения дорожного движения .
  • Предоставление грантов местным добровольным организациям и спонсорство массовых мероприятий, включая въезд в Британию в Блум .
  • В Законе местничества 2011 позволил правомочным приходским советам , чтобы быть предоставлены » общая мощность компетенции » , которая позволяет им в определенных пределах свободу делать что — либо человек может сделать при условии , что не запрещено другим законодательством, в отличии от ограничиваются полномочиями прямо предоставлено им законом. Чтобы иметь право на это, приходской совет должен соответствовать определенным условиям, например, иметь клерка с соответствующей квалификацией.

Финансирование

Приходские советы получают финансирование путем взимания » предписания » о муниципальном налоге, уплачиваемом жителями прихода (или приходов), обслуживаемых приходским советом. В гражданском приходе, не имеющем приходского совета, приходское собрание может взимать муниципальный налог на расходы, связанные с определенными функциями, полномочиями и правами, которые были предоставлены ему законодательством. В местах, где нет гражданского прихода ( неподходящие районы ), управление деятельностью, обычно осуществляемой приходом, становится ответственностью районного или городского совета. Окружной совет может взимать дополнительный муниципальный налог, известный как специальные расходы, с жителей непригодной территории для финансирования этой деятельности. Если районный совет не решает взимать плату за особые расходы, существует элемент двойного налогообложения жителей приходских территорий, поскольку услуги, оказываемые резидентам незанятых территорий, финансируются за счет муниципального налога, уплачиваемого резидентами всего района, а не чем только жители малонаселенной местности.

Советники и выборы

Приходские советы состоят из добровольных советников , которые избираются сроком на четыре года. Решения совета выполняются оплачиваемым чиновником, обычно известным как приходской клерк. Советы могут нанимать дополнительных людей (в том числе юридические лица, при необходимости, посредством тендера) для выполнения конкретных задач, продиктованных советом. Некоторые советы решили выплачивать своим избранным членам пособие, как разрешено в соответствии с частью 5 Положений о местных органах власти (пособия для членов) (Англия) 2003 года.

Число советников варьируется примерно пропорционально населению прихода. Большинство сельских приходских советников избираются, чтобы представлять весь приход, хотя в приходах с большим населением или в тех, которые охватывают большие территории, приход может быть разделен на приходы. Затем каждый из этих приходов возвращает советников в приходской совет (количество зависит от их населения). Только если на выборах баллотируется больше кандидатов, чем имеется мест в совете, выборы будут проводиться. Однако иногда кандидатов меньше, чем мест. Когда это происходит, вакантные места должны быть заполнены советом путем кооптации . Если в середине срока появляется вакансия на место, выборы проводятся только в том случае, если определенное количество (обычно десять) жителей прихода запрашивают выборы. В противном случае совет кооптировал кого-нибудь на замену советнику.

Закон местничество 2011 были введены новые механизмы , которые заменили на «Совет по стандартам режима» с локального мониторинга по районам, унитарным или эквивалентных органов. В соответствии с новыми постановлениями, вступившими в силу в 2012 году, все приходские советы в Англии должны принять кодекс поведения, которому должны соответствовать приходские советники, а также продвигать и поддерживать высокие стандарты. Введено новое уголовное преступление за несоблюдение требований законодательства. Было опубликовано более одного «модельного кода», и советы могут изменять существующий код или принимать новый код. В любом случае кодекс должен соответствовать Принципам общественной жизни Нолана .

Статус и стили

Приход может быть предоставлен статус города по Короне . По состоянию на 2020 год восемь приходов в Англии имеют статус городов, каждый из которых имеет давний англиканский собор: Чичестер , Эли , Херефорд , Личфилд , Рипон , Солсбери , Труро и Уэллс .

Совет прихода, не входящего в группу, может принять решение о предоставлении приходу статуса города, после чего совет становится городским советом . Около 400 приходских советов называются городскими советами.

В соответствии с Законом 2007 года о местном самоуправлении и участии общественности в здравоохранении , гражданскому приходу может быть предоставлен один из следующих альтернативных стилей:

  • сообщество
  • окрестности
  • деревня

В результате приходской совет может называться городским советом, общинным советом, деревенским советом или иногда городским советом (хотя большинство городов являются не приходами, а главными областями, или в Англии, в частности, городскими районами или округами вне метрополии ).

Председатель городского совета будет иметь титул «мэр города», а совет приходского совета, которым является город, обычно имеет титул мэра .

Чартерные попечители

Когда город или поселок был упразднен как поселок и считается желательным сохранить преемственность устава, устав может быть передан в приходской совет своего района. Если такого приходского совета нет, окружной совет может назначить попечителей, которым будут принадлежать устав и герб бывшего района. Уставные попечители (которые состоят из советника или членов совета от области бывшего района) поддерживают такие традиции, как мэрия . Примером такого города был Херефорд , городской совет которого был объединен в 1998 году и образовал унитарный Херефордшир . Район города Херефорд оставался нетронутым до 2000 года, когда для города был создан приходской совет. В качестве другого примера, попечители устава города Бата составляют большинство членов совета Бата ​​и Совета Северо-Восточного Сомерсета .

География

Гражданские приходы охватывают 35% населения Англии, один в Большом Лондоне и очень мало в других пригородах. Гражданские приходы сильно различаются по размеру: многие из них занимают крошечные деревушки с населением менее 100 человек, тогда как некоторые крупные приходы охватывают города с населением в десятки тысяч человек. Уэстон-сьюпер-Мэр с населением 71 758 человек является самым густонаселенным гражданским округом. Во многих случаях небольшие поселения, которые сегодня в народе называют деревнями , местностями или пригородами, находятся в одном приходе, у которого была одна первоначальная церковь, самые маленькие из которых по-прежнему широко называются деревнями . Крупные городские районы в основном непривлекательны, поскольку правительство во время принятия Закона о местном самоуправлении 1972 г. не одобряло их создание для крупных городов или их пригородов, но в целом ничто не мешает их созданию. Например, в Бирмингеме всего один приход, Нью-Фрэнкли , в то время как в Оксфорде их четыре, а в Нортгемптоне — семь. Однако приходы не могли быть созданы в Лондоне, пока закон не был изменен в 2007 году.

Площадь

Гражданский приход может варьироваться по территории от небольшой деревни или городского округа до большого участка в основном необитаемых болот в Чевиотах, Пеннинах или Дартмуре.

Покинутые приходы

Перепись 2001 г. зафиксировала несколько приходов без жителей. Это были Честер замок (в центре Честера центра города), Ньюленд с Вудхаус Мур , Beaumont Chase , Martinsthorpe , Meering , Stanground North (впоследствии отменено), Sturston , Тоттингтон и Tyneham (впоследствии объединены). Земли последних трех были захвачены британскими вооруженными силами во время Второй мировой войны и остаются безлюдными.

В переписи 2011 года Newland с Woodhouse Moor и Beaumont Chase сообщили о жителях, и не было зарегистрировано ни одного нового покинутого прихода.

Общее устранение аномалий

См. Также: Закон 1844 г. об анклавах, эксклавах и округах (отдельные части)

Практически все экземпляры обособленных частей гражданских приходов; приходы в чужих, не связанных уездах; и из тех трансграничных графств было покончено.

Прямые предшественники гражданских приходов чаще всего известны как «древние приходы», хотя многие из них относятся к середине 19 века. Используя более широкую историческую линзу, лучше использовать термины «неразделенный (гражданский и церковный) приход», «первоначальные древние приходы» и «новые приходы». История округа Виктория , знаковая совместная работа, в основном написанная в 20 веке (хотя и неполная), рассматривает историю английских «приходов», то есть оригинальных древних приходов. У меньшинства из них были эксклавы : такой эксклав мог быть

  • анклав внутри другого прихода,
  • окружен более чем одним другим приходом, или
  • Пена-анклав , частично окружен морем.

В некоторых случаях эксклав прихода («обособленная часть») находился в другом уезде . В других случаях округа окружали весь приход, что означает, что он находился в несвязанном, «чужом» округе. Эти аномалии привели к сильно локализованной разнице между соответствующими представителями на национальном уровне , мировыми судьями , шерифами, судебными приставами, что создавало неудобства для жителей. Если приход был разделен, то церковные старосты, дорожные смотрители и констебли также тратили больше времени или денег на поездки на большие расстояния. Несколько приходов находились на территории двух или более округов, таких как Тодморден : Ланкашир и Йоркшир .

Подобные аномалии чаще всего возникали в разгар феодального строя , когда формировались приходы. Основные земельные владения ( собственно поместья или церковные земли) могли приобрести несмежные участки земли, то есть за пределами первоначальных границ прихода / округа или того, что станет границами нового прихода. Эти экстерриториальные земельные участки повлияли на формирование границ приходов, где участки были важны для прихода. Таким образом, светская земля в эксклаве, почти всегда поместье, могла быть местом процветающей усадьбы, или оставалась частью поместья в течение нескольких поколений, или лорд / хозяйка поместья мог иметь право назначать приходского священника ( advowson ) или соучредителем церкви в качестве ее покровителя. Сценарий также мог возникнуть изначально как попытка разнообразить интересы лорда (или повелителя) или из большого могильника в городских условиях. Это могло также произойти в результате случайного наследования. Это доставляло неудобства жителям большинства анклавов / анклавов (там, где их немного или они были достаточно экономически значимыми, чтобы иметь собственную часовню непринужденности по религиозным вопросам и ризницу по гражданским делам). Им приходилось посещать отдаленную церковь и / или двор поместья для уплаты определенной десятины , ставок, крещений, браков, похорон или для получения регулярной помощи для бедных и большинства форм образования, благотворительных пожертвований и больниц.

Конец поместных судов совпал с ростом сельскохозяйственных инноваций, фрагментацией земельной собственности и ростом жилищного строительства. Церковь и ризницы не хотели обновлять границы. Это означало, что такие аномалии были неуместными неудобствами с реальными экономическими издержками в виде удаленности администрирования и неразберихи. Они начали исправляться на национальном уровне в законодательном порядке парламентом в начале 19-го века в ходе реформы законодательства о бедных 1834 г., и стали более широко применяться в 1844 г., когда закон переместил большинство приходов, которые частично или полностью находились в чужой стране. В остальных эксклавах графств были переданы в 1890 — х и в 1931 году, но с одним исключением: эксклав Tetworth , окруженный Кембриджширом , был снят в 1965 году из Хантингдоншира .

Другие законы, в том числе Закон о разделении приходов и поправках к закону о бедных 1882 г., устранили случаи разделения гражданских приходов между округами, так что к 1901 г. Станграунд в Хантингдоншире и на острове Эли был последним примером; в 1905 году он был разделен на два прихода, по одному в каждом уезде.

Церковь Англии только отменила их там , где локально закладываются (под англиканской и католической принципа субсидиарности ). Это означает, что он по существу сохранил, часто разделенный на городские районы, первоначальные приходы. На главном веб-сайте церкви теперь есть доступная карта, на которой показаны границы приходов от церкви к церкви.

  • Восемь эксклавов крайне аномального Каули , все в Хиллингдоне, Мидлсекс.

  • Два крошечных эксклава Энфилда .

  • Эксклав-захоронение на созданной в 1724 году площади Святого Георгия на Ганновере в Паддингтоне. Остается только в С Е . Используется для погребений 1763–1852 гг.

  • Карта других основных анклавов и эксклавов в Миддлсексе.

Ссылки

  • Райт, RS; Хобхаус, Генри (1884). Обзор местного самоуправления и местного налогообложения в Англии и Уэльсе (за исключением мегаполиса) . Лондон: У. Максвелл и сын.

внешние ссылки

  • Хвала … гражданским приходам Редакция The Guardian , 16 мая 2011 г.

Смотря что понимать под гражданским браком. Ведь по закону «гражданский» и «официальный» браки – одно и то же.

Тот вид союзов, о котором недавно так ярко высказался председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, на деле называется просто сожительством или незарегистрированным браком. Есть и другие наименования – фактический брак, бракоподобные отношения, партнерство, например. Сейчас это целый институт, и он может включать в себя огромное число разновидностей отношений. Кто-то ведет общее хозяйство и действительно проживает вместе, кому-то ближе «гостевой» вариант с периодическими визитами друг к другу, кто-то вообще может встречаться в третьих местах и разделять с партнером лишь досуг или постель.

Бывает по-разному, но исследователи сходятся во мнении, что огромное число современных «партнерств» держатся именно на интимных, сексуальных отношениях. И судя по всему, именно эту сторону подобного института имел в виду Смирнов, когда говорил о «бесплатных проститутках», которых «никто не считает за жен».

При этом слова Смирнова и реакция на них – одно из свидетельств путаницы с понятиями, так что лучше сразу определиться с терминами и их трактовками.

Как церковь понимает гражданский брак

«Извечная путаница с гражданским браком, в строгом смысле слова «гражданский брак» – это брак, зарегистрированный государством (нецерковный). С этим у церкви вообще нет проблем», – написал о словах Смирнова глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Легойда сказал все верно. В современном праве любой российский брак по сути является также и гражданским. «Официальным» же, по мнению церкви, становится только венчанный брак, при заключении которого супруги прошли обряд бракосочетания в храме.

Все остальные, оформленные в ЗАГСе, – «гражданские». Но проблем с ними действительно нет: «В период христианизации Римской империи законность браку по-прежнему сообщала гражданская регистрация. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время РПЦ», – говорится в 10-й части Основ социальной концепции РПЦ.

Как государство понимает гражданский брак

Здесь все просто. Понятие брака в России определяет Семейный кодекс, и он довольно конкретен – браком считается лишь союз, оформленный в органах регистрации актов гражданского состояния, то есть в ЗАГС (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса). Если же отдела ЗАГС в поселке или городе нет, то его роль могут выполнять органы местного самоуправления.

Так повелось еще с 1917 года, когда вышел декрет Совета народных комиссаров «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Первая же его строка гласила, что «Российская республика впредь признает лишь гражданские браки». Этот декрет был призван освободить граждан от необходимости венчаться, поскольку в Российской империи для православных христиан не существовало другого понятия брака, кроме церковного – и это в начале XX века обернулось лишними правовыми проблемами.

Как церковь и закон понимают сожительство

Конкубинат, как еще называют сожительство, явление довольно древнее. Оно присутствовало еще в римском праве, но лишь закрепляя законом определенную форму отношений и не давая при этом никаких прав партнерам – в первую очередь женщинам. При этом если внецерковные браки церковь не осуждала, то вот отношение к конкубинату во все века перекликалось с недавними словами протоиерея Смирнова.

Не одобряет сожительства и РПЦ в целом. Вот как было сформулировано отношение церкви к таким отношениям на Архиерейском совещании в 2015 году: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться. Такие сожительства греховны, а их распространение в мире является противлением замыслу Божию о человеке, опасно для института брака и не может получить никакого признания со стороны Церкви».

Послабления допускаются лишь для той стороны, что не против зарегистрировать брак, но не может сделать этого из-за нежелания партнера.

Отношения же государственных властей с сожительством со временем менялись. Как уже упоминалось, с 1917 года советские руководители разрешили регистрировать браки без венчания, пытаясь тем самым убить двух зайцев: побороть церковь и легитимизировать огромное число ранее зарегистрированных там союзов. Последнее нужно было в том числе для защиты оставшихся в одиночестве женщин, которые ранее не могли претендовать на семейное имущество. Но процесс шел туго, и в 1926 году ВЦИК решился на радикальный шаг: новый «Кодекс о браке, семье и опеке» вводил понятие «фактического брака» – по сути, того же сожительства. Такой союз приравнивался к гражданскому браку, и при разделе имущества супруг мог доказать свое право на него, предоставив суду различные документы, переписки и прочее.

В 20-е годы около 7% браков пары по-прежнему регистрировали по старым порядкам, и новый кодекс в итоге не слишком улучшил положение. Во-первых, оказалось, что огромное число людей жили сразу на несколько семей, и каждая из них могла претендовать на часть имущества, во-вторых, процесс «доказывания» своего права был несовершенен, что влекло дополнительные сложности при рассмотрении дел, и в-третьих, к другим пунктам кодекса также были вопросы. Например, выплачивать алименты, согласно ему, должны были только мужчины – даже если виновником разрыва была женщина.

Кодекс продержался всего 18 лет – «брачная амнистия», направленная, как бы сейчас сказали, на «вывод из тени» незарегистрированных пар, провалилась. В 1944 году вышел указ президиума Верховного совета, отменявший предыдущие положения. С 8 июля 44-го официальными снова становились лишь зарегистрированные браки.

В современной России периодически возникают идеи о том, чтобы ввести в Семейный кодекс понятие «незарегистрированного союза», однако поддержки они не находят. Инициаторы пытаются обосновать свои предложения необходимостью социально защитить расстающихся партнеров, оппоненты же указывают, что Семейный и Гражданский кодексы и сейчас способны урегулировать возникающие конфликты. При этом главную претензию к проектам в Госдуме формулируют так: «Это по сути легализация сожительства, что противоречит Концепции семейной политики и не способствует сохранению семейных ценностей».

Зарубежный опыт

Существует устойчивый стереотип о том, что европейское общество давно уже пошло по пути отхода от традиционного брака в сторону более свободных отношений – в первую очередь сожительства. На самом же деле никаких существенных сдвигов статистики не видят.

Посмотрим на актуальные цифры Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) по развитым странам: 50% людей старше 20 лет живут в браке, 40% – в одиночестве или с родителями, и только 10% – в сожительстве, то есть никак не оформили свои отношения с партнером. Это средняя цифра, и в отдельных государствах показатели, конечно, могут разниться. Например, в Швеции сожительствуют 19% пар, а в Польше – 2%. Отличаются цифры и по возрастным группам. Среди людей до 34 лет сожительствующих больше, чем среди всех «взрослых» старше 20 лет в целом. И вообще – более трети (34%) европейцев живут с родителями. Особенно это ярко выражено у словаков (62%), словенцев и итальянцев (по 53%). И с годами эти цифры не сильно менялись.

А вот что меняется значительно – число рожденных в незарегистрированных парах детей. В 1970 году таких было 7,2%, в 2016-м – уже 40%. В каких-то странах цифра доходит до 60-70%. Объяснений этому несколько. Первое и главное – повышается возраст, в котором женщины выходят замуж. В странах вроде Болгарии и Италии средний возраст впервые вступающих в брак супругов и вовсе доходит до 34 лет. Свадьбы «отъезжают» по времени, и все больше детей рождаются до этого. Второй причиной аналитики называют как раз число сожительствующих пар. Хотя наибольшей проблемой становятся «гостевые» отношения, когда партнеры встречаются лишь время от времени. И это белое пятно – проблема для исследователей, признают в том числе в OECD. Нынешние опросы и переписи не способны отразить адекватные цифры по этой категории пар.

На фоне роста числа детей, родившихся в незарегистрированных отношениях, многие европейские страны пытаются принимать различные меры для защиты их и матерей. Где-то, как в Германии, сожителям предлагают заключить имущественный «Договор о партнерстве», чтобы не возникало проблем в будущем. Во Франции есть схожий «Договор о совместной жизни», который, по сути, регистрирует отношения тех, кто не хочет их регистрировать. Обычно такие документы направлены на то, чтобы упростить партнерам жизнь в налоговой и социальной сфере. Наиболее прогрессивной в этом плане считается Швеция, которая еще в 1987 году приняла акт, регулирующий отношения фактических супругов. Он дает право им претендовать на совместное имущество, освобождает от обязанности материально поддерживать партнера (как в обычном браке), а также от необходимости выплачивать долги партнера после расставания с ним или его смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *