Органы прокуратуры

Функции прокуратуры.

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:

  • 1) реализация основной функции прокуратуры — прокурорского надзора;
  • 2) осуществление уголовного преследования;
  • 3) участие в правотворческой деятельности;
  • 4) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • 5) осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  • 6) участие в рассмотрении дела судами;
  • 7) международное сотрудничество.

Прокурорский надзор — направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.

Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих полномочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соответствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окончательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.

Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, существенно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения.

Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наделены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нормативных актов.

Координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, учувствует в разработке международных договоров РФ.

Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято подразделять на три типа:

  • 1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выполнения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законодательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказательств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия законных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных. Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, могут быть сугубо предварительными. Признать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголовным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел РФ.
  • 2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осуществляется либо предварительного расследования в форме дознания уголовного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих большой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие. К их числу относятся:
    • — органы внутренних дел;
    • — пограничные органы федеральной службы безопасности;
    • — органы Федеральной службы судебных приставов;
    • — органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
    • — следователи Следственного комитета Российской Федерации;
    • — таможенные органы Российской Федерации.

Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. действия по обнаружению и фиксации следов преступления «по горячим следам».

3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Такого рода деятельность, как предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наблюдение, обследование помещений или зданий, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:

  • — внутренних дел и федеральной службы безопасности;
  • — Федеральной службы охраны РФ;
  • — Федеральной таможенной службы РФ;
  • — Службы внешней разведки РФ;
  • — Федеральной службы исполнения наказания РФ.

Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации


Эмблема прокуратуры Российской Федерации


Флаг прокуратуры Российской Федерации

Общая информация

Страна

Россия

Дата создания

12 (23) января 1722
17 января 1992

Предшествующие ведомства

Прокуратура РСФСР
Прокуратура СССР

Штаб-квартира

Россия Россия, Москва

Генеральный прокурор Российской Федерации

Чайка Юрий Яковлевич

Первый заместитель

Буксман Александр Эмануилович

Сайт

Аудио, фото, видео на Викискладе

Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 1992 год. Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2006 год. Здание Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Петровке.

Прокурату́ра Росси́йской Федера́ции — единая федеральная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие. В прокуратуре Российской Федерации предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.

История

12 (23) января 1722 в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура — «Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору». При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Пётр I сказал: «Вот око моё, коим я буду всё видеть».

Эта же мысль нашла своё отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора»: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят «Декрет о суде № 1», согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путём возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и Совнарком СССР принято решение об учреждении прокуратуры СССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре СССР» определило правовой статус прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его президиуму. Помимо этого прокурор СССР был подотчётен и Совнарком СССР. Это обеспечивало независимость прокурора СССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Первым прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре СССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путём издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре СССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только прокурора СССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 году произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче — победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 года принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, прокуратура СССР приступила к разработке на её основе Закона о прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 года, был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплён принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утверждён и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В прокуратуре предусмотрена военная служба.

Направления деятельности прокуратуры

Здание прокуратуры Свердловской области, Екатеринбург, март 2017 года

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
  • за исполнением законов судебными приставами,
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Структура прокуратуры

форменная одежда работников прокуратуры. (погоны юриста
1 класса),

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Научные и учебные организации прокуратуры (в частности. Университет прокуратуры Российской Федерации)
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)
  • Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Президентом Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры — военные и другие специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации..

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; вносит представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной или материальной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении; объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, частное и надзорное представление (жалобу) на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал президент России 28 декабря 2010 года. Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинён президенту Российской Федерации.

Классные чины и воинские звания

Классные чины

Классные чины прокурорских работников — это личные служебные разряды, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины:

Младший начальствующий состав Старший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Классный чин Юрист 3 класса Юрист 2 класса Юрист 1 класса Младший
советник юстиции
Советник юстиции Старший
советник юстиции
Высший начальствующий состав
Погоны к
повседневной
форме одежды
Классный чин Государственный советник юстиции
3 класса
Государственный советник юстиции
2 класса
Государственный советник юстиции
1 класса
Действительный государственный
советник юстиции

Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование.

Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин.

С 2014 года лица, не имеющие высшего образования не могут быть приняты на должности прокурорских работников.

Прокурорским работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса.

В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.

Воинские звания

Прокурорские работники, проходящие службу в органах военной прокуратуры, имеют статус военнослужащих. Таким работникам в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» присваиваются воинские звания.

Служебное оружие

На основании ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Критика

Компания Hewlett-Packard признала, что давала взятку неназываемым российским чиновникам при заключении контракта на поставки компьютеров по завышенным ценам для Генпрокуратуры в 2000—2003 годах. В расследовании, проводившемся Министерством юстиции США, фигурируют миллионы долларов и евро, выплачивавшихся через подставные офшорные компании, некоторые из которых были напрямую связаны с чиновниками. Средства отмывались через банковские счета в Швейцарии, Латвии и Австрии.

В 2008 году содокладчики ПАСЕ назвали российскую прокуратуру «репрессивным органом» и предлагали её ликвидировать.

В 2011 году ФСБ России раскрыла в Московской области сеть нелегальных казино, которые «крышевали» высокопоставленные сотрудники прокуратуры и областной полиции. СК России возбудил уголовное дело. Впоследствии так называемое «игорное дело» было фактически развалено из-за того, что Генпрокуратура с самого начала заступалась за его фигурантов.

Управления Генеральной прокуратуры России в федеральных округах неоднократно подвергались критике, так, по сообщениям граждан, в кабинетах этих структур сложно застать сотрудников, поэтому решения субъектов россияне предпочитают обжаловать сразу через Генеральную прокуратуру РФ.

Примечания

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»
  3. История органов прокуратуры. genproc.gov.ru. Дата обращения 6 февраля 2019.
  4. Структура Генеральная прокуратура Российской Федерации
  5. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Российская газета (30 декабря 2010). Дата обращения 14 июня 2016.
  6. Федеральный закон «О прокуратуре»
  7. ст. 45 Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров
  8. Награды прокуратуры Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 14 января 2012. Архивировано 24 декабря 2011 года.
  9. 1 2 3 Приказ Генпрокурора РФ от 6 апреля 2007 г. № 393-к «О наградах прокуратуры Российской Федерации»
  10. Приказ Генерального прокурора РФ от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“»
  11. Приказ Генерального прокурора РФ от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“»
  12. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 415 «Об учреждении медали прокуратуры Российской Федерации „290 лет прокуратуре России“»
  13. Учреждена награда прокуратуры Российской Федерации «Медаль Руденко»
  14. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.2016 г. № 701 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации»
  15. Елена Марголина. Hewlett-Packard призналась в даче взяток в России // РБК, 10.04.2014
  16. Содокладчики ПАСЕ предлагают ликвидировать российскую прокуратуру.
  17. ФСБ раскрыла «крышу» подпольных казино: взятки шли боссам ГУВД и прокурору Подмосковья // Newsru.com, 16.02.2011
  18. Генпрокуратура и ВС подвели «игорное дело» к окончательному развалу, не помогло даже жесткое письмо Бастрыкина // Newsru.com, 22.01.2014
  19. «Вопросы фракции КПРФ в Госдуме к отчету Генерального прокурора Российской Федерации» Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе

Органы прокуратуры

Когда мы слышим слово “прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.

Однако ее работа заключается не только в расследовании уголовных дел. Основная задача прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на нашей территории.

Прокуратура работает на основании ст. 129 Конституции РФ и Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Органы прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ.

Генеральной прокуратуре подчиняются прокуратуры субъектов федерации, а им, в свою очередь, прокуратуры городов и районов.

Кроме того, есть специальные прокуратуры: военная во главе с Главной военной прокуратурой и Главным военным прокурором, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях.

Прокуратура занимается следующими вопросами.

1. Надзором за исполнением законов федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контролирующими органами и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону их правовых актов.

Заметьте, что надзор не распространяется на Федеральное собрание РФ, Президента РФ, Правительство РФ, и на граждан, которые не являются должностными лицами. Также, прокуратура не надзирает и за судами.

Прокурор может беспрепятственно входить на территории учреждений, за которыми он надзирает, знакомиться с документами, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений, а обнаружив, что было совершено преступление или административное правонарушение, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Если у прокурора есть сведения о готовящихся незаконных действиях, он может дать потенциальному правонарушителю письменное предупреждение о недопустимости нарушений закона.

Если прокурор узнает, что каким-то органом издан нормативный или индивидуальный акт (об их различии смотрите главу 2), противоречащий закону, то он может принести в этот или в вышестоящий орган протест, т.е. обратиться с требованием об отмене этого акта или пойти с таким же требованием в суд.

Протест должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и о результатах прокурор должен быть извещен немедленно.

Часто бывает так, что государственный орган не издает никаких письменных актов, а нарушает права граждан своими действиями. Например, начальник жилищной организации в нарушение законодательства не предоставляет инвалидам скидку с квартирной платы и коммунальных услуг в размере 50 процентов, но не подписывает никаких распоряжений, которые можно было бы опротестовать.

В этом случае прокурор может внести представление, (т.е. письменное требование) об устранении нарушений закона, которое должно быть рассмотрено немедленно, а меры по устранению нарушений должны быть приняты в течение месяца.

2. Второй вид прокурорского надзора — это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля и их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор обязан:

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

• разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного ущерба;

Здесь прокурор имеет те же полномочия, что и при надзоре за соблюдением законов. Т.е. если он узнает о совершении преступление, то возбуждает уголовное дело и принимает меры для привлечения виновных к уголовной ответственности. Если права гражданина нарушаются в результате совершения административного проступка, то он возбуждает производство по делу об административном правонарушении.

Если права или свободы человека можно защитить только в судебном порядке, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или по другим причинам не может сам отстаивать свои права в суде или если нарушены права и свободы большого количества людей, или по другим причинам нарушение имеет большое общественное значение, то прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Во всех остальных случаях граждане должны обращаться в суд самостоятельно.

Занимаясь надзором за соблюдением прав и свобод человека, прокурор может вносить протесты и представления.

3. Третий вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Здесь прокуратура имеет значительно большие полномочия.

Определение. Предварительное расследование преступлений бывает двух видов: дознание и предварительное следствие. Слово “предварительное” используется здесь потому, что основное расследование дела проводится судом.

Дознание — это “облегченный” способ расследования, который включает в себя меньше формальностей. Обычно им занимаются те органы, которые созданы для выполнения других задач.

А предварительное следствие — это основная форма расследования. Оно производится профессиональными следователями по большинству уголовных дел.

Дознание проводится дознавателями (следователями):

1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов пограничной службы Российской Федерации;

3) органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;

4) таможенных органов Российской Федерации;

5) органов Государственной противопожарной службы;

6) прокуратуры.

О том, какие уголовные дела они расследуют, можно узнать в п. 3 ст. 150 УПК РФ, а о правах, которыми обладает прокурор при надзоре за предварительным следствием и дознанием в п. 2 ст.37 УПК РФ.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Определение. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это особая деятельность компетентных органов, которая проводится для защиты прав граждан, безопасности общества и государства от различных преступлений.

Она включает в себя опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку и оперативный эксперимент.

Заниматься ОРД могут органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной охраны, пограничной службы, службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ и таможенные органы.

Гражданин, считающий, что действия органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать их прокурору, в вышестоящий орган или в суд.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами — это четвертый вид прокурорского надзора, поскольку исполнение судебных решений является “узким местом” нашей правовой системы.

Занимаясь им, прокурор имеет те же права, что и при надзоре за исполнением законов.

5. Последний вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и применяющих меры принудительного характера, по назначению суда, а также администрациями следственных изоляторов и других подобных учреждений.

Здесь прокурор имеет очень большие полномочия, вплоть до того, что он может освободить своим постановлением любого, кто содержится в этих учреждениях незаконно.

6. Еще одной задачей прокуратуры является уголовное преследование, иначе говоря, предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к ее ведению.

Т. е. прокуратура не только надзирает за предварительным следствием, но и сама расследует некоторые преступления и при этом надзирает сама за собой. Перечень преступлений, относящихся к ведению прокуратуры можно найти в п. 2 ст. 151 УПК РФ. Это, например, дела об убийствах, изнасилованиях и т.д.

7. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в уголовном процессе в качестве обвинителей, а в гражданском и арбитражном процессе в качестве лиц, участвующих в деле (т.е. не являющихся ни истцами, ни ответчикам, но заинтересованных в его исходе).

Думаю, что объяснять, что такое государственное обвинение не нужно, поскольку все знают, что в суде прокурор доказывает обвинение, предъявленное подсудимому, и предлагает для него меру наказания.

В гражданском процессе прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту государственных или общественных интересов, а также прав и интересов граждан.

Прокурор обязан вступить в гражданский процесс, чтобы дать заключение по существу спора, т.е. сообщить суду свое мнение о том, как он должен быть разрешен, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и по некоторым другим категориям дел, которые указаны в законе.

Прокурор может обжаловать приговоры, вынесенные по уголовным делам и решения по гражданским и арбитражным делам, в рассмотрении которых он принимал участие, в вышестоящую судебную инстанцию, и в этом случае его жалобы будут называться представлениями.

Это важно. Как мы убедились, прокуратура занимается очень широким кругом вопросов, но имеет относительно небольшие полномочия. Поэтому обращение к ней не всегда приносит результат. К ее помощи нужно прибегать тогда, когда речь идет об уголовном деле, деле об административных правонарушениях или об исполнении уголовных и административных наказаний. Здесь прокуратура обладает большими правами и может оказать нам реальную помощь.

В остальных случаях беспокоить прокуратуру нужно только по поводу серьезных нарушений закона. Теоретически от нее можно требовать принятия мер и при отсутствии информации о режиме работы на соседнем магазине, и в случае продажи вам некачественного товара, поскольку и то и другое является нарушением Закона РФ “О защите прав потребителей”, за соблюдением которого прокуратура также должна надзирать.

Но, учитывая, что защитой прав потребителей занимаются специальные органы, имеющие более серьезные полномочия по устранению подобных нарушений (госторгинспекции), обращение в прокуратуру по этому вопросу вряд ли является целесообразным.

С другой стороны, если нарушения достаточно серьезны, или касаются широкого круга лиц, или допускаются правоохранительными или контролирующими органами или если отсутствуют специальные органы, способные их устранить, помощь прокуратуры может быть достаточно эффективной.

Обращаясь в прокуратуру, нужно иметь в виду, что она принимает к рассмотрению только те обращения, которые не подведомственны суду, кроме случаев, когда они касаются защиты общественного интереса или прав социально незащищенных лиц.

Прокуратура Российской Федерации как единая централизованная система органов и учреждений

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать звенностъ прокуратуры в Российской Федерации и чем она предопределена, причем разграничивать организацию и деятельность прокуратуры;

уметь определять юрисдикцию прокуратуры того или иного звена на конкретный субъект Российской Федерации, конкретную административно-территориальную единицу;

приобрести навык соотношения юрисдикций прокуратур одного и того же звена или разных звеньев.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. Федеральное законодательство не должно противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны точно и неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы.

Прокуратура Российской Федерации является специальным органом государственной власти, который обеспечивает соблюдение Конституции РФ и точное исполнение законов на всей территории страны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом положения, касающиеся прокуратуры, размешены в главе 7 «Судебная власть» Конституции РФ.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура в Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Но российская прокуратура не входит в судебную систему РФ. Структура судебной системы определена вполне четко Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

Кроме того, органы прокуратуры в России не осуществляют правосудия. Согласно Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам право на осуществление правосудия принадлежит исключительно судам.

Прокуратура Российской Федерации не относится к исполнительной ветви власти, поскольку она не входит в структуру Правительства Российской Федерации и не отчитывается перед Председателем Правительства РФ.

Прокуратура Российской Федерации не относится к законодательной ветви власти, поскольку законодательная власть в России принадлежит исключительно Федеральному Собранию РФ.

Прокуратура не входит в систему Администрации Президента РФ, поскольку она не входит в се структуру и не отчитывается перед ней.

Прокуратура Российской Федерации не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Она имеет свою собственную цель и направления деятельности.

Прокуратура надзирает за обеспечением единства правового пространства в стране, за установлением и укреплением законности и правопорядка в государстве, а также охраняет права, свободы и законные интересы личности, общества и государства.

Определяя главные черты, характеризующие современную российскую прокуратуру, необходимо выделить следующее.

Прокуратура — это федеральный орган государственной власти. Свою деятельность прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации. Полномочия прокуратуры распространяются на всю территорию Российской Федерации независимо от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов Федерации или специфики отдельных административно- территориальных единиц (функции прокуратуры реализуются также и в закрытых административно-территориальных образованиях).

Прокуратура занимает специфичное положение в государственном устройстве России. Являясь органом государственной власти и находясь в тесных отношениях со всеми ветвями власти, она не может быть однозначно отнесена ни к одной из них.

По характеру осуществляемых полномочий прокуратура в определенной степени «тяготеет» к органам исполнительной власти. Вместе с тем прокуратура не включена в систему федеральных органов исполнительной власти, определенную указом Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008 г. № 724. (в ред. от 24 мая 2011). В свою очередь, данные органы поднадзорны прокуратуре. В Конституции РФ ст. 129. устанавливающая основы организации прокуратуры. отнесена к главе 7 «Судебная власть». Но судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам, несмотря на то что она в соответствии с действующим процессуальным законодательством осуществляется при значительном участии прокуроров в судопроизводстве.

Интересны отношения прокуратуры с законодательной властью, ведь прокуратура может рассматриваться как примыкающий к законодательной власти орган, уполномоченный надзирать за исполнением принимаемых законов. В то же время законодательных функций прокуратура не осуществляет. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» говорит лишь об участии прокуратуры в правотворческой деятельности.

Таким образом, имеются предпосылки считать прокуратуру отдельным самостоятельным органом государственной власти. Конституцией РФ и действующим законом о прокуратуре данный вопрос оставлен открытым.

Прокуратура относится к числу правоохранительных органов. Ее деятельность в полной мере отвечает всем признакам правоохранительной деятельности — она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства;

осуществляется специально уполномоченными субъектами только на основании закона и в соответствии с законом; связана с применением мер государственного принуждения; принятые прокурорами законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Главным содержанием прокурорской деятельности является надзор за исполнением действующих на территории России законов. Другие осуществляемые прокуратурой направления деятельности, как правило, обусловлены или тесно связаны с выполнением ею надзорных задач в масштабе всего государства.

К ним можно отнести: 1) уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; 2) участие в рассмотрении дел судами; 3) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 4) участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура имеет разветвленную систему органов, позволяющих ей осуществлять надзор во всех урегулированных законом сферах правовых отношений. В то же время эта система органов построена на началах единства и строгой централизации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *