Обязанности сотрудника ОВД

Все права и обязанности полиции детально изложены в Федеральном законе Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» (изменения и дополнения вступили в силу с 15.09.2015)

Основные обязанности сотрудника полиции

Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

(п. 14 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Основные права сотрудника полиции

Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

06 Мая 2015

В современных условиях одним из главных направлений развития системы МВД России является ориентация на квалифицированные кадры, отвечающие высоким профессиональным требованиям. Повышение требований к качеству правоохранительной деятельности и объективная необходимость формирования профессионального кадрового корпуса органов внутренних дел обуславливает актуальность разработки должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников органов внутренних дел.

Настоящие Методические рекомендации разработаны правовым отделом Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Центральному федеральному округу и предназначены для единообразного подхода к подготовке проектов должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников УТ МВД России по ЦФО.

  1. Общие положения.

II. Требования, предъявляемые к содержанию должностного регламента (должностной инструкции).

III. Заключительные положения.

Примерная форма должностного регламента (должностной инструкции) сотрудника УТ МВД России по ЦФО.

Перечень обязанностей руководителей структурных подразделений УТ МВД России по ЦФО, подлежащих обязательному включению в должностной регламент (должностную инструкцию).

Образец оформления вносимых изменений и дополнений в должностной регламент (должностную инструкцию).

  1. I. Общие положения

Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников УТ МВД России по ЦФО являются основополагающим документом, предназначенным для обоснования организации служебной деятельности, обеспечения единства при определении должностных обязанностей сотрудников и предъявляемых к ним должностных требований, а также принимаемых решений о соответствии сотрудника занимаемой должности при проведении аттестации.

Разрабатываемые должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников УТ МВД России по ЦФО различного должностного уровня должны учитывать дифференцированный подход требований к уровню знаний, умению профессионально и качественно решать задачи, стоящие перед МВД России для каждой должностной категории.

Должностной регламент (должностная инструкция) разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на структурное подразделение в соответствии с его Положением и штатным расписанием, с соблюдением требований законодательства и действующих нормативно-правовых актов.

Разработка должностных регламентов (должностных инструкций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России с учетом полномочий органов, организаций, подразделений системы МВД России, их структурных подразделений.

Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, которым присвоены специальные звания полиции, разрабатываются с учетом Федерального закона от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции».

В силу ст. 29 Закона о службе — профессиональная служебная деятельность сотрудника ОВД осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности.

Порядок разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы утвержден приказом МВД России от 25.09.2012 № 886.

Согласно п. 3 Порядка № 886 должностные регламенты (должностные инструкции) разрабатываются индивидуально для каждого сотрудника, замещающего должность в УТ МВД России по ЦФО непосредственными руководителями (начальниками) сотрудников.

Непосредственными руководителями (начальниками) могут разрабатываться и утверждаться с учетом положений, содержащихся в пунктах 5 — 10 Порядка № 886 должностные регламенты (должностные инструкции) по одноименным должностям. Должностные регламенты (должностные инструкции) по одноименным должностям используются для ознакомления сотрудников при назначении на одноименные должности, а также для разработки индивидуальных должностных регламентов (должностных инструкций).

II. Требования, предъявляемые к содержанию должностного регламента (должностной инструкции)

В должностном регламенте (должностной инструкции) указывается наименование должности и структурного подразделения в строгом соответствии со штатным расписанием, а также реквизиты утверждения, разработки и ознакомления.

В соответствии с п. 6 Порядка № 886 должностной регламент (должностная инструкция) должен содержать следующие разделы:

I. «Общие положения»;

II. «Права»;

III. «Обязанности»;

IV. «Ответственность».

В каждом из разделов следует предусматривать следующую информацию.

В разделе «Общие положения»:

1) перечень основных нормативных правовых актов, правовых актов УТ МВД России по ЦФО в соответствии с которыми определяются права по замещаемой должности, служебные обязанности и ответственность сотрудника;

2) непосредственную и прямую подчиненность сотрудника при выполнении им служебных обязанностей;

3) сведения об исполнении сотрудником обязанностей по иной должности в период временного отсутствия замещающего эту должность сотрудника;

4) сведения об особенностях режима служебного времени сотрудника;

5) порядок замещения сотрудника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия;

6) перечень структурных подразделений и (или) отдельных должностей сотрудников, непосредственно подчиненных данному сотруднику по службе (если таковые имеются);

7) иные сведения с учетом особенностей осуществления профессиональной деятельности сотрудника.

В раздел могут быть включены другие требования и положения, конкретизирующие и уточняющие статус сотрудника и условия его деятельности.

В разделе «Права» приводится перечень прав сотрудника по замещаемой должности. Допускается конкретизировать те или иные права с учетом специфики выполняемых сотрудником должностных обязанностей.

В разделе «Обязанности» указываются обязанности сотрудника по замещаемой должности с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения с подробным изложением основных направлений его служебной деятельности.

В разделе «Ответственность» предусматривается ответственность сотрудника за несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также должностного регламента (должностной инструкции).

Также, в указанном разделе детально формулируются виды ответственности, установленные российским законодательством — за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; за совершение виновного действия (бездействия); за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и другое.

В зависимости от возложенных на сотрудника должностных обязанностей в должностном регламенте (должностной инструкции) могут быть установлены конкретные виды ответственности, предусмотренные статьей 15 Закона о службе.

В частности, за совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с Законом о службе, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

III. Заключительные положения

Должностные регламенты (должностные инструкции) утверждаются:

Руководителями (начальниками) Линейных управлений (линейных отделов) подразделений УТ МВД России по ЦФО.

Иными руководителями (начальниками), которым соответствующее право предоставлено начальником УТ МВД России по ЦФО.

Должностной регламент (должностная инструкция) составляется в двух экземплярах, с каждым из которых сотрудник должен быть ознакомлен под роспись. Один экземпляр передается сотруднику, другой хранится подразделении УТ МВД России по ЦФО или в их структурных подразделениях.

После завершения процедуры ознакомления сотрудника с должностным регламентом (должностной инструкцией) рекомендуется предложить сотруднику сделать собственноручно запись следующего содержания – «Второй экземпляр должностного регламента (должностной инструкции) на руки получил» с проставлением даты и подписи с расшифровкой.

Руководителям (начальникам) подразделений УТ МВД России по ЦФО необходимо обеспечить своевременное, в день назначения на должность, ознакомление (под роспись с указанием даты) с утвержденными должностными регламентами (должностными инструкциями) всех сотрудников, назначенных на штатные должности в структурных подразделениях УТ МВД России по ЦФО.

Должностной регламент (должностная инструкция) вступает в силу с момента его утверждения уполномоченным руководителем, и действует до ее замены новым должностным регламентом (должностной инструкцией), разработанным и утвержденным в соответствии с Порядком № 886 и настоящими Методическими рекомендациями.

Требования должностного регламента (должностной инструкции) являются обязательными для сотрудника с момента его ознакомления с должностным регламентом (должностной инструкцией) под роспись и до перемещения на другую должность или увольнения.

По мере необходимости в должностной регламент (должностную инструкцию) могут вноситься изменения и дополнения.

Примерная форма должностного регламента

(должностной инструкции) сотрудника УТ МВД России по ЦФО

УТВЕРЖДАЮ _______________________________ (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия) «__» _________ 20__ г. ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ (ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ) _______________________________________________________________ (наименование должности) ________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество сотрудника)

I. Общие положения

1. (Наименование должности) назначается на должность и освобождается от должности начальником по представлению ___________________________.

2. (Наименование должности) в своей деятельности руководствуетсяКонституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами УТ МВД России по ЦФО, Положением об УТ МВД России по ЦФО, Положением о (наименование структурного подразделения) и настоящим должностным регламентом (должностной инструкцией).

3. (Наименование должности) руководствуется и обеспечивает исполнение положений Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», __________________, а также требований иных нормативных правовых актов МВД России, правовых актов УТ МВД России по ЦФО, регламентирующих организацию работы в системе МВД России.

4. (Наименование должности) непосредственно подчиняется ________________ и на прямую начальнику.

5. На период отсутствия (отпуск, болезнь, командировка) (наименование должности) его обязанности выполняет сотрудник, назначаемый в установленном порядке исполняющим его обязанности, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных обязанностей.

6. Исполнение обязанностей (наименование должности) на период его временного отсутствия (отпуск, болезнь, командировка), а также исполнение обязанностей других сотрудников на период их отсутствия определяется и оформляется в установленном порядке.

7. Режим служебного времени (наименование должности) устанавливается согласно Правилам внутреннего служебного распорядка. Особенностью режима служебного времени (наименование должности) является ненормированный служебный день.

(Наименование должности) в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. (Наименование должности) является:

8.1. Членом следующих комиссий: (указываются соответствующие наименования всех комиссий).

8.2. Ответственным за: (указать).

9. (Наименование должности) на постоянной основе работает со сведениями, составляющими государственную тайну.

II. Права (Наименование должности) в целях осуществления возложенных на него функций имеет следующие права:

10. Утверждать ________________ (указываются категории документов.)

11. Согласовывать ________ (указываются категории документов.)

12. Подписывать: _________ (указываются категории документов).

13. И так далее.

III. Обязанности (указываются конкретные обязанности по занимаемой должности) (Наименование должности) обязан: 14. 15. 16. 17. Исполнять иные обязанности в соответствии с поручениями уполномоченного руководителя. IV. Ответственность (Наименование должности) несет персональную ответственность:

18. За совершение преступления, — в пределах, установленных уголовным законодательством Российской Федерации.

19. За правонарушения, совершённые в процессе осуществления служебной деятельности, — в пределах, определённых уголовным и административным законодательством Российской Федерации.

20. За ущерб, причиненный УТ МВД России по ЦФО — в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

Несёт полную материальную ответственность за причинённый работодателю прямой действительный ущерб при наличии заключённого договора о полной материальной ответственности.

21. За свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

22. За неисполнение, а также ненадлежащее (некачественное, несвоевременное) исполнение своих служебных обязанностей несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» и Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.10.2012 № 1377.

23. За организацию своей работы, качество и своевременность подготовки служебных документов, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, требований нормативных правовых актов по направлению оперативно-служебной деятельности.

24. За соблюдение Правил внутреннего служебного распорядка, мер противопожарной безопасности, правил пропускного режима.

25. За ведение документации предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией).

26. За предоставление прямым начальникам недостоверной, неточной, недостаточной или необъективной информации.

27. За надлежащее использование вверенного имущества (в т.ч. мебель и оргтехнику), предоставленной ей для выполнения служебных обязанностей.

28. За сохранность сведений, составляющих государственную тайну и соблюдение установленного режима секретности.

29.За нарушение порядка работы с информацией, составляющей служебную тайну, а также за разглашение конфиденциальных сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

30. За состояние служебной дисциплины и законности, результаты работы подчинённого подразделения (подчинённого личного состава).

31. За допущенные в подчиненном подразделении чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранениями сотрудников в результате непрофессиональных действий при исполнении служебных обязанностей .

32. За _____________________________ и.т.д.

Разработан (разработана) _______________________________ (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия непосредственного руководителя (начальника)) «__» __________ 20__ г. Ознакомлен _______________________________ (подпись, инициалы, фамилия сотрудника) «__» ___________ 20__ г.

Перечень обязанностей руководителей структурных подразделений УТ МВД России по ЦФО, подлежащих обязательному включению в должностной регламент (должностную инструкцию)

1. Организация работы подчинённого подразделения, обеспечение выполнения им задач и функций, обеспечение положительной оценки деятельности подразделения.

2. Контроль за деятельностью подчинённых, обеспечение в деятельности подразделения законности, соблюдения режима секретности и конспирации.

3. Контроль за исполнением плановых мероприятий подразделения, планов основных организационных мероприятий УТ МВД России по ЦФО, решений коллегии УТ МВД России по ЦФО, оперативных совещаний при начальнике УТ МВД России по ЦФО и его заместителях, собственных управленческих решений по линии оперативно — служебной деятельности подразделения.

4. Организация и осуществление воспитательной, психологической, социальной, культурно-просветительской работы, мероприятий по укреплению служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности среди личного состава, морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности.

5. Организация и личное участие в индивидуально-воспитательной работе с личным составом.

6. Осуществление подбора и расстановки кадров, а также отбор кандидатов для замещения вакантных должностей в подчиненном подразделении и предварительное их изучение.

7. Организация профессиональной подготовки подчинённых сотрудников, личное участие в проведении занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки; организация проверок знания подчинённым личным составом Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел.

8. Принятие организационных и практических мер по пресечению и профилактике коррупционных проявлений среди личного состава.

9. Обеспечение учётно-регистрационной дисциплины.

10. Организация учёта и сохранности материальных ценностей.

11. Организация и ведение приёма граждан, рассмотрение в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций.

Образец оформления вносимых изменений и дополнений в должностной регламент (должностную инструкцию)

УТВЕРЖДАЮ _______________________________ (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия) «__» _________ 20__ г.

Изменение (дополнение) в Должностной регламент

(Должностную инструкцию)

(в редакции от ___.____.201____г.)

_______________________________________________________________ (наименование должности) ________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество сотрудника) 1. В разделе I. Общие положения

1.1.п. _____ изложить в новой редакции: » п.___ ………………………..».

2. В разделе IV. Ответственность 2.1. Дополнить п.____ следующего содержания «п.___ ………………». Разработан (разработана) _______________________________ (должность, специальное звание, подпись, инициалы, фамилия непосредственного руководителя (начальника)) «__» __________ 20__ г. С изменением (дополнением) в должностной регламент (должностную инструкцию) ознакомлен _______________________________ (подпись, инициалы, фамилия сотрудника) «__» ___________ 20__ г.

Далее – «УТ МВД России по ЦФО».

Далее – «Закон о службе».

Далее – «Закон о полиции».

Далее – «Порядок № 886».

Указывается наименование должности уполномоченного руководителя.

Указываются реквизиты и наименование основных нормативных правовых актов по направлению оперативно-служебной деятельности.

Указывается направление оперативно-служебной деятельности.

Указывается наименование должности начальника (руководителя) структурного подразделения.

Указывается наименование должности уполномоченного руководителя.

Указывается наименование структурного подразделения УТ МВД России по ЦФО.

Отражается только при наличии установленного ненормированного служебного дня.

Вменяется только сотрудникам, имеющим соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и допущенным к работе с секретными документами.

Данный пункт включается только в должностные регламенты (должностные инструкции) лиц, с которыми в установленном порядке заключён договор о полной материальной ответственности.

Данный пункт включается в должностные инструкции руководителей всех уровней.

  • Версия для печати

Ссылка на страницу

закрыть

Отправить ссылку на E-mail

закрыть

1. Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

Е. В. ЕМЕЛЬЯНОВА,

главный научный сотрудник научно-исследовательского центра,

доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

E. V. YEMELYANOVA,

В. В. БАТХАЕВ,

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях УНК специальной подготовки (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя)

V. V. BATKHAYEV,

and Teaching Complex for Special Training (V. Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 17:351.74

Деонтологические основания принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел

В статье рассматриваются вопросы кадровой стратегии, кадровой политики в органах внутренних дел. Особое внимание уделяется основным качествам личности сотрудника, а также необходимости разработки и принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Кадровая политика, кадровая стратегия, требования к личности сотрудника, честь, достоинство, деловая репутация сотрудника органов внутренних дел, Кодекс чести сотрудника.

Сотрудник органов внутренних дел является важным элементом функционирования системы «государство — общество». Именно сотрудники органов внутренних дел обеспечивают возможность личности использовать свои права и свободы. Цели, задачи, средства, а также процедуры реализации прав человека определяют содержание, объем и методы коммуникаций полиции и граждан. Это свидетельствует о том, что полиция является наиболее дифференцированным инструментом осуществления государственной власти и обеспечения конституционных прав и свобод граждан как по объему, так и по разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих и упреждающих функций.

Предоставление сотруднику органов внутренних дел в соответствии с законодательством властных полномочий требует повышенного внимания к исполнению им обязанностей, которые определены согласно его статусу . В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своей чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти. В п. 9 ч. 3 ст. 82 данного закона в качестве одного из оснований расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел является совершение им проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел. Под проступком, порочащим честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, судебная практика Российской Федерации понимает действия, которые наносят урон престижу, авторитету, доброму имени, высокому званию сотрудника органов внутренних дел, что свидетельствует о низком морально-нравственном облике лица, их совершившего, способного пренебречь предписаниями закона и нормативных правовых актов, соблюдение которых является его прямой обязанностью .

Необходимо также обратить внимание на положения Федерального закона «О полиции», закрепляющие открытость и публичность деятельности полиции . Ст. 5 закона гласит о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 6 ст. 30 закона закреплены основы государственной за-

щиты чести и достоинства сотрудников полиции в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Источником понимания обязанностей сотрудника полиции являются традиции, национальная культура, условия жизнедеятельности представителей профессионального сообщества и требования, предъявляемые другими людьми .

Уже на первых этапах становления полиции отмечалась важная составляющая нравственных качеств полицейского и его особая роль в обществе. Так, в Регламенте или уставе главного магистрата (1721 г.) было прописано, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».

Принятие Устава благочиния, или полицейского (1782 г.) (далее — Устав) явилось следующим этапом установления требований к качествам полицейского. Помимо организационных основ управления полицией в Уставе были определены морально-нравственные правила, которыми должны руководствоваться полицейские: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».

Проведенная в 1862 г. реформа трансформировала лишь структуру полиции и принципы ее формирования, но правовое положение полицейских и требования к их нравственным качествам практически не изменились.

В полиции дореволюционной России для нижних чинов был адаптирован карманный по формату справочник «Букварь современного городового», состоящий из введения и 60 статей. К обязанностям полицейского как во внеслужебное, так и в служебное время относилось следующее: предупреждать и обнаруживать преступления всеми возможными способами и все время, помня о достоинстве своей профессии и цели, быть на страже интересов общества.

В отечественном праве после Октябрьской революции 1917 г. закладываются основы нового понимания чести и достоинства сотрудника правоохранительных органов, а также меняется механизм их защиты. Вместе с тем традиции строжайшего соблюдения законности, уважения прав и достоинства граждан остаются.

Например, в 1922 г. в приказе наркома внутренних дел РСФСР «О вежливом обращении милиции с народонаселением» четко обозна-

чено нравственное взаимодеиствие милиции и общества: «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, сам должен быть нравственно безупречным».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказ МВД СССР от 3 июня 1965 г. № 235 «О вежливом и внимательном обращении с гражданами» требовал, чтобы каждый сотрудник милиции был внимательным и осмотрительным при осуществлении полномочий, объективным при пресечении противоправных действий.

Следующий этап установления требований к нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел ознаменовался подготовкой в 1992 г. Концепции перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501 «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1» был утвержден Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Новые требования к деятельности сотрудников органов внутренних дел обусловили принятие Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации .

Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации одним из принципов обеспечения безопасности в органах внутренних дел называет уважение, соблюдение, защиту прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих. Данный принцип назван в ряду таких условий, как соблюдение законности, прав и свобод человека, антикоррупционной политики, что говорит о важности роли, которая отводится моральному облику полицейского.

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации предписывает гражданскому служащему при осуществлении служебных функций руководствоваться конституционными положениями о ценности и значении каждого гражданина, имеющего право на неприкосновенность личной и семейной жизни, а также защиту чести, достоинства и репутации.

В ст. 25 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих указывается, что государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Вместе с тем действовавший до 31 октября 2013 г. Ко-

декс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации гораздо больше внимания уделял указанным морально-нравственным категориям. Так, в п. 1 ст. 5 Кодекса честь и достоинство рассматривались главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка, а также нравственным стержнем личности сотрудника органов внутренних дел. В Кодексе отмечалось, что сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач. Защита сотрудника органов внутренних дел от подобного рода действий объявлялась моральным долгом руководства МВД России.

По нашему мнению, в современных социально-политических условиях настало время вернуться к вопросу о принятии Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. Подобные кодексы регулируют деятельность иных правоохранительных органов. Так, согласно Кодексу этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы сотрудники и служащие уголовно-исполнительной системы призваны избегать действий и воздерживаться от поведения, которое может нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы. Кроме того, руководителю структуры рекомендовано обладать безупречной репутацией, быть образцом профессионализма и честности для своих сотрудников. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации служит основой формирования необходимого уровня морали, чести и служебного этикета у служащих данного ведомства. Документ содержит положения, касающиеся поведения служащего ведомства и руководителя. В данном Кодексе разработаны требования к поведению государственного служащего, одним из которых является необходимость в любой ситуации сохранять свое достоинство. Невыполнение или некачественное выполнение принципов, норм и правил поведения, а также совершение проступка, который порочит честь сотрудника Следственного комитета, считается нарушением Кодекса этики. Согласно ст. 4 Кодекса судейской этики судья обязан всегда сохранять свое достоинство, быть честным, дорожить честью и избегать ситуаций, способствующих умалению его репутации. В соответствии с Кодексом судья должен быть корректным в общении с гражданами, избегать ксенофобных высказываний, а также не порождать ситуации, способствующие разжиганию

межкультурнои, межнациональном и межконфессиональной розни, так как подобные действия наносят ущерб репутации судьи и судебной системе в целом. Кодекс судейской этики содержит положение, касающееся порядка действий судьи в случае распространения в СМИ информации, порождающей искаженное представление о судебной деятельности. Каждый судья обязан отреагировать на подобные факты и действовать самостоятельно, защищая свою честь и профессиональную репутацию законными способами.

Наиболее жесткие требования к моральному облику сотрудников, а также к действиям по защите чести, достоинства и профессиональной репутации содержатся в Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации , который вменяет в обязанность прокурорскому работнику избегать связей и ситуаций, которые способны нанести урон репутации, чести и достоинству ведомства. Прокурорский работник должен в любой ситуации сохранять достоинство, обладать воспитанием, образованием, взглядами и убеждениями, направленными на поддержку чести и достоинства профессии.

Вопросы защиты чести и достоинства полиции предусмотрены и международными документами. Декларация о полиции, принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1979 г., прямо указывает, что «профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свои обязанности, в свою очередь должны защищать его честь, достоинство и беспристрастность» . Основные положения, изложенные в Декларации о полиции, были закреплены и в Европейском Кодексе полицейской этики, принятом в качестве дополнительного регулятивного документа Советом Европы 19 сентября 2001 г. .

После принятия Европейского Кодекса полицейской этики произошли значительные изменения в понимании важности таких этико-деонтологических вопросов, как защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции . Международными организациями (ООН, Интерпол, ОБСЕ и др.) была проделана большая работа по обобщению опыта служб полиции. На основе этой работы Интерполом приняты Кодекс этики сотрудников правоохранительных органов (Code of ethics for law enforcement officers) и Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов (Code of Conduct for law enforcement officers) , в которых особое внимание уделено защите нематериальных прав сотрудников полиции.

В ст. 8 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка , принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 17 декабря 1979 г., указано, что долж-

ностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию правопорядка, в котором они служат, а также лиц, занятых поддержанием правопорядка. Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г. также был принят Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (International Code of Conduct for Public Officials) , который распространяется и на государственную службу полиции.

В ст. 143 Руководства по демократическим основам полицейской деятельности (ОБСЕ, 2006) утверждается, что, как и рядовые граждане, сотрудники полиции имеют право на защиту, справедливое и надлежащее судебное разбирательство, а также право хранить молчание в ходе уголовного процесса против них. Органы государственной власти должны поддерживать сотрудников полиции в случае необоснованных обвинений против них в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

Международные стандарты в деятельности полиции диктуют необходимость построения мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе морально-правовых ценностей, основными из которых являются профессиональная честь, достоинство и деловая репутация. Следствием реализации этих стандартов должен стать высокий уровень культуры и профессионализм сотрудников органов внутренних дел, а также повышение эффективности деятельности полиции.

Таким образом, международные стандарты в деятельности полиции предполагают реализацию целого ряда основополагающих принципов, в числе которых особо выделяется охрана прав и законных интересов сотрудников полиции. Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции признается непременным атрибутом демократического государства и рассматривается как основа их профессиональной деятельности и крайне важное условие неподкупности. Разработка норм профессиональной морали должна учитывать требования к информационной открытости деятельности органов внутренних дел как важнейшего аспекта государственной службы .

Анализ правовых актов международных полицейских организаций, зарубежного опыта деятельности департаментов полиции подтверждает необходимость развития практики этического самоконтроля сотрудников полиции на основе положений полицейской деонтологии. Ряд международных организаций полицейских также ориентированы на развитие практики этического самоконтроля полицейских (например, Международная полицейская ассоциация; Международная конференция полицейских ас-

социаций; Международная федерация старших офицеров полиции; Международная ассоциация женщин-полицейских; Международная ассоциация начальников полиции).

В заключение еще раз следует подчеркнуть, что современные условия, в которых реализуют свою деятельность сотрудники полиции, требуют выработки нового типа профессиональной морали, основанной на нравственных критериях и традициях органов внутренних дел, а также осознании высокой ответственности перед обществом.

Нормативное закрепление деонтологиче-ских оснований деятельности сотрудников полиции в Кодексе профессиональной этики

сотрудника органов внутренних дел позволит повысить информационную открытость полиции, усовершенствовать нормы внешнего контроля за деятельностью полицейских, развить практику этического самоконтроля сотрудников полиции. В Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, помимо требований к деятельности сотрудников полиции, должна быть закреплена взаимосвязь моральных и правовых норм в системе осуществления ими профессиональной деятельности, обращено внимание на такие этические категории, как честь, достоинство, репутация, уважение и моральная ответственность.

Список литературы:

1. Рекомендация REC(2001)10 Комитета Министров государствам — членам о Европейском Кодексе полицейской этики (принята Комитетом министров 19 сентября 2001 г. на 765-м заседании Представителей министров) . Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 (утратил силу).

5. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 июля 2011 г. № 87.

6. Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1.

7. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации , утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114. URL:

8. The Codex of ethics for the prosecutor’s Worker of the Russian Federation. Order of the Pro-

http://www .garant.ru/products/ipo/prime/ doc/1257302/#ixzz3KIX7vyRC (дата обращения: 12.02.2017).

11. Вертепова Т. А. Честь, достоинство и репутация как объекты уголовно-правовой охраны // Общество и право. 2015. № 1 (51).

14. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утв. Председателем Следственного комитетом Российской Федерации А. И. Бастрыки-ным 11 апреля 2011 г. . URL: http://sledcom.ru/document/1060/ (дата обращения: 26.07.2017).

15. Колодкин Л. М. Правоохранительная служба: вопросы правового регулирования и отраслевой принадлежности // Современные кадровые технологии и совершенствование воспитательной работ с личным составом органов внутренних дел: матер. науч.-практ. конф. М., 2012.

16. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.

17. Передня Д. Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).

11. Vertepova T. A. Honor, dignity and reputation as objects of criminal and legal protection // Society and law. 2015. No. 1 (51).

16. International protection of human rights and freedoms: the documents compilation. M., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // Официальные документы в образовании. 2011. № 36.

laws/0SCE-AUS-SPM-2658-RU-PyK0B0gcTB0_ n0_geM0KparnqecKHM_0CH0BaM_n0.TH^HCK0H_ geaTe.rbHOCTH.pdf (access date: 17.12.2016).

Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N АКПИ15-979

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1729-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вагапова Ришата Ринатовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьей 57 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780 (ред. от 22.12.2014) О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

«<1> Часть 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции».».

5.6. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

«Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции»<3>.».

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина»

Правила поведения государственных служащих, вводящие с целью организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования государственного аппарата ряд запретов, связанных с прохождением государственной службы, закрепляются в федеральных законах, устанавливающих особенности соответствующего вида государственной службы. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов — одна из основных обязанностей государственного служащего (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», статья 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции», пункт 12 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции»), а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы.

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

<1> Часть 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции».

Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции» <2>.

Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зотова Максима Павловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 19.3 и частью 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *