Невыполнение условий договора

Что является неисполнением договора

Каждый договор имеет свою собственную основу, в нее входят такие данные, как:

  • Срок действия.
  • Личные данные сторон: паспортная информация, уровень дохода и так далее.
  • Дата и место заключения контракта.
  • Обстоятельства, прекращающие действие.
  • Основные требования и пожелания стороны-потребителя.

Оформление предполагает и выяснения обстоятельств, которые делают договор невыполненным. Такие обстоятельства разделяются по следующему принципу:

  • Противоправность. Нарушение прав второй стороны автоматически означает завершение действия документа с применением санкций к стороне-нарушителю.
  • Виновное деяние нарушителя. По сути, вина представляет собой признание совершения факта нарушения обвиняемой стороной.
  • Умысел. Если нарушитель умышленно совершает какое-либо деяние, препятствующее дальнейшему осуществлению договорных обязательств.
  • Убытки. Причинение материального или любого другого ущерба провоцирует разрыв контракта и оплату нанесённого ущерба.

Претензия

Все эти признаки указывают на неисполнение обязательств. В результате любой стороной может быть составлена претензия о неисполнении обязательств, призванная защитить пострадавшего участника, а также привлечь второе лицо к ответственности: материальной или моральной, на усмотрение уполномоченного органа. Составление жалобы — это правовой способ защиты интересов.

Сроки предъявления претензии

Определившись с тем, что его права по конкретному договору были нарушены, потерпевший должен составить иск-претензию. Заявление можно составить за несоблюдение рамок любых типов соглашений: купля-продажа квартиры, услуги по ремонту или строительству дома, осуществление потребительских прав человека (то есть покупка чего-либо), оказание любых других видов услуг по соглашению, имеющему определенную денежную базу.

Основной правовой документ, регулирующий почти все существующие виды договора, — это закон «О защите прав потребителей». В нём прописаны сроки, в которые пострадавшее лицо может написать и подать свой претензионный запрос. В основном, ограничения зависят от степени тяжести нарушения договора. Максимальный срок, в течения которого может быть подана претензия на неисполнение обязательств по договору, составляет 10 лет.

Важно! Срок исковой давности при этом всегда одинаковый и составляет всего один год.

Сроки

Некоторые конкретные случаи сроков предъявления претензии:

  • По договору оказания услуг — в течение двух лет с даты заключения.
  • По соглашению аренды — в течение одного года с даты подписания.
  • По договору поставки — один год.
  • По подряду — один год.

В целом, сроки, в которые можно составлять требование о взыскании возмещения возможного ущерба, устанавливаются индивидуально, в соответствии с нормами, прописанными в том или ином соглашении. В этом смысле единого шаблона по срокам не существует.

Случаи, когда претензия на невыполнение условий договора обязательна

Претензия — это одно из главных средств разрешения спора между юридическими и гражданскими лицами. Обычно без претензии дело просто не может быть заведено, поэтому и её оформление является не прихотью, а настоящей необходимостью. Одно из наиболее важных направлений обязательной организации претензии — досудебное обращение от потерпевшей стороны к должнику. Претензия по договору в этом случае является стимулом к началу процесса разбирательств.

Иной вариант, когда пример подачи такого заявления является обязательным, — это нарушение условий, которое влечёт за собой ещё и нарушение закона и (или) затрагивает интересы третьих лиц. В такой ситуации обращение с заявлением — это оказание услуги закону и нормам правового общества.

Примеры иных ситуаций, в которых составление претензии носит принудительный характер:

  • Ситуации, в которых необходимо оформить присвоение личной собственности.
  • При снятии ареста с личного имущества.
  • Во время признания отмены права владения и распоряжения.
  • Признание недействительным договора об организации управления многоквартирным домом.
  • При выполнении указа о сносе чего-либо.
  • При признании торгов недействительными.
  • При отмене договора любого типа.

Важно! Юридическое или физическое лицо в вышеописанных ситуациях обязано составлять претензию, иначе ему может грозить ответственность.

Бланкер.ру

Претензия по договору – это документ, в котором зафиксировано обращение одной стороны договорных отношений к другой по факту нарушения обязанностей, предусмотренных соглашением. Претензия, по содержанию, являет собой выявление недовольства стороны, которая ее предъявляет и служит в качестве инструмента досудебного разрешения споров, возникших между сторонами. Порядок, согласно которому выставляется претензия, регулируется Федеральным законодательством или ранее заключенным между сторонами договором.

Претензия по договору (например, предварительному договору) является важным инструментом договорных отношений между сторонами, поскольку в случае, если досудебный претензионный порядок разрешения споров предусмотрен договором или законодательством, а претензия выдвинута не была, иск, поданный одной из сторон, может быть отклонен. Стоит также учитывать, что рассмотрение исков, поданных на основе претензий к выполнению контрагентом обязательств по договору, как правило, занимает довольно много времени. Именно поэтому, составляя договор, сторонам необходимо позаботится о его положениях, предусматривающих претензионный порядок урегулирования разногласий.

Претензия по договору составляется в произвольной форме, однако в тексте должны присутствовать следующие обязательные данные:

  • требования, сформулированные в четкой и понятной форме;
  • сумма претензии (например, сумма задолженности, неустойка);
  • срок, на протяжении которого контрагент обязан рассмотреть претензию, если этот срок не определен одним из пунктов договора;
  • перечень нарушенных обязательств, послуживших основой для предъявления претензий.

Как правило, большинство претензий выставляются заказчиками (покупателями). Причиной претензии могут служить: нарушение сроков исполнения работ (поставки товаров), оказание услуги (поставки товара) ненадлежащего качества и прочее. Исполнитель (продавец) может иметь претензии относительно несвоевременной оплаты, недоплаты, а также неполного предоставления информации для надлежащего выполнения поставленных перед ним задач.

Претензия по договору составляется в количестве двух экземпляров с приложением копий или выписок из соответствующих подтверждающих документов. В случае если требования стороны, выдвигающей претензию, не были удовлетворены вовремя, ею может вестись журнал учета предъявленных претензий с целью использования документального подтверждения обращения к контрагенту для предъявления этого журнала в качестве доказательства в суде.

Что ждет арендатора в случае невыполнения условий договора аренды?

При заключении договора аренды сторонам необходимо в строгом порядке выполнять свои обязательства. В случае нарушения любого из условий соглашения одной из сторон вторая вправе обратиться в суд и потребовать возмещения убытков, выплату неустойки, расторжения договора, выселения арендатора. Незнание законов, неумение ориентироваться в нормативной документации, пренебрежение возможностью урегулировать ситуацию в досудебном порядке порой достаточно серьезно усугубляют ситуацию.

О том, какие негативные последствия могут произойти из-за несоблюдения условий договора, мы увидим на примере судебного разбирательства Департамента городского имущества города Москвы с компанией «Лунный свет», в течение нескольких лет нарушавшей условия аренды. Ситуация привела к тому, что арендодатель не смог получить выгоды, на которые рассчитывал при подписании договора, и был вынужден обратиться в судебный орган. Дело № А40-169267/16 в Арбитражном суде г. Москвы.

Изучив материалы обеих сторон, суд принял решение удовлетворить все требования истца. Однако арендатор, в свою очередь, привел доводы о несоблюдении условий договора самим истцом. По мнению ответчика, арендодатель не извещал об изменении арендной платы и завышал арендную ставку. Показания какой из сторон являются наиболее весомыми, сможет ли ответчик доказать свою правоту – рассмотрим поподробнее.

Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд с иском к компании «Лунный свет». Истец требовал:

  • Взыскать арендную плату и пени, так как арендатор не оплачивал пользование помещением, площадью 559 кв. м, с февраля 2013 г. по июнь 2016 г. Долг компании составил 8,6 млн. рублей, пени – 1,3 млн. рублей;
  • Расторгнуть договор аренды;
  • Выселить ООО «Лунный Свет» из помещения.

Основанием Департамента для обращения в суд является задолженность арендатора, образовавшаяся вследствие невыплаты арендной платы, предусмотренной в договоре аренды. Ответчик с исковыми требованиями Департамента не согласился и изложил свои доводы в отзыве.

На чьей стороне суд?

Изучив доводы истца и ответчика, Арбитражный суд города Москвы принял сторону заявителя. Судья принял во внимание тот факт, что ответчик, компания «Лунный Свет», является микропредприятием, и ставка за аренду в сумме 3 500 рублей за один квадратный метр в качестве имущественной поддержки была действительной с 1 января 2013 г. по 30 июня 2014 г.

Последующее взимание арендной платы производилось согласно Постановлению Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. под номером 809-ПП.

С 1 июля по 31 декабря 2014 г. плата рассчитывалась исходя из рыночной ставки в размере 7 149 руб. / кв.м. Ставка была определена на условиях арендного соглашения.

С 1 января по 31 декабря 2015 г. рыночная ставка была равна 7 863 руб./кв.м. С 1 января по 31 декабря 2016 г. ставка увеличилась до 8 650 руб./кв.м.

Кроме того, Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства не получала соответствующего заявления от ответчика.

Также Департамент представил суду все необходимые документы, подтверждающие, что компания «Лунный Свет» была своевременно уведомлена об изменении размеров платы за аренду.

Изучив представленные материалы, суд пришел к выводу, что с февраля 2013 по июнь 2016 годов «Лунный Свет» не выполняло свои обязательства, указанные в договоре аренды, и не платило на протяжении всего этого времени за фактически используемое помещение. В итоге задолженность компании составила 8,6 млн. рублей. Сумма является документально подтвержденной, и ответчик не смог ее опровергнуть ни в письменном отзыве, ни на судебном заседании. Поэтому суд принял решение обязать компанию «Лунный Свет» выплатить арендодателю всю сумму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *