Образец характеристики на ребенка дошкольника

Пример написания логопедической характеристики на ребёнка, обучающегося на школьном логопедическом пункте для ПМПК

Дата рождения:

Саша И. посещает логопедические занятия в МОБУ СОШ №1 с 15.09.14 г. (идёт второй год обучения).

Логопедический диагноз: Общее недоразвитие речи II уровня.

Речевая среда.

Саша воспитывается в полной многодетной семье, есть старший и младший братья. Нарушений речи у близких родственников нет, старший брат не имел проблем с нарушением устной речи. Саша в текущем учебном году не пропустил ни одного логопедического занятия, в 2014 – 2015 учебном году были пропуски по причине болезни и в актированные дни. Мама поддерживает связь с учителем-логопедом, интересуется проблемами своего ребенка, консультируется со специалистом. Домашние задания Саша выполняет вместе с мамой, самостоятельно сделать их не может, так как до сих пор не научился читать.

Артикуляционный аппарат.

Наблюдается неправильное расположение зубов. Артикуляционные позы при произношении многих звуков искажены. Саша плохо артикулирует звуки разных групп. Страдает объем, точность выполняемых движений и переключаемость. Наблюдаются синкинезии при выполнении некоторых артикуляционных упражнений.

Общее звучание речи.

Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

Словарный запас.

Мальчик владеет небольшими сведениями о себе и окружающем мире. Не называет правильно и по-порядку своё имя, отчество и фамилию. Затрудняется назвать имя мамы. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, «кружка – чашка”). Саша не знает многих обобщающих понятий, таких как «транспорт”, «бытовая техника”, путает понятия «овощи” и «фрукты”. Самостоятельно не называет последовательность времен года, путает месяцы, хотя каждое логопедическое занятие начинается с закрепления временных представлений. Так, на занятии 9 ноября, на вопрос логопеда — «Какое сейчас время года?» Саша отвечает – «Зима», — «Какой идёт месяц?», — «Забыл». Саша не знает дней недели. На вопрос: — «Какой сегодня день недели?» даёт ответ: — «Завтра». Также называет искажённо названия некоторых дней недели — называет «субботник» вместо слова «суббота». Саша только с помощью логопеда смог назвать посёлок, в котором он проживает, но не назвал область и свой домашний адрес. На вопрос: — «С кем ты сидишь за одной партой?» Саша отвечает: — «Не знаю».

Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

Грамматический строй речи.

Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананое пюре – банановое пюре”); в согласовании прилагательного и существительного (например, » у девочки синий ручка”), в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, «5 утёнков”). На вопросы взрослого Саша отвечает односложно либо фразой из 2-3 слов.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Звукобуквенный анализ не сформирован, путает понятия «звук» и «буква». Затрудняется в выделении звука из слова, например, не называет конечный гласный звук, конечный согласный, не составляет слова из отдельных звуков. Саша не определяет последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Допускает ошибки при определении звука в середине и в конце слова. Фонематические представления не сформированы.

Звукопроизношение.

За время посещения логопедических занятий были поставлены проблемные звуки , , , , , , но в речи они не закреплены. Процесс автоматизации звуков затягивается месяцами, так как у Саши нет желания научиться красиво и чисто говорить, он не старается сказать слово правильно.

На занятии часто отвлекается на посторонние предметы, выполняет бессмысленные действия – «гримасничает» перед зеркалом, теребит рукава одежды, надевает – снимает капюшон и т.п.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски и перестановки слогов (например, «гусеца” — гусеница, «велосед” — велосипед). Грубо искажены слова сложной слоговой структуры.

Письменная речь.

Саша до сих пор не научился читать и писать, забывает название и написание букв, затрудняется сливать звуки в слоги. Некоторые короткие слова может прочесть побуквенно-слоговым способом, например «лиса», но более длинное слово, такое, как «журавль» он прочесть не может. Пересказ текста осуществляет с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым). Скрытый смысл прочитанного не улавливает.

Саша не может самостоятельно написать своё имя и фамилию: смог записать имя только с помощью учителя-логопеда, а фамилию написать затруднился. Под диктовку не пишет, может только списать текст, допуская ошибки.

Общие сведения.

Навыки пространственной ориентировки у Саши не сформированы. Затрудняется в правильном определении понятий «право» — «лево», выполняет неверно инструкции: «Дотронься правой рукой до левого уха» и т.д. Цвета и оттенки знает и воспринимает верно. Память кратковременная, быстро забывает изученный материал. Скороговорки и короткие стихи из 2-4 строчек, которые разучиваются на логопедических занятиях, Саша самостоятельно не рассказывает, либо искажает их, произносит неточно.

Логическое мышление не развито. Смысл загадок и пословиц не улавливает.

За время посещения Сашей логопедических занятий он показал очень небольшую динамику при коррекции нарушений устной речи.

Характеристика

воспитанника МАДОУ детский сад № 32

Сафиной Амелии Линариковны

18.07.2014 года рождения

Амелия посещает 2 младшую группу. В детский сад поступила 21 июля 2016 года. Семья в которой живет и воспитывается Амелия полная, благополучная. Кроме нее в семье есть старшая сестра. Нашу группу девочка посещает 5 месяцев.

Амелия энергичная девочка. Навыки самообслуживания у Амелии сформированы. Всегда опрятна, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться.

Усвоение программных требований идет на хорошем уровне.
К занятиям по познавательной деятельности проявляет интерес. Узнает домашних и диких животных, различает овощи и фрукты. По настроению слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации. Умеет раскатывать кусок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, лепит несложные предметы. Речь соответствует возрасту, говорит полными предложениями, в речи использует вербальные средства общения. Может играть рядом, не мешая другим детям, а так же может создать конфликтную ситуацию. Не всегда откликается на игру предложенную воспитателем. Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы заместители.

Амелия в последнее время находилась в сонливом состоянии. Постоянно просила налить воды. Потеряла интерес к занятиям, играм, к общению со сверстниками, к еде.

Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка:

— программа обучения (обязательно) общеобразовательная основная/адаптированная;

— возраст поступления в образовательную организацию,

сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации;

— особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации;

— отношение к детской продуктивной, игровой, познавательной деятельности,

— отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее,

— сформированность коммуникативных, навыков самообслуживания, игровых и др. навыков;

— принимает ли участие в организуемых занятиях, в т.ч. дополнительных; в чем особенности его участия, как ведет себя во время занятий: проявляет заинтересованность, стремление выполнить задания;

в игровой деятельности — наличие стремления включиться в игру, использование предметов-заместителей; характер действий с игрушками: стереотипные манипуляции, хаотическая смена игрушек или осмысленные и целенаправленные действия, принятие на себя роли, возможность игры с правилами, предлагает сам игру и стремится быть понятым сверстниками и т.п.),

— развитие моторики (общая моторная неловкость, двигательная расторможенность, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)

— развитие речи (речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли);

Ниже предлагаются образцы формулировок, которые могут использоваться

школьными педагогами при составлении психолого-педагогической характеристики

младшего школьника.

ФЭМП.

умет пересчитывать предметы (в пределах…), знает цифры. Как быстро их усвоил.

Может ли сравнить количества (больше, меньше, столько же). Понимает ли слова, обозначающие пространственные направления и отношения (верх, низ, право, лево, над, под, меньше). Научился ли ориентироваться в пространстве? Понимает ли смысл арифметических действий (сложения, вычитания).

Другие предметы

(обязательно указать, справляется ли ребенок с заданиями по рисованию, труду; охарактеризовать уровень моторного развития на занятиях физкультуры).

В чем вероятная причина недостатков в обучении:

— нет понимания материала,

— понимание есть, но резко нарушено внимание,

— понимание есть только при индивидуальной работе, самостоятельно работать не может,

— понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует.

Характеристика обучаемости:

Должно быть указание на то, какие виды помощи использует воспитатель:

объяснение, подсказку, прямой показ того, как надо делать.

Насколько эффективна помощь:

недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).

Конкретизировать информацию о соблюдении учебной дисциплины можно с помощью выбора подходящих из следующих формулировок:

Нарушений учебной дисциплины практически нет.

Нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие.

Нарушает учебную дисциплину преимущественно из-за непонимания учебных норм

(например, может встать, уходить с занятия и т.п.).

Не может правильно вести себя на занятиях, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен.

Специально мешает другим детям.

Охарактеризовать интересы, увлечения.

Для ребенка любого возраста в характеристику включаются сведения о его работоспособности (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству и т.п.) и особых трудностях (дисфункциях), наблюдаемых в учебном процессе (отвлекаемость, утомляемость, невозможность сосредоточиться, недостаток ориентировки на листе бумаги, неразличение правой и левой сторон и т.п.);

В завершение характеристики оценивается:

— уровень общего развития (степень отставания от большинства детей в группе),

— общая осведомленность ребенка о себе (оценивается в соотнесении с календарным возрастом);

— взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;

— какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и пр.);

— особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания),

— отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.).

В Характеристике отражаются возможности ребенка, на которые можно опираться в педагогической работе, а также обобщенные выводы педагога и его пожелания по организации дальнейшего обучения ребенка.

В обязательной порядке указывается цель составления документа, дату его оформления, характеристика заверяется подписью руководителя образовательной организации

(уполномоченного лица) и печатью учреждения

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника: содержание и образец

При поступлении вашего ребенка в детский сад или дошкольное образовательное учреждение на него будет составлена так называемая психолого-педагогическая характеристика дошкольника. Она понадобится также, если требуется определение профиля обучения в коррекционных группах или садах, при переводе в другое ДОУ и при направлении на обследование психолого-медико-педагогической комиссии.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника — это официальный документ, который заполняет воспитатель детского сада. Он скрепляется печатью и подписью руководителя ДОУ и является основным документом для психолога, логопеда, психиатра и других специалистов, которые принимают участие в психолого-педагогическом обследовании.

Данная статья ознакомит вас, дорогие родители, с основными пунктами, которые содержит психолого-педагогическая характеристика ребенка-дошкольника. Объективность и грамотность — вот два главных требования к этому документу. Он должен содержать следующие основные сведения:

1. Время, в течение которого ребенок посещает детсад.

2. Особенности протекания адаптации к учреждению.

3. Возраст поступления в школу, степень готовности.

4. Успеваемость и трудности в усвоении программы, отдельных предметов.

5. Поведение на занятиях: внимательность, усидчивость, дисциплина. Здесь должны быть указаны такие детали, как повышенная утомляемость, несобранность и т. п.

6. Положение и поведение ребенка в коллективе сверстников: агрессия, пассивность, драчливость и т. п. Как к нему относятся другие дети?

7. Применявшиеся меры коррекции и их эффект.

К сожалению, многие педагоги не относятся с должной ответственностью к составлению такого важного документа, как психолого-педагогическая характеристика дошкольника. Отметим основные недочеты:

1. Характеристика неполная.

2. Она не соответствует требованиям.

3. Не содержит анализа усвоения учебной программы ребенком.

4. Лишняя информация, слишком подробное описание незначительных деталей.

5. Нет обобщенных выводов воспитателя или педагога с обоснованием.

Ниже приведен образец психолого-педагогической характеристики дошкольника (основные пункты для заполнения) в ознакомительных целях:

1. Дата заполнения.

2. ФИО ребенка.

3. Дата рождения.

14. Трудности в общении.

15. Развитие речи.

16. Социально-бытовые навыки.

Как написать характеристику на ребенка

24 апреля 2013, просмотров: 34774, Раздел: Документы

Для того чтобы знать, как написать характеристику на ребенка . нужно разобраться, что же это такое и какие рекомендации к ее написанию существуют.

Характеристика на ребенка дается после его предварительного изучения. Изучение детей дошкольного возраста необходимо провести в привычных им условиях воспитания и обучения.

При изучении вопроса, как написать характеристику на ребенка . нужно обратить внимание не только на то, какие свойства личности проявляет ребенок, развита ли его познавательная активность, но и выяснить мотивы его поведения и действий, а также причины его высокого или низкого интеллектуального развития.

Изучение дошкольников происходит на материалах психологического наблюдения за поведением детей, разные виды их деятельности – игровая, бытовая, учебная, трудовая, художественная, общение. Для того чтобы правильно написать характеристику на ребенка, воспитатели должны применять и такие методы психологии, как беседы, анализ рисунков, поделок, различные тесты.

Написать характеристику на ребенка можно на основании факта поведения ребенка дошкольного возраста, его действий, поступков, высказываний.

Как написать характеристику на ребенка . если неизвестны условия его воспитания в семье, взаимоотношения между ребенком и взрослым? Написать характеристику на ребенка без полного и всестороннего изучения этих аспектов его жизни невозможно!

Характеристика на ребенка должна включать всесторонний анализ его отношений с другими детьми. Этот аспект в характеристику вписывается на фоне исследования группы детей.

Для составления характеристики следует использовать материал, полученный при беседах с родителями, от медработников, т.е. материал истории развития ребенка.

В заключительной части характеристики на ребенка лаконично и четко должна быть изложена динамика психического развития дошкольника и дан его прогноз. Если какие-то черты ребенка нужно корректировать, это также обязательно нужно указать. Если же ребенок требует к себе повышенного внимания, то характеристика должна быть более полной и развернутой, с указанием причин негативных проявлений ребенка и написанными рекомендациями по их коррекции.

Образец характеристики на ребенка:

Педагогическая характеристика воспитанника ДДУ:

1. Общие сведения о ребенке

ФИО, диагноз, дата рождения, адрес, дата поступления в детский сад, откуда поступил ребенок (из дома или из другого ДДУ), если были перерывы в посещении ДДУ, сколько и почему

2. Характеристика семьи

— ФИО матери, место ее работы.

— ФИО отца, место его работы.

— Кто занимается воспитанием ребенка, уделяет ли этот человек достаточно внимания воспитанию и обучению дошкольника.

3. Соматическое здоровье

— как болеет: редко, часто, только простудные заболевания, есть хронические заболевания, плохо ест, беспокойно спит.

4. Знания, умения и навыки:

— математика: количество и счет, цвет и его восприятие, форма, величина и их восприятие, время, пространство.

— речь: словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, связная ли речь.

— обучение грамоте.

5. Моторная сфера

— общая и ручная моторика.

— ведущая рука.

6. Деятельность

Учебно-методический материал (младшая группа) по теме:

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

2. Возраст (дата рождения) —

3 . Учреждение — МБДОУ «Детский сад № «. Группа — средняя.

Год обучения 2012-2013 г.

5. Освоение образовательных областей:

1.»Физическая культура»

Воспринимает показ как образец, неуверенно выполняет (общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения). Соблюдает, но не контролирует правила в подвижных играх.

2. «Здоровье»

Положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Знает последовательность действий в процессах умывания и одевания, правила поведения за столом.

3. «Безопасность»

Есть представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

4. «Социализация»

Отражает в сюжетно-ролевых играх сюжеты из жизни мультфильмов и компьютерных игр. Участвует в индивидуальных настольных играх («Собери пазл», «Геометрические фигуры», «Счётные палочки»). Проявляет интерес к строительно-конструктивным играм и к театрально-игровой деятельности. Умеет отвечать на вопросы по поводу игры: » В какую игру ты играешь?» «Что ты делаешь» «С кем ты вместе любишь играть?» Вступает в диалог со сверстниками и со взрослыми. Проявляет доброжелательные отношения к воспитателю, родителям и близким. Знает членов семьи и ближайших родственников. Не активен в проявлении самостоятельных действий. Ребёнок сохраняет преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настроение.

5. «Труд»

Трудолюбив. Переносит знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых на собственную трудовую деятельность (помогает в уборке территории участка на прогулке, ухаживает за цветами в группе). Бережно относится к результатам труда.

6. «Познание»

Считает в пределах 4-7. Выполняет игровые и практические действия в определённой последовательности. Не устанавливает связи между действиями (что сначала, что потом). Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

7. «Коммуникация»

Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы, требует помощи в объяснительной речи. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого, не различает гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

8. » Чтение художественной литературы»

Охотно откликается на предложение слушать чтение, однако иногда отвлекается при слушании. Запоминает и воспроизводит стихи, участвует в играх по литературным сюжетам.

9. «Художественное творчество»

Есть представления о процессе художественной деятельности, некоторых видах искусства, но он не всегда добивается положительного результата. Владеет материалами и инструментами изобразительные навыки и умения требуют дальнейшего закрепления. При активной позиции взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого.

10. «Музыка»

Не умеет прослушать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке неглубокий и неустойчивый. В пении дикция характеризуется неправильным произношение безударных гласных дыхание поверхностно, звук резкий, мелодия искажается. В процессе игры на музыкальных инструментах невнимателен.

6. Поведение в группе

Во время НОД — часто отвлекается, не может справится с поставленной задачей самостоятельно, только с помощью взрослого.

Во время самостоятельной активной деятельности — играет и общается со сверстниками, может обидеть, нашалить и не признаться в своём проступке.

7. Взаимоотношения со сверстниками – дружелюбные.

Национальный банк Украины запретил банкам Украины осуществлять деятельность в Крыму до прекращения российской оккупации. Об этом говорится в сообщении. Вся новость

Как получить гражданство супруге из УзбекистанаМоя жена родилась 1989г. в России, в 1996г. её перевезли в Узбекистан на ПМЖ. Как ей. Вся новость

Начисление пенсии, переезд из КазахстанаМне 56 лет, я не пенсионерка, хочу переехать в Россию к детям. Вся новость

Характеристика на дошкольника образец

Сегодня характеристики опять начали величать письмами-рекомендациями. В бытность СССР рекомендацию гаранта заменяла банальная характеристика. Если приходилось выбирать работу, или выпадал случай занять выборную должность. Одно дело получать характеристику, иное выдавать. Каждому приходилось оперировать с понятием как характеристика. Вот образец, который сэкономит время выдачи хорошего документа Как правило просили предъявить характеристику с прежднего места. В документообороте в деловой обиход входит капиталистическое понятие как рекомендательное письмо.

Материал по теме: характеристика на воспитанника доу

Характеристика на воспитанника

МБДОУ «Детский сад №_____ «___________»

1. Ф.И. ребенка ________________________________________________

-Группа (возрастная) __________________Название_________________

-Домашний адрес _____________________________________________

-Дата рождения __________________

-С какого времени посещает ДОУ ,откуда поступил (из семьи, другого детского сада), данную группу _______________________

-Ф.И.О. родителей, место работы:

-Мама: ____________________________образование:__________________

-Место работы: __________________________________________________

-Папа: ____________________________образование: __________________

-Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

-Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

-Стиль воспитания и контроль за проведением свободного времени:

— гипоопека и безнадзорность

— гиперопека (мелочный контроль)

— по типу «золушки» (в условиях повышенной требовательности и строгости)

— по типу «кумира семьи» (при постоянном восхищении и переоценке ребенка)

— правильное воспитание в условиях, способствующих всестороннему развитию ребёнка.

3.Контакт воспитателей с родителями (родственниками) был установлен/ не установлен (избегают общения, в данное время конфликтные), другое (указать)

4.Манера, стиль общения ребенка с окружающими:

  • Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту)
  • Недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре)
  • Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим)
  • Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре не многословен).
  • -Отношение к общественному мнению ребенка:

  • Активно — положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.)
  • Пассивно — положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет)
  • Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения)
  • Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет)
  • -Взаимоотношения с педагогами ребенка – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать) не выполняет просьбу, требование, хотя слышит и понимает содержание.

    -Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)

    -Уровень самооценки:

  • Адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения)
  • Завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)
  • Заниженная (излишне критичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
  • 5.Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы:

    -Настроение ребенка:

    — устойчивое, недостаточно устойчивое, неустойчивое (легко меняется от незначительных причин).

    -Преобладает:

    — подавленное, хорошее (радостное).

    -Волевыми особенностями являются:

    — целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, активность/пассивность, деятельность/ инертность, бодрость/вялость, слабость волевого напряжения, неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность

    -Характер деятельности:

    — устойчивый, работает с интересом

    — неустойчивый, отсутствует мотивация, работает формально

    -Реакция на требование и замечание:

    — адекватная (исправляет поведение в соответствии с требование. замечанием)

    — неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).

    -Реакция на одобрение:

    — адекватная (радуется, ждет)

    — неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему)

    -Страхи:

    — не наблюдаются, наблюдаются (в каких условиях).

    -Изменение эмоционального состояния связано с (приходом/уходом родителей, со сменой вида деятельности, др).

    -Управлять своим поведением:

    — умеет, умеет не всегда, не умеет.

    -Характерологические особенности:

    Спокойный / беспокойный (оживлённый) уравновешенный / импульсивный, легко возбудимый,

    шумный / тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерна застреваемость, стремление к одиночеству капризный, раздражительный

    Уверенный / неуверенный, расслабленный / напряжённый, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый

    Неконфликтный / конфликтный (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки), с негативным отношение к просьбам и требованиям,

    Добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный, упрямый.

    Аккуратный, бережливый, неряшливый.

    -Обучаемость:

    — высокая, проявляет интерес к получению знаний, задания выполняет самостоятельно, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более простого способа выполнения заданий к более сложному сделанные ошибки замечает и устраняет без посторонней помощи

    — средняя при переносе показанного способа действия на аналогичные задания допускает неточности и ошибки, которые устраняет с помощью взрослого

    — низкая, проявляет негативное отношение к обучению, с трудом овладевает необходимым

    объёмом знаний (испытывает трудности при усвоении материала), помощь использует недостаточно, перенос знаний на аналогичные задания затруднен

    — крайне низкая, проявляет частые реакции протеста и стойкое нарушение дисциплинарных норм, помощь не использует, нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

    К занятиям (деятельности) относится

    – с выраженным интересом, который сохраняется до конца занятия (деятельности)

    — с интересом, но не всегда точно понимает общую цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения

    — с заинтересованностью общей ситуацией, но не содержанием занятия, легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе неусидчив, не доводит дело до конца мешает педагогу и детям быстро истощаем.

    — с безразличием (негативным отношением) к содержанию занятия и к его ситуации, не способен контролировать свою деятельность.

    -Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игрушки приносит с собой, (не)понимает ли правила игры,(не) выполняет правила игры, (не) вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, (не)отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

    Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д. (не)умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

    Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей: родители не скрывают своего негативного отношения к сотрудникам детского сада, высказывание негативного мнения при ребенке плаксивость, конфликтность трудности при засыпании и беспокойство сна не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях навязчив при общении агрессивен, оскорбляет нецензурными словами детей и сотрудников мешает на занятиях

    Дата заполнения________________

    Воспитатели:_____________________________________________________

    Педагог – психолог: ____________________________________________

    Заведующий: __________________________________________________

    Такой документ может потребоваться органам опеки и попечительства (ООП). В нем описываются общие сведенья о ребенке, например, степень усвоения материала, личностные качества, характер, отношения в коллективе и прочие нюансы. Ориентируясь на приведенную информацию, сотрудники ООП дадут свои рекомендации по коррекции выявленных отклонений и оценят степень нужды ребенка в предоставлении опеки. Не менее актуальна характеристика при переводе в другое учебное заведение. Она поможет преподавателям оценить степень подготовки ребенка и его особые качества.

    Цель характеристики

    Характеристика на ребенка из детского сада в органы опеки нужна для контроля его развития. Сотрудники ООП смогут оценить работу воспитателей и необходимость предоставления опеки. При выявлении явных отклонений будут внесены определенные коррективы. Малыша могут перевести в другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) или посоветовать пройти курс лечения у психолога или логопеда. Если причина заключается в недобросовестном отношении родителей к своему долгу воспитывать ребенка, то представители ООП проведут экспертизу жилищных условий. Отца и мать предупредят о возможных последствиях, в числе которых есть лишение или ограничение родительских прав. Общий перечень ситуаций, требующих подобную характеристику, выглядит следующим образом:

    • Сироты или дети, пребывающие в неблагополучных семьях и нуждающиеся в опеке.
    • Поступление ребенка в школу или перевод в другое учебное заведение.
    • Судебные разбирательства, в которых требуется общая характеристика малыша.
    • Наличие умственной отсталости, проблем с психикой или речью. Нужда в характеристике появляется из-за необходимости перевода в специальное учреждение, консультации у психолога или лечения у логопеда.
    • Дети-инвалиды, находящиеся под контролем ООП и посещающие дошкольное учебное учреждение.

    Составляется характеристика при участии воспитателя, психолога и логопеда. Специалисты обязаны будут предоставить полную информацию касаемо личных качеств, интеллекта и прочих нюансов. При ее прочтении сотрудник ООП должен всесторонне оценить ребенка. Помочь в написании характеристики могут беседы с родителями и участковым врачом. Суть разговоров будет заключаться в выявлении внешних и внутренних раздражителей, влияющих на развитие малыша.

    Роль в процессе передачи малыша органам опеки

    Педагогическая характеристика на дошкольника является основой для начала процедуры лишения или ограничения родительских прав. Мать или отец вправе попросить составить ее, чтобы доказать неучастие в воспитании ребенка второго родителя. Подобные полномочия также есть у сотрудника ООП. В первом случае маму или папу могут лишить родительских прав. Ребенка оставят жить со вторым родителем. Во втором варианте органы опеки получат основания для подачи искового заявления о лишении родительских прав или отмене опекунства и изъятии малыша. Затем его передадут в специальное учреждение на содержание (детский дом, приют).

    Существенное влияние на сотрудников ООП окажет характеристика, содержащая, помимо основной информации о развитии ребенка, сведенья о неучастии в воспитании мамы и папы или обоих родителей сразу. Педагогу необходимо также упомянуть, кто забирает и приводит ребенка. Нелишним будет привести пример беседы с участковым врачом. Специалист сможет поведать, как часто болеет малыш и соблюдаются ли рекомендации по лечению.

    Ключевым критерием станет наличие психической травмы у ребенка. Воспитатель должен будет выяснить все подробности и описать в характеристике. Поможет оценить психоэмоциональное состояние ребенка детский психолог.

    Последним критерием станет физиологическое состояние. Воспитатель должен следить за ребенком. Если он заметит синяки и ссадины на теле дошкольника, то должен упомянуть об этом в характеристике. Необязательно, что именно отец и мать виноваты, но их неучастие в воспитании, приводящее к повреждениям, также является поводом для аннуляции родительских прав.

    Информация, содержащаяся в заключении

    Сотрудники ДОУ, составляющие характеристику, должны придерживаться норм учебно-воспитательной программы, принятой в их учреждении. Подобное требование поможет оценить степень усвоения материала дошкольником и увидеть перечень достигнутых им целей. Содержание характеристики выглядит следующим образом:

    • Фамилия, имя, отчество и дата рождения малыша.
    • Наименование дошкольного учебного заведения и группы, в которой обучается воспитанник.
    • Дата начала обучения в ДОУ и возраст ребенка на тот момент.
    • Степень адаптации в коллективе.
    • Левша или права дошкольник.
    • Активность воспитанника в игровом плане.
    • Проблемы, возникающие в процессе усвоения нового материала.
    • Восприятие (зрительное, слуховое) и внимательность малыша.
    • Степень запоминания нового материала.
    • Тип мышления дошкольника.
    • Описание моторики.
    • Изложение имеющихся трудностей в общении со сверстниками и воспитателями.
    • Оценка речи ребенка.
    • Описание развитых социально-бытовых умений.
    • Степень ориентации в пространстве.
    • Текущее состояние здоровья.
    • Прочие особенности воспитанника.
    • Итоги характеристики.
    • Общая оценка развития.
    • Перечень предложений по повышению уровня развития и решению имеющихся проблем.

    Озвученные сведенья позволят оптимизировать учебный и воспитательный процесс с целью адаптации и всестороннего развития дошкольника. Педагог также имеет право написать прочие сведенья о воспитаннике. Обычно речь идет о способностях и членах семьи. Другая информация указывается по мере необходимости.

    Форма заполнения

    Характеристика заполняется в определенной последовательности, соответствуя общепринятому плану. Ориентироваться можно на информацию, приведенную в таблице:

    Раздел Описание
    1 Общая информация о воспитаннике • Имя, фамилия, отчество.
    • Диагноз (если есть заболевания или пороки развития).
    • День, месяц и год рождения.
    • Дата начала учебы и предыдущее место обучения (при наличии).
    • Место проживания.
    • Если были длительные промежутки времени, когда ребенок не посещал занятия, то подробно указать причины.
    2 Описание семьи • Имя, фамилия, отчество (мамы и папы).
    • Место работы родителей.
    • Прочие члены семьи.
    • Кто больше занимается воспитанием малыша (забирает и приводит в детский сад)?
    • Есть ли претензии к воспитанию ребенка родителями (недостаточно времени уделяют, вообще не занимаются)?
    3 Здоровье воспитанника • Часто ли более ребенок?
    • Хороший ли аппетит?
    • Есть ли проблемы со сном?
    • Описать хронические патологии (при их наличии).
    4 Знания, умения и выработанные во время учебы навыки • Описание знаний:
    — Познания в математике:
     Может отличить понятие «один» от «много»?
     Умеет считать по порядку? Если да, то указать интервал.
     Способен ли сопоставить с соответствующей картинкой, названное преподавателем число?
     Сравнивает путем наложения картинок или знает состав?
     Умеет решать примеры в определенных пределах?
     Самостоятельно решает задачи, ориентируясь на приведенные примеры?
    — Знание цветов:
     Общие понятия.
     Указывает на нужные и группирует их?
    — Форма:
     Общее понятие.
     Группирует ли различные виды?
     Сможет ли по велению преподавателя соотнести предмет с геометрической фигурой?
     Величина:
     Общее понятие.
     Сможет определить вещи по размеру и сгруппировать их по убыванию (возрастанию)?
     Применяет в своем лексиконе слова, характеризующие понятие?
    — Ориентация во времени:
     Знает, что подразумевается под временем?
     Ориентируется ли?
     Сумеет назвать по порядку дни недели?
     Определяет значение день, месяц, год?
     Ориентация в пространстве:
     Понимает, что это такое и как в нем ориентироваться?
     Научился определять положение игрушек по отношению к себе?
    • Описание речи:
    — Словарь:
     Хороший ли словарный запас? Если ограничен, то насколько и какими частями речи?
     Имеются слоговые дефекты при воспроизведении простых или многосложных слов?
    — Грамматический строй:
     Что знает ребенок о грамматике?
     Сумеет ли самостоятельно определить число и род приведенных педагогом слов и найти основные члены предложения?
    — Произношение:
     Описание отклонений при выговаривании слов:
    — во время роста нагрузки речь смазывается;
    — наблюдается пропуск, смещение, замена и искажение звуков при разговоре.
     Хорошо ли распознает слова воспитателя?
    — Речь:
     Соответствует возрастным критериям?
     Какие предложения использует во время разговора (простые, сложные)?
     Может отвечать на поставленные вопросы? В какой мере?
     Умеет создавать свои собственные предложения по примеру воспитателя?
    — Умения, характеризующие степень усвоения грамоты:
     Способен ли полноценно находить части речи в предложении и выполнять звуковой анализ?
     Сумеет найти слова, которые загадал воспитатель по названным звукам?
     Сможет читать отдельные слоги?
    5 Особенности моторики • Описать особенности общей моторики. Если есть отклонения в темпе или ритме движений, то указать какие именно.
    • Охарактеризовать ручную моторику воспитанника:
    — объем движений;
    — темп движений;
    — недостаточность моторики (если есть);
    — точность или неточность координации движений.
    • Указать в характеристике ведущую рука ребенка.
    6 Описания деятельности • Описать навыки самообслуживания:
    — Умеет самостоятельно ходить в туалет?
    — Насколько хорошо соблюдает гигиену?
    — Способен ли одеться, обуться (завязать шнурки) и причесаться?
    — Сумеет поесть?
    — Научен ли пользоваться столовыми приборами?
    — Убирает за собой (раскладывает игрушки и книжки по местам, заправляет постель)?
    • Поведать об игровом процессе:
    — Какие игры нравятся и как много времени им уделяется?
    — Нравится ли играть определенные роли?
    — Доводит ли до конца?
    — Любит следовать правилам?
    — Как относиться к своим сверстникам в ходе?
    — Проявляет ли воображение и сообразительность во время процесса?
    — Насколько хорошо решает конфликтные ситуации?
    — Использует ли свой опыт, полученный в предыдущих играх?
    — Может нарушить игру других детей?
    • Оценить творчество:
    — Правильно ли складывает предметы (матрешку, пирамидку, фигурки)?
    — Составляет из спичек и прочего материала определенные цифры или фигуры?
    — Способен ли рисовать? Оценить сложность рисунков.
    — Умеет лепить из глины, пластилина и прочих материалов?
    — Может срисовать предмет с образца?
    • Рассказать об отношение к обучению:
    — Как ведет себя на занятиях?
    — Мешает ли своим сверстникам и преподавателю?
    — Как быстро истощается (устает)?
    — Каков темп работы (быстрый, медленный, хаотичный)?
    — Способен ли принимать помощь посторонних? Если да, то какую именно (словесную, практичную, обучающую)?
    — Насколько хорошо преодолевает трудности во время обучения?
     бросает начатое сразу;
     не опускает руки до последнего;
     подсматривает, как делают другие;
     нервничает;
     идет за помощью к педагогу или сверстникам;
     самостоятельно ищет выход из ситуации.
    7 Личностные качества • Насколько адекватны реакции на окружающую действительность?
    • Активен или пассивен при выполнении определенных действий?
    • Проявляет инициативу (в играх, на учебе)?
    • Насколько уступчив, капризен, плаксив, навязчив или застенчив ребенок?
    • Часто ли проявляет излишнюю раздражительность и агрессивность по отношению к воспитателям или сверстникам?
    • Обманывает своих педагогов?
    • Есть ли в стремление приходить на помощь, говорить правду и защищать других?
    • Хорошо переносит критику?
    8 Описание нюансов связанных с эмоционально-волевой сферой • Охарактеризовать преобладающее настроение воспитанника:
    — эмоционально подавленный;
    — излишне агрессивный;
    — мрачный;
    — замкнутый;
    — озлобленный;
    — доброжелательный;
    — спокойный;
    — пассивный;
    — легковозбудимый;
    — постоянно боится потерпеть неудачу;
    — стеснительный;
    — пассивный при общении;
    — неинициативный;
    — уступчивый;
    — плаксивый;
    — капризный;
    — сразу отказывается от предложений;
    — склонен к проявлению гнева;
    — оживляется при выполнении ответственных задач;
    — проявляет смелость, решительность и настойчивость во время занятий.
    — легко внушаемый.
    9 Динамика развития Ориентируясь на приведенную характеристику, подробно описать насколько быстро развивается ребенок. Желательно упомянуть сильные личностные качества и учебные навыки.
    10 Рекомендации Привести рекомендации по коррекции имеющихся отклонений. Важно услышать мнение воспитателя, директора дошкольного образовательного учреждения и учителя–дефектолога.

    Образец характеристики на ребенка в органы опеки из детского сада

    Пример готовой характеристики:

    Написана характеристика про здорового и общительного мальчика, не имеющего особых отклонений. Вмешательства органов опеки и попечительства не требуется. Прочие шаблоны и бланки можно поискать в интернете или попросить в ООП.

    Методические рекомендации

    Специалисты (опытные психологи и педагоги) советуют ознакомиться с их рекомендациями перед составлением характеристики:

    • Необходимо хорошо изучить воспитанника. Желательно последить за ним во время учебы и отдыха.
    • Наблюдая за малышом, следует обратить внимание на личностные качества, стремление познавать новую информацию, особенности темперамента и интеллектуальные способности.
    • Психологическое наблюдение во время игр, рисования, отдыха и общения поможет лучше изучить ребенка и выявить у него отклонения в психоэмоциональном фоне.
    • Для всесторонней оценки рекомендуется чаще беседовать и оценивать творения воспитанника (рисунки, результаты тестов, поделки).
    • Приведенные сведенья в характеристике воспитатель обязан обосновать. С этой целью приводятся примеры поведения дошкольника, а также его действия, слова и поступки в определенных ситуациях.
    • Педагог должен выяснить условия воспитания ребенка в семье, например, беседуя с родителями, и описать его манеры поведения со взрослыми людьми.
    • Необходимо подробно описать поведение ребенка в группе. Особое внимание стоит уделить общению со сверстниками.
    • Желательно, чтобы в характеристике присутствовали сведенья, полученные из внешних источников и характеризующие развитие ребенка. Предоставить информацию могут родители, врачи и прочие люди, имеющие отношение к воспитаннику.
    • Заключение должно быть кратким и обоснованным. Педагог обязан выразить свои мысли по поводу уровня развития ребенка. В конце стоит упомянуть черты, нуждающиеся в корректировки и советы по исправлению.
    • Про здоровых и всесторонне развитых детей достаточно написать общие сведенья. Развернутая характеристика необходима при наличии каких-либо отклонений. Воспитатель должен будет выяснить или предположить причины их возникновения. Затем обосновать свои слова и посоветовать методы устранения проблемы.

    После составления характеристики руководитель ДОУ поставит свою подпись и печать. Документ станет официальным (юридически значимым) и его можно передавать уполномоченным лицам.

    Характеристику дошкольнику обязан составить его воспитатель. Поможет с написанием психолог и логопед. Родители и участковый врач предоставят дополнительные сведенья. Готовая характеристика покажет общую картину развития ребенка. В конце обязательно приводятся рекомендации по коррекции отклонений, если таковые имеются. Сотрудникам ООП подобный документ нужен, чтобы оценить, нуждается ли ребенок в помощи. В прочих случаях характеристику предоставляют при переводе в другое учебное заведение.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *