Нотариусы Украины реестр

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Некоторые аспекты нотариального удостоверения доверенностей

Е. Бурибаев, доктор юридических наук, нотариус, г. Алматы

Выдача доверенности по своей правовой природе представляет собой одностороннюю сделку. По общему правилу доверенность должна облекаться в простую письменную форму (статьи 151, 152 ГК РК). В настоящее время нотариальная форма доверенностей требуется лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. При этом удостоверение доверенностей остается одним из востребованных действий в нотариальной практике.

Как свидетельствует статистика, в среднем около 20-25 процентов от общего количества нотариальных действий составляет удостоверение доверенностей. К сожалению, следует отметить отсутствие единства практики среди нотариусов в решении ряда, казалось бы, принципиальных вопросов, связанных как с субъектным составом, так и содержанием доверенностей как таковых, а также взимаемых нотариальных тарифов.

Так, п. 1 ст. 58 Закона РК «О нотариате» предусматривается возможность удостоверения доверенностей на имя и от имени нескольких лиц. Однако на практике постоянно возникает вопрос о допустимости такого удостоверения. Одни нотариусы считают такого рода практику допустимой, ссылаясь на вышеуказанную норму Закона РК «О нотариате», другие ставят под сомнение саму такую возможность, исходя из п. 1 ст. 167 ГК РК, согласно которому доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному).

Гражданский кодекс не предполагает множественности субъектов (доверителей и поверенных), исходя из личных, доверительных отношений между указанными субъектами, руководствуясь правовой природой доверенности как односторонней сделки, множественность доверителей, полагаем, исключает указанный признак доверенности. С другой стороны, Закон РК «О нотариате» прямо предусматривает множественность субъектов доверенности, соответственно нотариус не вправе отказать в совершении данного вида нотариального действия. Выбирая приоритет юридической силы, в данном аспекте следует руководствоваться не приоритетом нормативного правового акта специального характера над актом общего действия, а пунктом 2 статьи 3 ГК РК, в соответствии с которым в случае противоречия норм гражданского права, содержащихся в актах законодательства Республики Казахстан, положениям Гражданского кодекса РК применяются положения кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам Гражданского кодекса РК, могут применяться только после внесения в кодекс соответствующих изменений.

Таким образом, следуя букве закона, формальное решение обозначенной проблемы уже представляет для нотариусов особую сложность в случае, когда несколько лиц обратились за удостоверением доверенности. Поставленная проблема усугубляется наличием в законодательстве правовых возможностей возникновения отношений, основанных на доверенности с множественным субъектным составом. Так, например, согласно ст. 50 ГПК РК, регламентирующей вопросы процессуального соучастия, соистцы и соответчики могут поручить ведение дела соответственно одному из соистцов или соответчиков. В силу положений ст. ст. 61, 62 ГПК РК такого рода поручение оформляется доверенностью. Множественность доверителей может иметь место в случае, когда группа лиц рассматривается субъектом правоотношений, например, члены семьи при реализации прав на социальное обеспечение, при приватизации жилища и др. Множественность поверенных, как правило, имеет место при единстве объекта отношений поручения, это, например, транспортное средство, на практике около пятидесяти процентов доверенностей на управление, распоряжение транспортом удостоверяются на имя нескольких лиц. В связи с чем формальный подход не позволяет однозначно решить вопрос о возможности нотариального удостоверения рассматриваемой доверенности.

Кроме теоретических проблем, нотариального удостоверения и последующей реализации доверенности с множественным субъектным составом возникает целый ряд вопросов практического характера. Последовательно остановимся на них. Во-первых, удостоверяя доверенность от имени нескольких лиц, остается открытым вопрос о количестве экземпляров доверенности. С учетом положений ст. 59 Закона РК «О нотариате», пункта 42 «Правил совершения нотариальных действий нотариусами» количество экземпляров документов, в которых излагается содержание сделки, определяется лицами, обратившимися за совершением нотариального действия, но не должно быть менее двух экземпляров, один из которых остается в делах нотариуса.

Практически в данном случае нотариусы выдают только один экземпляр доверенности, исходя из того, что субъектом доверенности выступает группа лиц, а уполномоченным является одно лицо, которому достаточно одного документа для подтверждения своих полномочий от всех доверителей. Вместе с тем гражданское законодательство не знает такого субъекта права, как группа лиц. Доверители, как правило, объединяются для выдачи одной доверенности, ориентируясь на общие интересы, единство объекта правоотношений, а также в случае выдачи доверенности на имя одного поверенного от имени нескольких лиц. На практике такого рода доверенности от нескольких доверителей удостоверяются нотариусами для представления интересов в суде, например, для соистцов, от родителей по представлению интересов несовершеннолетних детей, от работников на право представления интересов у одного работодателя и т.п. На наш взгляд, нотариус при множественности доверителей должен составить доверенность на бланке установленного образца по числу доверителей и один экземпляр доверенности оставить в нотариальном архиве. Такого рода порядок оформления данного вида нотариального действия не только будет соответствовать нормам законодательства, но и позволит доверителям самостоятельно распоряжаться своими правами по передаче полномочий поверенному лицу, предупредит сложности при оформлении отмены доверенности одним из нескольких доверителей.

Во-вторых, выдача доверенности от имени одного лица на имя нескольких лиц хотя с технической точки зрения не вызывает затруднений, но несет в себе риск последующей реализации предоставленных ею полномочий. Как представляется, доверенность — документ на имя нескольких лиц при выполнении поручений и предоставленных функций может вызвать несогласованность соответствующих индивидуальных субъектов. У каждого поверенного может быть собственное видение реализации полномочий, отличное от точки зрения иных поверенных лиц, в связи с чем может возникать несогласованность действий. Кроме того, снижается действенность такой важнейшей гарантии представительства, как отмена доверенности. Возникает вопрос — может ли быть отменена доверенность в отношении только одного лица при множественности поверенных? На наш взгляд, нет. Пункт 1 ст. 170 ГК РК содержит двоякое указание на право доверителя в одностороннем порядке прекратить выданную представителю доверенность. В пункте 2 названной статьи императивно установлено ничем не обусловленное право лица, выдавшего доверенность, во всякое время отменить ее. Указанной статьей прямо определено, что вследствие отмены доверенности лицом, выдавшим ее, действие доверенности прекращается. Как и любое субъективное гражданское право, право представляемого отозвать доверенность не должно выходить за пределы общего ограничения его содержания, которое составляет требование при осуществлении права соблюдать предписания законодательства и иных нормативных правовых актов, не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Отмена доверенности означает отзыв ранее переданных доверителем полномочий, в целом, а не только полномочий, которыми наделялось одно лицо из множества, перечисленных в ней. Кроме того, отмена доверенности влечет прекращение ее действия в целом, а не «наполовину» в отношении конкретного лица.

Следует отметить, что множественность доверителей и поверенных создает трудности при прекращении доверенности по таким основаниям, предусмотренным ст. 170 ГК РК, как отказ лица, которому выдана доверенность; смерть лица, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; смерть гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. На наш взгляд, приведенные юридические факты и действия не могут прекращать частично действия доверенности при множественности ее субъектов, что неизбежно создаст трудности в реализации прав и обязанностей иных субъектов доверенности. В связи с чем доверенность на имя нескольких лиц, хотя и имеет право на существование как документ, содержащий волеизъявление нескольких (одного) доверителей в отношении нескольких (одного) лиц, с практической точки зрения вызывает вопросы в реализации как для доверителя, так и для третьих лиц.

В-третьих, множественность субъектного состава доверенности неизбежно детерминирует сложности в реализации и нотариальном оформлении передоверия. По смыслу гражданского законодательства передоверие означает, что представитель передает свои полномочия на выполнение данного ему поручения другому лицу. Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Однако если личное выполнение поручения для него невозможно или затруднительно, оно может передоверить их совершение другому лицу. Полномочие на передоверие должно быть оговорено в доверенности как документе, подтверждающем полномочия представителя.

При множественности поверенных лиц использование передоверия имеет существенные преграды. Так, при неуказании в основной доверенности конкретного лица, которому предоставляется право передоверия, для совершения такого рода доверенности к нотариусу должны одновременно обратиться все перечисленные в основной доверенности поверенные лица, что может быть затруднительно как с практической точки зрения, так и с позиции признания группы лиц (множественности поверенных) субъектом гражданских правоотношений.

В-четвертых, при удостоверении доверенности от имени и на имя нескольких лиц нотариусами взимаются различные суммы нотариального тарифа. Так, один нотариус взыскивает госпошлину и сумму оплаты технических и правовых услуг, другой нотариус, совершив удостоверительную надпись на одном документе, взыскивает оплату в размере тарифа, умноженного на число обратившихся лиц (представляемых, поверенных). Считаем, указанная практика недопустима. Налоговое законодательство и Закон РК «О нотариате» не предусматривают дифференциацию нотариального тарифа в зависимости от числа доверителей и поверенных лиц, в отличие, например, от свидетельствования подлинности подписи на документе. Нормативные правовые акты закрепляют нотариальный тариф за удостоверение доверенности, нотариус совершает одну удостоверительную надпись на доверенности при множественности ее субъектов. В связи с отсутствием единой нотариальной практики рассматриваемого аспекта считаем, что Закон РК «О нотариате» нуждается в дополнении статьей, предусматривающей особенности уплаты нотариального тарифа, в частности, требуется закрепление нормы о том, что при удостоверении доверенности, выданной несколькими лицами или в отношении нескольких лиц, а также при удостоверении многосторонней сделки нотариальный тариф взимается в однократном размере.

В-пятых, множественность доверителей должна иметь определенные разумные пределы. Так, например, имеют место в нотариальной практике обращения 30-50 лиц, которым принадлежат земельные доли на праве общей собственности, полученные ими при приватизации сельскохозяйственных угодий, на распоряжение этими земельными долями, за удостоверением одной доверенности на управление земельными паями. Другой пример. Указанное число граждан обращаются к нотариусу за удостоверением одной доверенности на управление акциями одного юридического лица. В данном случае практически невозможно выявить волеизъявление каждого из обратившихся лиц и обеспечить одновременное подписание ими доверенности в присутствии нотариуса. Выдача представляемым лицом доверенности конкретному гражданину определяется личным доверительным отношением представляемого к представителю. В связи с чем объем полномочий, условия и сроки действия доверенности определяются с учетом волеизъявления конкретного лица — «представляемого». При одновременном удостоверении доверенности от 10-20 и более лиц фактически невозможно определить указанные важнейшие параметры совершения нотариального действия.

Шестое. В нотариальной практике получили широкое распространение доверенности с множественностью доверителей, не имеющие правовых оснований на их совершение. Данное утверждение относится к доверенностям, выдаваемым родителями на право сопровождения по территории Казахстана и за рубеж своих несовершеннолетних детей. Казахстанским законодательством, регламентирующим порядок пересечения государственной границы, не регламентирован порядок оформления согласия родителей на выезд из Республики Казахстан детей без их сопровождения. Не существует единой практики оформления сопровождения несовершеннолетнего: одни нотариусы оформляют заявления-согласия на выезд с указанием конкретной страны въезда и сроков пребывания, другие удостоверяют доверенность на сопровождение несовершеннолетнего в поездке за рубеж. Вопрос выходит за рамки национального законодательства, поскольку требует от нотариуса знания международных договоров, регламентирующих порядок въезда в зарубежные государства граждан Республики Казахстан. Так, например, для въезда в Российскую Федерацию требуется нотариально оформленное согласие от родителей, если ребенок пребывает не с ними, если ребенок следует с одним из родителей, согласие второго не требуется, согласие от обоих родителей требуется и при въезде в страны Шенгенского соглашения. При этом указанное согласие должно содержать указание конкретного срока выезда и конкретных государств пребывания.

С другой стороны, например, сопровождение несовершеннолетнего в поездке по территории Республики Казахстан без родителей или лиц, их заменяющих, в некоторых случаях требует нотариального удостоверения доверенности. Пунктом 77 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июля 2011 года № 799, закрепляется, что пассажир, не являющийся законным представителем ребенка, предъявляет в билетную кассу и при посадке в поезд документ на право сопровождения ребенка (доверенность). Проезд детей от 15 лет и старше допускается без сопровождения. В случае если несовершеннолетний путешествует по Казахстану без родителей, пользуясь авиатранспортом, то требуется письменное согласие родителей. Так, Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, утвержденными приказом министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 7 октября 2010 года № 448, в пунктах 32, 33 закрепляется, что дети, перевозимые авиакомпанией Республики Казахстан, перевозятся как в сопровождении, так и без сопровождения взрослых пассажиров. Несопровождаемые дети принимаются авиакомпанией к перевозке только после письменного заявления родителей или опекунов. В качестве несопровождаемых детей перевозятся дети на международных рейсах в возрасте от 6 до 16 лет, на внутренних рейсах — от 6 до 14 лет, которые следуют без родителей и не доверены кому-либо из пассажиров. Дети в возрасте до 6 лет перевозятся только в сопровождении совершеннолетнего пассажира. В случае если несовершеннолетний гражданин Республики Казахстан выезжает из Республики Казахстан без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей, усыновителей, опекунов или попечителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Республики Казахстан с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

Таким образом, казахстанское законодательство противоречиво разрешает вопрос о порядке сопровождения несовершеннолетних в поездках без родителей или лиц, их заменяющих, не устанавливая четкие основания истребования тех или иных документов, соответственно не регламентирована нотариальная практика в данном аспекте. На наш взгляд, родители доверенностью уполномочивают для представительства от их имени другое лицо, в данном случае уполномочивают третье лицо для представления от имени родителей, то есть законных представителей ребенка перед третьими лицами. Сама по себе передача прав и обязанностей родителей без установления временной опеки над несовершеннолетним противоречит природе родительских прав, которые в отношении воспитания ребенка, представления его интересов носят личный неимущественный характер, должны осуществляться непосредственно родителями, а уполномочивание кого-либо на осуществление родительских прав не может иметь места в силу прямого запрета в гражданском законодательстве на отчуждение и передачу любым способом указанных прав, кроме случаев, предусмотренных законодательством. К таким случаям, прямо предусмотренным законами, относится, например, защита интересов несовершеннолетнего в суде, перед третьими лицами. Выдавая доверенность на осуществление прав в суде, как стороны по гражданскому делу, родители выдают доверенность от имени несовершеннолетнего, а не от себя как законных представителей, но и последний субъект может выступать субъектом доверенности, поскольку ГПК РК содержит возможность осуществления в суде гражданами своих личных неимущественных прав на защиту через представителя. С этой позиции следует отметить, что весьма уязвимо выглядит имеющее в нотариальной практике удостоверение доверенностей от родителей на представление интересов несовершеннолетнего в учебных заведениях, медицинских учреждениях. Соответственно полагаем, что нотариальная практика должна избегать удостоверения доверенностей от родителей на осуществление их родительских прав, интересов в отношении несовершеннолетних детей, на их сопровождение в поездках. Опираясь на положения внутреннего и международного права, в данных ситуациях в целях юридической неуязвимости удостоверяемых, свидетельствуемых нотариальных актов нотариусу, полагаем, надлежит оформлять заявления-согласия от законных представителей несовершеннолетних.

Вышеизложенное в совокупности, на наш взгляд, является достаточным аргументом для рекомендации не допускать в нотариальной практике удостоверения доверенностей от имени и на имя нескольких лиц. Такого рода доверенность для обращающихся к нотариусу лиц имеет единственное преимущество — нотариальный тариф, который должен взиматься однократно, не увеличиваясь пропорционально числу доверителей или поверенных лиц, однако отрицательные последствия нивелируют имущественную выгоду такого рода доверенности, что должно быть нотариусом разъяснено доверителю.

Нотариальная практика, к сожалению, полна противоречий, не существует единства выработанных, устоявшихся алгоритмов совершения даже однотипных нотариальных действий, что нами было выше показано в отношении доверенности с множественным субъектным составом. Указанное приводит к отказу части нотариусов от отдельных действий, другая часть нотариусов самостоятельно устанавливает порядок их совершения, истребуя документы, не предусмотренные законодательством, что в совокупности приводит к низкому качеству нотариальной практики, а в современных условиях такое положение вещей усугубляется невысокой квалификацией лиц, допускающихся к нотариальной деятельности. В этом аспекте считаем, что Республиканской нотариальной палатой совместно с территориальными палатами должны вырабатываться единые методические рекомендации совершения отдельных нотариальных действий. Методические рекомендации, не имея статуса нормативного правого акта, должны быть обязательны для нотариусов при применении законодательства с точки зрения обеспечения единства нотариальной практики в решении юридически идентичных вопросов. Единство же нотариальной практики совершения отдельных нотариальных действий, в свою очередь, — одно из существенных и необходимых условий для выполнения нотариатом своей основной функции обеспечения стабильности и бесконфликтности гражданско-правовых отношений.

С 2016 года стал доступен реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц (ГРАФП) в режиме онлайн, который ведется регистрирующим органом федеральной налоговой службы.
В онлайн-реестре содержатся сведения о филиалах и представительствах иностранного юридического лица, а также основные сведения об иностранном юридическом лице.

Сервис предоставляет возможность любому заинтересованному лицу бесплатно:

  • найти и просмотреть информацию о филиалах, представительствах иностранных юридических лиц, содержащуюся в открытых и общедоступных сведениях государственного реестра;
  • просмотреть перечень всех аккредитованных филиалов, представительств иностранного юридического лица;
  • получить выписку из реестра о конкретном филиале, представительстве иностранного юридического лица или справку об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Содержание реестра аккредитованных филиалов представительств иностранных компаний

  • данные об иностранной компании:
  • основные (наименование, адрес регистрации, величина уставного капитала и др.);
  • дополнительные (о регистрирующем органе и др.);
  • общие (наименование, адрес, контактные данные, дата начала деятельности);
  • детализированные (сведения о руководителе, численности сотрудников, видах деятельности и др.);
  • иные сведения и реквизиты подтверждающих документов.

Полученная из ГРАФП выписка может использоваться:

  • для подтверждения правового статуса Ф/П ИЮЛ и их уполномоченных лиц;
  • для регистрации права собственности;
  • в иных случаях (для уточнения сведений о контрагентах, оформления лицензии и др.).

Юридическое обоснование работы сервиса по предоставлению выписки из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний

Сервис разработан в соответствии с требованиями абзацев 4, 5 и 8 пункта 11 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Состав открытых и общедоступных сведений, размещаемых на сайте и предоставляемых сервисом, определен приказом ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/683@ «Об утверждении порядка создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Получить выписку из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний

Данные государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний обновляются ежедневно 1 раз в сутки. Дата последнего обновления отображается на странице с результатами поиска.

Выписки из реестра и справки об отсутствии запрашиваемой информации, предоставляемые сервисом, согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи», признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. В соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами ФНС России электронные документы, предоставляемые сервисом, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД).

1. Настоящая Инструкция «О порядке удостоверения доверенностей руководителями учреждений и органов социальной защиты населения Республики Казахстан и завещаний директорами, главными врачами домов для престарелых и инвалидов» (далее — «Инструкция») определяет порядок и правила удостоверения должностными лицами доверенностей и завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным.
2. В соответствии со статьей 167 K631000_ Гражданского кодекса Республики Казахстан, статьей 538 Гражданского кодекса Каз.ССР и статьей 37 Закона Республики Казахстан «О нотариате» к нотариально удостоверенным документам приравниваются:
1) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные руководителями этих учреждений или соответствующих органов социальной защиты населения;
2) завещания граждан, проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные их директорами или главными врачами.
3. Основные термины и определения, применяемые в настоящей Инструкции:
1) ЗАВЕЩАНИЕ — личное распоряжение гражданина на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества, с назначением наследников, сделанное в предусмотренной законом форме.
2) ЗАВЕЩАТЕЛЬ — лицо, которое отдает распоряжение на случай смерти по поводу принадлежащего ему имущества.
3) ДОВЕРЕННОСТЬ — письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному).
4) ДОВЕРИТЕЛЬ — лицо, от имени которого выдается доверенность.
5) ПОВЕРЕННЫЙ — лицо, уполномоченное представлять интересы доверителя.
6) ОПЕКА (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО) — одна из правовых форм государственной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, для защиты их прав и интересов, а также для защиты прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных лиц.
7) ОПЕКУН (ПОПЕЧИТЕЛЬ) — лицо, на которое государство возлагает обязанности по воспитанию ребенка, лишенного родительского попечения и не находящегося в детском доме или ином подобном учреждении, а также обязанности по защите прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц.
8) ПОДОПЕЧНЫЙ — лицо, над которым устанавливается опека (попечительство).
9) УДОСТОВЕРИТЕЛЬНАЯ НАДПИСЬ — надпись, сделанная лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, удостоверяющая факт совершения нотариального действия, с указанием даты удостоверения или выдачи документа, фамилию лица, удостоверившего документ, место совершения нотариального действия, наименование совершенного нотариального действия, сведения о регистрации нотариального действия в реестре, подпись лица, уполномоченного на совершение нотариального действия, оттиск печати.
10) ДЕЕСПОСОБНОСТЬ — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
11) НЕДЕЕСПОСОБНЫЙ ГРАЖДАНИН — гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими и в установленном законом порядке признан судом недееспособным.
12) ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫЙ ГРАЖДАНИН — гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение и в установленном законом порядке ограничен судом в дееспособности.
13) ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА — руководители учреждений и органов социальной защиты населения и директора, главные врачи домов для престарелых и инвалидов.
4. Доверенности и завещания удостоверяются по устному обращению заинтересованных лиц, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, проживающих в домах для престарелых и инвалидов или обратившихся в органы социальной защиты населения.
5. Должностные лица должны соблюдать тайну удостоверяемых доверенностей и завещаний. Содержание завещания не может быть сообщено никому другому, в том числе и лицам, указанным в завещании.
Справки о наличии доверенности или о ее содержании выдаются только лицам, по поручению которых удостоверялись доверенности, либо их уполномоченным лицам.
Справки о наличии завещания и о его содержании выдаются заинтересованным лицам только после смерти завещателя по представлении свидетельства о его смерти.
Сведения об удостоверенных доверенностях и завещаниях могут быть выданы по письменному требованию суда, органов прокуратуры, а также следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам.
6. Правила соблюдения тайны удостоверенных доверенностей и завещаний распространяются также на лиц, которым об удостоверенных доверенностях и завещаниях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей.
7. Должностные лица, а также лица, которым об удостоверенных доверенностях и завещаниях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, виновные в умышленном разглашении тайны удостоверяемых документов несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Должностное лицо при удостоверении доверенностей и завещаний устанавливает личность и проверяет дееспособность лица, обратившегося за удостоверением доверенности или завещания.
Личность обратившегося лица устанавливается по паспорту или удостоверению личности.
Удостоверению подлежат доверенности и завещания лишь лиц, достигших 18-летнего возраста.
9. Должностное лицо при удостоверении завещания должно убедиться, что завещатель понимает значение своих действий, руководит ими, не заблуждается относительно подготовленного завещания, ему никто не угрожает и не обманывает.
10. Не подлежат удостоверению доверенности и завещания лиц, которые решением суда, вступившим в законную силу, признаны недееспособными вследствие психического заболевания или слабоумия, а также лиц, находящихся в момент составления доверенности или завещания в таком состоянии, когда они не могут понимать значения своих действий или руководить ими (например, лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения).
11. Если лицо, обратившееся за удостоверением доверенности или завещания ограничено судом в дееспособности в порядке, установленном законом, то должностное лицо:
1) удостоверяет доверенность на распоряжение имуществом лишь с согласия его попечителя;
2) отказывает в удостоверении завещания.
12. Должностное лицо до удостоверения доверенности или завещания обязано:
1) предупредить доверителя и завещателя о последствиях, возникающих в связи с удостоверением доверенности или завещания;
2) разъяснить им порядок изменения, отмены доверенности или завещания;
3) разъяснить им права и обязанности, вытекающие из доверенности или завещания;
4) составить по просьбе доверителя или завещателя проект доверенности или завещания.
13. Должностное лицо, подготовившее проект доверенности или завещания, зачитывает содержание проекта вслух заинтересованному лицу либо последнее читает этот проект сам. Заинтересованное лицо в случае согласия с проектом подписывает его в присутствии должностного лица.
14. Если дееспособное лицо, обратившееся за удостоверением доверенности или завещания:
1) не может расписаться вследствие физических недостатков или по каким-либо иным причинам, то по его просьбе и в его присутствии, а также в присутствии должностного лица документ может быть подписан другим лицом с указанием причин, в силу которых документ не может быть подписан собственноручно доверителем или завещателем;
2) не может ясно выразить свое волеизъявление вследствие физического недостатка (глухой, немой, глухонемой), то при удостоверении доверенности или завещания обязательно должно присутствовать грамотное дееспособное лицо, которое может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание доверенности или завещания соответствует воле участвующего в ней глухого, немого, глухонемого лица;
3) не может ознакомиться с содержанием удостоверенной доверенности или завещания вследствие неграмотности или физического недостатка (например, недостаточного или полного отсутствия зрения), то ему прочитывается текст документа, о чем на документе делается соответствующая отметка.
15. Поверенный не может подписывать доверенность за доверителя.
Лицо, в пользу которого завещается имущество, не может подписывать его за завещателя.
Должностное лицо, удостоверяющее доверенность или завещание, не может подписывать их за доверителя или завещателя.
16. Текст доверенности или завещания должен быть написан или напечатан четко. В случае написания текста документа от руки употребляются чернила синего или фиолетового цветов.
Не подлежат удостоверению документы, имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова или неоговоренные исправления, а также документы, написанные карандашом или фломастером.
В тексте удостоверяемого документа числа и сроки должны быть обозначены хотя бы один раз словами. Фамилии, имена, отчества физических лиц, их место жительства должны быть написаны полностью, а наименования юридических лиц — без сокращений, с указанием их местонахождения.
Незаполненные до конца строки и другие свободные места в доверенностях и завещаниях прочеркиваются, приписки и поправки должны быть оговорены перед подписью доверителя или завещателя и повторены в конце удостоверительной надписи, при этом исправления должны быть сделаны так, чтобы все, ошибочно написанное, а затем зачеркнутое, можно было прочесть в первоначальном тексте.
17. В удостоверении доверенности или завещания может быть отказано, если:
1) совершение такого действия противоречит закону;
2) с просьбой об удостоверении доверенности или завещания обратилось недееспособное лицо;
3) содержание доверенности или завещания не соответствует требованиям закона.
В случае отказа лицу, обратившемуся за удостоверением доверенности или завещания, должностным лицом незамедлительно вручается постановление в письменном виде с указанием причин отказа.
18. Отказ в удостоверении доверенности или завещания, а также их неправильное удостоверение могут быть обжалованы в судебном порядке.
19. Должностное лицо не вправе удостоверять доверенности или завещания на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своего супруга, его и своих родственников (родителей, детей, братьев, сестер, внуков, деда, бабушки).
Доверенности и завещания, удостоверенные с нарушением вышеуказанных правил, являются недействительными.
20. Доверенности совершеннолетних дееспособных граждан могут удостоверяться от имени одного лица на имя другого, от имени нескольких лиц на имя одного лица и от имени одного лица на имя нескольких лиц.
21. Лицу при обращении с просьбой об удостоверении доверенностей разъясняется его право:
1) указать в доверенности, что поверенный вправе передоверить предоставленные ему этой доверенностью полномочия другому лицу;
2) отменить выданную доверенность.
В случае отмены доверенности доверитель должен направить письменное заявление о ее отмене в то учреждение, организацию, предприятие, орган, куда должна была быть представлена эта доверенность.
22. Доверенности могут быть составлены в следующих формах:
1) по форме N1 — в случае выдачи доверенности на общее управление имуществом;
2) по форме N2 — на продажу дома, квартиры, дачи, гаража;
3) по форме N3 — на получение заработной платы;
4) по форме N4 — на ведение наследственного дела.
Доверенности по прочим вопросам составляются применительно к выше указанным формам.
23. Полномочия поверенного в доверенности должны быть точно определены. Например, при выдаче доверенности на продажу жилого дома доверитель вправе указать в ней кому, за какую цену и на каких условиях должен быть продан поверенным принадлежащий ему дом или поверенный может действовать по своему усмотрению.
24. Срок действия доверенности устанавливается лицом, выдавшим доверенность, по его усмотрению, но не может превышать трех лет.
Если в доверенности срок ее действия не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее выдачи.
Срок действия доверенности указывается прописью.
25. Завещание составляется от имени одного лица.
Не подлежит удостоверению завещание, составленное от имени нескольких лиц (супругов, братьев, сестер и т.п.).
Не допускается удостоверение завещания, совершенного опекуном от имени своего подопечного, а также на основании доверенности, так как в соответствии с действующим законодательством завещание удостоверяется лишь в присутствии завещателя.
26. Должностное лицо обязано разъяснить завещателю, что согласно статьи 530 Гражданского кодекса Каз.ССР несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе и усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего наследуют независимо от содержания завещания не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов домашней обстановки и обихода.
27. Должностное лицо может ознакомить завещателя по его желанию с кругом наследников, который определяется статьями 527-530 Гражданского кодекса Каз.ССР, а также разъяснить завещателю его право:
1) оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству, отдельным юридическим лицам. Завещатель может в завещании лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону, кроме обязательных наследников, предусмотренных статьей 530 Гражданского кодекса Каз.ССР;
2) указать в завещании, если оно составляется в пользу нескольких лиц, в какой доле каждому из наследников завещается имущество, при этом доли должны быть определены в идеальном выражении (например, «в равных долях каждому», «одна вторая доля»);
3) изменить или отменить завещание в любое время, составив новое. Завещатель также может отменить завещание путем подачи заявления нотариусу, которому передано на хранение завещание.
28. Завещание в зависимости от содержания может быть составлено в следующих формах:
1) по форме N5 — если завещатель желает оставить по завещанию все свое имущество;
2) по форме N6 — если завещатель желает выделить из имущества какую-либо часть его (например, вклад в банке);
3) по форме N7 — если завещатель желает оставить по завещанию определенный вид имущества, не касаясь всего остального имущества.
29. При удостоверении от завещателя не требуется представления доказательств принадлежности ему завещаемого имущества, а также родственных отношений с ним лиц, в пользу которых составлено завещание.
30. Доверенность или завещание, подписанные доверителем или завещателем, должны быть удостоверены должностным лицом. Удостоверение документа состоит в совершении на нем удостоверительной надписи по прилагаемым формам (NN 8,9).
В случаях, предусмотренных п.14 настоящей Инструкции, удостоверительная надпись составляется по формам NN 10,11 с указанием причин, в силу которых доверитель или завещатель не могли подписать документ лично.
31. Удостоверительная надпись на документе должна быть совершена в день составления документа. Текст удостоверительной надписи на документе может быть напечатан на пишущей машинке или написан от руки. Подчистки в удостоверительной надписи не допускаются. Приписки и иные исправления в доверенностях, завещаниях должны быть оговорены должностным лицом в удостоверительной надписи этих документов.
32. Удостоверительная надпись помещается после подписи доверителя или завещателя на этой же странице или на обороте документа, либо на отдельном листе. В тех случаях, когда удостоверительная надпись составляется на отдельном листе, а также, когда содержание документа изложено на нескольких листах, все листы должны быть прошнурованы и пронумерованы, о чем делается соответствующая запись, подтвержденная подписью должностного лица и скрепленная печатью учреждения или органа социальной защиты населения.
Удостоверительная надпись на доверенности или завещании подписывается должностным лицом и скрепляется печатью учреждения или органа социальной защиты населения.
33. Доверенность или завещание удостоверяются в двух экземплярах и подлежат регистрации в реестре по форме N12.
Реестр для регистрации должен быть пронумерован, прошнурован, подписан должностным лицом и скреплен печатью учреждения или органа социальной защиты населения.
Порядковый номер, за которым зарегистрированы доверенность или завещание в этом реестре, должен быть проставлен в удостоверительной надписи обоих экземпляров доверенности или завещания.
34. Один экземпляр доверенности после внесения соответствующей записи в реестр выдается на руки доверителю или по его просьбе и за его счет высылается по указанному им адресу поверенному. Другой экземпляр остается в учреждении или органе социальной защиты населения.
35. Должностное лицо после внесения соответствующей записи в реестр один экземпляр завещания выдает на руки завещателю, а другой экземпляр обязано передать в течение десяти дней со дня его удостоверения на хранение нотариусу по постоянному месту жительства завещателя.
36. Если завещатель не имел постоянного места жительства в Республике Казахстан или его место жительства неизвестно, завещание направляется нотариусу, определяемому Министерством юстиции Республики Казахстан.

На главную → Полезные ресурсы

Реестр нотариусов

Реестр содержит информацию о государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах и нотариусах Украины. Также в Реестр вносятся данные об изменениях местонахождения или телефона государственной нотариальной конторы или государственного нотариального архива, их ликвидации, сведения об изменении личных данных (фамилия, имя, отчество) нотариусов Украины и изменения в их нотариальной деятельности, должности государственного нотариуса, контактных данных нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью, и тому подобное.

Приказом Министерства юстиции Украины от 13.10.2010 г. №2501/5 утвержден новый прядок ведения Реестра. Во исполнение этого приказа Госинформюстом было обеспечено внедрение веб-сайта для обеспечения доступа к информации Реестра. Отныне вся актуальная информация о государственных нотариальных конторах, государственных нотариальных архивах и нотариусах Украины доступна на сайте круглосуточно и бесплатно. Начиная с 29 октября 2010 года как физическое, так и юридическое лицо, могут также получить информацию о местонахождении ближайших государственных нотариальных контор или государственных нотариальных архивов, которые являются действующими на сегодняшний день, или адрес расположения рабочего места нотариусов, нотариальная деятельность которых не приостановлена.

Информацию из Реестра через веб-сайт можно найти по административно-территориальными единицами (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь) и названию государственной нотариальной конторы или государственного нотариального архива. Поиск информации о нотариусах Украины осуществляется по фамилии, имени, отчества или по номеру свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью.

Также информацию из Реестра можно получить в виде информационной справки. Для этого органам государственной власти, другим юридическим и физическим лицам необходимо подать письменный запрос по форме, установленной в приложении 4 к Порядку ведения Единого реестра нотариусов, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины 13.10.2010 г. №2501/5, зарегистрированного 15.10.2010 г. №926/18221, который можно найти в разделе «Единый реестр нотариусов Украины» в подразделе «Реестры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *