Неотличимов права

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5’2016

11.5. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Джамалудинов Руслан Алиевич, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин

Место учебы: Российский государственный социальный университет

ruslan-05_ 92@mail.ru

Аннотация: За десятилетие, прошедшее после принятия Гражданского кодекса РФ, появилось немало публикаций по понятию и признакам нематериальных благ и личных неимущественных прав, усилению научного интереса к указанным вопросам способствует правоприменительная практика. Вместе с тем встраивание Российской Федерации в мировое сообщество требует дальнейшего развития и углубления указанной области научных исследований, переосмыслении теоретического наследия имеющихся научных положений по указанным проблемам, их анализе с привязкой к международным договорам, мировому опыту, прежде всего практики Европейского Суда.

Ключевые слова: нематериальные блага, личные неимущественные права, репутационный вред.

THE CONCEPT AND FEATURES OF

NON-MATERIAL ASSETS AND PERSONAL NON-PROPERTY RIGHTS

Djamaludinov Ruslan A., Graduate of civil-legal disciplines branch Law faculty

Study place: Russian State Social University

ruslan-05_ 92@mail.ru

Keywords: intangible assets, moral rights, reputational harm.

В юридической литературе неоднократно поднимался вопрос о разграничении понятий «нематериальные блага», «личные неимущественные права» . Большинство исследователей приходит выводу, что о том, что эти понятия различны, так как личные неимущественные права основываются на нематериальных благах.

Толковый словарь Ушакова объясняет слово «благо» как добро, счастье, то, что служит удовлетворению потребностей. Для удовлетворения потребностей человеку необходимы как

материальные, так и нематериальные предметы. Нематериальные предметы принято называть нематериальными благами. Классик российской цивилистики Ю.С. Гамбаров под нематериальными благами понимал «…научные, художественные, промышленные и другие духовные продукты нашей деятельности, которые, проявляясь вовне, получают известную самостоятельность и имущественную ценность, сообщающие им способность быть предметом права и юридической защи-ты…». Блага, составляющие содержание прав личности, Ю.С. Гамбаров называл личными благами. Среди личных благ он выделял «.личные блага, служащие «условием самого существования личности, — таковы, напр., ее жизнь, свобода, честь», возникающие вместе с самой личностью; «менее важные личные блага, как, напр., имя, почетные отличия, марки и т.д.», возникающие в силу закона; блага, представляющиеся «условием либо результатом какой-нибудь личной деятельности, напр., литературной, художественной, музыкальной и т», возникающие в силу индивидуальных действий».

В современной юридической литературе отсутствует единое понятие термина «нематериальные блага». Различное толкование обусловлено прежде всего тем, что законодатель не закрепил легального определения нематериальных благ, а ограничился указанием на их принадлежность к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), их специфические свойства (неотчуждаемость и непередаваемость) и основания возникновения (от рождения или в силу закона) (п. 1 ст. 150 ГК РФ). Согласно ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство. Отметим, что законодатель особо выделяет нематериальные блага и особым образом регулирует неимущественные отношения, подчеркивая их принципиально отличие от имущественных .

Основываясь на ст. 150 ГК РФ выделяют следующие существенные признаки нематериальных благ:

1) нематериальный характер;

2) неотчуждаемость и непередаваемость;

3) принадлежность гражданину от рождения или в силу закона.

Признак нематериальности означает, что нематериальные блага нельзя измерить в денежных единицах. Признак неотчуждаемости и непередаваемости выражается в невозможности передачи благ другому лицу и подчеркивает неразрывную связь блага с личностью его носителя. Принадлежность материальных благ гражданину от рождения говорит об их естественно-правовой природе. Принадлежность в силу закона означает, что материальные блага признаны и охраняемы законодательством .

Таким образом, под нематериальными благами ГК РФ понимает объекты гражданских прав, естественные по своему происхождению, не имеющие экономического содержания и неотделимые от личности их носителей, признаваемые и охраняемые законодательством.

Несмотря на устоявшееся понимание нематериальных благ Гражданским кодексом РФ, анализ учебной и научной юридической литературы показывает, что у этих неимущественных ценностей до сих пор нет единого общего названия.

Джамалудинов Р. А.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Одни авторы предлагают «считать нематериальные блага, перечисленные в ст. 150 ГК РФ, личными нематериальными благами» для дифференциации с другими нематериальными благами, такими как информация, или теми, «которые могут быть отделены от субъекта посредством воплощения их в каком-либо внешнем по отношению к человеку материальном объекте» (например, товарный знак, произведения литературы и искусства). Другие — используют термин «личное благо», потому, что данное благо «представляет собой социальное условие существования и выражения качеств субъекта как личности» . Отдельные авторы считают, что правильнее именовать нематериальные блага личными неимущественными, поскольку этот термин позволяет лучше отразить их особенности или предлагают заменить применяемый законодателем термин «нематериальные блага» на «неимущественные блага», что «…позволит четче подчеркнуть правовую природу и сущность нематериальных благ, регулируемых и охраняемых законом».

Как мы видим, отсутствие единства мнений объясняется многозначностью термина «нематериальные блага». Нематериальные блага в широком значении включают в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) информацию как нематериальное благо особого рода;

2) нематериальные блага, имеющие свойство воплощаться во внешнем по отношению к субъекту объекте (результаты творческой деятельности, произведения науки, литературы, искусства изобретения и т.д.);

3) нематериальные блага, которые неотделимы от личности их носителя (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и т.д.), то есть те блага, которые указаны в ст. 150 ГК РФ.

Принимая во внимание признак неотчуждаемости и непере-даваемости, и учитывая тот факт, что значение термина «нематериальные блага», используемое в Гражданском кодексе РФ, уже, чем используемое в науке гражданского права, следует согласиться с авторами, предлагающими считать нематериальные блага, перечисленные в ст. 150 ГК РФ, личными нематериальными благами.

До недавнего времени законодатель фактически отождествлял понятия «нематериальные блага» и «личные неимущественные права», допуская в ст.150 ГК РФ их перечисление в качестве однородных членов, тем самым смешивая нематериальный объект с субъективным правом лица на него. Данная позиция законодателя, а также отсутствие в Гражданском кодексе РФ специального раздела, посвященного личным неимущественным правам, позволила некоторым исследователям считать понятие «нематериальное благо» собирательным, относящимся как к самому благу так и к личным неимущественным правам. В связи с чем, выделялись нематериальные блага первого уровня (жизнь и здоровье , достоинство личности и т.д.) и нематериальные блага второго уровня (право на имя, право авторства и т.д.).

Права граждан, возникающие в отношении нематериальных благ, принято называть личными неимущественными правами. Исследованию личных неимущественных прав в юридической науке уделялось достаточно большое внимание. Тем не менее, до настоящего времени в теории права отсутствует единое определение личного неимущественного права, отражающее его универсальность и существенные признаки. Прежде всего, следует отметить, что правовое регулирование личных неимущественных прав осуществляется рядом международных нормативно-правовых актов, в частности: Всеобщей

декларацией прав человека (1948 г.), Европейской конвенцией защиты прав человека и основных свобод (1950 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другими. Система личных прав граждан, а также правовые гарантии их реального осуществления, закреплены в Конституции Российской Федерации (глава 2). Закрепленные в Конституции РФ общие принципы правового регулирования общественных отношений находят более детальное развитие в отраслевом законодательстве. Так, на борьбу с общественно опасными посягательствами на важнейшие личные права граждан, такие, как право на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность, право на честь, достоинство и деловую репутацию и т.д., направлены нормы уголовного права (гл. 16-20 УК РФ). Нормы семейного права регулируют личные неимущественные права супругов и членов семьи. Особое место в правовом регулировании и охране личных неимущественных прав принадлежит нормам гражданского права.

Исследуя личные неимущественные права граждан как гражданско-правовой институт, ученые по-разному определяют понятие личного неимущественного права. Одни считают, что личное неимущественное право — это субъективное право, возникающее по поводу благ, лишенных экономического содержания, тесно связанное с личностью и выполняющее роль правового средства обеспечения личной сферы, имеющее специфические основания возникновения, изменения и прекращения. Другие добавляют, что личное неимущественное право как субъективное право, носит абсолютный характер, предоставляет возможность удовлетворения неимущественного интереса, не имеющего эквивалента и индивидуализирующего личность» .

Наиболее признанным в науке гражданского права является определение, сформулированное М.Н Малеиной, по мнению которой, личное неимущественное право — это субъективное право, возникающее по поводу нематериальных благ или результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащее точной денежной оценке, тесно связанное с личностью упра-вомоченного, направленное на выявление и развитие его индивидуальности, имеющее специфические основания возникновения и прекращения».

Признаки личных неимущественных прав складываются из особенностей их правового регулирования и тесной связи с объектом — нематериальными благами.

1) Эти права личностные — это значит, что они не могут быть отчуждены (как принудительно, так и добровольно, как постоянно, так и временно) от лица носителя этих прав и/или переданы иным лицам, что категорически не допускает участие таких прав в гражданском обороте . Право на защиту личных неимущественных прав умершего, переходящее по наследству к его наследникам, не влечет их приобретения последними.

2) Эти права направлены на выявление и развитие индивидуальности личности. На выявление и развитие индивидуальности могут быть направлены не только личные неимущественные, но и также имущественные права, но неимущественные права имеют приоритет при индивидуализации. Личные неимущественные права охраняют самобытность и своеобразие субъекта права.

2) Эти права неимущественные — это значит, что у них нет имущественного (экономического) содержания, то есть фактически невозможно определить стоимость этих прав, а соответ-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5’2016

ственно и блага, являющегося его объектом, в денежном эквиваленте.

3) Эти права по своему характеру являются абсолютными правами, т.е. их носителю противостоит неопределенное число лиц, обязанных воздерживаться от нарушения права. Иными словами, никто не вправе совершать какие-либо действия, нарушающие нематериальные блага гражданина. В случае нарушения права, правообладатель может прибегнуть к установленным законом мерам защиты.

4) Эти права принадлежат каждому человеку — это значит, что они принадлежат всем без исключения гражданам и все они равны в возможности реализации и защиты этих прав.

5) Эти права принадлежат лицу по закону — это означает, что основанием их возникновения является юридический факт (событие или действие), которое предусмотрено в законе; так, например, право авторства возникает в связи с созданием произведения.

6) Эти права принадлежат гражданину пожизненно. Возникновение личных неимущественных прав связано, как правило, с рождением, прекращение — со смертью. В некоторых случаях личные неимущественные права, принадлежащие умершему, могут осуществляться другими лицами, так, например, в п. 3 ст. 1268 ГК РФ сказано, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме, а с учетом положений ст. 1281 ГК РФ это означает в течение 70 лет после смерти автора.

Итак, личное неимущественное право — это абсолютное субъективное право, которое принадлежит каждому гражданину, является неотделимым и неотъемлемым от него, не имеет экономического смысла, имеет свойство индивидуализации личности, возникает у него от рождения и принадлежит ему пожизненно.

Понятия личных неимущественных прав и нематериальных благ позволяет выявить их схожесть, что приводит к их отождествлению и использованию как равнозначных понятий, поскольку они обладают строго личным характером, являются абсолютными и обладают неимущественным, неэкономическим содержанием. Тем не менее, большинство ученых-цивилистов» указывали на невозможность однопорядково-го применения таких понятий, как нематериальные блага и неимущественные права на них.

В частности М.Н. Малеина, анализируя неимущественные отношения, строго разграничивала нематериальные блага и личные неимущественные права, указывая, что «…само личное неимущественное право и его объект тесно взаимосвязаны, но не тождественны». В.С. Синенко, предлагает разграничивать нематериальные блага и личные неимущественные права следующим образом: «нематериальное благо объективно существует независимо от признания со стороны гражданского права; соответственно личное неимущественное право, которое оценивается участниками правоотношений, является таковым в субъективном его понимании» .

Список литературы:

1. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. —

М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. С. 338-339.

2. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Часть общая. — СПб.: 1911. Т. 1.

URL.: http://www.lib.rus.ec/ (дата доступа 15.10.2016).

3. Синенко В.С. Развитие теории личных неимущественных прав в гражданском праве Российской Федерации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Синенко В.С. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Белгород, 2002. 22 с.

6. Ситдикова Л.Б. Судебная практика Европейского суда по правам человека при формировании нематериального репутационного вреда // Российский судья. 2015. № 7. С. 39-43.

9. Ситдикова Л.Б. Личные неимущественные права юридических лиц // Юридический мир. 2015. № 11. С. 28-32.

10. Тимешов Р.П. Нематериальные блага в гражданском праве и их защита: автореф. … дис. .канд. юрид. наук. — Краснодар, 2010.

11. Толковый словарь Ушакова Д.Н. URL.: http://www.dic.academic.ru/ (дата доступа 15.10.2016).

14. Шиловская А.Л. Личные неимущественные права несовершеннолетних // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. Издательство: Инновационный центр развития образования и науки. С. 61-63.

РЕЦЕНЗИЯ

канд. юрид. наук, доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета Щиловской Анны Леонидовны на научную статью «Понятие и признаки нематериальных благ

и личных неимущественных прав» аспиранта кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета Джамалудинова Руслана Алиевича Выбранная автором статьи проблематика, является весьма актуальной на, сегодняшний день, поскольку тема нематериальных благ и личных неимущественных прав остается одной из наименее урегулированных в гражданском праве России.

Целью данной статьи является анализ доктрины гражданского права по данному вопросу и действующего законодательства, формулирование выводов по данной проблематике.

В предлагаемой статье, автор указывает на то, что до настоящего времени в теории права отсутствует единое определение личного неимущественного права, отражающее его универсальность и существенные признаки.

При написании статьи автор показал умение анализировать юридические источники, делать обоснованные выводы и предложения. Статья характеризуется логичностью и четкой структурой.

Безусловно, некоторые выводы и предложения автора не бесспорны, но при этом заслуживают внимания и представляют определенный научный интерес.

Таким образом, полагаю, что статья «Понятие и признаки нематериальных благ и личных неимущественных прав» аспиранта кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета Джамалудинова Руслана Алиевича соответствует всем стандартно предъявляемым требованиям и рекомендуется к публикации.

Статья не публиковалась ранее и может быть опубликована в журналах из перечня ВАК.

Рецензент

канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РГСУ

Шиловская А.Л.

«Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны».
Венская декларация и программа действий, 1993

Обещания, обещания

Наши лидеры приняли от нашего имени огромное количество обязательств! Если бы все обещания, под которыми они подписались, были выполнены, наша жизнь была бы мирной, безопасной, здоровой и удобной; наши правовые системы были бы справедливы и обеспечивали всем одинаковую защиту; а наши политические процессы были бы открыты и демократичны и служили интересам людей.

Так в чем же загвоздка? Одна из причин, казалось бы, мелочь, состоит в следующем: политики – такие же люди, как и все мы, и они часто идут по пути наименьшего сопротивления, если они знают, что это им сойдет с рук. Так что нам нужно точно выяснить, какие обещания были даны от нашего имени, и начать добиваться их выполнения.

Вы всегда делаете то, что обещали? Даже если вам никто об этом не напоминает?

Какими правами мы обладаем?

Оказаться в тюрьме – не проблема. Проблема в том, чтобы не сдаться. Назым Хикмет

Мы знаем, что имеем право на соблюдение всех наших прав человека. Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и другие соглашения охватывают широкий круг различных прав, поэтому мы будем рассматривать их в том порядке, в котором они разрабатывались и были признаны на региональном уровне или всем международным сообществом. Самый общепринятый способ классификации этих прав – выделение прав «первого, второго и третьего поколения», поэтому мы пока пойдем таким путем, хотя скоро увидим, что такая классификация может применяться с оговорками, а иногда и просто вводить в заблуждение. Эти категории не есть нечто строго очерченное, это всего лишь одна из многих классификаций различных прав. Большинство прав относится сразу к нескольким категориям. Например, право на выражение своего мнения является как гражданским, так и политическим правом. Оно необходимо для участия в политической деятельности, а также является основным для нашей личной свободы.

Гражданские и политические права (права первого поколения)

Эти права начали теоретически оформляться в XVII и XVIII столетиях, и в их основе лежали, главным образом, политические соображения. Постепенно стали признавать, что есть вещи, которые нельзя оставлять на усмотрение всесильного государства, и что люди должны иметь какое-то влияние на направление политики, касающейся их. Двумя центральными идеями были идея личной свободы и идея защиты личности от государственного произвола. Сегодня гражданские и политические права подробно изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), и они включают в себя такие права, как право на участие в управлении государством и право не подвергаться пыткам. Эти права традиционно рассматриваются многими – по крайней мере, на «Западе» – как наиболее важные права человека. В следующем разделе мы увидим, что такой взгляд является ошибочным.

Права человека чреваты политическими злоупотреблениями

В период «холодной войны» страны Советского блока подвергались жесткой критике за пренебрежение к гражданским и политическим правам. Те, в свою очередь, отвечали критикой в адрес западных демократий за игнорирование основных социальных и экономических прав. Этот вопрос мы еще рассмотрим. В обоих критических высказываниях был, по крайней мере, один момент истины. Это также доказывает, что права человека чреваты политическими злоупотреблениями.

«Ужас ситуации… заключается в том, что государства и международное сообщество, в целом, продолжают слишком часто мириться с нарушениями экономических, социальных и культурных прав, которые, если бы они произошли в отношении гражданских и политических прав, вызвали бы ужас и негодование и привели бы к совместным призывам о немедленном принятии мер для исправления ситуации».
Заявление Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, сделанное на Всемирной конференции по правам человека в Вене 1993 г.

Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения)

Сначала желудок – а мораль потом.

Бертольд Брехт

Эти права связаны с совместной жизнью и работой людей, а также с удовлетворением их основных потребностей. Они основаны на идеях равенства и гарантируемого доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям. Эти права получали все большее международное признание под влиянием последствий начального периода индустриализации и подъема рабочего класса. Два этих фактора привели к появлению новых потребностей и новых представлений о достойной жизни. Люди осознали, что человеческое достоинство требует большего, чем просто невмешательство, предусмотренное гражданскими и политическими правами. Социальные, экономические и культурные права в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), а также в Европейской социальной хартии Совета Европы. Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям.

Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям.

  • Социальные права – это те права, которые необходимы для полноценного участия в жизни общества. Они включают, по меньшей мере, право на образование, право на создание и содержание семьи, а также многие из прав, которые часто рассматривают как «гражданские», например, право на отдых, на здравоохранение, на неприкосновенность частной жизни и свободу от дискриминации.
  • Экономические права включают, как принято считать, право на труд, на достойный уровень жизни, на жилье и на пенсионное обеспечение по старости или инвалидности. Экономические права отражают тот факт, что для человеческого достоинства необходим определенный минимальный уровень материального обеспечения, а также то, что отсутствие, например, значимой работы или жилья психологически может быть унизительным.
  • Культурные права отнесены к культурному «образу жизни» общества. Им часто уделяют меньше внимания, чем многим другим видам прав. Они включают право свободно участвовать в культурной жизни общества и, возможно, также и право на образование. Однако, многие другие права, официально не отнесенные к «культурным», жизненно необходимы того, чтобы общины различных меньшинств могли сохранить в окружающем их обществе свою особую культуру: например, право на отсутствие дискриминации и равную защиту перед законом.

Коллективные права (права третьего поколения)

Список международно-признанных прав человека не остается неизменным. Хотя ни одно из прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), за более чем 60 лет ее существования не было поставлено под вопрос, новые соглашения и документы уточнили и развили некоторые из основных концепций, заложенных в том основополагающем документе.

Право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на гуманитарную помощь…

Эти дополнения стали результатом многих факторов: отчасти они возникли как ответ на меняющееся представление о человеческом достоинстве, отчасти вследствие появления новых угроз и возможностей. Что касается новой особой категории прав, предложенных в качестве прав «третьего поколения», то они стали следствием более глубокого понимания разного рода препятствий, которые могут стоять на пути осуществления прав первого и второго поколений. Идея, лежащая в основе прав третьего поколения – это идея солидарности, и эти права охватывают коллективные права общества или народов, такие как право на устойчивое развитие, на мир, на здоровую окружающую среду. Крайняя бедность, войны, экологические и стихийные бедствия во многих регионах привели к тому, что прогресс в области соблюдения прав человека там оказался очень ограничен. По этой причине многие сочли, что необходимо признать новую категорию прав человека: эти права гарантировали бы обществам, особенно в развивающемся мире, необходимые условия для обеспечения уже признанных прав первого и второго поколения. Права, чаще всего включаемые в категорию прав третьего поколения, — это право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, право на совместное использование общего наследия человечества, на информацию и на гуманитарную помощь.

Однако эта категория прав вызывает и споры. Некоторые эксперты возражают против самой идеи причисления этих «коллективных прав» к правам человека, поскольку коллективные права принадлежат общностям людей или даже целым государствам. Они считают, что права человека могут принадлежать исключительно отдельным лицам. Это не просто спор о словах, поскольку есть опасения, что такое изменение в терминологии может дать некоторым диктаторским режимам «предлог» для отказа в правах человека (индивидуальных) во имя коллективных, например, резко ограничивая гражданские права ради «экономического развития». Иногда высказывается и такая озабоченность: поскольку предполагается, что гарантом прав третьего поколения станет не государство, а международное сообщество, определить ответственных будет невозможно. На кого или на что предполагается возложить ответственность за обеспечение мира на Кавказе или Среднем Востоке, или за защиту от уничтожения тропических лесов Амазонки, или за принятие мер против изменений климата?

И тем не менее, как бы мы ни решили называть эти права, есть общее мнение, что эта сфера требует дальнейших исследований и дополнительного внимания со стороны международного сообщества. Некоторые коллективные права уже признаны, в частности, в Африканской хартии прав человека и народов и в Декларации о правах коренных народов. Сама Всемирная декларация прав человека включает право народов на самоопределение, а право человека на развитие было сформулировано в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 1986 года. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. Статья 1 Декларация OOН о праве на развитие.

Есть ли права более и менее важные?

Связь между различными видами прав гораздо теснее, чем об этом говорят их названия.

Связь между различными видами прав гораздо теснее, чем об этом говорят их названия. В силу различных причин, как идеологических, так и политических, социальные и экономические права с трудом пробивали себе дорогу к признанию на одном уровне с гражданскими и политическими правами. Если для обычного человека является очевидным, что минимальный уровень жизни, жилье и приемлемые условия труда одинаково важны для человеческого достоинства, то политические деятели не всегда готовы признать это. Одна из причин этого, несомненно, в том, что обеспечение основных социальных и экономических прав каждого человека в мире потребовало бы грандиозного перераспределения средств. А политики хорошо знают, что это не та политика, которая завоевывает голоса.

Поэтому такие политики заявляют, что права второго поколения отличаются от первого поколения гражданских и политических прав. Первое часто встречающееся утверждение состоит в том, что социальные и экономические права нереалистичны, что они останутся неосуществимыми, по крайней мере, в ближайшей перспективе, и что мы должны двигаться к ним постепенно. Такой подход был принят и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах: правительства должны лишь продемонстрировать, что они предпринимают меры к тому, чтобы эти цели были достигнуты когда-то в будущем. Этот постулат, конечно же, не бесспорен и, как представляется, он больше основывается на политических соображениях, чем на чём-либо другом. Многие независимые исследования показывают, что в мире достаточно ресурсов и средств, чтобы совместными усилиями — если они будут предприняты — обеспечить удовлетворение основных потребностей каждого человека.

Второе утверждение состоит в том, что между правами первого и второго поколения существует принципиальное теоретическое различие: первый вид прав требует от правительств лишь воздержания от определенных действий (это — так называемые «негативные» права); в то время как второй вид требует от правительств положительного вмешательства (это — «позитивные» права). Согласно этому аргументу, ожидать от правительств позитивных мер, например, для обеспечения всех продовольствием, не реалистично, поэтому они не обязаны предпринимать что-либо в этой сфере. А без обязательств с той или иной стороны вообще никакого права в общепринятом смысле этого слова быть не может.

Однако в этой логике имеет место недопонимание двух основных моментов.

Во-первых, гражданские и политические права ни в коем случае не являются чисто негативными. Например, для того, чтобы правительство гарантировало свободу от пыток, недостаточно, чтобы сами должностные лица правительства воздержались от мучения людей! Подлинная свобода от пыток требует создания сложной системы проверок и контроля: полицейских служб, юридических механизмов, свободы информации и доступа в места лишения свободы, и многое другое. То же самое относится к обеспечению права голоса и ко всем остальным гражданским и политическим правам. Другими словами, помимо воздержания от негативных действий эти права требуют от правительств позитивных шагов.

Во-вторых, социальные и экономические права (точно так же, как гражданские и политические) тоже требуют, чтобы правительства воздерживались от некоторых действий: например, от предоставления компаниям больших налоговых льгот, от стимулирования развития в тех областях, которые и без того уже относительно продвинуты, или от введения торговых тарифов, от которых страдают развивающиеся страны, и т. д.

Какие позитивные действия нужно предпринять правительству, чтобы обеспечить свободные и справедливые выборы?

«Как право на самоопределение, так и право на развитие… оба они являются индивидуальными и коллективными правами».
Чиди Анселм Одинкал

В действительности различные виды прав гораздо теснее связаны друг с другом, чем можно подумать, судя по их названиям. Экономические права сливаются с политическими, гражданские часто неотличимы от социальных. Названия прав полезны для составления общей картины, но они могут и вводить в заблуждение. Многие права могут подпадать под любую категорию, а реализация прав из одной категории может зависеть от того, как осуществляются права из другой категории. В этой связи уместно вспомнить, как это понимание зафиксировано в Венской декларации и в Программе действий 1993 года, где в параграфе 5 признано, что:

Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.

Другие аргументы об «основных» и «других» правах

Классификация прав по «поколениям» ‒ это не только стремление разграничить права в контексте их распространенности. В условиях чрезвычайного положения некоторые права могут быть частично отменены, а другие не могут. Общепризнано, что некоторые права являются «jus cogens», то есть, принятыми международным сообществом государств нормами, от которых ни в коем случае нельзя отступать: например, запрет геноцида, рабства и системной расовой дискриминации. Некоторые права являются «абсолютными» в том смысле, что они не могут быть отменены или ограничены в своем проявлении, ‒ например, запрет на пытки. «Минимальные основные» обязательства привязаны к определенным экономическим и социальным правам ‒ таким, как право на первичную медицинскую помощь, на кров и образование. Можно также услышать мнение, что коллективные права являются «основными», поскольку они создают защитную систему, внутри которой затем реализуются индивидуальные права. В этой теме нет четкого консенсуса или единой теории, и большинство исследователей особо подчеркивают важность универсальности, неделимости и взаимозависимости прав. Однако, независимо от распространенности прав, ряд ученых иногда подчеркивают необходимость приспособить нормы прав человека к вызовам времени. Этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Наука наступает

Kaждый человек имеет право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Статья 27, ВДПЧ

Конвенция Овьедо Совета Европы

Еще одной областью, где новые права получают признание, является медицина. Новые научные открытия, в частности, в области генной инженерии и пересадки органов и тканей, выявили множество вопросов, связанных с этикой и правами человека. В результате научно-технического прогресса в этих областях пришлось задаться вопросами о самой природе жизни. Совет Европы ответил на этот вызов времени принятием нового международного соглашения: Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (далее именуемая как Конвенция Овьедо). Соглашение вступило в силу в декабре 1999 года. Конвенция Овьедо подписана тридцатью и ратифицирована десятью государствами-членами Совета Европы. Она содержит рекомендации по ряду проблематичных вопросов, затронутых в предыдущем разделе.

Краткое содержание основных статей:

  • Любая форма дискриминации в отношении лица по признаку его генетического наследия запрещается.
  • Прогностическое генетическое тестирование может осуществляться только в медицинских целях, а не для того, чтобы, например, предопределить физические свойства, которые разовьются у ребенка в дальнейшей жизни.
  • Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено лишь в профилактических, диагностических или терапевтических целях.
  • Не допускается использование вспомогательных медицинских технологий деторождения в целях выбора пола будущего ребенка.
  • Изъятие у живого донора органов и тканей для их трансплантации может производиться исключительно с целью лечения реципиента (Статья 21 – Запрет на извлечение финансовой выгоды)

Любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, живому или мертвому, запрещается.

Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человека, Париж, 1998 г.

Генная инженерия представляет собой метод сознательного изменения унаследованных свойств организма путем внесения изменений в его генетический материал. Прогресс в этой области вызвал бурные споры по ряду различных вопросов, связанных с этическими нормами и правами человека. Например, можно ли разрешить изменение клеток зародыша, если это приведет к постоянным генетическим изменениям во всем организме и в последующих поколениях? Или можно ли разрешить клонирование человеческого организма из отдельного гена, если это позволено делать с мышами и овцами?

Должны ли быть ограничения в сфере научных исследований?

Развитие биомедицинских технологий также сделало возможной пересадку взрослых и эмбриональных органов и тканей из одного организма в другой. Подобно генной инженерии, это направление медицины таит в себе огромный потенциал для улучшения здоровья и даже спасения жизни людей. Но задумайтесь над некоторыми спорными вопросами, которые возникли вследствие прогресса:

  • Если можно спасти чью-то жизнь или улучшить здоровье, используя орган умершего, всегда ли нужно пытаться это сделать? Или тела умерших также заслуживают уважения?
  • Как можем мы гарантировать, что у всех нуждающихся будут равные возможности получения органов для пересадки, если количество последних будет ограничено?
  • Должны ли быть законы, регулирующие сохранение органов и тканей?
  • Существует ли правовой подход к проблеме генно-модифицированной пищи и кормов (ГМО)? Если да, то в чем он заключается?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *