Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет

УДК 342.5

Д. А. Абубекерова

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СИСТЕМА ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы деятельности органов обеспечения безопасности в Российской Федерации: Совета безопасности РФ, ФСБ России, Службы внешней разведки России, ФСО России и иных органов. Особое внимание уделено правовому статусу органов Федеральной службы безопасности и анализу положений Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Выделено, что ФСБ России представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющую решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Проанализирован также Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960, которым утверждено Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структура органов федеральной службы безопасности. Сформулирован вывод о законченности системы органов обеспечения безопасности в нашем государстве.

Ключевые слова: безопасность, государственный орган, Президент Российской Федерации, Совет безопасности.

D. A. Abubekerova

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation SECURITY BODIES SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: safety, public authority, the President of the Russian Federation, the Security Council.

31 декабря 2015 года Указом Президента РФ № 683 была утверждена Стратегия национальной безопасности. Это уже четвертый по счету документ, посвященный определению приоритетов национальной политики, перечня возможных угроз, мероприятий, направленных на их предотвращение. Стратегия выделяет понятия «национальной безопасности», «национальных интересов Российской Федерации», «стратегических национальных приоритетов».

Стратегия закрепляет: «национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое

социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство для обеспечения безопасности проводит необходимую политику, должно разрабатывать соответствующую систему правовых норм, должно образовывать в системе исполнительной власти государственные органы обеспечения безопасности .

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации, который:

— определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;

— утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;

— формирует и возглавляет Совет Безопасности;

— устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;

— в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;

— принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации: а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;

— решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты: а) информации и государственной тайны; б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Совет безопасности РФ является конституционным совещательным органом (статья 83 Конституции РФ), осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности .

Указом Президента РФ от 6 мая 2011 года № 590 утверждено Положение о Совете безопасности, а также ряд обеспечивающих его деятельность правовых актов: Положение об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере, Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности и др.

Необходимо отметить, что полномочия значительным образом расширены по сравнению с теми, которые принадлежали Совету безопасности в соответствии с ранее действовавшим Законом «О безопасности». Так, задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) подготовка Президенту Российской Федерации предложений:

— о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

— о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;

— о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;

— о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;

— об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны.

Приведенный перечень носит не полный характер. Пунктом 4 Указа Президента РФ № 590 специально выделены функции Совета Безопасности.

В состав Совета Безопасности входят:

а) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;

б) Секретарь Совета Безопасности Российской;

в) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

Персональный состав Совета безопасности РФ утвержден Указом Президента РФ от 25 мая 2012 года № 715.

Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Он отвечает за подготовку и организацию заседаний Совета Безопасности и обеспечение подготовки проектов его решений, назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ и ему непосредственно подчиняется.

Федеральными специальными службами обеспечения безопасности являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Государственная фельдъегерская служба (ГФС России).

В соответствии с Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» ФСБ России представлена как «единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации». Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 утверждено Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структура органов федеральной службы безопасности.

ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Официальный сайт ФСБ России: http://www.fsb.ru/

ФСБ России создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и

непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. При ФСБ России действует Академия криптографии РФ. Официальный сайт Академии: http://www.academy.fsb.ru/

Статья 8 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» устанавливает, что деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

— контрразведывательная деятельность;

— борьба с терроризмом;

— борьба с преступностью;

— разведывательная деятельность;

— пограничная деятельность;

— обеспечение информационной безопасности .

Статья 1 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» предусматривает: «Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов — органов внешней разведки Российской Федерации — является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств».

Законом определены цели разведывательной деятельности (статья 5):

— обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

— обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;

— содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

— Службой внешней разведки РФ — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами РФ, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории РФ, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

— органом внешней разведки Министерства обороны РФ — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» федеральная фельдъегерская связь в РФ обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области фельдъегерской связи, который является составной частью сил и средств обеспечения безопасности РФ и действует в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, а также в целях защиты государственных интересов РФ. Специальным органом, осуществляющим указанные функции является Государственная фельдъегерская служба России (ГФС), руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ.

Основными задачами ГФС России являются:

— обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений:

• Президента РФ, федеральных органов государственной власти;

• органов прокуратуры РФ;

• органов государственной власти субъектов РФ;

• органов местного самоуправления по решению Правительства РФ;

• членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

• Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

• администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства Российской Федерации.

— доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

— доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств — участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

— доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории РФ;

— управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями, созданными для решения возложенных на ГФС России задач.

ГФС России возглавляет директор Государственной фельдъегерской службы РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ .

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» государственная охрана — функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объекты государственной охраны — лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, к которым относится, в первую очередь, Президент России, а также некоторые другие лица в соответствии с названным законом.

Президенту РФ со дня официального объявления о его избрании предоставляется государственная охрана в местах его постоянного и временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране». Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

В течение срока полномочий Президента РФ государственная охрана предоставляется членам его семьи, проживающим совместно с ним или сопровождающим его.

Государственная охрана предоставляется также следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, в течение срока их полномочий:

— Председателю Правительства РФ;

— Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

— Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— Председателю Конституционного Суда РФ;

— Председателю Верховного Суда РФ;

— Генеральному прокурору РФ;

— Председателю Следственного комитета РФ .

Закон допускает, что при необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ, в частности, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно статье 11 закона «О государственной охране» безопасность глав иностранных государств и правительств, членов их семей в период пребывания на территории России обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств. При необходимости безопасность иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории России обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ.

В настоящее время действует Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам. ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности РФ.

Согласно Положению о ФСО России, утвержденному Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013, в состав федеральных органов государственной охраны входят:

— ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

— управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;

— подразделения связи специального назначения ФСО России;

— образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Таким образом, в настоящий момент сформирована целостная система обеспечения безопасности нашего государства, которая представляет собой единую вертикаль государственных органов, имеющих специальные цели и задачи. Во главе данной вертикали находится глава нашего государства — Президент Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Капитонова Е.А. Современный терроризм / Е.А. Капитонова, Г.Б. Романовский. — М. : Юрлитинформ, 2015. — 216 с.

3. Романовская О.В. О юридических лицах публичного права / О.В. Романовская // Гражданин и право. — 2015. — № 5. — С. 29-40.

2. Kapitonova E.A., Romanovskii G.B. Sovremennyi terrorizm . Moscow, Iurlitinform Publ., 2015, 216 p.

3. Romanovskay O.V. On the Juridical Persons of Public Law. Grazhdanin i pravo = Citizen and law, 2015, no. 5, pp. 29-40 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шелепова, Светлана Алексеевна, 2008 год

1. Нормативные правовые акты

2. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 1831.

4. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТЭ № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.

7. Всеобщая декларация прав человека принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. 1995. 5 апреля.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 1 (часть I). Ст. 1.

11. Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 06 мая 1992. № 103.

12. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. 1993. № 84.

13. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О Государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. Ст. 4673.

14. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7. Ст. 300.

15. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.

16. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // Собрание законодательства Российской

17. Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.

18. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

19. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 15. Ст. 1277.

20. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29. Ст. 2950.

21. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

22. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.

23. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 143.

24. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

25. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

26. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2895.

27. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

28. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.

29. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3833.

30. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6273.

31. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 150.

32. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотическихсредствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.

33. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 38. Ст. 4736.

34. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

35. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3430.

36. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170.

37. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 33. Ст. 3254.

38. Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3314. , >

39. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства , Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1101.

40. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

41. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945.

42. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 17. Ст. 1852.

43. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1958.

44. Указ Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» // Собрание законодательства Российской Федерации.1997. №35. Ст. 4060.

45. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. 2000 г. № 187.

46. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.

47. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

48. О национальной безопасности: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 1996. 23 февраля. № 15

49. Приказ ФСБ РФ от 26 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении

50. Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов» // Российская газета. 2005. № 241.

51. Постановление Европейского Суда по правам человека от 5 октября 2006 г. Дело «Болат (Bolat) против Российской Федерации» (жалоба N 14139/03) (Первая секция) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. № 6/2007.

52. Обзор решений Европейского Суда по правам человека по российским жалобам за ноябрь 2006 г // Центр содействия международной защите и Центр «Демос» www.demos-center.ru.

53. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г. «Об утверждении Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г.» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. № 12. Стр. 15.

54. Определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 мая 2002 г. № 56-Г02-10 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 4.

55. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2001 г. N ГКПИ01-746 // Текст решения официально опубликован не был. Правовая система «Гарант».

56. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989.

57. Ожегов С.И. Словарь русского языка М., 1984.

58. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

59. Словарь по этике / Под ред. A.A. Гусейнова и И.С. Кона. М.,1989.

60. Энциклопедический словарь. М., 1998.

61. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова М.,1997.

62. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева. М.: Советская энциклопедия, 1984.

63. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -СПб., 1999.

64. Монографии и иная специальная литература:

65. Административно-правовые основы государственного управления: Учебное пособие / под общ. ред. А.Н. Крамника. Минск, 2004.

66. Административное право. / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999.

67. Административное право. Общая и Особенная часть. Учебник / под ред. Корнеева А. П. М.: МВШ МВД СССР, 1986.

68. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. ИНФРА-М, 2006 г.

69. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., ,1966.

70. Алехин А., Кармолицкий А., Козлов Ю. Административное право Российской Федерации. М., 1997.

71. Альтерматт У. Этнонационализм М., РГГУ. 2000.

72. Баженов В. О. Административное право. Учебно-методические материалы. М., 1994.

73. Вельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995.

75. Возжеников A.B., Прохожев A.A. Государственное управление инациональная безопасность России. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2001.

76. Возжеников A.B., Прохожев A.A. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования и формирования. Учебное пособие. М.: РАГС, 1998.

77. Габричидзе Б.Н., Чернавский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В 3 ч., М,, 2003.

78. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003. С. 1042.

80. Демидов И.Ф. Проблема прав человека в российском уголовном процессе., М., 1990.

81. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для ВУЗов, М., 2006.

83. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий, М., 1997.

84. Игнатюк H.A. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации: Монография., М.: Юстицинформ, 2003.

85. История политических и правовых учений. Учебник / под ред. О.Э. Лейста. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.

86. Кант И. Сочинения в 6 томах. М.: Мысль, 1964. Т. 1.

87. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 2005

88. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий, /под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

89. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972.

90. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / отв. ред. Б.А. Страшун. Т.1, 2. М., 1995.

91. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

92. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий, /под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

93. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 1997.

95. Марлухина E.O., Рождествина A.A. Комментарий к Федеральному закону от 26 февраля 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». ООО «Новая правовая культура», 2007.

96. Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина . Саратов, 1996.

97. Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. М., 1993.

98. Международные акты по правам человека: Сборник документов. М., 1998.

99. Насонов В.Я., Коньшин В.А., Петров Н.С., Редкоус В.М. Административное право Россиской Федерации: Учебник. М.: Академия, 2003.

100. Общая теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т. 1.

101. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 36.

104. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / под ред. проф. К.Ф. Гуценко. М., 2004.

105. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. В.П. Божьева . М., 2000.

106. Рац М.В., Слепцов Б.Г., Копылов Г.Г. Концепция обеспечения безопасности. М., Касталь. 1995.

107. Рыжак Н.И. Правовое регулирование деятельности спецслужб в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Монография, 2-е изд. М., ЭДАС-ПАК. 2000.

108. Серебрянников В. Творческое развитие учения о войне и армии. -М., 1983.

109. Скакунов Э.И. Международно-правовые гарантии безопасности государств. М., 1983.

110. Степашин C.B. Правоохранительные органы. М., 1999.

111. Теория государства и права / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997.

112. Тер-Акопов A.A. Экологическая безопасность. М.: МНЭПУ,2001.

113. Тер-Акопов A.A. Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М.: Изд. МНЭПУ, 1998.

114. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Система ГАРАНТ, 2006.

115. Тункин Г.Н. Теория международного права. М., 1970.

116. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.

117. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000.

118. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999.

119. Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань, 1984.

120. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2003.

121. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2004.

122. Ярочкин В.И. Секьюритология наука о безопасности жизнедеятельности. М., Ось-89. 2000.

123. Научные статьи и сборники:

124. Алиев X. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. № 4.

125. Бельцов Р. Национальная политика государства: слова и смысл //Власть. 2005. № 7.

126. Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.

127. Гречко П.К. К вопросу о понятии «национальная безопасность» // Социально-политический журнал. 1998. № 3.

128. Грудцына Л.Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества России // Современное право 2007 № 12.

129. Емельянов В. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение // Законность. 2002. № 7.

130. Керимов Д.А. Категория цели в советском праве // Правоведение. 1964. №3.

131. Лапаева В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. № 10.

132. Левакин И.В. Субъектность народа // Гражданин и право. 2007.6.

133. Лукьянцев Г.Е. О проблематике терроризма в контексте прав человека // Московский журнал международного права. 2002. № 2.

134. Максимов В.А. Управление в органах прокуратуры: понятие, значение, сущность // Гражданин и право. 2007. № 6.

135. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал российского права. 2003. №6.

136. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5.

137. Орлов В.Н., Экимов А.И. Цель в норме социалистического права // Правоведение. 1968. № 5.

138. Патрушев Н.П. Особенности современных вызов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. №7.

139. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. Материалы «круглого стола» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 7.

140. Родачин В.М. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве // Право и безопасность. 2003. № 3.

141. Россинский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.

142. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие (опыт политико-правового анализа) // Журнал российского права. 2005. № 12.

143. Стуканов А. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2001. № 6.

144. Тиунова Л.Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 1991. №5. С.26.

145. Трунов И.Л. Актуальные правовые проблемы борьбы с терроризмом // Право и политика. 2003. № 1.

146. Устинов В. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Законность. 2002. № 6.

147. Устинов В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право. 2002. N 7.

148. Фомин A.A. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь // Журнал российского права. 2005. № 11.

149. Шершенев Л.И. Об основах концепции национальной безопасности России // Диалог. 1996. № 5-6.

150. Щекочихин П.Г. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации // Проблемы науки конституционного права/Под ред. М.И. Кукушкина. Екатеринбург, 1998.

151. Хевсаков В.В. Многонациональный народ Российской Федерации как субъект непосредственной демократии // Гражданин и право. 2007. № 7.

152. Диссертации и авторефераты диссертаций:

153. Аликперов Х.Д. Проблемы допустимости компромисса в борьбе с преступностью: Дисс. докт. юрид. наук. М., 1992.

154. Воронкова Н.В. Социально-политические аспекты взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением в охране общественного порядка в современной России. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Уфа, 2007.

155. Галяметдинова А.Ю. Международно-правовые аспекты экологической безопасности. Дисс. . канд. юрид. наук. Казань, 2000.

156. Дьяченко И.Л. Конституционно-правовой режим военного положения в России. Дисс. . канд. юрид. наук. Ростов на Дону, 2000.

158. Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дисс. . канд. юрид. наук. М.:ВУ, 1998.

159. Золотарев В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: Дисс. . докт. юрид наук. М.: ВУ, 1999.

160. Ильгова Е.В. Административно-правовое регулирование информационного взаимодействия органов исполнительной власти сгражданами. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

164. Хутинаев И.Д. Институционализация органов государственной власти Российской Федерации: Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. М, 2006.1. АНКЕТАдля сотрудников органов федеральной службы безопасности РФ)

165. Уважаемый коллега! Просим вас в письменной форме ответить на следующие вопросы анкеты:

166. Какое учебное заведение Вы окончили и когда?

167. Сколько лет Вы работаете в органах ФСБ РФ?

168. Каким образом осуществляется повышение Вами полученных знаний и опыта (курсы повышения квалификации, учебно-методические сборы, научно-практические конференции, совместные совещания по обмену опытом с другими органами, индивидуальная подготовка)?

169. Обеспечивается ли органами ФСБ РФ защита прав и свобод граждан?

170. Какие направления деятельности органов ФСБ РФ являются наиболее приоритетными (национальная безопасность, экономическая безопасность, противодействие терроризму, борьба с экстремизмом, другие)

171. Необходимо ли расширение полномочий органов ФСБ РФ (да, нет)?

172. Считаете ли Вы правильным и необходимым законодательное закрепление возможности конфиденциального сотрудничества граждан с органами ФСБ РФ (да, нет)?

173. РЕЗУЛЬТАТЫ анкетирования сотрудников органов федеральной службыбезопасности РФвсего проанкетировано 68 человек)

174. На вопрос 2. 29 респондентов имеют стаж службы в органах ФСБ РФ до 10 лет, 21 от 10 до 20 лет, 18 -свыше 20 лет.

175. На вопрос 7. 57 респондентов считают необходимым расширить полномочия органов ФСБ РФ, остальные полагают, что для осуществления функции органам ФСБ полномочий достаточно.

176. На вопрос 8. 57 опрошенных полагают не только правильным, но и необходимо законодательное закрепление конфиденциального сотрудничества с органами ФСБ, 11 -считают, что в этом нет необходимости.

178. По каким причинам вы поступили в учебное заведение ФСБ РФ (по личной инициативе, по предложению других лиц, для продолжения «династии», для получения бесплатного высшего образования)?

179. Планируете ли Вы по окончании учебного заведения ФСБ РФ проходить службу в органах ФСБ РФ?

180. По какой специальности Вы бы хотели продолжить службу в органах ФСБ РФ?ь. •

181. Как Вы считаете какое отношение к органам ФСБ существует в обществе (позитивное, негативное, безразличное)?

182. Достаточно ли полномочий у органов ФСБ РФ для выполнения поставленных перед ними обществом и государством задач?

183. Требует ли совершенствования существующая в учебных заведениях ФСБ РФ система подготовки специалистов?1. Благодарим за ответы!1. РЕЗУЛЬТАТЫанкетирования курсантов (слушателей) военно-учебных заведений ФСБ РФ.всего проанкетировано 169 человек)

184. На вопрос 5. 91 респондент считает, что отношение к органам ФСБ в обществе на сегодняшний день позитивное, 46 негативное, 32 — безразличное.

185. На вопрос 9. Да 100 %. При этом вопросы совершенствования должны затрагивать: 36 человека полагают, что структуру и статус, 37 — полномочия, 72 — социальную защищенность сотрудников, 24 — вопросы разграничения полномочий.

186. Используются ли органами безопасности результаты оперативно-розыскной деятельности для доказывания виновности?

187. Имелись ли в Вашей практике случаи выявления нарушений требований законодательства органами безопасности (если да, то какого административного, уголовно-процессуального, законодательства об ОРД, иного)?

188. Обеспечивается ли органами ФСБ РФ защита прав и свобод граждан?

189. Какие направления деятельности органов ФСБ РФ являются наиболее приоритетными (национальная безопасность, экономическая безопасность, противодействие терроризму, борьба с экстремизмом, другие)

190. Считаете ли Вы правильным и необходимым законодательное закрепление возможности конфиденциального сотрудничества граждан с органами ФСБ РФ (да, нет)?

191. РЕЗУЛЬТАТЫ анкетирования работников прокуратуры районного звена, в том числе военных прокуроров гарнизонного звена)всего проанкетировано 35 человек)

192. На вопрос 1. 100 % респондентов считают что используются.

193. На вопрос 2. 30 человек ответили что сталкивались в практической деятельности с нарушениями процессуального права (УПК РФ и КоАП РФ)

194. На вопрос 6. В качестве приоритетных направлений деятельности органов ФСБ РФ 100% респондентов выделили все предложенные в анкете .

195. На вопрос 7. 12 респондентов полагают о необходимости расширения полномочий органов ФСБ РФ, остальные полагают, что для осуществления функции органам ФСБ полномочий достаточно.

196. На вопрос 8. 35 человек (100% респондентов) ответили, что это необходимо. На вопрос 9. Да 14 человек, нет-21 человек.1. АНКЕТАдля работников районных судов (гарнизонных военных судов)

197. Используются ли органами безопасности результаты оперативно-розыскной деятельности для доказывания виновности?

198. Имелись ли в Вашей практике случаи выявления нарушений требований законодательства органами безопасности (если да, то какого административного, уголовно-процессуального, законодательства об ОРД, иного)?

199. Обеспечивается ли органами ФСБ РФ защита прав и свобод граждан?

200. Какие направления деятельности органов ФСБ РФ являются наиболее приоритетными (национальная безопасность, экономическая безопасность, противодействие терроризму, борьба с экстремизмом, другие)

201. Считаете ли Вы правильным и необходимым законодательное закрепление возможности конфиденциального сотрудничества граждан с органами ФСБ РФ (да, нет)?

202. На вопрос 1. 100 % респондентов считают что используются.

203. На вопрос 2. 9 человек ответили что сталкивались в практической деятельности с нарушениями процессуального права (УГТК РФ И КоАП РФ)

204. На вопрос 5. Да -18 респондентов, нет 2 человека.

205. На вопрос 6. В качестве приоритетных направлений деятельности органов ФСБ РФ 100% респондентов выделили все предложенные в анкете .

206. Какое образование Вы имеете (высшее, неоконченное высшее, среднее, неполноесреднее)?

207. Какое высшее учебное заведение Вы окончили (гуманитарный, технический, военный, отдельно связанный с юридической спецификой)?

208. Какова специфика Вашей деятельности (государственная служба, бизнес,иное)?

209. Какой у Вас стаж работы по специальности?

210. Считаете ли Вы Российскую Федерацию правовым государством (да, нет)?

211. Какие государственные органы Вы считаете правоохранительными (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы прокуратуры, суды, органы, обеспечивающие деятельность судов, адвокатуру, , иные?

212. Полагаете ли Вы, что деятельность правоохранительных органов и органов специальных служб в настоящее время является эффективной (да, нет)?

213. Считаете ли Вы, что деятельность органов ФСБ РФ направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина (да, нет)?

214. Можно ли современную структуру ФСБ РФ рассматривать как прямой аналог КГБ СССР (да, нет)?

215. Необходимо ли расширение полномочий органов ФСБ РФ (да, нет)?

216. Имеется ли законодательство, определяющее конфиденциальное сотрудничество граждан с органами ФСБ РФ (да, нет, не знаю)?

217. На вопрос 1. 53 человека получили высшее образование, 4 человека неоконченное высшее, 22 — среднее, 3 — неполное среднее.

218. На вопрос 2. 15 человек окончили гуманитарные вузы, 21 технические, 9 — военные, 8 -юридические.

219. На вопрос 3 . 39 человек находятся на государственной службе, 23 человека занимаются бизнесом, 20 — иная деятельность.

220. На вопрос 4. Да ответили 73 респондента, 9 человек считают, что в стране в настоящее время требования законов не исполняются .

221. На вопрос 7. 57 опрошенных считают, что деятельность органов ФСБ направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, 15 полагают, что нет.

222. На вопрос 9. 58 опрошенных ответили, что современная структура ФСБ РФ повторяетструктуру КГБ РФ, 24 считают, что ФСБ РФ имеет совершенно другую структуру.

223. На вопрос 10. 24 человека считают необходимым расширить полномочия органов ФСБ РФ, 58- категорически возражают против расширения полномочий органов ФСБ РФ.

224. На вопрос 11. 59 человек полагают, что такое законодательство отсутствует, 21 опрошенныйзатруднились ответить на данный вопрос, 2 человека слышали, что такое законодательстводействует.

Как стало известно «Ъ”, военный суд отказал в восстановлении в должности одному из бывших руководителей управления Федеральной службы безопасности РФ по Крыму и Севастополю подполковнику Игорю Егорову. Офицер отвечал за борьбу c терроризмом на полуострове, однако лишился поста, после того как его подчиненный майор Юрий Дрындин, в прошлом сотрудник Службы безопасности Украины (СБУ), был арестован за организацию производства наркотиков под Волгоградом и их переправку в Крым. Помимо недосмотра за своим оперуполномоченным подполковнику вменили в вину отсутствие контроля завербованных агентов, один из которых оказался объявленным в розыск наркоторговцем, хотя по бумагам должен был внедряться в экстремистские общины и организации.

Претензии к подполковнику Егорову, начальнику одного из направлений службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКС и БТ) управления ФСБ (УФСБ) по Республике Крым и Севастополю, появились после того, как 22 августа прошлого года в Волгоградской области был задержан его подчиненный — старший оперуполномоченный майор Юрий Дрындин. Как рассказывал «Ъ” (см. номер от 26 марта), контрразведчика остановили на посту ГИБДД, когда он ехал в своей Audi A8. В машине в тайниках было найдено около 8 кг марихуаны. С санкции местного гарнизонного суда чекист был помещен в СИЗО. Надо отметить, что, по некоторым данным, он попал в поле зрения правоохранителей, после того как в районе города Волжский — «спутника» Волгограда — полицейские обнаружили целую плантацию конопли. Трое причастных к незаконному обороту наркотиков — некие Владислав Алешков, Руслан Кайбулаев и Дмитрий Пашинский — были задержаны и, по неподтвержденным данным, стали сотрудничать со следствием.

Они якобы пояснили, что за «товаром» вскоре приедет настоящий владелец плантации, который собирался его перевезти в Крым. Им и оказался майор Дрындин. После его ареста, так как он являлся военнослужащим, все материалы были переданы военным следователям Следственного комитета России. Всем четверым предъявили обвинение в покушении на незаконный сбыт наркотического средства в крупном размере, совершенный организованной группой (ст. 30 и ч. 4 ст. 228.1 УК РФ), и незаконном культивировании в крупном размере растений, содержащих наркотические средства, организованной группой (ч. 2 ст. 231 УК РФ). При этом Юрия Дрындина следователи назвали организатором изготовления марихуаны. По разным данным, после ареста майор ФСБ стал то частично, то полностью признавать свою вину, раскаиваясь в содеянном.

Последнее, в частности, могло бы предусматривать рассмотрение уголовного дела в отношении него в особом порядке, по «усеченной» программе за один-два дня, без изучения доказательств и допроса свидетелей. Однако, согласно базе Волгоградского гарнизонного военного суда, процесс в отношении обвиняемых Дрындина, Алешкова, Кайбулаева и Пашинского идет по обычной процедуре с июля этого года. Адвокат экс-майора ФСБ Елена Винницкая в резкой форме отказалась комментировать «Ъ” ход процесса и позицию своего подзащитного.

Надо отметить, что сам Юрий Дрындин до вхождения Крыма в состав России служил в СБУ в звании капитана, занимаясь борьбой с коррупцией и оргпреступностью. Позже он принял присягу РФ и поступил на службу в крымскую СЗКС и БТ ФСБ, где вскоре даже получил новое звание (на Украине за этот поступок бывший сотрудник СБУ был объявлен в розыск как дезертир). Как следует из находящихся в открытом доступе судебных документов, майор Дрындин и его коллеги должны были специализироваться на «нейтрализации угроз безопасности, формируемых отдельными лицами общественных объединений, землячествами и диаспорами». Подполковник Егоров как непосредственный начальник направления СЗКС и БТ, в котором служил майор Дрындин, после ареста подчиненного получил от начальника крымского УФСБ последовательно три строгих выговора за упущения в работе, после чего был уволен со службы. Бывший офицер не согласился с этим решением, обжаловав как якобы незаконное решение о наложении последнего дисциплинарного взыскания, так и само увольнение. Крымские суды, учитывая специфику его работы и связанную с ней секретность, рассматривать обращение чекиста не стали, переадресовав его в Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС).

Все заявления рассматривались в закрытом режиме, однако решения по ним с небольшими купюрами находятся в открытом доступе. Как оказалось, основные претензии руководства к подполковнику Егорову были связаны с отсутствием контроля «агентурного аппарата» — находящихся на связи у подчиненных ему оперативников секретных сотрудников. В частности, у того же майора Дрындина имелся, как следует из судебных решений, некий «агент М». Где и когда он был завербован ФСБ, неясно, но потом он был «передан» для работы в СЗКС и БТ. Однако, как сообщили в суде представители УФСБ по Крыму и Севастополю, «данный агент использовался в другой сфере деятельности, а именно по линии противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ». Между тем сам Игорь Егоров, согласно внутренним положениям ФСБ, должен был постоянно четко следить за деятельностью агентов — «обеспечивать формирование агентурного аппарата направления, при необходимости активизировать его деятельность, контролировать законность его использования, проводить контрольные встречи с оперативными источниками направления». Однако, как посчитало руководство, он не справился с задачей по «качеству и эффективности» общения оперативников со своими «сексотами». В частности, с агентами, если от них не поступает «оперативно значимой информации», согласно пунктам того же внутреннего положения ФСБ, необходимо проводить раз в полгода «контрольные встречи», которые потом в обязательном порядке оформляются «справкой о встрече».

После ареста Юрия Дрындина находившиеся с ним на связи агенты, в том числе и «агент М», были подвергнуты дополнительной проверке. Осенью 2018 года выяснилось, что «М» еще с февраля того же года находится в федеральном розыске за незаконный оборот наркотиков, а сам он, хотя и числился «лицом из криминальной среды», в детальной разработке не был. Последняя встреча с агентом, от которого, кстати, информации не поступало, якобы была проведена в январе 2018 года, но, как заявили в суде представители ФСБ, соответствующая справка об этом оперативном мероприятии была сфальсифицирована. Более того, в бумагах напротив псевдонима «М» о ранее проведенных встречах вообще стоял прочерк. Все это, как посчитали в спецслужбе, стало возможным из-за «пренебрежительного отношения» подполковника Егорова к своим обязанностям. В суде также отмечалось, что офицер до этого дважды получил выговоры из-за того, что в сейфе майора Дрындина не нашлось дела «содержателя явочной квартиры», из-за дела «кандидата на вербовку» одного гражданина и недоработок при «формировании дела» на вербовку еще одного «кандидата». За несколько дней до Нового года руководители крымского УФСБ по телефону по громкой связи в присутствии коллег потребовали от Игоря Егорова прибыть на службу, чтобы лично ознакомиться с результатами внутреннего разбирательства в отношении него, но тот категорически отказался, сославшись на то, что находится в отпуске. Надо отметить, что первые два выговора Игорь Егоров не обжаловал, зато при оспаривании третьего заявил, что его за одни и те же проступки наказывают в третий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *