Объединение земельных участков

Содержание

Как объединить земельные участки находящиеся в аренде

Законодательного запрета на совершение таких действий. Однако если размер и порядок определения арендной платы и сроки договоров аренды различаются, то такие участки не могут быть объединены по как объединить земельные участки находящиеся в аренде арендатора.

При этом фактически заявление арендатора об объединении земельных участков преследует цель обойти состоявшиеся торги. Эти участки Комитет предоставил арендатору без проведения аукциона. Ставка по ним определялась исходя из базового размера арендной платы.

Права аренды на третий участок арендатор получил по итогам торгов в форме аукциона. Впоследствии арендатор обратился в Комитет с просьбой: Однако Комитет в объединении отказал, мотивировав отказ тем, что такое объединение участков: В связи с отказом Комитета арендатор обратился с жалобой в арбитражный суд.

  • Такие отношения оформляются соответствующим договором;
  • При этом его государственную регистрацию, как этого требует закон, они не осуществили;
  • Соглашение об объединении земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом, с условием о нераспространении права залога на весь образуемый земельный участок Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018 Документ доступен;
  • Если стороны не согласуют существенные условия договора, то он признается незаключенным;
  • По решению суда истцы получили разрешение на объединение своих земельных участков.

Три инстанции признали как объединить земельные участки находящиеся в аренде незаконным. А акты всех нижестоящих судов отменил. Арендная плата по договору, который заключался на торгах, не подлежит нормативному регулированию. Она складывается на торгах в зависимости от рыночных цен. Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, которые предусматривает договор аренды. Срок аренды земельного участка для строительства жилого дома был определен также на основании условий торгов и составил три года.

В договорах аренды, заключенных без проведения аукциона, арендная плата рассчитана исходя из базового размера арендной платы. Такой размер арендной платы и порядок его определения регулируются публичным органом путем издания нормативных актов.

Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, который установил регулирующий орган. При этом вносить изменения в договор аренды не нужно п. Срок действия договора в договорах аренды составил, соответственно, пять лет и три года.

Таким образом, условия договоров аренды объединяемых участков о размере и порядке определения арендной платы и сроке аренды являются различными. Как объединить земельные участки находящиеся в аренде случае образования земельных участков из участков, используемых на основании договоров аренды, арендатор имеет преимущественное право заключить договоры аренды образуемых участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов, и внести изменения в заключенные договоры аренды.

Между тем каждый из участков предоставлялся в аренду в определенных границах для строительства самостоятельных объектов недвижимости. При этом земельные участки, из которых при объединении образуется земельный участок, прекращают свое существование. В связи с этим арендная плата за части образованного участка на прежних условиях не может быть сохранена. Ведь образуемый участок не был предметом аукциона. Следовательно, на него не может распространяться условие об определении арендной платы в размере, сложившемся на торгах, который может существенно отличаться от регулируемой арендной платы.

Вместе с тем, объединение участков и заключение договора аренды на новый срок с расторжением прежних договоров позволит арендатору избежать: С учетом изложенного объединение таких земельных участков не соответствует действующему законодательству. Президиум также указал, что арендатор, обратившись в Комитет с заявлением об объединении земельных участков, тем самым заявил об изменении условий аренды. В свою очередь, решение Комитета об объединении участков или об отказе в таком объединении является согласием или отказом арендодателя изменить условия аренды.

Поскольку нередко за желанием арендатора осуществить формальную процедуру объединения земельных участков на самом деле стоит интерес в получении в аренду земельного участка без торгов. Помимо этого нужно иметь в виду особенности объединения территориальных зон земельных участков к примеру, зон активного отдыха на территориях зеленых насаждений общего пользования и зон общественно-деловой застройки и др.

Хотя отношения по объединению территориальных зон земельных участков регулируются не столько как объединить земельные участки находящиеся в аренде, сколько градостроительным законодательством, связь между арендой земельных участков и объединением их территориальных зон имеет практическое значение.

Раздел земельного участка — это вид кадастровых как объединить земельные участки находящиеся в аренде, при которых из одного как объединить земельные участки находящиеся в аренде образуются два и более участков. Существование прежнего участка прекращается ст. Земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

Для раздела земельных участков нужно получить согласие: Таким образом, перед разделом земельных участков нужно получить предварительное письменное согласие только землепользователей, землевладельцев, арендаторов и залогодержателей, если раздел производится не по их инициативе.

Причем согласие указанные лица представляют в письменной форме п. Муниципалитет как собственник и арендодатель земельного участка не относится к категории лиц, согласие которых требуется получить.

Также такое согласие не нужно в случаях, когда осуществляется раздел участков п. В отличие от земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, как объединить земельные участки находящиеся в аренде частных земельных участков и земель, которые принадлежат нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между.

Это следует из пункта 5 статьи 11. Арендатор имеет право на раздел земельного участка, только если договор аренды был заключен на срок более пяти лет. Это следует из пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

  • Обязательность регистрации зависит от такого условия, как срок договора аренды;
  • В 2015 году решил участок дооформить, но мне сказали, что на 49 лет по новому Земельному Кодексу оформить в аренду нельзя, только можно на 1 год и только через аукцион, так как участок вам не принадлежит;
  • Как зарегистрировать право собственности… 29-01-2013 Hits;
  • У Вас уже есть учётная запись?

Если земельные участки образуются из земель, используемых по договорам аренды или безвозмездного пользования, землепользователь может заключать договоры аренды без проведения торгов на прежних условиях. Иное может быть предусмотрено в соглашении сторон п.

Для раздела арендуемого участка в уполномоченный орган нужно направить заявление об утверждении схемы расположения участков на кадастровом плане территории п.

К этому заявлению нужно приложить: Схема расположения участков — это очень важный документ. Например, процедура предоставления участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается именно с подготовки схемы расположения в случае, если его предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории подп.

В течение месяца со дня получения этого заявления арендатора уполномоченный как объединить земельные участки находящиеся в аренде обязан принять решение: Основанием для отказа в утверждении схемы расположения участка являются случаи, когда п. Этот перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

С 1 марта 2015 года арендовать земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, можно только на торгах аукционах. Но закон предусматривает несколько исключений.

  1. Гражданин предоставляет решение об объединении участков , если он один владеет ими. На какие земельные участки сельскохозяйственного назначения распространяется мораторий на продажу?
  2. Иное может быть предусмотрено в соглашении сторон п. Если да, то какой статус будет у объединенного земельного участка?
  3. Однако если размер и порядок определения арендной платы и сроки договоров аренды различаются, то такие участки не могут быть объединены по просьбе арендатора.

По общему правилу получить в аренду земельный участок без торгов. Причем торги осуществляются только в форме аукциона конкурс не проводится. Это следует из пункта 1 статьи 39. В отдельных случаях договор аренды участка из публичных земель можно заключить без проведения торгов.

Основная навигация

Перечень таких случаев является закрытым п. Так, к ним относится предоставление земельных участков организациям: Кроме того, получить землю в аренду без торгов могут п.

Наконец, нужно иметь в как объединить земельные участки находящиеся в аренде, что закон установил специальный перечень случаев, когда земельный участок вообще не может быть предметом аукциона п.

Например, предметом аукциона не может быть земельный участок: До 1 марта 2015 года порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, зависел от целей, для которых его арендовали: Для строительства порядок предоставления участка различался в зависимости от необходимости проведения определенных работ, то есть: Без проведения торгов получить землю можно было с предварительным согласованием места размещения объекта.

Как объединить земельные участки находящиеся в аренде торгах осуществлялось предоставление земельных участков для целей строительства без предварительного согласования мест размещения объектов ст. То есть до 1 марта договоры аренды государственного или муниципального земельного участка заключались по результатам проведения аукционов, конкурсов и без проведения торгов.

  1. Заказать в землеустроительной организации изготовление технической документации по землеустройству относительно разделения и объединения земельных участков.
  2. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, который установил регулирующий орган. Это стало возможным путем создания Публичной кадастровой карты Украины.
  3. Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть.
  4. Например, предметом аукциона не может быть земельный участок.

    Объединение земельных участков: все, что нужно знать о процедуре

    Но суд указал, что на самом деле договор является не недействительным, а незаключенным, и удовлетворил требования истца.

После 1 марта 2015 года режим предоставления участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без согласования не различается. Теперь закон различает предоставление в аренду земли в зависимости от того, по чьей инициативе это происходит п. Инициатор процесса оформления готовит как объединить земельные участки находящиеся в аренде на землю. Если аукцион проводят по инициативе заинтересованного лица гражданина или организациито оно готовит схему расположения земельного участка.

Исключение будет в случае, когда участок как объединить земельные участки находящиеся в аренде в границах субъекта РФ — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов. Тогда схему расположения земельного участка должен подготовить уполномоченный орган абз. Чтобы заключить новый договор аренды по истечении срока действия прежнего договора, с 1 марта 2015 года требуется проводить аукцион.

Это следует из пункта 15 статьи 39. Ранее закон предусматривал для арендатора такое преимущественное право заключения договора аренды на новый срок п.

  • Таким образом, перед разделом земельных участков нужно получить предварительное письменное согласие только землепользователей, землевладельцев, арендаторов и залогодержателей, если раздел производится не по их инициативе;
  • Наверное, излишне говорить, что месторасположение дома а, значит, и земельного участка под ним должно быть хорошо продумано.

Из этого следует, что отмена преимущественного права затрагивает договоры, заключенные до марта 2015 года, а не только договоры, которые будут заключены после этой даты. Однако в ряде случаев преимущественное право на заключение договора аренды у арендатора сохраняется. Так, в частности, закон устанавливает, что проводить торги не нужно, если п. То есть если только один заявитель был признан участником аукциона п.

В этих случаях новый договор аренды нужно заключать на торгах. Чтобы заключить новый договор без торгов, нужно учитывать как объединить земельные участки находящиеся в аренде условий п. Для некоторых видов договоров аренды с 1 марта 2015 года закон установил ограничения по срокам заключения договоров. В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок в пределах, предусмотренных законом, а именно п.

Полезный материал по теме: Порядок оформления земли в собственность под гараж

Нужно уведомить арендодателя п. Собственник и арендодатель не всегда совпадают в одном лице.

Например, собственником участка может быть администрация муниципалитета, арендодателем — муниципальное унитарное предприятие МУП постановление арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 января 2015 г.

Поэтому в случае уступки права аренды участка, находящегося в публичной собственности, третьим лицам уведомлять об этом нужно не собственника, арендодателя ранее закон закреплял обязанность уведомлять собственника.

Такие договоры будут действовать по правилам, которые существовали на момент их заключения.

Объединение земельных участков в аренде

В частности, до 1 марта 2018 года земельный участок предоставляется в аренду в соответствии с положениями Земельного как объединить земельные участки находящиеся в аренде РФ, которые действовали в редакции до 1 марта 2015 года, без проведения торгов ч. Кроме того, земельный участок, в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть: Земельные участки предоставляют в аренду в соответствии с редакцией Земельного кодекса РФ, которая действовала до 1 марта 2015 года, если до этой даты было опубликовано ч.

Аналогичные правила действуют, если уполномоченный орган уже утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории для его предоставления в целях, не связанных со строительством или с эксплуатацией зданий и сооружений.

Вместе с тем, нужно отметить, что норма об отмене преимущественного права заключать договоры аренды распространяется в том числе на договоры, которые были заключены до 1 марта 2015 года. В связи с тем, что изменился порядок предоставления в аренду публичных земель, поменялся и порядок определения арендной платы за такие земельные участки.

ВИДЕО: Объединение земельных участков в СНТ или ИЖС

Рекомендуем другие статьи по теме

Как проводится объединение земельных участков

Объединение земельных участков в один — процедура постановки на учет земельного участка, образованного путем объединения двух или более смежных земельных участков.

При объединении земельных участков образуется один земельный участок и ему присваивается новый кадастровый номер, а исходные прекращают свое существование со дня государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на образуемый участок. Объединяемые земельные участки должны иметь общую границу.

Кто проводит объединение земельных участков

Процедуру объединения земельных участков проводит кадастровый инженер. В процессе работы инженер на основании предоставленных заказчиком документов и полученных сведений подготавливает межевой план.

Условия объединения земельных участков

  • Земельные участки должны иметь общую границу, т.е быть смежными.
  • Точность определения границ земельных участков должна быть не меньше нормативной. В случае, если границы участков не определены или точность определения ниже нормы, установленной законодательством, необходимо предварительно провести процедуру уточнения границ земельных участков.
  • Земельные участки могут быть объединены в случае, если образуемый земельный участок будет соответствовать градостроительным и землеустроительным регламентам. Соответствие максимальным размерам участка необходимо не только для первичного оформления земель, но и для дальнейшей эксплуатации земельного участка. Максимальный и минимальный размер земельного участка определен для индивидуального жилищного строительства, личных подсобных хозяйств, данный размер устанавливается нормативно-правовыми актами местного самоуправления. При объединении земельных участков, образованный земельный участок должен иметь размеры не более установленных, иначе, объединение земельных участков невозможно.
  • Исходные участки должны иметь один и тот же вид разрешенного использования (ЛПХ, садоводство, ИЖС и т.п ) и, соответственно, категорию земли (земли поселений, сельхоз назначения и т.д).

Порядок объединения земельных участков

Процедура объединения земельных участков включает следующие этапы:

  • Сбор необходимых документов и заказ сведений
  • Подготовка межевого плана
  • Подача межевого плана с заявлением об объединении земельных участков в орган кадастрового учета либо МФЦ
  • Получение кадастрового паспорта на образованный земельный участок
  • Подача заявление и получение свидетельства о праве собственности на  образованный земельный участок

Документы, необходимые для объединения

  • Основанием для проведение объединения земельных участков является заявление собственника, написанное в произвольной форме.
  • Правоустанавливающие документы на земельные участки
  • Кадастровый план территории (кадастровые выписки на земельные участки)

Право собственности на образованный земельный участок

При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.

При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом.

При этом право залога распространяется на весь образуемый земельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Бесплатная консультация кадастрового инженера

Технический план

здания, сооружения, помещения, квартиры

Межевой план

земельного участка

Акт обследования

Для снятия объекта с кадастрового учета

Землеустроительная экспертиза

Судебная и досудебная

Почему мы?

  • консультируем бесплатно
  • работаем на результат
  • индивидуальный подход
  • большой опыт работы
  • высокая квалификация специалистов
  • реальные сроки
  • аттестованные кадастровые инженеры в штате
  • геодезические работы без посредников
  • помощь в решении сложных задач

Наши кадастровые инженеры – это юристы в сфере земельно-имущественных отношений, обладающие пониманием механизма формирования и изменения сведений об объектах недвижимости. Они видят проблему в целом, уделяя совокупное внимание, как земле, так и объектам капитального строительства, подлежащим кадастровому учету и регистрации. В поле зрения профессионального кадастрового инженера находятся многочисленные аспекты, возникающие при оформлении земельно-имущественных отношений, чтобы получить намеченный результат проведения кадастровых работ и предупредить возникновение ситуаций, противоречащих действующему законодательству.

Как объединить земельные участки находящиеся в аренде

Все статьи Объединение государственных и частных земельных участков (Кулаков А.И.)

Земельный кодекс РФ допускает объединение земельных участков в качестве одного из способов образования новых объектов недвижимости. И если объединение участков, находящихся в частной собственности, в целом может быть отнесено к рутинным процедурам, то объединение участка в государственной собственности с участком в частной собственности, хотя и также востребовано рынком, носит во многом экстраординарный характер.
Возможность образования земельного участка в результате объединения земельных участков предусмотрена п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ и может быть реализована при наличии письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Более подробно процедура объединения участков раскрыта в ст. 11.6 ЗК РФ, которая, помимо прочего, устанавливает, что при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки.
Ограничения при объединении земельных участков предусмотрены только в п. 5 ст. 11.6 ЗК РФ. Так, не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу. Также образованный земельный участок должен соответствовать требованиям ст. 11.9 ЗК РФ. Но ни в одной из названных статей не содержится ограничений по субъекту права собственности.
Таким образом, государство, в том числе субъекты РФ, представляет собой полноценного участника земельных отношений со всеми правами в отношении принадлежащих ему земельных участков, включая право распорядиться участком путем его объединения с другим участком. Нормы, запрещающей проводить такое объединение с участком, находящимся в частной собственности, ни в земельном, ни в гражданском законодательстве попросту нет.
Несмотря на подробное регулирование предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, ЗК РФ не содержит положений, регламентирующих распоряжение земельными участками путем объединения с другими участками. Участие в объединении участка, находящегося в государственной собственности, лишь говорит о необходимости применения к правоотношениям ст. 11.3 ЗК РФ, которая описывает общий порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведение каких-либо конкурсных процедур при этом законодательством не предусмотрено.
Возникает вопрос о целесообразности этого объединения.

Ведь если государственный орган формирует участок для предоставления его на торгах, такой участок должен отвечать требованиям о минимальном размере и всем условиям ст. 11.9 ЗК РФ и, соответственно, может быть использован по назначению без объединения с другими участками. Он должен быть предоставлен с помощью процедур, предусмотренных ЗК РФ. Если государственный орган объединит такой участок с земельным участком, принадлежащим частному лицу, представляется, что данное действие может являться обходом закона, поскольку неограниченный круг третьих лиц потеряет возможность претендовать на приобретение прав на государственный участок.
Между тем полагаем, что есть и обоснованные случаи использования описанного механизма. Объединение участков может преследовать цель создать возможность рационального использования участка неправильной формы, который не был сформирован государственным органом для предоставления частным лицам, а принадлежал, допустим, государственному учреждению и был сформирован для его нужд. Границы таких участков зачастую определены таким образом, что использовать их можно только для размещенного на них имущества, и при утрате этого имущества полноценное использование участков затруднено. В данной ситуации единственным способом обеспечения использования земель является их объединение, направленное на устранение чересполосицы и повышение эффективности их использования.
Конкуренция в этом случае не страдает, поскольку сторонний собственник не смог бы воспользоваться таким участком, в то время как собственник смежного участка за счет присоединенного участка сможет, например, обеспечить соблюдение градостроительных нормативов.

Позиция правоприменительной практики

С учетом общих норм ЗК РФ в результате объединения государственного и частного земельных участков должно возникнуть право общей долевой собственности на новый объединенный земельный участок. Данное обстоятельство повлечет необходимость применения ст. 250 ГК РФ, определяющей, что лицо, обладающее долей в праве общей собственности на сформированный участок, получит право преимущественной покупки доли, принадлежащей субъекту РФ. Кроме того, в силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Значит, после объединения участков доля субъекта РФ может быть выкуплена без проведения торгов, в ряде ситуаций — по льготной цене (например, при нахождении на участке объекта недвижимости). С учетом отсутствия порядка принятия решений о возможности объединения участков наличие дискреционных полномочий у государственного органа создает коррупциогенную угрозу передачи прав на земельные участки в обход торгов.
В Санкт-Петербурге одна из подобных сделок стала объектом пристального внимания <1>. Увидев злоупотребления со стороны должностных лиц и пояснив, что они не могли не осознавать неминуемое выбытие участка из государственной собственности в результате объединения участков, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга направил запрос на имя губернатора Санкт-Петербурга. Особую показательность ситуации в данном случае придает тот факт, что участок, находившийся в частной собственности, был расположен в глубине квартала, а городской участок примыкал к красной линии набережной, обладающей несравнимо более высокими видовыми характеристиками.
———————————
<1> Запрос депутата Законодательного Собрания Ковалева А.А. губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. от 24.05.2012 N 204486-3 // http://assembly.spb.ru/welcome/show/766/6970.

В ответе на запрос было указано, что правомерность объединения участка, принадлежащего частному лицу, и участка, принадлежащего Санкт-Петербургу, основывается на том, что ни в одной из норм земельного законодательства (включая п. п. 1 и 5 ст. 11.2, ст. 11.6 ЗК РФ) не предусмотрен (прямо или косвенно) запрет на нахождение земельного участка в общей долевой собственности с государством. В частности, норма п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, в которой содержатся требования к объединению земельных участков, не делает исключений ни по статусу земельного участка, ни по кругу лиц, а в ст. 11.6 ЗК РФ не оговорено, что содержащиеся в ней нормы распространяются только на земельные участки, находящиеся в частной собственности.
В итоге единственным результатом запроса стало поручение Комитету по управлению городским имуществом разработать правовой акт, устанавливающий порядок объединения земельных участков, находящихся в государственной и частной собственности, в целях совершенствования практики проведения процедур по объединению земельных участков, в том числе повышения их прозрачности и исключения субъективизма при принятии решений. Впрочем, этот правовой акт до настоящего времени не разработан.
Неудивительно, что подобные объединения земельных участков вызывают интерес и со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Ведомство считает необходимым применять к таким отношениям ст. 15 Закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) предусматривающую, что государственным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать, что если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая ему принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Именно со ссылкой на ст. 15 Закона о защите конкуренции ФАС России квалифицирует такие объединения участков, как нарушение государственными органами законодательства о защите конкуренции <2>.
———————————
<2> См.: решения Управления ФАС по Санкт-Петербургу от 28.05.2013 по делам N К03-15/13 и N К03-225/12.

Анализ судебной практики

Судебная практика по вопросу объединения государственных и частных земельных участков представлена весьма скромно. Нам удалось обнаружить только два судебных дела, в которых достаточно глубоко исследуется данная тема. В одном из них суд пришел к выводу, что положения ЗК РФ допускают возможность объединения земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, в том числе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме того, суд развернуто пояснил, что к продаже доли в объединенном участке не подлежат применению нормы о приватизации государственного и муниципального имущества в силу прямого указания на это в подп.

Объединение земельных участков

1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Нормы земельного законодательства о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам также не применяются, поскольку земельный участок уже находится в собственности (общей долевой) частного лица. Применению в данной ситуации, по мнению суда, подлежат только нормы гражданского законодательства, касающиеся права преимущественной покупки доли участником долевой собственности <3>.
———————————
<3> См.: решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2013 по делу N А56-41591/2013.

Как было отмечено выше, для применения ст. 15 Закона о защите конкуренции в законодательстве должна отсутствовать норма, которая бы прямо позволяла осуществить государственному органу спорное действие. В рассматриваемом деле суд указал, что имеются положения федерального законодательства, разрешившие органам государственной власти Санкт-Петербурга принять оспариваемое решение об объединении земельных участков, но не указал на конкретную норму закона. По всей видимости, такой нормой является ст. 11.6 ЗК РФ, которая допускает объединение участков, принадлежащих разным лицам, и не содержит ограничения относительно субъектного состава собственников таких участков. Рассмотрение дела в вышестоящих судах закончилось признанием правильности вынесенного судебного акта <4>.
———————————
<4> См.: Определения ВС РФ от 22.10.2014 N 307-КГ14-2408 по делу N А56-41591/2013, от 10.10.2014 N 308-КГ14-2048 по делу N А56-41591/2013.

В другом деле антимонопольным органом также было вынесено решение о нарушении антимонопольного законодательства государственными органами Санкт-Петербурга, выразившемся в объединении частного и государственного земельных участков <5>. В рамках этого дела апелляционный суд в своем Постановлении указал на то, что положения земельного законодательства не содержат запрета на объединение земельных участков, принадлежащих разным лицам, в том числе государству и частному лицу <6>. Судом кассационной инстанции судебные акты нижестоящих судов оставлены без изменения <7>.
———————————
<5> См: решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2014 по делу N А56-52840/2013.
<6> См.: Постановление Тринадцатого ААС от 07.07.2014 по делу N А56-52840/2013.
<7> См.: Постановление АС Северо-Западного округа от 07.11.2014 по делу N А56-52840/2013.

Таким образом, судебная практика последовательно выступает за применение принципа "разрешено все, что не запрещено" и суды не усматривают нарушений антимонопольного или иного законодательства в действиях государственных органов по объединению государственного земельного участка с участком, находящимся в частной собственности, так как, по их мнению, возможность такого объединения прямо следует из совокупности норм ЗК РФ.

Тенденции и перспективы

Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ внесены существенные изменения в земельное законодательство и качественно пересмотрены многие подходы к распоряжению земельными участками. В связи с этим нельзя не проанализировать вопрос о будущем правовом регулировании затронутой темы.
В части интересующих нас статей законодатель не усмотрел необходимости внесения серьезных изменений. Единственной существенно переработанной нормой является ст. 11.3 ЗК РФ, которая будет предусматривать, что образование земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Указанная схема подготавливается государственным или муниципальным органом, поскольку в ст. 11.10 ЗК РФ не установлена возможность подготовки такой схемы физическим или юридическим лицом — собственником одного из объединяемых земельных участков.
Вместе с тем ни ст. 11.2 ЗК РФ, регулирующая общий порядок образования участков, ни ст. 11.6 ЗК РФ, регулирующая именно образование участков путем объединения, не претерпели сколько-нибудь значимых изменений. В последней, как и раньше, осталась норма, позволяющая объединение земельных участков, находящихся в собственности разных лиц, и отсутствуют какие-либо ограничения в отношении государственных земельных участков. Таким образом, обсуждаемая проблема выпала из поля зрения федерального законодателя при проведении текущей реформы земельного законодательства, и возможность приобретать права на участки, находящиеся в государственной собственности, путем использования процедуры объединения участков в рамках дискреционных полномочий государственных органов по-прежнему сохранилась.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

     Последовательность действий при объединении нескольких участков в один большей площади. Как объединить земельные участки?

У Вас есть несколько земельных участков и вот по каким то причинам Вы решили их объединить в один. Конечно это возможно. Например когда мы создавали дачные поселки, то сначала объединяли несколько больших участков, расположенных рядом в один, а затем делили его на маленькие участки по 10 — 30 соток. Так создавался общий вид поселка. Конечно причин для объединения может быть много. Итак, первым шагом вы должны обратиться к специалисту, который занимается межеванием земельных участков и объяснить сколько принадлежащих Вам участков Вы хотите объединить. Обычно, земельные инженеры выполняют такие работы довольно быстро. На эту процедуру уходит не больше одного месяца. Затем на основании подготовленного межевого дела и старых документов на участки, вы обращаетесь в кадастровую палату с заявлением об объединении нескольких участков в один и получению нового кадастрового паспорта на вновь образованный земельный участок большей площади. И наконец после получения кадастрового паспортана руки, вы обращаетесь в регистрационную палату со всем пакетом документов в котором есть: ваши свидетельства на объединяемые участки, которые вы объединяете, старые кадастровые паспорта, документ с названием — решение собственника об объединении участков в один большей площади по нижеуказанной форме в котором стоит ваша подпись и дата, и новый кадастровый паспорт после объединения участков. Спустя некоторое время вы получите в регистрационной палате новые свидетельства на каждый отдельный участок. Если при объединении нескольких участков в один участвовали несколько собственников, то в этом случае в свидетельстве будет указана доля каждого собственника во вновь образованном участке. В этом случае появляется общая долевая собственность.

Процедура не сложная, но занимает некоторое время. Желаем вам удачи.

     Бланк решения собственника об объединении двух или нескольких земельных участков в один большей площади

Я, гражданин РФ, ПЕТРОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ, пол мужской, 02 января 1902 года рождения, место рождения: город Главный, паспорт: серия 00 02 № 000002, выдан ОВД «Кремлевский» города Главный 02 февраля 1915 года, код подразделения 000-002, зарегистрированный по месту жительства по адресу: город Главный, улица Самая Главная, дом 1, квартира 1,

являющийся собственником земельного участка кадастровый номер: 01:02:030405:001, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства; категория земель: земли населённых пунктов, общая площадь 30000 кв.м., расположенный по адресу: Большая область, Небольшой р-н, д.

Защита документов

Маленькая, существующие ограничения (обременения) права: Не зарегистрировано, принадлежащий на основании :

1. Договора купли-продажи земельного участка от 01.02.2011 года, зарегистрированным Управлением Федеральной регистрационной службы по Большой области 02.03.2011 года за № 01-02-03/045/2003-123.
2. Свидетельства о государственной регистрации права, выданном 02 марта 2011 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 года сделана запись регистрации № 01-02-03/045/2003-123, бланк Серии 01 АА № 012345.

являющийся собственником земельного участка кадастровый номер: 01:02:030405:002, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства; категория земель: земли населённых пунктов, общая площадь 30000 кв.м., расположенный по адресу: Большая область, Небольшой р-н, д. Маленькая, существующие ограничения (обременения) права: Не зарегистрировано, принадлежащий на основании :

1. Договора купли-продажи земельного участка от 01.02.2011 года, зарегистрированным Управлением Федеральной регистрационной службы по Большой области 02.03.2011 года за № 01-02-03/045/2003-124.
2. Свидетельства о государственной регистрации права, выданном 02 марта 2011 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 года сделана запись регистрации № 01-02-03/045/2003-124, бланк Серии 01 АА № 012346.

РЕШИЛ
объединить вышеуказанные земельные участки в один самостоятельный земельный участок:

1. Кадастровый номер 01:02:030405:003, общая площадь 60000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства; расположенный по адресу: Большая область, Небольшой р-н, д. Маленькая, существующие ограничения (обременения) права: Не зарегистрировано Категория земель: земли населённых пунктов.

ПЕТРОВ П.П. ______________                       «12» декабря 2012 года.

     По такому же принципу можно купить и объединить несколько участков под ИЖС от 10 соток в один большой — например 50 соток.

Если Вы решили купить или уже приобрели сразу несколько участков, а затем решили объединить их в один более крупный, то на основе документа, указанного выше так сделали несколько наших клиентов в  экологически чистом районе Ярославской области. Площади участков на Волге в зелёном Угличском районе были совершенно разными. На получение всех документов в конкретном Угличском районе уходит примерно два, три месяца. На примере, представленном ниже, были объединены участки под строительство дачи, с дальнейшей возможностью прописки на левом берегу в 14 километрах от города Углич вошедшего в Золотое кольцо России. Эти дачные участки в замечательных верхневолжских местах расположены недалеко от Москвы и находятся рядом с деревенями Плюснино, Налуцкое, Шубино, Горки, Баренцево. Деревеньки стоят у берега Волги в нескольких километрах друг от друга. 

Теги: Объединение участков, права собственника земельных участков

Бесплатная юридическая консультация по земельным вопросам

Перейти к списку вопросов и ответов данного раздела >>

Количество спорных вопросов вокруг земли резко возросло после введения частной собственности на нее в 1990 году. И как часто бывает под "шумок" нововведений, в период тотального передела собственности немалое количество земельных участков было занято влиятельными людьми или "по блату", то есть не совсем законным путем.

Объединение земельных участков находящихся в аренде

А на некоторые участки находилось сразу несколько претендентов. Естественно, что в таких условиях возникало множество земельных споров, решать которые приходилось в суде.

Случаи возникновения земельных споров довольно разнообразны. Но все-таки наблюдается определенная их классификация.

Наиболее часто земельные споры возникают при распределении земельных участков между их потенциальными владельцами. Также поводом для разногласий может служить нарушение границ земельного участка при его отведении или отчуждении. В основном это случается при продаже участка или передаче его новому владельцу.

В процессе пользования землей также зачастую возникают спорные ситуации, касающиеся в основном возведения построек на недостаточно удаленном расстоянии от границы участка.

Очень часто массу споров вызывает изъятие земельных участков. В судебной практике довольно часто рассматриваются исковые заявления о незаконном изъятии земли. Также предъявляются иски арендаторов о незаконном их выселении с земельного участка его владельцем за невыполнение арендатором своих обязательств. И владелец участка также может подать иск о выселении арендатора в случае нарушения последним условий договора аренды.

Но наиболее сложными и противоречивыми, с юридической точки зрения, являются земельно-планировочные отношения, поскольку в этом случае для разрешения спорного вопроса необходимо привлечение государственных органов, занимающихся планированием. Разумеется, самостоятельно разрешить такую конфликтную ситуацию, без квалифицированной юридической помощи, практически невозможно.

Самым простым и логичным действием в разрешении земельного спора, будет подача искового заявления в суд. И в этом случае немаловажную роль может сыграть грамотная консультация профессионального юриста.

Понятно, что исковое заявление должно соответствовать определенным нормам закона. После принятия судом заявления, происходит возбуждение дела, затем следует его рассмотрение и принятие решения. Если истец не удовлетворен решением суда, он имеет право обжаловать это решение. И здесь также может понадобиться помощь юриста.

Некоторые споры, особенно с соседями, лучше стараться решить по возможности мирным путем, не доводя конфликт до суда. Но если все-таки для разрешения Вашей земельной проблемы Вам понадобится высококвалифицированная помощь опытного специалиста по земельному праву — смело обращайтесь в нашу компанию.

У нас огромный опыт и широкая практика в разрешении спорных ситуаций в области земельных отношений. И мы рады предложить Вам следующий перечень услуг по земельным вопросам:
— консультации по вопросам земельного права;
— досудебное урегулирование земельных споров;
— анализ всех обстоятельств дела и выработка правовой позиции по земельным спорам;
— сбор и подготовка необходимых документов;
— составление и подача в суд искового заявления;
— установление фактов, имеющих юридическое значение;
— перевод земельных участков из одной категории в другую;
— сопровождение сделки дарения земельных участков, обмена земельными участками;
— определение и перераспределению долей в праве общей собственности на землю;
— другие услуги по земельным вопросам.

Наши методы работы и высокий профессионализм превзойдут Ваши самые смелые ожидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *