О государственном и муниципальном имуществе

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О приватизации государственного и муниципального имущества

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (В редакции Федерального закона от 18.06.2005 № 60-ФЗ)

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 842, 847 и 848 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (Подпункт введен — Федеральный закон от 05.01.2006 № 7-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (Подпункт введен — Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ)

14) земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых уполномоченным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Правительством Российской Федерации межведомственным коллегиальным органом принято решение, которое предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона и в соответствии с которым единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ; в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 356-ФЗ; Федерального закона от 23.06.2016 № 221-ФЗ)

15) федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства; (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ)

16) имущества, передаваемого в собственность Российского научного фонда в качестве имущественного взноса Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 02.11.2013 № 291-ФЗ)

17) движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации или поступившего в собственность государства в порядке наследования; (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.05.2014 № 137-ФЗ)

18) федерального имущества в случае его обмена на олимпийские объекты федерального значения, находящиеся в частной собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и созданные во исполнение заключенных с Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта соглашений об организации строительства олимпийских объектов федерального значения; (Подпункт введен — Федеральный закон от 28.06.2014 № 194-ФЗ)

19) имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»; (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ)

20) ценных бумаг на проводимых в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах» организованных торгах и на основании решений Правительства Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

21) имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», при его реорганизации на основании Федерального закона «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.06.2018 № 171-ФЗ)

22) судов, обращенных в собственность государства, а также имущества, образовавшегося в результате их утилизации. (Подпункт введен — Федеральный закон от 06.03.2019 № 20-ФЗ)

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами (или) иными нормативными правовыми актами. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ)

6. Особенности участия нотариусов и нотариальных палат в приватизации имущества, которое находится в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в отношении которого принято решение о продаже на аукционе либо конкурсе, могут быть установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. (Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2015 № 391-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (В редакции Федерального закона от 31.05.2018 № 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ; в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (Пункт введен — Федеральный закон от 11.07.2011 № 201-ФЗ)

Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (В редакции Федерального закона от 31.05.2010 № 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

81) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (Подпункт введен — Федеральный закон от 31.05.2010 № 106-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 45-ФЗ)

82) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.06.2015 № 180-ФЗ; в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

Правительство Российской Федерации своим решением вправе поручить юридическим л

Как продать муниципальное имущество без торгов

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты.

В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Согласно положениям норм законов таких, например, как ФЗ 44 и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги.

Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника.

А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов.

В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Полномочия муниципалитетов по торгам имуществом

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

Финансовый кризис и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к тому, что государство вынуждено вести поиск дополнительных способов пополнения бюджета.

Одним из источников финансирования местного бюджета является доход от продажи муниципальной собственности на аукционе.

При продаже недвижимости власти должны неукоснительно следовать законодательным положениям ведения торгов и обеспечивать равенство россиян на участие в приватизации государственной собственности.

Что говорится в законе?

В соответствии с действующим законодательством реализация прав на муниципальную собственность должна производиться путём организации открытого аукциона, позволяющего коммерческим организациям или физическим лицам приватизировать государственное имущество.

Процедура приватизации представляет собой передачу прав на имущество федеральных или местных властей, осуществляемую на возмездной основе. Она основана на принципах открытости функционирования инстанций разных уровней и равенстве всех граждан, изъявивших желание приобрести часть госсобственности.

На аукционе может быть продана:

  • Земельный участок;
  • Здания любого назначения;
  • Зарубежная недвижимость и ценности, находящиеся в собственности РФ;
  • Ресурсы недропользования;
  • Ценные бумаги, принадлежащие государству или выпущенные им.

Законодательство разрешает осуществлять организацию аукционов исключительно уполномоченным структурам. В противном случае, сделка будет признана ничтожной. Специализированные инстанции, организующие торги, могут защищать и отстаивать муниципальные имущественные интересы, и вправе подать иск при их несоблюдении.

Кто может стать участником аукциона?

В соответствии с действующим законодательством принять участие в покупке государственного имущества могут обычные граждане и организации. Однако, для некоторых категорий граждан предусмотрен запрет, направленный на защиту конституционного строя.

В частности, речь идёт о:

  • Унитарные предприятия;
  • Органы власти;
  • Юридические лица, более 25% уставного капитала которых принадлежит государству.

Ограничения не действуют в том случае, если владелец сооружений производит выкуп земель, на которых стоят постройки.

Акционерные общества, акции которых реализуются на аукционе, также не могут принять участие в торгах.

Если после передачи прав на имущество будет установлена неправомерность участника (покупателя), итоги аукциона аннулируются, а сделка по приобретению имущества становится недействительной.

Особенности проведения открытого аукциона

Законом установлено, что реализация собственности муниципалитетов и государства путём проведения аукциона, должна начинаться с проведения подготовительных мероприятий, включающих следующие этапы:

  • Первоначальное определение стоимости реализуемого имущества;
  • Установление пунктов, касающихся внесения денежных средств и погашения задаточной части выкупной цены госсобственности или прав на неё;
  • Определение даты и места проведения открытого аукциона, временного промежутка для открытия и закрытия торгов, а также даты окончания приёма заявок от участников;
  • Организация и публикация сообщений, призванных сообщить потенциальным участникам о проведении аукциона;
  • Приём, регистрация и учёт заявок от потенциальных участников торгов;
  • Проверка подлинности бумаг, предоставленных потенциальными участниками;
  • Составление перечня участников аукциона из числа лиц, подавших заявки;
  • Назначение лица, которое будет проводить торги.

За некоторое время до начала открытого аукциона, на ресурсах сети интернет публикуется информационное объявление.

Оно содержит основные требования к потенциальным участникам, порядок и сроки оплаты гарантийного взноса, реквизиты банковской организации, наименование платежа и особенности процедуры возврата денежных средств.

Данное сообщение представляет собой публичную оферту, принятием которой является отправка заявок потенциальными участниками и оплата взносов.

Для того чтобы потенциальному покупателю был присвоен статус участника, ему необходимо правильно оформить и подать заявление, приложив полный перечень документов, обозначенных в публикации. Для подтверждения своего намеренья купить имущество, участник переводит на счёт организатора определённую сумму. Подтверждением данного действия является выписка со счёта продавца.

Заявки от потенциальных участников начинают приниматься не позднее 25 дней до момента формирования списка покупателей. Завершение приёма заявлений происходит за 3 дня до соответствующей даты. Все заявки, поступившие с нарушением сроков приёма, возвращаются отправителем с отметкой о причине отказа.

Поступившие заявки рассматриваются организатором мероприятия, а потенциальным покупателям присваивается статус участников. Процедура полностью протоколируется и включает список лиц, изъявивших желание приобрести право на госимущество.

Приём решения осуществляется в 5-дневный срок с момента окончания приёма заявлений. После завершения процедуры всем заявителям отправляются уведомления о присвоении соответствующего статуса, либо об отказе.

Оповещение вручается лично либо отправляется через почтовое отделение.

В соответствии с законодательством аукцион может быть открытого и закрытого типа.

Первый вариант предусматривает активность потенциальных покупателей путём подъёма карточек, что и доказывает готовность участника приобрести лот за обозначенную стоимость.

Закрытый аукцион подразумевает передачу запечатанных конвертов, содержащих размер выкупной стоимости, аукционисту.

По итогам аукциона определяется конечный покупатель, озвучивший самую высокую цену. Все результаты подлежат обязательному протоколированию.

Документ, содержащий информацию о победителе мероприятия, вручается конечному покупателю под расписку.

Денежные средства, внесённые победителем в качестве задатка, переводятся в бюджет, а взносы остальных участников возвращаются им в полном объёме.

По результатам мероприятия формируется информационное объявление, которое потом размещается на интернет-сайтах.

В течение 5 дней после завершения торгов победитель и организатор мероприятия оформляют сделку, предметом которой становится право собственности на имущество, проданное на аукционе.

Победитель переводит денежные средства на указанный банковский счёт, после чего они поступают в казну.

Если покупатель отказывается внести полную стоимость приобретённого имущества, это может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Другие методы продажи муниципального имущества

В соответствии с действующим законодательством существуют и иные способы приобретения муниципального имущества, предусматривающие процедуру приватизации.

К ним относятся:

  • Внесение изменений в организационную форму компании, подразумевающей унитарное использование оборотных активов;
  • Продажа имущества в ходе специализированного аукциона или в результате организации конкурсных мероприятий;
  • Продажа имущества без указания конкретной стоимости или с использованием публичных оферт;
  • Передача имущества с целью пополнения капитала коммерческой организации;
  • Продажа ценных бумаг, находящихся в собственности государства, через доверительное лицо.

Имущественные комплексы унитарных организаций формируются в предпринимательские сообщества.

Если имеющегося имущества достаточно для образования акционерного общества, то государственная компания оформляется по соответствующему типу.

Если по результатам приватизации выясняется, что необходимый объём капитала отсутствует, унитарное предприятие реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью.

Права на владение и распоряжение государственным имуществом не могут быть переданы субъектам и частным лицам с использованием метода, не предусмотренного действующим законодательством. Однако в юридической практике насчитывается масса примеров, когда потенциальным покупателям незаконно отказывают в праве приобретения госимущества.

Если вы считаете, что вам незаконно отказали в присвоении статуса участника, или был нарушен порядок проведения торгов, наши юристы готовы детально изучить ситуацию ответить на все вопросы. Наши эксперты подробно разъяснят следующие нюансы:

  • Кто имеет законное право на приобретение имущества в частную собственность;
  • Способы установления реализуемых предметов и их стоимости;
  • Особенности отправки уведомлений потенциальным покупателям, включая их порядок и сроки;
  • Требования, предъявляемые к оформлению итогов торгов;
  • Особенности подачи жалобы на действия государственных органов, ответственных за проведение аукциона.

Для того чтобы задать вопрос нашему юристу, вам не придётся часами колесить по городу в поисках квалифицированного специалиста, отвлекаться от важных дел и даже выходить из дома.

Вы можете просто позвонить нам, или описать свою проблему, заполнив краткую форму, размещённую на сайте.

Дистанционный способ общения не уступает по своей эффективности личной беседе с юристом, но позволяет сэкономить драгоценное время и избежать ненужных финансовых затрат.

Получить консультацию может любой желающий, независимо от пола, возраста, социального статуса, занимаемой должности и прочих индивидуальных особенностей.

Обширные познания в области действующего законодательства и многолетний практический опыт позволяют нашим специалистам обеспечивать максимальную эффективность каждой отдельной консультации.

Продажа муниципального имущества

Как приобрести государственное и муниципальное имущество на торгах

  • Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности
  • Организация
  • Что требуется для участия в торгах
  • Как отозвать заявку
  • Подведение итогов торгов
  • Заключение

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Это происходит, если:

  • заявку на участие в аукционе по реализации гос. собственности подал один человек;
  • несмотря на достаточное количество заявок(более одной), на торги пришел только один человек;
  • отсутствует динамика развития аукциона с момента начального предложения.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду. Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион — второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Как отозвать заявку

Иногда возникают ситуации в отзыве поданной заявки. Такое может случится, если человек нашел более выгодное предложение либо просто передумал. Отзыв осуществляется при помощи составления уведомления, которое выполняется в письменной форме.

Имущество банкротов — Как выгодно продать нежилое помещение в маленьких городках

Отметим, что обратиться к организатором аукциона по проведению торгов гос. имущества с просьбой о закрытии заявки можно до момента пока не состоялось утверждение заявок. В этом случае вам гарантированно вернут внесенный задаток.

А вот если вас утвердили в качестве участника и вы попросту не пришли на аукцион, то организаторы имеет полное право не возвращать задаток. Поэтому крайне рекомендуется хорошо подумать прежде чем участвовать в торгах.

Что касается количества заявок на участие, то одно лицо может подать только одну заявку. Это сделано для того, чтобы снизить факты намеренного срыва аукциона.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление, согласно которому данное лицо признается победителем.

На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Заключение

Как видно из представленного материала реализация и процесс приобретения государственного или муниципального имущества на торгах не вызывает сложности. Попросту необходимо внимательно ознакомиться с регламентом аукциона, который предоставляют организаторы и предоставить весь перечень документов.

При возникновении сложностей воспользуйтесь услугами юриста. Хотя при условии изучения этого материала и собственной экономической грамотности он вам вряд ли понадобиться. Участвуйте в аукционах и эффективно вкладывайте свои денежные средства.

Как продать имущество предприятия: процедура

Когда встает вопрос, как продать имущество предприятия, самым распространенным и экономически выгодным вариантом станет прямая распродажа акций или долей учредителей. В чем преимущества данного способа, мы расскажем ниже.

Что делать, если появилась необходимость продать бизнес (ликвидировать предприятие или передать новому собственнику) или преобразовать его (изменить состав учредителей или приобрести активы), а на балансе организации числится «движимое» или «недвижимое» имущество (ст. 130 ГК РФ)? Выделяют два основных варианта сбыта:

  • Распродажа акций или долей в уставном капитале.
  • Продажа организации как имущественного комплекса (ст. 22 Федерального закона № 122-ФЗ).

Каждый из способов требует соблюдения предписанных законодательством правил, игнорирование и неисполнение которых может привести к несостоятельности сделки. Какие критерии следует учитывать при выборе того или иного варианта?

Выгода по налогу

С позиции рентабельности и налоговой оптимизации, первый вариант реализации компании больше распространен, поскольку такая продажа имущества предприятия не облагается НДС (ст. 146 НК РФ). В данном случае плательщиками налогов признаются разные учредители (акционеры), по каждому из которых ведется своя налоговая база.

Распродажа компании по долям не требует оплаты НДС.

Готовясь к сделке, необходимо учитывать не только необходимость уплаты налога, но и ряд других существенных факторов. К примеру, каков состав учредителей? Если компанию продают физлица, то каждый из них должен будет уплатить НДФЛ. Если учредители – юрлица, то они могут являться плательщиками единого налога или налога на прибыль.

Важную роль играет соотношение балансовой стоимости активов и размера уставного капитала. Если цифры приблизительно равны, то торговля акциями или долями сыграет на руку – учредители сэкономят на НДС, а с разницы между рыночной ценой компании и уставным капиталом оплатят налог на прибыль. Рассмотрим ситуацию на конкретных случаях.

  1. Уставной капитал – 2 млн рублей, активы – 3 млн рублей. За такую же сумму компания продается третьему лицу. НДС не платится, налог на прибыль составит 1 млн рублей.
  2. Уставной капитал – 100 тысяч рублей, активы – 3 млн рублей. Плательщиком НДС признается сама компания (ст. 158 НК РФ). Налог высчитывается по сумме различия между выручкой и стоимостью чистых активов. Если продаются доли, то за учредителями остается право снизить размер налога, но только на первоначальную стоимость их вклада.

Важную роль играет соотношение балансовой стоимости активов и размера уставного капитала.

С бюрократической точки зрения, процедура оформления купли-продажи акций или долей предприятия намного проще и дешевле, нежели второй вариант. В частности, продажа компании как имущественного комплекса требует подготовки документации и осуществления регистрационных действий (ст. 12, ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ; ст. 561, п. 2, ГК РФ).

Полагаясь на перечисленные выше критерии, разберем каждый из вариантов сбыта имущества детально.

Продажа акций или долей в уставном капитале

В большинстве случаев это не продажа бизнеса, а переход прав на организацию к новым собственникам. Об этом должен быть проинформирован каждый из участников общества. Те предприниматели, которые продали свои акции или доли, подлежат налогообложению. Его размер высчитывается с учетом правового статуса: юрлицо или физлицо.

К числу базисных документов, необходимых для проведения данного типа купли-продажи, относятся (ст. 561 ГК РФ):

  • Акт инвентаризации.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Независимое заключение аудитора о составе и стоимости компании.
  • Перечень долгов организации с указанием размеров, сроков и требований кредиторов.
  • При «покупке» сотрудников новому владельцу потребуется их письменное согласие (ст. 72 ТК РФ).

Затем, с учетом прав собственника, составляется договор (ст. 559 ГК РФ), вступающий в силу после прохождения государственной регистрации (ст. 560 ГК РФ). Продавцом компании уплачивается НДС (ст. 158 НК РФ) и налог на прибыль, который высчитывается согласно гл. 25 НК РФ.

Вывод

Прежде чем заключить, какой из вариантов продажи имущества компании будет наиболее успешным, правильнее произвести расчеты, вывести данные и сравнить результаты. Возможно, продать часть имущества – менее рентабельный способ, в сравнении с продажей имущественного комплекса целиком. Только собственник способен оценить риски и выгоду своего бизнеса.

Понятие приватизации

Экономические отношения по вопросам присвоения имеют подвижный характер. Это значит, что может происходить переход от одной формы собственности к другой. Такие процессы осуществляются различными методами, одним из которых является приватизация.

Определение 1

Приватизация (от.лат — частный) – это процесс передачи государственного или муниципального имущества за определенную плату или на безвозмездной основе частным лицам.

Приватизация является направлением разгосударствления имеющейся собственности, заключающимся в передаче в частное владение отдельными гражданами или юридическими лицами.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России – это ее приобретение отдельными гражданами, товариществами у государства и местных органов власти.

Переходили в собственность такие виды имущества, как:

  • Предприятия и их подразделения, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • Материальные и нематериальные активы предприятий;
  • Доли (акции, паи) государства в капитале товариществ;
  • Принадлежащие доли приватизируемых предприятий в капитале других компаний.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Субъекты и объекты приватизации 430 руб.
  • Реферат Субъекты и объекты приватизации 240 руб.
  • Контрольная работа Субъекты и объекты приватизации 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Приватизация могла быть скрытого характера, к примеру, передача в аренду имущества государства частным лицам или организациям на длительный срок; могла быть частичной, при такой форме распродавалась только часть акций; также приватизация могла осуществляться посредством денационализационных и реприватизационных методов.

Масштабность приватизационного процесса в той или иной стране зависела от широты использования методов национализации частного сектора в предыдущем времени.

Основы приватизации в РФ заключались в следующем.

Выделялись три приватизационных формы: продажа имущества при помощи аукциона, на конкурсной основе, путем продажи акций;

Были выделены две структуры государства: комитет, занимающийся управлением государственного (муниципального) имущества и имущественные фонды. Функции первой заключались в подготовке планов приватизации и осуществлении мероприятий по подготовке предприятий к приватизационной процедуре. Вторая структура занималась продажей предприятий на аукционах, продажей их акций.

Определялись приватизационные объекты и их стоимостная оценка. Стоимость имущества имела особое значение. Было решено проводить оценку предприятий по остаточной стоимости основных фондов производства.

Субъекты и объекты приватизации

Определение 2

Субъектами приватизации являются государственные органы управления, которые были специально созданы и которые занимаются вопросами осуществления приватизационных процессов государственной собственности, а также приобретающие государственное имущество.

Приватизационные органы выполняют следующие функции:

  • Руководят процессами приватизации;
  • Создают комиссии по приватизации;
  • Принимают соответствующие решения о приватизации;
  • Преобразуют организационно-правовые формы предприятий государственного сектора, подлежащие приватизации;
  • Владеют и распоряжаются акциями акционерных обществ, которые принадлежат государству, и долями в уставных фондах других хозяйствующих субъектов, а также осуществляют контроль за ними;
  • Принимают решения в случаях преобразовании государственных предприятий и предприятий, находящихся в аренде, в акционерные общества открытого типа о закреплении пакета акций за государством;
  • Являются учредителями акционерных и других обществ;
  • Занимаются организацией и проведением конкурсов и аукционов по продаже государственных объектов.

Объекты приватизации – это государственное и муниципальное имущество. Такими объектами могут быть:

  • Земельные территории и имущественные комплексы, за исключением отчужденных земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости;
  • Природные ресурсы;
  • Жилищный фонд государства и муниципальных образований;
  • Государственный резерв;
  • Имущество государства, находящееся за пределами страны;
  • Государственная и муниципальная собственность в случаях, которые предусмотрены международными договорами РФ;
  • Здания и сооружения культурного наследия с прилегающими к ним земельными участками, находящиеся в собственности государства или муниципалитетов;
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам, на основании решения суда;
  • Акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Таким образом, в общем смысле объектами приватизации являются всевозможные объекты недвижимости, т.е. предприятия, комплексы имущества, здания, сооружения, движимое имущество (ценные бумаги), имущественные права.

Особенности объектов приватизации

Приватизационные объекты обладают следующими особенностями.

Их выделение в частную собственность касается интересов работников и в целом всего трудового коллектива предприятия. Поэтому обеспечение таких интересов должно специально регулироваться государством.

Перед приватизационной сделкой объект включается в прогнозную программу приватизации и принимается решение о всех условиях передачи конкретного объекта в частную собственность соответствующим органом исполнительной власти.

Приватизация осуществляется на возмездной основе.

Продавцом федерального имущества могут выступать специализированные учреждения государства, которые наделены Правительством РФ соответствующими полномочиями.

Подлежат приватизации только те объекты, которые входят в государственную казну и казну муниципалитетов. Имущество, которое относится к унитарным предприятиям с правом ведения хозяйства или основанное на оперативном управлении, не относится к понятию «казна». В этом случае унитарные предприятия в праве распоряжаться таким имуществом от своего имени, в отдельных ситуациях – при согласии собственника, и приватизация не имеет места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *