Объект среды

Правовая охрана атмосферного воздуха от химических загрязнений

Загрязнение ОС — это попадание в нее или образование в ней вредных (загрязняющих) веществ в количествах, превышающих установленные нормативы. Вредным признается вещество, которое способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб флоре и фауне.

Вредное воздействие на ОС — это воздействие, приводящее к изменению состояния ОС, в результате которого ухудшаются условия жизни человека, условия обитания и произрастания живых организмов.

Атмосферный воздух — это естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых и производственных помещений.

Загрязнение атмосферного воздуха — это поступление или образование в нем вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Охрана атмосферного воздуха — это система мер по улучшению его качества и предотвращению его вредного воздействия на здоровье человека и ОПС. Основными правовыми средствами охраны воздуха от загрязнения являются: выдача разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 14 ФЗ); государственная регистрация загрязняющих веществ; учет вредных воздействий на воздух и их источников: инвентаризация выбросов загрязняющих веществ; мониторинг атмосферного воздуха: государственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха.

В целях регулирования выбросов вредных веществ устанавливаются технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.

Технический норматив выброса — это норматив выброса вредного вещества для источников, который отражает максимально допустимую массу выброса в расчете на единицу продукции или мощности.

Предельно допустимый выброс — это норматив предельно допустимого выброса вредного вещества, который устанавливается для источника с учетом непревышения нормативов качества воздуха и критических нагрузок на экологические системы. При определении нормативов выбросов применяются методы расчетов рассеивания выбросов в атмоссрерном воздухе.

Статья 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» допускает производство и использование технических и технологических установок только при наличии сертификатов. Сертификаты подтверждают соответствие содержания вредных веществ в выбросах технических и технологических установок техническим нормативам выбросов.

Правовая охрана вод от химического загрязнения

Загрязнение водных объектов — это сброс или поступление в водные объекты вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод. Использование водных объектов должно осуществляться с минимальными негативными последствиями для них (Водный кодекс РФ). При залповом сбросе вредных веществ возникает аварийное загрязнение водных объектов, которое причиняет вред здоровью населения и биологическому разнообразию. Захоронение и сброс токсичных веществ в водные объекты запрещается. Запрещается сброс не очищенных и не обезвреженных сточных вод, а также забор воды, существенно влияющий на состояние водных объектов.

Для использования подземных вод, сброса сточных вод, для поддержания пластового давления при эксплуатации место рождений нефти и газа предусматривается выдача лицензии. В лицензии должны содержаться сведения об установленных лимитах водопользования, которые могут пересматриваться.

Водопользователи обязаны:

  • соблюдать условия, установленные в лицензии на водопользование;
  • не нарушать прав других водопользователей;
  • не ухудшать качество поверхностных и подземных вод;
  • информировать органы власти об аварийных ситуациях.

Поддержание вод в надлежащем экологическом состоянии обеспечивается двумя видами нормативов:

  • нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты, которые устанавливаются из условия недопустимости превышения ПДК вредных веществ в водных объектах;
  • нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах и сточных водах.

Нормативы качества воды — это совокупность допустимых значений показателей ее состава и свойств. Для каждого выпуска возвратных (сточных) вод устанавливаются ПДС веществ, чтобы в контрольных створах водных объектов обеспечивались нормативы качества воды.

При проектировании предприятий и внедрении новых технологических процессов необходимо предусматривать создание замкнутых систем технического водоснабжения.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение и истощение водных объектов (например, фильтрующих накопителей и захоронений). Для объектов, подверженным авариям (нефтепроводы, нефтехранилища, накопители сточных вод и др.), должны быть разработаны и осуществлены противоаварийные мероприятия.

Для обеспечения охраны вод устанавливаются водоохранные и санитарно-защитные зоны, в которых поддерживается специальный режим хозяйственной деятельности.

Правовая охрана почвы от химического загрязнения

Основные источники загрязнения почвы подразделяются на две группы. К первой группе относятся источники загрязнения, эксплуатация которых прямо не связана с использованием земель. Это промышленные предприятия и транспорт, выбрасывающие загрязняющие вещества в атмосферный воздух или в водные объекты, которые затем попадают в почву. Ко второй группе относятся сельскохозяйственные организации, применяющие пестициды и агрохимикаты.

Учитывая это обстоятельство, законодательство об охране ОПС решает проблему охраны почвы от загрязнения путем регулирования выбросов и сбросов загрязняющих веществ в воздушную и водную среду. Почва в отличие от воды и воздуха не является пространственной средой, в которую сбрасываются или удаляются загрязняющие вещества. Законодательство водное и об атмосферном воздухе специально регулируют вопросы сброса и выброса вредных веществ в эти природные объекты. Законодательство об охране почвы построено на иных принципах. Главной его задачей является не регулирование поступления вредных веществ в почву, a предотвращение попадания таких веществ в почву.

При размещении новых сооружений и внедрении новых технологий должны предусматриваться мероприятия по охране земель. Для оценки состояния почвы устанавливаются нормативы ПДК вредных химических веществ в почве. Их содержание определяется в миллиграммах на килограмм почвы. Например, содержание ванадия может достигать 150 мг; марганца — 1500; марганца + ванадия — 1000 + 100; ртути — 2,1; свинца — 32; нитратов — 130 мг.

Правовая охрана ОПС от загрязнений производственными отходами

Ежегодно в России образуется около 7 млрд т отходов, из которых используется лишь 2 млрд т. В отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд т твердых отходов. Под полигоны и свалки твердых бытовых отходов ежегодно отводится 10 тыс. га земель.

Вопросы обращения с отходами регулирует ФЗ «Об отходах производства и потребления». Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека: поддержание благоприятного состояния ОПС и сохранение биологического разнообразия: использование новых научно-технических достижений для реализации малоотходных и безотходных технологий (ст. 3 ФЗ).

Отходы производства и потребления — это остатки сырья и материалов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.

Захоронение отходов — это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в целях предотвращения попадания вредных веществ в ОПС.

Хранение отходов — это содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Использование отходов — это применение отходов для производства продукции или оказания услуг.

Статья 4 ФЗ определяет правовой режим отходов как объекта права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья или продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Собственник не может отказаться от права собственности на отходы. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом. Создание объектов размещения отходов (полигонов, шламохранилищ, отвалов горных пород) допускается на основании разрешений при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Места размещения отходов, содержащие более 1 тыс. т или 5 тыс. отходов, подлежат инвентаризации.

При выдаче лицензии на право пользования недрами утверждаются лимиты на размещение отходов, включая размещение отходов в недрах.

Вся электронная библиотека >>>

Экологическое право >>

Учебники для вузов

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Раздел: Экономика

В учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:

интегрированные — окружающая природная среда в целом;

дифференцированные — отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

особо охраняемые — государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

К содержанию книги: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО. Вопросы и ответы

Цены и ценообразование Цены и ценообразование «Финансовое право» «Хозяйственное право»

ЭКОЛОГИЯ — наука, изучающая условия существования живых организмов …

Экономические основы решения экологического, сырьевого и …

На уже функционирующие международные и региональные экологические организации … Экология в последнее время стала постоянным объектом. …

Влияние урбанизированной жилой среды на условия проживания и …

Рассмотрение экологических проблем с современных позиций позволяет утверждать, что ухудшение окружающей природной среды не является…

§ 5. Объекты охраны окружающей среды

(естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)

Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный и иной интерес. Объекты классифицируются по трем группам.

Естественные системы

К этой группе относятся экологические системы и озоновый слой, имеющие глобальное значение. Они обеспечивают непрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, представляя природную среду обитания человека. Как уже отмечалось, под окружающей средой и ее охраняемыми объектами понимаются только природные компоненты: в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят товароматериальные объекты, созданные человеком; части природы, вышедшие из экологической связи с природой (изъятая из нее вода — в кране, изъятые из естественных условий животные); элементы природы, не представляющие в данное время социальной ценности или охрана которых пока невозможна.

Например, озоновый слой является важнейшей частью околоземного пространства, серьезно влияющей на состояние теплообмена между Землей и Космосом. Государства предпринимают меры для его охраны, (подробнее они рассматриваются в теме об охране атмосферного воздуха). Не все они реализуются в достаточной мере. Еще труднее государствам договориться и охранять более удаленные от Земли пространства от загрязнения летательными аппаратами, исследовательскими, наблюдательными устройствами.

Охране подлежат природные или географические ландшафты — естественные комплексы, в которые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующие рельеф местности. Типичные ландшафты — горные, предгорья, равнинные, холмистые, низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов, прокладке дорог, организации туризма.

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежит то, что находится на территории России или над ней, а также то, что может быть охраняемо с помощью современных технических средств и посредством правового регулирования.

Природные ресурсы и иные объекты охраны

Основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих охране, шесть: земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух (анализу их охраны посвящаются отдельные темы особенной части учебника).

Под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самыми ценными являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для земледелия (пахотные угодья) и животноводства. Они ничем не могут быть заменены, подвергаются ветровой и водной эрозии, засорению и загрязнению и поэтому заслуживают повышенной охраны. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно убывает вследствие роста городов, строительства дорог, водохранилищ, прокладки линий электропередач и связи. Несельскохозяйственные земли служат пространственным операционным базисом для размещения других отраслей народного хозяйства.

Недрами считается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения. К недрам относится и поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Главных проблем две — комплексное использование минеральных ресурсов ввиду их невозобновляемости и захоронение в недра отходов, особенно токсичных. Правовое регулирование охраны недр земли осуществляется в Федеральном законе «О недрах» 1995 г.

Воды — вся вода, находящаяся в водных объектах. Воды могут быть поверхностные и подземные; водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Основная задача в использовании водобеспечение надлежащего питьевого водоснабжения, предупреждение загрязнения и истощения вод от промышленных и бытовых сбросов. Основным актом в этой области является ВК РФ 1995 г.

Объектами охраны являются леса и иная растительность, их главная функция — удовлетворение потребностей в древесине, выработка кислорода («легкие планеты»), рекреация. Проблемы — переруб, захламление, пожары, воспроизводство лесов. Основное правовое регулирование охраны, рационального использования и защиты лесов осуществляется ЛК РФ 1997 г.

Животный мир, микроорганизмы, генетический фонд также являются объектами охраны окружающей среды. Животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Его охрана осуществляется на основании Федерального закона «О животном мире» 1995 г.

Микроорганизмы или микрофлора — это микробы, преимущественно одноклеточные простейшие существа — бактерии, дрожжи, грибы, водоросли, различимые только под микроскопом, находятся в почве, воде, пищевых продуктах, организме человека. Наука перестает делить их на полезные и болезнетворные: в экологической взаимосвязи они являются частью среды обитания и поэтому подлежат изучению.

Под охраняемым генетическим фондом понимается совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками. Деградация природной среды может привести к необратимым изменениям растений и животных, к появлению мутантов, т. е. особей с несвойственными генетическими признаками.

Своеобразным объектом охраны является атмосферный воздух, в котором воплощается естественная среда, окружающая человека. Современными актуальными проблемами считаются предупреждение шумов и радиации — специфических воздействий на человека, передаваемых преимущественно через атмосферный воздух. Его охрана осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» 1982 г.

Особо охраняемые территории и объекты

Все достигаемые природные объекты — компоненты окружающей среды подлежат охране, но особой охраны заслуживают специально выделенные территории и части природы. В нашей стране их территория составляет около 1,2%. Это заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Регулирование их охраны и использования осуществляется на основе Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г. Основными проблемами являются сохранение и наращивание особо охраняемых территорий и объектов и поддержание в них объявленного особого заповедного режима (их рассмотрению также посвящается особая тема).

? Контрольные вопросы

• Что такое принципы охраны окружающей среды?

• Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

• Что означает устойчивое развитие и в чем его основная стратегия?

• Какие используются формы правового обеспечения экологических отношений?

• Каковы принципы и основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды? В чем их значение? Каков их правовой характер?

• Какова классификация объектов охраны окружающей среды?

• Какие шесть основных природных ресурсов подлежат правовой охране?

Темы рефератов

• Роль принципов охраны окружающей среды в экологическом праве.

• Проблемы взаимоотношения экономики и экологии: общее и особенное.

• Этапы и стадии функционирования правовой экологической системы.

Литература

• Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. М.: Высшая школа. 1990.

• Экологическое право России. Сборник нормативных актов. / Под ред. А. К. Голиченкова. М., 1997.

• Бринчук М. М., Дубовик О. Л., Жаворонкова Н. Г., Колбасов О. С. Экологическое право: от идей к практике. М.: РАН, 1997.

• На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России. М., 1996-1998.

• Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М., 1993.

• Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1995.

• Дуглас О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.

• Злотникова Т. В. Законодательные основы экологической безопасности в Российской Федерации. М., 1995.

• Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

• Краснова И. О. Экологическое право и управление в США (предисловие С. А. Боголюбова). М.: Байкальская академия, 1992.

• Робинсон Н. А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США (послесловие О. С. Колбасова). М.: Прогресс, 1990.

• Сравнительный обзор законодательства государств-участников СНГ. М., 1995.

• Постановление Правительства РФ «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях» от 22 ноября 1997 г.

• Постановление Правительства РФ «Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к договору об Антарктике» от 18 декабря 1997 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

  • Авторы
  • Файлы

Соколов Э.М. Панарин В.М. Дергунов Д.В. 123 KB В условиях неуклонного роста антропогенных воздействий на окружающую среду необходимо иметь разнообразную и детальную информацию о ее фактическом состоянии. Такая информация позволит не только оценить сложившуюся ситуацию, но и дать прогноз будущего состояния среды и наконец определить стратегию контроля в области охраны окружающей среды.

Основными принципами, по которым должна строиться система сбора и обработки экологической информации, являются:

  • непрерывность;
  • стационарность;
  • возможность анализа действия различных веществ на здоровье населения;
  • открытость;
  • возможность получения информации от граждан.

Непрерывность

Данные о состоянии атмосферного воздуха в месте расположения стационарного экологического поста отслеживаются в режиме реального времени и через небольшие интервалы времени вся информация передаётся в центр сбора и обработки экологической информации. Для получения информации со стационарных экологических постов используются проводные линии, телефонные линии, радиомодемы и сеть Интернет.

Стационарность

Экологические посты контроля атмосферного воздуха выполняются в автономном варианте и после их установки не изменяют своего положения относительно заранее выбранной системе координат. Стационарное исполнение экологических постов позволяет оперативно принимать управленческие решения так как лицо принимающее данные решения имеет постоянный доступ к информации, которая непрерывно поступает с стационарных экологических постов.

Возможность анализа действия различных веществ на здоровье населения

В центре сбора и обработки экологической информации создаётся база данных содержащая информацию о действии различных вредных веществ на здоровье человека и данные о заболеваемости в конкретных районах области. Благодаря специальному программному обеспечению система сбора и обработки экологической информации может анализировать и выводить различные зависимости о действии вредных веществ на здоровье населения.

Открытость

Обработанная информация полученная со стационарных экологических постов мониторинга атмосферного воздуха может быть размещены на Интернет сайте администрации Тульской области, где каждый житель г. Тулы может с ней ознакомиться.

Возможность получения информации от граждан

Жители имеют возможность ознакомится с данные о состоянии атмосферного воздуха в месте их проживания по сети Internet.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Библиографическая ссылка

Соколов Э.М., Панарин В.М., Дергунов Д.В. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 27-27;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22044 (дата обращения: 25.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) традиционно считается одной из основных мер, обеспечивающих учет экологических требований в процессе реализации хозяйственной деятельности.

Правовые основы ОВОС изложены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон закрепляет основные принципы охраны окружающей среды (ст. 3) и четко устанавливает, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе:

  • презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участия граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (п.1 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды«).

Материалы ОВОС являются обязательной составной частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу (ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», п. 4 Положения о порядке проведения ГЭЭ).

Результаты ОВОС должны содержаться в соответствующих природоохранных разделах проектной документации, представляемых на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Состав материалов ОВОС в настоящее время определяется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

При выполнении работ по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) специалисты компании ГеоТочка:

  • разрабатывают техническое задание;
  • проводят оценку воздействия хозяйственной и иной деятельности на ландшафт в целом, геологическую среду, атмосферный воздух, поверхностные, подземные и морские воды, животный и растительный мир, почвенный покров, а также на социально-экономическую сферу;
  • производят расчеты компенсации предполагаемого ущерба животному миру, растительности и рыбным запасам, а также комплексную эколого-экономическую оценку;
  • разрабатывают программы локального мониторинга и производственного экологического контроля;
  • составляют резюме нетехнического характера;
  • планируют, организуют и проводят общественные обсуждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *