Непригодное жилье для проживания

Содержание

Признание дома аварийным

В настоящее время огромное количество жилого фонда, построенного пятьдесят — сто лет назад, находится в очень плачевном состоянии и требует не проведения ремонта, а расселения и сноса аварийного жилья.

К сожалению, местные органы власти не успевают расселять такое огромное число аварийных домов вследствие ограниченности бюджета и длительного строительства новых домов.

Государственные и муниципальные органы власти зачастую не торопятся признавать такое жилье подлежащим сносу. Подобная ситуация носит угрозу для жизни и здоровья проживающих граждан.

Поэтому жильцы дома сами вправе инициировать процесс объявления жилья ветхим и подлежащим сносу.

Рассмотрим процедуру признания дома аварийным и когда дом признается непригодным для проживания, а также переселение из аварийного приватизированного жилья.

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Порядок и сроки объявления дома ветхим и подлежащим сносу четко определены жилищным законодательством РФ.

Важно! Если вы являетесь хозяином жилья в многоквартирном аварийном доме, то вправе обратиться с заявлением об объявлении дома или жилого помещения аварийным.

Такое заявление направляется в межведомственную комиссию по оценке соответствия дома, требованиям установленным законодательством РФ.

Заявление составляется в свободной форме и направляется в комиссию в письменной форме путем личного вручения в канцелярию или путем почтового отправления, также существует возможность отправления заявления через Портал Госуслуг или в электронной форме, подписанной электронной подписью.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • заключение специализированной организации;
  • заявления, жалобы, иные письма по факту неудовлетворительного состояния жилого дома (по желанию заявителя);
  • копии документов о праве собственности (по желанию).

Межведомственная комиссия сама вправе запрашивать технические, кадастровые и документы о собственности на помещение (дом) посредством межведомственного взаимодействия.

Комиссия исследует направленные документы в течение 30 календарных дней с даты их предоставления и выносит решение об объявлении дома аварийным, проведении реконструкции или о дополнительном обследовании жилой недвижимости.

В случае если вы не можете согласиться с принятым комиссией решением, его необходимо обжаловать в судебную инстанцию.

Куда обратиться чтобы дом признали аварийным?

Как уже было указано выше, для объявления дома ветхим заявителю следует обратиться в межведомственную комиссию по оценке соответствия дома требованиям, установленным законодательством РФ.

Межведомственная комиссия создается из сотрудников жилищной инспекции, Роспотребнадзора, администрации, МЧС и прочих причастных организаций.

Последствия признания дома аварийным

Многие жильцы аварийных домов задаются вопросом: дом признан аварийным что дальше?

Последствия для собственников и нанимателей значительно разнятся. Если дом признан аварийным, а квартира приватизирована, то после принятия решения об объявлении дома ветхим и подлежащим сносу информация о таком решении доводятся до заявителя, а затем до всех собственников помещений в доме с требованием произвести снос дома за счет средств собственников.

Если в обусловленный срок собственники не примут решение о сносе дома за счет личных средств, то местная администрация издает решение об изымании участка для местных нужд и направляет соглашение об изъятии помещения для местных нужд.

Важно! В случае если собственник в течение трех месяцев с момента вручения соглашения, не подписывает его, муниципалитет вправе направить в суд иск о выселении собственника с представлением ему равноценного помещения.

Предварительное уведомление о предстоящем выселении также предусмотрено и для нанимателя. Местная администрация направляет письменное сообщение о расторжении договора социального найма и новый договор социального найма в отношении новой недвижимости, т.к при сносе происходит предоставление нового жилья взамен ветхого.

Задать вопрос юристу

Процент износа дома для признания его аварийным

Чтоб добиться признания дома аварийным и получить новое жилье, необходимо изучить признаки аварийного жилья. Основным показателем для объявления дома аварийным является не процент износа, а общее состояние дома, сохранность его несущих конструкций и микроклимата дома.

Согласно жилищному законодательству причинами для объявления помещения неподходящим для жилья является существование обнаруженных вредных факторов среды обитания человека, которые препятствуют обеспечению безопасности жизни и здоровья жильцов вследствие:

  1. ухудшения по причине физического износа в ходе использования здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных параметров, влекущих уменьшение до недопустимой степени надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  2. перемена окружающей среды и параметров микроклимата жилой недвижимости, являющейся препятствием для обеспечения соблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части наличия потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Важно! То есть, количественный показатель процента износа в указанном случае не имеет значения. Комиссия объявляет дом аварийным на основании экспертного заключения, где отражено состояние технических элементов здания и заключение относительно пригодности недвижимости для проживания.

В данной статье мы исследовали нюансы объявления жилого помещения аварийным и негодным для жилья, в том числе порядок, основания и сроки такого признания.

Скачать образец заявления о признании дома аварийным

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Задать вопрос юристу

Признание жилья аварийным – получение квартиры, ветхим, подлежащим сносу

В аварийных домах проживает большое количество людей. Но большинство таких зданий является непригодными для жизни, поэтому собственники имеют право на смену жилья. Как признать дом аварийным и получить квартиру?

Для этого следует пройти определенную процедуру, действуя согласно правилам, прописанным в законодательстве РФ.

Рассмотрим случаи, когда здание считается непригодным для проживания, является аварийным и требующим проведения капитального ремонта или сноса.

Комиссия может признать непригодным жилье частного и муниципального характера, если есть такие характеристики (согласно положению от 28 января 2006 года):

  • повреждено или деформировано несущую и ограждающую конструкцию;
  • отсутствуют отдельные элементы коммуникаций инженерного плана (не работает водопровод, отсутствует электроснабжение);
  • вентиляцией интегрируются потоки воздуха кухни, санитарных и жилых комнат;
  • показатели температуры не превышают 18 градусов длительное время;
  • показатели влажности более 60%;
  • нет инсоляции в определенном нормами количестве помещений;
  • объект располагается в подвальном или цокольном помещении;
  • отсутствуют окна в комнатах;
  • в квартире обнаружены токсичные вещества.

Признание жилья аварийным

Рассмотрим, какие права имеют владельцы ветхих помещений, какие основания признания аварийности дома могут возникнуть и как проводится снос объекта.

В том случае, если дом будет признан непригодным, собственники должны будут его снести в установленные властями сроки.

Если снос не осуществлен, земля, на которой располагается объект, будет изъята для муниципальных потребностей.

Соответственно, будут изъяты и квартиры, кроме тех, что принадлежат на праве собственности муниципальным образованиям.

Основания

Основаниями для признания объекта аварийным (непригодным) являются факторы (Постановление правительства РФ №47):

  1. Расположение дома на территории, где есть высокий риск оползней, селевого потока, снежной лавины, паводков.
  2. Дом находится на территории с высокой вероятностью разрушения при техногенной аварии.
  3. Объект находится в зоне, где близко располагается линия электропередачи переменного тока.
  4. Жилье повреждено в результате геологического явления (пожара, взрыва и т. д.), если восстановить здание невозможно.
  5. Дом расположен рядом с магистралью, где показатели шума превышают допустимые нормативы (лимит – 55 децибел).
  6. Здание находится рядом с территорией, где осуществляется промывка и очистка мусоропроводов.
  7. Не выполнены нормы санитарно-эпидемиологической службы и гигиенические требования.
  8. Произошла серьезная деформация фундамента или других конструктивных элементов.

Права проживающих

Права собственников аварийных жилых помещений отражены в законе от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ. О правах нанимателей говорится в статье 86, статье 87 ЖК РФ.

Наниматель (по договору соцнайма) может надеяться на предоставление квартиры, но не меньше и не хуже той, что имеется.

При определении выкупной стоимости будут учтены:

  • рыночные цены;
  • убытки, что понесет владелец квартиры при изъятии.

Сроки сноса

Территориальными округами самостоятельно планируются сроки сноса аварийных помещений. Для этого разрабатываются специальные программы, выделяются средства из бюджета, инициируется строительство новых объектов.

Если житель аварийного помещения самостоятельно подал обращение о сносе, то будет влиять другой фактор – обеспечение жильцов другим жильем.

Порядок действий

При процедуре признания аварийности стоит выполнить такие действия:

  1. Подайте заявление в комиссию, которая в итоге даст заключение. Оно будет рассмотрено представителем уполномоченного органа в течение 30 дней. В особых случаях сроки проведения процедуры сократятся до 1 дня.
  2. Соберите документы.
  3. Закажите экспертизу, после проведения которой будет вынесено решение в течение 5 дней.

Куда обратиться?

Признать дом непригодным может межведомственная комиссия, которая состоит из:

  • собственников;
  • нанимателей квартир;
  • инженеров-проектировщиков;
  • работников пожарных, эпидемиологических и других служб.

С заявлением стоит отправиться в департамент жилищной политики, который есть в каждом регионе.

Если дом будет признан непригодным, то происходит автоматическое расторжение договора найма, прекращаются арендные отношения.

Документы

Вам стоит собрать такие справки:

  • ксерокопии документов на квартиру, заверенные нотариусом;
  • план жилого объекта;
  • техпаспорт на дом;
  • заявления от владельцев (жалобы от соседей) о несоответствии здания нормативам;
  • акт о проведенном осмотре (за последние три года) жилого здания, где отражены виды и объемы ремонта, что осуществлялся за указанный период;
  • документ, в котором указано техническое состояние жилья, что был выдан предприятием с лицензией на проведение проектно-изыскательных работ;
  • акты жилищной инспекции региона РФ с результатом реализованных мероприятий государственного контроля по нормам законодательства о пользовании и сохранности объекта;
  • иные документы, которые назовет представитель территориального отделения.

Образец заявления

После рассмотрения заявления и проведения осмотра объекта, комиссия вынесет одно из таких решений:

  • помещение соответствует требованиям, что предъявляются для жилых зданий, и является пригодным;
  • необходимо провести капитальный ремонт, реконструировать или перепланировать объект;
  • помещение не соответствует требованиям, что предъявляются для жилых конструкций;
  • выносится решение о признании жилья аварийным и подлежащим сносу;
  • многоквартирный объект является аварийным и должен быть реконструирован.

В том же случае, если квартира будет признана непригодной для проживания, жильцов должны переселить и снести дом.

Получение квартиры

Если помещение признано аварийным и непригодным для проживания, вас должны переселить и предоставить другое жилье, которое является равноценным взимаемому.

При невыполнении такого обязательства, вы имеете право обратиться с исковым заявлением в суд.

Требования к предоставляемому объекту:

  1. Жилье должно находиться в пределах того же муниципального образования.
  2. Площадь должна быть такой же.

Количество жителей и их пол при этом значения не имеют.

Если и ваш дом является аварийным, то можете начинать такую же процедуру признания помещения непригодным и требовать от государства его замену на другой дом.

При возникновении сложностей всегда можно обратиться к специалистам, которые ответят на ваши вопросы, или же к нормативной документации, где есть вся подробная информация.

На видео об аварийном здании

Как признать свой дом аварийным? Признаки дома непригодного для проживания, процедура и документы

  • Признаки аварийности домов
  • Когда нельзя признать дом аварийным?
  • Процедура признания дома аварийным
  • Муниципальный дом – особенности признания его аварийным

Для начала обратимся к определению. Что это такое, каковы признаки аварийности домов? Многоквартирный дом, несущие конструкции или элементы которого находятся в аварийном состоянии, представляет прямую угрозу проживающим в нем гражданам.

В жилищном праве РФ предусмотрен порядок признания многоквартирного строения аварийным с последующим его сносом или реконструкцией. Данный порядок регламентируется Жилищным кодексом.

14 апреля 2015 года в действие вступило постановление Правительства России о новом порядке признания жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Данные законодательные документы защищают права жителей проблемного объекта и окружающих, поскольку такой дом несет угрозу и их безопасности.

Признаки аварийности домов

Владельцы недвижимости, расположенной в многоквартирном доме, вправе обратиться в администрацию с заявлением о признании его аварийным. Основанием для этого могут послужить следующие признаки.

  1. Полный износ конструкций дома или элементов, которые конструктивно не представляется возможным отделить от здания, что приводит к снижению надежности всего здания до опасного уровня, нарушает его устойчивость и прочность.
  2. Изменения микроклимата или окружающей среды, которые не позволяют обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических норм, что в итоге создает опасность для жизни и здоровья жильцов.
  3. Воздействие на здание природных или техногенных катаклизмов, которое привело к повреждению здания до такой степени, когда оно не подлежит восстановлению, а также в случае нахождения дома в месте, где возникла высокая вероятность такой угрозы.
  4. Расположение дома в опасной близости с воздушными средствами передачи переменного тока.
  5. Взрыв, пожар и другие аварийные ситуации, которые привели к значительному разрушению дома.
  6. Превышение норм уровня шума вблизи дома, например, если окна выходят на магистраль, а возведение инженерных конструкций, которые позволили бы снизить уровень шума, технически невозможно.

Если есть возможность имеющимися средствами решить технические вопросы, то объект подлежит реконструкции, а не сносу!

В случае принятия комиссией решения о проведении реконструкции, подать заявление о признании вашего дома аварийным в следующий раз можно будет только после того, как выработается срок внесенных в процессе реконструкции изменений.

Этим пользуются некоторые недобросовестные муниципалитеты – они «латают» объекты, даже в тех случаях, когда такие работы не способны в полной мере решить проблему. Это откладывает на некоторый срок необходимость предоставления жильцам аварийного дома равноценных квартир.

Жильцы имеют право оспорить решение комиссии в суде, если считают его неправильным.

Когда нельзя признать дом аварийным?

Случаи, когда невозможно не признать многоквартирный дом аварийным:

  • отсутствие лифта в доме с этажностью более 5-ти этажей;
  • отсутствие канализации и горячей воды (но не отопления!) в одно- или двухэтажном доме;
  • если площадь построенного ранее жилого помещения не соответствует современным действующим нормам.

Процедура признания дома аварийным

Если ваш дом соответствует одному или нескольким вышеизложенным критериям, то вы имеете право обратиться в администрацию для признания его аварийности. Данная процедура имеет следующий алгоритм действий.

  1. Вы, как владелец квартиры, составляете заявление в администрацию о признании дома аварийным. Оптимальный вариант – составление заявления собранием всех жильцов. Вместе с заявлением подаются подтверждающие документы.
  2. Проводится собрание межведомственной комиссии, где принимается решение о приёме заявления и запросе дополнительной документации, необходимой для подтверждения технического состояния дома.
  3. Получив и изучив запрошенные документы, комиссия выезжает на место для обследования дома. В состав комиссии входят уполномоченные эксперты градостроительного отдела администрации, пожарной службы, санэпидемнадзора, специалисты ЖЭУ и других служб.
  4. После обследования составляется акт с результатами осмотра, определяющий статус (состояние) дома. Заключение о статусе принимается большинством членов комиссии, при этом акт должен быть подписан всеми членами комиссии. Он составляется в 3-х экземплярах. Один – остается у комиссии, второй – передается заявителю (жильцам дома), третий направляется в администрацию.
  5. Администрация принимает решение о признании или непризнании дома аварийным и подлежащим сносу. В случае признания дома аварийным, следующий этап – решение вопроса по расселению жильцов.

Акт-заключение комиссии должен быть передан в администрации в течение 5 дней с момента подписания. У местных органов есть ровно 30 дней на принятие решения о признании или непризнании дома аварийным!

Заявление может быть подано в местную администрацию лично жильцами или их представителем, отправлено по почте либо через интернет. Выбирается наиболее удобный способ в каждом отдельном случае.

Расселение жильцов из строения, признанного аварийным, проводится администрацией в течение 14 дней.

Документы, которые нужны при признании дома аварийным

Жильцы, инициирующие процедуру признания строения аварийным, должны подать в администрацию следующий пакет документов:

  • заявление жильцов (может быть составлено одно заявление от собрания жильцов);
  • технический паспорт дома с указанием в нем степени износа отдельных помещений и коммуникаций;
  • поэтажные планы;
  • данные о проведенных ремонтах и акты прошлых обследований за последние 3 года;
  • заключение о состоянии объекта от службы пожарного надзора и санэпидемслужбы;
  • документально зафиксированные жалобы жильцов на условия проживания в доме;
  • заключение экспертной организации о техническом состоянии дома, в котором будут указаны категории непригодности жилых помещений;
  • акт о санитарно-бытовом состоянии дома от жилищной инспекции.

Решение о признании дома аварийным или альтернативные варианты

Как видно из процедуры, решение о признании дома аварийным и о его сносе принимают исключительно местные органы управления.

Межведомственная комиссия, которая ранее могла самостоятельно принимать такие решения, на сегодняшний день только проводит обследование объекта на основании полученного заявления и составляет акт о его техническом состоянии.

Данные изменения – результат принятого в апреле 2015 года нового постановления Правительства, которое регламентирует эту процедуру.

Администрация в результате рассмотрения акта межведомственной комиссии может принять и другие решения, не предусматривающие признание дома аварийным и его снос, а именно:

  • объект признают соответствующим всем действующим нормативным требованием, при этом его снос считают нецелесообразным;
  • решение о проведении капитального ремонта или реконструкции, после которых дом будет соответствовать действующим нормативным требованиям;
  • дом признается непригодным для проживания, но имеет удовлетворительное техническое состояние, что позволяет перевести его в нежилой фонд. Данное решение подразумевает расселение жильцов в квартиры, пригодные для проживания.

Муниципальный дом – особенности признания его аварийным

В случае признания аварийным муниципального дома и принятии решения о его сносе, повлиять на это решение жильцы не могут. Поскольку владельцем строения является муниципалитет, то он же является инициатором созыва межведомственной комиссии, и на основании её акта администрация единолично, без учета мнения жильцов принимает решение о сносе.

Оспорить такое решение в суде жильцы также не смогут по той же причине – заказчиком обследования дома является городская администрация, и её прерогативой является возможность обращения в суд.

Единственное, на что в такой ситуации могут повлиять жильцы – это процедура расселения. Она проводится со строгим соблюдением действующих законодательных норм.

По закону городские власти должны предоставить жильцам равноценное муниципальное жилье и на тех же условиях. Если предлагаемое жилье имеют меньшую площадь или администрация расторгла договор без заключения нового, то жильцы в праве обратиться в суд и потребовать соблюдения норм жилищного права.

Процедуру признания дома аварийным нельзя назвать простой, но она вполне выполнима.

Если местные власти тормозят этот процесс или выносят решения, с которыми жильцы категорически не согласны, то собственники квартир могут обратиться в суд, чтобы решение о признании дома аварийным было принято или признать бездействие межведомственной комиссии и местных властей.

Также жилищная инспекция может и без заявления жильцов инициировать процедуру признания дома аварийным, если видит в этом необходимость. Для этого она готовит собственное заключение о техническом состоянии дома и подает его в администрацию.

Разработан порядок признания садового дома жилым домом

Минстрой России представил для независимой антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения проект соответствующего постановления правительства1. Документом планируется дополнить Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) нормами, соответственно, о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. В Положении появится уточнение о том, что под садовым домом понимается здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Отметим что понятие садового дома будет введено в действующее законодательство п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года – даты вступления указанного закона в силу.

Также предполагается ввести правило, согласно которому в случае оценки и обследования жилого (садового) дома в целях признания его жилым в состав комиссии включаются представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости, — эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Кто может быть освобожден от уплаты налога на имущество в отношении хозяйственных строений или сооружений на приусадебном участке? Узнайте из материала «Льготы по налогу на имущество» в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ

Признавать садовый дом жилым домом и жилой дом садовым предполагается в общем порядке, предусмотренном для признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции за исключением отдельных особенностей. Согласно проекту документа, оценка соответствия жилого (садового) дома предъявляемым требованиями будет проводиться комиссией на основании заявления собственника дома. При это планируется установить, что жилой дом должен соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил, предназначенных для проектирования и строительства объектов ИЖС, в том числе жилые помещения, находящиеся в таком доме должны соответствовать требованиям к жилым помещениям. К примеру, об обеспечении инженерными системами (электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением и вентиляцией, а в газифицированных районах также и газоснабжением). Хотя в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (п. 12 Положения). Помимо этого садовый дом должен будет соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил, предназначенных для проектирования и строительства зданий и сооружений пониженного уровня ответственности.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого (садового) дома для постоянного проживания и признания садового дома жилым домом либо жилого дома садовым домом заявитель будет представляет в комиссию по месту нахождения жилого (садового) дома следующие документы:

  • заявление о признании садового дома жилым домом либо жилого дома садовым домом;
  • копии правоустанавливающих документов на жилой (садовый) дом, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН;
  • в отношении садового дома для признания его в дальнейшем жилым домом – проект реконструкции садового дома;
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

На основании заключения комиссии орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения будет в установленном им порядке принимать решение о переводе садового дома в жилой дом, жилого дома в садовый дом, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 17 апреля, а общественное обсуждение – 25 апреля.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/04-18/00079886).

Нормы строительства частного дома: требования снип

СНиП 11-3-99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства», в нем поясняются правила оформления технической документации, их согласования в различных инстанциях СНиП 4.08.1991 «Нормы строительства дома на земле ИЖС», в нем предусмотрены правила возведения индивидуальных домов Земельного кодекса в котором предусматривается план застройки земель населенных пунктов по всей стране Градостроительного кодекса до возведения дома надлежит разработать проект, соответствующий требованиям нормам архитектуры и строительства, дом должен вписываться в общую схему населенного пункта Строительные нормы и правила позволяют построить жилой дом на земельном участке под ИЖС при соблюдении определенных условий.

Теплоэнергетический паспорт не предназначен для расчетов за коммунальные и другие услуги, оказываемые владельцу дома.Инструкция по эксплуатации дома должна содержать данные, необходимые владельцу дома для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых проводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций дома и на его электросеть. Эти данные могут быть представлены в виде копий исполнительной документации.4.8.

Правила подсчета площадей помещений, определения объема и этажности дома принимают по СНиП 2.08.01. Пожарная безопасность 6.1. Одноквартирные жилые дома относятся к классу Ф 1.4 функциональной пожарной опасности по СНиП 21-01.

  • Допустимая высота эксплуатируемого жилого дома должна соответствовать классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости, установленным в действующих нормативных правовых актах.
  • Объемно-планировочное решение жилых, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики.
  • Высота (от пола до потолка) комнат и кухни (кухни-столовой) в климатических районах IА, IБ, IГ, IД и IVа должна быть не менее 2,7 м, а в других климатических районах — не менее 2,5 м.

Ширина лестниц и коридоров должна составлять не менее 0,9м. Приведенные размеры являются минимальными. Для мансардных этажей предусмотрено уменьшение квадратуры. Например, спальни могут быть на 1 кв.м. меньше. Нормативные документы накладывают ограничения и на использование цокольных этажей и подвалов. Ниже уровня земли не могут располагаться жилые помещения.

Если предусмотрено использование подвала в хозяйственных целях, то высота его должна быть не менее 2м. Коммуникации Жилой дом должен быть снабжен минимальными удобствами.

К объекту должны быть подведены коммуникации. Или нужно предусмотреть их аналоги. Для обустройства канализации разрешено не только использование труб и подключение к центральному коллектору, но и обустройство выгребных ям.

При этом нужно предусмотреть фильтры и методы чистки туалетов. Вопрос с отоплением каждый хозяин решает самостоятельно.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы, должностных лиц префектуры, работников МФЦ

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) префектуры, ГБУ МФЦ города Москвы и их должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в префектуре, работников МФЦ.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих префектуры рассматриваются префектом (уполномоченным заместителем префекта).

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) префекта, в том числе на решения, принятые им или его уполномоченным заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников МФЦ, совершенные при предоставлении государственных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным с префектурой, рассматриваются директором (уполномоченным заместителем директора) ГБУ МФЦ города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее — органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Через МФЦ.

5.3. Почтовым отправлением.

5.4. С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, МФЦ либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего города Москвы, работника МФЦ, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу судебного акта по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления услуги, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного законодательством Российской Федерации срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).

Нормы признания жилого помещения непригодным для проживания. Справка

1. Наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

2. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.

3. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве (оксид азота, аммиак, ацетальдегид, бензол, бутилацетат, дистиламин, 1,2-дихлорэтан, ксилол, ртуть, свинец и его неорганические соединения, сероводород, стирол, толуол, оксид углерода, фенол, формальдегид, диметилфталат, этилацетат и этилбензол), а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

4. Жилые помещения, расположенные в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

5. Жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.

6. Жилые помещения, расположенные на территориях, прилегающих к воздушной линии электропередачи переменного тока и другим объектам, создающим на высоте 1,8 м от поверхности земли напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц более 1 кВ/м и индукцию магнитного поля промышленной частоты 50 Гц более 50 мкТл.

7. Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, признаются непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

8. Комнаты, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимой нормы (в дневное время суток 55 дБ, в ночное – 45 дБ) признаются непригодными для проживания, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно снизить уровень шума до допустимого значения.

9. Жилые помещения, над которыми или смежно с ними расположено устройство для промывки мусоропровода и его очистки.

Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания:

1. Отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно и двухэтажных жилых домах.

2.Оотсутствие в жилом доме свыше 5 этажей лифта и мусоропровода, если этот жилой дом вследствие физического износа находится в ограниченно работоспособном состоянии и не подлежит капитальному ремонту и реконструкции.

3. Несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Жилищный Кодекс РФ в статье 32 регламентирует следующий порядок изъятия жилого помещения у собственника:

1. Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления.
3. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации.

4. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления об изъятии жилого помещения.

10. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

11. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд.

12. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в пункте 11, допускается только с согласия собственника.

Действующая редакция Закона города Москвы от 31 мая 2006 года «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» содержит следующие положения, касающиеся переселения собственников жилых помещений:

1. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.

2. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.

Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобретения жилого помещения либо в иных целях при наличии у собственника иного жилого помещения, в отношении которого собственник обладает правом пользования либо правом собственности. Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения.

Стоимость предоставляемого в порядке компенсации в натуральной форме жилого помещения должна соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения, за исключением случаев, определенных законом.

3. При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в нее включаются размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с его изъятием, возмещение которых предусмотрено федеральным законодательством при изъятии жилых помещений. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

4. При согласии собственника с ним может быть заключен договор мены, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

Как происходит признание дома жилым

Чтобы дом стал жилым, полностью пригодным для проживания официально, проводится специальная экспертиза, включающая в себя комплекс различных экспертных манипуляций. Целью специалистов является выявление технических особенностей здания, а также выполнение проверки его на соответствие всем требованиям российского законодательства о жилых строениях. Как признать дом жилым? — спрашивают некоторые владельцы недвижимости. На основании работы экспертов делается экспертное заключение, в котором объект признается жилым/нежилым (с учетом стандартов).

Оператор Алиса Юрист Дорогие читатели! В наших статьях рассматриваются типовые ситуации решения юридических вопросов, но каждая проблема уникальна. Поэтому, если нужна БЕСПЛАТНАЯ консультация с юристом — звоните по телефону: +7 (499) 653-60-72 доб 946 (Москва и МО) +7 (812) 426-14-07 доб 651 (СПБ и Ленинградская обл.)

Когда следует заказать услугу? На приобретенном дачном участке построен небольшой коттедж, в который вложены средства. Таким образом, имеется желание проживать в нем круглогодично. В такой ситуации важно признание дома жилым. Это дает право прописаться в нем владельцам.

Законодательство нашей страны допускает переход дачного дома в разряд жилых. Тем не менее все жилые дома имеют особенные технические стандарты. Собственно, им и должны соответствовать все современные постройки. Чтобы максимально точно и объективно установить факт такого соответствия, следует провести независимую экспертизу.

Как проводится признание дома жилым

Хочется признать дачный (садовый) дом жилым и по возможности зарегистрировать в нем жильцов?

Недвижимость должна соответствовать таким критериям:

  • относиться к капитальным постройкам, иметь полноценный фундамент из высококачественных материалов, нормальные стены, которые соответствуют предписаниям СНиПа и актуальным стандартам безопасности при эксплуатации;
  • признать дом жилым в СНТ можно, только если к нему подается питьевая вода, подведена система водоснабжения (если установлены фильтры для очистки, нужно доказать, что они действительно эффективны);
  • также строение должно иметь все необходимые инженерные коммуникации (электрическую проводку, системы вентиляции, отопительное оборудование, канализацию и прочее), которые построены с учетом СанПиН, СНиП;
  • в обязательном порядке должно быть подведено водоснабжение, если стоят очистные фильтры, стоит доказать, что они приносят пользу.

Если нужно признать жилое строение жилым домом, проводится специальная процедура, порядок которой определяется исключительно властями региона. Тем не менее определенные положения данного процесса общие для каждого заявителя.

Предъявляются требования для признания дома жилым:

  • властями дачная постройка может быть признана жилым домом, если владельцы предоставят всю необходимую документацию, а также результат экспертизы относительно состояния жилого строения. Важно отметить, что экспертное заключение – определяющий аргумент;
  • если муниципалитет не желает признавать требования владельца недвижимости по определенным причинам, можно требовать через суд установления юридического факта, что дачный дом блокированной застройки является полностью жилым, а также в полной мере пригодным для проживания. В данном случае необходимо заключение независимого эксперта (28ГПК РФ);
  • если необходимо решение о признании, в любой из ситуаций владелец дома должен предоставить судебным/государственным органам техпаспорт организации БТИ со свойствами строения. В таком случае экспертное заключение требуется не всегда. При появлении споров суд может потребовать данный документ, если будет считать, что в нем содержатся недостоверные или неправильные сведения.

Таким образом, если жилой дом признан непригодным для проживания, стоит обратиться в суд.

Для благоприятного решения суда рекомендуется привлечь опытного юриста (спросить контакты), который поможет выиграть дело и признать жилой дом аварийным или пригодным для проживания.

Если нужна помощь в том, чтобы признать многоквартирный дом жилым домом, рекомендуется обратиться к юристам компании «Норма». Они помогут вам отстоять свои права и получить соответствующее постановление.

Пример заявления о признании дома жилым

Истец имеет право собственности на свой объект недвижимости. Когда муниципальные власти не идут навстречу, истец подает исковое заявление о признании дома жилым, образец которого можно взять у наших юристов — .

Если жилой дом признан аварийным, заявление будет немного отличаться в формулировках. В таком случае желательно обратиться за помощью к юристам, которые помогут правильно составить этот документ.

Советы для владельцев коттеджей и домов, которые желают получить в садоводстве прописку:

  • к вопросу возведения крепкого дома следует подойти максимально внимательно, поскольку в нем можно будет жить в любой сезон года;
  • строение должно быть обеспечено различными инженерными ресурсами, если есть возможность, следует подключить дом к центральному водопроводу и канализации. Кроме того, можно установить септик;
  • внимание уделяется пожарной безопасности — все деревянные конструкции должны быть обработаны специальными средствами. Электрическая проводка находится в негорючих кабелях.

Если нужно признать часть дома жилым домом, в таком случае здание также должно быть в идеальном состоянии, чтобы любая комиссия смогла признать его пригодным для постоянного жилья и выдать после проверки, экспертизы соответствующие документы.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.

2. Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):

а) находящиеся в ветхом состоянии;

б) находящиеся в аварийном состоянии;

в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

3. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

Критерии отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

4. Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется — комиссия), которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

5. В состав комиссии включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (при необходимости) органа местного самоуправления, органов государственной жилищной инспекции, архитектуры и градостроительства, государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, органов, осуществляющих федеральный надзор в области промышленной безопасности, организации технической инвентаризации и других органов и организаций.

К участию в работе комиссии привлекается собственник жилищного фонда или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания (далее именуется — уполномоченный собственника), а в случае необходимости — представители проектно-изыскательских организаций, производивших обследование этого жилого дома (жилого помещения).

6. Комиссия рассматривает вопрос о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания на основании заявления собственника либо уполномоченного собственника, или указания органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, или представления органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, государственной жилищной инспекции, или заявления граждан.

7. Для рассмотрения вопроса о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания в комиссию представляются следующие документы:

а) обращение лиц или органов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, с изложением причин, по которым они считают необходимым признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания;

б) копия технического паспорта жилого дома (жилого помещения), выданная организацией технической инвентаризации, с указанием степени износа основных конструктивных элементов и дома в целом либо отдельного помещения, а также остаточной стоимости этого дома либо отдельного помещения (на день обращения в комиссию);

в) соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации;

г) акты проведенных за последние 3 года собственником либо уполномоченным собственника общих осмотров жилого дома (жилого помещения) с указанием видов и объемов ремонтных работ, выполненных за этот период;

д) заключение органа государственной санитарно-эпидемиологической службы;

е) заключение органа государственной противопожарной службы;

ж) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;

з) заключение о техническом состоянии жилого дома (жилого помещения), выданное имеющей лицензию на проведение соответствующих работ проектно-изыскательской организацией по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности жилого дома (жилого помещения);

и) акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого дома (жилого помещения) мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности жилищного фонда и заключение о санитарно-бытовом состоянии жилого дома (жилого помещения);

к) другие документы, которые комиссия признает необходимыми для принятия решения.

8. Комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает одно из следующих решений:

а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;

б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований);

в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

9. Решение комиссии оформляется актом по форме согласно приложению. Акт составляется в 2 экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, выражают его (в письменной форме) в отдельном документе, который является неотъемлемой частью акта. В обоих экземплярах акта делается отметка о наличии особого мнения.

10. Комиссия в 5-дневный срок направляет один экземпляр акта в орган местного самоуправления и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос.

В случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, акт направляется в орган местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

11. Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

12. Орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.

13. В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.

14. Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *