Оригинальность как признак произведения означает

Тест «Авторское право и интернет»

Инструкция по выполнению работы

Тест проверяет знания обучающихся 1-го курса колледжа по теме «Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения».

Тест содержит 12 вопросов, каждый из которых предполагает выбор одного или нескольких вариантов ответа.

На выполнение работы отводится 15 минут.

1) Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования:

Выберите один из вариантов ответа

а) материальной собственности

б) интеллектуальной собственности

2) Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся:

Выберите несколько вариантов ответа

а) программы для ЭВМ

б) идеи, мысли, сюжеты

в) Интернет-сайты

г) произведения науки, литературы и искусства

3) Не относятся к объектам авторских прав:

Выберите несколько вариантов ответа

а) официальные документы

б) произведения народного творчества

в) экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы

г) сообщения чисто информационного характера

4) Выберите верные утверждения:

Выберите несколько вариантов ответа

а) Авторское право требует официальной регистрации

б) Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно

в) Автор – физическое лицо

г) Автору не принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование.

5) Срок действия авторского права:

Выберите один из вариантов ответа

а) в течение всей жизни автора плюс 50 лет после его смерти

б) в течение всей жизни автора

в) в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти

г) 100 лет

6) Верно ли, что после смерти Александра Сергеевича Пушкина можно позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин»

Выберите один из вариантов ответа

а) нет

б) да

7) Что можно делать без согласия автора?

Выберите несколько вариантов ответа

а) копировать компьютерные программы

б) публично исполнять произведения вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы

в) делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо

г) воспроизводить обнародованное произведение исключительно в личных целях

д) цитировать труд автора в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях

8) Верно ли, что используя информацию с бесплатного сайта в Интернете, не обязательно соблюдать требования закона

Выберите один из вариантов ответа

а) да

б) нет

9) Статья 146 УК РФ предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат):

Выберите несколько вариантов ответа

а) если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю

б) за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта

в) если это деяние причинило ущерб автору или иному правообладателю

г) за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм

10) Крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает:

Выберите один из вариантов ответа

а) миллион рублей

б) десять тысяч рублей

в) пятьсот тысяч рублей

г) сто тысяч рублей

11) Законодательство РФ предусматривает наказание за присвоение авторства (плагиат) в виде:

Выберите несколько вариантов ответа

а) исправительных работ

б) лишения права занимать определенные должности

в) лишения свободы на срок до шести лет

г) возмещения материального ущерба

12) Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, имеет право:

Выберите несколько вариантов ответа

а) правообладатель более не имеет никаких прав, т.к. на интернет не распространяется действие общих правил авторского права

б) потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор

в) направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав

г) потребовать заблокировать сайт, обратившись к провайдеру

Правильные ответы:

1) б

2) а, в, г

3) а, б, г

4) б, в

5) в

6) а

7) б, г, д

8) б

9) а, б

Практическая сложность применения критерия творческого характера деятельности по созданию произведения заставляет исследователей и суды применять дополнительные критерии, в частности критерии новизны, уникальности, оригинальности, индивидуальности произведения и т.д.

Так, например, п. 21 Постановления № 15 указал, что к объектам авторского права могут относиться произведения, которые могут использоваться самостоятельно, являются творческими и оригинальными. В одном из своих решений Арбитражный суд Свердловской области отметил, что для признания объектом авторского права произведение должно обладать признаками оригинальности и новизны. А Суд по интеллектуальным правам в одном из дел употребил критерий «уникальность». Можно встретить и другие критерии. О критериях творчества, новизны и оригинальности говорилось в решении о программе телепередач и т.д.

Критерий оригинальности является наиболее распространенным. Однако его определения ни в российском законодательстве, ни международных соглашениях нет. Данный критерий остается достаточно размытым и неясным во всем мире. Тем не менее можно выделить два основных варианта его рассмотрения: восприятие произведения как отражения творческого труда автора или как продукта собственного труда автора. В первом случае основной упор делается (в разных вариантах) на творчестве лица, в качестве подтверждения чего рассматривается сам результат. Автор популярного у нас труда по зарубежному авторскому праву Делия Липцик также указывает: «С позиции АП (авторского права. —В. К.) оригинальность заключается в творческом и индивидуализированном способе выражения или форме исполнения произведения…» Характерным примером применения этого подхода в судебной практике может служить, например, дело Eva-Maria Painer, в котором суд признал оригинальность произведения на том основании, что оно отражает личность автора и является результатом его свободного и творческого выбора.

Определенной разновидностью этого подхода может быть случай, когда делается акцент на непохожесть произведения на другие (исходя из того что творческая деятельность лица должна вести к созданию качественно нового произведения). В упомянутом выше деле, рассмотренном Арбитражным судом Свердловской области, было указано, что произведение оригинально, если оно является уникальным, не повторяющимся, существенно отличающимся от других.

Второй подход распространен в странах, следующих английской традиции. Здесь производится оценка проявления автором достаточного «умения, рассудительности и труда», создание произведения должно потребовать достаточных усилий, а не быть заимствованным или присвоенным (напомним о существовании особой доктрины sweat of the brow («в поте лица»), с помощью которой база данных признается оригинальной при наличии достаточного количества затраченного труда).

Так, в Канаде суды признают работы оригинальными в случае, если работа создана автором и не является простой копией другой работы. Верховный суд Канады разъяснил, что для признания работы оригинальной творческий характер не требуется.

В авторском праве США оригинальность понимается как создание произведения непосредственно данным лицом, а не заимствование его из чужих произведений, но от автора требуется проявить хотя бы минимальный уровень творческой деятельности. Это было подчеркнуто и Верховным судом США: «оригинальность, как термин, используемый в авторском праве, означает…, что работа была независимо создана автором (в отличие от копирования из других работ) и что она обладает хотя бы минимальной степенью творчества».

В отношении баз данных о проявлении личности в отборе и расположении материалов можно говорить в том смысле, что эти действия не произведены механически, требуют принятия определенного нестандартного решения.

При этом оригинальность произведения нельзя путать с его новизной. Как отмечают Р. Шехтер и Д. Томас, «не требуется, чтобы произведение было новым. То, что нечто идентичное или возможно идентичное произведению уже было создано другим лицом, является безразличным, пока второе лицо не копирует из работы первого».

В российском праве критерий оригинальности практически поглощается рассмотренным выше критерием творческой деятельности и может использоваться преимущественно лишь для уточнения требований к базе данных. Следует также иметь в виду, что оригинальность (как и последующие критерии) должна проверяться применительно не ко всей базе данных, а только к указанным выше элементам — совокупности отобранных материалов и их расположению. Так, в деле об использовании телепрограммы (которая, по сути, является базой данных, только не в электронной форме) суд оценивал не оригинальность телепрограммы, а лишь ее структуру: «Нельзя признать обоснованным довод подателя жалобы о том, что ее оригинальность выражается в том, что информация располагается, начиная с пятницы. Одного этого признака недостаточно для признания того, что Программа создана в результате творческого труда и является оригинальной и новой по отношению к размещению информации подобного рода в других изданиях».

Критерий новизны также является достаточно неопределенным, а подчас и пересекается с критерием оригинальности. Как отмечает А. В. Кашанин, признак новизны, как правило, скрывается за такими используемыми в литературе обозначениями, как специфичность, своеобразие либо объективная оригинальность (индивидуальность) произведения.

Важность этого критерия очевидна, ведь творческая деятельность всегда порождает что-то новое, соответственно, новизна произведения уже косвенно указывает на вероятное наличие предшествующей творческой деятельности. Однако в действительности в этом случае творчества может и не быть, например, если база данных (расположение материалов и их состав в которой могут быть объективно новыми) создана путем механической комбинации полученных материалов и данных. Эта проблема хорошо известна в патентном праве, там с целью ее решения вводились различные дополнительные критерии патентоспособности: существенная новизна, изобретательский шаг, изобретательский уровень и др. Но тогда привлекательность введения критерия новизны в авторском праве серьезно уменьшается — вместо того чтобы облегчить определение охраноспособности произведения, он сам требует дополнительного уточнения.

Недостаточность критерия новизны отмечалась еще В. И. Сере- бровским: для признания объекта произведением литературы, науки или искусства недостаточно его новизны, требуется еще, чтобы произведение явилось результатом творческой деятельности данного лица, иначе говоря, чтобы данный объект был создан не механически, не путем применения чистой техники. А это фактически возвращает нас к критерию оригинальности. В процитированном выше судебном деле было указано, что признак новизны в данном произведении как результате творческой деятельности является неожиданным и ранее никем не достигался, новизна должна присутствовать как для автора, так и для остальных лиц, а признак оригинальности указывает, что произведение является уникальным, неповторяющимся, существенно отличающимся от других.

Это означает, что критерий новизны не имеет существенного значения в сфере авторского права и может использоваться лишь для предварительной оценки произведения. Тем более если это относится к базе данных, где велик риск охраны типовых стандартизированных решений.

Критерий уникальности. Суд по интеллектуальным правам в одном из своих решений отметил, что основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Данная формулировка, несомненно, вызывает вопросы. Во-первых, невозможность вывода результата из начальных условий характеризует скорее оригинальность решения (автор не использовал очевидные с самого начала пути), чем его уникальность. Во-вторых, требование уникальности представляется излишне жестким для авторского права — не каждое произведение в полной мере является уникальным. Можно заметить, что суд использовал критерий уникальности не изолированно, а в дополнение к критерию творческого характера деятельности, но в этом случае применение такого критерия означает серьезное завышение требований к произведению.

Представляется, что в рамках российского законодательства отмеченные выше дополнительные критерии не имеют самостоятельного значения, а являются частными случаями применительно к критерию творческой деятельности по созданию базы данных. В этой связи они могут применяться для облегчения оценки произведения, но не подменять собой указанный критерий. По этой причине Пленумы Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснили, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан нетворческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Оценка наличия соответствующих критериев в базе данных производится судом самостоятельно, однако он может привлечь для разрешения этого вопроса экспертов.

Рассматривая в целом описанные выше критерии, следует признать не только их достаточно значительную неопределенность, но и то, что они по своей природе не отражают специфику современных баз данных.

Предварительный отбор информации и, особенно, структурирование данных являются средством облегчения поиска требуемой информации в большом ее массиве. Это было очень важно тогда, когда пользователь был вынужден сам вручную искать материал в доступном ему объеме информации. Однако с распространением вычислительной техники более важным стало обеспечить максимальную полноту базы данных, ведь поиск информации, находящейся в электронной форме, уже мог осуществляться за считанные секунды, причем пользователь в этом случае уже не ограничен критериями, заранее заданными составителем базы данных, а мог использовать любую удобную для него комбинацию поисковых критериев. При этом его возможности по поиску будут определяться не самой базой данных, а используемой программной оболочкой.

С другой стороны, глобальный характер использования базы данных требует учета интересов разных категорий пользователей, а это означает, что излишнее ограничение по включаемым в базу данных материалам может негативно повлиять на ее спрос.

Таким образом, для подавляющего большинства современных баз данных отбор материалов и их систематизация утрачивают свое существенное значение, исчезает потребность в этих действиях (по крайней мере, в сложном их варианте); в отношении них не требуется проявлять какое-либо творчество, а значит, подобные базы данных выпадают из сферы авторского права.

Фактически, «творческие» базы данных сохраняют свое значение лишь в некоторых областях человеческой деятельности, где формализация признаков объекта в автоматическом режиме затруднена, например в сфере искусства. Понятно, что на сегодняшний день оценка произведений по стилям, их расположение в зависимости от развития определенной философской или художественной идеи автором и т.п. будут осуществляться человеком.

Конечно, в определенной мере сохранение авторско-правовой охраны в отношении баз данных дает правообладателям дополнительную защиту. В литературе отмечалось: «Но здесь следует сразу же отметить, что причины такого предложения о «двойственной” по характеру охране являются исключительно экономическими и ни в коей мере не продиктованы стремлением сохранить в чистоте природу авторского права. Дело обстоит скорее прямо противоположным образом: по соображениям исключительно практического свойства авторское право хотят поставить на службу инвесторам».

Числа, действия с числами


Общее представление о делении натуральных чисел позволяет отметить результаты, неотделимые от этого действия. Эти результаты, присущие делению натуральных чисел, называются свойствами деления натуральных чисел. В этой статье мы подробно разберем основные свойства деления, приведем примеры и дадим необходимые разъяснения.


Свойство деления двух равных натуральных чисел.

Для того, чтобы сформулировать свойство деления натурального числа на равное ему число, вспомним смысл деления натуральных чисел. Так как смысл результата деления зависит от смысла, приданного делителю, то рассмотрим оба возможных варианта.

Представим, что у нас есть некоторое количество предметов, скажем, a предметов, где a – любое натуральное число. Разложим эти предметы в a кучек так, чтобы в каждой кучке оказалось одинаковое количество предметов. Понятно, что при этом в каждой кучке окажется ровно один предмет.

Можно поставить вопрос и иначе: у нас есть a предметов и нам нужно разложить их в кучки по a предметов в каждой, сколько кучек при этом получится? Очевидно, кучка будет одна.

Эти рассуждения позволяют нам сформулировать свойство деления равных натуральных чисел: если натуральное число разделить на равное ему число, то в результате получится единица.

Запишем это свойство при помощи букв: a:a=1, где a – произвольное натуральное число.

Осталось привести пару примеров. Частное от деления натурального числа 405 на равное ему число 405 равно 1; результат деления 73 на 73 также равен 1.

Свойство деления натурального числа на единицу.


Подойти к свойству деления натурального числа на единицу нам помогут две следующие задачи.

Теперь поставим задачу так: у нас есть a предметов, и нам требуется разделить их на части, по одному предмету в каждой. Понятно, что исходное множество при этом будет разделено на a частей.

Можно задачу поставить и так: сколько предметов будет в кучке, если в нее сложить a имеющихся предметов. Очевидно, что количество предметов будет равно a.

Рассмотренные примеры приводят нас к свойству деления натурального числа на единицу: результатом деления данного натурального числа на единицу является это натуральное число.

Запишем сформулированное свойство деления в буквенном виде: a:1=a.

Приведем примеры. Частным от деления натурального числа 23 на 1 является число 23, а результатом деления натурального числа 10 388 на единицу является число 10 388.

Деление натуральных чисел не обладает переместительным свойством.

Если делимое и делитель являются равными натуральными числами, то в силу свойства деления равных натуральных чисел, рассмотренного в первом пункте этой статьи, мы можем поменять их местами. При этом результатом деления будет все то же натуральное число 1. Иными словами, если делимое и делитель являются равными натуральными числами, то в этом случае деление обладает переместительным свойством.

В остальных случаях, когда делимое и делитель не являются равными натуральными числами, переместительное свойство деления не имеет места. Поясним этот момент.

Когда мы говорили о смысле деления натуральных чисел, то нами было отмечено, что деление натуральных чисел не всегда возможно, в частности, меньшее натуральное число мы не можем разделить на большее (сейчас мы не говорим о делении натуральных чисел с остатком). Тогда, если натуральное число a можно разделить на натуральное число b, причем a не равно b, то b<a. При этом частное b:a не имеет смысла. Следовательно, делимое и делитель нельзя менять местами.

Итак, в общем случае деление натуральных чисел НЕ обладает переместительным свойством.

С помощью букв последнее утверждение записывается как a:b≠b:a, где a и b – некоторые натуральные числа, причем a≠b.

Свойство деления суммы двух натуральных чисел на натуральное число.

Чтобы свойство деления суммы двух натуральных чисел на данное натуральное число стало совсем очевидно, достаточно рассмотреть следующую ситуацию.

Между детьми в группе решили поровну разделить фрукты, которые находятся в двух пакетах (будем считать, что натуральные числа, определяющее количества фруктов в пакетах, можно разделить на натуральное число, соответствующее количеству детей в группе). Для этого можно сначала сложить вместе фрукты из двух пакетов, после чего разделить и раздать их. А можно сначала разделить фрукты из первого пакета и раздать их детям, после чего разделить фрукты из второго пакета и раздать их. Понятно, что и в том и в другом случае у каждого ребенка окажется одно и то же количество фруктов.

Теперь мы можем привести формулировку рассматриваемого свойства: разделить сумму двух натуральных чисел на данное натуральное число – это все равно, что сложить частные от деления каждого слагаемого на данное натуральное число.

Запишем это свойство деления с помощью букв. Пусть a, b и c – такие натуральные числа, что a можно разделить на c и b можно разделить на c, тогда (a+b):c=a:c+b:c. В правой части записанного равенства в первую очередь выполняется деление, после чего – сложение (при необходимости просмотрите материал статьи порядок выполнения действий).

Еще следует обратить внимание на тот факт, что это свойство, а также сочетательное свойство сложения натуральных чисел позволяют выполнять деление суммы трех и большего количества натуральных чисел на данное натуральное число. Например, частное (14+8+4+2):2 равно сумме частных следующего вида 14:2+8:2+4:2+2:2.

Свойство деления разности двух натуральных чисел на натуральное число.

Аналогично предыдущему свойству формулируется свойство деления разности двух натуральных чисел на данное натуральное число: разделить разность двух чисел на данное число – это все равно, что отнять от частного уменьшаемого и данного числа частное вычитаемого и данного числа.

Свойство деления произведения двух натуральных чисел на натуральное число.

Если увидеть связь между делением и умножением, то будет видно и свойство деления произведения двух натуральных чисел на данное натуральное число, равное одному из множителей. Его формулировка такова: результат деления произведения двух натуральных чисел на данное натуральное число, которое равно одному из множителей, равен другому множителю. Приведем буквенный вид этого свойства деления: (a·b):a=b или (a·b):b=a, где a и b – некоторые натуральные числа.

Например, если разделить произведение чисел 2 и 8 на 2, то получим 8, а (3·7):7=3.

Теперь будем считать, что делитель не равен ни одному из множителей, образующих делимое. Сформулируем свойство деления произведения двух натуральных чисел на данное натуральное число для этих случаев. При этом будем считать, что хотя бы один из множителей можно разделить на данное натуральное число. Итак, разделить произведение двух натуральных чисел на данное натуральное число – это все равно, что разделить на это число один из множителей и результат умножить на другой множитель.

Озвученное свойство, мягко говоря, не очевидно. Но если вспомнить, что умножение натуральных чисел по сути является сложением некоторого количества равных слагаемых (об этом написано в разделе теории смысл умножения натуральных чисел), то рассматриваемое свойство следует из свойства деления суммы натуральных чисел на данное натуральное число.

Свойство деления натурального числа на произведение двух натуральных чисел.

Давайте разберем следующую ситуацию. Пусть нужно поровну разделить a призов между участниками b команд по c человек в каждой команде (будем считать, что натуральные числа a, b и c таковы, что указанное деление возможно провести). Как это можно сделать? Рассмотрим два случая.

  • Во-первых, можно узнать общее количество участников (для этого нужно вычислить произведение b·c), после чего провести деление всех a призов на всех b·c участников. Математически этому процессу соответствует буквенное выражение a:(b·c).
  • Во-вторых, a призов можно разделить на b команд, после чего полученное количество призов в каждой команде (оно будет равно частному a:b) разделить на c участников. Математически этот процесс описывается выражением (a:b):c.

Понятно, что и при первом и при втором варианте деления, каждый участник получит одно и то же количество призов. То есть, будет справедливо равенство вида a:(b·c)=(a:b):c, которое представляет собой буквенную запись свойства деления натурального числа на произведение двух натуральных чисел. Следует заметить, что в силу переместительного свойства умножения натуральных чисел полученное равенство можно записать в виде a:(b·c)=(a:c):b.

Осталось лишь привести формулировку рассматриваемого свойства деления: разделить натуральное число на произведение – это все равно что разделить это число на один из множителей, после чего полученное частное разделить на другой множитель.

Свойство деления нуля на натуральное число.

Мы приняли условность, что число нуль (напомним, что нуль не относится к натуральным числам) означает отсутствие чего-либо. Таким образом, деление нуля на натуральное число – это есть деление «ничего» на несколько частей. Очевидно, что в каждой из полученных частей также будет «ничто», то есть нуль. Итак, 0:a=0, где a – любое натуральное число.

Полученное выражение представляет собой буквенную запись свойства деления нуля на натуральное число, которое формулируется так: результатом деления нуля на произвольное натуральное число является нуль.

К примеру, 0:105=0, а частное от деления нуля на 300 553 тоже равно нулю.

Натуральное число делить на нуль нельзя.

Почему же натуральное число нельзя делить на нуль? Давайте разберемся с этим.

Предположим, что некоторое натуральное число a можно разделить на нуль, и результатом деления является другое натуральное число b, то есть, справедливо равенство a:0=b. Если вспомнить о связи деления с умножением, то записанное равенство a:0=b означает справедливость равенства b·0=a. Однако свойство умножения натурального числа и нуля утверждает, что b·0=0. Сопоставление двух последних равенств указывает на то, что a=0, чего быть не может, так как мы сказали, что a – некоторое натуральное число. Таким образом, наше предположение о возможности деления натурального числа на нуль приводит к противоречию.

Итак, натуральное число нельзя делить на нуль.

Список литературы.

  • Математика. Любые учебники для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательных учреждений.
  • Математика. Любые учебники для 5 классов общеобразовательных учреждений.

10.2. Объекты и субъекты авторского права и смежных прав в рекламе

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя необходимыми признаками:

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

Понятие произведения раскрывается в науке авторского права следующим образом: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Следует различать авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором произведение воплощено. Переход права собственности на CD с электронной записью текстов, рисунков, фотографий (заключение договора купли-продажи) не означает перехода авторских прав на эти произведения. Это важно понять, чтобы не допускать ошибок при заключении договоров и использовании авторских прав.

Под творчеством в науке авторского права понимается «духовная, интеллектуальная деятельность, в результате которой человек раскрывает свою индивидуальность и создает качественно новый, ранее не существовавший результат. Элемент новизны, создаваемый индивидуальностью автора, его воображением, видением, представляется необходимым показателем творчества» .

Объективная форма выражения произведения неразрывно связана с возможностью его воспроизведения, однако воспроизводимость не является по современному российскому законодательству необходимым условием правовой охраны произведения. Произведения, обнародованные в устной форме (доклады, лекции, речи и т. п.), пользуются такой же правовой охраной, как и произведения, существующие в письменной или иной материальной форме.

Авторское право охраняет произведения независимо от их назначения и достоинств.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Согласно пункту 4 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Отсутствие формальностей, необходимых для обеспечения правовой охраны, является важным требованием Всемирной конвенции об авторском праве. В интересах обеспечения защиты авторских прав часто можно услышать призывы регистрировать свои произведения, нотариально удостоверять факт создания произведения. Следует отметить, что такая регистрация является добровольной и в случае спора не может служить безусловным доказательством авторства и иных прав на произведение.

Произведения, являющиеся объектами авторского права, разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям. С точки зрения правовой охраны наиболее важными представляются три классификации.

1. В зависимости от решения автора о доступности или недоступности произведения для всеобщего сведения, все произведения можно разделить на обнародованные и необнародованные.

Обнародованием произведения считается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или иным способом (статья 1268, пункт 1 ГК РФ).

Важность данной классификации обусловлена тем, что необнаро-дованные и обнародованные произведения пользуются различной правовой охраной. Необнародованные произведения охраняются практически без ограничений, обнародованные произведения в определенных, указанных в законе, случаях можно использовать без согласия автора.

2. В зависимости от степени причастности автора к созданию охраняемых элементов произведения последние делятся на оригинальные и производные. Оригинальным считается такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. Производными, или зависимыми, являются произведения, при создании которых частично заимствуются охраняемые элементы чужого произведения.

Для правовой охраны оригинальных произведений достаточно наличия признаков, указанных в статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации. Автор производного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных при создании производного произведения.

3. В зависимости от связи произведения с трудовыми обязанностями автора различают служебные и неслужебные произведения. Согласно статье 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации, служебным является произведение, созданное в пределах установленных для работника трудовых обязанностей. Все права на такое произведение, в том числе право на получение вознаграждения, принадлежат автору, за исключением права на использование произведения, которое принадлежит работодателю. Наука авторского права дает более четкое определение служебного произведения, подчеркивая, что «произведение может считаться созданным в порядке выполнении служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения».

Таким образом, режим использования служебного произведения отличается от режима использования неслужебного произведения. Исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Данное правило касается только трудовых отношений автора и работодателя и не может применяться к иным договорам, предметом которых является, в числе прочего, создание творческих произведений.

Признание большинства авторских прав за автором служебного произведения является отличительной чертой российского законодательства, последовательно охраняющего интересы автора. Во многих зарубежных странах все права на служебные произведения принадлежат работодателю. Так, закон Великобритании предусматривает, «что первым обладателем авторского права на литературное, драматическое, музыкальное произведение, фильм или произведение изобразительного искусства, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, является работодатель, если иное не предусмотрено договором между ним и работником. Моральные права по-прежнему остаются за автором произведения, но и они подвергаются ряду ограничений» .

В науке авторского права выделяют различные элементы произведения в зависимости от возможности их правовой охраны в рамках авторского права.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 1259, пункт 7), часть произведения, его название, персонаж, если они могут быть признаны результатом творческого труда и выражены в объективной форме, также охраняются авторским правом.

Элементы произведения делятся на юридически безразличные (неохраняемые) и юридически значимые (охраняемые).

К юридически безразличным элементам литературного произведения относятся тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. Эти элементы называют содержанием произведения. Их использование для создания собственных произведений не является нарушением авторского права.

К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся художественные образы и язык произведения. «Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника <…> В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения <…> Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств».

Гражданский кодекс Российской Федерации в числе неохраняемых элементов произведения указывает идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, решение технических, организационных и иных задач, языки программирования (пункт 5 статьи 1259).

К охраняемым элементам музыкального произведения относится и его мелодия, т. е. выраженная одноголосно музыкальная мысль. Использование мелодий без договора с автором или его представителем является нарушением авторского права, чем обеспокоена в настоящее время творческая общественность в связи с неконтролируемым рынком распространения мелодий для мобильных телефонов.

Предметом дискуссии является также возможность признания объектом авторского права доменного имени. «Само по себе доменное имя не может быть отнесено к произведениям науки, литературы и искусства, подпадающим под действие авторского права. Однако если доменное имя, во-первых, идентифицирует сайт, являющийся произведением науки, литературы и искусства, и, во-вторых, является результатом творческой деятельности, то доменное имя должно признаваться объектом авторского права как составная часть соответствующего произведения, которым в данном случае будет весь сайт целиком» .

Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что вопрос об охраноспособности различных элементов произведения становится все более актуальным именно в связи с широким коммерческим использованием различных элементов произведений (в том числе в рекламной деятельности). Совершенствование законодательства и правоприменения должно прежде всего идти в направлении обеспечения прав подлинных авторов в сочетании с общественными интересами.

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектами авторского права являются:

• литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения;

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

• фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

• географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

• другие произведения.

Данный перечень не является исчерпывающим и отражает наиболее распространенные виды охраняемых произведений.

Нетрудно заметить, что реклама как результат творческой деятельности многих людей представляет собой сложный, комплексный объект авторского права, который может включать литературные произведения (рекламные тексты), фотографии, музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения и т. д.

В интересах общества закон определяет произведения, которые хотя и обладают признаками объекта авторского права, не признаются таковыми и не требуют правовой охраны. К числу таких произведений Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 6, статья 1259) относит следующее:

• официальные документы! государственных органов и органов местного самоуправления (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

• символы и знаки муниципальных образований;

• произведения народного творчества;

• сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Применительно к рекламе особое внимание следует обратить на неохраняемый характер информации – сообщений о событиях и фактах, которые достаточно часто представляют собой содержание рекламной информации. Однако если такие сообщения воплощены в оригинальную форму, они должны охраняться авторским правом (например, «Тридцать два зуба – это норма, «32 Норма» – это зубная паста»).

Также не охраняются объекты, не являющиеся результатом творческого труда или не воплощенные в какой-либо объективной форме. Не охраняются и исключительные права на произведения, в отношении которых истек срок их правовой охраны.

Субъектами авторского права, т. е. владельцами субъективных авторских прав, в соответствии с российским законодательством могут выступать физические лица, юридические лица и государство.

Первоначальным субъектом авторского права является автор – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. В Российской Федерации, безусловно, охраняются произведения лиц, являющихся гражданами Российской Федерации. Произведения иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются при соблюдении одного из следующих условий:

• если произведение обнародовано на территории Российской Федерации;

• если произведение находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации;

• если этого требует международный договор, участником которого является Российская Федерация.

Возможность иметь авторские права является одним из элементов правоспособности человека (статья 18 ГК РФ), такой возможностью человек обладает с момента рождения и до смерти, независимо от возраста и состояния психики. Правом самостоятельно осуществлять свои авторские права (заключать авторские договоры) человек наделяется с 14-летнего возраста (статья 26 ГК РФ). До достижения возраста четырнадцати лет от имени несовершеннолетних авторов выступают их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения, независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других характеристик.

Важное значение для практического разрешения споров в сфере авторского права имеет презумпция авторства, установленная статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. В связи с тем, что возникновение авторского права не требует какой-либо регистрации, в отдельных случаях доказательства авторства предоставить достаточно сложно, поэтому данная презумпция позволяет обеспечить реализацию и защиту авторских прав.

Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство. Авторское право в этом случае принадлежит соавторам совместно. Условиями возникновения соавторства считаются:

• создание единого творческого произведения;

• совместный творческий труд соавторов;

• наличие соглашения о возникновении соавторства (возможно, в устной форме). Такое соглашение может быть достигнуто на любой стадии создания коллективного произведения или после его завершения.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 1258), различают соавторство делимое и неделимое (раздельное и нераздельное).

При делимом соавторстве каждая самостоятельная часть произведения может быть использована соавтором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами. Договор об использовании коллективного произведения может заключаться со всеми соавторами одновременно или с каждым из них в отдельности. Как правило, каждый соавтор несет ответственность только за свою часть произведения.

При неделимом соавторстве созданное произведение представляет собой неразрывное целое, авторские права на него могут осуществляться только сообща всеми соавторами, а решение об использовании произведения оформляется единым авторским договором с общей ответственностью за его исполнение.

Вопрос об использовании делимого и неделимого коллективного произведения должен решаться всеми соавторами совместно, на основе единогласия, если иной порядок не предусмотрен соглашением между соавторами. В случае спора вопрос решается судом, однако при неделимом соавторстве ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Реклама как объект авторского права чаще всего создается соавторами, поэтому важно оформить отношения между ними во избежание претензий со стороны авторов отдельных произведений, вошедших составной частью в рекламу. Чаще всего договор заключается с каждым из соавторов отдельно, персонально выплачивается вознаграждение за передачу прав на произведение, и в дальнейшем права на рекламу как комплексный объект авторского права уже принадлежат рекламопроизводителю (это обязательно должно быть указано в договоре). Также важно получить согласие соавтора на внесение изменений в произведение для использования его в рекламных целях – при производстве рекламы это просто необходимо.

Телереклама представляет собой чаще всего аудиовизуальное произведение. Авторами аудиовизуального произведения признаются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения, специально созданного для фильма, клипа, ролика и т. д. Авторы иных произведений, вошедших в состав аудиовизуального произведения, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Видеозапись как особая форма существования аудиовизуального произведения не пользуется какой-либо специальной правовой охраной, как, например, сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания, являющиеся объектами смежных прав. Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации узаконил появление нового субъекта авторского права – лица, организовавшего создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Телевизионный рекламный ролик вполне может быть отнесен к таким сложным объектам. В этом случае организатор создания ролика (рекламное агентство, продюсер) приобретает права на использование результатов интеллектуальной деятельности на основе договоров, важнейшие условия которых регламентированы статьей 1240 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такой организатор получает право на указание своего имени (наименования) при использовании сложного объекта.

Согласно статье 1283 (ГК РФ), исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора производными субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Наследование осуществляется по общим правилам, установленным разделом V части 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К наследникам не могут перейти отдельные авторские права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения, однако наследники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются.

Иные авторские права, в том числе право на обнародование, переходят к наследникам. Как правило, наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство и предъявлять его при реализации авторских прав.

Наследники могут быть субъектами авторского права только в течение срока его действия – 70 лет после смерти автора. Распоряжение авторскими правами осуществляется наследниками совместно, по взаимному согласию, а при недостижении согласия – в порядке, определяемом судом. Авторское вознаграждение распределяется между наследниками в соответствии с наследственной долей или соглашением наследников.

Производными субъектами авторского права могут выступать юридические лица. В частности, юридические лица могут приобретать авторские права по договорам, как работодатели авторов служебных произведений, издатели составных произведений и в других случаях. Субъектами авторского права могут быть коммерческие и некоммерческие организации любых организационно-правовых форм.

Характерной чертой авторских прав юридических лиц является их ограниченный характер, так как в полном объеме авторские права могут принадлежать только автору. К юридическим лицам ни при каких условиях не может перейти право авторства и право на имя. Остальные авторские права могут переходить к юридическим лицам на условиях и в объеме, предусмотренных законом или договором.

Среди юридических лиц, обладающих авторскими и смежными правами, следует выделить организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Существование таких организаций предусмотрено законом в целях обеспечения имущественных прав авторов и других правообладателей в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях).

Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 1242) допускает создание организаций для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и/или смежными правами.

Такие организации являются некоммерческими, т. е. не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли. Полномочия по управлению имущественными авторскими правами организация приобретает на основании договоров с авторами, иными правообладателями, иностранными организациями. В рамках полученных полномочий организация предоставляет лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований. При управлении имущественными правами организация не считается правообладателем, а лишь представляет интересы автора или иного правообладателя.

Действующим Гражданским кодексом Российской Федерации введена государственная аккредитация организаций по управлению определенными авторскими и смежными правами. В частности, предполагается государственная аккредитация на управление правами на обнародованные музыкальные произведения, правами исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Аккредитованные организации вправе управлять правами даже без заключения договора с правообладателем. Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает прозрачность деятельности таких организаций и жесткий контроль со стороны уполномоченного органа исполнительной власти (статья 1244).

Функции организаций, управляющих правами на коллективной основе, определены в статье 1243 (ГК РФ). Важнейшими из них являются следующие:

• заключение с пользователями лицензионных договоров о предоставлении прав, согласование размера вознаграждения и других условий, на которых выдаются лицензии;

• сбор, распределение и выплата вознаграждения;

• предоставление правообладателям отчетов об использовании их прав.

Выполняя свои функции, данные организации не вправе сами осуществлять использование произведений, полученных для управления на коллективной основе.

Организации, управляющие правами на коллективной основе (Российское авторское общество, Российская фонографическая ассоциация, Российское общество по управлению правами исполнителей и т. д.), объединяют композиторов, музыкантов, производителей фонограмм и других правообладателей и занимаются сбором и распределением гонораров для своих членов за комиссию от 10 до 20 процентов. Гонорары отчисляют телекомпании, театры, радиостанции и прочие организации, использующие музыку, тексты и другие произведения авторов.

Смежным правам посвящена глава 71 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана смежных прав была впервые предусмотрена российским законодательством только в 1992 г., в связи с чем отсутствуют значительный опыт применения данных норм и серьезные научные исследования в этой области.

Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания, изготовители базы данных, публикаторы произведений. Соответственно, объектами правовой охраны выступают исполнения, постановки, фонограммы, сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания, базы данных, произведения, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Для возникновения и осуществления смежных прав, как и авторских, не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Исполнение – это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещание, кабельное телевидение и иные технические средства). Форма исполнения должна допускать его воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Исполнителями, согласно статье 1313 (ГК РФ), являются актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом участвуют в исполнении произведения литературы или искусства (в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссеры-постановщики спектакля и дирижеры. Исполнителями могут быть только физические лица, которые выступают как субъекты прав индивидуально или коллективно. Охраняются способ, стиль, манера исполнения, независимо от охраноспособности самого исполняемого произведения, оригинальности и каких-либо достоинств или недостатков исполнения.

Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Изготовитель фонограммы – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков либо их отображений. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы и/или его упаковке.

Передача организации эфирного или кабельного вещания – это передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Под организациями вещания понимаются юридические лица, осуществляющие сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и/или изображений или их отображений).

Гражданским кодексом Российской Федерации введены два новых объекта смежных прав:

• базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

• произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *