Оператор аэропорта

Главный оператор — хозяйствующий субъект, имеющий сертификат а/п и свидетельство о государственной регистрации и годности а/д к эксплуатации.

Постановление Пр-ва РФ от 22.07.2009 №599 (ред. от 31.01.2012) «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

Руководитель исполнительного органа главного оператора а/п является должностным лицом, осуществляющим функции старшего авиационного начальника аэродрома, входящего в состав данного аэропорта.

Обязанности главного оператора аэропорта:

1) организация авиационной деятельности на территории а/п на основе технологий работы а/п, координация авиационной деятельности и контроль над ней;

2) обеспечение постоянной готовности аэропорта к приему и выпуску воздушных судов, обслуживанию ВП;

3) обеспечение выполнения требований безопасности полетов и экологической безопасности;

4) обеспечение выполнения требований авиационной безопасности;

5) обеспечение выполнения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории аэропорта;

6) организация поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения в аэропорту;

7) контроль за качеством услуг, предоставляемых на территории аэропорта;

8) разработка и обеспечение выполнения сезонного расписания и суточного плана по приему и отправке воздушных судов;

9) выделение временных интервалов прибытия и отправления воздушных судов (слотов);

10) ведение учета и анализа регулярности воздушных перевозок;

11) организация неавиационной деятельности на территории аэропорта и контроль за ней;

12) координация мер по обеспечению на территории аэропорта промышленной безопасности опасных производственных объектов, обеспечению авиационной безопасности, пожарной безопасности, безопасности низковольтного и высоковольтного оборудования, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты от чрезвычайных ситуаций;

13) разработка схемы территориального планирования размещения аэропорта;

14) согласование в установленных настоящим Федеральным законом случаях размещения, проектирования и строительства зданий и сооружений, перевода помещений из нежилых в жилые в зонах с особыми условиями использования территории аэропорта (как существующих, так и тех, установление которых требуется в связи с размещением планируемых объектов аэропорта);

15) взаимодействие с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностными лицами при проведении проверок в сфере аэропортовой деятельности;

16) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, связанным с деятельностью в а/п;

17) предоставление отчетов по деятельности аэропорта, иной информации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

18) проведение мобилизационных мероприятий на территории аэропорта;

19) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима, охраны а/п;

20) организация режима движения людей и техники по территории аэропорта;

21) выполнение иных функций в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

После проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. Сочи стал круглогодичным российским туристическим центром, в котором сформированы как деловые и экономические, так и рекреационные потоки. С учетом положительной динамики роста туристического потока, в 2018 г. Сочи посетило 6,5 млн чел.— регион открывает широкие возможности для развития бизнеса, в том числе и авиатранспортного.

Популяризация внутреннего туризма благоприятно влияет на развитие аэропортовой инфраструктуры и создает возможности для роста ключевых показателей авиакомпаний. Важно отметить, что, выполняя майские указы президента РФ Владимира Путина, авиакомпании ищут возможности для реализации новых стратегий развития с учетом необходимости осуществления до 50% межрегиональных перелетов в обход Москвы — задача, решить которую непросто без потери прибыли.

Так, национальная авиакомпания «Аэрофлот» заявила о планах по открытию новых баз и хабов для реализации программы президента. В стратегии развития государственного авиаперевозчика группы фигурирует и Международный аэропорт Сочи имени В. И. Севастьянова (код IATA: AER). О том, что крупнейший российский оператор «Аэрофлот — российские авиалинии» может стать базовой авиакомпанией для Международного аэропорта Сочи, стало известно в конце октября прошлого года. Согласно новой стратегии развития «Аэрофлота», рассчитанной до 2023 г., аэропорты Сочи, Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска станут новыми региональными хабами флагманского авиаперевозчика. Воздушная гавань в Сочи должна стать для оператора опорной точкой на Юге России.

«Аэрофлот» поставил перед собой амбициозную задачу: в течение пяти лет авиакомпания планирует нарастить годовой пассажиропоток в два раза — с 50,1 млн чел. в 2017 г. до 90–100 млн чел. к 2023 г. Для этого авиакомпания собирается базировать свои самолеты не только в московском Шереметьево, но в и регионах России.

:: ATO

Почему именно в Сочи?

На сегодняшний день Международный аэропорт Сочи входит в пятерку лидирующих аэропортов России по пассажиропотоку, уступая по числу обслуженных пассажиров лишь аэропортам двух крупнейших городов страны — аэропортам московского авиаузла и Пулково (санкт-петербургского). По итогам января–июля 2019 г. в Сочи было обслужено 3,87 млн пасс., на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Выгодное географическое положение, инфраструктурные возможности воздушной гавани, а также растущие туристические потоки на один из главных, любимых многими курортов России дают широкие возможности для роста и развития как самого аэропорта, так и эксплуатантов, которые осуществляют работу в нем.

Сочи продолжает быстро расти не первый год — прежде всего за счет увеличения популярности внутреннего туризма. Отдых на российском Юге стал более предпочтительным из-за ослабления курса рубля и ограничений на зарубежные поездки. Кроме того, регион в последние пять лет принял два знаковых массовых спортивных мероприятия — зимнюю Олимпиаду и чемпионат мира по футболу, что принесло ему еще большую популярность и способствовало радикальному развитию инфраструктурных объектов как внутри самой воздушной гавани, так и в городе и регионе в целом.

В преддверии зимней Олимпиады-2014 аэропорт Сочи был глубоко модернизирован. В ходе работ произведена реконструкция существующих покрытий перронов и рулежных дорожек, светосигнального оборудования и систем радиотехнического обеспечения полетов, удлинены две взлетно-посадочные полосы (ВПП), снижены метеоминимумы аэродрома, внедрены новые технологии управления воздушным движением, а также разработаны и введены технические средства навигации, связи, наблюдения, автоматизированных систем управления воздушным движением и метеообеспечения. Кроме того, в 2013 г. возведены новый VIP-терминал, аварийно-спасательная станция и новый контрольно-диспетчерский пункт. С аэропортом налажено ж/д и автобусное сообщение (есть прямое сообщение даже с соседней Абхазией) — все это позволяет говорить о высокой туристической доступности. К тому же пропускная способность Сочи выше, чем у двух других аэропортов региона — в Краснодаре (Пашковский) и Анапе (Витязево).

Примечательно, что у Международного аэропорта Сочи на сегодняшний день нет базового авиаперевозчика. При этом его пассажиропоток растет примерно теми же темпами, которыми планирует расти «Аэрофлот» в течение пяти лет, а это дает основания полагать, что планы группы по использованию Сочи в качестве аэропорта базирования взаимовыгодны, т. к. будут способствовать дальнейшему развитию региональной воздушной гавани.

В летнем сезоне воздушная гавань добавила в расписание новые направления перелетов, их число возросло до 61. Таким образом, Сочи имеет самую широкую маршрутную сеть из всех аэропортов Юга.

:: «Базэл Аэро»

Готов ли аэропорт стать хабом?

На данный момент пропускная способность воздушной гавани составляет 2000 пасс./ч на внутренних воздушных линиях и 500 пасс./ч — на международных. Она способна обрабатывать 24 взлетно-посадочные операции в час. Аэропорт ранее продемонстрировал свою эффективность во время прохождения ряда крупных международных событий в Сочи. Так, во время зимней Олимпиады-2014 г. для работы с пассажирами было привлечено около 900 дополнительных сотрудников, во время ЧМ по футболу 2018 г. число сверхштатных сотрудников составило 234 чел. При этом максимальный пассажиропоток во время проведения Олимпиады составлял 26,7 тыс. пасс. в сутки, а во время чемпионата мира по футболу — 2018 пиковый пассажиропоток достигал 37 тыс. чел.

Воздушная гавань вполне справляется с пиковым пассажиропотоком. Еще в 2014 г. время регистрации пассажира в аэропорту Сочи было снижено с рекомендованных Минтрансом РФ 90 с до уровня признанного мирового стандарта в 45 с, что сделало аэропорт более комфортным для пассажиров. По результатам работы в 2018 г. Международный аэропорт Сочи четвертый год подряд был назван лучшим аэропортом Европы среди аэропортов с пассажиропотоком от 5 млн до 15 млн пасс./год согласно престижному рейтингу ASQ Международной ассоциации аэропортов (ACI).

Роль крупнейшего перевозчика в развитии аэропорта

Согласно летнему расписанию по маршрутам ВВЛ из аэропорта Сочи летают «Аэрофлот», «Россия», «Уральские авиалинии», «Победа» и «ЮТэйр». При этом стоит отметить, что операторы ГК «Аэрофлот» уже вносят весомый вклад в объемы работы воздушной гавани — с начала года компании группы обеспечили 43,6% от общего пассажиропотока Сочи на ВВЛ.

Авиакомпания Пассажиропоток, %
«Аэрофлот» 18,7
«Россия» 16,6
«Уральские авиалинии» 10,1
«ЮТэйр» 8,7
«Победа» 8,3

Присутствие в аэропорту компаний группы «Аэрофлот», работающих во всех рыночных сегментах — премиальном («Аэрофлот»), среднем («Россия») и низкобюджетном («Победа»), — позволяет Сочи снизить риски прогнозов по росту пассажиропотока и обеспечивает предложение для различных групп потребителей.

Это подтверждают и данные статистики. По итогам января–июля 2019 г. в Сочи было обслужено 3,87 млн пасс., на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На внутренних направлениях услугами авиакомпаний воспользовалось около 3,7 млн пасс. (+8%), на международных — почти 185 тыс. пасс. (+16%). Количество самолето-вылетов составило 14685 операций, что на 7% больше уровня января–июля 2018 г. Объем обработанных грузов и почты за первые 7 месяцев текущего года составил 1837 т (+4%).

Самыми востребованными маршрутами по внутренним направлениям в Международном аэропорту Сочи стали Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Казань. Среди международных рейсов популярностью пользовались Тель-Авив, Ереван, Стамбул, Минск и Ташкент.

Направление Число рейсов в неделю
Москва 287
Санкт-Петербург 26
Новосибирск 19
Екатеринбург 14
Казань 6

Полеты в Екатеринбург выполняют «Победа» и «Россия». На перелетах в Казань главный российский перевозчик фактически обеспечивает основные провозные мощности — два раза в неделю в столицу Татарстана летает «Победа» и по разу в неделю «Россия» и Nordwind.

В Северную столицу и Новосибирск полеты осуществляют сразу две крупнейшие группы авиакомпаний РФ — «Аэрофлот» и S7.

:: «Аэрофлот»

Развитие региональных перевозок в обход Москвы

Новая стратегия группы «Аэрофлот» позволяет говорить о стремлении связать Дальний Восток с Югом России в обход столицы благодаря расширению присутствия в регионах.

Стоит отметить, что на данный момент «Аэрофлот» — единственная авиакомпания, которая связывает Сочи напрямую с Крымом. Полеты по данному маршруту осуществляются три раза в неделю. Аэропорт Сочи стал первой воздушной гаванью на Юге страны для авиакомпании «Аэрофлот», где реализована программа межрегиональных перелетов, минуя Москву.

Государство уделяет большое внимание развитию субсидированных прямых перевозок на Дальнем Востоке. Развитие сети межрегиональных маршрутов на Юге России с базовым аэропортом в Сочи позволяет говорить о намерениях по превращению воздушной гавани, расположенной в курортном городе, в хаб с широким спектром возможностей для дальнейшего развития.

Таким образом, «Аэрофлот» как национальный перевозчик может реализовать планы по расширению маршрутной сети и наращиванию флота для осуществления большего числа рейсов по Европейской России, минуя столицу.

Маршрутная сеть аэропорта Сочи включает в себя более 60 направлений.

Вехи истории Международного аэропорта Сочи

1941 г.

Изначально летное поле было построено для защиты Черноморского побережья во время Великой Отечественной войны, строительство началось в июле 1941 г.

1945 г.

Гражданский аэропорт образован приказом Главного Управления гражданского воздушного Флота в ноябре 1945 г. Тогда же были созданы штаб и службы аэропорта, которые располагались в одноэтажном доме площадью 20 кв.м. Аэропорт обслуживал скоростные самолеты Ли-2, Ил-12. Управление воздушным движением осуществлялось с помощью командной радиостанции и пеленгатора только в дневное время. В летний период выполнялось до 7 рейсов, в 1946 г. было отправлено около 17 тысяч пасс.

1956 г.

Построена взлетно-посадочная полоса ВПП-1 и здание аэровокзала.

1957 г.

В первый полный год работы аэропорта обслужено около 35 тыс. пасс. и обработано 1 тыс т грузов.

1960 — 1965 гг.

Возведены пассажирский и багажный павильоны, гостиница на 200 мест, установлены радионавигационные и посадочные системы.

1965 г.

Отправлено свыше 902 тыс. пасс.

1981 г.

Начало регулярных рейсов за рубеж: в Братиславу, Прагу (оба — Чехословакия) и Будапешт (Венгрия). Позднее открылось множество рейсов на Ближний Восток и в Западную Европу.

1990 г.

2,3 миллиона пассажиров.

2006 г.

Приватизация аэропорта Сочи. После 12 лет консервации начались глобальные работы по достройке нового здания аэровокзала и прилегающей территории, начавшиеся еще в 1989 г. и полностью приостановленные в 1994 г. в связи с распадом СССР.

2009 г.

Введено в эксплуатацию новое здание аэровокзала. Всего с момента начала работы аэропорта отправлено свыше 60 млн пасс.

2013 г.

Введено в эксплуатацию здание VIP-терминала.

2014 г.

2014-й стал самым знаковым годом в истории Международного аэропорта Сочи. С 7 января по 18 марта аэропорт обслужил 614 595 участников и гостей XXII зимних Олимпийских игр и ХI зимних Паралимпийских игр. За этот же период в аэропорту было обслужено 9 637 взлетно-посадочных операций. Всего за весь год пассажиропоток аэропорта составил более 3 млн пасс. Такой показатель был достигнут впервые за три года.

В течение двух лет аэропорт работал в режиме «Открытого неба». С 19 октября 2014 г, иностранные авиакомпании могли не только без ограничений летать из Сочи, но и брать на борт новых пассажиров при транзитных перелетах.

Аэропорт был признан лучшим аэропортом России на престижной премии «Крылья России».

2015 г.

Сочи в обслужил около 4,1 млн пасс., продемонстрировав впечатляющий рост 32% к предыдущему году и вышел на 7-е место по объемам пассажирских перевозок в России.

10 декабря этого года аэропорт отметил свой 70-летний юбилей, обслужив четырехмиллионного пассажира.

2016 г.

По результатам работы в 2016 г. Международный аэропорт Сочи достиг рекордных показателей. Впервые в истории аэропорт за год обслужил около 5,3 млн пасс (+29% к 2015 г.) и поднялся на 5-е место по объемам пассажирских перевозок в РФ. В августе аэропорт обслужил более 30 тыс пасс. за сутки. Достигнутый показатель превысил суточный пассажиропоток периода проведения масштабных международных событий в городе-курорте. Кроме того, А в июле 2016 г. сочинский аэропорт установил рекорд по количеству обслуженных воздушных судов деловой авиации за сутки. Показатель по самолетовылетам бизнес-авиации составил более 30 операций.

2017 г.

Аэропорт вошел в рейтинг ТОП-20 мировых аэропортов по версии International Airport Review.

Страницы ← предыдущая следующая → 12 1.2 Международные авиационные организации Регулированием воздушных перевозок занимаются различные международные организации. В сфере их влияния находятся авиапредприятия различного профиля деятельности (авиакомпании, аэропорты, центры техобслуживания и ремонта ВС, учебные центры), а также государственные структуры, отвечающие за использование воздушного пространства. Основным международным органом, осуществляющим регулирование авиационной деятельности, является Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO). Учреждённая в 1944 году, она функционирует с 1947 года, после того как основавшие её 26 государств ратифицировали соответствующие документы. Сегодня ИКАО – это специализированная организация ООН, включающая 190 стран. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале. В 1977 году русский язык стал официальным языком этой организации, наряду с английским, французским и испанским языками. Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) – неправительственная организация, созданная в 1945 году авиакомпаниями, которые выполняют регулярные коммерческие авиаперевозки. Данная организация стала правопреемницей Международной ассоциации воздушных перевозок, основанной в 1919 году в Гааге. При основании она насчитывала 57 членов из 31 государства, главным образом из Европы и Северной Америки. Сегодня в составе ИАТА более 270 членов, представляющие более 140 стан мира. Основные задачи ИАТА – это развитие регулярных воздушных сообщений, обеспечение их безопасности, содействие воздушной коммерции, экономическая эффективность авиаперевозок и изучение связанных с этим проблем, сотрудничество с другими международными организациями. Деятельность ассоциации связана с техническими, юридическими, финансовыми, медицинскими вопросами, от которых зависит эффективность и безопасность воздушных перевозок. ИАТА от лица всех своих авиакомпаний-членов решает те проблемы в международных воздушных сообщениях, которые они не смогли бы решить индивидуально. Эта организация действует как центральный банк информации и технических знаний для авиакомпаний, объединяет экспертов авиакомпаний, представляет их интересы в различных международных организациях. 13 Регулирование деятельности авиапредприятий осуществляют также различные региональные межправительственные организации гражданской авиации. Они не только курируют работу авиакомпаний и аэропортов, но и координируют правовые нормы использования воздушного пространства на национальном и межгосударственном уровне. Первая региональная организация гражданской авиации Европейская конференция гражданской авиации (European Civil Aviation Conference, ECAC) создана в 1954 году. Инициатором её создания стал Совет Европы для координации деятельности гражданской авиации в Западной Европе. В 1967 году образован Совет гражданской авиации арабских государств. С 1969 года действует Африканская комиссия гражданской авиации. В 1974 году учреждена Латиноамериканская комиссия гражданской авиации. Международный Совет Аэропортов (Airports Council International, ACI), или ACI Global создан в 1991 году и действует как «голос аэропортов мира и общества, которому они служат». Своей миссией организация провозглашает достижение коллективных интересов, профессиональное совершенствование в управлении аэропортом и его процессами. ACI Global представляет через свои региональные отделения интересы более 1500 аэропортов из 175 странах мира. Ежегодно через эту структуру осуществляется около 100 млн. воздушных перевозок, обслуживаются более 7 млрд. пассажиров. В состав организации входят шесть отделений: Европейская Ассоциация Аэропортов (ACI Europe), Африканская Ассоциация Аэропортов (ACI Africa), Азиатская Ассоциация Аэропортов (ACI Asia), Тихоокеанксая Ассоциация Аэропортов (ACI Pacific), Северо-Американская Ассоциация Аэропортов (ACI North America), Латино-Американская Ассоциация Аэропортов (ACI Latin America / Caribbean). Приоритетные направления деятельности ACI Global: — развитие сотрудничества членов организации и других авиапредприятий; — формирование отраслевой политики; — разработка стандартов и рекомендаций для аэропортов для успешного функционирования отрасли; — содействие процессу обмена инновационными практиками среди менеджеров и экспертов аэропортовой отрасли, формирование глобальной базы знаний в области аэропортового менеджмента; 14 — продвижение интересов операторов аэропортов в регулирующих органах и законодательных структурах; — доведение интересов членов организации в ИКАО, ИАТА и других международных и национальных организациях. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) – это надгосударственный исполнительный орган, отвечающий за безопасность гражданской авиации в странах Содружества Независимых Государств (СНГ). Организация учреждена в декабре 1991 года на основании Межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, которое заключили 12 государств после выхода из СССР. Позже Грузия вышла из Соглашения одновременно с прекращением членства в СНГ, Латвийская Республика и Эстонская Республика в настоящее время имеют в нём статус наблюдателей. В соответствии с Соглашением, был создан межгосударственный высший авиационный орган – Межгосударственный Совет по авиации и использованию воздушного пространства, а в качестве его исполнительного органа учреждён Межгосударственный авиационный комитет. В момент создания МАК его первоочередной задачей было сохранить на постсоветском пространстве сложившиеся исторически единые авиационные правила, нормы летной годности, стандарты производства авиатехники, единую систему сертификации воздушных судов, аэродромов и их оборудования. До начала 2000-х годов основными функциями МАК были сертификация ВС и аэропортов, расследование авиационных происшествий, выработка рекомендаций и предписаний для их предотвращения. В 2001 году МАК подписал меморандум о взаимопонимании с ИКАО, с тех пор комитет пользуется стандартами этой организации. В тот же период Комитет передал функции сертификации органам авиационного надзора стран- участниц Межгосударственного Соглашения. В Российской Федерации таким органом является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). МАК заключил соглашения о сотрудничестве со многими международными организациями и является членом Международной ассоциации транспортной безопасности (International Transportation Safety Association, ITSA). Помимо расследования авиапроисшествий, Комитет участвует в международной координации вопросов развития гражданской авиации и систем организации воздушного движения. Благодаря деятельности международных авиационных организаций в мире сформированы единые принципы использования воздушного пространства, 15 обеспечивается авиационная безопасность, происходит обмен эффективными практиками. 1.3 Правовое регулирование работы аэропорта Аэропорты обеспечивают лётную деятельность в соответствии с государственным законодательством, международными соглашениями, федеральными и отраслевыми стандартами, а также федеральными авиационными правилами (ФАП). Воздушное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, относящихся к государственному, гражданскому, административному праву. Аэропорт функционирует как элемент авиатранспортной системы только при наличии сертификата, выдаваемого по итогам инспекционной проверки органа по сертификации аэропортов Федерального агентства воздушного транспорта. Сертифицированные аэропорты выполняют регулярное обслуживание полётов ВС, приём и отправку пассажиров, грузов, почты. Регулярные полёты гражданской авиации осуществляются по воздушным трассам и установленным маршрутам. Воздушная трасса – это воздушное пространство над поверхностью земли в виде коридора шириной 10-20 км (по местным линиям 1- 4 км) и оборудованное средствами навигации и контроля воздушного движения. К полётам в воздушном пространстве Российской Федерации допускается ВС, имеющее государственный регистрационный знак, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту необходимую документацию: свидетельство о государственной регистрации, копию свидетельства эксплуатанта, сертификат лётной годности, бортовой журнал, санитарный журнал, разрешения на радиостанцию, документы на членов экипажа и т.д. Иностранные ВС имеют аналогичные документы, которые признаются в соответствии с межправительственными соглашениями. Работа аэропортов и аэродромов определяется следующими базовыми документами: 1) Федеральный закон от 19.03.1997 №60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», ред. 29.06.2015 (далее – ВЗК РФ), в частности, глава VI «Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения»; 2) Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 40 «Перевозки»); 16 3) Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 (ред. 1.07.2016); 4) Федеральный закон «О защите прав потребителей» №2300-10 от 7.02.1992 (ред. 3.07.2016); 5) Нормы годности и эксплуатации аэродромов (НГЭА), утв. Приказом Минпромторга РФ от 4.12.2008 №384 и Методики оценки соответствия нормам годности к эксплуатации гражданских аэродромов (МОС НГЭА); 6) ФАП «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации» (Приказ Минтранса РФ №128 от 31.07.2009, ред.15.06.2015); 7) ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации» (Приказ Минтранса РФ №293 от 25.11.2011, ред.11.02.2017); 8) ФАП «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 №82, ред. 15.02.2016); 9) ФАП «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации» (Приказ Минтранса РФ от 19.08.2015 №251); 10) ФАП «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» (Приказ Минтранса РФ от 25.08.2015 №262); 11) ФАП «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты» (Приказ Минтранса РФ от 23.06.2003 №150, ред. 5.12.2011); 12) ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (Приказ Минтранса РФ от 25.11.2005 №142, ред. 16.09.2015); 13) Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров (Приказ Минтранса РФ от 25.07.2007 №104, ред. 6.06.2016); 14) Приказ Минтранса РФ от 08.11.2006 №134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (ред. 15.02.2016). 15) Воздушное движение над Российской Федерацией регулируют национальное законодательство и национальные авиационные правила. Полёты над 17 чужой территорией и над открытым морем регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями между государствами. В 1929 году была принята Варшавская конвенция, сформулировавшая правовые основы международных воздушных перевозок. Положения этого первого регулирующего документа применяются при выполнении регулярных воздушных перевозок, с учётом внесённых позже изменений (1955 г. – Гаагский протокол, 1971 г. – Гватемальский протокол, 1975 г. – Монреальский протокол). В 1944 году разработана Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция), а также Соглашение о транзите по международным воздушным линиям и Соглашение о международном воздушном транспорте. В соответствии с данными соглашениями, государства обязались предоставляют друг другу права регулярных полетов гражданских самолетов через свое воздушное пространство. Значимым решением Чикагской конвенции стало утверждение Международной организации гражданской авиации (ICAO). Наша страна присоединилась к Чикагской конвенции в ноябре 1970 году. Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам (Римская конвенция), принятая в 1952 году, установила пределы ответственности и порядок компенсации за вред, причиненный воздушным судном (или предметами, упавшими с него). Размер ответственности рассчитывается в зависимости от максимального взлетного веса ВС. Перевозки на арендованных воздушных судах и случаи, когда на условиях договора рейсы одного перевозчика выполняет другой перевозчик (код-шеринг и интерлайн-соглашения) регламентирует принятая в 1961 году Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахарская конвенция). В 1963 году в Токио подписана Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна. Значимыми документами международного воздушного права являются региональные соглашения, среди которых: многостороннее Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе (1956 г.); Соглашение о порядке установления тарифов при регулярных воздушных сообщениях между членами Европейской конференции гражданской авиации (1967 г.); Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях членов Ассоциации государств Юго-Восточной 18 Азии (1971 г.); Соглашение о процедурах установления тарифов внутриевропейских регулярных перевозок и Соглашение о распределении емкости на внутриевропейских регулярных воздушных сообщениях (1987 г.). Применение нормативов, утверждённых рассмотренными выше документами, регламентируют более трёх тысяч двусторонних соглашений о воздушном сообщении, заключённых между государствами. Только они регламентируют, как и каким образом воздушные суда одних государств могут осуществлять международные полеты и перевозки в другие государства. Данные документы регулируют широкий круг вопросов работы гражданской авиации: организация международных авиаперевозок, международных полетов над государственной территорией и за ее пределами, установление и эксплуатация международных воздушных сообщений, обеспечение авиационной безопасности, борьбы с захватом и угоном самолетов. Управление движением воздушных судов на перронах аэропорта регулируется следующими нормативными документами: — Руководством по усовершенствованным системам управления наземным движением и контроля за ним A-SMGCS (документ ICAO Doc 9830); — табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации (Приказ Минтранса РФ от 24.01.2013 №13, ред. 22.12.2016); — собственными инструкциями аэропортов (инструкции по производству полетов в районе аэродрома, по организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме и пр.). Международные документы, регламентирующие лётную деятельность, внедряются в рамках национальных АТС добровольно. При невыполнимости их отдельных положений страна может отказаться от применения их на своей территории. То есть, несмотря на универсальность международного воздушного права, для грамотного правоприменения необходимо учитывать особенности национального регулирования лётной деятельности. Практические задания 1) Изучите реестр аэропортов (АП) федерального значения (Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2016 №726-р). Заполните таблицу, указав количество аэропортов разных типов по регионам: 19 Межрегиональные территориальные управления воздушного транспорта АП в админ. центрах Междуна- родные АП АП с постоянно действующим пунктом пограничного пропуска 1. Архангельское МТУ 2. Северо-Западное МТУ 3. Коми МТУ 4. Восточно-Сибирское МТУ 5. Тюменское МТУ 6. Саха (Якутское) МТУ 7. Приволжское МТУ 8. Западно-Сибирское МТУ 9. Красноярское МТУ 10. Камчатское МТУ 11. МТУ ВТ Центральных районов 12. Северо-Восточное МТУ 13. Уральское МТУ 14. Южное МТУ 15. Дальневосточное МТУ ИТОГО 2) Приведите примеры использования АОН, укажите компании, в которых эксплуатируются данные ВС: — Ил-103, И-1, И-3, СМ-92 «Финист», СМ-94 (разработчик «Интеравиа», «Техноавиа»); — «Меркурий» (разработчик «Авиатон»); — МАИ-890 «Авиатика» (разработчик ОСКБЭС МАИ); — А-211 (разработчик «Альфа-М»); — «Марафон» (разработчик «Ультралайт»); — «летающая лодка» Че-22 (разработчик АО «Редан»); — планеры АС-5 и АС-5М «Россия» (разработчик «АС»). Контрольные вопросы 1. Какие функции выполняет гражданская авиация? 2. Для чего используется авиация общего назначения? 3. Что такое авиационная инфраструктура? 4. Какова структура авиационной транспортной системы? 5. Какие направления работы включает система обеспечения полётов? 6. Что общего имеют регулирование лётной деятельности и организация лётной деятельности? В чём их отличие? 7. Для чего необходим план полёта? 8. Какие отличия имеет международный аэропорт? 20 ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АЭРОПОРТА 2.1 Генеральный план аэропорта Аэропорт представляет собой комплекс инженерных сооружений и оборудования для обслуживания пассажирских, грузовых, почтовых перевозок. Аэропортовый комплекс включает три структурных элемента: 1) территория аэродрома с прилегающей к ней с приаэродромной территорией, на которой располагается перрон, предназначенный для кратковременной стоянки самолетов, для посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки багажа, грузов и почты; 2) служебно-техническая территория (СТТ) с объектами инфраструктуры аэровокзалов (терминалов), объектами коммунальной инфраструктуры, инфраструктуры авиационной безопасности (периметровые ограждения, патрульные дороги, системы), объектами авиатопливообеспечения, объектами, обеспечивающими обслуживание пассажирских, грузовых и почтовых перевозок, техническое обслуживание ВС, а также командно-диспетчерский пункт (КДП) с антенным полем, производственные здания и сооружения вспомогательного назначения; 3) территория обособленных сооружений управления воздушным движением (УВД), радионавигации, посадки, очистных и водозаборных сооружений, складов горючесмазочных материалов (ГСМ), котельную и т. д. Жилая зона располагается за пределами аэропорта. Названные структуры отражаются на генеральном плане аэропорта – это основная часть проекта аэропорта, отражающая комплекс решений по его планировке, расположении на местности, по расположению его зданий и сооружений, оборудованию систем управления воздушным движением, радионавигации ВС. Исходным пунктом проектирования аэропорта является его потенциальный годовой объем пассажирских перевозок. Необходимость в воздушном транспорте для исследуемого региона связана с перспективами его экономического развития и возможностями роста численности его населения. Исходя из этого, оценивают масштабы пассажирообмена аэропорта, объёмы транспортируемых через него грузов, планируемое количество рейсов. 21 Генплан является исходным документом, на основе которого рассчитывается смета его строительства или реконструкции. В генплане отражаются основные показатели, характеризующие аэропортовый комплекс (табл. 2.1). Таблица 2.1 Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных аэропортов Показатели Ед. изм. Отечественные аэропорты Зарубежные аэропорты 1. Площадь аэропорта в границах землеотвода га 950-1230 1050-3000 2. Площадь аэродрома га 805-990 880-1560 3. Площадь служебно-технической территории га 100-150 170-580 4. Коэффициент застройки аэродрома % 10-25 13-23 5. Коэффициент застройки СТТ % 25-35 30-40 Проект аэропорта и параметры аэродромных сооружений учитывают технические характеристики обслуживаемых воздушных судов: длина, высота, размах крыльев, максимальная взлётная и посадочная скорость, длина разбега, посадочная дистанция, взлётная дистанция, радиус разворота носового колеса, объём заправки топливом и пр. Характеристики ВС различных типов обуславливают потребные размеры ВПП, мест стоянки и других сооружений лётного поля (табл. 2.2). Таблица 2.2 Технические характеристики ВС и ВПП Тип ВС Индекс РФ Код ИКАО Длина ВПП, м Размах крыла, м Колея шасси, м G max, т Длина ВС, м Кол-во пас. мест Як-40 2 3С 1250 25,0 3,9 16,0 25,0 27 Ан-24 3 3С 1330 29,2 7,9 21,0 23,5 52 Як-42 4 4D 1800 34,2 5,9 54,0 36,4 100 Ту-204 5 4D 2600 42,0 8,9 94,0 46,0 214 Ил-62М 6 4D 2900 43,2 8,0 161,0 53,1 168 Ил-96 6 4D 3200 60,0 10,8 216,0 55,0 300 В-707-300 6 4D 3088 44,4 7,9 148,4 46,6 219 В-707-200 6 4Е 3150 59,6 12,4 342,5 55,4 300 L-1011 6 4D 2469 47,3 12,8 191,3 54,4 400 ДС-1010 6 4D 3200 47,4 12,6 246,0 60,0 380 А-310 6 4D 1845 43,9 10,9 130,0 46,6 26 Страницы ← предыдущая следующая →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *