Оптимизация в здравоохранении

Оптимизация системы здравоохранения во многих регионах была проведена неудачно, заявила вице-премьер Татьяна Голикова в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1».

31 октября президент Владимир Путин провел в Калининградской области заседание Госсовета, на котором обсуждались проблемы здравоохранения в России. Еще в июне, в ходе «Прямой линии» глава государства подчеркнул, что считает главным доступность для граждан первичного звена здравоохранения. Однако 60 процентов россиян качеством медицинских услуг все еще недовольны.

За первичное звено здравоохранения, которым и недовольны в основном россияне, часто отвечают местные власти. В свою очередь, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила программе, что «системно инфраструктуру никто не трогал с конца 50-х годов».

Первый зампред правительства, министр финансов РФ Антон Силуанов подчеркнул, что в регионах проблема не решалась годами. «Модернизация поликлиник, районных больниц, которые в плохом, если не сказать, в ужасном состоянии», — сказал он.

На Госсовете Путин указал: гражданам не надо разбираться, какая ступень системы относится к муниципальному ведению, какая – к федеральному. Рядовой человек «исходит из того, что власти должны обеспечить качество медицинского обслуживания».

Государство работает над решением проблемы, однако стоит помнить – то, что вчера казалось достижением, сегодня часто воспринимается как норма, отметил Путин. «И это на самом деле справедливо», — добавил он.

Данные материалы принадлежат Министерству здравоохранения РК. Использование допускается при ссылке на первоисточник: Министерство здравоохранения РК, РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК.

от 29 мая и 30 мая 2020 года

Программа коллегии

  1. Генеральный директор РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК Тосекбаев К.Д. — «О ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020-2025 годы по итогам 1 квартала 2020 года»
  2. Заместитель генерального директора РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК Нургалиева Ж.Т. — «Методика расчета целевых индикаторов и показателей результатов, включенных в Государственную программу развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы»
  3. Директор Департамента лекарственного обеспечения и стандартизации Министерства здравоохранения Республики Казахстан Костюк А.В. — «Совершенствование лекарственного обеспечение»
  4. Заместитель директора ДПОЗ Министерства здравоохранения Республики Казахстан – Ахметова З.Д. — «Формирование приверженности ЗОЖ и развитие службы общественного здоровья»

  5. Директор ДОМП Министерства здравоохранения Республики Казахстан – Ембергенова М.Х. — «Повышение качества и доступности медицинской помощи»

  6. Заместитель Председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Ахметниязова Л.М. — «РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»
  7. Директор ДкОСМС Министерства здравоохранения Республики Казахстан – Шайхыбекова Г.Т. — «О внедрении обязательного социального медицинского страхования»

  8. Заместитель Председателя Правления — член Правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Шоранов М.Е. — «О ходе реализации обязательного социального медицинского страхования»
  9. Заместитель директора ДНЧР Министерства здравоохранения Республики Казахстан – Жусипалиева Г.Б. — «Развитие человеческого капитала»

  10. Директор ДЦЗ Министерства здравоохранения Республики Казахстан – Есенбаев Б.С. — «Создание единого цифрового пространства здравоохранения»
  11. Директор ДИП Министерства здравоохранения Республики Казахстан– Кинаятов А.К. — «Улучшение инвестиционного климата в медицинской отрасли»

от 28 февраля 2020 года

ПРОГРАММА СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЯ

  1. Генеральный директор РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗ РК Тосекбаев К.Д. — «Об итогах реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы»
  1. Заместитель директора департамента организации медицинской помощи МЗ РК Джусипов Б.А. – «Об итогах деятельности координационных советов в 2019 году, план на 2020 год»
  2. Директор департамента инвестиционной политики МЗ РК Кинаятов А.К. – «Инфраструктура государственных организаций здравоохранения»
  3. Председатель Правления ФСМС Жумагулов А.Н. — «Об организации доступности медицинской помощи через внедрение ОСМС»
  4. Директор департамента государственных закупок и активов МЗ РК Байжуманова А.Т. – «Внедрение принципов корпоративного управления в государственных организациях здравоохранения»
  5. Директор департамента управления персоналом МЗ РК Баймагамбетова Э.Ш. – «Новый порядок назначения руководителей УЗ, главных врачей медицинских организаций, подведомственных УЗ»
  6. Заместитель Председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК Бекшин Ж.М. – «О мерах по предотвращению распространения короновирусной инфекции (COVID-19) в Республике Казахстан»

***

Программа расширенного заседания Коллегии МЗ РК

  1. Министр здравоохранения МЗ РК Биртанов Е.А. – «Итоги деятельности Министерства здравоохранения за 2019 год и задачи на 2020 год»
  2. Председатель Правления ФСМС Жумагулов А.Н. — «О ходе реализации обязательного социального медицинского страхования в 2020 году»
  3. Заместитель Председателя Комитета контроля качества товаров и услуг Ахметниязова Л.М. — «О результатах деятельности комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг МЗ РК за 2019 год»

От 3 декабря 2019 года

This is just some code.

Программа заседания Коллегии МЗ РК

1. Председатель правления НАО ФСМС Жумагулов А.Н. — Готовность к внедрению ОСМС

2. Председатель Ассоциации медицинских ВУЗов РК Ахметов В.И. — Успешное внедрение и устойчивое развитие ОСМС через обучение

3. Руководитель УЗ Карагандинской области Нурлыбаев Е.Ш. — О ходе реализации пилотного проекта внедрения ОСМС в Карагандинской области

4. Руководитель УЗ Алматинской области Ыскак Б.Е. — О готовности инфраструктуры к внедрению ОСМС

5. Вице-министр здравоохранения РК Абишев О.А. — Готовность медицинских информационных систем к ОСМС

6. Руководитель УЗ ЗКО Беркингали Н. — Готовность медицинских информационных систем к ОСМС

7. Вице-министр Л.М. Актаева «Обсуждение основных рисков внедрения ОСМС»

От 13 сентября 2019 года

Программа заседания Коллегии МЗ РК

Вице-министр здравоохранения РК К. Надыров «Соотношение основных показателей здравоохранения с развитием инфраструктуры и материально-технического обеспечения регионов»

Вице-министр здравоохранения РК Л. Актаева «О ходе подготовки к внедрению ОСМС в Казахстане»

Вице-министр здравоохранения РК Л. Актаева «О мерах по снижению общей смертности в Республике Казахстан»

От 29 июля 2019 года

Программа заседания Коллегии МЗ РК

Генеральный директор РЦРЗ МЗ РК А. Айыпханова «О ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016 — 2019 годы по итогам 1 полугодия 2019 года»

Вице-министр здравоохранения РК Л. Актаева «О ходе реализации плана мероприятий по реализации основных направлений развития ПМСП в РК на 2019-2020 годы; оперативного плана мероприятий по снижению материнской смертности в РК на 2019 год; плана по снижению младенческой и детской смертности в РК на 2019-2020 годы; дорожных карт по совершенствованию медицинской помощи по итогам 1 полугодия 2019 года»

Вице-министр здравоохранения О. Абишев «О кадровом обеспечении и мерах социальной поддержки работников сферы здравоохранения в регионах»

Вице-министр здравоохранения К. Надыров «Инвестиции в инфраструктуру здравоохранения»

Вице-министр здравоохранения О. Абишев «Цифровизация здравоохранения Республики Казахстан»

Отчетная встреча Министра здравоохранения РК с населением 18 июня 2019 года

Министр здравоохранения Е. Биртанов. «Итоги деятельности Министерстве здравоохранения Республики Казахстан за 2018 год и задачи на 2019 год»

От 15 февраля 2019 года

Программа итоговой Коллегии МЗ РК

Министр здравоохранения Е. Биртанов. «Меры по укреплению здоровья, повышению качества и доступности медицинской помощи»

Вице-министр здравоохранения О. Абишев. «Цифровизация системы здравоохранения»

Презентация Вице-министра здравоохранения Л. Актаевой. «По вопросам материнской смертности в РК»

Презентация Вице-министра здравоохранения Л. Актаевой. «О реализации комплекса мер по повышению доступности и качества ПМСП в разрезе регионов»

Брошюра «Деятельность Министерства здравоохранения РК: итоги 2018 года; планы на 2019 год»

Проект протокола итоговой Коллегии МЗ РК

От 20 июля 2018 года

Актаева Л.М. «О ходе реализации ГоспрограммыДенсаулық и достижении показателей проектного управления»

Абишев О.А. «О переходе на безбумажное ведение медицинской документации»

Бекшин Ж.М. «О качестве оказания медицинских услуг в разрезе регионов»

Отарбаев Н.К. «О мерах по снижению догоспитальной летальности при несчастных случаях, отравлениях и травмах»

От 27 апреля 2018 года

Протокол Коллегии Министерства здравоохранения РК от 27 апреля 2018 года_Рус

Протокол Коллегии Министерства здравоохранения РК от 27 апреля 2018 года_Каз

От 28 февраля 2018 года

Программа Коллегии (Қаз)

Программа Коллегии (Рус)

Брошюра Итоги деятельности МЗ РК за 2017 год (Қаз)

Брошюра Итоги деятельности МЗ РК за 2017 год (Рус)

Биртанов Е.А. Итоги 2017г. и задачи 2018г

Бахмутова Е.Л. О внедрении ОСМС

Цой А.В. Цифровизация здравоохранения

Бюрабекова Л.В. Лекарственное обеспечение

Каптагаева А.К. Кадровые ресурсы здравоохранения

Нургожин Т.С. Модернизация мед.образования на примере КазНМУ

Отарбаев Н.К. Содоклад внедрение двухуровневой системы неотложной помощи

От 17 августа 2017 года

Доклад: О ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016-2019 годы

Тезисы к докладу: О ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения РК «Денсаулық» на 2016-2019 годы

Рейтинг регионов, НИИ, высших учебных заведений на основе достижения показателей Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулы?» на 2016-2019 годы по итогам 6 месяцев 2017 года

Исходные данные регионов по показателям ГПРЗ за 6 мес 2017г.

Исходные данные по Координационным советам

Доклад: Модернизация отрасли здравоохранения

Доклад: Обеспечение потребности в кадрах здравоохранения

Тезисы к докладу: Обеспечение потребности в кадрах здравоохранения

Доклад: Достижения и перспективы развития центра рационального использования лекарственных средств

Протокол Коллегии Министерства здравоохранения Республики Казахстан №5 от 17 августа 2017 года

От 9 июня 2017 года

Программа заседания коллегии МЗ РК

Доклад: «О реализации единого перспективного плана по развитию инфраструктуры системы здравоохранения» (Директор департамента инвестиционной политики МЗ РК)

Cодоклад: «О реализации единого перспективного плана по развитию инфраструктуры системы здравоохранения» (Советник Министра здравоохранения РК)

Cодоклад: «О реализации единого перспективного плана по развитию инфраструктуры системы здравоохранения» (Специалист по общественному здравоохранению Всемирного банка)

Доклад: «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи в РК»

Тезисы к докладу: «Об утверждении Правил оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе в РК»

Презентация: Развитие инфраструктуры, инвестиции и ГЧП

Презентация: Реформа скорой медицинской помощи в РК

Решение №4 Коллегии Министерства здравоохранения РК

От 7 апреля 2017 года

Программа заседания коллегии МЗ РК

Презентация: Модель Службы общественного здравоохранения

Презентация: Формирование потенциала службы общественного здоровья

Презентация: Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность

Проект Плана мероприятий МЗ РК по противодействию коррупции на 2017 год

Решение коллегии

От 3 марта 2017 года

Программа расширенной Коллегии МЗ РК

Презентация Министра здравоохранения Республики Казахстан Биртанова Елжана Амантаевича: Итоги деятельности системы здравоохранения Республики Казахстан в 2016 году

Проект доклада Министра здравоохранения Республики Казахстан Биртанова Елжана Амантаевича на расширенной Коллеги и МЗ РК 3 марта 2017 г. об итогах деятельности системы здравоохранения в 2016 году и о задачах по модернизации в рамках Послания Главы государства

Презентация: Цифровая модернизация здравоохранения

Презентация: Концепция «Модернизация 3.0 в здравоохранении»

Презентация: Регулирование цен на лекарственные препараты

Аналитический материал расширенной Коллегии МЗ РК

«Конечно, во многих регионах оптимизация была проведена неудачно, прямо скажем», – сказала она в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия-1».

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в свою очередь заявила, что «системно инфраструктуру никто не трогал» с конца 50-х годов прошлого века.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов отметил, что районные больницы находятся в плохом, если не сказать, ужасном состоянии. «Тема годами не решалась», ­– добавил он.

Ранее на заседании президиума Госсовета Президент России Владимир Путин заявил, что власти регионов часто схематично проводят оптимизацию в первичном звене медицины, усложняя доступ к медицинской помощи для населения. По его словам, логистика медучреждений не учитывает запросы и интересы людей и не обеспечивает широкую доступность медицинских услуг.

Глава государства признал, что в сложившейся ситуации денег для очередного витка модернизации этой сфере вряд ли хватит. Он вновь выразил уверенность, что основная работа должна идти в субъектах, и попросил Минздрав оказать им необходимую поддержку.

С 2012 года в России проходит так называемая оптимизация здравоохранения: сократилось количество больниц, койко-мест и сотрудников медицинских учреждений. При этом жалобы на качество и доступность медицинской помощи не стали звучать реже. В воскресенье напротив здания Минздрава прошла акция «Против лжи и коррупции в здравоохранении», на которую пришли несколько десятков человек: как сотрудники больниц, так и пациенты. Акция не была согласована властями. Этот митинг – лишь часть расширяющегося протеста медиков против новых порядков в отрасли.

Участники акции выдвинули свои требования в виде резолюции. Основное – это требование улучшения условий труда, создание прозрачной системы начисления заработной платы и прекращения «оптимизации». Кроме того, активисты требуют обратить внимание на проблему коррупции в области подрядов и поставок, а также отказаться от повышения пенсионного возраста, которое лишит большинство медработников права на досрочную пенсию «по выслуге лет».

Embed share Embed share Текст скопирван width px height px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:02:27 0:00

Оптимизация по накатанной

Процесс оптимизации длится уже несколько лет, но только недавно медицинский протест стал принимать серьезные масштабы. Сотрудники и пациенты как минимум трех известных медицинских учреждений Москвы вступили в борьбу за свои права и начали рассказывать о том, как обстоят дела в российской медицине изнутри. В НИИ глазных болезней, Центре патологии речи и нейрореабилитации, а также в Центре хирургии им. Вишневского истории оптимизации практически одинаковы. Реформы начались с приходом нового руководителя и его команды, руководитель нередко принадлежал к иной сфере медицины, чем учреждение, которым его назначили управлять. После чего начинались массовые увольнения врачей, сокращение ставок и зарплат. На первый план выходила финансовая составляющая, то есть то, сколько можно заработать на платных услугах.

Радио Свобода уже писало о ситуации с Центром патологии речи и нейрореабилитации, где против оптимизации выступили пациенты и уже уволенные сотрудники. После прихода в Центр нового руководителя многие сотрудники из старой команды были вынуждены уволиться «по соглашению сторон», а сам курс реабилитации заметно сократили. Точно так же прошли увольнения в НИИ глазных болезней, и на днях лишь одному врачу института удалось через суд вернуть себе рабочее место.

Семен Гальперин на пресс-конференции по поводу судьбы Центра хирургии им. Вишневского

Президент «Лиги защиты врачей» Семен Гальперин сравнивает «оптимизацию» здравоохранения с приватизацией предприятий в 90-х годах, которая должна была улучшить и оптимизировать промышленность, но в итоге разрушила ее.

Сколько людей умерли в результате закрытия больницы, никого наверху не волнует

– Сегодня мы делим последнее, что осталось в нашей стране. Никто не обещал, что приватизация здравоохранения приведет к каким-то другим итогам, нежели приватизация промышленности. Мы видим все то же самое: разваливаются и закрываются клиники. Да, это называется по-другому, потому что тем, кто принимает решения, стыдно сказать, что это приватизация. Но принцип тот же самый: учреждение переводят на финансовые планы, их эффективность оценивается по тому, сколько денег добыто с каждого квадратного метра клиники. А сколько людей умерли в результате закрытия больницы, никого наверху не волнует. Мы оптимизируем нашу страну, мы оптимизируем наше население.

В Центре хирургии им. Вишневского ситуация еще сложнее. В 2016 году Центр возглавил Амиран Ревишвили, который ранее был заведующим отделением тахиаритмии в Бакулевском институте. Вместе с ним пришла новая команда, которая и начала управлять финансами центра. По словам врача центра Ольги Андрейцевой, три административных должности в учреждении заняли члены одной семьи, они и управляют финансовой и хозяйственной деятельностью. Это помощник директора по финансовым вопросам Альбина Фролова, ее дочь и зять. С тех пор деньги стали направляться на ремонт административных помещений и тех отделений, которые связаны с кардиологией – именно в этой области работал Ревишвили.

На видео, которое сделали активисты, показана основная операционная, в которую вы точно не захотите попасть: облезлые стены, один из хирургических светильников не работает. Несмотря на плачевное состояние как минимум трех операционных, руководство центра все же смогло выделить 292 миллиона рублей на ремонт административных помещений.

В центре также нет экстренной операционной, поэтому, если пациент столкнулся с осложнениями после операции, ему придется ждать, пока закончатся плановые операции. Андрейцева рассказала, что были случаи, когда людей приходилось оперировать прямо на койке в реанимационном отделении. На просьбы сотрудников сделать экстренную операционную в одной из пустующих операционных руководство центра не отреагировало.

– Помощник директора Фролова считает слишком дорогим удовольствием отремонтировать и содержать экстренную операционную с экстренными бригадами, – говорит Андрейцева.

По словам Андрейцевой, в центре есть дорогостоящее оборудование, которое не используется только потому, что для него не закупили относительно недорогие расходные материалы. Также сократили количество расходных сетов к аппаратам возврата крови, которые используются при операциях с заведомо большой кровопотерей. Из-за этого аппарат используют, только когда кровопотеря превышает 1,5–2 литра.

– Правильней было бы начинать использовать аппарат возврата крови с самого начала таких операций, не дожидаясь критической кровопотери, – считает Андрейцева.

Ольга Андрейцева на пресс-конференции по поводу судьбы Центра хирургии им. Вишневского

В самих операционных долго не было кондиционеров, пока Андрейцева не написала письмо Путину. Но даже после этого появились только бытовые кондиционеры, а не медицинские.

– Если мы говорим о дорогостоящем оборудовании, которое простаивает, потому что нет расходных материалов, это само по себе является основанием для организационных и кадровых выводов со стороны министерства, – комментирует ситуацию юрист Александр Помазуев. – И оно вполне может и должно как-то на это реагировать. Но если министерство в этой ситуации бездействует, то ни у пациентов, ни у сотрудников нет никаких юридических возможностей заставить администрацию выделить деньги вместо ремонта административных помещений на ремонт операционных.

Видимо, с целью экономии в центре стали сокращаться поставки лекарств и расходных материалов. Пациенты рассказывают, что, несмотря на лечение по системе обязательного медицинского страхования, многие вещи они покупают сами.

Даже физраствора может не быть

– Огромное количество пациентов действительно вынуждено приносить лекарства с собой, – рассказывает сестра одной из пациенток и руководитель инициативной группы пациентов Ирина Граблевская. – Каждый курс химиотерапии, который мы проводим с моей сестрой, обходится нам примерно в 70 тысяч. Таких курсов порядка 6 в год. В этом году нам принесли шприц объемом 60 мл, потому что других не оказалось. После этого мы сами закупили шприцы. Не раз получалось, что больные, которые не могут самостоятельно выйти за пределы больницы, просят привезти обезболивающие лекарства и многое другое, потому что больница этого предоставить не может. Даже физраствора может не быть.

Пикеты в Москве против реформирования медицины

В распоряжении Радио Свобода есть несколько листов требования-накладной на лекарства за сентябрь и октябрь этого года. Согласно данным этих накладных, в центре действительно многие из запрашиваемых лекарств либо не выдаются совсем, либо в гораздо меньшем объеме. Сокращают выдачу антибиотиков, смесей для энтерального питания, противовоспалительных препаратов, физраствора и много другого.

– Фактически дважды оплачивается одна и та же услуга, – говорит Александр Помазуев. – Причем плата с пациентов взимается незаконно, и деньги незаконно получаются из Фонда медицинского страхования. Это может быть основанием для реагирования со стороны правоохранительных органов, и мы уже написали заявления. Но в первую очередь на нарушения в текущей работе должно реагировать руководство. Если они не реагируют, то единственный, кто может это сделать, – это Министерство здравоохранения. Но они в этой ситуации предпочитают не вмешиваться.

Во второй половине 2017 года в центре прошли сокращения и увольнения сотрудников, в основном людей пенсионного возраста. По словам Андрейцевой, их вынудили уволиться по собственному желанию, пригрозив уволить по статье. Никаких дополнительных выплат или компенсаций сотрудники не получают.

– Меня уволили за пять минут, – рассказывает бывшая медсестра центра Татьяна Барабанщикова. – Когда меня уволили, я каждое утро в течение четырех месяцев вставала в 6 часов и собиралась – я была настроена идти работать. А когда понимала, что мне никуда больше не надо, я чувствовала себя выброшенной.

По данным Андрейцевой, всего в центре уволили около 100 человек. Среди них были и врачи: врач лучевой диагностики, сосудистые хирурги, хирурги-аритмологи. С ноября этого года закрывается 2-е абдоминальное отделение, то есть сразу ряд направлений хирургии: хирургия неопухолевых очаговых поражений печени, неопухолевых заболеваний пищевода и так далее.

Некоторые должности в Центре сократили, а сотрудникам предложили перейти на другие. Например, врачу-онкологу предложили должности уборщика помещений, уборщика территорий, документоведа и санитарки. По данным Андрейцевой, из-за сокращения врачей в реанимации дежурства «закрывают» ординаторы, которые еще не имеют права самостоятельно дежурить и не имеют сертификатов. О нехватке персонала говорят и пациенты.

– Я не раз видела, как сестра, которая ставит препараты для химиотерапии, а это непростое дело, вынуждена бегать между двумя отделениями, – рассказывает Ирина Граблевская. – Она не успевает перекрывать эти капельные системы. Мы научились перекрывать их сами и ждать, пока к нам подойдет медсестра, которая просто на разрыв.

Тех сотрудников, которых не уволили, перевели на меньшие ставки. Однако нагрузка у этих специалистов не уменьшилась – они по-прежнему работают столько же, сколько и на полных ставках. По словам Андрейцевой, сотрудники очень тяжело переживали этот перевод.

Один из переведенных на полставки сотрудников переживал очень сильно, скончался на рабочем месте

– В течение года двое просто не смогли работать и сами уволились. Один из переведенных на полставки сотрудников переживал очень сильно, скончался на рабочем месте. У меня есть приятельница, врач-хирург, которую точно так же перевели на полставки, а загрузка в операционной у нее на две ставки. Это все случилось за один день: ни уведомлений, ни предложений, ни времени на раздумья.

Пикеты в Москве против реформирования медицины

Юрист Александр Помазуев считает, что таким способом администрация добивается снижения количества работников, которые получают заработную плату. Это позволяет увеличивать формальный средний размер зарплаты. Так администрация выполняет так называемые «майские указы» Путина, которые предполагают повышение зарплаты до 200 процентов от средней по региону. В то же время массовые переработки сотрудников не оплачиваются.

– Все традиционно, наслушавшись про «майские указы», привыкли к тому, что к 2018 году зарплату обещали поднять, – говорит Александр Помазуев. – На самом деле Верховный суд уже высказывался по этому делу довольно четко: указ президента не обещал повысить заработную плату, указ президента обещал стараться это делать. Как вы понимаете, между обязательством повысить и обязательством стараться есть огромная разница. Поэтому руководство института может отчитаться, что они очень стараются, но никаких обязательств в этой части на них не лежит.

С появлением нового руководства в центре появилась новая непрозрачная система начисления зарплаты. Все сотрудники были переведены на «эффективный контракт»: есть фиксированная часть, и есть доля заработной платы, которая зависит от объема выполненной работы. Администрация также утвердила локальные акты, которые описывают, как распределяется этот фонд. Составляются ведомости по отделам, суммы спускаются начальникам отделов, а те их распределяют в зависимости от трудового вклада каждого работника. В то же время сам работник не может узнать, почему у него в этом месяце получилась именно такая сумма. По словам Помазуева, администрация в ответах ссылается на «общий кошелек»: в целом институт заработал меньше, поэтому сколько бы сотрудник ни работал, он не получит зарплату, пропорциональную его работе. Несмотря на все локальные акты, распределение заработной платы зависит исключительно от усмотрения руководства, которое определяет, какой отдел сколько получит. Никакого контроля за этим не существует.

– Когда министерство ставит задачу добиться определенных показателей, администрация делает это за счет пациентов или работников, – говорит Помазуев. – Строя свою работу таким образом, чтобы формальные показатели были выполнены и у министерства формально не было претензий. В какой ситуации оказываются работники или пациенты, уже не имеет существенного значения.

На письмо Ольги Андрейцевой пришел ответ из Министерства здравоохранения. В нем говорится, что факты, указанные в ее обращении, не подтвердились. На пресс-конференцию в Росбалте, которую организовал «Альянс врачей», не пришли ни представители руководства центра, ни представитель министерства. Радио Свобода отправило запрос в центр, но получить оперативный ответ не удалось. Вскоре после отправки запроса контакты пресс-службы центра пропали с сайта учреждения.

Однако у редакции есть открытое письмо коллектива центра, которое было написано в ответ на то, что рассказала Ольга Андрейцева. По ее словам, его подписала на самом деле лишь часть коллектива, причем самих подписей никто не видел. Радио Свобода опубликует выдержки из этого письма.

«По состоянию на 01.09.2018 года 90% основных фондов Учреждения имеют 100% износ. Разумеется, всем нам хотелось бы, чтобы наша клиника имела современный облик и оснащение. Но решить все проблемы, которые накапливались годами, невозможно в одночасье».

«Обновление центра уже идет, и отрицать это невозможно. За последние два с половиной года завершен ремонт и полное переоснащение отделения реанимации. Созданы и полностью оснащены четыре рентген-операционные. Отремонтирован и полностью переоснащен аритмологический центр, отделение компьютерной томографии, закуплен и установлен новый рентгеновский аппарат. Ведется ремонт палат в отделениях. Идет замена старых лифтов, проведен ремонт холлов и центральной лестницы в главном корпусе. Наконец-то в центре появилось хорошее кафе, где сотрудники и посетители могут обедать. Благоустроена и облагорожена территория центра, его парковая зона стала красивой и комфортной. Полностью реконструирован и оснащен современным мультимедийным оборудованием конференц-зал, где теперь не стыдно проводить крупные научные мероприятия, в том числе международного уровня».

«Утверждения о том, что в центре хирургии есть дефицит «базовых» лекарственных препаратов, необоснованны».

«Что касается реструктуризации учреждения, изменений штатного расписания, сокращения и увольнения сотрудников – эта тема болезненна для каждого, без исключения, учреждения, организации или предприятия. Вряд ли можно найти примеры, когда бы подобные процессы проходили в коллективах абсолютно гладко, не вызывая неудовольствия той части сотрудников, которые вынуждены уйти. В то же время мы понимаем, что необходимость оптимизации штатных расписаний не является личным желанием директоров бюджетных организаций, а диктуется необходимостью «вписаться» в заданные рамки финансирования. Не избежало этого и наше учреждение. Однако речь не идет о массовых увольнениях: в НМИЦ хирургии им. Вишневского с сентября 2017 по сентябрь 2018 года были уволены с соблюдением требований Трудового законодательства 59 работников. Из них по собственному желанию – 24 человека, по соглашению сторон – 23 человека, по сокращению численности и (или) штата – 12 человек».

В письме также упоминается о намерении инициировать судебное разбирательство, чтобы восстановить в глазах общественности имя центра. Ольгу Андрейцеву на данный момент защищает «Альянс врачей».

Десять лет назад, в 2010 году, в России началась реформа здравоохранения. Ее тогда называли оптимизацией, и отвечала за нее Татьяна Голикова – бывший министр здравоохранения. Сейчас она занимает должность вице-премьера и возглавляет оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. Реформой власти остались недовольны.

Девять лет оптимизации российского здравоохранения привели к провалу, именно так охарактеризовал ситуацию Владимир Путин летом прошлого года.

«Пациенты справедливо жалуются на плохие условия, очереди к врачам-специалистам и их нехватку. Медицинские работники, в свою очередь, недовольны уровнем заработной платы и высокой нагрузкой», – сказал тогда он.

Embed Поделиться Embed Поделиться Код скопирован в буфер обмена ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:02:42 0:00

Реформа российского здравоохранения стартовала в 2010-м. Тогда планировалось оптимизировать расходы за счет закрытия неэффективных больниц и повысить зарплаты медработникам. В 2012-м, вернувшись в президентское кресло, Путин подписал «майские указы» – велел платить врачам больше.

Это привело к тому, что после выхода «майских указов» начались сокращения. Так, с 2013-го по конец 2019 года, по данным Росстата, младших медработников стало меньше в 2,5 раза – их количество сократилось с 687 тысяч человек до 265 тысяч; среднего персонала – почти на 10% – с почти 1,5 миллиона человек до 1,3 миллиона; а врачей – на 2,2% – с 578 тысяч человек до 565 тысяч. Отдельно стоит отметить врачей-инфекционистов, их по сравнению с началом медицинской реформы стало на 10% меньше, эпидемиологов – почти в полтора раза. Смертность от инфекций, напротив, выросла на десятую долю процента.

Но глобально сокращения начались задолго до 2010-го: в 1990 году в России было 140 тысяч инфекционных коек, в 2012-м – в два раза меньше, всего 70 тысяч, к 2018 году их стало уже 59 тысяч. Заболевших тоже стало меньше, но не настолько (4,4 миллиона в 1990 году, 3,5 миллиона в 2018-м). Зато выросла нагрузка на врачей.

Расходы федерального бюджета на здравоохранение тем временем продолжали снижаться: с 613 миллиардов рублей в 2012-м до 439 миллиардов рублей в 2017-м. Разницу был призван компенсировать Фонд обязательного медицинского страхования. В 2013 году оплату расходов медицинских учреждений включили в страховые тарифы. Медики тогда жаловались, что их услуги по документам стоят в четыре-пять раз меньше, чем на самом деле, и расходы пришлось урезать.

Хоть число больниц и сократилось, а современного, более эффективного медоборудования, закупленного на средства федерального бюджета, стало больше, оказалось, что регионам тяжело поддерживать зарплату врачей на уровне, заданном «майскими указами» Путина. Расходы на содержание медоборудования оказались для многих неподъемными. Врачи продолжали жаловаться на колоссальные нагрузки и не такие уж и высокие зарплаты: после массовых сокращений работы у них меньше не стало.

В ноябре 2019-го чиновники решили, что после девяти лет оптимизации российской медицине нужна модернизация. Новый план должен был в ближайшие четыре года исправить ошибки прежнего: провести инвентаризацию, скорректировать число врачей и разработать новую систему оплаты их труда. Основная нагрузка по реализации должна была лечь на регионы, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы планы властей не скорректировал коронавирус.

Читай нас в Яндекс.Дзене

Подписаться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *