Опека и попечительство

История

Московский Совет был учреждён в 1763 году в соответствии с «Генеральным планом Воспитательного дома», петербургский совет был образован в 1772 году. С 1797 года совет перешёл под попечительство императрицы Марии Фёдоровны.

В состав каждого совета входили 6 опекунов (позднее 4, также назывались «советниками опекунства») а также «заопекуны» — лица, изъявившие желание занять должность опекуна, и, при открытии вакансии, поступающие на должность опекуна после баллотировки. Заопекуны имели равное с опекунами участие в заседаниях совета, на которые приглашались и старшие должностные лица по управлению (обер-директора), с правом голоса.

В совете состоял также главный попечитель, «знатная и в особой милости у Императорского Величества состоящая особа», который утверждал решения совета. Он первый «старался о пользе дома», и без него «никакое дело не решалось». В 1798 году звание опекунов было заменено на звание «почётных опекунов», которые выбирались по усмотрению императора и несли, кроме общей ответственности, еще и ответственность «особую», каждый по одной из отраслей администрации.

Во время Отечественной войны 1812 года московский совет был эвакуирован в Казань, вернулся в Москву в 1813 году.

В 1829 году издан устав опекунского совета и его экспедиций. В 1838 году утвержден устав для сохранной, вдовьей и ссудной казны. С 1855 года в опекунском совете присутствовал статс-секретарь по делам учреждений Императрицы Марии. В 1860 году после упразднения комитета главного попечительства Александровской мануфактуры, обязанности его возложены на санкт-петербургский опекунский совет.

В 1873 году петербургский и московский опекунские советы, главный совет женских учебных заведений и московское его отделение были соединены в один совет, под названием «Опекунский совет учреждений Императрицы Марии». Из членов его, в состав которых вошли и члены главного совета, переименованные в почётных опекунов, образовано два присутствия: одно в Санкт-Петербурге, другое в Москве. Особые канцелярии при них уничтожены; дела приготовлялись к слушанию в экспедициях собственной Его императорского величества канцелярии. Власть нового совета значительно расширилась: ему подчинялись все учреждения и заведения ведомства по делам законодательным, а по делам финансовым — только те, которые содержатся на средства ведомства. Должности почётного опекуна был присвоен наравне с должностью сенатора III-й класс.

14 июня 1895 года для рассмотрения вопросов о начётах и взысках по контрольным ревизиям было учреждено особое присутствие, состоящее из председателя, четырёх членов (почётных опекунов), председателя сметной комиссии и товарища главноуправляющего.

В августе 1917, дела совета были переданы в Министерство государственного призрения, которое в свою очередь было ликвидировано после Октябрьской революции 1917 года.

> Здание в Москве Основная статья: Опекунский совет (Москва)

Специально для Опекунского совета было построено здание на улице Солянке (дом 14-а) в Москве в 1823—1826 годах.

Глава 2 Опека и попечительство §2.1 Общая характеристика

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, законом введен институт опеки и попечительства.1 Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Опека

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечительство

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства называются органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.1 Органы опеки и попечительства, как правило, наделены статусом юридического лица и являются некоммерческими организациями (учреждениями).

В Москве органами опеки и попечительства являются районные управы.2 Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на администрацию района — в отношении несовершеннолетних детей, на окружные управления здравоохранения — в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, на муниципальные управления социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних дееспособных граждан. Глава управы может возложить выполнение функций опеки и попечительства на учреждения и организации образования, здравоохранения, социальной защиты, органов внутренних дел, администраций районов.

Функции органов опеки и попечительства

1) назначение, освобождение, отстранение от исполнения обязанностей опекунов и попечителей;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;

3) временное исполнение обязанностей опекуна или попечителя;

4) разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

5) заключение договоров о доверительном управлении имуществом подопечных с управляющими.

Установление опеки и попечительства производится на основании информации, полученной от милиции, суда, жилищных органов, органов социальной защиты, родственников и других лиц.

Порядок осуществления надзора органом опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей конкретизируется в актах субъектов РФ. Например, органы социальной защиты населения в городе Москве проводят обязательные контрольные обследования материально-бытовых условий лиц, находящихся под патронажем, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями подопечного и лиц, проводивших обследование.

Основные положения, чем занимаются

Органы опеки представляют исполнительную власть в регионах и защищают права и свободы детей, а также недееспособных граждан. Поэтому есть два основных подотдела:

  • служба опеки детей — работает с несовершеннолетними гражданами и их опекунами;
  • служба опеки взрослых недееспособных граждан.

Специалисты отдела опеки и попечительства защищают права несовершеннолетних и недееспособных

Ключевые понятия, которые используются в ходе деятельности ведомства:

  • Опека — устройство детей и взрослых недееспособных граждан в семьи, установление людей, являющихся их официальными законными представителями (опекунов).
  • Подопечный — ребенок или взрослый, над которым установили опеку и которому назначили опекуна.
  • Попечительство — почти то же самое, что и пункт первый, только люди, назначенные ответственными за ребенка или нездорового взрослого, должны помогать ему реализовывать его права, а также не давать посягнуть на них другим людям.
  • Недееспособный полностью — человек, признанный таковым судом. Он лишается избирательного права, не может выходить замуж или жениться, представлять самостоятельно свои интересы в суде, не может совершать сделки с имуществом.
  • Недееспособный частично — несовершеннолетний ребенок или человек, ограниченный судом в дееспособности. Такой гражданин может заключать несущественные бытовые сделки, сам получает доход (зарплату, пособия или пенсионные выплаты) и сам может им распоряжаться, сам несет ответственность за совершенные поступки.

Органы опеки должны защищать права несовершеннолетних

Важно! Взрослый, совершеннолетний гражданин может быть официально признанным недееспособным только лишь по решению суда.

Задачи органов опеки и попечительства

Функции и задачи:

  • Защищать интересы и следить за тем, чтобы не нарушались права детей и опекаемых взрослых — тех, над кем еще должны установить опеку, и тех, кому уже назначили ответственных опекунов. Если есть хоть малейшие подозрения в том, что появилась угроза здоровью, а тем более жизни подопечного, специалисты органов должны принять все необходимые меры, чтобы предотвратить совершение правонарушения в отношении него.
  • Контролировать, как выполняют свои опекунские или попечительские функции люди, на которых эти обязанности возложены, или организации, в которых на данный момент находятся (проживают) маленькие или большие граждане, нуждающиеся в законных представителях.
  • Если подопечный сменил место жительства, отследить, куда он переехал, и передать его дело (с документами для внутреннего пользования) в территориальное управление по новому месту жительства человека.
  • Принимать и проверять документы на назначение выплат на содержание подопечного.
  • Вести учет имущества, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приютах и детдомах, людей, проходящих лечение в спецучреждениях или живущих в социальных интернатах, осуществлять контроль этого имущества, а при необходимости — и управление им.

Важно! Под управлением имущества подразумевается, что квартиру, принадлежащую, например, несовершеннолетнему ребенку, могут временно сдать в наем, а деньги, получаемые от этого, перечислять на счет ребенка до его 18-летия (распорядиться средствами молодой человек сможет, только достигнув этого возраста).

В некоторых регионах России на эти отделы возлагаются и другие задачи, которые не включены в список, обозначенный выше. Это закрепляется и регулируется законом, принятым на местном уровне.

В случае неисполнения органами опеки своих обязанностей, особенно если это привело к преступлению, совершенному в отношении подопечного, следственными органами проводится проверка, а затем возбуждается уголовное дело по соответствующей статье.

Людям, решившим усыновить ребенка, в первую очередь нужно обратиться в отдел опеки

Права и полномочия органов

Полномочия:

  • Выявлять, вести учет, контролировать количество людей и детей, нуждающихся в опекунстве.
  • При необходимости подавать в суд иски в отношении людей, которых необходимо признать полностью либо частично недееспособными или которым необходимо вернуть (восстановить дееспособность) вследствие того, что изменились обстоятельства, влияющие на состояние человека, лишенного прав.
  • Установление или снятие опеки и/или попечительства.
  • Контроль опекунов (людей и учреждений), а также проверка условий быта и проживания подопечных (проведение плановых и внеплановых, внезапных проверок мест проживания опекаемых детей и недееспособных взрослых). Составление отчетов на основании проведенных проверок.
  • Контроль того, как назначенные ответственными люди распоряжаются средствами подопечного, прием отчета от этих людей, проверка отчетности, своевременное реагирование в случае нарушения прав больного человека.
  • Разрешение или отказ в проведении сделок с имуществом детей или недееспособных.
  • Подбор, проверка и учет людей, которые хотели бы стать опекунами, информирование этих граждан, всесторонняя помощь им в рамках закона.
  • Определение формы устройства детей, оставшихся без родителей.
  • Подготовка информации для базы данных сирот и формирование этой базы (в некоторых регионах такую информацию выставляют в открытие источники), чтобы в этой базе детей искали потенциальные усыновители и опекуны.
  • Подготовка заключения о том, что те или иные граждане по всем пунктам готовы к принятию в семью подопечного.
  • Информирование жителей региона о том, какие формы принятия в семью детей-сирот существуют; информирование кандидатов в приемные родители или опекуны о возможностях подбора подопечного в базе данных.
  • Реагирование на сигналы о том, что где-то дети или недееспособные люди находятся в опасном для них положении, принятие мер по их защите, в том числе с привлечением спецслужб.
  • Формирование пакета бумаг, разрешающих раздельное проживание подопечного и его законного представителя. Такое разрешено законом в случае, если опекаемому исполнилось 16 лет. Как правило, данное разрешение оформляют, когда подросток отправляется на обучение в другой населенный пункт.
  • Представление интересов подопечных, в том числе в судебных разбирательствах.

Сотрудники опеки контролируют семьи из группы риска вместе с полицией

Обратите внимание! Если человек решил взять в семью малыша из детского дома или приюта, ему нужно обращаться именно в эти органы. Там подскажут, какой пакет документов нужно собрать, а также в обязательном порядке направят в школу приемных родителей.

Права органов:

  • Получать на рассмотрение и проверку по требованию материалы и документы (в отсутствии их оригиналов, копии бумаг), необходимые для работы (как от граждан, так и от организаций и госструктур).
  • Требовать, чтобы все ответственные специалисты других (смежных и сторонних) ведомств выполняли свои обязанности по защите прав и свобод подопечных.
  • При необходимости привлекать к работе по делу несовершеннолетнего или недееспособного всех необходимых сотрудников и специалистов ведомств, структур и организаций: участковых уполномоченных полицейских, инспекторов по делам несовершеннолетних, педиатров территориальной детской поликлиники или экспертов от местного отдела, управления или министерства здравоохранения, представителей органов социальной защиты, жилищных служб и т. д.
  • Вызывать на беседы мам/пап, опекунов/попечителей, усыновителей, приемных родителей, других законных представителей, причастных к процессу служб для решения вопросов о защите прав опекаемых или находящихся под попечительством.
  • Ставить на вид, наблюдать, обследовать семьи, в которых воспитываются дети в возрасте младше 18 лет, находящиеся в «группе риска», если есть основания полагать, что родители или другие люди нарушают права детей, живущих в этих семьях. Привлекать к профилактической работе с этими семьями всех необходимых специалистов и представителей ведомств.
  • Представлять интересы опекаемых и находящихся под попечительством в суде.
  • Быть полноправными участниками административных комиссий, в ходе которых рассматриваются дела, даже косвенно связанные с подопечными лицами, комиссий по делам несовершеннолетних и по жилищным вопросам.

Органы опеки находятся в структуре региональных управлений или министерств образования

Кто контролирует работу этих департаментов, ведомств и отделов

Сотрудники отдела опеки и попечительства подчиняются руководителю отдела. Он же, в свою очередь, находится в непосредственном подчинении у начальника управления, отдела образования или министра образования региона (в зависимости от того, какое ведомство отвечает за сферу образования в конкретном субъекте Российской Федерации).

Обратите внимание! Соответственно, при возникновении любых разногласий с органами за разъяснением ситуации можно обратиться к руководителю управления или министерства образования. Обращение можно оформить письменное, отправить его заказным письмом или принести в приемную ведомства, обязательно проследив, чтобы на заявлении поставили входящий регистрационный номер.

Если гражданин уверен в том, что местные органы опеки действуют вне рамок закона, а их сотрудники превышают свои полномочия или же, напротив, совсем бездействуют, можно обратиться с жалобой не только к руководителю департамента, управления или министерства образования, в чьем ведомстве находится отдел. Жалобу можно подать в региональную прокуратуру, уполномоченному по правам человека (если речь идет о взрослом) региона, в аппарат уполномоченного по правам ребенка (если речь идет о несовершеннолетнем) в этом субъекте. Контакты (телефон, почтовый и электронный адрес для отправки обращений) можно найти на официальных сайтах прокуратуры и аппаратов уполномоченных по правам взрослых и детей.

Таким образом, органы опеки и попечительства — это важные субъекты исполнительной власти, которые призваны охранять права несовершеннолетних подопечных и лиц, полностью или частично утративших дееспособность. Они наделены достаточными правами и полномочиями, чтобы эффективно выполнять свои задачи.

Осуществление деятельности органами опеки

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.

Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.

Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Что входит в функции органов опеки и попечительства?

Основная обязанность этой муниципальной структуры – решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.

ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:

  1. Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
  3. Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.

Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.

Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача – выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.

Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:

  • выявление детей возрастом до 18 лет, которые остались без опеки родителей;
  • учет несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей;
  • представление и защита несовершеннолетних органами опеки не достигших совершеннолетия до момента передачи в специализированные учреждения или под опеку третьих лиц;
  • контроль и проверка психологического, социального и материального положения детей, после передачи опекунам или в детские дома.

Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий

Работники опеки имеют четкие инструкции и подчиняются конкретным нормам Федерального закона России.

В их законные полномочия входит:

  1. Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
  2. Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
  3. Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
  4. Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
  5. Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
  6. Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
  7. Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
  8. Оказание юридической помощи попечителю, опекуну и их подопечным.

В случае невыполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства несут административную или уголовную ответственность. Поскольку превышение ими полномочий или бездействие в критических ситуациях может обернуться трагедией. Дети, вовремя не изъятые из неблагополучных семей, могут серьезно пострадать или погибнуть. Такие случаи встречаются все чаще. Именно на уполномоченном органе лежит большая часть вины и с них будет основной спрос.

Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей

СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры – изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.

Важно: в случае когда органы опеки забирают детей, они обязаны предоставить акт, предварительно составленный комиссией.

Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:

  1. Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
  2. Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
  3. В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.

На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Кто и в каких случаях может обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства

В государственный орган может обратиться любой гражданин, который имеет информацию о нарушении прав и условий содержания несовершеннолетних или недееспособных. Это могут быть:

  • родственники;
  • соседи;
  • школьные учителя или воспитатели детского сада;
  • случайные свидетели.

Стать свидетелем жестокого обращения, плохих условий содержания и неподобающего отношения к несовершеннолетним детям может стать каждый, но, безусловно люди контактирующие с детьми и их родственниками (опекунами), могут свидетельствовать о длительном таком обращении.

Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.

Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.

Важно: Если сотрудники органов опеки усмотрят нарушение прав ребенка, то он будет немедленно изъят из семьи.

Также учителя или сотрудники дошкольного учреждения могут заметить, что с ребенком что-то не так в психологическом отношении. Он может выглядеть неопрятно, быть постоянно голодным или могут регулярно появляться следы побоев. Все это существенные основания чтобы подать исковое заявления в органы опеки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *