Опрос иностранного гражданина

В России может быть установлена уголовная ответственность за пособничество в организации незаконной миграции. За это предлагается наказывать штрафом в размере до 200 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Нормы прописаны в законопроекте, который Госдума уже приняла в первом чтении, а 25 сентября документ планирует рассмотреть Комитет палаты по госстроительству и законодательству.

Авторами поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы стали депутаты Московской городской Думы. Они считают, меры ответственности за содействие незаконной миграции необходимо возложить и на чиновников. За организацию с использованием своего служебного положения незаконного въезда и пребывания иностранцев в России их будут лишать свободы на срок до 7 лет и штрафовать на сумму до 500 тысяч рублей.

Также законопроектом предлагается дополнить УК РФ нормой, предусматривающей уголовную ответственность за посредничество в незаконном получении документов, необходимых для въезда, пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, а также транзитного проезда через ее территорию.

Напомним, что в 2004 году в Уголовный кодекс была введена статья 322.1 «Организация незаконной миграции» и была установлена ответственность за организацию незаконного въезда в Россию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране и незаконного транзитного проезда.

Что касается пособничества в получении мигрантами документов незаконным путем, то среди таких документов может быть документ, подтверждающий владение иностранным гражданином или лицом без гражданства русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации без реального факта явки на экзамен или без факта его успешной сдачи. Также речь может идти о документе, подтверждающем отсутствие у иностранного гражданина или лица без гражданства заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и включены в соответствующий перечень заболеваний. Еще одной фикцией может стать документ, подтверждающий наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя в Российской Федерации.

По информации Московского городского суда, в 2017 году судами было рассмотрено 303 уголовных дела по преступлениям, предусмотренным статьей 322.1 УК РФ, из которых приговоры были вынесены по 283 делам. При этом ни одного обвинительного приговора за пособничество в незаконном получении документов, необходимых для въезда, пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, а также транзитного проезда через территорию нашей страны, вынесено не было.

«Отсутствие дел, по которым граждане были привлечены за пособничество в незаконном получении миграционных документов, свидетельствует о том, что предусмотренный статьей 322.1 УК РФ состав преступления не охватывает указанного выше общественно опасного деяния», — сказано в пояснительной записке к проекту.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в сентябре.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 28: Особенности опроса иностранных
граждан и лиц без гражданства
Учебный материал по лекции подготовил профессор
кафедры, кандидат военных наук, профессор Казинский Н. Е.
Вопросы:
1. Основы правового статуса лица без гражданства, иностранного
гражданина и иностранного гражданина, пользующегося
дипломатическим иммунитетом в Российской Федерации.
2. Основные трудности, возникающие при опросе иностранных

граждан и лиц без гражданства, и примерный алгоритм его
проведения.

3. 1. Основы правового статуса лица без гражданства, иностранного гражданина и иностранного гражданина, пользующегося

1.1 Основы правового статуса лица без гражданства и иностранного гражданина
Опрос граждан является наиболее распространенным действием, связанным со
сбором первоначальной и последующей информации о событии правонарушений и
преступлений. Между тем это действие может быть связано с определенными трудностями,
которые могут возникнуть, в частности, при опросе иностранных граждан и лиц без
гражданства. При этом наибольшую сложность представляет ситуация, когда речь идет об
опросе ИГ, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Поэтому актуальность изучения
данной темы требует выяснения основных положений правового статуса ИГ и ЛБГ в РФ,
изучения проблем, возникающих при опросах ИГ, и ознакомления с тактическими приемами,
используемыми при них. Сотрудники полиции должны обладать определенными знаниями
для профессионального общения с данной категорией граждан, так как согласно
действующему законодательству обеспечение контроля за соблюдением ИГ и ЛБГ
установленных для них правил пребывания на территории РФ является одной из функций
органов внутренних дел. Непосредственно же этим занимаются сотрудники ФМС РФ.
Основные положения правового статуса иностранного гражданина и лица без
гражданства в Российской Федерации определяются Конституцией Российской
Федерации. В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ указано: «Иностранные граждане и лица без
гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с
гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом
или международным договором Российской Федерации». Более детальная регламентация
прав и обязанностей ИГ и ЛБГ содержится в текущем законодательстве. В частности, это:
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в РФ»;
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в РФ»;
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в
РФ».
В ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в РФ», содержится определение иностранного гражданина и лица без гражданства, где
указано что:
иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного
государства. Поэтому следует иметь в виду, что при наличии у человека двойного гражданства –
российского и какого-либо другого, то в российской правовой системе де-юре он будет считаться
российским гражданином со всеми правами и обязанностями последнего;
лицо без гражданства (юр. термин – апатрид) – это физическое лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства)
иностранного государства.
Порядок въезда и выезда из Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства установлен
Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию». Согласно этому закону иностранные
граждане и лица без гражданства могут выезжать из России и
въезжать в Россию при наличии российской визы, по
действительным документам, выданным соответствующими
органами государства их проживания, удостоверяющим их
личность и признаваемым Россией в этом качестве, если иное не
предусмотрено федеральными законами РФ, международными
договорами РФ или указами Президента РФ.
Этим же Федеральным законом определен порядок проезда иностранных граждан и лиц без
гражданства через территорию России. Транзитный проезд осуществляется, как правило, без права
на остановку (для этого необходима транзитная российская виза). В случае вынужденной остановки
(т.е. пребывания больше 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления таких
обстоятельств, как: стихийные бедствия; необходимость ремонта соответствующего транспортного
средства и т.д.) оформление пребывания на территории России и продление срока действия
транзитной визы производится в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных
граждан или лиц без гражданства, подаваемому в территориальные органы ФМС.
Все иностранные граждане, пребывающие на территории России, подразделяются на три категории:
1) временно пребывающие лица;
2) временно проживающие лица;
3) постоянно проживающие лица.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется
сроком действия выданной ему визы, а если он прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не
требующем получения визы, – то срок составляет не более 90 суток, за исключением случаев,
указанных в федеральном законе.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не
требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок
временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия
разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со
статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в РФ».
Срок действия разрешения на временное проживание иностранного гражданина составляет 3 года.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, предоставляемых
одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждается
Правительством Российской Федерации. В течение срока действия разрешения на временное проживание
и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид
на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской
Федерации не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство
выдается иностранному гражданину на 5 лет (по окончании продлевается каждый раз еще на 5 лет).
Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан встать на учет по месту
пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ. При этом временно проживающие и постоянно
проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны проходить ежегодную
перерегистрацию в территориальном органе ФМС.
Учет по месту пребывания иностранного гражданина производится, если он предъявил
миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую
Федерацию и документ, удостоверяющий его личность.
В соответствии с Федеральным законом № 115 «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. каждый иностранный гражданин или лицо
без гражданства обязан при проверке паспортного режима предоставить:
1) при временном пребывании в Российской Федерации:
• миграционную карту (выдается при пересечении Государственной границы Российской
Федерации; должна быть у иностранного гражданина в период всего временного
пребывания на территории РФ);
• уведомление о прибытии иностранного гражданина и лица без гражданства в место
пребывания, оформленное в паспортно-визовом подразделении ФМС России или
организации федеральной почтовой связи (ОФПС) (также, как правило, проверяется
заявление гражданина Российской Федерации, принимающего иностранного гражданина и
предоставившего ему жилплощадь, при этом регистрационный учёт по месту жительства
приглашающего должен быть действующим на момент проведения проверки);
• документ, удостоверяющий личность и принадлежность к гражданству иного государства
(таким документом является гражданский паспорт, а также документы, предусмотренные
межправительственными соглашениями Российской Федерации и государствами СНГ);
2) при временном проживании в Российской Федерации:
гражданский паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, в котором проставлен штамп о
разрешении на временное проживание и оформлена регистрация по месту жительства;
удостоверение лица без гражданства для временного проживания в Российской Федерации, выданное
территориальными органами ФМС субъекта Российской Федерации;
3) при постоянном проживании:
гражданский паспорт, к которому выдается вид на жительство иностранного гражданина с проставленным в
нем штампом о регистрации по месту жительства;
вид на жительство лица без гражданства, с проставленным в нем штампом о регистрации по месту
жительства.
Таким образом, под нарушением правил пребывания иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации следует понимать:
проживание без документов на право пребывания на территории Российской Федерации;
проживание по недействительным документам;
несоблюдение установленного порядка миграционного учета, передвижения или выбора
места жительства;
уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания;
несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
1.2 Основы правового статуса иностранных граждан, пользующихся дипломатическим
иммунитетом и особенности их опроса.
Вопрос об ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан,
которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления или правонарушения на

территории Российской Федерации разрешается согласно нормам международного права дипломатическим
путем.
В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и международной Конвенцией
о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе
дипломатических агентов 1973 г., имеется перечень дипломатических представителей, членов их семей и
сотрудников административно-технического персонала представительств, а также других официальных лиц,
на которых распространяется дипломатический иммунитет.
Личной неприкосновенностью и иммунитетом пользуются: глава дипломатического представительства (посол,
посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и их заместители; военные, военнополевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и
секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и
проживающие с ними совместно. На началах взаимности ограниченным иммунитетом пользуются:
консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических представительств, а
также представители и должностные лица международных организаций, члены парламентских и
правительственных делегаций. Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые
помещения, и на средства передвижения дипломатических представителей.
Однако это не дает права использовать дипломатическую неприкосновенность в целях,
несовместимых с функциями дипломатического представительства. Иммунитет и личная
неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения возложенных на
дипломатические, консульские представительства, официальные делегации государств функций. Этими
нормами установлено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной
ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте.
Нормами международного права предусмотрено, однако, что аккредитующее государство может отказаться от
дипломатического иммунитета. В таком случае виновный привлекается к ответственности по закону места
совершения правонарушения. В подтверждении дипломатической неприкосновенности иностранный
гражданин должен предъявить дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или
служебное удостоверение личности. В соответствии с Уставом патрульно-постовой службы полиции:
• Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим
иммунитетом, не исключает законной самообороны от его
противоправных действий и принятия соответствующих мер для
пресечения совершаемых им преступлений, нарушений
общественного порядка.
• В случае совершения правонарушения иностранными
гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом,
патрульный (постовой) обязан пресечь на месте
противоправные действия иностранного гражданина и
зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию
правонарушителя, номер документа, подтверждающего его
личную неприкосновенность, затем отпустить
правонарушителя и о случившемся доложить рапортом
начальнику соответствующего органа внутренних дел

13. 2. Основные трудности, возникающие при опросе иностранных граждан и лиц без гражданства, и примерный алгоритм его проведения

Главной проблемой, возникающей при проведении опроса ИГ и ЛБГ как потерпевшего (пострадавшего) или
как очевидца (свидетеля) правонарушения и преступления, является языковой барьер. Надо иметь в виду, что
ИГ может выступать и в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении и в качестве подозреваемого и обвиняемого по уголовным делам. Во
всех перечисленных случаях необходимо присутствие переводчика. Данная необходимость обусловлена в
первую очередь нормами Конституции и в частности положениями ч. 2 ст. 26, где сказано, что «Каждый имеет
право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и
творчества». Вместе с тем данная норма нашла своё отражение в административном и уголовнопроцессуальном законодательстве.
Так в ч. 2 ст. 24.2. КоАП РФ говорится, что «лицам, участвующим в производстве по делу об административном
правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право
выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на
другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами
переводчика».
В свою очередь в ч. 2 ст. 18 УПК РФ, сказано, что «участникам уголовного судопроизводства, не
владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по
уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать
объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами
уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а
также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК РФ».
Административно-правовой статус переводчика определяется нормами административноправового законодательства.
Так, согласно ст. 25.10. КоАП РФ переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в
производстве которых находится дело об административном правонарушении для перевода речи
лиц, не владеющих языком на котором ведётся административное производство.
Лицами, не владеющими языком, на котором ведется производство,
признаются те, которые не могут свободно изъясняться или читать
на данном языке, не понимают или плохо понимают разговорную
речь, испытывают затруднения в понимании тех или иных
терминов. Немые и глухие участники производства по делу также
нуждаются в переводчике, но владеющем навыками сурдоперевода,
то есть понимающем знаки немых или глухих людей.
При производстве по делу об административном правонарушении переводчик обязан:
1) Явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об
административном правонарушении.
2) Выполнить полно и точно порученный ему перевод, удостоверив верность перевода своей
подписью.
Переводчик письменно предупреждается об административной ответственности за выполнение
заведомо неправильного перевода по ст. 17.9 КоАП РФ.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, переводчик может быть привлечен к
административной ответственности в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно ст. 25.12. КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном
правонарушении не допускаются лица в качестве переводчика в случае, если они:
состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной
ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, прокурором,
судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых
находится данное дело.
ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу;
если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в
исходе данного дела.
При наличии вышеперечисленных обстоятельств переводчик подлежит отводу.
Уголовно-процессуальный статус переводчика определяется нормами уголовнопроцессуального законодательства.
В соответствии со ст. 59 УПК РФ переводчиком признаётся лицо, привлекаемое к участию в
уголовном судопроизводстве в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком,
знание которого необходимо для перевода (в т. ч. навыками сурдоперевода).
О назначении лица переводчиком дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а
суд – определение. Вызов переводчика и порядок его участия в уголовном судопроизводстве
определяются статьями 169 и 263 УПК РФ.
В ходе уголовного судопроизводства переводчик вправе:
задавать вопросы участникам уголовного судопроизводства в целях уточнения перевода;
знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, а также с
протоколом судебного заседания и делать замечания по поводу правильности записи перевода,
подлежащие занесению в протокол;
приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и
суда, ограничивающие его права.
В ходе уголовного судопроизводства переводчик не вправе:
осуществлять заведомо неправильный перевод;
разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с
участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом
заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ;
уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд.
За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования
переводчик несет ответственность в соответствии со статьями 307 и 310 Уголовного кодекса
Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 18 УПК РФ следственные и судебные документы, подлежащие обязательному
вручению подозреваемому, обвиняемому, а также другим участникам уголовного
судопроизводства, должны быть с помощью переводчика переведены на родной язык
соответствующего участника уголовного судопроизводства или на другой язык, которым он
владеет (например, обязательному вручению по УПК РФ подлежат копии протокола задержания,
постановления о возбуждении уголовного дела, постановления об отказе в возбуждении
уголовного дела, постановления о прекращении уголовного дела, постановления о привлечении

лица в качестве обвиняемого и другие документы).
В случаях, если ИГ и ЛБГ не нуждаются в переводчике, об этом обязательно делается
соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении в протоколе
допроса, в объяснении и в других процессуальных и непроцессуальных документах (рапортах,
справках и т.д.), где записывается фраза: «в услугах переводчика не нуждается». Данная запись в
протоколе об административном правонарушении, протоколе допроса и объяснении
удостоверяется подписью ИГ или ЛБГ.
При опросе иностранного гражданина, владеющего русским языком, проводящий опрос
сотрудник полиции должен соблюдать следующие правила усвоения разговорной речи:
говорить достаточно громко, чтобы собеседник его хорошо слышал;
медленно четко выговаривать все слова в предложении, чтобы у собеседника было время понять
смысл каждого слова по отдельности;
не допускать слов и фраз, предусматривающих многозначное толкование;
исключать трудные для слухового восприятия речевые обороты;
не допускать жаргонных выражений;
поддерживать свою речь соответствующей мимикой и жестами.
Для устранения возможного недопонимания во взглядах на обсуждаемые события сотруднику ОВД
необходимо побеспокоиться об установлении психологического контакта с опрашиваемым ИГ или
ЛБГ. Для этого предварительно ему необходимо ознакомиться с особенностями национальных
традиций, нравов, обычаев, религиозных убеждений, имущественного и должностного положения
опрашиваемого лица. Только при наличии необходимых взаимоотношений и взаимного
понимания можно рассчитывать на успех опроса. При этом следует помнить, что в каждом
конкретном случае взаимоотношения зависят как от особенностей личности и поведения
сотрудника ОВД, так и индивидуально-психологических особенностей иностранного собеседника.
При общении сотрудников ППС с иностранными гражданами необходимо руководствоваться
требованиями:
Сотрудник подразделения ППСП в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с
гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и
понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.
Патрульный (постовой) полицейский при обращении к гражданину обязан назвать свои должность,
звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего
сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения гражданина патрульный (постовой) полицейский, обязан назвать свои
должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в
пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного
вопроса.
В разговоре с гражданами сотрудники патрульно-постовой службы полиции обязаны проявлять
спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать
грубостью на грубость и в своих действиях не руководствоваться личными неприязненными
чувствами.
Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время
успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий,
после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или
иные нормативные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о
составлении протокола, доставлении нарушителя в отдел (отделение) внутренних дел или
возможности ограничиться замечанием.
Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует, по возможности, делать так, чтобы
дети этого не слышали.
С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться так же вежливо, как и со
взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста.
С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо
отметки. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу
самому взять их.
Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими,
доставляются в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне.
Иностранные граждане, если они не пользуются дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства,
находящиеся на территории Российской Федерации, при совершении правонарушений подлежат
ответственности на общих основаниях.
Сотрудник подразделения ППС в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами,
обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не
допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.
Патрульный (постовой) полицейский при обращении к гражданину должен поздороваться с ним,
приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко
сообщить причину и цель обращения.
При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой)
полицейский руководствуется федеральными законами, регламентирующими правовое положение
иностранных граждан на территории Российской Федерации, при этом обращает внимание на место и
срок действия регистрации национального паспорта, документов, подтверждающих правомерность
пребывания в Российской Федерации, наличие соответствующих отметок (даты — штампа),
подтверждающих пересечение Государственной границы РФ.
При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов,
пребывающих без регистрации, а также по просроченным или недействительным документам,
патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному по территориальному органу МВД России на
районном уровне и действует по его указанию.
При обнаружении на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах лиц, находящихся в
бессознательном состоянии, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями, а также с
другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья вызывается на место скорая медицинская
помощь. Доставлять таких лиц в служебные помещения органов внутренних дел запрещается.
Примерный алгоритм проведения опроса ИГ или ЛБГ:
Исходя из вышеизложенных правил пребывания и особенностей работы с ИГ и ЛБГ можно наметить
примерный алгоритм проведения опроса ИГ и ЛБГ как потерпевшего, так и очевидца (свидетеля)
правонарушения или преступления:
Выяснить, владеет ли ИГ или ЛБГ русским языком? (если нет, то необходимо будет предоставить
переводчика).
Представиться самому и попросить представиться опрашиваемого (назвать свои должность, звание,
фамилию, например: полицейский, сержант полиции Иванов Александр Петрович. Скажите, пожалуйста,
как Вас зовут? Разрешите посмотреть Ваши документы и т.д.).
Установить личность, путём проверки документа, удостоверяющего личность и срока его действия:
паспорт ИГ или удостоверение ЛБГ;
виза (для стран визового въезда).
Определить легальность (законность) пребывания (проживания) ИГ или ЛБГ на территории РФ. В
соответствии с тем, какие документы должны предоставлять ИГ и ЛБГ в случае проверки документов,
сотрудниками полиции проверяются:
Для временно пребывающих в РФ иностранных граждан:
миграционная карта;
бланк уведомления о прибытии ИГ или ЛБГ в место пребывания с отметкой территориального
органа ФМС, гостиницы или организации федеральной почтовой связи (ОФПС).
Для временно проживающих в РФ иностранных граждан:
документ, удостоверяющий личность (гражданский паспорт);
отметка в этом документе о разрешении на временное проживание (должен стоять штамп о
регистрации по месту жительства на 3 года).
Для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан:
документ, удостоверяющий личность (гражданский паспорт);
вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства (С этой целью сотрудник
полиции может обратиться к ИГ или ЛБГ с такими вопросами, как: По какому адресу Вы
проживаете? Где Вы работаете, кем? Будьте добры, назовите, пожалуйста, Ваши рабочий и
домашний номера телефонов и т.д.).
Установить психологический контакт с ИГ или ЛБГ.
Задавать вопросы по следующей схеме:
Расскажите, пожалуйста, что произошло?
Сколько было преступников (правонарушителей)?
Вы можете описать их внешний вид?
Какие приметы преступников (правонарушителей) Вы запомнили?
В каком направлении они скрылись?
Какими транспортными средствами они воспользовались?
Опишите, пожалуйста, номера и особые приметы транспортных средств?
Какие изменения были внесены в обстановку места происшествия?
Кто мог внести эти изменения?
С какой целью были внесены эти изменения?
Таким образом, вопросы должны быть короткими, чёткими, лаконичными, недвусмысленными, по
возможности заранее обдуманными. В зависимости от события происшествия логическое построение вопросов
и их количество может варьироваться.
Фиксирование (документирование) результатов опроса.
Выражение благодарности за помощь (например: «Большое Вам спасибо за информацию»; «Вы нам очень
помогли»; «Благодарю за сотрудничество»; «Выражаю надежду на дальнейшую помощь в процессе
раскрытия данного преступления и наказания виновных лиц» и т.д.).
ОБЪЯСНЕНИЕ
Гор. Москва
«_15_»_октября__ 2014__ г.
Время: __11__ч. __00__ мин.
Оперуполномоченный ОУР ОМВД России по району «Коньково» г. Москвы_лейтенант полиции Денисов А.А
получил объяснение от гр.
1. Фамилия, имя, отчество _Семиглядов Евгений Альбертович
2. Год рождения _10.11.94
3. Место рождения _г. Москва
4. Адрес: __г. Москва, ул. Волгина, д.14 кв. 93

____________________________________ № телефона __117-11-88____________________
5. Партийность ______—-_____
6. Национальность и гражданство _русский, РФ
7. Паспорт или другие документы _Паспорт 4500 № 902007, выдан 20.12.2008 ОВД района «Коньково» г.
Москвы
8. Образование _среднее_общее
9. Место работы и должность, № телефона _студент 2го курса Московского государственного
университета им. Ломоносова, тел. 89263360636
По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:
Я каждое утро выгуливаю свою собаку, таксу по кличке «Рекс». Сегодня, 15 октября 2014 года, я
встал рано и вышел на прогулку с собакой около 5 часов утра. Проходя мимо неохраняемой стоянки
автомашин, я увидел, что в автомашине «Фольксваген Пассат» зелёного цвета находятся двое
молодых людей 25-35 лет, славянской внешности, которые, заметив меня, опустили
солнцезащитные козырьки. Наблюдая данную автомашину каждый день на этой стоянке и не зная
кому она принадлежит, я не придал увиденному значения, решив, что молодые люди являются её
владельцами и распивают в салоне спиртные напитки. Пройдя неохраняемую стоянку, я повернул за
угол и направился в лесопосадку, где ещё около 10 минут выгуливал собаку. Возвращаясь домой, я
даже не обратил внимания, находится ли автомашина «Фольксваген Пассат» на своём месте или
нет. Опознать молодых людей, увиденных мной в машине «Фольксваген Пассат», я не смогу, так как
не заострял на них своё внимание. К тому же из-за опущенных солнцезащитных козырьков мне были
плохо видны их лица. Больше по данному факту я ничего пояснить не могу
За дачу заведомо ложных показаний по ст. 307 УК РФ предупреждён.
С моих слов записано верно и мной прочитано
/Семиглядов Е.А./
Опросил: о/у ОУР, л-нт полиции
/Денисов А.А./

Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации, однако, неконтролируемый миграционный поток вносит серьезный дисбаланс в безопасность нашего государства.

Незаконное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их вселения, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма. Усилению угроз общественной безопасности способствует незаконная миграция из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической ситуацией.

Введенная в январе 2013 года статья 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации была направлена на совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности (вплоть до уголовной) за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В частности, для граждан Российской Федерации уголовно-наказуемой считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания). Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3-х лет. Вместо него могут назначить принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или осуществлять определенную деятельность на аналогичный период или без такового.

В ноябре 2016 года в мировой суд по Тукаевскому судебному району было направлено уголовное дело в отношении С., жителя с. Большая Шильна, который в августе 2016 года фиктивно зарегистрировал в своем жилом доме двух граждан Узбекистана, то есть осуществил фиктивную постановку на учет иностранных граждан, чем лишил миграционный пункт отдела МВД России по Тукаевскому району возможности осуществлять контроль за соблюдением данными иностранными гражданами миграционного учета и их передвижением на территории РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *