Общественное место, что это?

Сразу в нескольких статьях КоАП РФ (20.1 и 20.20) можно встретить понятие «общественное место». Расшифровки этого термина, однако, законодательство не содержит. В каждой из статей Кодекса перечисляются признаки общественного места и те характеристики, которые отличают его, например, от частной собственности. Поскольку правоприменение статей КоАП о мелком хулиганстве и распитии алкогольсодержащих напитков встречается довольно часто, то будет нелишним более точно сформулировать это понятие. Важность точной формулировки (точнее её отсутствия) становится понятной, если учесть, что обязательным условием применения статей 20.1 и 20.20 КоАП является совершение правонарушений именно в общественном месте. Существенные признаки и характеристики общедоступного места. Общественным может быть признано место, не относящееся к личной собственности. То есть, например, чья-либо квартира или загородный дом не могут быть признаны таким местом. То же самое можно сказать о торговых и развлекательных комплексах, так как у всех у них имеется собственник, а сами они являются частной собственностью. Территория допускает появление различных людей (как поодиночке так и в составе групп) в любое время суток. Например, строительная площадка, огороженная забором и охраняемая сторожем, не является общественным местом, поскольку не предполагает появления на ней людей, не имеющих отношения к строительному процессу. По этому же критерию общественным местом являются городские улицы, скверы, парки, дворовые территории, лестничные площадки. Появление людей на таких территориях не требует каких-либо особых разрешений и согласований. Человек вправе появиться там в любое время и по своему желанию. Какие объекты могут быть отнесены к общественным местам? Кроме уже перечисленных объектов городского хозяйства (улицы, скверы, парки и так далее) к общественным местам относятся все учреждения, обслуживающие население. Это медицинские учреждения, спортивные объекты, муниципальные службы, школы, детские сады, институты, университеты. Любой из этих объектов удовлетворяет всем критериям и может считаться общественным местом, поскольку допустимо (и законно) появление в нём различного количества людей. Если попадание этих объектов под определение общественного места понятно и редко вызывает вопросы, то отнесение к нему, например, лестничных площадок, требует пояснения. С одной стороны лестничные площадки или подъезды многоквартирных домов зачастую лишены возможности для беспрепятственного попадания в них посторонних людей. Но если кто-то решит, например, распивать спиртные напитки в подъезде, то почти наверняка это увидят соседи. Получается, что в таком месте потенциально могут быть нарушены права посторонних людей. Именно поэтому и лестничные клетки, и подъезды многоквартирных домов также считаются общественными местами. Важной составляющей общественных мест являются объекты транспортной инфраструктуры. Сюда относятся не только вокзалы или остановки общественного транспорта, но и сам транспорт. То есть незначительное с точки зрения закона хулиганство будет квалифицировано по статье 20.20, как совершённое в общественном месте, не зависимо от того, было ли оно совершено, например, на вокзале или уже в вагоне поезда.

пресс-релиз: 23 января 2018 года начинается прием заявок на участие в архитектурном конкурсе на концепцию общественного пространства для малых поселений городского типа. Участники должны будут представить комплекс малых форм и общее видение универсальной площадки, которая станет не только зоной для отдыха, игр и занятий спортом, но также важным центром местного сообщества, катализатором общественной жизни. Заказчик конкурса — компания ЗАО «ЗИСО» намерена реализовать лучший из предложенных проектов и, при поддержке Проектной Дирекции Министерства Строительства и ЖКХ РФ, протестировать его в одном из муниципальных образований с населением 1000- 5000 человек. В случае, если опыт использования окажется успешным и полезность для местного сообщества будет подтверждена, на базе конкурсного проекта и с участием его авторов будет разработана линейка продукции (элементов благоустройства) для малых городов и поселков. К участию в конкурсе приглашаются архитектурные компании, практикующие архитекторы, дизайнеры, студенты архитектурных ВУЗов. Итоги конкурса будут подведены 5 апреля.
Подробности — на сайте конкурса.

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МЕСТА ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

    Ю.В. ТРУНЦЕВСКИЙ, Р.В. ПОЛТАРЫГИН

    Одним из проявлений преступности, активно прогрессирующей в современных условиях, выступают преступления, совершаемые в общественных местах. В сферу общественных отношений, связанную с данным видом преступности, вовлечено большинство населения, что определяет ее общественную опасность. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 2015 г., был отмечен некоторый прирост преступлений, совершенных в общественных местах на объектах транспорта, — 0,4% при абсолютном показателе 4858 преступлений. В решении коллегии МВД России также отмечалось, что на протяжении последних пяти лет наблюдается увеличение количества преступлений, совершенных в общественных местах, рост которых в указанный период составил 26,5%, в том числе на улицах — 17,2%.
    Признание государством необходимости укрепления режима безопасного функционирования и повышения уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а также повышенный общественный резонанс, сопровождающий факты совершения подобного рода преступлений, являются одними из наиболее значимых факторов формирования общественного мнения о состоянии правопорядка в стране и деятельности правоохранительных органов в целом.
    В контексте общественных интересов ученые указывают, что «право призвано внести в остро сложную социальную ситуацию, вызванную… личностными конфликтами, постоянные и твердые (определенные, обеспеченные, гарантированные) нормативные начала, построенные на принципах гражданского мира, умиротворения, согласия, соглашения, учета различных интересов, взаимных скоординированных уступок» <1>, поскольку на индивидуальном уровне свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И здесь понятна важность регуляции складывающихся отношений индивидов в общественных местах.
    ———————————
    <1> Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.

    Сложность определения понятия «общественное место» заключена в том, что оно не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям закона <2>.
    ———————————
    <2> См.: Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 2014.

    Обращаясь к различным нормативным правовым актам, можно увидеть содержащиеся в них перечни общественных мест.
    В сфере юриспруденции при определении того, что является общественным местом по закону, субъекты ссылаются на Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
    В статье 12 указанного Федерального закона перечислены места, в которых запрещено курение и собственники которых вправе выделить отдельные помещения или территории для этого: образовательные учреждения и учреждения культуры; медицинские, реабилитационные и санаторно-курортные учреждения; все виды общественного транспорта; вокзалы, порты, пассажирские платформы и остановки общественного транспорта, а также 15-метровая территория около входа на вокзалы; гостиницы и помещения по оказанию жилищных услуг; помещения для предоставления бытовых услуг, общественного питания и торговли; помещения социальных служб; помещения органов государственной власти и местного самоуправления; рабочие места; места общего пользования в многоквартирных домах; детские площадки и территория пляжей; автозаправочные станции.
    Вышеперечисленные объекты не имеют единого наименования, и ст. 12 указанного Федерального закона косвенно относит их к общественным местам, разрешая органам государственной власти субъектов РФ самостоятельно вводить дополнительные ограничения для отдельных общественных мест. Так, лестничную площадку можно признать общественным местом, где запрещено курение, но закон дает право собственникам жилья самостоятельно решить, разрешено ли курить в местах общего пользования их дома.
    В статье 20.20 КоАП РФ содержится запрет на потребление (распитие) алкогольной продукции, средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, к числу которых отнесены улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования. Однако перечень общественных мест не является закрытым, поскольку законодатель расширил их количество, указав «а также в других общественных местах».
    В Федеральном законе от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» указаны виды общественных мест, где запрещено распространение и употребление алкогольной продукции. В их числе: детские, образовательные, медицинские организации, объекты спорта, прилегающие к ним территории; организации культуры; все виды общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочные пункты его движения (в том числе станции метрополитена), автозаправочные станции; оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, иные места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, определенные органами государственной власти субъектов РФ (указанные ограничения, кроме того, действуют также на прилегающих к таким местам территориях); а также другие общественные места, в том числе дворы, подъезды, лестницы, лестничные площадки, лифты жилых домов, детские площадки, зоны рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), места оказания услуг общественного питания.
    Можно выделить основные сущностные черты общественного места: это место, где происходит общение достаточно большого количества людей, которым открыт туда доступ на равных основаниях; находящиеся там люди равноправны и независимы друг от друга, принимают решения самостоятельно, их поведение регламентируется одинаковыми правилами, эти люди незнакомы друг с другом, контакты случайны и непродолжительны <3>.
    ———————————
    <3> См.: Состояние деятельности органов внутренних дел по раскрытию грабежей и разбойных нападений в общественных местах г. Нижнего Новгорода (аналитический обзор — п. 9.12.1 плана НИР, 2006. ВНИИ МВД России). Н. Новгород, 2006. С. 23.

    Использование общественных мест может быть постоянным и периодическим.
    Общественные места постоянного пользования — это места с открытым свободным доступом в любое время года и суток. Общественные места периодического пользования — это помещения и территории учреждений, предприятий, организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы (зрелищные предприятия, городской транспорт, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, спортивные учреждения, лесопарковые зоны, берега открытых водоемов (озера, пруды, водохранилища), непосредственно водоемы и прилегающие к ним зоны отдыха и зеленых насаждений в черте городов и населенных пунктов, а также используемые во время проведения санкционированных массовых мероприятий территории, находящиеся за чертой населенного пункта) <4>.
    ———————————
    <4> См.: Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития / Под общ. ред. С.И. Гирько. М., 2006. С. 23.

    Улицы наряду с площадями, проездами, набережными, скверами и бульварами относятся к территории общего пользования, пространства, которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц <5>, т.е. постоянного пользования.
    ———————————
    <5> См.: п. 12 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ.

    Необходимо разделение сферы уличного пространства и иных общественных мест, что позволяет отграничить уличные преступления от противоправных деяний, совершаемых в каких-либо иных местах, и в итоге выявить признаки общественных мест.
    В связи с этим к общественным местам нельзя относить: территории частных владений; квартиры (частные домовладения) граждан; чердаки, подвалы, не оборудованные для общего пользования граждан (спортивных, зрелищных и иных мероприятий); лестницы, межэтажные переходы, лифты, места общего пользования коммунальных квартир и т.д.; территории охраняемых объектов.
    Существует классификационный подход к системе анализа признаков понятия «общественное место» <6> по следующим направлениям.
    ———————————
    <6> См.: Бредихин И.Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2011. N 19. С. 87 — 88.

    1. Пространственность, или территориальность. Данный признак означает, что дефиниция «общественное место» имеет определенные масштабные привязки.
    2. Временный характер, или временность. Временные особенности, которые отражают динамизм содержания дефиниции «общественное место», указывают на то, что общественное место не есть данность, оно способно изменяться в связи с развитием общественной жизни. В науке административного права выделяют общественные места постоянного (открытого в любое время года и суток), временного (или периодического) и эпизодического пользования (т.е. имеющего разовый, случайный характер).
    3. Свобода доступа, или общедоступность. Указанный признак проявляется в открытом, свободном и беспрепятственном доступе лиц на определенную территорию, пространство или объект, «независимо от социальной, групповой либо иной принадлежности и без каких-либо специальных разрешений» <7>.
    ———————————
    <7> Сидорцов Р.В. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 26.

    4. Неограниченность круга лиц, или всеобщность. Данный признак означает, что под общественными местами необходимо понимать места, где находится большое или незначительное скопление (концентрация) лиц или существует возможность такого скопления. В отдельных нормативных правовых актах устанавливается минимальное количество граждан для квалификации мероприятия как массового. Например, на территории муниципального района (городского округа) Ленинградской области такое количество должно составлять более 50 человек, на территории г. Омска — более 100 человек, на территории г. Рязани — более 500 человек. Однако такой количественный критерий не является обязательным, так как открытые места доступны для посещения неопределенного круга лиц.
    5. Целенаправленность, или обусловленность интересами. В плане социального бытия пребывание человека в общественных местах (проезд на работу в общественном транспорте, посещение магазинов, культурно-зрелищных мероприятий, прогулки по улице, бульвару, парку) составляет одну из основ его существования — это места, используемые гражданами для передвижения, работы, учебы, отдыха, проведения массовых мероприятий и т.п. <8>.
    ———————————
    <8> См., например: Лукиных И.Д. Уличная преступность и ее предупреждение: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

    Итак, совокупность и взаимосвязь указанных признаков позволяют охарактеризовать общественное место как пространство или территорию постоянного, временного либо эпизодического пользования, свободную для доступа неограниченного круга лиц, в целях удовлетворения различных жизненных интересов.
    Анализ правоохранительной практики, основанной на применении совместного Приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее — межведомственный Приказ «О едином учете преступлений»), а также статистических форм, в которых содержатся реквизиты, характеризующие преступление как совершенное в общественном месте на объектах транспортной инфраструктуры, показал необходимость выработки единого понимания общественного места.
    В статистической форме 1-А <9>, разд. 6 «Сведения о зарегистрированных и предварительно расследованных преступлениях в отчетном периоде, совершенных в общественных местах» <10> указаны лишь следующие составы преступлений УК РФ: ст. ст. 105, 106, 107, 111, 131, 158, 161, 162, 163, 213, 222, 228.
    ———————————
    <9> Форма 1-А «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений».
    <10> Приказ МВД России от 23 января 2004 г. N 40 «Об утверждении формы статистической отчетности 1-А».

    Данный перечень преступлений, которые должны находиться на особом контроле в правоохранительных органах, сформирован по признаку многократно возрастающей общественной опасности в силу совершения этих деяний в общественном месте, что представляется обоснованным и логичным.
    Однако следует обратить внимание как минимум на два преступных деяния, которые могут быть совершены в рассматриваемых местах в условиях так называемой неочевидности происходящего для окружающих (лиц, находящихся в общественном месте), когда боеприпасы, части огнестрельного оружия, огнестрельное оружие или наркотические средства хранятся и переносятся непосредственно субъектом совершаемого запрещенного деяния «при себе» (находятся в кармане, складках одежды, сумке и т.д.). Очевидно, что если эти деяния будут совершаться скрытно, нарушения общественного порядка не произойдет, также они не смогут оказать преступного воздействия на присутствующих в общественном месте граждан.
    Несомненно, общественная опасность указанных составов преступлений повышается в случае, если это было сделано открытым способом. Например, если лицо с ружьем (либо с самодельным взрывным устройством) входит на территорию вокзала, возникает потенциальная угроза приведения его в действие <11>; если наркотики продают (расфасовывают) на привокзальной площади, «точки продаж» наркотических средств притягивают покупателей, которые, например, в состоянии абстиненции готовы украсть «за дозу» <12>.
    ———————————
    <11> См.: Женщина в хиджабе держала отрезанную голову ребенка и обещала взорвать себя рядом со станцией метро «Октябрьское поле» в Москве. URL: http://etoonda.livejournal.com/1795369.html.
    <12> См.: Радина Н.К. Социальная психология городского образа жизни: город страха // Социальная психология и общество. 2012. N 1. С. 138.

    Как показывает практика деятельности органов внутренних дел на транспорте, в большинстве случаев преступления, предусмотренные ст. ст. 222, 228 УК РФ, учитываются как совершенные в общественных местах.
    В связи с тем что сбыт и приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов фактически совершаются в общественных местах, однако, являющихся безлюдными, либо находящиеся там люди не осознают характер совершаемых действий преступников, так как преступления совершаются скрытно (в большинстве случаев бесконтактным способом путем закладок в почтовые ящики подъездов, сливные трубы домов, на козырьки балконов, крыши гаражей), целесообразно не учитывать преступления в сфере незаконного оборота наркотиков как совершенные в общественных местах, аналогично преступлениям экономической направленности.
    Предлагается признать, что общественным местом, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры, является место, предназначенное для общего пользования гражданами, выполнявшее в момент совершения противоправного деяния общественные функции, где имеется объективная необходимость выставления патрульно-постовых нарядов <13>.
    ———————————
    <13> Управление на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу (УТ МВД России по СФ 13 апреля 2016 г. N 45/20/364 на N 14/Т-101 от 31 марта 2016 г.).

    Указанное позволяет сделать вывод о необходимости внесения дополнений в разд. III Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов, утвержденной приложением N 3 к межведомственному Приказу «О едином учете преступлений», в части определения преступлений, которые не должны подлежать учету как совершенные в общественных местах. Для этого необходимо установить в соответствии с результатами правоприменительной практики УТ МВД России критерии исключения из транспортной инфраструктуры мест, которые при учете преступлений (оформления статистической карточки) нельзя относить к общественным.
    В этих целях из УТ МВД России была запрошена информация об учтенных преступлениях, которые не отражаются в статистической форме 1-А (разд. 6), но схожих по механизму совершения: ст. ст. 146, 171.1, 189, 200.1, 200.2, 220, 222, 226.1 и 228 УК РФ.
    Вместе с тем в отчетах территориальных подразделений в отдельных случаях (примерно 20%) зарегистрированные преступления (все указанные составы) в карточках (реквизит 21.1 разд. III «Порядок заполнения и представления статистической карточки формы N 1» Инструкции (приложение N 3), утвержденной межведомственным Приказом «О едином учете преступлений») <14> учитывались как совершенные вне общественного места. В связи с этим практическими подразделениями в целях конкретизации мест совершения преступлений применительно к объектам транспорта, имеющим отношение к общественным местам, предлагалось внести некоторые изменения при заполнении реквизита 21.
    ———————————
    <14> См.: межведомственный Приказ «О едином учете преступлений».

    Анализ поступивших из УТ МВД по федеральным округам предложений позволил выделить следующие направления совершенствования нормативных актов в части, касающейся ведомственного понимания сущности общественного места, например в реквизит 21.1 внести изменения:
    1. «В показателе «преступление совершено в общественном месте» отражаются сведения о преступлениях, совершенных» добавить следующие места:
    на железнодорожных вокзалах (станциях);
    в зданиях пассажирских аэровокзальных комплексов;
    на речных вокзалах, пассажирских платформах (перронах);
    остановочных пунктах (в пределах пассажирских платформ);
    причалах и пристанях по обслуживанию пассажирских судов речного (морского) флота;
    пешеходных мостах и в тоннелях, служащих для перехода пассажиров на перроны (платформы);
    в пассажирских поездах дальнего следования и пригородного сообщения, на воздушных судах, на речных (морских) судах и других плавательных средствах (за исключением маломерных);
    помещениях морских, речных, аэро- и железнодорожных вокзальных комплексов, предназначенных для пассажиров.
    2. «При заполнении показателя «преступление совершено в общественном месте» не отражаются сведения о преступлениях, совершенных…» включить следующие места:
    на объектах железнодорожного, водного (речного и морского) и авиационного транспорта, в местах, не разрешенных законодательством Российской Федерации к свободному пребыванию граждан, а также закрытых для свободного доступа граждан, в том числе в которых установлен пропускной режим (режимных помещениях);
    в служебных помещениях предприятий и организаций железнодорожного, воздушного и водного транспорта, поездах дальнего следования и пригородного сообщения;
    моторовагонных и локомотивных депо;
    служебных купе проводников пассажирских вагонов, начальника поезда, поездного электромеханика, директора и сотрудников вагона-ресторана, а также купе, предназначенных для нарядов полиции, осуществляющих сопровождение пассажирских поездов;
    технических помещениях на пассажирских судах речного (морского) флота;
    на перегонах;
    судовом ходу акватории реки (озера, моря);
    в кабинах машинистов поездов и воздушных судов;
    на пунктах досмотра багажа, багажных отсеках воздушных судов;
    в комнатах матери и ребенка;
    багажных и складских помещениях;
    товарных конторах, почтовых и сортировочных отделениях, расположенных вне границ железнодорожных платформ;
    купе пассажирских поездов дальнего следования, каютах теплоходов (в связи с тем, что на момент поездки пассажир имеет право и возможность временно ограничить либо полностью изолировать себя от окружающих путем закрытия двери в купе (каюте), что невозможно сделать в общественном месте, т.е. общедоступном для окружающих);
    в дежурных частях территориальных органов МВД России.
    3. «Не учитываются как совершенные в общественных местах, в том числе на улицах, преступления, совершенные в местах общественного пользования, не выполнявших в момент совершения противоправного деяния никаких общественных функций…» добавить следующие места:
    пассажирские поезда дальнего следования и пригородного сообщения, находящиеся в парках отстоя;
    туалетные комнаты;
    борт воздушного судна после полета;
    самолеты, находящиеся на технологических площадках;
    вагоны-рестораны, буфеты, закрытые в определенное время суток;
    остановочные платформы, предназначенные для посадки/высадки пассажиров в период отсутствия пассажирских поездов дальнего следования и пригородного сообщения (в соответствии с графиком движения пригородных поездов).
    Предложения представлены УТ МВД России по Дальневосточному, Центральному, Южному ФО и Забайкальским ЛУ.
    4. «Не подлежат учету как совершенные в общественных местах…» добавить следующие сведения:
    хищения деталей верхнего строения путей, постельных принадлежностей, получаемых пассажирами в поездах дальнего следования, аварийно-спасательных жилетов с различных транспортных средств;
    разоборудование средств сигнализации, централизации и связи;
    в случаях отсутствия в уголовном деле доказательств, указывающих на осуществление в месте совершения противоправного деяния общественных функций;
    оказание услуг по прокату гидроциклов, катамаранов, водных аттракционов «Банан», «Таблетка» и т.п., а также происшествий, связанных с их предоставлением;
    незаконное приобретение или сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
    Кроме этого, в рассматриваемой Инструкции предлагается закрепить разделение общественных мест на места постоянного и периодического пользования. Так, «к числу мест периодического пользования, применительно к объектам железнодорожного транспорта, относятся остановочные платформы, предназначенные исключительно для обслуживания пассажиров пригородных поездов в установленные часы работы (в соответствии с графиком движения пригородных поездов). Соответственно, если местом совершения противоправного деяния является посадочная платформа, однако время совершения такого деяния не установлено либо установлено, что время его совершения не совпадает с установленными часами работы по обслуживанию пассажиров (в соответствии с графиком движения пригородных поездов), реквизит 21 не заполняется» <15>.
    ———————————
    <15> Забайкальское ЛУ МВД России на транспорте. 12 апреля 2016 г. N 5/324 на N 14/Т-101 от 31 марта 2016 г.

    Анализ признаков нормативно-правового определения общественного места с точки зрения борьбы с правонарушениями на объектах транспортной инфраструктуры позволил сформулировать следующие выводы.
    1. В правоприменительной практике (соответственно, и в статистической отчетности) отсутствует единообразное применение правил определения места совершения преступления в зависимости от его принадлежности к общественному, поэтому преступления, предусмотренные ст. ст. 222 и 228 УК РФ, подразделениями Главного управления на транспорте МВД России в одних случаях учитываются как совершенные в общественном месте, а в других при аналогичных по механизму совершения противоправного деяния обстоятельствах — не учитываются.
    Предлагается при выяснении принадлежности места совершения преступления к общественному в случае обнаружения запрещенных предметов (оружие, наркотические средства и т.п.) при пресечении преступного деяния, носящего продолжаемый характер, применять следующее правило:
    в части незаконного хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, а также взрывчатых веществ или взрывных устройств предусмотреть, что если данные предметы находились при виновном и в таком виде они могли быть приведены в действие и тем самым причинить вред здоровью неограниченному кругу лиц, находящихся в этом общественном месте, то такие действия считаются совершенными в общественном месте. Общественная опасность совершения подобного деяния в указанных местах заключается в возникновении реальной угрозы посягательства на дополнительный объект преступления, не указанный в диспозициях ст. ст. 222 и 222.1 УК РФ — общественный порядок (безопасность общественных мест, в том числе на транспорте);
    в части незаконного хранения или перевозки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов подобные действия могут рассматриваться как совершенные в общественном месте, только если лицо, находясь в общественном месте, уже предприняло попытку сбыта данного наркотического средства, например при публичной оферте, либо осуществило его сбыт. Общественная опасность совершения деяния, связанного с хранением или перевозкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в подобных местах, заключается в возникновении реальной угрозы безопасности граждан в общественном месте, в том числе на транспорте, когда неограниченный круг лиц может быть вовлечен в незаконный оборот наркотиков.
    2. В связи с тем что в действующем законодательстве отсутствует единое понимание термина «общественное место», в том числе применительно к объектам транспорта, на ведомственном уровне необходимо закрепить такое понятие в Инструкции «О едином учете преступлений».
    3. Так как форма статотчетности и реквизит 21.1 отражают не полную информацию о совершенном преступлении, что не позволяет иметь представление о конкретном месте его совершения, а также дифференцировать такие места на общественные и необщественные, реквизит 21.1 предлагается дополнить соответствующими кодами (определениями), отражающими виды мест совершения преступлений.
    4. Исходя из того что транспортная инфраструктура, а также организационно-правовые меры обеспечения ее безопасности, в том числе УТ МВД России, имеют существенные особенности, предлагается в целях повышения эффективности регистрационно-учетной дисциплины перечислить места совершения преступлений на объектах транспорта в отдельной (специальной) карточке статистической отчетности. Иными словами, предлагается утвердить отдельную для УТ на транспорте табличную форму, отражающую все места совершения преступлений, учитывающую специфику транспортной инфраструктуры. В межведомственном Приказе «О едином учете преступлений» необходимо внести изменения в порядок заполнения данной формы подразделениями УТ МВД России с учетом специфики общественных мест на объектах транспортной инфраструктуры, в числе которых: тамбуры, охраняемые помещения, режимные объекты, перроны и проч.

    Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.
  2. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И. и др. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 2014.
  3. Бредихин И.Д. К дискуссии о понятии и признаках дефиниции «общественное место» в административном законодательстве // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. N 19.
  4. Женщина в хиджабе держала отрезанную голову ребенка и обещала взорвать себя рядом со станцией метро «Октябрьское поле» в Москве. URL: http://etoonda.livejournal.com/1795369.html.
  5. Криминологическая обстановка в Российской Федерации и прогноз ее развития / Под общ. ред. С.И. Гирько. М., 2006.
  6. Лукиных И.Д. Уличная преступность и ее предупреждение: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
  7. Радина Н.К. Социальная психология городского образа жизни: город страха // Социальная психология и общество. 2012. N 1.
  8. Сидорцов Р.В. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации ответственности за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  9. Состояние деятельности органов внутренних дел по раскрытию грабежей и разбойных нападений в общественных местах г. Нижнего Новгорода (аналитический обзор — п. 9.12.1 плана НИР, 2006. ВНИИ МВД России). Н. Новгород, 2006.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Уголовное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

«На публике» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о песне Келис с участием Нас, см. На публике . Чтобы узнать о фильме, см. На публике (фильм) . Городское пространство ( Piazza della Signoria , Флоренция )

Общественное пространство это место , которое , как правило , открытыми и доступными для людей. Дороги (включая тротуар ), общественные площади , парки и пляжи обычно считаются общественными местами. В определенной степени правительственные здания, которые открыты для публики, такие как публичные библиотеки, являются общественными местами, хотя, как правило, они имеют ограниченные площади и большие ограничения на использование. Частные здания или имущество, видимое с тротуаров и общественных проездов, хотя и не считаются общественным пространством, могут влиять на общественный визуальный ландшафт, например, посредством наружной рекламы. Недавно была продвинута концепция общего пространства для улучшения восприятия пешеходов в общественном пространстве, совместно используемом автомобилями и другими транспортными средствами.

Общественное пространство также стало своего рода пробным камнем для критической теории в отношении философии , (городской) географии , изобразительного искусства , культурных исследований , социальных исследований и городского дизайна . Термин «общественное пространство» также часто неправильно истолковывается для обозначения других вещей, таких как » место сбора «, что является элементом более широкой концепции социального пространства. Общественные места часто ценились как демократические места собраний и политического участия, где группы могут заявить о своих правах.

Одним из самых ранних примеров общественных пространств являются общины . Например, для входа не требуется никаких сборов или оплаченных билетов . Негосударственные торговые центры являются примерами «частного пространства», которое выглядит как «общественное пространство».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *