Не видно разметки на дороге

Нормальная ситуация для российских дорог: асфальт замело или залило коричневой жижей, разметки не видно, водители едут кто как может. Но это человек точно не знает, где сплошная, а где стоп-линия. Камера же на столбе, которая следит за соблюдением правил, отлично все помнит — расположение разметки зашито у нее в мозгах.

Оштрафует бездушный робот за пересечение невидимой разметки или нет?

По правилам, за такое протокол выписать не должны. Если линии на асфальте не видны, то наказывать за их несоблюдение нельзя.

В национальном стандарте «технических средств организации движения» написано: «На участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т. п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки».

— Если транспортное средство осуществляет маневр с пересечением сплошной горизонтальной линии разметки, и при этом данная разметка не видна из-за неудовлетворительных погодных условий, то постановление по делу об административном правонарушении не формируется, — пояснили ранее в дорожной полиции Москвы.

За одну разметку наказать не могут. За разметку со знаком — могут. Пример: стоят на дороге знаки движения по полосам, показывающие, что повернуть можно только из правого ряда, а водитель возьми и поверни через невидимую сплошную из второй полосы. За такой маневр последует наказание. Да, разметки было не видно, но знаки-то есть!

Это все теория. На практике водителей штрафуют за все подряд: сплошную пересекла тень машины, неправильная парковка во время вынужденной замены проколотого колеса…

Камера фиксирует все нарушения, которые ей попадаются. Дальше уже подписывающие постановления люди должны разбираться — где на фото есть реальные водительские проколы, а где нет.

То же и с пересечением разметки, которою не видно. Камеры такое нарушение отмечают. Но дальше человек должен увидеть на фото грязную дорогу и завернуть постановление, как ошибочное.

— Раньше штрафов за невидимую разметку было больше, — рассказал «КП» координатор общества Синие Ведерки Петр Шкуматов. — Не так давно разразился скандал, когда водителя наказали за пересечение стертой с асфальта линии. То есть, разметку уже убрали, но в памяти камеры она осталась. Сейчас в программу для проверяющих добавили пункт: отменить штраф по причине отсутствия разметки. В последнее время таких ошибочных протоколов стало меньше.

Увы, человеческий фактор еще никто не отменял. Штрафов камеры фиксируют много, а людей, просматривающих материалы, мало. Ошибка все еще возможна.

В Москве данные с камер перед отправкой в дорожную полицию просматривают специалисты ЦОДД. Гражданские служащие отсеивают неправильные штрафы. Окончательное решение принимается в ГИБДД. Но так как полицейских на штрафах сидит совсем мало, они обычно не перепроверяют сведения из ЦОДД и просто штампуют постановления.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ОШТРАФОВАЛИ?

Перед тем, как оспорить штраф, его обязательно надо оплатить. А то материалы передадут приставам, они спишут с банковского счета водителя полную сумму, да еще 1000 руб. комиссии за свои услуги возьмут. Деньги за сам штраф еще можно будет вернуть, но тысячу никто не отдаст.

Дальше неправильный протокол оспариваем в суде. Доказательством будет сам протокол, где на фотографии видно, что разметки нет или ее замело. Можно еще добавить справку из Гидрометцентра и свидетельские показания других водителей.

Но опять-таки нужно помнить про знаки. Если они были, то иск ничего не даст. То же с разметкой, которую было видно, но плохо. Раз ее можно с трудом разобрать на фото, то шофер однозначно виноват.

ЗА РАЗМЕТКУ ХОЧЕТ НАКАЗАТЬ НЕ КАМЕРА, А ЖИВОЙ ИНСПЕКТОР

Если инспектор ГИБДД упорствует и хочет оштрафовать за несоблюдение невидимой разметки, то надо сразу обеспечить себе доказательства невиновности для будущего суда.

У каждого в кармане есть смартфон — снимите место мнимого нарушения. На фото четко должно быть видно, что разметки нет. Карточка должна быть привязана к местности — хорошо, если в объектив попадет километровый столб, полицейская машина, заметная деталь ландшафта.

Подробно опишите в протоколе ситуацию: разметку засыпал снег, никакой другой информации нет (допустим, о том, что выезд на встречку запрещен). В протоколе указываем дополнительные доказательства — фото или видео, показания свидетелей. Если есть запись регистратора, потребуйте приобщить ее к делу. Только сделайте это сразу и зафиксируйте в протоколе. Обязательно распишитесь в протоколе!

Если сплошную линию разметки не видно

Зачастую линии разметки на дороге стерты или занесены снегом, однако это не мешает инспекторам ДПС выписывать штрафы за пересечение двойной сплошной линии разметки и инкриминировать выезд «на встречку».
А что делать, если разметка стерта? ГОСТ Р 52289-2004: «4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».
Какой знак соответствует двойной разделительной разметке 1.3? Оказывается, только один – 4.1.1«Движение прямо» (п 5.5.3 вышеупомянутого ГОСТа).
Соответственно, если разметки нет или не видна, то в отсутствие знака «Движения прямо» (а как правило, при разделительной сплошной его никогда нет) обвинять вас в нарушении нельзя.
Пленум ВС N 18 от 24.10.06 дал четкое разъяснение: нет разметки – нет наказания.
Поэтому вы спокойно сообщаете инспектору что разметки не видно, а значит, нет нарушения. Как правило, на инспектора ДПС это не действует. Решение крайне простое: достаете фотоаппарат, видеокамеру или в крайнем случае, мобильный телефон и сообщаете инспектору что вы направляетесь снимать на фото и видео проезжую часть, в камеру попадет и ваш автомобиль и автомобиль ДПС. И потом эти фото-видеоматериалы приобщите к делу.
Реально пришлось делать фотоснимки только один раз, и то они не пригодились — инспектор ДПС сразу вернул документы. В остальных случаях хватало просто намерения сделать фото и видеосъемку и ИДПС сдавался. Официальные разборки в этом случае влекут за собой ряд неприятностей для инспектора, поскольку если разметки не видно, он обязан был вызвать дорожную службу для уборки, а так как он этого не сделал, а ещё и пользуясь ситуацией, наложил штраф, это грозит ему в лучшем случае дисциплинарным вызсканием за невыполнение служебных обязанностей. Ведь основная обязанность ГИБДД не наказывать, а обеспечивать безопасность дорожного движения.
Так же, если разметка затерта и не видна ночью, вы также вправе оспаривать вменяемое вам право нарушение. Инспектор ГИБДД совместно с дорожной службой обязан предпринимать все действия для того, чтобы дорожные знаки и разметка были в порядке.

Эксперты специализированного портала Kolesa.kz рассказали, что необходимо делать водителям, если их пытаются оштрафовать за нарушение дорожной разметки после снегопада.

По словам специалистов, нередко из-за погодных явлений автолюбители на дорогах сталкиваются с букетом проблем. Так, автолюбители выезжают на встречную полосу, разворачиваются в неположенных местах и заезжают на стоп-линию, потому что дорожная разметка засыпана снегом.

«Не видно разметки? Подобное положение дел в первую очередь опасно. А во вторую — выгодно некоторым полицейским. Они «подкарауливают» водителей на покрытых укатанным снегом дорогах и штрафуют за поворот/разворот в неположенном месте. Иногда и вовсе «пророчат» лишение прав за выезд на «встречку», — отмечают эксперты.

Часто водители выезжают на «встречку» на загородных трассах. Если середина дороги покрыта укатанным снегом, а знаков, запрещающих обгон, нет, то автолюбители обгоняют грузовик, выехав на «встречку», а затем возвращаются на свою полосу. После их останавливают сотрудники полиции и грозят выписать штраф.

«Обгон на загородных трассах — регулярный маневр. Но как понять в таких условиях, разрешает разметка или запрещает? Для начала все-таки попытаться по-человечески объяснить людям в форме, что разметки не видно, поэтому вы не имели возможности ее соблюсти. Если они все-таки «намекают» на то, чтобы вас оформить, у вас есть право не согласиться с предъявленным нарушением. В конце концов полицейский должен доказать вину водителя, а как он может это сделать, если разметки на дороге нет? Есть слой снега», — заявили эксперты.

Согласно Госстандарту, на участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и тому подобное) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки. И если нет разметки (невидима, стерлась, положили новый асфальт и еще не успели нарисовать, смыло дождем) и нет дублирующих знаков, то вы не будете виноваты.

Далее водителям стоит подписать протокол и написать в нем, что с нарушением не согласны и что объяснение приложено к протоколу на отдельном листе. «В объяснительной опишите все произошедшее, место, где вы были остановлены, предъявленное нарушение, состояние разметки, наличие или отсутствие дорожных знаков и другие обстоятельства. Доказывать правоту придется в суде, но это однозначно лучше, чем лишиться прав на год за выезд на «встречку». Важны доказательства. И собрать их надо сразу, а не потом, когда снег уберут или он растает. Сфотографируйте, снимите на видео местность, где ваш обгон посчитали запрещенным, чтобы было видно дорожное полотно и состояние разметки. Желательна также привязка к местности — дорожные сооружения или что-нибудь рядом стоящее. Чтобы вас не обвинили в подложных фото, снимите дорогу рядом со стоящей полицейской машиной. Если в машине стоит видеорегистратор, который записал момент обгона и «нечитаемую» при этом разметку, сохраните запись. Многие регистраторы имеют GPS-модуль, который отображает геопозицию, и это тоже лишним не будет», — подчеркнули специалисты.

По их словам, не заметить выезд на встречную полосу легко можно и в городе. Причины те же: закатанные снегом разметки при выезде с перекрестка или при наличии разделительной полосы между проезжими частями. Эксперты советуют после выпавшего снега быть внимательным в незнакомых районах города.

«Как понять, где «встречка», если не видно разметки? Раздел 9 ПДД гласит: «Если разметка или знаки, определяющие полосы на дороге, отсутствуют, количество полос определяется самими водителями на глазок с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов автомобиля и необходимых интервалов между ними. Стороной, предназначенной для встречных, считается половина ширины проезжей части дороги либо дорожного полотна при невозможности определения края проезжей части дороги», — заявили специалисты.

«А что, если края дороги завалены снегом и неясно, какова ширина дороги? При невозможности определить кромку дорожного покрытия край проезжей части дороги определяется самим участником дорожного движения по краю накатанной полосы. Иначе говоря, невидимая разметка — это не повод для любителей обходить пробку по «встречке». Когда нарушитель целый квартал шел в лоб за условными пределами своей стороны — тут не отвертеться. Административное дело возбудят, как умышленное», — добавили они.

Если водитель совершает поворот или разворот в неположенном месте, а на улице снег, дорогу засыпало, информирующих или предписывающих знаков нет, то это не должно быть засчитано как нарушение. Потому что разметка не видна или информационно-указательных знаков, разделяющих движение по полосам, нет. Это же касается случая, когда снегом залепило и сами знаки.

Также эксперты рассказали о стоп-линиях, которых под снегом тоже не видно. «Камеры не могут распознать дорожное покрытие и хладнокровно фиксируют нарушение. Но картинку с камер видят люди — операторы процессингового центра. Они не должны выписывать предписания при таких условиях видимости разметки. Если «письмо счастья» все-таки пришло, а на фото разметка, которую вы пересекли, отсутствует, можете смело обжаловать действия процессингового центра. Пишите заявление в местную полицейскую службу. Не поможет — обращайтесь в суд. Такие прецеденты уже были, и водители выигрывали дела», — подметили они.

На снимках с камер видно, есть разметка или нет. На указанном примере ее нет, хотя нарушение зафиксировано

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *