Новгородцев о государстве

УДК 340.12

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА П.И. НОВГОРОДЦЕВА

И КРИЗИС ПРАВОСОЗНАНИЯ

Геращенко А.И., Геращенко И.Г.

В статье рассматривается философско-правовая теория П.И. Новгородцева в условиях кризиса правосознания начала ХХ века. Обосновывается актуальность наследия П.И. Новгородцева для современной российской действительности, а также для истории, теории и философии права. Отдельное внимание уделяется проблемам преподавания философии права. Показана самобытность философско-правовой концепции П.И. Новгородцева и ее развитие в процессе постоянной полемики с выдающимися отечественными и зарубежными теоретиками права. Выявлены новаторские идеи русского мыслителя по реформированию российской правовой системы.

Ключевые слова: философия права, П.И. Новгородцев, история философии права, русская философия права, западная философия права, преподавание права.

PHILOSOPHY OF P.I. NOVGORODTSEV’S LEGAL THEORY

AND CRISIS OF HUMAN BEING

Gerashchenko A.I., Gerashchenko I.G.

П.И. Новгородцев является основателем самобытного философско-методологического подхода в области правового знания. Не случайно его основной труд носит название «Лекции по истории философии права» . Историю и теорию государства и права он рассматривал через призму истории философии. Это роднит его с другим выдающимся отечественным мыслителем В.С. Соловьевым. Тем самым Новгородцев продолжал линию И. Канта и Г. Гегеля в исследовании философских оснований права, творчеству которых была посвящена его докторская диссертация. Вообще в российской правовой традиции сформировалось исключительно уважительное отношение к философии права. Достаточно назвать имена Г.Ф. Шершеневича, Л.И. Петражицкого, Б.Н. Чичерина, Н.М. Коркунова, Н.А .Бердяева, С.Л. Франка и многих других. Тем более вызывает недоумение современная позиция, когда курс «Философия права» во многих юридических вузах сделан дисциплиной по выбору и практически не преподается .

Задачу современной ему российской философии права П.И. Новгородцев видел в нравственном обосновании юридических норм, не сводя их, при этом, к нормам морали или религии. Позицию философско-правового идеализма он противопоставлял традициям исключительного историзма и социологизма в праве, которые были широко распространены в то время на западе. Для творчества Новгородцева был характерен критический настрой к реалиям российской действительности, вот почему он считал себя продолжателем критической философии Канта и имманентного критицизма Гегеля. Недостатки простого исторического подхода в праве русский мыслитель видел в поверхностной интерпретации эволюции юридических институтов. П.И. Новгородцева интересовал сущностный анализ истории права, поэтому он уделял повышенное внимание изучению западной философии в контексте становления европейской системы естественного права.

В статье «О задачах современной философии права» дается критика социологического подхода к праву, как единственно научного метода исследования. Выдающийся русский правовед аргументировано доказал, что социология права может быть всего лишь одним из способов исследования, да и то не самым важным. В начале 20 века в социологии права еще только закладывался научный фундамент, который окончательно не сформировался и в настоящее время. Научный статус социологии права как альтернативы философии права вызывает серьезные возражения. В частности, это касается социальной динамики применительно к анализу правового сознания и юридических институтов. П.И. Новгородцев следующим образом сформулировал цель философии права: оберегать и сохранять нравственную основу права от воздействий односторонней теории и мелкой практики, утверждать его чистое, идеальное значение и моральную основу .

В России начала 20 века проходили многочисленные дискуссии, посвященные проблемам отечественного и мирового правосознания. Л.Н. Толстой в интервью одной американской газете высказал мысль о том, что весь путь, пройденный передовыми западными государствами и увлекающий за собой русское общество, является неправильным и ложным по своим целям. Анализ данного высказывания послужил для Новгородцева исходным пунктом для написания его известной работы «Кризис современного правосознания. Введение» . Давая оценку позиции Толстого, он отмечает определенный правовой анархизм великого русского писателя, который роднит его с позицией Ж.-Ж. Руссо. Однако за этим внешним анархизмом скрывается глубокое содержание. П.И. Новгородцев, вслед за Львом Толстым, приходит к выводу, что концепция правового государства, как она представлена в Декларации прав человека, не отвечает современным реалиям.

Обладая отличным знанием предмета и истории вопроса, П.И. Новгородцев пытался определить нравственные истоки современного ему правового государства. Приводя определения государства, как «холодного чудовища» (Ф. Ницше) и «неизбежного зла» (В. Соловьев), П. Новгородцев был далек от того, чтобы видеть в правовом государстве одни лишь негативные характеристики. Вместе с тем он отмечал кризисные явления в современном ему правосознании, полагая, что правовое государство не есть венец истории и высший идеал нравственной жизни. Современное государство является всего лишь подчиненным средством и частным элементом, входящим в состав нравственных сил общества. Отсюда следует вывод, что любое правовое государство в принципе не способно воплотить в себе чистоту нравственных начал . Обосновывая эту мысль, Новгородцев говорил о важности солидарности в обществе. Разобщенность людей, особенно в кризисные периоды развития, резко обостряется, а это, в свою очередь, ведет к ухудшению работы правовых институтов. Данная мысль особенно актуальна в настоящее время, когда в большинстве стран мира наблюдается дефицит доверия и солидарности, рост индивидуализма и обособленности. Не является исключением в этом смысле и Россия. Концепция правового и даже социального государства сама по себе не гарантирует отсутствия нищеты и отчуждения в обществе. Исключительно правовыми методами ситуацию исправить вряд ли получится, необходим комплекс мер социального, экономического, политического, культурного воздействия.

П.И. Новгородцев постоянно обращал внимание российской общественности на право гражданина государства на достойное человеческое существование. Он полемизировал с установками старой юридической школы, которая учила, что поддержка нуждающихся не может быть задачей права. Новгородцев выделил три основных правовых условия для достойного человеческого существования: во-первых, права человеческой личности должны быть выше права собственности, т.е. необходимо устранить идею неотчуждаемой собственности, заменив ее принципом публично-правового регулирования приобретенных прав с обязательным вознаграждением их обладателей в случае отчуждения; во-вторых, следует примирить свободу профессиональных союзов с государственным интересом, несмотря на то, что широкое допущение профессиональных союзов может внести серьезные осложнения в государственные и общественные отношения, однако, это не может служить аргументом против такой свободы; в-третьих, забота о бедных, больных и беспомощных из добровольной благотворительности должна быть превращена в законную обязанность государства, т.е. приобрести юридический характер и находиться под санкцией права .

Правовая концепция П.И. Новгородцева формировалась в постоянном взаимодействии, обсуждении и полемике с наиболее крупными представителями интеллектуальной элиты тогдашней России. Особенно интересна в этом смысле дискуссия с В.С. Соловьевым, который много внимания уделял философско-правовым проблемам. Он высказал целый ряд глубоких и оригинальных идей о соотношении права и нравственности, хотя его идеал справедливого общества, опирающегося на дружеское взаимодействие царя, первосвященника и пророков выглядит сегодня утопически. Владимир Соловьев сформулировал следующие принципы отношения между нравственностью и правом: 1) неограниченность нравственного и ограниченность правового требования; 2) право должно представлять собой низший предел или некоторый минимум нравственности; 3) право обязано требовать объективной реализации этого минимального добра и действительного устранения определенной доли зла; 4) в такой реализации право допускает принуждение; 5) обязательны правовые гарантии личной свободы и общего блага; 6) непозволительность смертной казни и пожизненного лишения свободы; 7) нравственная необходимость государства и приоритет христианского государства над всеми остальными .

П.И. Новгородцев в целом был согласен с нравственно-правовой концепцией В.С. Соловьева и также как последний делал отсюда педагогические выводы. Прежде всего, Новгородцев вслед за Чичериным и Петражицким заявлял о разложении правосознания в современной ему науке, поскольку юриспруденция утратила высокий нравственный авторитет. В конечном счете, это стало одной из причин Первой мировой войны и русских революций.

В известной полемике между В.С. Соловьевым и Л.Н. Толстым о роли права в обществе П.И. Новгородцев встал на точку зрения Соловьева. Начальным этапом данной полемики стала критика правовой доктрины славянофильства. Новгородцев вслед за Соловьевым убедительно доказал порочность славянофильской иллюзии о, якобы, ненужности и вредности права для «богоизбранных» славянских народов. Один из лидеров славянофильства К. Аксаков прямо заявлял, что русский народ является народом негосударственным, не желающим для себя политических прав. Община рассматривалась как самостоятельная сила, противостоящая государству, а русский народ наделялся непосредственной фактической силой, подменявшей правовые институты, что привело, в конечном счете, к позиции ярого национализма. П.И. Новгородцев был категорически против этого, он справедливо полагал, что подлинному христианскому идеалу в большей степени соответствует прогрессивное правовое развитие Запада за последние триста лет, чем вся деятельность Христианской Церкви на протяжении эпохи Средневековья .

Лучшим государством, по мысли Новгородцева, является то, которое создает наибольшие препятствия для реального зла в обществе и вместе тем дает наибольший простор для прогрессивного развития и движения к общечеловеческому благу. В этом вопросе большую помощь может оказать положительный идеал правового государства, выработанный многолетним опытом Западной Европы. Показательна в этом смысле позиция Л.Н. Толстого, который в данном вопросе поддержал славянофилов. Он заявил, что право всегда и при всех условиях безнравственно и порочно, обосновывая эту идею своей концепцией непротивления злу насилием. Русские юристы не решились спорить со Львом Толстым, и только Владимир Соловьев публично стал на защиту права, подчеркивая нравственную ценность правовых учреждений и их значение для морального прогресса.

П.И. Новгородцев полагал, что Л.Н. Толстой допустил одну существенную ошибку, считая, что решение всех социальных проблем может быть достигнуто личным подвигом отдельных людей: если все граждане станут совершенными в результате самовоспитания, то и общество станет идеальным без государственного вмешательства. Здесь на первое место выходит проблема правового и нравственного воспитания в их единстве. Лев Толстой полагал, что достаточно одного лишь нравственного самовоспитания, построенного на непротивлении злу. В.С. Соловьев и П.И. Новгородцев думали иначе. Отдавая должное моральному самосовершенствованию, они справедливо указывали, что пока не произошло нравственное перерождение всех людей, должны быть созданы правовые механизмы, препятствующие злу в обществе. Воспитательный процесс в одиночку не может решить все социальные проблемы, поэтому нравственной задачей права становится: смирение упорного эгоизма лиц, обуздание злых наклонностей, борьба с произволом и несправедливостью сильных мира сего, обеспечение общего равенства и свободы .

Педагогические проблемы здесь выходят на первое место. Все классики русской теории и философии права отдавали должное вопросам воспитания и самовоспитания нравственной личности, но предлагали различные варианты соотношения педагогического и правового регулирования в обществе. П.И. Новгородцев, признавая первичность высоко морального поведения, большое внимание уделял нравственно-правовому идеалу. Без этого идеала правовое сознание теряет свои ориентиры и начинает вращаться в порочном кругу собственных юридических проблем. Воспитательный процесс при этом не сводится к правовому обучению в различных институтах. Он должен охватывать всю систему институционального и неинституционального воздействия на человеческую индивидуальность. Правовое сознание, как и сознание вообще закладывается очень рано благодаря стихийному обучению. Чем более гуманной является социальная среда, тем быстрее и легче происходит формирование соответствующего правосознания и, наоборот, если ребенок с детства находится в ситуации юридической аномии, то в дальнейшем воспитать из него морального и законопослушного гражданина будет крайне сложно.

В своей работе «О своеобразных элементах русской философии права» П.И. Новгородцев дает анализ правовой доктрины Ф.М. Достоевского. Сущность этой доктрины сводится к следующим основным положениям: 1) высший идеал общественных отношений представляет собой свободное внутреннее единство всех людей на основе высшего христианского авторитета; 2) единственный истинным путем к этому идеалу может быть только внутреннее осознание всеми людьми всеобщей ответственности друг за друга и всепроникающей солидарности; 3) право и государство в процессе социального строительства являются лишь вспомогательными ступенями данного развития, что не исключает их необходимости; 4) норма социальной жизни обязана заключаться в тесном единстве права и нравственности, в следовании государства по пути органического синтеза христианских заповедей и юридических норм; 5) в земных условиях невозможно достичь данного синтеза, поскольку общественная среда всегда будет несовершенна, однако, идеал морально-правовой гармонии должен существовать и постоянно присутствовать в юридическом сознании; 6) любое государство является несовершенным, и любые попытки его существенного улучшения с помощью рационально-научного подхода изначально обречены на неудачу, что вытекает из религиозно-иррациональной природы человека; 7) не следует стремиться построить государственно-правовой рай на земле, а нужно готовиться к неизбежным конфликтам и окончанию общественного прогресса .

П.И. Новгородцев, в целом, разделял позицию Ф.М. Достоевского, хотя она и выглядит довольно-таки пессимистично. Вслед за великим писателем он отстаивал принципиальное своеобразие российского народа и государственности. Здесь, по мысли Новгородцева, не может быть реализован гегелевский идеал государства как земного бога и осуществления абсолютной нравственной идеи. Необходимо, конечно, стремиться быть добрым гражданином доброго государства, но этот западный идеал недостаточен. Русская философия права исходит из того, что государственные институты не являются высшим творением культуры. Предоставленные сами себе без нравственной и религиозной идеи они обречены на вырождение и упадок.

П.И. Новгородцев в русской философии права, как и в западноевропейской, выделял два основных направления: идеалистическое (Б. Чичерин) и позитивистское (Л. Петражицкий). Однако даже в этих направлениях российские ученые пошли собственным самобытным путем. Они пытались адаптировать западные правовые теории к российской действительности. Чичерин, к примеру, главным в праве считал не юридические институты, а лицо, что шло в разрез с гегелевской философией права. Петражицкий стремился дополнить позитивистскую теорию собственной психологией права. Основным правовым идеалом признавалась заповедь любви. Таким образом, русская философия права не может быть отнесена ни к одному из направлений западной правовой традиции.

Будучи наиболее ярким представителем русской либеральной правовой школы, Новгородцев большое внимание уделял изучению западноевропейских правовых доктрин XVI-XIX веков. В наибольшей степени его интересовала эволюция идеи правового государства, которая имела на западе долгую историю. П.И. Новгородцев справедливо отмечал, что теория правового государства изначально была связана с философско-правовым походом, хотя философия права в лице Сократа, Платона и Аристотеля возникла задолго до появления концепции правового государства. В XIX веке теория правового государства претерпевает существенные изменения, это касается принципов народного суверенитета, разделения властей и личных прав. На первое место выходят проблемы местного самоуправления, референдума, организации всеобщего избирательного права, усиления исполнительной власти при одновременном контроле со стороны избирателей и др. . Вместе с тем либеральный подход к праву самого Новгородцева существенно отличался от европейских аналогов. Это касается, прежде всего, нравственных и религиозно-православных критериев либерализации правовой системы в условиях России.

Проблемы преподавания истории и философии права всегда были в центре внимания П.И. Новгородцева. Это с необходимостью вытекает из его нравственно-религиозной концепции, которая предполагает процесс воспитания в качестве своего обязательного момента. Занимаясь на протяжении всей жизни педагогической деятельностью, П.И. Новгородцев считал ее важнейшим средством нравственного и правового развития России .

Список литературы:

2. Геращенко И.Г. Социология образования А.А. Зиновьева // Социология образования. 2016. № 7. С. 26-33.

3. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В., Геращенко А.И. Проблемы преподавания курса «Философия права» // Актуальные проблемы развития современного российского общества: теория и практика. Сб. научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Волгоград, 2017. С. 15-20.

4. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // П.И. Новгородцев. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 15-234.

5. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права // П.И. Новгородцев. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 300-306.

6. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение // П.И. Новгородцев. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 328-339.

7. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // П.И. Новгородцев. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 321-327.

8. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. С. Соловьева // П.И. Новгородцев. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 285-299.

9. Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // П.И. Новгородцев. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 367-387.

10. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // В.С. Соловьев. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т.1. С. 47-548.

Сведения об авторах:

Сведения об авторах:

Геращенко Алена Игоревна – студентка факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).

Геращенко Игорь Германович, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и правовых дисциплин Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (Волгоград, Россия).

Data about the authors:

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учение П.И. Новгородцева о праве и государстве»

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена рядом обстоятельств.

1. В связи с проводящимися реформами политической и правовой систем современной России чрезвычайно важно знать историю развития и функционирования правовой системы, принципов права и правовых идей, состояния юридической науки и т.д. Вопросы, исследуемые П.И. Новгородцевым — одним из ярчайших представителей научно-правовой мысли конца XIX — начала XX, остаются актуальными и в наше время.

2. Конец XIX века — начало XX веков были ознаменованы возрождением идеи естественного права. Впервые о необходимости возрождения естественного права заговорили практически одновременно и в Германии и в России. В числе русских учёных-юристов, придерживавшихся естественно-правовой концепции права, был П.И. Новгородцев. Вся его научная деятельность с первых шагов была посвящена критике слабых сторон юридического позитивизма и проповеди возрождения естественного права. Сегодня, когда на смену позитивистскому подходу в понимании права вновь приходит естественно-правовая концепция, возникает необходимость обращения к наследию представителей «школы возрождённого естественного права», и, в первую очередь, к учению о естественном праве её основоположника П.И. Новгородцева.

3. В действующей Конституции Российской Федерации Россия провозглашается демократическим правовым государством. Однако в юридической науке не выработано общепризнанной концепции правового государства, в законодательстве отсутствует «твёрдый и полный набор признаков правового государства»1. В связи с этим актуализируется изучение

1 Боголюбов С.А. Круглый стол редакционного совета на тему: «Правовое государство: декларация или направление развития нашего общества?» //Правовое государство .№1 2005. — С. 5. творческого наследия П.И. Новгородцева. Вопросы сущности правого государства, его принципов, о соотношении государства и права, государства и личности, проблемы демократии были предметом его научного рассмотрения наряду с проблемой естественного права.

4. Исследование приобретает актуальность в свете рассмотрения взглядов П.И. Новгородцева на проблему прав человека. В силу того, что Россия, взяв курс на построение правового демократического государства, тем самым признала высшей ценностью человека, его права и обязанности, появляется необходимость рассмотрения и переосмысления теоретического наследия в этой области, накопленного на всем протяжении исторического развития юридической науки.

Одним из русских учёных конца XIX — начала XX в.в., проповедовавших идею прав человека, был П.И. Новгородцев.

С точки зрения Павла Ивановича, «для современного культурного правосознания права личности стали постоянным и непререкаемым элементом в праве». Их отрицание лежит вне пределов власти культурного государства. Эти постоянные элементы учёному-юристу представлялись как бы «материальным пределом» законодательной власти государства.

История прав человека одновременно представляет собой историю выработки и упрочения их гарантий с помощью определённых норм, институтов и процедур. Право на личную неприкосновенность, право на достойное человеческое существование были для П.И. Новгородцева наиважнейшими. Проблема прав человека в трактовке Новгородцева исключительно интересна, тем более, что нынешний век объявлен веком прав человека2.

5. Следующим обстоятельством, указывающим на необходимость обращения к творчеству, изучения жизни и общественной деятельности П.И.

2 Утяшев М.М. Права человека в современной России. Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. — Уфа, 2003. С. 6.

Новгородцева, является то, что он был членом Первой Государственной Думы. В апреле 2006 года исполнилось 100 лет российскому парламентаризму. В отличие от многих западных стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение было созвано лишь в 1906 году, получившее название Государственная Дума. Дума просуществовала в общей сложности около 12 лет.

Деятельность первого парламента представляет особый интерес, поскольку это был первый представительный орган, избранный народом, на заседаниях рассматривались первые законопроекты, в частности, законопроекты, касающиеся прав человека и гражданина. Среди них следует отметить законопроект о неприкосновенности личности, представленный П.И. Новгородцевым на одном из заседаний Первой Государственной Думы.

В силу указанных обстоятельств изучение процесса становления и развития отечественного права и учения о государстве, в котором важную роль играли мыслители конца XIX — начала XX в.в., представляется необходимым для того, чтобы иметь представление о сложностях, возникающих при попытках построения правового государства, гражданского общества, создании благоприятных условий для жизни и деятельности человека и гражданина, законодательного закрепления прав человека. Изучение научного наследия П.И. Новгородцева помогает найти новые пути развития современной правовой науки в направлении утверждения приоритета прав личности, признания их ведущей роли.

Степень научной разработанности темы исследования. Следует отметить, что работы, посвященные исследованию научных трудов П.И. Новгородцева, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся статьи, заметки, появлявшиеся на страницах журналов, газет, монографий ещё при его жизни. Практически все работы Павла Ивановича Новгородцева вызывали интерес со стороны правоведов и философов. Среди них следует выделить следующие работы: Евг. Трубецкой «Новое исследование о философии права Канта и Гегеля», Вопросы философии и психологии. 1902, кн. 1; Л.И. Петражицкий «К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе», Право. 1902 №41- 43; Д.М. Одинец «Современный либерализм. (П. Новгородцев -Кризис современного правосознания)», Русское богатство. 1909, №5; Л.И. Петражицкий «К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права», Юридический Вестник. 1913, кн. II; П.Е. Михайлов «О реальности права», Юридический Вестник. 1914, кн. 5; П.Е. Михайлов «П.И. Новгородцев, Политические идеалы древнего и нового мира», Вестник Европы. 1914, №6; рассмотрению той же работы посвящена заметка Вен. Гинцберга «П. Новгородцев. Очерки по истории философии права. Политические идеалы древнего и нового мира», Юридический Вестник. 1914, кн. 5.

Творчество Новгородцева было предметом рассмотрения не только учёных либерального толка, но и идеологов марксизма: А. Луначарский «Проблемы идеализма» с точки зрения критического реализма», Образование. 1903, №2; А. Луначарский «Заметки философа. Экскурсия на «Полярную звезду» и в окрестности», Образование. 1906, №3; Л. Аксельрод (Ортодокс) «Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли». Сборник статей. М., 1922.

Фундаментальная работа П.И. Новгородцева «Об общественном идеале» вызвала огромный интерес в научных кругах и стала предметом обсуждения ряда известных мыслителей: Г.Д. Гурвич, 10. Делевский, Е.В. Аничков, H.A. Сетницкий3.

В третью группу входят работы советских учёных и исследователей, таких как Г.И. Ризз, С.А. Пяткина, В.Д. Зорькин5. Этим работам свойственна характеристика, обусловленная господством советской идеологии. Вследствие чего учению Новгородцева не могла быть дана полная и объективная оценка.

Четвертую группу представляет литература, вышедшая в свет в 90-е годы XX в. В этот период были опубликованы работы A.B. Соболева, В.И. Шамшурина, И.А Исаева и Н.М. Золотухиной, В.Ю. Багдасарова, И.Д. Осипова, С.М. Бабинцева6. Авторами рассматриваются лишь отдельные проблемы в учении П.И. Новгородцева. A.B. Соболевым делается акцент на проблемах правового государства. Однако важные вопросы, такие как демократия и правовое государство, суверенитет, остались за рамками его исследования.

Отдельную группу составляют работы, опубликованные за границей. Это работы А.Валицкого, Д.Левицкого, Н.Полторацкого7.

Исследование теоретического наследия П.И. Новгородцева продолжается. Несомненный исследовательский интерес представляют

Анисимова, И.А. Кацаповой, С.И. Глушковой .

Следует особо отметить труды Е.А.Фроловой, В.Н. Жукова, А.Х. Денильханова, A.B. Полякова. Денильхановым А.Х. творчество П.И. Новгородцева рассматривается с точки зрения политической философии. При этом автором указывается, что, несмотря на актуальность и логическую обоснованность идей и выводов, Новгородцев оказался в плену своей методологии. Абсолютизация постулата о первичности духовного начала в учении о личности вела к явной недооценке социально-экономического, политического и других факторов общественного развития9.

В работе «Философия права П.И. Новгородцева» В.Н. Жуков рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность философских и правовых идей учёного. Внимание В.Н. Жукова акцентируется на нравственной стороне учения мыслителя, при этом в стороне осталось государственно-правовое учение Новгородцева10. Одной из первой работ, посвященных рассмотрению политико-правового учения, была диссертация Е.А. Фроловой, в которой дается оценка именно правовому учению П.И. Новгородцева. Исследователем подчёркивается многогранность и актуальность для XIX — XX в.в. политико-правовой концепции. Основными идеями учения Новгородцева были «концепция естественного права», «позитивные функции государства», «право на достойное человеческое существование»11.

Отдельные упоминания о П.И. Новгородцеве содержатся в диссертациях: С.Б. Глушаченко «Русские юристы второй половины XIX — начала XX в.в. о правах личности и правовом государстве: (историко-правовое исследование)».

Спб., 2000; B.IO. Багдасарова «Права человека в российской правовой мысли второй половины XIX — начала XX века». -М., 1995; В.Н. Жукова «Философия естественного права в русской мысли первой половины XX в.». — М., 2001. Учение П.И. Новгородцева в работах данных авторов рассматривается лишь фрагментарно, выделяется определенный узкий предмет в многогранном творчестве мыслителя.

Цель диссертационного исследования — раскрыть объём, содержание государственно-правовых воззрений П.И. Новгородцева, а также определить их значение для современных научных изысканий в области государства и права.

Для достижения указанной цели в настоящей работе ставятся следующие исследовательские задачи:

— анализ мировоззренческих идеалов П.И. Новгородцева;

— изучение взглядов Новгородцева на историю становления и развития естественно-правовых учений;

— анализ учения Новгородцева о «возрождённом естественном праве»;

— исследование представлений П.И. Новгородцева на правовое государство;

— анализ проекта закона «О неприкосновенности личности», в создании которого принимал участие П.И. Новгородцев;

— изучение взглядов Новгородцева на проблему прав человека.

Объектом исследования является учение П.И. Новгородцева о праве и государстве.

Предмет исследования — многогранные идеи П.И. Новгородцева о «возрождённом праве», правовом государстве, о правах человека.

Научная новизна исследования. Во-первых, в исследовании, применительно к учению Новгородцева, более полно раскрывается его приверженность правам и свободам человека и гражданина; неприкосновенности личности; идеям либерализма, демократии; его практической законотворческой деятельности.

Во-вторых, более точно и полно представлены некоторые государственные и правовые воззрения П.И. Новгородцева, в частности, о принципах правового государства, верховенства права, развитии гражданского общества, естественной концепции права.

В-третьих, П.И. Новгородцев был не только выдающимся учёным-юристом, каким он предстает в большинстве публикаций, но и замечательным практиком либерального толка. Он был активным членом конституционно-демократической партии, депутатом I Государственной Думы и активным поборником обеспечения прав человека, неприкосновенности личности. Будучи депутатом, он участвовал в создании первого закона, направленного на защиту неприкосновенности личности.

В-четвёртых, современной юридической науке малоизвестны некоторые работы Новгородцева, опубликованные век тому назад. К ним относятся замечания Новгородцева на русский перевод брошюры Иеллиника

1 «У

Die Erklärung der Menschen-und Bürgerrechte» , Законопроект о неприкосновенности личности13, статьи о первой Государственной Думе14.

В-пятых, учение о государстве и праве Павла Ивановича остается важным источником для познания и изучения процессов, происходивших в юридической науке в конце XIX- начале XX в.в.

Сегодня правовая наука может развиваться, опираясь на теоретические разработки отражённые в трудах выдающихся русских учёных, в том числе П.И. Новгородцева. Изучение творчества учёного может помочь в определении направлений развития современной юридической науки в области прав человека, утверждении их ведущей роли в развитии права.

12 Новгородцев П.И. Декларация прав человека и гражданина //Научное слово, кн. 5., 1905. С. 56- 59.

13 ПравоХ» 29,30.31.1906.

14 Дума №1,2 3,1906.

Теоретическая и методологическая основа. Основу теоретической базы исследования составляет изучение, обобщение и анализ трудов учёных в области теории и истории государства и права: И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, Е.А. Фроловой, В.Ю. Багдасарова, С.И. Глушковой, П.В Анисимова, A.B. Полякова и др.

Существенное значение имели труды дореволюционных теоретиков права и учёных русского зарубежья первой половины XX века. Среди них наиболее значимые работы: Евг. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, C.JI. Франка, П.Б. Струве, И.А Ильина, H.H. Алексеева и др.

Теоретическую основу исследования составили труды крупнейших мыслителей от времён античности до первой половины XX века. Среди них следует указать Аристотеля, Платона, И. Канта, Гегеля, О. Шпенглера и др.

Методологической основой исследования является всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать все явления в их развитии и взаимосвязи. Методами, используемыми в работе, являются исторический, логический и сравнительно-правовой, позволяющими раскрыть особенности воззрений профессора П.И. Новгородцева на право и государство.

В соответствии с результатами проведённого исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. На процесс формирования государственно-правовых воззрений и правовой социализации учёного П.И. Новгородцева оказали события, происходившие в науке и историческом развитии общества конца XIX -начала XX веков. Существенное влияние на процесс формирования воззрений мыслителя оказали идеи либерализма, что выразилось в его приверженности концепции естественного права, признании приоритета прав человека.

2. Профессор П.И. Новгородцев занимался рассмотрением исторического развития естественно-правовых учений с античных времён. По мнению П.И. Новгородцева, к проблеме естественного права первыми обратились софисты.

3. П.И. Новгородцев — учёный, отстаивающий идею естественного права, выработавший свою оригинальную естественно-правовую концепцию. С точки зрения П.И. Новгородцева, естественное право является тем идеальным и безусловным пределом, к которому тяготеет вся система положительного права. Что важно, «предел не может быть достигнут или осуществлён».

4. П.И. Новгородцев, не отрицая формально-юридический подход в оценке государства, отстаивает идею восстановления естественно-правовой конструкции государства. С точки зрения естественно-правовой конструкции государства мыслитель объясняет связанность государства своим правом.

5. Для Новгородцева проведение социального переустройства общества связано с преодолением кризиса правосознания и утверждением ценностей правового государства. Он показал, что кризис теории современного правового государства привёл к появлению у него новых социальных функций. Государство переходит в новую стадию и становится социальным по своей направленности.

6. Проблема прав человека, свободы является сквозной темой в государственно-правовом учении. Права человека Новгородцев определял как непререкаемый и постоянный элемент в праве, выступающий как бы «материальным пределом» законодательной власти государства.

7. Проект закона о неприкосновенности личности, одним из разработчиков которого был П.И. Новгородцев, при его осуществлении в жизнь должен был положить «начало новому и неведомому до сих пор в

России порядку, основанному на уважении к личности, на строгой обеспеченности личных прав».

Теоретическая и практическая значимость исследования. Научно-практическая значимость исследования определяется потребностью и необходимостью дальнейшего изучения отечественной истории государственно-правовых доктрин. Сформулированные в нем положения и выводы дополняют и расширяют сферу научного знания в историко-правовых дисциплинах. Положения и материалы исследования могут быть использованы в преподавании и учебно-методическом обеспечении таких учебных курсов, как теория государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений, философия права, теория прав человека.

Апробация результатов проведённого исследования. Диссертация была выполнена и обсуждена на кафедре прав человека и политико-правовых учений Института права Башкирского государственного университета и рекомендована к защите.

Положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию в научных публикациях диссертанта, а также в выступлениях и сообщениях на научных и научно-практических конференциях. Результаты исследования использовались также в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам «Социология права» и «Юридическая риторика».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *