О животном мире

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

животный мир — совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное);

биологическое разнообразие животного мира — разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах;

генетические ресурсы животного мира — часть биологических ресурсов, включающая генетический материал животного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности;

устойчивое существование животного мира — существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени;

использование объектов животного мира — изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового;

устойчивое использование объектов животного мира — использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию;

среда обитания животного мира — природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы;

охрана животного мира — деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира;

охрана среды обитания животного мира — деятельность, направленная на сохранение или восстановление условий устойчивого существования и воспроизводства объектов животного мира;

пользование животным миром — юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира;

пользователи животным миром — граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром;

абзацы четырнадцатый — шестнадцатый утратили силу с 1 апреля 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Сергей Коньков / ТАСС

В декабре 2018 года в России приняли закон «Об ответственном обращении с животными» — окончательно он вступит в силу в начале 2020-го. Среди прочего, закон запрещает отлов бездомных собак с целью их убийства. Ассоциация «Благополучие животных» полгода изучала закупки в разных областях и республиках России, а также местные нормативные акты. Выводы исследования: в большинстве регионов бродячих животных продолжают убивать. «Медуза» ознакомилась с докладом — и выяснила, что даже если все делать по нынешнему гуманному закону, жестокости по отношению к бездомным собакам и кошкам может стать только больше.

В российских регионах продолжают убивать собак. Это незаконно

В декабре 2018 года в России приняли закон «Об ответственном обращении с животными», защищающий в том числе бродячих кошек и собак от жестокого обращения. Среди основных принципов документа — «отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания», и «воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным».

Полностью федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020-го. С этого момента начнет действовать норма о том, что единственное основание для эвтаназии — неизлечимая болезнь животного, доставляющая ему непереносимые физические страдания. И еще одно положение: особи, представляющие опасность для людей, должны не умерщвляться, а помещаться в приют и содержаться там до их естественной смерти.

Действующие положения закона уже сейчас запрещают истребление кошек, собак и других безнадзорных зверей. Их защищает также Уголовный кодекс, он предусматривает наказание за жестокое обращение с животными — однако по соответствующей 245-й статье дела возбуждаются редко и еще реже доходят до суда.

С конца 2018 года по июль 2019-го ассоциация «Благополучие животных», объединяющая организации и активистов-зоозащитников, проверила, как в регионах России соблюдаются нормы федерального закона. Для этого юристы организации изучили региональных нормы и проанализировали госзакупки. Выяснилось, что на местном уровне часто обходят федеральное законодательство против жестокого обращения с животными.

Мониторинг показал, что только в 15 из 85 субъектов федерации законодательно закреплен принцип гуманного отношения к животным, а в закупках этих 15 регионов учтен принятый федеральным законом метод ОСВВ. Представители «Благополучия животных», как и многие другие зоозащитники, утверждают, что этот метод — один из самых эффективных в борьбе с проблемой безнадзорных кошек и собак.

В нормативных правовых актах еще 30 регионов страны говорится о необходимости гуманного обращения с животными, у которых нет владельцев. Но при этом в нормах, а также в закупочной документации, которую публикуют власти, содержится множество лазеек, позволяющих истребление животных. Например, нечетко описаны основания для эвтаназии пойманных собак и кошек — или не предусмотрена стерилизация, вакцинация и возможность содержания зверей в приюте. В таких случаях подрядчики чаще всего убивают пойманных собак.

Хуже всего с регуляцией популяций бездомных животных дело обстоит в 40 регионах. В числе аутсайдеров — Астраханская, Кемеровская и Ульяновская области, а также республики Тыва, Калмыкия и Ингушетия. В местных нормах много неточностей и нарушений федерального закона — а закупки, которые проводят муниципалитеты, подразумевают убийство пойманных собак и кошек как фактически единственный способ обращения с бродячими животными после поимки.

Министерство природных ресурсов и экологии (выпускает методические указания для работы с бездомными животными) не ответило на вопросы «Медузы» о том, каким образом в документах на выполнение бюджетных заказов могут присутствовать требования об уничтожении животных. В администрации Астраханской области отказались комментировать ситуацию без согласования с начальством; связаться с администрацией Кемеровской области «Медузе» не удалось.

Бездомных животных убивают из-за туманности формулировок и неграмотности чиновников

«До принятия федерального закона в этой сфере был правовой вакуум. Я думаю, раньше ситуация была хуже, чем сейчас. Закон — первый шаг на пути к гуманизации взаимодействия человека и животного», — говорит юрист ассоциации «Благополучие животных» Екатерина Кузьменко. До 2018 года каждый субъект федерации сам выбирал, каким образом регулировать численность бродячих животных, применялись и крайне негуманные средства — в том числе отстрелы животных.

Из-за того, что закон принят совсем недавно, объясняет Кузьменко, во многих регионах законодательство еще не приведено в соответствие с федеральным. Такая ситуация, к примеру, в Ульяновске — где собак отлавливают, отправляют на временную передержку (чтобы в случае ошибки хозяин животного смог найти его и вернуть домой), а затем «утилизируют».

«Сейчас наше управление ЖКХ и благоустройства ждет порядка. Департаментом ветеринарии, то есть региональным органом, должен быть разработан порядок, как это все должно происходить. А пока мы работаем по-старому», — говорит «Медузе» сотрудник пресс-службы ульяновской администрации Евгений Носов. По его словам, до конца 2019 года у администрации заключен контракт с частным предпринимателем на отлов 3 141 животного. «Это определили по денежным средствам, которые дали на данные мероприятия, — поясняет Носов. — Был разыгран контракт, выиграл предприниматель, предложивший наиболее приемлемую цену — два миллиона 813 тысяч рублей».

Есть регионы, в нормативных актах которых массовая стерилизация как единственный метод регуляции численности животных уже зафиксирована. Но в некоторых из них документы написаны нечетко и могут трактоваться двояко — часто эта неопределенность касается оснований для эвтаназии. Среди причин умерщвления животного, к примеру, могут быть указаны одичалость, невостребованность, агрессивность или потенциальная опасность животного для государства и общества.

«Очевидно, что все эти формулировки достаточно общие. При этом критерии оценки и диагностики этих состояний не прописаны», — комментирует Кузьменко. Существование таких лазеек, по ее словам, приводит к тому, что любое животное можно легко признать опасным или агрессивным и на этом основании усыпить. «Убить и утилизировать животное дешевле, чем содержать его , кормить, стерилизовать и вакцинировать. Более того, для проведения комплекса гуманных мероприятий нужна материально-техническая база, которой у недобросовестных подрядчиков зачастую нет», — говорит юрист.

В пример она приводит город Новошахтинск Ростовской области. Там в нормах закреплен метод регулирования численности бездомных животных — массовая стерилизация. Но одновременно записан широкий перечень оснований для эвтаназии. «Подрядчик, который реализует контракт, пользуется этой лазейкой: признает всех животных неизлечимо больными или агрессивными и на этом основании применяет эвтаназию. Так по сути метод регулирования численности животных сводится к массовому убийству, — объясняет Кузьменко. — Возникает вопрос к заказчику, то есть местной администрации, о нецелевом расходовании бюджетных средств. Ведь она принимает такие услуги как соответствующие и оплачивает их».

По словам секретаря управления городского хозяйства Новошахтинска, единственный человек, способный прокомментировать ситуацию, находится в отпуске. Другая сотрудница, занимающаяся контролем в сфере закупок, отказалась отвечать на вопросы «Медузы».

Часто противоречия встречаются и в закупочной документации. В одном пункте требований к исполнителю может говориться, что эвтаназия возможна только при определенных обстоятельствах, связанных с состоянием животного. А в другом — что необходимо умертвить точное количество животных или заранее определенный процент отловленных животных.

«Именно заказчик, формируя закупочную документацию, создает предпосылки для того, что по факту будет происходить с животными в ходе реализации контракта. Очевидно, что на этапе объявления закупки заказчик не может знать, у скольких животных будут выявлены основания для эвтаназии, ведь их еще не отловили и не осмотрели, — говорит Кузьменко. — У подрядчика в этом случае возникнет сложная ситуация. Ведь в контракте не предусмотрена оплата за полный комплекс гуманных мероприятий для здоровых животных».

Директор ассоциации «Благополучие животных» Мария Лежнева рассказывает, что нередко причиной формирования негуманных закупок становятся стереотипы: «Все еще большое количество ветврачей и чиновников, которые задействованы в этой сфере, считают стерилизацию опасной. Они говорят, что стерилизованный пес теряет возможность для выживания на улице — другие собаки его сожрут. Или что это против церкви — лишать удовольствия собак. С одной стороны — ретроградность. С другой — еще и глупость».

Ассоциация «Благополучие животных»

Екатерина Кузьменко замечает, что нарушения в закупочной документации иногда возникают из-за того, что при ее формировании нужно учесть как законодательство о закупках, так и об обращении с животными. «Это объективно непростая задача , — говорит юрист. — К тому же, подготовка у заказчиков по этому вопросу, особенно в небольших населенных пунктах, невысокая».

Внедрение более гуманных методов займет пять-семь лет. Но может стать и хуже

В одной из статей федерального закона об ответственном обращении с животными (она вступит в силу с января 2020 года) говорится, что подрядчики во время отлова животных должны снимать свои действия на видео. А после поимки кошек и собак — их нужно стерилизовать и вакцинировать. Также предусмотрено содержание зверей в приюте и последующий возврат на улицу: эту процедуру подрядчик тоже должен снимать на видео. Съемки, в случае сомнений в том, что работы вообще проводились, исполнитель будет обязан предоставлять властям по требованию.

Если все так и будет, стерилизация животных станет не только более гуманным способом уменьшения популяций, но и более действенным, чем уничтожение особей. «Убийство требует постоянного убийства. Если на определенной территории мало животных, собака будет рождать не двух щенков, а например, десять. Соответственно количество животных не снизится. При системе ОСВВ количество не только снижается, но и не возобновляется», — объясняет Мария Лежнева.

Одними из первых в России метод ОСВВ начали применять в Нижнем Новгороде: там соответствующий закон приняли еще в 2013 году, когда на улицах города было больше семи тысяч собак. С 2014-го в Нижнем Новгороде появился благотворительный фонд «Зоозащита НН», который занялся отловом бездомных животных, их стерилизацией и вакцинацией от бешенства (иногда — и от других вирусов). К 2016 году численность бездомных собак сократилась до 4,5 тысячи. Сейчас их — 2,5 тысячи, а к 2020-му будет всего 800 на миллионный город, утверждает директор фонда Владимир Гройсман.

При этом ОСВВ как метод невыгоден нечестным чиновникам и подрядчикам, уверена юрист Екатерина Кузьменко. Дело в коррупции: «Когда применяется метод массового умерщвления с последующей утилизацией, подрядчикам (к сожалению, часто недобросовестным) легко завысить объем выполняемых услуг. Например, отловить и умертвить 50 животных, а в отчетных документах указать 100. Проверить это будет во много раз сложнее, чем если бы животные были живы и находились на содержании «.

Президент фонда «Забытые животные» Анастасия Комагина не согласна со своими коллегами из ассоциации «Благополучие животных». Ей в целом не нравится закон об ответственном обращении 2018 года: «Он заявлен как гуманный. Когда закон полностью вступит в силу, он приведет к теневому уничтожению бездомных животных. То, что и сейчас происходит».

Она признает, что ОСВВ может быть действенным средством — но для регуляции числа бродячих кошек и в странах с теплым климатом, вроде Италии или Греции. «Потому что более-менее есть условия для существования . Кроме того, кошки не конфликтные животные по сравнению с собаками. Но оставлять на улицах собак — это возвращение в первобытное общество», — считает Комагина.

Она уверена, что от внедрения ОСВВ уровень коррупции не уменьшится: «Потому что невозможно все полностью проконтролировать. Деньги перечисляются, собака прооперирована и выбрасывается на улицу, деньги освоены — все, контроля никакого. Если собака помрет через два дня после операции — естественная смерть». Делать операции качественно, по мнению Комагиной, в условиях бюджетного заказа («кто меньше дал, тот и получил тендер») подрядчики вряд ли будут. А в том случае, если заниматься стерилизацией станут зоозащитники, активистов начнет «травить население».

«Потому что люди крайне не хотят видеть бездомных собак на улицах городов, — уверена Комагина. — Люди боятся, дети боятся. Собаки реально проявляют территориальную агрессию. Я сама люблю собак, у меня есть собаки. Но нужно понимать, что нельзя просто закрыть глаза и сказать: «Я не буду делать эвтаназию, давайте запретим эвтаназию». После этого животные не перестанут умирать. Будут умирать еще более жестоко, к сожалению».

Альтернативой, по ее мнению, могла бы стать «прозрачная гуманная эвтаназия», а также всеобщий учет домашних кошек и собак с их обязательной чипизацией и просвещение владельцев животных (в первую очередь в том, что касается стерилизации). «Основной приток бездомных животных на улицу — это потомство владельческих животных. Убежала — родила. На даче нагуляла — выбросили», — объясняет руководитель фонда.

Мария Лежнева из ассоциации «Благополучие животных» признает, что метод ОСВВ эффективен только тогда, когда применяется в комплексе с другими мерами. И когда на все эти меры есть деньги. Она приводит в пример Сочи и Крым: там действует гуманное законодательство и подрядчики работают по системе ОСВВ, но количество животных на улицах все равно огромное. «У нас деньги выделяются по принципу «Есть столько денег — мы их дадим на это». А не по принципу «У нас столько-то собак, их нужно стерилизовать, поэтому выделяем такую-то сумму». Поэтому гуманные мероприятия проводятся только с частью собак и не приносят должного результата», — объясняет она.

«Я понимаю, что в 2020 году у нас не наступит райская жизнь для животных, — говорит Лежнева. — Потому что гуманное отношение — это не только законодательство, это еще и про граждан». По словам директора ассоциации, до 80% собак и кошек оказываются на улице, потому что от них отказались прежние хозяева. Росту численности бездомных животных способствуют и те владельцы животных, которые разрешают нестерилизованным питомцам гулять без присмотра.

«Проблема с животными на улице — критическая. Животных слишком много, — заключает Лежнева. — Думаю, нужно лет пять-семь, чтобы наладить систему и стабилизировать ситуацию». Сколько именно бездомных животных в городах России, ей точно неизвестно. Такой мониторинг пока никто не проводил.

Правила перевозки животных в автобусах пригородных и междугородных сообщении

Провоз животных регламентирован «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 14.02.2009 г. № 112 и Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

1. Пассажир имеет право провозить с собой, в составе ручной клади, животных и птиц в специальной клетке/контейнере/корзине или переноске с глухим дном (общая сумма трех измерений – не более 120 см.) без дополнительной платы (если животное размещено на коленях пассажира, либо в местах для ручной клади).

2. Перевоз собак охотничьих и служебных пород производится на задних местах автобуса, при наличии намордника и поводка. На собаку должен приобретаться багажный билет.

3. Плата за перевозку собак-поводырей не взимается, и перевозочные документы не оформляются. Собака-поводырь должна иметь ошейник, намордник и находиться у ног пассажира, которого она сопровождает.

4. При перевозке других зверей (средних размеров), перевозимых без клетки или контейнера, должен приобретаться отдельный билет — детский. Животное должно размещаться на соседнем от его владельца посадочном месте, быть в наморднике и ошейнике/шлейке. Владелец должен ограничить движение животного (привязать или пристегнуть к посадочному месту). При невозможности надеть на животное намордник, владелец животного обязан исключить физический контакт животного с другими пассажирами.

5. При перевозке мелких домашних (комнатных) животных, собак, птиц и других зверей их владельцы или сопровождающие должны обеспечить соблюдение санитарно-гигиенического режима в салоне автобуса.

6. Не допускаются к перевозке животные и птицы, которые могут угрожать жизни и здоровью пассажиров, сотрудникам перевозчика.

7. Животное не должно беспокоить других пассажиров (поэтому рекомендуется надевать намордник и на породы собак средних размеров, путешествующих без специальной клетки или переноски). Животное должно быть ограничено в движениях, т.е. не расхаживать по салону автобуса. На остановках не рекомендуется оставлять животное без присмотра.

8. Согласно существующим Правилам перевоза багажа не разрешается перевозить в салоне автобуса вещи, пачкающие пассажиров. Вам могут отказать в перевозке животного, если собака мокрая, с длинной шерстью, на улице грязь, дождь и т.п., так как собака может начать отряхиваться, вскочить на сиденье и испачкать его лапами.

Поэтому при посадке будьте готовы вытереть собаку, на место подстелить подстилку или предварительно одеть комбинезон на животное. Перед поездкой убедитесь, что животное было выгуляно.

С 9 января 2017 года провоз домашних животных, служебных или декоративных животных по территории РФ разрешен без ветеринарных сопроводительных документов, но это касается только перемещения по стране в личных целях. Если перевозка животного осуществляется со сменой владельца или на выставку, то ветсвидетельства оформляются. (Согласно пункта 16 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»).

Президент Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за живодерство. За жестокое обращение с животными будут сажать в тюрьму на пять лет.

Поправки вносят изменения в ч. 1 ст. 245 УК (жестокое обращение с животными) и устанавливают максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Таким образом, это преступление останется в категории преступлений небольшой тяжести.

А вот часть 2 этой статьи предусматривает более строгое наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Под нее попадут преступления, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Кроме того, если насилие над животным было в присутствии ребенка или, например, если его сняли на видео и выложили в интернет, то такое деяние также будут квалифицировать по ч. 2 ст. 245 УК.

Тюрьма будет максимальным наказанием за живодерство, но законопроект предлагает и альтернативные санкции, такие как штрафы, обязательные и исправительные работы, ограничение свободы. Так что наказание будет устанавливаться индивидуально в зависимости от обстоятельств.

Уголовная ответственность наступит и в том случае, если жестокое обращение с животным, повлекшее его гибель или увечье, совершено в целях причинения животному боли или страданий. Равно как при наличии у совершившего лица хулиганских или корыстных побуждений. Такая расширенная формулировка позволит привлекать к уголовной ответственности живодеров и садистов, которые убивают или калечат животных, не имея при этом корысти либо хулиганских мотивов.

Положения закона не регулируют проведение религиозных обрядов.

Ознакомиться с текстом Федерального закона № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» можно .

С 1 января 2020 года в силу вступили положения федерального закона, регулирующие деятельность по обращению с животными. Согласно закону о защите животных, питомцы, от которых владельцы отказались, а также бездомные животные должны содержаться в специальных приютах. Избавление от животных без передачи их новому владельцу или в приют не допускается.

В соответствии со статьей 16 этого закона, государственные, муниципальные или частные приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Законом запрещена организация приютов для животных в квартирах любых форм собственности.

Какими должны быть приюты для животных?

Все созданные приюты должны быть зарегистрированы в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС ВетИС). Согласно закону, нормы по организации приютов для животных в каждом регионе регулируются типовыми положениями о приюте для содержания безнадзорных животных.

Ранее правительством России были утверждены правила содержания животных в приютах, разработанные Минприроды. Они обязывают владельцев приютов определять их вместимость, а также допускают возможность оказания на их территории платных услуг.

Согласно установленным нормам, приюты должны располагать:

— вольерами для содержания собак;

— теплыми вентилируемыми помещениями для содержания кошек;

— площадкой для выгула собак;

— блоком изолятора;

— блоком карантина;

— ветеринарным блоком;

— санитарным блоком;

— дезинфекционно-моечным помещением, бытовым помещением для обслуживающего персонала;

— хозяйственными помещениями для хранения кормов, обеспечивающими условия хранения, определенные изготовителем (или кормо-кухней для приготовления кормов из натуральных продуктов);

— складом для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря;

— морозильными камерами для временного хранения биологических отходов;

— контейнерной площадкой, контейнерами для твердых бытовых отходов и контейнерами для биологических отходов;

— иными помещениями и оборудованием, необходимыми для обеспечения условий содержания животных в приюте.

Вольеры для животных должны быть отделены от блоков изолятора и карантина, а входы на территорию приюта для персонала и въезды для транспорта должны быть оборудованы дезинфекционными барьерами.

В приютах должны быть системы водоснабжения и водоотведения, электро- и теплоснабжения, наружного освещения.

Каким должен быть размер вольеров?

Животные в приюте могут содержаться как в индивидуальных, так и в групповых вольерах и клетках. Собаки и кошки содержатся раздельно.

Вольер для каждой собаки должен включать минимально 2 кв. м пространства для движения (открытый вольер) и 1 кв. м крытого вольера (будки), защищающего животное от холода, осадков, жары и других погодных явлений.

Температура воздуха в крытом вольере должна быть не ниже +7 °C.

Площадки для выгула собак должны иметь размер из расчета 8 кв. м площади на одну собаку. Высота ограждения — не менее 2 м.

Помещение для кошек должно состоять из крытой утепленной части и примыкающей к ней выгульной площадки или помещения в отапливаемом строении приюта при соблюдении нормы не менее 1 кв. м площади на одно животное.

Утепленная часть должна защищать кошек от холода, осадков, жары и других погодных явлений. Температура в ней должна быть от +20 °C до +25 °C.

На площадке для выгула должны быть размещены игровые устройства, а также лотки с наполнителем для испражнений (не менее одного лотка на трех кошек).

Сколько человек должно работать в приюте для животных?

Штатная численность сотрудников приюта определяется в зависимости от количества содержащихся в приюте животных и видов выполняемых работ. Кроме административно-управленческого персонала в приюте должен быть обслуживающий персонал, ветеринарные специалисты, специалисты по социальной адаптации животных (кинологи, фелинологи), а также технический персонал.

В соответствии с методическими рекомендациями, на одного обслуживающего работника и одного специалиста по социальной адаптации животных должно приходиться не более 80 четвероногих обитателей приюта.

Если в приюте более 150 животных, то рекомендуется создание собственной ветеринарной службы, при меньшем количестве животных допускается заключение договора на ветеринарное обслуживание со сторонней ветеринарной организацией.

Вопрос-ответ Каких собак чаще всего заводят россияне?

Какие обязанности должны выполнять владельцы приютов?

Владельцы приютов и уполномоченные ими лица, согласно Федеральному закону N 498-ФЗ от 27.12.2018, обязаны:

— соблюдать общие требования к содержанию животных;

— проводить осмотр, соблюдать карантин в течение десяти дней для поступивших в приюты животных и проводить вакцинацию против бешенства и иных заболеваний;

— проводить маркирование метками;

— стерилизовать поступивших в приюты животных без владельцев;

— содержать поступивших животных до наступления естественной смерти либо до возврата прежним или новым владельцам;

— возвращать хозяевам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;

— обеспечивать владельцу потерявшегося питомца возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах зверей;

— размещать в интернете сведения о находящихся в приютах животных;

— вести учет поступивших и выбывших из приютов животных.

Ежедневно работники приюта должны выполнять следующие функции:

— осмотр всех животных и мест их содержания;

— кормление, поение;

— выгул собак, включая физические нагрузки;

— уборка и дезинфекция мест содержания, площадок для выгула и подсобных помещений;

— мытье посуды для животных и инвентаря, лотков для кошек;

— частичная или полная замена подстилочных материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *