Образование многоконтурного участка

Новая редакция Ст. 11.2 ЗК РФ

1. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

1.1. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Образование земельных участков из искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с настоящей главой.

2. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также — образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

3. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

4. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;

4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее — военные городки).

5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса;

6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога.

5. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

6. Утратил силу с 1 апреля 2015 г.

7. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

8. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Другой комментарий к Ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Исходя из содержания п. 1 комментируемой статьи можно определить суть понятия «образование земельного участка». Образование земельного участка представляет собой своеобразную форму распоряжения своим имуществом, в первую очередь собственником земельного участка, которая предусмотрена земельным законодательством. Специфика правового режима земельного участка как недвижимого имущества и объекта природы обусловила закрепление в законодательстве данного понятия и особых способов распоряжения земельной собственностью. Такими способами являются раздел, выдел земельного участка, объединение, перераспределение земельных участков. Необходимо также отметить, что данное понятие применяется также и в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование нового земельного участка или земельных участков — это процедура, осуществляемая по инициативе собственника земельного участка (собственников) или лиц, использующих земельные участки на иных правах, путем раздела, выдела земельного участка, объединения, перераспределения земельных участков, в результате чего создается новый земельный участок (земельные участки), а прежний участок (участки) прекращает свое существование или изменяется.

При этом, естественно, следует иметь в виду, что такие термины, как образование земельного участка, прекращение существования земельного участка и т.п., имеют весьма условный характер. Рассматриваемая процедура касается изменения территориальных границ участка, а не создания, изменения и т.п. земельного участка как объекта природы, используемого как пространственный территориальный базис.

Понятие «образование земельных участков» следует отличать от понятия «формирование земельных участков», суть которого сформулирована в п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Проведение работ по формированию земельного участка включает в себя следующие действия: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (кадастровые работы); осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Необходимо отметить наиболее важные требования законодательства, которые должны быть соблюдены при осуществлении процедуры образования земельного участка. Так, новый образованный земельный участок должен иметь такое же целевое назначение и разрешенное использование, как и ранее существовавший участок. Образование новых земельных участков возможно по общему правилу с согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых образуются новые земельные участки. Критерии обоснованности осуществления процедуры образования земельного участка закреплены в ст. 11.9 (см. комментарий).

2. Статья 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определяет особенности осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. В случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

В том случае, когда объект недвижимости образуется в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости или объединения объектов недвижимости, представляются только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Данное правило распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Согласно п. 3 ст. 25 названного Закона кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (уточнение границ земельного участка). При кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежного земельного участка), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ (ст. 27 названного Закона).

При решении вопросов образования земельных участков следует принимать во внимание письмо Минэкономразвития России от 13 октября 2008 г. N Д23-671 «Об условиях образования земельных участков». В этом письме говорится, что в соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» одним из оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости является нарушение предусмотренных федеральными законами требований к образованию объекта недвижимости.

Учитывая, что наличие согласия в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков является обязательным условием такого образования, проверка наличия такого согласия должна осуществляться органом кадастрового учета наряду с выявлением иных оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков. В составе документов, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков (межевом плане, а до утверждения соответствующего ведомственного нормативного правового акта — описании земельных участков), должны содержаться документы, свидетельствующие о наличии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков утверждены приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412.

3. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков отражены в ст. 22.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Основаниями для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК.

Обязательными приложениями к представляемым документам являются правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном порядке); кадастровые паспорта образуемых земельных участков; согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК.

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Однако это требование не применяется при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

Одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. В случае если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, зарегистрировано, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.

Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

4. Особые требования предусмотрены при образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории.

В соответствии со ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится принятие решений о развитии застроенных территорий. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно ст. 46.1 ГрК РФ решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии — утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).

Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.

В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории. Предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.

По договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить соответствующие обязательства, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для их выполнения (ст. 46.2 ГсК).

Согласно ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В случае если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. Если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения указанного срока допускается только с согласия собственника. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности»

Актуальность темы исследования. Одной из основных задач социально-экономического развития России является обеспечение населения комфортным жильем. Как показывают данные социологических исследований, жилищная проблема стоит перед 60% российских семей, общая потребность населения в жилье составляет 1,57 млрд. кв. м, и для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46%, — сообщил в ходе IV Московского форума лидеров рынка недвижимости МКЕР-2010 заместитель гендиректора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) Сергей Кузнецов1. Правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется тремя основополагающими федеральными кодификационными актами: Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (далее — ЗК РФ), Градостроительным кодексом Российской о

Федерации от 29 декабря 2004 г. (далее — ГрК РФ) и Гражданским кодексом Российской Федерации (частью первой) от

30 ноября 1994 г. (далее — ГК РФ). Но особенность текущего состояния этих нормативных актов заключаются в том, что все они находятся в стадии кардинального пересмотра и изменения концептуальных положений, дополняются большим количеством правовых новаций, которые во многом изменяют правовое регулирование широкого спектра земельных отношений, в том числе и вопросов использования земельных участков для жилищного строительства. В настоящее время в Государственной Думе и в Правительстве РФ находятся проекты внесения изменений в названные нормативные правовые акты, затрагивающие жизненно важные вопросы правового регулирования землепользования, в результате введения в действие которых в России утвердится новый земельный правопорядок.

1 Информация на основании данных сайта: http://asninfo.ru/asn/57/35618

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 44. Ст. 4147.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 16.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

При этом следует отметить, что в законодательство, регулирующее использование земель в текущем режиме, подчас вносятся изменения, не всегда согласованные между собой.

Одной из проблем жилищного строительства, находящейся на стыке земельного, гражданского и градостроительного законодательства является предоставления заинтересованным физическим и юридическим лицам земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому комплексное рассмотрение вопросов правового регулирования такого предоставления земельных участков — одна из актуальных задач науки земельного права. Для оперативного решения вопросов жилищного строительства на уровне Правительства РФ принят приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», реализуемый, в том числе, в рамках Федеральной целевой программы «Жилище»5. Кроме того, политика Правительства РФ, изложенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), основывается на решении задачи расширения территорий проживания граждан6. Реализация планов Правительства РФ возможна при законодательном обеспечении жилищного строительства достаточным количеством пригодных земельных участков. Основным источником наполнения рынка таких участков являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Степень научной разработанности темы. Анализу правоотношений по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для различных видов строительства в литературе посвящен ряд работ. Однако все они были опубликованы до начала текущего этапа реформирования кодификационных актов, который проводится

5 Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. / Э.К. Трутнев, Л.Е. Бандорин. СПС КонсультантПлюс.

6 См.: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (далее — СПС КонсультантПлюс). по направлениям, обозначенным в Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе и в Концепции совершенствования вещного права и не содержат анализа новейших изменений в правовом регулировании предоставления земельных участков. Новые направления развития земельного законодательства также обозначены в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на п

2012 — 2017 годы . В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования, посвященные предоставлению земельных участков, находящихся в публичной собственности, для целей жилищного строительства.

Предметом исследования являются: система нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных правовых актов, регулирующих отношения по поводу предоставления земельных участков; правовая и иная специальная литература; практика правоприменения и судебная практика по данной проблеме.

Цели и задачи исследования. Целями исследования являются: комплексный анализ понятия «предоставление земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности для жилищного строительства»; включая определение роли и места этого понятия в системе земельного права и законодательства; регламентация процедур; исследование зависимости реализации полномочий собственника на предоставление земельного участка для целей жилищного строительства от правового регулирования градостроительного зонирования и территориального планирования;

7 См., например: Старова Е.В. Правовое регулирование предоставления и использования земельных участков для размещения и эксплуатации промышленных объектов: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2010; Гор-диенко И.И. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2010; Грицкова Ю.В. Правовое регулирование предоставления и изъятие земельных участков в целях развития застроенных территорий: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2009; Воронин А.О. Предоставление земель населенных пунктов для строительства хозяйственных и иных объектов. Дисс. . канд. юрид. наук. Тверь, 2009; Ткачёва И. В. Правовое регулирование предоставления для строительства земельных участков в городе Москве. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008; Мальцев Д.Л. Предоставление прав на земельные участки в городе Москве: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2008; Андреев C.B. Земельный правопорядок в области градостроительства (с использованием законодательства г. Москвы). Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007; Солдатенков В.В. Правовое регулирование купли-продажи права аренды земельных участков по конкурсу в городе Москве. Дисс. . канд. юрид. наук. M., 2001. Среди монографий следует выделить исследования: Попов М.В. Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости. М., 2006 г.; Анисимов А.П., Дзагоев C.B., Кокове JI.T. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики./ Отв. Ред. А.Я. Рыженков Система Гарант, 2009 г. определение достаточности правового регулирования вопросов предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для непосредственного осуществления жилищного строительства немедленно после получения соответствующего права на земельный участок.

В соответствии с указанными целями автор ставил перед собой следующие задачи:

1) определение этапов возникновения и развития понятия «предоставление земельных участков»;

2) определение понятия «предоставление земельных участков»;

3) определение правовой взаимосвязи предоставления земельного участка с территориальным планированием и градостроительным зонированием, осуществляемых на основании положений ГрК РФ;

4) анализ основных способов предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

5) выработка критериев для определения видов жилых зон, установление оптимального количества видов жилых зон, предусматриваемых в документах градостроительного зонирования муниципальных образований;

6) выработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения по поводу предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для жилищного строительства.

Методология и база исследования. Диссертационное исследование осуществлено на базе современных общенаучных методов познания — методе синтеза, системного анализа и аналогии, а также специальных научных методов — технико-юридическом анализе, сравнительно-правовом, историческом, логическом методах. Автор придерживался требований достоверности, полноты и объективности исследования научных и законодательных актов и материалов практики. Работа выполнена на стыке наук: общей теории права, теории гражданского права, теории земельного права с использованием соответствующих теоретических источников.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы исследования, теоретические выводы, предложения, научно — практические рекомендации могут быть: использованы при изучении курса земельного и экологического права на юридических факультетах высших учебных заведений и других учебных заведений специального профиля; в процессе текущего нормотворчества; при подготовке международно-правовых документов; приняты во внимание при разработке нормативных актов министерствами и ведомствами; реализованы в учебном процессе, а также использованы в научных целях.

Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа представляет собой разработку основных теоретических положений о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для жилищного строительства и использования земельных участков для эксплуатации объектов жилой недвижимости. Автор рассматривает проблему, с позиций современных реалий правового регулирования земельных отношений, сформулировал ряд теоретических выводов, обладающих научной новизной.

На защиту выносятся следующие основные научные положения и выводы:

1. Предоставление земельных участков как юридический термин (понятие), признаваемый в советской науке земельного права как функция государственного управления в сфере распределения и перераспределения земель, как институт земельного права в связи с введением частной собственности на землю и изменением правового режима земель, находящихся в публичной собственности, претерпело существенные изменения и в сфере его использования, и в содержании. Однако в современной научной и учебной литературе предоставление земельных участков все еще признается институтом (субинститутом) земельного права с его функцией распределения и перераспределения земель относительно земель, находящихся только в публичной собственности.

Диссертантом обоснована неправомерность такой узкой трактовки понятия «предоставление земельных участков» и доказано, что оно утратило общее институциональное значение в системе земельного права и применительно к землям находящимся в публичной собственности; отмечено, что этот термин (понятие) и в земельном и в гражданском законодательстве охватывает гражданско-правовые сделки с земельными участками, находящимися в частной и публичной собственности.

Диссертантом выявлена также тенденция применения термина «предоставление земельных участков» к отношениям по передаче прав на землю другому лицу, в которых правообладателем является не собственник земельного участка (например, субаренда земельного участка, представленного в аренду для строительства).

2. Диссертант предлагает определение понятия «предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей жилищного строительства» как действия публичного собственника земельного участка, направленные на передачу права собственности на земельные участки физическим или юридическим лицам, или обременение земельных участков вещными правами физических или юридических лиц с целью удовлетворения частного интереса по возведению и последующей эксплуатации объектов жилой недвижимости, осуществляемые во исполнение документов территориального планирования и градостроительного зонирования, в которых на момент такого предоставления указан исчерпывающий перечень публичных ограничений и обременений земельного участка.

3. Градостроительное законодательство сконструировало сложную систему «территориального планирования», представляющую собой процесс осуществления градостроительной деятельности, в том числе жилищного строительства, как первый ее этап как результат — совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований — именуемых схемами территориального планирования и генеральными планами.

По юридической природе, составу и совокупности норм законодательства, их органической взаимосвязи представляется обоснованным признание территориального планирования в рамках градостроительного законодательства комплексным межотраслевым институтом в системе российского права.

4. Схемы территориального планирования Российской Федерации и субъектов федерации являются экономико-отраслевыми и для жилищного строительства имеют значение постольку, поскольку необходимы для обеспечения объектов жилой недвижимости транспортной и инженерной инфраструктурой и определения границ территорий, предназначенных для расселения людей, т.е. населенных пунктов и территории развития населенных пунктов. Поэтому, по мнению диссертанта, законодатель обоснованно делегировал регулирование вопросов территориального планирования, имеющих непосредственное значение для жилищного строительства, органам местного самоуправления в форме схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений и городских округов, придав им приоритетное значение.

5. Генеральный план поселения, будучи основным документом территориального планирования на муниципальном уровне, тем не менее, по заключению диссертанта, теоретически и практически недостаточно отработан.

Во-первых, принцип включения в содержание генерального плана поселения всей его территории, не ограничиваясь территорией населенного пункта, создает проблему с землями сельскохозяйственного назначения и землями лесного фонда, которые включаются в состав территорий сельских поселений и по логике правового регулирования должны пройти в дальнейшем процедуру градостроительного зонирования, что противоречит самому Градостроительному кодексу РФ, принципу проведения градостроительного зонирования с целью установления градостроительных регламентов для территориальных зон, которые не распространяются на земли сельскохозяйственного назначения, и земельному законодательству. По мнению диссертанта, это может привести к неконтролируемому использованию муниципальными образованиями сельскохозяйственных угодий, земель лесного фонда для жилищного и иных видов хозяйственного использования.

Во-вторых, неясным и противоречивым представляется положение ГрК РФ о том, что подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план поселения изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа (п. 2 ст. 23 ГрК РФ), поскольку — это правоустанавливающие документы равной юридической силы, принимаемые одним и тем же органом местного самоуправления, что теоретически невозможно в силу организационно-правовой субординации нормативных правовых актов. Но сам факт принятия генерального плана населенного пункта будет создавать ситуацию противоречия его с генеральным планом поселения. Диссертант предлагает признать п. 2 ст. 23 ГрК РФ утратившим силу.

6. Анализ содержания жилых территориальных зон сельских поселений, закрепленных в ст. 35 ГрК РФ, показывает недостаточную проработанность данного вопроса: отсутствует указания в федеральном законодательстве на возможность для собственников жилых домов в сельской местности ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных участках, объективно необходимого в условиях традиционного образа жизни на селе; отсутствует даже сам термин «приусадебный участок». Этот же недостаток присущ и конкретным правилам землепользования и застройки отдельных сельских муниципальных образований.

7. Нормы ЗК РФ и ГрК РФ, регулирующие градостроительное зонирование жилых зон, не согласованы в части наименования жилых зон, что вносит сумятицу и в акты муниципальных образований. Не совпадает предмет правового регулирования градостроительного зонирования земельного и территориального планирования основанное на земельном законодательстве. Градостроительный кодекс РФ устанавливает правила градостроительного зонирования муниципальных образований, что значительно шире территорий населенных пунктов, для которого также действуют правила градостроительного зонирования, содержащиеся в ЗК РФ. Исходя из того, что использование земель являются предметом правового регулирования земельного законодательства, перенесение правового регулирования использования земель муниципальных образований в градостроительное законодательство противоречат отраслевому принципу группирования норм правового регулирования, используемого в российском законодательстве. При решении споров, связанных с градостроительным зонированием суды, по мнению диссертанта, руководствуются нормами земельного законодательства.

В соответствии с теорией земельного права законодательные ограничения использования земельных участков для собственников и правообладателей в форме «видов разрешенного использования» составляют предмет правового регулирования земельного законодательства. Поэтому диссертант предлагает исключить из Градостроительного кодекса РФ ст. 9-29 гл. 3 (Территориальное планирование) и ст. 30 — 40 гл. 4 (Градостроительное зонирование), одновременно включив содержащиеся в них правовые нормы в Земельный кодекс РФ.

8. По мнению диссертанта, одной из непосредственных проблем градостроительного зонирования, создающих административные барьеры развитию жилищного строительства, является чрезмерное регулирование жилищного зонирования, заключающееся в том, что ГрК РФ и ЗК РФ предусматривают необоснованно большой перечень жилых зон: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов (ст. 35 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ). По мнению диссертанта это приводит к созданию скрытых ничем не обоснованных ограничений и запретов для правообладателей земельных участков, препятствующих использованию земельных участков для жилищного строительства.

Для упорядочения правового регулирования образования жилых зон, диссертант предлагает внести в ст. 85 ЗК РФ изменения, предусматривающие: I) определение двух видов жилых зон, по критерию этажности: а) зона застройки и эксплуатации жилых домов, т.е. особняков/коттеджей/усадеб, дюплексов, сблокированных жилых домов с числом надземных этажей не боле трех с выделением двух подзон: подзона застройки жилыми домами с правом ведения личного подсобного хозяйства и подзона без такового права; б) зона жилой застройки многоквартирными жилыми домами переменной этажности с числом надземных этажей более трех; II) в связи с этим предлагается исключить из ГрК РФ регулирование вопросов градостроительного зонирования, для чего признать ст. 36 ГрК РФ утратившей юридическую силу.

9. Для создания гарантии устойчивости и признания юридической силы Градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ), по мнению диссертанта необходимо закрепить в ГрК РФ положение о бессрочности действия ГПЗУ или установить долгосрочность его действия (на срок действия генерального плана), с установлением запрета на его изменение или отмены по инициативе органов власти после его выдачи правообладателю; предусмотреть исчерпывающий перечень обременений и перечень технических показателей, включаемых в него; возможность изменения градостроительного плана земельного участка только в случае внесения изменений в генеральный план поселения, непосредственно затрагивающих земельный участок.

10. В результате анализа норм земельного и гражданского законодательств регулирующих предоставление земельных участков для комплексного освоения для жилищного строительства диссертантом выявлен существенные недостатки позволяющие сделать вывод о нецелесообразности выделения в отдельную процедуру указанного способа предоставления земельных участков, и предлагается исключить из ЗК РФ ст. 30.2 и ст. 38.2., оставив только общий порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства, предусмотренный ст. 30.1 и 38.1 ЗК РФ.

11. Диссертант определяет понятие «Комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства» как деятельность правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и включающего один и более элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон) по возведению жилых и иных объектов недвижимости, объектов инженерной инфраструктуры, осуществляемую на основании проектировочных решений, содержащихся в документах градостроительного зонирования и планировки территорий.

12. Правовое регулирование предоставления земельных участков для целей развития застроенных территорий, по мнению диссертанта, проработано на федеральном уровне в недостаточной степени; установление особого порядка для него, является необоснованным и нецелесообразным. В связи с этим предлагается исключить ст. 46.1 — 46.3 ГрК РФ.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре природоресурсного и экологического права Московской государственной юридической академии им. O.E. Кутафина, где проведено ее рецензирование, обсуждение и дана рекомендация к защите. Теоретические и практические выводы нашли отражение в научных публикациях автора:

Содержание понятия «предоставление земельных участков». / Аграрное и земельное право № 1, 2012 г., с. 61-68, 0,87 п.л.;

Регулирование территориальным планированием и градостроительным зонированием использования и охраны земель. / Аграрное и земельное право № 4, 2012 г., с. 57-63, 0,87 пл.;

Регулирование правового режима земельного участка на современном этапе развития российского законодательства». / Право и государство: теория и практика № 6, 2012 г., с. 113-119, 0,87 пл.;

Теоретические основы предоставления земельного участка для строительства». / Аграрное и земельное право № 7, 2012 г., с. 49-72, 3,04 пл.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, библиографии.

Образование земельных участок согласно действующему законодательству подразумевает постановку этих участков на государственный кадастровый учет. В результате кадастровых работ образуется земельный участок (земельные участки) и части земельного участка (земельных участков). Кадастровый учет подтверждает существование земельного участка с присущими ему свойствами и характеристиками, предоставляющие возможность определить его как индивидуально-определенную вещь.

Характеристики, указанные при формировании земельного участка, в дальнейшем определят его судьбу, налогообложение и разрешенные действия применительно к землепользованию (строительство, прописка). Основные характеристики земельного участка необходимые при образовании земельного участка:

  • категория земель;
  • разрешенное использование земельного участка;
  • площадь;
  • адрес;
  • координаты земельного участка;

Способы образования земельных участков

Если ранее границы участка были сформированы, но имеется необходимость в корректировке, образование земельных участков возможно следующим путем:

  • Раздел земельного участка — образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Исходный земельный участок будет снят с кадастровго учета после подтверждения прав на образуемые участки.
  • Выдел земельного участка — осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.
  • Объединение земельных участков — образуется один земельный участок, а существование смежных земельных участков прекращается.
  • Перераспределение земельных участков — несколько других смежных земельных участков, и существование первоначальных смежных земельных участков прекращается.

Если исходные земельные участки стоят на кадастровом учете, но границы их не определены согласно действующему законодательству, потребуется сначала провести процедуру уточнения границ земельного участка.

Образование участков из муниципальных земель

Часто под образованием земельного участка подразумевается его выдел из государственных или муниципальных земель и его границы устанавливаются впервые. Рассмотрим данный способ образования.

Основанием для образования земельных участков из муниципальных и государственных земель является:

  • Проект межевания территории. В некоторых случаях участок образуется исключительно по проекту межевания.
  • Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденная уполномоченным органом
  • Проектная документация о лесных участках

Условия для образования земельных участков.

Размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

В случае образования земельного участка из земель государственной собственности до проведения кадастровых работ разрабатывается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ образуемого земельного участка в данном случае согласовывается органом местного самоуправления.

Регистрация прав на образованные земельные участки

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

  • решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
  • иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Бесплатная консультация кадастрового инженера

Технический план

здания, сооружения, помещения, квартиры

Межевой план

земельного участка

Акт обследования

Для снятия объекта с кадастрового учета

Землеустроительная экспертиза

Судебная и досудебная

Почему мы?

  • консультируем бесплатно
  • работаем на результат
  • индивидуальный подход
  • большой опыт работы
  • высокая квалификация специалистов
  • реальные сроки
  • аттестованные кадастровые инженеры в штате
  • геодезические работы без посредников
  • помощь в решении сложных задач

Наши кадастровые инженеры – это юристы в сфере земельно-имущественных отношений, обладающие пониманием механизма формирования и изменения сведений об объектах недвижимости. Они видят проблему в целом, уделяя совокупное внимание, как земле, так и объектам капитального строительства, подлежащим кадастровому учету и регистрации. В поле зрения профессионального кадастрового инженера находятся многочисленные аспекты, возникающие при оформлении земельно-имущественных отношений, чтобы получить намеченный результат проведения кадастровых работ и предупредить возникновение ситуаций, противоречащих действующему законодательству.

Письмо Министерства экономического развития РФ
от 16 января 2009 г. № 266-ИМ/Д23
«О многоконтурных земельных участках»

Принимая во внимание особую актуальность вопросов вовлечения в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформления прав на земельные участи организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты, а также учитывая необходимость обеспечения выполнения ряда поручений Правительства Российской Федерации, данных по итогам заседания комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса, Минэкономразвития России по вопросам выполнения кадастровых работ, осуществлению государственного кадастрового учета и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько контуров (далее — многоконтурные земельные участки), сообщает.

1. По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование «единое землепользование», а входящим в его состав земельным участкам — «обособленные» или «условные» земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении, как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.

В данном случае необходимо учитывать, что с вступлением в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре и принятием в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 35 (далее — Порядок ведения ГКН), не подлежит применению, как противоречащий действующему законодательству, Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. № П/119 (далее — Порядок ведения ГРЗ КР).

Поэтому в настоящее время не может применяться заложенный в Порядке ведения ГРЗ КР принцип, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.

В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

В настоящее время образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации. При несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

При этом следует обратить внимание, что Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы. К аналогичным выводам приходят суды, рассматривая заявления об оспаривании решений органов кадастрового учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков (например, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2008 по делу № А72-4047/08-10/175).

Дополнительно необходимо отметить, что границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:

— фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многоконтурного земельного участка;

— расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Иными словами, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

При подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, необходимо обратить внимание на то, что приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образуемом многоконтурном земельном участке.

Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Обращаем внимание, что наименования земельных участков в государственный кадастр недвижимости включаются, если присвоение таких наименований предусмотрено действующим законодательством (лесные участки, приусадебные участки, полевые участки и т.д.). Действующим законодательством не предусмотрено присвоение земельным участкам наименований «единое землепользование» либо «многоконтурный земельный участок». Таким образом, государственный кадастровый учет таких земельных участков может осуществляться в настоящее время без присвоения каких-либо наименований.

2. По вопросу предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении многоконтурных земельных участков и ранее учтенных единых землепользований.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками. Согласно пункту 9 Порядка ведения ГКН сведения о таких земельных участках в государственном кадастре недвижимости должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

При этом сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, — многоконтурного земельного участка или ранее учтенного единого землепользования. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, не допустимо.

Если заинтересованное лицо запрашивает кадастровую выписку, содержащую сведения о некоторых входящих в состав ранее учтенного единого землепользования обособленных или условных земельных участках, либо о некоторых контурах границы многоконтурного земельного участка, такая кадастровая выписка оформляется в отношении ранее учтенного единого землепользования или многоконтурного земельного участка, а разделы КВ.3 — КВ.6 такой кадастровой выписки могут содержать сведения в отношении отдельных обособленных (условных) земельных участков, либо отдельных контуров границы.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Роснедвижимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *