Нужны ли поурочные планы учителям?

Уважаемые родители/законные представители обучающихся!

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 17.03.2020 № 01-101/10-01 срок проведения единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена по образовательным программам среднего общего образования для лиц, заявившихся на участие в досрочном периоде переносится на основной период государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (с 25 мая по 29 июня 2020 года).

«РОССИЯ В ЦИФРАХ»

Телефоны горячей линии:

Рособрнадзор 7 495 984-89-19

РЦОИ РИ 8 873-2-22-25-73

Управление образование Назрановского района

8 873-2-77-14-66

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!!

Компания-оператор независимой оценки качества условий оказания услуг «AS Holding Russia», проводит независимую оценку качества (НОК) условий оказания услуг.

Убедительно просим вас пройти опрос по «НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ». Для перехода на страницу опроса нажмите на ссылку внизу текста. Спасибо за содействие!!!

(для перехода нажмите на картинку)

Как сообщается на сайте профсоюза «Учитель» (http://pedagog-prof.org/), членом Совета МПРО «Учитель» М.Балуевой был направлен запрос в Минобрнауки России на тему «Имеет ли право директор школы включить в текст должностной инструкции учителя обязанность иметь план-конспект каждого урока, в котором обязательно должны быть записаны цели и задачи?»

Ответ заявителю был дан Департаментом государственной политики в сфере образования Минобрнауки России за подписью заместителя С.Д..Ермаковой, из которого на сайте сделан вывод: «Из ответа Минобрнауки следует, что не имеет».
Заметим, что в ответе Департамента не содержится прямого ответа на поставленный вопрос. В нем разъясняется, что в качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н.
В соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики по должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:
разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
А между тем:
в «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (раздел II Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323) сказано:
«В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее – органы исполнительной власти), и руководителям образовательных организаций (далее – организации) рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями».
Выступая на открытии Всероссийского семинара-совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования 27 сентября 2016 года глава Минобрнауки РФ О.Ю. Васильева указала на необходимость снижения бюрократической нагрузки на учителя:
«Не нужно загружать учителя дополнительной работой. Учитель должен иметь три документа: рабочую программу, классный журнал и дневник».
Эту же мысль она подтвердила и во время визита в Пензенскую область в марте 2018 года при посещении Верхнеломовской школы: «Оставьте учителю три документа: дневник, журнал и план. Все остальное, что нужно для проверяющих, можно найти на сайте школы, не нужно нагружать учителей отчетами», — заявила Министр .

Примечание
Принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций — это поручение Президента РФ В.В.Путина Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, данное по итогам заседания Госсовета РФ от 23 декабря 2015 года.

Письмо Минобрнауки России «О принятии мер по устранению избыточной отчётности учителей» от 21.03.2017
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей Приложение к письму от 07.07.2016 г. № 323

Читайте также в блоге статьи, посвященные сокращению избыточной отчетности учителей

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

1. Свернутый план-конспект.

2. Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

· номер урока по календарно-тематическому плану;

· класс;

· дата проведения;

· тема урока;

· цели урока:

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

¨ Дать начальное (или первичное) представление о …;

¨ Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

¨ Закрепить понятия (знания)…;

¨ Обобщить (систематизировать) знания …;

¨ Углубить следующие представления …;

¨ Расширить знания…;

¨ Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

¨ Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

¨ Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

¨ Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

¨ Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

¨ Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

¨ Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

¨ Развивать у учащихся профессиональные интересы;

¨ Содействовать развитию специальных способностей;

¨ Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

· материально-техническое оснащение урока:

— оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

— инструменты и приспособления;

— материалы;

· учебно-методическое оснащение урока:

— наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

— конспекты;

— ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

· оформление классной доски;

· тип урока;

· структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

· ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

1) ТЕКСТОВАЯ

2) ТАБЛИЧНАЯ

3) ГРАФИЧЕСКАЯ

4) КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

· для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

· для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

· для графической формы –вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

· для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

Текстовая форма

Требования к изложению хода урока

При описании хода урока под заголовками выделяются все структурные этапы, в которых указываются:

— их подробное или сжатое содержание;

— методы;

— организационные формы;

— педагогические ситуации;

— приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

— и т.д.

Для краткости записи можно ввести условные обозначения, которые по ходу представления содержания отмечаются на полях, выделяются цветом или шрифтом.

Основное содержание структурных элементов урока

· Организационный момент: приветствие, психологическая установка на привлечение внимания учащихся к уроку, проверка посещаемости и подготовленности к занятию.

· Повторение пройденного материала: перечисляются виды и формы контроля зун. Обязательно указываются предлагаемые для проверки вопросы и даются варианты правильных ответов, которые могут быть представлены в скобках, выделены цветом или оформлены в табличной форме (вопросы – ответы).

· Актуализация имеющихся зун для подготовки к усвоению новой темы: отмечаются способы установления логической связи нового материала с ранее пройденным, а так же потребностно-мотивационные установки учащихся.

· Постановка темы и цели урока перед учащимися: необходимо четко сформулировать тему, определить цели урока и основные положения или вопросы, которые должны быть усвоены учащимися.

· Изложение нового материала: в этой части кроме изложения теоретического содержания, обязательно указать все методические рекомендации, т.е. сопровождающие методы обучения, методы учения и организационные формы. Представить средства наглядности, демонстрации и раздаточный материал, предлагая в конспекте подробное описание на каком этапе изложения нового материала и каким образом они будут использованы.

· Практическая работа: написать тему, цели, оснащение и содержание практической работы. Перечислить виды сочетания проводимых учителем по ходу работы инструктажей и выполняемых учащимися упражнений (обосновав их трудоемкость, количество и взаимосвязь). Обязательно привести вариант оформления отчета по проделанной работе.

· Подведение итогов: даются обобщающие выводы по содержанию и организации проведенного урока. Делается анализ выполненных учащимися работ, указываются их положительные и отрицательные стороны. Сообщаются и комментируются оценки.

Графическая форма

Применение подобной формы позволяет учителю наглядно представить урок полностью во всем объеме, компактно изобразить и детально проследить свою деятельность на уроке во взаимосвязи с деятельностью учащихся.

Разработка опорного конспекта в графической форме выполняется следующим образом:

· сначала определяются цели урока (О.Р.В.);

· подбирается оснащение урока;

· определяется тип урока;

· в соответствии с типом выбирается структура;

затем в зависимости от типа и структуры прорисовывается последовательность этапов урока, причем каждый этап представляется отдельным прямоугольником в котором указывается: -название этапа;

-методы обучения;

-методы учения;

-формы организации познавательной деятельности учащихся и учителя;

-время на выполнение этапа.

Этапы урока в графической модели можно расположить вертикально или горизонтально, можно использовать световые сигналы и другие условные обозначения, все будет зависеть от творческого подхода учителя.

Достоинства данной методики:

· наглядность изображения плана урока;

· планирование наглядного изображения взаимодействия учителя и учащихся;

· комплексное всех составляющих урока;

· возможность четкого самоанализа урока;

Недостатки данной методики:

· наличие дополнительного времени для усвоения условных сигналов;

· сжатая запись основного содержания урока, поэтому может применяться только учителями с большим опытом работы или сопровождаться подробным конспектом содержания хода урока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *