Обязанности военной полиции вооруженных сил РФ

Федеральный закон принят Государственной Думой 17 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

В соответствии с Федеральным законом глава 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьёй 23.88, определяющей полномочия органов военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов.

Статьи 27.2 и 27.3 Кодекса дополняются положениями, предусматривающими право должностных лиц военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации осуществлять доставление и административное задержание лиц, в отношении которых ведётся производство по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, часть 2 статьи 28.3 Кодекса дополняется пунктом 109, устанавливающим полномочия должностных лиц военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 30 июля 2018 года, 10:50

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/58153

Текстовая версия

Материалы посвященные безопасности дорожного движения

Главное управление военной полиции Министерства оборо­ны Российской Федерации предназначено для защиты жизни, здо­ровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персона­ла, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законодательством Российской Федерации правоотношений в обла­сти обороны.

Основные задачи:

  1. обеспечение в Вооруженных Силах правопорядка и воин­ской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осу­ществление в пределах своей компетенции противодействия пре­ступности;
  2. обеспечение безопасности дорожного движения в Воору­женных Силах, координация деятельности войск и воинских фор­мирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного дви­жения;
  3. организация осуществления полномочий органа дознания в Вооруженных Силах;
  4. организация обеспечения охраны объектов Вооруженных Сил, в том числе служебных помещений военных прокуратур и во­енных следственных органов, а также мест проведения специаль­ных мероприятий с участием руководства Министерства обороны в пределах своей компетенции;
  5. организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы, а также со­действия в установленном порядке органам внутренних дел Рос­сийской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, совершивших преступление, и воен­ного имущества Вооруженных Сил;
  6. организация обеспечения исполнения уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержания под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и за­держанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, а также охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и во­инских формирований, к месту отбывания наказания на гауптвахту или в дисциплинарную воинскую часть или содержащихся на гаупт­вахте или в дисциплинарной воинской части;
  7. осуществление в пределах компетенции мер по противо­действию незаконному обороту наркотических средств, психотроп­ных веществ и их прекурсоров в Вооруженных Силах;
  8. организация обеспечения в пределах своей компетенции государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участ­ников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, су­дей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следствен­ных органов, а также других защищаемых лиц;
  9. сбор, обобщение и анализ информации по направлениям деятельности военной полиции, необходимой для выполнения Главным управлением военной полиции своих функций;
  10. разработка проектов законодательных актов, актов Прези­дента Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции, правовых актов Министерства обороны и иных документов по вопросам, отнесенным к компетенции военной полиции;
  11. осуществление мероприятий по строительству и развитию военной полиции, подготовке личного состава военной полиции, методическому руководству военной полицией;
  12. руководство подчиненными органами военной полиции и контроль за их деятельностью;
  13. организация в пределах компетенции работы по формиро­ванию государственных закупок на поставку (выполнение работ, ока­зание услуг) вооружения, военной и специальной техники, военно­технического имущества, специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движе­нии и несения дорожно-патрульной службы, а также других мате­риальных средств по закрепленным номенклатурам и направлениям деятельности военной полиции;
  14. участие в пределах предоставленных полномочий в меро­приятиях по комплектованию военной полиции военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в мирное и военное время, прогнозирование и планирование потребностей военной по­лиции в военных кадрах;
  15. организация производства в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведения разбирательств по дисциплинарным проступкам.

В настоящее время проводится отбор кандидатов на службу в военную полицию на должности рядового и сержантского состава на контрактной основе. По указанным контактным адресам и телефонам будет предоставлена интересующая информация о имеющихся вакантных должностях, условиях прохождения военной службы и другие необходимые сведения.
Ограничения при отборе кандидатов для прохождения военной службы по контракту: гражданин РФ не может быть назначен на должность в военную полицию, если он:
— является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
— осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет наличие неснятой или непогашенной судимости;
— представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу;
— состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником военной полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— имеет гражданство иностранного государства.

Адреса и контактные телефоны органов управления военной полиции, осуществляющих набор граждан:

23.09.2020 На полигоне Ашулук в рамках учения «Кавказ-2020» военная полиция и спецназ ЮВО защитили колонну от условных диверсантов Для обеспечения связи между подразделениями впервые были применены радиостанции последнего поколения «Намотка-КС», которые позволяют выходить в эфир через беспроводную гарнитуру дистанционного управления на дальности до 100 м.Все новости

«Военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины», — говорится в уставе.

Руководить военной полицией должен министр обороны.

Работники этой структуры получили право выполнения проверок по сообщениям о преступлениях, право на неотложные следственные действия, право проведения разбирательств по делам об административных правонарушениях и дисциплинарным проступкам, право обеспечивать госзащиту потерпевших, свидетелей и других военнослужащих-участников уголовных дел.

Устав предусматривает исполнение в отношении военнослужащих уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, а также дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста с содержанием на гауптвахте.

Для выявления и фиксации правонарушений предусмотрено использование видео- и аудиотехники, кино- и фотоаппаратуры, других технических и специальных средств.

При выполнении задач патрульной службы, во время охраны военных объектов и конвоирования военнослужащих сотрудники военной полиции могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, спецсредства, боевую и специальную технику и огнестрельное оружие.

Уставом определены меры по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, и содействия органам внутренних дел в розыске и задержании военных, совершивших преступления.

Военная полиция Вооружённых Сил Российской Федерации — правоохранительная структура Вооружённых Сил Российской Федерации.

Военная полиция предназначена для обеспечения в ВС России правопорядка, воинской дисциплины.

Орган управления ВП ВС РФ — Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации .

По сути военная полиция — это видоизмененная военная комендатура с теми же задачами.

Знаки различия

Знаками особого различия военнослужащих военной полиции России являются: берет красного цвета, а также чёрный нарукавный знак с надписью «ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ» и аббревиатурой «ВП» или латиницей «МР».Военнослужащие военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации носят военную форму одежды общевойскового образца Вооружённых Сил Российской Федерации.

Военнослужащие управлений военной полиции по флотам носят форму одежды предусмотренную для береговых войск ВМФ.

Нарукавный знак военнослужащих военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации

Штаб-квартира (почтовый адрес): улица Знаменка, дом № 19, Москва, Российская Федерация — Россия.

История

В Российской империи функции военной полиции выполняли Отдельный корпус жандармов (полевые жандармские эскадроны и крепостные жандармские команды) и формируемые на время войн, манёвров и расположения части вне казарм в самих частях команды — в части назначается один обер-офицер , один унтер-офицер и как минимум по нижнему чину от каждой роты, эскадрона, сотни, батареи и команды, после Февральской революции 1917 года, 4 марта 1917 годаВременное правительство приняло решение об упразднении Отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, включая жандармские полицейские управления железных дорог.

19 марта Временным правительством было принято решение опубликовать постановление о расформировании Отдельного корпуса жандармов, включая жандармские полицейские управления железных дорог.

«Больше всего беспокоило быстро растущее сознание того, что не осталось никого, кто бы озаботился сохранением мира. Исчезли красно-голубые нарукавные повязки военной полиции , а на углу улицы больше не стоял флегматичный, надёжный полицейский».

— Реден Н., Сквозь ад русской революции: Воспоминания гардемарина. 1914-1919 гг. — М.: Центрполиграф, 2006. — С. 64.

31 января 2006 года идею о создании военной полиции в Российской Федерации выдвинул президент России В. В. Путин — на пресс-конференции в Кремле он заявил, что «контроль соблюдения законности в ВС России может быть возложен на военную полицию».

В декабре 2009 года Министр обороны России Анатолий Сердюков подписал приказ о создании военной полиции на базе структур военных комендатур и военной автоинспекции, но весной 2010 года это решение было отменено.

В конце 2010 года пресс-служба Минобороны России сообщило, что «работа по созданию военного полицейского корпуса находится на завершающем этапе, в ходе которого особое внимание будет уделено формированию нормативной правовой базы…», «В связи с тем, что проводимая работа объемная и предусматривает необходимую процедуру обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, завершить её планируется в течение 2011 года».

Летом 2011 года Анатолий Сердюков проанонсировал создание до конца года военной полиции, которая займется наведением порядка в ВС РФ. 1 декабря 2011 года создано Главное управление военной полиции Минобороны России..

25 марта 2015 года Владимир Путин утвердил Устав военной полиции ВС РФ. Одной из главных функций военных полицейских станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах.

С начала 2016 года охрану российских военных объектов в Сирии и безопасность дорожного движения обеспечивает отряд военной полиции. В декабре 2016 года, после освобождения в ходе Военной операции России в Сирии города Алеппо, туда переброшен батальон военной полиции для поддержания порядка на освобожденных территориях и оказания помощи городским властям Алеппо в обеспечении правопорядка.

Устав военной полиции ВС России

Устав военной полиции ВС России, утверждённый указом российского президента Владимира Путина 25 марта 2015 года, определяет направления деятельности данной структуры, функции, полномочия, общий состав, а также порядок действий армейских полицейских в различных ситуациях. Устав прошел независимую антикоррупционную экспертизу.

В документе сказано, что военная полиция — это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для поддержания в войсках законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения и охраны режимных объектов.

Военная полиция наделяется широкими полномочиями — от противодействия преступности до обеспечения дисциплины в военных гарнизонах. Кроме того, армейские полицейские имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу. Устав содержит перечень ситуаций, при которых военным правоохранителям разрешено пользоваться специальными средствами (дубинка, наручники).

Одной из важнейших функций, прописанных в документе, станет обеспечение воинской дисциплины в гарнизонах силами военнослужащих военных комендатур. Согласно уставу, военные полицейские формально с разрешения командующих округов смогут проводить в гарнизонах внезапные проверки с целью обеспечения законности и правопорядка.

Руководить военной полицией уполномочивается глава Минобороны страны. Он же определяет их организационную структуру и численность, составляющая в настоящее время 6,5 тыс. человек, которые служат в профильном главке Минобороны, четырех региональных управлениях военной полиции, 142 армейских и флотских военных комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.

Обучать на военных полицейских будут на курсах военных полицейских. А в дальнейшем в армии могут учредить Институт военной полиции. Пока же в её штат набирают в основном офицеров с высшим юридическим образованием.

Институт военной полиции

Подготовка офицеров военной полиции ведется только в рамках повышения квалификации и переподготовки офицеров, которые закончили общевойсковые, инженерные, командные училища.

В будущем планируется создать Институт военной полиции.

Подготовкой офицеров для военной полиции также займется недавно созданные военные кафедры при Московской академии Следственного комитета Российской Федерации и Всероссийского государственного университета юстиции.

Основные задачи

Военная полиция создана для защиты военнослужащих и гражданских лиц, которые находятся на военных сборах. По сути, это одно из подразделений Вооруженных Сил РФ, защищающее правоотношения в области обороны государства (правопорядок, охрана объектов ВС, воинская дисциплина и законность).

Основные задачи в соответствии с Положением о Главном управлении военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, утверждённым приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. № 350:

  • реализация отдельных полномочий Министерства обороны по обеспечению укрепления правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах;
  • разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны и иных служебных документов по вопросам деятельности военной полиции с учётом основных направлений и этапов её развития;
  • обеспечение безопасности дорожного движения в Вооружённых Силах, реализация полномочий Министерства обороны по организации и осуществлению в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в данной области;
  • обеспечение передвижения войск по дорогам и сопровождение транспортных средств Вооружённых Сил, а также координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны, особорежимных объектов Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства обороны, а также находящихся на территории закрытых административно-территориальных образований и территории с регламентированным посещением иностранных граждан, объектов гарнизонов и базовых военных городков Вооружённых Сил, с 2013 года обеспечение охраны особо важных объектов Министерства обороны было закрыто для военной полиции в связи с малочисленностью штата военных комендатур гарнизонов;
  • разработка и реализация планов строительства и развития военной полиции, совершенствование её состава и структуры;
  • руководство региональными и территориальными подразделениями военной полиции и контроль за их деятельностью;
  • координация действий военной полиции при введении на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях режима военного или чрезвычайного положения, а также в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Вооружение

20 июня 2013 года Министерство обороны России разместило заказ на поставку 919 пистолетов ПБ-4СП «Оса», 3684 противоударных комплектов «Щит», 1400 ручных гранат раздражающего действия РГК-60РД, 420 телескопических раскладных дубинок ПУС-3Т и 3684 дубинки ПУС-2М. Общая сумма заказа составляет около 48 миллионов рублей. Бронетехника представляет собой автомобиль «Тигр» и минозащищённый автомобиль «Тайфун».

Структура

Систему органов военной полиции составляют центральный орган (Главное управление военной полиции Министерства обороны Российской Федерации), региональные управления в военных округах и в Северном флоте, территориальные органы военной полиции и дисциплинарные воинские части.

Региональные органы

  • Региональное управление военной полиции по Западному военному округу (г. Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, д. 32).
  • Региональное управление военной полиции по Южному военному округу (г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский, д. 66).
  • Региональное управление военной полиции по Центральному военному округу (г. Екатеринбург, ул. Восточная, д. 60).
  • Региональное управление военной полиции по Восточному военному округу (г. Хабаровск, ул. Павловича д. 30).
  • Региональное управление военной полиции по Северному флоту (г. Североморск, ул. Восточная, д. 3)

Набор в военную полицию

Основные квалификационные требования к кандидатам

— годность к военной службе;

— возраст от 19 до 35 лет;

— образование не ниже среднего;

— первая или вторая категория профессиональной пригодности (прохождение тестирования);

— умение работать в многозадачном режиме;

— стрессоустойчивость;

— обучаемость;

— сдача нормативов в соответствии с требованиями Наставления по физической подготовке — НФП-2009;

Ограничения при отборе кандидатов для прохождения военной службы по контракту.

Гражданин РФ не может быть назначен на должность в военную полицию, если он

— является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

— осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно имеет наличие неснятой или непогашенной судимости;

— представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу;

Главным условием работы в военной полиции является состояние здоровья. И если у кандидата есть военный билет с отметкой о негодности из-за проблем со здоровьем – в этом случае отказ очевиден. Но можно настоять на прохождении военно-врачебной комиссии, которая очень серьезная (наравне с отбором в военном училище).

При равных условиях между двумя кандидатами предпочтение отдадут мужчине, который уже прошел срочную службу. Военным полицейским вполне может стать человек с отличной физической подготовкой, навыками, хорошим здоровьем и юридическим образованием, который ещё не был на срочной службе. Именно поэтому отбор на должности в военной полиции чаще всего проводят среди уже отслуживших кандидатов. В настоящее время из за оттока военнослужащих военной полиции набор на службу по контракту в военные комендатуры упрощен и ни чем не отличается от набора службы по контракту в обычные воинские части.

Президентским указом № 236 воинские части отныне «могут быть переданы для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии». Ничего подобного в отечественной истории не бывало – невозможно представить себе, чтобы ратью Великого княжества московского командовали опричники, Русской императорской армией – жандармы, а красноармейцами – сотрудники НКВД. Для «военной косточки» такой сбой субординации – унижение и вызов. Отчего же власти пошли на такой шаг?

К годовщине создания Росгвардии, в конце марта, в Большом Кремлёвском дворце был дан грандиозный приём. Выступал президент. И во время своего выступления произнёс то, что может объяснить многое, если не всё: «У нас впереди новые большие события… Объём задач будет очень большой, и значительная его часть будет на ваших плечах». О чём это он, гадали присутствующие, об угрозе дестабилизации в стране и возможных беспорядках?! Но Владимир Путин пояснил: «Не говорю о политическом календаре, но в России пройдёт чемпионат мира по футболу, Кубок конфедераций…» Нет, в самом деле, ради чего ещё передавать в ведение Росгвардии Главное управление по противодействию экстремизму и Управление по государственной защите, входящие в структуру МВД РФ, – исключительно ради успешного проведения футбольного чемпионата и кубкового турнира! Заодно решено было подчинить Росгвардии Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Осталось наделить ведомство Виктора Золотова правом вести оперативно-разыскную деятельность, и в стране появится силовое суперведомство – куда там МВД с Минобороны.

О возможности появления подобного монстра «Наша Версия», помнится, сообщала в сентябре – правда, мы предполагали, что сформируют его на базе ФСБ, а не Рос­гвардии. И называлась наша статья не совсем корректно: «Возвращение КГБ», хотя правильнее было бы её озаглавить «Возвращение НКВД». Ведь Росгвардия восходит корнями именно к этому ведомству. А также к опричному войску царя Ивана Грозного и отдельному корпусу жандармов императора Николая Павловича. Вот только ради чего Росгвардии решили «накачать мышцы» – вплоть до подчинения ей армейских подразделений?

То, что помогло одолеть террористов, сойдёт и против «оранжевой угрозы»

Чтобы как можно корректнее ответить на этот вопрос, следует разъяснить, что же это такое, – Росгвардия. Если кратко – военизированное формирование, подчиняющееся непосредственно главе государства и обеспечивающее общественную безопасность и территориальную целостность страны. Раньше аналогичные функции выполняло опричное войско, на смену которому пришло войско гарнизонное, а затем – отдельный корпус внутренней стражи, преобразованный в жандармское управление. В советское время жандармов сменили красногвардейцы и боевые отряды народных комиссариатов, объединённые в НКВД. Позже прообраз Росгвардии именовался «внутренними войсками», которые входили в структуру Вооружённых сил СССР, но при этом непосредственно подчинялись МВД – редкая гримаса советского управленческого бардака. Кстати, вот как охарактеризовал предназначение Росгвардии советник её главнокомандующего, бывший глава Генштаба Юрий Балуевский: «Национальное согласие – краеугольный камень безопасности страны. История доказала, что извне Россию не победить. Основные угрозы безопасности России находятся не извне, а внутри. Росгвардия создана не для устрашения, а для предупреждения необдуманных поступков тех, кто путём раскачивания ситуации внутри страны намеревается довести государство до такого состояния, до которого довели Ливию, Сирию и Украину. Это ответ на брошенный нашему обществу вызов, на угрозу применения технологий так называемого ненасильственного сопротивления, которое всё-таки точнее называть «цветной революцией».

По теме1218

Российский блогер и оппозиционер Алексей Навальный не мог был отравлен боевым ядом из группы «Новичок». Если бы это произошло, его гибель была бы неизбежна.

Кажется, яснее ясного. Что же до возможного неприятия кадровыми военными команд, поступающих от генералов Росгвардии, то подобные эксцессы скорее всего исключены. «В ходе чеченских кампаний 90-х годов бывало, что армейские подразделения подчинялись командованию внутренних войск, – вспоминает военный эксперт Виктор Мураховский. – Хотя формально такой возможности в документах определено не было». Армия, к слову, отряжала тогда в помощь внутренним войскам разнообразную технику, вплоть до самолётов и вертолётов – причём вместе с экипажами. В общем, ради важного общего дела можно и поумерить гордыню.

Ещё в августе Золотов предлагал ввести «перекрёстное оперативное подчинение» подразделений Минобороны и МВД

Примечательно, что в Мин­обороны на президентский указ демонстративно не реагируют. Во всяком случае, участники выездного заседания коллегии министерства 31 мая, которое прошло в выставочном центре «Патриот», наотрез отказывались обсуждать горячую тему и комментировать новость о подчинении военных Росгвардии. Однако стоит отметить, что далеко не все оценили готовность Рос­гвардии противодействовать угрозе стабильности в стране. «Ненасильственный протест начальники намерены подавлять военной силой, – бьёт в колокола Александр Гольц. – Численность бойцов Росгвардии вдвое превысила численность Внутренних войск МВД – речь идёт о 360–380 тыс. военнослужащих. Это больше, чем численность Сухопутных войск. Но даже этого может быть недостаточно, что потребовало подчинения Нацгвардии соединений Вооружённых сил». Нет никаких сомнений, полагает эксперт, что российское руководство готовится к массовым протестным выступлениям: «Как только в мае 2014-го было заявлено, что «цветные революции» являются формой военных действий, стало понятно, что рано или поздно от военных потребуют применения войск против населения. Офицерам стрелять в сограждан не хочется, и армию подчинили Нацгвардии. Один бог знает, чем может обернуться приказ военным участвовать во внутренних конфликтах».

Система сдержек и противовесов для выскочек и не только

Но, пожалуй, дело не в одной только угрозе извне. Ситуация куда как глубже. Проведённый на днях опрос ВЦИОМ на тему, кому из руководителей государства больше всех доверяют наши сограждане, продемонстрировал весьма интересные результаты. Порядка 49,6% опрошенных, как выяснилось, безоговорочно доверяют президенту России. А кто же ещё в фаворе у граждан? Оказалось – министр обороны Сергей Шойгу, ему склонны верить 18,5% респондентов. И это меньше чем за год до выборов президента России! «Не связан ли выход Шойгу на 2-е место в опросе со слухами о том, что он пойдёт на следующие президентские выборы вместо Путина?» – как бы невзначай интересуется «МК» у главы Центра политических технологий Игоря Бунина. И тот, тоже как бы невзначай, отвечает: «Президентом станет тот, кому положено. Нет, я думаю, что Шойгу респонденты ценят за другое: он символ надёжности, но не голубь, а ястреб. Это в России всегда уважали». Каково, а? Похоже на то, что Шойгу намеренно «подставляют»: гляди-ка, на что замахнулся! Не слишком ли министр обороны стал о себе понимать? А не урезать ли ему полномочий? В таком контексте указ президента можно трактовать как шаг на опережение. Кажется, предприми Сталин аналогичный шаг в отношении Лаврентия Берии, глядишь, и прожил бы намного дольше, разве не так? Но кто же мог так «подставить» Шойгу? Едва ли глава Росгвардии. Скорее это мог сделать первый замглавы президентской администрации Сергей Кириенко, который, мягко говоря, не симпатизирует министру обороны.

Впрочем, сводить всё к внезапному возвышению Шойгу накануне выборов тоже неверно. Только в новейшей истории нашей страны генералитет предпринял как минимум три попытки перехватить власть (мы подробно писали об этом в марте прошлого года в статье «Путч-2, 3, 4: как военные готовили переворот в России»). Четвёртая попытка, похоже, провалилась минувшим летом – помните, как внезапно уволили всё руководство Балтийского флота во главе с командующим Виктором Кравчуком и начальником штаба Сергеем Поповым? В отставку тогда отправили не менее полусотни адмиралов и капитанов 1-го ранга. «Никто не знает, что именно произошло, – комментировал по горячим следам Александр Гольц. – Это совершенно не в стиле ни Путина, ни Шойгу, это что-то новенькое. Остаётся только догадываться, что они натворили». Ну да, так нам всё и расскажут. Так вот, закреплённый президентским указом примат Росгвардии может иметь вполне утилитарную задачу: в случае возможных «брожений» перехватить командование войсковыми частями и соединениями.

По теме7972

Житель деревни Кормовище Пермского края убил беременную супругу и сына, после чего попытался сжечь дом. По предварительной версии, причиной расправы стала невозможность выплатить долг микрофинансовой организации.

Что же до мнимой «внезапности» принятого решения о подчинении военных Рос­гвардии, то на поверку оно было отнюдь не спонтанным. Ещё в августе Золотов предлагал ввести «перекрёстное оперативное подчинение» подразделений Минобороны и МВД, при котором соединения всех силовых ведомств могут быть переданы под управление одного командующего – и не важно, какое ведомство он представляет. Вот цитата из законопроекта, размещённого прошлым летом на сайте проектов федеральных нормативных актов РФ: «В оперативное подчинение командующего округом войск национальной гвардии для решения задач, возложенных на войска национальной гвардии, могут быть переданы соединения и воинские части Вооружённых сил, воинские формирования и подразделения территориальных органов МВД РФ» – «в целях решения задач охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также обороны». Объективности ради заметим, что в новом указе президент и военным также дозволил для выполнения их задач привлекать росгвардейцев. Скоро увидим их в Сирии?

Иван Васильевич меняет профессию

А теперь – самая невероятная версия появления президентского указа о подчинении армейских подразделений Росгвардии. Был в российской истории такой случай: однажды московский царь Иван Грозный решил, что настала пора ему ненадолго отстраниться от управления государством, чтобы, как говорится, остановиться-оглянуться. Время было неспокойное, внешних и внутренних угроз – хоть отбавляй, а совета дать некому – вокруг сплошь недоброжелатели да дураки. Накануне описываемых событий царь Иван Васильевич как раз создал опричное вой-

ско. И вот в 1575 году Грозный «сменил профессию» – как бы отрёкся от престола. А своего верного опричника, кстати, бывшего телохранителя, касимовского хана Симеона Бекбулатовича определил в «преемники» – венчал на царство. И без малого год тот «работал» российским самодержцем – председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. При этом Симеон обитал в царских палатах, а Иван Грозный – в скромном жилище на Петровке. И знаете, что самое примечательное в этой давней истории? «Политический маскарад» так и не смог внятно объяснить ни один историк. Предположений была тьма: от внешнеполитической необходимости до некоего предсказания волхвов, посуливших грозному царю погибель. А наиболее убедительную версию представил советский историк, профессор Ленинградского госуниверситета Руслан Скрынников: якобы «отречение» Грозного спровоцировал «серьёзный внутренний кризис» в управлении государством. «Видимо, царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия бояр возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в государстве, – писал Скрынников в своей книге «Иван Грозный». – Пока склонность к шуткам и мистификациям не подсказала царю нужное решение». В августе 1576 года Грозный вернулся на трон и произвёл своего верного опричника в великие князья, пожаловав ему Тверь.

Согласитесь, параллелей и исторических аналогий с сегодняшним днём – хоть отбавляй. Уж не связано ли внезапное возвышение Золотова и наделение его Росгвардии небывалыми возможностями с чем-то похожим? Мы, конечно, никакие не пророки, но, сообщая читателям полгода назад о том, что «суперведомство возглавит суперпредседатель», мы, возможно, невольно предвосхитили то, что вот-вот произойдёт? Недаром же либеральный оппозиционер Сергей Пархоменко в эфире «Эха Москвы» уверял, что сменщиком Путина будет именно Золотов. Ну а на весь президентский срок, как Медведев, или, как Симеон Бекбулатович, ненадолго – как знать?

Дело не в террористах? А в чём же тогда?

Оценки происходящего экспертным сообществом расходятся. Сколько экспертов, столько и мнений. «Ещё никогда за всю историю России армия не передавалась в подчинение жандармерии, – отмечает политолог Лев Вершинин. – В эпоху Империи, в случае беспорядков, командование силами полиции переходило к командующему военным округом. Но не на­оборот! Пытаюсь представить себе масштаб акций протеста, в предвидении которых власть подчиняет военных со всем их боевым потенциалом жандармерии, и не могу». А политолог Фёдор Крашенинников назвал происходящее «методичным наступлением на старые царские грабли»: «Министр Протопопов разработал план противодействия революции, на который и он, и царь очень надеялись. План был такой: армия и полиция должны были подавить революцию совместными усилиями. С той только разницей, что в феврале 1917 года полиция должна была подчиняться военному командованию в лице начальника гарнизона генерала Хабалова. Но желания выполнять полицейские функции у солдат и офицеров не обнаружилось, да и взаимодействия военных и охранительных структур не получилось. А кто поверит, что это очень эффективно – передать армию под тактическое управления войск МВД, как бы их сейчас ни называли? Полагаю, первая же проверка покажет обратное».

«Формально всё логично, – рассуждает оппозиционер, представляющий «патриотический» фланг, Анатолий Несмиян. – Появляется внутренняя угроза – армию подчиняют гвардии. А если угроза внешняя, то наоборот. Но следует понимать, что применение армии в ответ на некие вызовы может быть оправдано только одним обстоятельством – внешней агрессией, когда вопрос стоит о жизни и смерти целой страны».

КСТАТИ

Либеральные эксперты, отмечая известный риск столкновений участников протестных акций с подчинёнными национальным гвардейцам военными, не склонны тем не менее преувеличивать значимость детища Золотова. Почему? Да потому, что 300-тысячному воинству выделяют денег меньше, чем прочим силовикам, отмечает бывший советник президента России Андрей Илларионов. В этом году Росгвардии из бюджета выделили 212 млрд рублей – вроде бы немало, но достаточно сравнить с бюджетами МВД (1 трлн 968 млрд) или Минобороны (2 трлн 840 млрд), чтобы понять, кто важнее. Резонный вопрос: если воинам Золотова больше всех доверяют, то почему их тогда хуже всех кормят? Зато на днях с помпой объявили, что подразделениям Росгвардии вернут почётные наименования времён Великой Отечественной войны, награды и названия той эпохи – по многочисленным просьбам ветеранов. Саратовский институт Росгвардии будет называться «Саратовский военный краснознамённый институт имени Дзержинского». Право же, есть повод для гордости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *