Нелегальная иммиграция как глобальная проблема

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

В.В. Минаев, В.Б. Жиромская

МИГРАЦИИ — ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

В статье подведены итоги обсуждения проблем миграции на Международной научной конференции «Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика» (Москва, ноябрь 2011 г.). На основе анализа материалов конференции охарактеризованы наиболее актуальные проблемы современного миграционного движения, показана связь небывалой активизации миграций в настоящее время с мировым процессом демографической модернизации. Особое внимание в статье уделено особенностям миграционной политики в различных регионах мира. Рассмотрены вопросы адаптации мигрантов в принимающих странах, активно обсуждавшиеся на конференции. Освещены сюжеты, связанные с историей российской миграции.

Ключевые слова: миграция, глобализация, миграционная политика, демографическая модернизация, адаптация мигрантов, иммигранты, эмигранты.

Ярким выражением процесса глобализации, развивающегося в современном мире, стала небывалая активизация миграционного движения. Не случайно ХХ век называют «Вторым Великим переселением народов». Весь современный мир пришел в движение, причем развитие миграции приняло взрывообразный характер.

Насущным проблемам миграции и миграционной политики была посвящена Международная научная конференция, которая состоялась в Москве 29-30 ноября 2011 г. Она была организована Российским государственным гуманитарным университетом совместно с Научным советом РАН по исторической демографии и

© Минаев В.В., Жиромская В.Б., 2012

исторической географии. Среди участников — экономисты, социологи, демографы, политологи, историки России, Украины, Беларуси, США, Сербии, Таджикистана.

Один из участников конференции, Ю.В. Сивков, заметил, что нынешние колоссальные перемещения непреодолимы1.

Миграционный процесс действительно непреодолим, поскольку в его основе лежит глобализация мировой экономики, всеохватывающее развитие коммуникационных связей, транспорта, торговли и как следствие, — взаимопроникновение культур. Межгосударственные границы постепенно утрачивают свое значение. Идеология свободной торговли, свободного обмена информацией и бизнеса без границ неизбежно ведет к активизации миграционных процессов. Закономерность этого движения отмечали все участники конференции2.

Точных данных о количестве людей, пришедших в движение и покинувших родные места, к сожалению, не имеется. Различные источники сообщают весьма расходящиеся данные. Например, О.Р. Пятковская, ссылаясь на данные Международной организации по миграции (МОМ), приводит следующие цифры: количество мигрантов в мире возросло со 150 млн человек в 2000 г. до 214 млн в 2010 г., а темпы миграционной активности населения с 2,1 до 2,9%.3 По прогнозам той же организации количество мигрантов к 2050 г. составит 405 млн человек4.

Потоки мигрантов направляются в основном в индустриально развитые страны, и там их доля в населении возросла с 7,2% в 1990 г. до 10% в 20105.

По данным Международной организации труда (МОТ) в США, констатируют Е. С. Кубишин и Е.Н. Соболев6, иностранные работники составляют примерно 15% всех занятых в экономике, в Швейцарии — 22, в Австрии — 10, в Люксембурге — 62, в Кувейте -80%, в Бельгии — половину всех горняков. Россия занимает второе-третье место по числу прибывающих мигрантов. После США это одна из самых активных принимающих стран.

По сообщению главы ФМС К. Ромодановского, ежегодно в Россию приезжает около 13-14 млн иностранцев, 70% из них -граждане стран СНГ, 10% — стран ЕС. Примерно треть въехавших находится в стране до семи суток, то есть непродолжительный период времени7. Остальные задерживаются на более длительный срок, иногда остаются на постоянное жительство.

О.Р. Пятковская свидетельствует, что Украина принимает ежегодно свыше 20 млн иностранцев. За последние пять лет 130 тыс. иностранцев приобрели украинское гражданство.

Все участники конференции были единодушны в определении причин миграций. Главная из них — экономическая, т. е. поиски наиболее благоприятных условий труда и социального обеспечения, а для многих мигрантов — это проблема выживания. Кроме экономических, существуют еще и переселенческие, экологические, политические причины. Экономические причины лежат в основе трудовой миграции. Примером переселенческих причин является освоение новых земель, насильственные переселения целых народов и др. К экологическим относятся катастрофические изменения окружающей природной среды. Яркий пример тому в настоящее время — переселение японцев в Россию, Западную Европу, Латинскую Америку в связи с существенным ухудшением экологии после серии природных катастроф 2011 г. Примером миграций по политическим причинам являются миграции из Чили после установления режима Пиночета, миграция из России после Октября 1917 г. и т. п.

Неизбежно встает вопрос: как оценивать влияние миграции на принимающие страны, положительное это явление или отрицательное? Наиболее ярко выражена дискуссионность этого вопроса в заглавии выступления Ю.В. Сивкова: «Миграция — ящик Пандоры или благо?» Из выступлений участников дискуссии по этому поводу ясно: миграция — явление сложное и оценивать его однозначно было бы неправильно.

С одной стороны, миграция выполняет важную функцию -перераспределение трудовых ресурсов, способствует выравниваю уровня экономического развития, помогает преодолеть различия в уровне жизни населения разных стран, обеспечивает сближение, взаимопроникновение и взаимообогащение культур. Миграция выполняет еще одну важную функцию — она способствует развитию творческих способностей личности, помогает найти наиболее благоприятные условия для ее самореализации. Не менее важная проблема, которую помогает решать миграция — демографическая.

Во-первых, из густонаселенных или даже перенаселенных регионов людские потоки перекачиваются в страны, где не хватает трудовых ресурсов, или в районы нового освоения. Во-вторых, приток молодых мигрантов способствует омоложению населения, поскольку в развитых странах наблюдается демографическое старение. В-третьих, находясь в активном репродуктивном возрасте, мигранты увеличивают брачность и рождаемость, в том числе и коренного населения.

Не все участники конференции согласны с положительной оценкой миграции. И это нашло отражение в дискуссиях, развернувшихся на конференции. С точки зрения оппонентов вышеизложенной позиции миграция в странах-реципиентах создает большую напряженность на рынках труда: приток дешевой рабочей силы ухудшает положение работающего коренного населения; усиливает конкуренцию в борьбе за свободные рабочие места; увеличивает безработицу, которая и так есть в индустриально развитых странах.

Миграция вызывает перенапряжение систем социальной защиты, создает очаги социальной напряженности, межнациональных и религиозных конфликтов. Как правило, мигранты стремятся обосноваться в крупных городах. Не всегда это удается. Часть из прибывших становится безработными или нелегалами, и создается среда для ухудшения криминогенной обстановки. Об этом говорили в своих выступлениях С.В. Каменских, Ю.В. Сивков, Д.А. Журавлев8.

Нередки случаи, когда мигранты буквально «захватывают» отдельные виды сферы услуг — уборка территории, ремонт сантехники, строительство — создают свои бригады и не допускают в них лиц других национальностей.

Мигранты создают угрозу и культурному наследию коренного этноса, и демографической безопасности отдельных стран.

Однако все участники дискуссии сошлись в едином мнении: в условиях старения населения и низкой рождаемости индустриально развитые страны нуждаются в трудовой миграция, причем контролируемой и странами принимающими и странами, отпускающими рабочую силу.

Остро дискуссионным стал на конференции наболевший вопрос о нелегальной миграции. Любопытно, что в последнее время в ее оценке появились новые моменты. Если прежде, в 19801990-е годы, она рассматривалась исключительно как отрицательное явление и с ней велась во всех странах жесткая борьба, то в современных условиях принимающие страны начали находить в ней некоторые положительные черты. Об этой новой позиции шла речь в докладах А.Д. Назарова, Ю.В. Сивкова. Прежде всего, такая тенденция наметилась в США. Представители мелкого и среднего бизнеса, производящие дешевые товары и оказывающие услуги для широких масс населения, экономят на дешевой рабочей силе. Практически бесправные и неприхотливые к условиям труда и быта, нелегальные мигранты помогают этим бизнесменам выживать в конкурентной борьбе.

Кроме того, считается, что нелегальные мигранты заполняют те ниши на рынке труда, где представители коренной национальности работать не хотят в связи с тем, что их не устраивает либо зарплата, либо условия работы. Например, заметное место нелегалы занимают в строительных и ремонтных работах, соглашаясь на любые условия, вплоть до того, что трудятся за «харч». В России с помощью таких бригад или отдельных работников слои населения со средним или ниже среднего уровнем достатка имеют возможность осуществлять ремонт квартир и возводить хозяйственные постройки. Широко используется труд нелегалов на строительстве дач, гаражей, бань и т. д.

Нелегалы часто обслуживают дешевые вещевые рынки. При проверках у половины таких нелегалов нет даже регистрации по месту жительства и разрешения на работу, что приводит к конфликтам с полицией и миграционными службами. Очень часто эти розничные и мелкооптовые торговцы подвергаются разнообразным поборам и штрафам, а в России налетам рэкета.

Даже такой очевидный факт, как вывоз капитала (который наносит ущерб экономике), в прессе некоторых стран-реципиентов не расценивается как слишком большое зло. Принято считать, что тем самым мигранты помогают выжить своим соотечественникам на их родине, как бы смягчая разницу между уровнем жизни индустриально развитых и развивающихся стран.

Положительным начали считать и то обстоятельство, что у нелегалов нет ни выходных, ни отпусков, их рабочий день безразмерен, а прибыль от тяжелого труда достается работодателю и, таким образом, содействует развитию бизнеса. Даже на то, что нелегалы не платят налогов, смотрят сквозь пальцы, ссылаясь на то, что эти налоги якобы должны выплачивать работодатели.

Думается, что эти изменения в оценках нелегальной деятельности мигрантов связаны в какой-то мере с бессилием правительств противостоять этому явлению и прекратить доступ нелегалов в страны. Сюда вносит лепту и коррумпированность чиновников миграционных служб, получающих и с нелегалов, и с заинтересованных работодателей определенную мзду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время в выступлениях участников конференции прозвучала критика однозначной положительной оценки нелегальной миграции: нелегальная деятельность мигрантов часто связана с «теневой» экономикой, которая, разрастаясь и укрепляясь, начинает конкурировать с лицензированными фирмами. Особенно это опасно при производстве лекарств, пищевых продуктов, детских

товаров. Теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, поскольку прибыль целиком остается в ее распоряжении и никаким налогом не облагается.

Особенно опасно, когда нелегальные организации занимаются торговлей оружием, ввозом и продажей наркотиков, всякого рода взрывчатых веществ. Все это происходит бесконтрольно, часто ведет к возникновению очагов международной напряженности, открытых военных конфликтов. Нелегалы чаще всего связаны с террористическими организациями и совершением самих терактов.

Что касается вывоза капитала, то он производится вовсе не через банки, а опять-таки через нелегальные каналы. Во всяком случае, на конференции была озвучена значительная цифра — 75% денежных средств переправляется через родственников, друзей и знакомых.

Большую опасность нелегальный бизнес представляет в сфере сексуальных услуг, где идет торговля живым товаром. Этот бизнес разворачивается в международном масштабе.

Нелегальная миграция создает так называемые «сетевые организации», которые неуловимы, имеют большие международные связи и, по сути, руководят миграционными потоками. Как правило, нелегальные мигранты часто попадают в «сетевые организации», через них получают всю информацию. «Сетевые организации» часто связаны с сектами религиозного характера и очень ловко умеют обрабатывать сознание молодых людей, воспитывая в них религиозный фанатизм, необходимость борьбы с инакове-рующими, используя их затем в террористических целях. Многие сетевые организации связаны с откровенной преступностью. На конференции участники неоднократно обращались к этой теме, в частности, приводили цифры, что 40% всех преступлений в Москве совершают мигранты-нелегалы (по данным МИД РФ)9.

Что касается трудовой деятельности нелегалов, то участники конференции отмечали следующие ее отрицательные последствия: снижение темпов роста оплаты труда, вытеснение коренных жителей.

На конференции в выступлении Н.А. Араловец прозвучало опасение, что из-за отсутствия медицинских услуг для нелегалов (которые на 90% занимаются самолечением) и медицинского контроля за состоянием их здоровья, они импортируют из своих стран и распространяют здесь остроинфекционные и паразитарные заболевания: туберкулез, венерические заболевания, чесотку, педикулез и т. д.10. Особенно это характерно для России, где мигранты-

нелегалы живут в заброшенных домах и подвалах, где заодно и занимаются производством, в том числе продуктов питания, одежды, детских игрушек, которые затем распространяют через розничную торговлю. В РФ ежегодно от 3 до 5 млн иностранцев трудятся без официального разрешения, а квота на 2011 год составляла 1,7 млн человек11.

На деле в практической деятельности правительств государств-реципиентов учитываются эти отрицательные и опасные моменты, связанные с нелегальной миграцией. Стремясь оградить свои страны от избыточных потоков иммигрантов, правительства переходят от либеральной миграционной политики к ужесточению миграционного режима, в том числе въездного.

Прежде всего, они стремятся наладить контроль над нелегальной деятельностью мигрантов и в связи с этим предпринимают систематические кампании и рейды по их легализации. Такие рейды совершаются в США, Германии, в последнее время и в России. Эта легализация миграции дает немалый доход в государственный бюджет.

В отношении притока новых мигрантов, в том числе нелегалов, в настоящее время принимаются довольно жесткие меры. В выступлениях участников конференции приводились примеры. США озабочены нашествием латиноамериканцев, особенно мексиканцев. Принято решение о возведении трехрядной заградительной стены на границе с Мексикой. В Австралии собираются ввести экзамены на знание языка, истории и культуры страны как условие въезда в нее. Такого же рода меры введены в Германии. Жесткие меры приняты в отношении незаконных переселенцев в Дании и Великобритании12.

Ужесточение условий въезда для иммигрантов, как отмечалось в выступлениях участников конференции, имело еще другую, не менее вескую причину. Дело в том, что адаптация мигрантов и легальных и особенно нелегальных к условиям жизни в чужих странах происходит трудно. «Доктрина мультикультурализма» как условия примирения коренного населения с иммигрантами не оправдала себя. Во многих странах, в том числе во Франции, в Германии, в России, иммигранты сохраняют свою культуру и концентрируются в кварталах на окраинах городов, не пригодных для жилья и находящихся в антисанитарном состоянии. Это служит поводом для социальных и этносоциальных конфликтов, волна которых уже прокатилась по Западной Европе несколько лет тому назад.

Поэтому отвечая на вопрос, нужна ли миграция, правительства многих стран говорят «да», но при этом дифференцируют миграционный поток. Пополнение малоквалифицированными работниками для многих стран-реципиентов требуется лишь в незначительных количествах, так как эти страны уже пресыщены ими. Их экономика построена на новейших технологиях, требующих высококвалифицированных работников. Для них эти страны создают соответствующие условия труда, привлекая тем самым специалистов из разных стран и организуя так называемую «утечку умов». Одним из доноров, к сожалению, является Россия. Многие российские специалисты работают в самых новейших отраслях производства, науки и техники по всему миру. Пора и в России поставить вопрос о создании условий для привлечения высококвалифицированной рабочей силы. Актуальна и другая сторона проблемы. Необходимо создать условия и для отечественных высококвалифицированных специалистов, такие условия, при которых они бы предпочитали оставаться на родине. Эта тема прозвучала в выступлении Р.Г. Юсупова13.

На конференции была поставлена актуальнейшая проблема социокультурной адаптации детей мигрантов в России. Опытом решения этой проблемы в Москве поделилась С.В. Астафьева14. Поскольку главным препятствием межнационального общения является незнание русского языка, то особое внимание уделяется предварительному обучению детей мигрантов русскому языку и подготовке к обучению в школе. Речь идет о дошкольных детских учреждениях, где детей обучают не только писать и читать, но реализуют программу приобщения детей к новой социокультурной среде. Это знакомство детей мигрантов с русскими национальными играми, песнями, танцами, а также песнями и танцами тех стран, из которых прибыли мигранты; мероприятия, проводимые по инициативе департамента образования: смотры-конкурсы образовательных учреждений «Москва на пути к культуре мира», «Диалог — путь к пониманию», интернациональные фестивали. В Москве развернута деятельность школ русского языка, в которых обучение максимально индивидуализировано.

Для вузов чрезвычайно актуальна программа учебной миграции и специфики межкультурной адаптации студентов в мегаполисе. Эта проблема была поставлена в выступлении О.Б. Михайловой и А.И. Косталес15. Они очертили круг вопросов, с которыми сталкиваются в процессе адаптации иностранные и российские студенты в крупных российских городах. В том числе — сложные бытовые

условия общежития, одиночество и ограниченность контактов с родственниками и друзьями, приспособление к новым условиям и качеству жизни в экономической среде.

В процессе адаптации большую роль играет толерантное отношение принимающего общества к мигрантам, которое необходимо воспитывать у студентов нашей страны. Этот момент толерантности, терпимости является очень важным фактором, влияющим на психическое состояние иностранных студентов, трудно адаптирующихся в инокультурном социуме.

На конференции были поставлены вопросы о внутренних миграционных процессах в самой России, в частности вызывает беспокойство отток населения с Дальнего Востока в Центральные районы России. Причиной этого явления, по мнению прибывших из Дальневосточного региона участников конференции О.А. Си-моненко, С.Н. Мищук16, служит ухудшение качества жизни в регионе. Речь идет об ухудшении бытовых условий, перерывов в оплате труда, закрытии некоторых предприятий и образующейся в связи с этим безработицей.

На конференции были освещены сюжеты, связанные с историей российской миграции.

Ряд выступлений был посвящен миграции крестьян в 19301940-е годы из сел в города. С. Максудов главную причину этого явления обоснованно видит в насильственной коллективизации и «раскрестьянивании» деревни.

«Комплекс мер, сформировавший колхозную деревню, — делает вывод Максудов, — создавал ситуацию полной безысходности. Был уничтожен главный мотив человеческого поведения — надежда на изменения к лучшему с помощью собственных усилий. <…> В результате на смену напряженной работе в поле пришло увиливание от дела, халтурное выполнение любого задания, равнодушие и алкоголизм. Крестьянин утратил любовь к своей земле, чувство профессиональной гордости, любовь к труду, затем постепенно ушло и умение тяжело и много работать… До чего надо довести сельского жителя, чтобы работа на шахте показалась ему сказкой! <…>»17. Поток сельских жителей хлынул в города.

Наблюдения Максудова подтверждаются на материалах Западной Сибири, приведенных в выступлении В.А. Исупова18.

Голод 1932-1933 гг. поставил деревню на грань вымирания. Миграция населения приобрела специфический для голодных лет характер. Особенности миграционных процессов в этот трагический период рассмотрены В.Б. Жиромской. Не имея возможности

бежать за границу, не имея никакой информации, кроме слухов, о масштабах распространения голода, насильственно сдерживаемые в местах голодания, не получая никакой гуманитарной помощи (в отличие от 1921 г.) люди буквально метались из деревни в город, из города в деревню, из одного района голодания в другой в поисках средств для выживания и, не находя их, гибли миллионами19.

Трагедия послевоенной деревни, поставленной в период голода 1946-1947 гг. на грань вымирания, освещена на большом фактическом материале А.И. Репинецким. В послевоенной деревне хлеба катастрофически не хватало. С 1 октября 1946 г. количество хлеба по хлебным карточкам сельской местности (у рабочих совхозов) было снижено на 70%, к тому же сократили контингент населения, снабжаемого хлебом за счет иждивенцев, рабочих и служащих совхозов, подсобных хозяйств и МТС, рабочих и служащих предприятий и учреждений местной промышленности, промысловой кооперации, рабочих и служащих лесоохраны. Это положение толкнуло многих сельчан к решению уехать из села20.

Интерес вызвало выступление С.А. Кропачева о миграциях евреев в период Холокоста21.

Участники конференции пришли к взаимному соглашению, что миграционная политика в России нуждается в дальнейшем совершенствовании и оптимизации. С этой целью необходимо создать широкую сеть информационно-справочных и консультативных служб и агентств, оказывающих помощь иммигрантам и работодателям в обеспечении прибывающих рабочими местами, жильем, регистрацией, медицинским обслуживанием, образовательными программами и т. д. Было подчеркнуто, что необходим комплексный миграционный контроль (пограничный контроль, контроль в местах компактного проживания иммигрантов, контроль над работодателями). Необходимы систематические рейды по легализации мигрантов, облегчение режима их регистрации и получения ими разрешения на работу. Кроме того, необходимо нормативное регулирование процесса трудовой миграции, включающее тщательную правовую проработку законодательных основ миграционной политики. Все этим законы должны быть объединены в «Миграционный кодекс» — это предложение высказали Е.С. Кубишин и Е.Н. Соболев22. Участники конференции подчеркнули необходимость согласованных действий в миграционной политике и как со стороны стран, отпускающих трудовую миграцию, так и с принимающей стороны. В этих целях должна быть создана система международных договоров. Миграционная политика в

России предполагает самые жесткие меры борьбы с нелегальной деятельностью мигрантов, связанной с теневой экономикой, преступными группировками и терроризмом.

Проблема регулирования миграционных потоков с небывалой остротой стоит во всех странах, в том числе и в России. В связи с этим в настоящее время на правительственном уровне разработана Концепция развития миграционной политики до 2025 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

2 Назаров АД. Коммуникационные особенности задействования инвестиционного потенциала международных трудовых мигрантов в социально-экономическом развитии общества // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 9; Каменских С.В. Проблемы и перспективы миграции в России // Там же. С. 234; Пятковская О.Р. Украина в современной глобальной миграционной системе // Там же. С. 105

3 Пятковская О.Р. Указ. соч. С. 103.

4 Там же.

5 Там же.

9 Кубишин Е.С., Соболев Е.Н. Указ. соч. С. 167.

10 Араловец Н.А. Миграции из стран СНГ и состояние здоровья населения России на рубеже XX-XXI вв. // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 203-219.

12 См. например Каменских С.В. Указ. соч. С. 239.

13 Юсупов Р.Г. Проблема «утечки умов» и поиски путей ее решения в Башкортостане // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 427-436.

14 Астафьева С.В. Организационно-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации детей мигрантов в Москве: опыт, проблемы и перспективы // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 182-196.

15 Михайлова О.Б., Косталес А.И. Проблемы учебной миграции и специфика межкультурной адаптации студентов в мегаполисе // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 197-202.

16 Симоненко О.А. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: привычные парадоксы // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 498-506; Мищук С.Н. Миграции как показатель качества жизни на Дальнем Востоке России // Там же. С. 507-515.

17 Максудов С. Влияние коллективизации на миграцию населения // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 307, 309.

18 Исупов ВА. Индивидуальные крестьянские переселения в города Западной Сибири (конец 1920 — начало 1940-х годов) // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 312-330.

19 Жиромская В.Б. Особенности миграционных процессов в России в конце 1920 -начале 1930-х годов // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 279-297

20 Репинецкий А.И. Послевоенная миграция сельского населения Поволжья и ее влияние на экономическое развитие региона // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 415.

21 Кропачев С.А. Становление отечественной историографии Холокоста и проблемы определения численности его жертв // Глобальные демографические проблемы современности: миграции и миграционная политика: Сб. ст. С. 375-397.

22 Кубишин Е.С., Соболев Е.Н. Указ. соч. С. 173, 175.

8 октября в Люксембурге состоялась встреча глав МВД стран ЕС. Трагедия у берегов итальянского острова Лампедуза вынудила европейских политиков вновь поставить на повестку дня вопрос об общем курсе ЕС по отношению к беженцам. «Европейские партнеры должны нам помочь», — призвал министр внутренних дел Италии Анджелино Альфано. «Все страны ЕС должны быть готовы принять у себя людей, нуждающихся в защите», — заявила комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрём. В свою очередь министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих (Hans-Peter Friedrich) подчеркнул, что настало время укрепить Европейское агентство пограничной охраны Frontex.

ЕС пытается сократить число беженцев

За последние десять лет почти 20 000 человек погибли при попытке попасть из Африки в Европу на утлых суденышках. Нелегальные мигранты умерли от жажды, утонули или сгорели. Каждый раз после таких трагедий в европейских городах проходят акции протеста против европейской политики в отношении беженцев, а министры внутренних дел стран ЕС обещают сделать все, чтобы такое больше не повторилось.

Акция протеста на острове Лампедуза 9 октября 2013 года

Евродепутат от немецкой партии ХСС Манфред Вебер (Manfred Weber), членом которой является и министр внутренних дел ФРГ Фридрих, считает, что сейчас вопрос заключается не в том, чтобы кардинально изменить европейскую политику в отношении беженцев, а в том, чтобы соблюдать европейские законы. Тем не менее, Вебер возмущен, что при крушении судна в Средиземном море людям не оказывали помощь. «Ведь согласно итальянским законам, за это даже наказывают», — сетует немецкий политик.

Речь идет о законе, согласно которому, капитаны и рыбаки, помогая беженцам добраться до берега, должны нести ответственность за контрабанду. Соответствующий закон был принят в 2002 году, когда у власти был Сильвио Берлускони. Поскольку содержание нелегальных мигрантов стоит денег, то, по мнению некоторых европейских политиков, если для них будут созданы неблагоприятные условия пребывания в европейской стране, возможно, их число уменьшиться.

В результате лагеря для нелегальных мигрантов в Греции находятся в таком плохом состоянии, что немецкие суды запретили депортировать туда беженцев из третьих стран, которые прибыли в Германию через Грецию. А это уже считается нарушением европейских законов. Ведь согласно Дублинскому соглашению, беженцы могут подавать заявления о предоставлении им убежища только в той стране ЕС, границу которой они пересекли.

Биргит Зиппель

Этот документ был принят в 2003 году под давлением Германии. Во время гражданской войны в бывшей Югославии ФРГ приняла большую часть беженцев из этой страны. Все попытки равномерно распределить беженцев по странам ЕС не увенчались успехом из-за нежелания большинства европейских стран.

Так было всегда. Когда несколько лет назад большое число беженцев из Африки пыталось попасть в ЕС через территорию Испании, Мадрид призывал найти европейское решение. Но большинство стран, не имеющих трудностей с наплывом нелегальных мигрантов, не желают предоставлять финансовую помощь или вводить квоты на распределение мигрантов. Вот и получается: если отдельное государство не может самостоятельно справиться с наплывом нелегальных мигрантов, то политики требуют решения проблемы на европейском уровне.

Необходимо европейское решение проблемы нелегальной миграции

Например, ввести квоты для беженцев из африканских стран. Но с помощью квот не решить проблемы нелегальной миграции, поскольку «людей, которые хотят попасть в Европу, всегда будет больше, чем предусмотрено квотой», — поясняет эксперт по вопросам миграции Бернд Лебер (Bernd Leber). По его мнению, такие трагедии, как крушение судна у берегов Лампедузы, можно предотвратить, если полностью открыть границы.

С таким мнением не согласна Биргит Зиппель (Birgit Sippel), евродепутат от немецкой партии СДПГ. «Ни у одной страны в мире нет границы, которая полностью открыта», — говорит она и добавляет, что Европа, а особенно Германия, может принять значительно больше беженцев.

В свою очередь Манфред Вебер считает, что необходимо делать различия между политическими беженцами и теми, кто приезжает в Европу по экономическим причинам. Вебер считает, что не остается ничего другого, кроме того, как одному беженцу разрешать въезд на территорию ЕС, а другому запрещать его.

Смотреть видео 01:43

Поиск выхода из сложившейся ситуации во всей ее многогранности состоялся в ходе онлайн-семинара, организованного АНО «Институт исследований Центральной Азии».

Что происходит в жизни трудовых мигрантов?

В период пандемии COVID-19 трудовые мигранты из Центральной Азии оказались в крайне тяжелом положении. К этому привели самые разные проблемы, отметил, открывая семинар модератор, директор научных программ АНО «Институт исследований Центральной Азии» Андрей Большаков. Так, многие из них не смогли вернуться к себе домой, потеряв при этом работу, а, следовательно, остались фактически без средств к существованию. А следом за ними без поддержки остались и их семьи на родине – многие из них жили только за счет переводов от мигрантов. Кроме того, мигранты столкнулись с проблемами правового характера, невозможностью оформить или продлить действие необходимых для пребывания на территории другой страны документов – эта проблема была решена в России на федеральном уровне, но лишь на ограниченный период: до 15 июня.

«Проблемы, с которыми сталкиваются трудовые мигранты, вошли в этих условиях в зону ответственности не только стран-доноров, но и стран реципиентов. Ведь выехать на родину не смогли миллионы людей – по подсчетам экспертов в России «застряли» 10-12 млн трудовых мигрантов. Только в Москве их осталось около 1,5 млн. При этом около 500 тысяч человек находятся в бедственном положении», – обозначил Большаков.

Помимо уже обозначенных проблем, следует также отметить отсутствие нормального жилья – феномен «резиновых» квартир никуда не делся. В этих условиях, скорее, даже усугубился. В условиях же пандемии крайне важна социальная дистанция. Кроме того, фактически отсутствуют условия для оказания медицинской помощи мигрантам – такие элементарные действия, как вызов скорой помощи, им зачастую недоступны.

Какие меры нужны?

Детально анализировать сложившуюся ситуацию начал профессор Государственного университета управления, почетный работник Федеральной миграционной службы Владимир Волох. Он сосредоточился на аспекте государственного управления миграционными процессами в условиях пандемии. По его словам, решения, которые будут приняты сейчас, либо заложат фундамент в будущее нашей экономики, либо создадут социально-экономические проблемы.

Что нужно сейчас сделать? Прежде всего, необходимо принять решение о сохранении статуса мигрантов, которые получили различные разрешительные документы – и на пребывание на территории России, и на трудовую деятельность – после 15 июня, до которого эти документы уже продлены в соответствии с апрельским Указом Президента. Вопросы сейчас вызывает и статус членов семей трудовых мигрантов, которые приехали вместе с ними. Кроме того, следует продолжить оказание государственных услуг в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе и тех, которые не подпадают под действие указа – из 10 млн трудовых мигрантов только 2,5 миллиона имеют официальное разрешение на работу. Это позволит избежать коллапса.

«Если говорить о социальной стороне, ряд организаций вносили предложения о выплате пособий по безработице для иностранных граждан, которые потеряли работу. Безусловно, нужно, прежде всего, заботиться о своих гражданах. Но и об иностранных гражданах, которые сделали многое для России, нельзя забывать», – считает эксперт.

Вид на жительство под угрозой

Но здесь есть и иная проблема. Рассуждая о возможностях выплаты пособия по безработице трудовым мигрантам, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Клара Тазетдинова обратила внимание на то, что, в случае обращения за такой помощью, те из них, кто имеет вид на жительство, могут его потерять. Ведь, согласно законодательству, вид на жительство выдается тем, кто может обеспечить себя, проживая на территории государства. По данным эксперта, в Татарстане количество зарубежных мигрантов не очень велико – порядка 67 тыс. человек в настоящее время. Это не самый большой показатель за последние годы. Несколько лет назад цифры миграции были намного выше.

По мнению Тазетдиновой, мигранты в период кризиса в Татарстане практически не заявляют о своих значительных проблемах и не обращаются с этим в республиканское правительство. Для выявление социальных проблем работники министерств постоянно встречаются с представителями самых крупных зарубежных диаспор в Татарстане: узбекской, азербайджанской, таджикской. Последняя встреча показала – проблемы определенные есть, но они не носят критического характера. При этом были случаи, когда люди, оставшиеся без работы, нуждались в продуктах питания и такая помощь, безусловно, оказывается, как государственными структурами, так и волонтерами.

Заболел – выйди вон

Продолжая разговор о назревших во время пандемии проблемах, создатель портала «Migrant» Батыржон Шермухаммад обозначил, что мигранты сегодня не только вынуждены скученно жить, но и нередки случаи, когда они в этих условиях оказываются на улице – с подтвержденным диагнозом COVID-19 их просто выселяют из общежитий и квартир. А пойти им некуда – опять же с таким диагнозом их никто не примет. Следует подумать о создании специализированных центров проживания для заболевших мигрантов.

Информация не менее важна, чем питание

Не менее необходимо развивать сейчас систему колл-центров для мигрантов. Команда портала «Migrant» такой колл-центр уже запустила – оказывается информационная поддержка, психологическая помощь, принимаются заявки на оказание медицинской помощи, поставку продуктов питания. Но это лишь капля в море: они должны быть созданы по всей стране.

О нехватке информационной поддержки мигрантов говорил и директор благотворительного фонда поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-ФОНД» Борис Панич. Также он отмечал необходимость внимания к проблеме роста семейного насилия среди трудовых мигрантов и возникшую проблему с дистанционным обучением их детей – в связи с отсутствием нужного оборудования, доступа в интернет, невозможностью помощи родителей.

Бьют – беги. Но куда?

Более подробно тему роста домашнего насилия в условиях пандемии раскрыла доцент кафедры конфликтологии Казанского федерального университета Наталья Шибанова. Она упомянула, что Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш призвал правительства не прекращать защиту пострадавших, отметив особую уязвимость перед домашним насилием женщин и девочек из числа мигрантов, беженцев и жертв торговли людьми.

Однако в условиях пандемии стало намного сложнее обратиться за помощью из-за ограничений. Некоторые кризисные центры ограничили свою работу, и в целом не все из них готовы принимать мигрантов. К тому же, в рунете недостаточно информации о вариантах помощи жертвам домашнего насилия на иностранных языках. К примеру, на сайте МВД есть специализированный раздел, но он полностью на русском языке. И, если женщина плохо им владеет, эта информация становится бесполезной.

Государство – всему голова

«Весь этот ворох проблем можно решить только при непосредственном участии государства. Консульства не справляются с наплывом обращений, а у диаспор и НКО ресурсы для помощи крайне ограничены. Нужно организовать проведение мониторинга потребностей мигрантов и мониторинг наличия механизмов помощи им в различных регионах – чтобы понимать, какие меры следует предпринять», – считает Борис Панич.

Ну а чтобы несколько разгрузить правительство России нужно организовать мигрантам возможность вернуться на родину – запустить специализированные рейсы. Пусть билеты не будут бесплатными, главное – наличие самих рейсов.

России, СНГ и ЕАЭС следует активизироваться

В целом же эксперты сошлись в одном – сегодня нужен комплексный подход к возникшим проблемам. По мнению Владимира Волоха, следует обсудить сложившуюся ситуацию на уровне правительства России или правительственной комиссии по миграции, а также исполнительных комитетов СНГ и ЕАЭС.

Комплексная политика союзников на постсоветском пространстве должна формировать единые подходы к миграции и миграционной политике, которые подразумевают взаимную ответственность стран направляющих и принимающих мигрантов, в сфере их правовой, информационной, медицинской поддержки, убежден Андрей Большаков.

Жизнь после пандемии

Заглядывая в будущее, после пандемии следует устранить сформировавшийся дисбаланс между визовыми и безвизовыми мигрантами: первые, как правило, находятся под протекцией работодателя, вторые – вынуждены решать свои проблемы самостоятельно. Интересен и стартовавший в 2017 году опыт организованного набора трудовых мигрантов, который пока находится в начальной стадии развития.

«К участию в этом процессе следует привлечь большее число частных организаций – они помогут ускорить всю необходимую работу на этом направлении и грамотно распределять трудовые ресурсы. Как итог, это позволит минимизировать нелегальную миграцию», – обозначил Волох.

Правда, Борис Панич отметил, что привлечение к этому процессу частных структур зачастую вызывает больше вопросов, чем можно найти с их помощью ответов – многие из них оказываются нечисты на руку и компрометируют саму систему оргнабора.

Нужна система

Тему комплексного подхода к решению проблем трудовых мигрантов продолжил директор Казанского института евразийских и международных исследований Булат Ягудин – только уже на более глобальном уровне. Он говорил о необходимости формировании системы работы с мигрантами в целом.

«Несмотря на наличие большого числа организаций, задействованных в работе с мигрантами – как государственных, так и общественных – четкой структуры ведения этой деятельности в России нет. Много сегодня говорится о проблеме нелегальной трудовой миграции. Но для ее решения нужны конкретные действия со стороны государства. Прежде всего, нужно стимулировать самих мигрантов получать официальные разрешения на работу», – подчеркнул Ягудин.

Человеческий подход

Как именно это можно сделать? Помогать мигрантам с поиском жилья – например, заселять их в бюджетные гостиницы, помогать с получением медицинской помощи при необходимости, а также создать государственную биржу труда для иностранных граждан.

«Скачкообразный рост миграции из центральноазиатских республик в Россию будет продолжаться. Это обусловлено тем, что инвестиционный потенциал региона практически не растет, а, следовательно, рабочих мест по-прежнему будет не хватать. Ментально же в связи с общей историей представителям этих народов проще отправиться на заработки в Россию, нежели другую страну. Поэтому проблемы миграции следует поставить во главу угла», – убежден эксперт.

О решении проблемы нелегальной миграции говорил и создатель портала «Migrant» Батыржон Шермухаммад. Но он подчеркнул, что подавляющее большинство мигрантов изначально желает получить разрешение на работу, а не оказаться на теневой стороне. Однако зачастую им просто не удается это сделать. Основная причина – отсутствие регистрации по месту жительства. Ведь большинство россиян, сдающих свои квартиры, не желают предоставлять им возможность зарегистрироваться. А, согласно законодательству, получить разрешение на работу можно только имея такую регистрацию.

«Наше предложение – разрешить получать право на трудовую деятельность просто с указанием в документах адреса места жительства без регистрации. При необходимости можно проводить проверку соответствия указанных данных действительности. Это необходимо самой России, ведь, получив отказ на трудовую деятельность, можно повторно подать документы лишь через год. А эти люди не уезжают обратно, они пополняют ряды нелегальных мигрантов, работая в теневом секторе экономики», – пояснил Шермухаммад.

Для помощи трудовым мигрантам можно также создать в различных регионах страны специализированные образовательные центры, где они смогут осваивать в свободное от работы время рабочие профессии и изучать русский язык. Такой опыт сегодня уже есть в Узбекистане, России он тоже может быть полезен – в стране острая нехватка квалифицированной рабочей силы.

НКО всякие важны, НКО всякие нужны

В системе работы с трудовыми мигрантами, безусловно, должны быть задействованы НКО – они и сегодня уже играют значимую роль в этих процессах. Так, например, в Татарстане уже 25 лет действует Ассамблея народов Татарстана, которая берет на себя большую роль в области решения проблем трудовых мигрантов, отметил председатель Совета Молодежной Ассамблеи народов Татарстана Тимур Кадыров. В организации есть представительства 37 национальностей.

«В течение последних 10 лет Ассамблея народов Татарстана ежеквартально проводит профильные круглые столы с участием представителей органов власти и правопорядка, лидеров национальных культурных автономий республики, на которых обсуждаются насущные проблемы и ведется поиск их решения», – рассказал Кадыров.

По его словам, при поддержке ассамблеи, в это тяжелое время национальные культурные автономии активно помогают своим согражданам: обеспечивают бесплатную раздачу масок, бесплатное питание, помогают с поиском или сохранением жилья, собирают средства на товары первой необходимости. А представители Молодежной Ассамблеи участвуют в волонтерских проектах, обеспечивая доставку еды и санитарную обработку общественных мест.

В целом, участники международного семинара констатировали, что ситуация с мигрантами в России и ее регионах остается достаточно стабильной, несмотря на кризисные явления в обществе. Решать проблемы мигрантов системным образом под силу только государству, российские общественные организации в основном могут оказывать ему содействие, но они занимают пока лишь отдельные ниши, которое государство в силу разных причин «не замечает» или не имеет ресурсов для их заполнения.

До сих пор в полной мере не задействованы и ресурсы тех стран, которые заинтересованы в миграции своих граждан в Россию. Они должны заботиться о своих гражданах, находящихся на зарубежной территории, оказывать им различную помощь и не только по семейным или родственным каналам, но и через государственное финансирование перелетов мигрантов, предоставления авиационного транспорта для тех из них, которые хотят оказаться на родине, заплатив собственные деньги. Возможно оказание массированной информационной помощи своим соотечественникам, посредством реализации специальных программ и их финансирования, осуществления программ медицинской реабилитации и др.

Различного рода международные и всероссийские экспертные конференции и семинары призваны формировать и изменять повестку дня для достижения согласия и стабильности в современном российском обществе.

Е. С. Красинец

Проблемы труЗоВои мигроиии * и миграционной политика России *

Среди проблем миграции в Российской Федерации все большее внимание привлекают тенденции и последствия международной трудовой миграции, поиск оптимальных подходов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы (ИРС).

Передвижение людей через границы в поисках работы — неизбежная реальность процессов глобализации. Это масштабное и динамичное транснациональное явление стало неотъемлемой частью современной российской экономики. В последние годы в динамике трудовой миграции в Россию и в механизмах регулирования использования труда иностранных работников произошли существенные перемены, которые требуют не только всестороннего анализа закономерностей изменения данного феномена, но и осмысления проблем, связанных с совершенствованием политики приема трудовых мигрантов и допуска их на национальный рынок труда.

При проведении миграционной политики, реформировании мигра-

* Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-02- 00231 а) и РФФИ. (проект № 11-06-00304-а).

ционного законодательства и в дискуссиях среди экспертов нет единства и согласия в понимании таких вопросов, как «нужны ли нам трудовые мигранты, и если да, то какие и сколько?»; «с помощью каких механизмов управления отбирать иностранных работников и регулировать их допуск на национальный рынок труда?»; «какой должна быть продолжительность периода, в течение которого мигранты и члены их семей могут находиться и работать в стране?»; «как бесконфликтно интегрировать мигрантов в российское общество и адаптировать их к условиям нового места пребывания и работы?»; «как противодействовать незаконной миграции и занятости иностранных граждан?».

Согласно одной из распространенных точек зрения, для развития отечественной экономики и поддержания высоких показателей ее роста необходимо расширить масштабы привлечения и использования трудовых мигрантов из-за рубежа как на постоянной, так и на временной основе. Ряд сторонников увеличения трудовой иммиграции, прежде всего среди демографов, в один голос говорят о том, что в ближайшие 10 лет в связи с ухудшением демографической ситуации Россия столкнется

с жесткой нехваткой трудовых ресурсов. Экономический рост будет невозможен без увеличения численности трудовых ресурсов и, соответственно, без миграции. Приток иностранных работников позволит избежать в будущем серьезных деформаций на рынке труда, которые возникнут в связи с падением предложения рабочей силы со стороны российского населения.

Противоположная точка зрения базируется на том, что необходимо усилить и дифференцировать меры, ограничивающие приток трудовых мигрантов в страну. Сторонники этой точки зрения полагают, что российской экономике не нужно так много иностранных рабочих, так как миллионы собственных граждан, особенно в депрессивных районах и моногородах, не могут найти себе работу. По мнению экс-руководителя пресс-службы ФМС России Константина Полторанина, нам не надо даже того количества мигрантов, которое уже есть сейчас . Возрастающий поток экономических мигрантов создает дополнительную конкуренцию на региональных рынках труда, где идет вытеснение коренного этноса. В условиях безвизового въезда основной массы трудовых мигрантов сложи -лась ситуация, при которой не Россия определяет, кто к нам должен ехать на работу, а сами мигранты решают. Многомиллионный приток иностранных работников не способствует развитию экономики, поскольку в своей основе в Россию едут неквалифицированные кадры, как правило, без высшего, средне-профессионального, а иной раз — и без общего среднего образования. Поведение многих мигрантов криминально, особенно в крупных городах, из-за них повышается преступность. В результате высо-

кого уровня заболеваемости стихийно прибывающих в страну мигрантов возрастают угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию местного населения.

В действительности трудовая миграция в Российскую Федерацию противоречива и оказывает неоднозначное влияние на ее социально-экономическое развитие. Положительные эффекты связаны прежде всего с тем, что в результате притока трудовых мигрантов усиливается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность рынка труда, обеспечивается стабильное функционирование многих секторов экономики — таких, как строительство, транспорт, торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство. Весьма важное значение имеет использование миграционного ресурса для кадровой поддержки отраслей, отличающихся высокой сезонностью и невысокой оплатой труда. Присутствие на российском рынке труда иностранной рабочей силы оказывает благоприятное воздействие на уровень инфляции путем снижения издержек производства и сдерживания роста себестоимости продукции. И, как главный итог, трудовая миграция оказывает прямое влияние на рост ВВП России. По имеющимся оценкам, мигрантами создается от 7 до 10 % ВВП экономики страны .

Признавая неизбежность и полезность трудовой миграции, нельзя вместе с тем не видеть опасностей и угроз, с которыми может столкнуться страна, если ее экономическое развитие будет ориентироваться на бесконтрольное использование иностранной рабочей силы. К этим угрозам уже сегодня относится нерациональная структура миграционных потоков.

Количество и качество прибывающих в страну мигрантов не соответствует потребностям инновационного развития экономики. В условиях безвизового въезда в Россию мигрантов из стран СНГ происходит масштабное наполнение российского рынка труда неквалифицированной рабочей силой, что приводит к снижению качества трудового потенциала страны.

Опасности и угрозы сопряжены с большими объемами нелегальной миграции и латентной занятости мигрантов. По имеющимся оценкам, незаконно осуществляют трудовую деятельность в стране как минимум от 3 до 5 млн человек. Применение в больших масштабах нелегальной, дешевой и бесправной иностранной рабочей силы подрывает рыночные механизмы экономики, снижает социальные стандарты занятости, уровень оплаты труда и темпы модернизации в целом ряде отраслей.

Усиливаются сложности межкультурного взаимодействия и интеграции в российский социум выходцев из специфических в культурном отношении стран. Приток значительного количества иноэтничных мигрантов, существенно отличающихся в социокультурном плане от местного населения, нередко вызывает у российских граждан отторжение и неприязнь. Среди молодежи развивается этнический негативизм, ксенофобные настроения, различного рода предубеждения в отношении мигрантов. В связи с ростом культурной дистанции между мигрантами и принимающим населением возрастают угрозы этнокультурной безопасности, риски обострения межнациональных отношений и социальной стабильности.

Важнейшим фактором, определяющим тенденции трудовой иммиг-

рации, является рынок труда. Как в большинстве стран мира с развитой рыночной экономикой, в России ситуация на рынке труда развивается в условиях диспропорций между спросом на рабочую силу и ее предложением. В регионах и отраслях структура рабочей силы и структура рабочих мест плохо «стыкуются» между собой, что связано прежде всего с сохранением потребности в рабочей силе со стороны «старых» отраслей экономики, наличием большого числа рутинных рабочих мест, структурной безработицей, несоответствием профессионально-квалификационного состава безработных потребностям региональных рынков труда, незначительной мобильностью национальной рабочей силы .

По данным официальной статистики, в 2011 г. в целом по России среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1,4 млн человек, а общая численность безработных — 5,0 млн человек или 6,6 % от численности экономически активного населения. И если в Москве и ряде крупных городов уровень занятости населения в трудоспособном возрасте является достаточно высоким, то в моногородах, населенных пунктах с моноэкономической структурой экономики, сельской местности и на Северном Кавказе безработица ощущается довольно остро.

В условиях высокого уровня занятости в неформальном секторе наряду с безработицей на рынке труда сохраняется большое количество вакантных рабочих мест и наблюдается неудовлетворенный спрос на труд по территориям, отраслям, видам деятельности и за-

нятий. Только заявленная потребность работодателей в работниках в феврале текущего года составляла в целом по РФ почти 1,4 млн человек.

Кадровый дефицит проявляется прежде всего в недостатке рабочих высокой квалификации, а также рабочих по профессиям с большим количеством непривлекательных и тяжелых видов работ. В настоящее время с проблемой недостатка квалифицированных кадров сталкивается большинство руководителей предприятий и организаций. Дефицит квалифицированных работников выражается в первую очередь в нехватке рабочих основного технологического профиля, а также занятых ремонтом и техническим обслуживанием. Наибольшую потребность в квалифицированных кадрах испытывают предприятия промышленности (особенно машиностроения и металлообработки), строительства и транспорта.

В период выхода из рецессии спрос на рабочую силу и дефицит трудовых ресурсов возрастают. В феврале 2012 г. заявленная работодателями потребность в дополнительной рабочей силе была почти на 1/4 выше в сравнении с потребностью февраля 2011 г. По имеющимся оценкам, при нынешних тенденциях в развитии системы профессионального образования к 2015 г. дефицит некоторых рабочих профессий будет достигать 90% .

При этом необходимо учитывать, что в стране сложилась существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Наибольшую потребность в дополнительной рабочей силе испытывают крупные города, в первую очередь Москва, Санкт-Петербург, а также восточные территории, откуда

уже длительное время идет масштабный миграционный отток населения.

Ряд ключевых проблем согласования спроса на рабочую силу и ее предложения связан с низкой территориальной мобильностью населения, включая безработных. Даже в условиях экономического кризиса среди лиц, ищущих работу, незначительной оказалась доля желавших переехать на работу в другую местность. В 2010 г. только 7,0 тыс. человек воспользовались помощью государства и сменили место жительства, чтобы трудоустроиться в другом регионе.

Вдолгосрочной перспективе в связи с сокращением совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте эти проблемы будут усугубляться. Согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, сокращение численности трудоспособного населения в России в перспективном периоде до 2030 г. превысит 11 млн человек. Причем в ближайшее 10-летие сокращение будет особенно резким — темпом около 1,0 млн человек в год. Однако, если из прогнозных оценок исключить численность долгосрочных мигрантов, то сокращение данной категории населения в ближайшие 2 10-летия составит уже 18 млн человек, или почти 1/4 от его нынешней численности .

В последнее 10-летие привлечение трудовых мигрантов в Россию заметно расширилось. В период нулевых годов трудовая миграция имела устойчивую нарастающую тенденцию вплоть до кризисного 2008 г. За 10-летний период, предшествующий кризису (1998—2007 гг.), зарегистрированное число иностранных работников уве-

личилось в стране более чем в 10 раз. Особенно заметный скачкообразный рост притока иностранной рабочей силы наблюдался в связи с принятием нового иммиграционного законодательства. Так, в 2008 г. по сравнению с 2006 г. численность иностранных работников, на законных основаниях работавших в России, возросла с 1,0 млн человек до 2,4 млн, или более чем в 2 раза.

В период мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. в использовании потенциала миграционного процесса произошли существенные перемены. Рецессия сократила количество свободных рабочих мест, привела к массовым увольнениям среди работающих, снизила потребность в привлечении иностранной рабочей силы, особенно в строительстве и малом бизнесе.

В условиях роста числа людей, пополняющих ряды безработных, возросла задача защиты права российских граждан на приоритетное трудоустройство. В целях обеспечения реализации указанного права в Российской Федерации были существенно снижены квоты на привлечение иностранной рабочей силы. К 2011 г. в сравнении с 2008 г. квота на привлечение и использование иностранной рабочей силы была сокращена с 3,4 млн человек до 1,7 млн человек, т.е. вдвое. Естественно, что в период кризиса в рамках антикризисных мероприятий произошло некоторое снижение использования труда мигрантов. К настоящему времени объемы привлечения и использования ИРС вернулись к докризисным показателям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудовая миграция в современную Россию характеризуется большим разнообразием миграционных

потоков по странам выезда. Наиболее крупными поставщиками рабочей силы в Россию из государств — участников СНГ являются Узбекистан, Таджикистан, Украина и Кыргызстан, из стран дальнего зарубежья — Китай, Турция. С середины 2000-х годов все большую активность в формировании государственной политики экспорта трудовых ресурсов в Российскую Федерацию проявляют страны Центральной Азии.

С ростом доли мусульманских стран Центральной Азии в экспорте трудовых ресурсов возрастает культурная дистанция между приезжающими мигрантами и российским населением. В своей основной массе трудовые мигранты из стран СНГ являются представителями бедных слоев населения, плохо владеющими русским языком. По данным главы ФМС, около 1/4 из них не умеют говорить по-русски и общаются исключительно на своем языке , поэтому оказываются наиболее проблемными группами с точки зрения их интеграции и адаптации к российским условиям жизни.

По официальным оценкам, в настоящее время на территории страны находятся от 3 до 5 млн незаконных мигрантов. Данные проведенных нами обследований показывают, что в общей численности большую часть (около 2/3) составляют выходцы из республик бывшего СССР. Особенно велики размеры незаконной миграции в крупных городах, прежде всего в Москве.

Социально-демографические характеристики нелегальных мигрантов близки к параметрам легальных мигрантов. В целом нелегалы отличаются более низким уровнем образования и подготовки. Среди них

наибольший удельный вес (примерно 2/3 от общего числа) составляют лица, имеющие неполное среднее или среднее образование. В совокупности незаконных мигрантов преобладают иностранцы, занятые трудом низкой квалификации. Основная сфера притяжения незаконных мигрантов — негосударственный сектор и неформальная экономика. В малом бизнесе трудится свыше половины незаконных мигрантов, каждый 5-й занят индивидуальной трудовой деятельностью. Сфера малого предпринимательства в силу ряда своих особенностей предоставляет единственный шанс получить работу для значительной части мигрантов, которые по тем или иным причинам не могут на законных основаниях включиться в «большую экономику».

Перспективы демографического и социально-экономического развития страны во многом зависят от формирования миграционных процессов, управление которыми на современном этапе относится к одному из стратегических направлений социально-экономической политики российского государства. В условиях долговременного демографического кризиса и убывающего «человеческого ресурса» поиск оптимальных подходов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы с учетом необходимости устойчивого роста экономики, требований рынка труда и национальной безопасности, а также общемировых тенденций глобализации привлекает в экспертном сообществе все большее внимание.

Важные задачи в сфере миграции связаны прежде всего с решением вопросов определения перспектив-

ной потребности количества и качества привлекаемых из других стран трудовых мигрантов. Необходимо четко определиться с внутренними резервами увеличения трудового потенциала страны и возможностями дополнительных источников рабочей силы за счет решения проблем структурной безработицы, сокращения незанятости нуждающихся в работе, изменений в неформальной занятости граждан, легализации нелегальных трудовых мигрантов, переселения соотечественников, повышения внутренней (в том числе трудовой) мобильности населения России. В связи с решением задачи ускоренного роста производительности труда и модернизации производства необходимо обеспечить большую скоорди-нированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций. Целесообразно вернуться к практике прогнозных балансовых разработок в сфере труда, определяющих в среднесрочной и долго -срочной перспективе потребность в трудовых мигрантах на российском рынке труда. Для совершенствования процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы многое необходимо сделать в правовой сфере регулирования трудовой миграции. Требуется внести такие изменения в миграционное законодательство и Трудовой кодекс Российской Федерации, которые на практике обеспечивали бы защиту национального рынка труда и приоритетное право россиян на занятие вакантных рабочих мест.

В условиях перехода экономики на инновационный путь развития актуальной становится разработка

процедур, которые поощряют въезд в Россию нужных для страны мигрантов и ограничивают доступ на отечественный рынок труда тех, в ком нет нужды. На передний план выходят мероприятия, способствующие диверсификации потоков трудовых мигрантов и приданию им различного статуса. Особое значение имеют разработка и внедрение дифференцированных механизмов отбора, привлечения и использования иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности) и их квалификации.

Исходя из задач модернизации миграционной политики, стратегия управления трудовой миграцией должна сместить приоритеты в пользу реализации адресных мер по содействию постоянной и временной миграции в Россию лиц с высоким уровнем образования и квалификации, предпринимателей, а также лиц, желающих инвестировать или организовать свой бизнес в стране. При осуществлении мер миграционной политики необходимо упрощать процедуры привлечения высококвалифицированных специалистов и квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда. Требуется расширить перечень профессий (специальностей, должностей), на которые в Российской Федерации не распространяются квоты. Одновременно в России должны быть установлены более жесткие

административные и экономические барьеры на пути найма на работу трудовых мигрантов для выполнения малоквалифицированных и неквалифицированных работ.

Принципиальное значение для оптимизации использования иностранных работников имело бы внедрение механизмов регулирования численности и структуры привлекаемой рабочей силы из-за рубежа, основанных на оперативном рассмотрении заявлений на получение разрешения на работу трудовыми мигрантами в территориальных службах занятости. В целях более эффективного регулирования рынка труда иностранных работников и более оперативного определения вакантных рабочих мест, которые не могут быть заняты российскими гражданами, целесообразно передать функции выдачи разрешений мигрантам на трудовую деятельность из миграционной службы в службы занятости.

От принятия своевременных мер по противодействию незаконной миграции и занятости иностранных граждан во многом зависит позитивное влияние трудовой миграции на решение экономических задач и обеспечение безопасности страны. Эта система мер должна минимизировать негативные последствия латентной иммиграции и максимизировать экономические выгоды от использования иностранных работников для устойчивого развития российской экономики.

Литература

1. Полторанин К. Нам не нужны даже те мигранты, которые уже есть в стране // Комсомольская правда. 01.11.2011.

2. Россия: новая социальная реальность.

Демографическое развитие

5. Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России. Выбор верного пути. М.: Макс Пресс, 2011.

6. Комсомольская правда. 29.02.2012.

В. В. Пациорковский

изменение услоВии ^изни и размещения населений — ключевые факторы демографического развития

Размещение населения, сложившееся в индустриальную эпоху, препятствует решению задач сбережения населения и демографического развития. Это обстоятельство необходимо учитывать в пространственной организации вновь формируемого общества.

Как видно из данных табл. 1, воспроизводство населения во всех основных формах расселения испытывает огромные напряжения. При этом к уровню замещения поколений ближе всего в последние годы подошла сельская местность, где в 2009 г. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составил 1,9 ребенка на женщину в репродуктивном возрасте.

Среди пяти выделенных групп городов максимальное значение рассматриваемого коэффициента воспроизводства составляет 1,6, а минимальное — 1,3 ребенка. В среднем по городской местности значение СКР

составляет 1,4 ребенка, что весьма и весьма далеко от уровня, необходимого для замещения поколений. Из этого следует, что концентрация населения в городах сокращает возможности его воспроизводства. Действительно, в 2009 г. селяне, составляющие немногим более 1/4 всего населения страны, дали около 1/3 всех рождений .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным обстоятельством можно считать практически полное прекращение оттока сельского населения в города. И, как следствие, продолжение процесса концентрации городского населения в крупнейших городах теперь уже в первую очередь за счет малых, средних городов и ПГТ. Население последней группы городов и селяне составляют вместе более половины населения страны. С учетом близости укладов жизни в малых городах и на селе можно предположить, что ориентация в них на формирова-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *