Основание приобретения права собственности

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 347.23:347.191

Г. А. Мантул

К вопросу о праве собственности юридического лица

В статье дается понятие права собственности юридического лица и раскрывается его содержание. Рассматривается также законодательное использование категории «правового режима» применительно к объекту — имуществу юридического лица. В этой связи обозначается категория «правовой режим имущества юридического лица».

Ключевые слова: право собственности, правовой режим, юридическое лицо, физическое лицо, законодательство, правосубъектность, право владения, право пользования, право распоряжения.

Современная наука российского гражданского права определяет содержание права собственности как совокупность правомочий субъекта на владение, пользование и распоряжение вещью (объектом права)1. Если владение согласно господствующей доктрине представляет собой «осуществление обладания и непосредственной власти»2 над вещью, то пользование объектом права собственности следует рассматривать как удовлетворение потребностей субъекта за счет полезных свойств вещи. Реальное осуществление принадлежащего субъекту права собственности или ограниченного вещного права есть не что иное, как владение, пользование

© Мантул Г. А., 2013

1 Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. М., Юристъ, 1999. С. 310-311.

2 Коновалов А.В. Владение и владельческая защита. СПб.: Юрид. центр-Пресс, 2002.

С. 19.

и распоряжение вещью (имуществом, имущественным комплексом). В ряде случаев пользоваться имуществом можно только владея им.

Вместе с тем многие авторы критически относятся к идее определения содержания права собственности юридического лица посредством триады правомочий3. В частности, критикуется формулировка ст. 209 ГК РФ, где владение, наряду с пользованием и распоряжением, называется «правом», а не правомочием. Юридические лица в ходе уставной деятельности реализуют более трех правомочий собственника. Определение права собственности через правомочия субъекта не решает в полной мере задачу правового регулирования имущественных отношений с участием юридических лиц.

Право собственности юридического лица возникает в момент его государственной регистрации. Имущественные вклады, внесенные учредителями в рамках исполнения договора о создании юридического лица, являются до регистрации этого субъекта их общей долевой собственностью, так как учредительный договор — разновидность договора простого товарищества (ст.1043 ГК РФ). После регистрации юридического лица право собственности учредителей на внесенные вклады прекращается и трансформируется в права требования4. Содержание права участника юридического лица, обращенного к организации, включает не только требования выплаты соответствующей части прибыли (дивиденд), но и корпоративную составляющую (участие в управлении, право на получение информации).

Приведенные соображения о моменте возникновения права собственности юридического лица на уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал, паевый фонд), сама фикционная природа юридического лица как искусственного субъекта права определяют, по нашему мнению, коренные различия в определении понятия права собственности физического и юридического лица. Таких различий несколько.

Во-первых, физическое лицо не становится собственником в силу юридического факта рождения, тогда как юридическое лицо становится собственником в момент его государственной регистрации и этот юридический факт (хотя и не тождественный рождению ребенка) может считаться началом «жизни» нового субъекта права.

Во-вторых, будучи собственником юридическое лицо осуществляет свои права только опосредованно, через специально управомоченных фи-

3 См., например,Хорошев А.А. Право собственности юридических лиц: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 7.

4 Гражданское право: учеб. / под ред. Е.А. Суханова. Т.1. М.: БЕК, 1998. С. 518.

зических лиц (группы лиц). Иначе и быть не может, ведь мы имеем дело с фикцией субъекта права. Что же касается физического лица — собственника, то свои права владения, пользования и распоряжения объектом собственности гражданин осуществляет, как правило, лично.

В-третьих, юридическое лицо почти всегда ограничивается в возможности иметь на праве собственности то или иное имущество. Причем такие ограничения связаны не только с имуществом, изъятым из оборота. Даже для коммерческих организаций действуют законодательные и уставные ограничения, не позволяющие, к примеру, приобретать имущество, не соответствующее заявленным в уставе целям и задачам деятельности. Для физических лиц фактически единственным препятствием для приобретения имущества в собственность является положение п. 1 ст. 213 ГК РФ.

На сегодняшний день ограничиваются только виды имущества, которые могут принадлежать на праве собственности юридическим лицам, причем такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Юридические лица, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, являются едиными и единственными собственниками своего имущества. Исключение составляют случаи, когда в учредительных документах хозяйственного общества (товарищества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный (складочный) капитал учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования им. Собственником такого имущества юридическое лицо являться не может5.

Таким образом, несмотря на то что право собственности едино по составу правомочий для всех участников гражданского оборота, оно не может не отличаться по основаниям возникновения и прекращения в том случае, когда правообладателем выступает юридическое лицо. Так, основанием возникновения права собственности организации в момент ее создания может быть только внесение вкладов ее учредителями (участниками). В последующем юридическое лицо может также приобрести право собственности на имущество на основании таких юридических

5 См.: п. 6 ст. 66 ГК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от

1 июля 1996 г. № 6/8 // Вестн. ВАС РФ. 1996. № 9.

фактов, существование которых невозможно в отношении иных участников гражданских правоотношений, к примеру, в результате реорганизации другого юридического лица6. Одновременно реорганизованное юридическое лицо (лица) утрачивает право собственности либо на все принадлежащее ему имущество (слияние, присоединение, разделение, преобразование), либо на его часть (выделение). Право собственности юридического лица также может прекращаться в случае ликвидации или, к примеру, в результате выдела доли участника при выходе из юридического лица7, что невозможно в отношении других субъектов гражданского права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме особенностей возникновения и прекращения права собственности, присущих всем юридическим лицам, определенная специфика существует в формировании имущества, а также в порядке распоряжения и пользования им в зависимости от организационно-правовой формы и целей деятельности юридического лица. Например, коммерческая организация не вправе распоряжаться своим имуществом посредством его передачи в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником (акционером), руководителем, членом ее органов управления или контроля (см. п. 2 ст. 690 ГК РФ). В то же время юридическое лицо может распорядиться своим имуществом посредством наделения частью такого имущества созданного им представительства или филиала.

В результате анализа законодательства и научных концепций, изложенных в юридической литературе приходим к выводу о том, что понятие права собственности юридического лица, определяемое из правомочий собственника, закрепленных в ст. 209 ГК РФ, не может отражать специфики абсолютного вещного права такого субъекта. При выработке собственного определения права собственности юридического лица прежде всего учитывается его фикционная природа, особенности возникновения и осуществления права собственности. На наш взгляд, право собственности юридического лица, также являющееся фикцией, производной от первичной фикции субъекта права, можно определить следующим образом.

Право собственности правосубъектного юридического лица есть возникающее в момент его государственной регистрации и признаваемое в силу закона абсолютное право владения, пользования и распоряжения имущественным фондом, образованным учредителями, осуществляемое в

рамках ограничений, установленных законодательством и учредительными документами. После государственной регистрации право собственности на имущество может возникать у правосубъектного юридического лица по основаниям, предусмотренным гл. 14 ГК РФ.

При рассмотрении проблем осуществления вещных прав на имущество юридического лица необходимо дать развернутое определение понятия «правовой режим» имущества. Именно в рамках правового режима имущества реализуются правомочия по его владению и использованию. Категория «правовой режим» активно используется в законодательстве и цивилистической науке. В правовых актах встречаются различные словосочетания, означающие правовой режим: «режим имущества» (семейное и гражданское право), «правовой режим земель» (земельное право), а также понятия «правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи», «правовой режим имущества, находящегося в общей собственности».

Режим объекта гражданских прав понимается законодателем и большинством ученых как элемент правового регулирования8 возникающих отношений, поэтому режим, закрепленный в нормативном акте, является правовым. В данной работе рассматривается законодательное использование категории «правового режима» применительно к объекту -имуществу юридического лица. В этой связи уместно говорить о «правовом режиме имущества юридического лица».

Употребляя термин «правовой режим», законодатель не раскрывает понятие режима и не определяет его составляющих. Представляется, что понятие «правовой режим имущества юридического лица» должно быть единым, однако его содержание может отличаться в зависимости от характера объекта. В связи с этим уместно говорить о «правовом режиме недвижимости» и «правовом режиме движимых вещей» в составе имущества юридического лица. Несмотря на отсутствие определения понятия «правовой режим имущества юридического лица» в федеральном и региональном законодательстве, можно предположить, что законодатель имеет в виду совокупность правил, определяющих статус движимых и недвижимых вещей, имущественных комплексов, иных объектов в составе имущества юридического лица (прав требования, объектов интеллектуальной собственности), а также комплекс мер, направленных на его сохранение.

В последние годы понятие «правовой режим» получает дальнейшее теоретическое развитие: делаются небезупречные предположения, что правовой режим многообразных благ, а не сами блага, можно было бы признать объектами гражданских правоотношений9. Данная позиция является интересной, однако она противоречит сложившейся теории об объектах гражданских прав, закрепленной в действующем ГК РФ.

Правовой режим определяется как система юридических правил, устанавливающих положение объекта гражданского права, его правовую характеристику, статику и динамику правового существования объекта, особенности возникновения и прекращения гражданских прав применительно к объекту, возможность совершения в отношении объекта определенных юридических действий10. Все сказанное, разумеется, относится и к имуществу юридических лиц. Юридические лица в силу закона являются обладателями права собственности на самые разнообразные материальные объекты: «в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам»; «количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом… » (ст. 213 ГК РФ).

Статья 209 Гражданского кодекса РФ определяет, что под правом собственности понимается возможность совершения собственником любых действий по своему усмотрению, но, несмотря на широту своих действий в отношении закрепленного за ним имущества, он ограничен в них указаниями закона, правами и интересами других лиц. Как видим, в трактовке данного права российский закон отошел от триады полномочий собственника.

Заметим, что ст. 209 современного Гражданского кодекса РФ содержит действительно хорошо продуманную норму, появление которой имеет свою историю. Так, ст. 420 десятого тома Свода законов дореволюционной России определяла данное право следующим образом: «Кто был первым приобретателем имущества по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть в порядке, гражданскими законами установ-

9 См.: Гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. М., БЕК, 1998. Т. 1. С. 294-295.

ленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого ее приобретателя дошла непосредственно или через последующие законные передачи и укрепления, тот имеет на сие имущество право собственности»11. Данное понятие права собственности подвергалось в XIX в. справедливой критике: его называли излишне растянутым, многословным и даже неправильным. Русский дореволюционный законодатель не посчитал возможным заимствовать норму Французского гражданского кодекса 1807 г. о праве собственности как наиболее полном господстве субъекта над вещью и, нагромождая дефиниции, фактически увел правоприменителя от сути понятия права собственности.

Гражданский кодекс РСФСР (1922) в ст. 59 определил, что собственнику принадлежит в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом (тем самым установив упоминавшуюся триаду полномочий собственника)12. В итоге понимание права собственности было сужено до триады полномочий, а нужда в конкретноправовом регулировании отношений собственности во многом исчезла с ростом господства и могущества права государственной социалистической собственности. Гражданский кодекс РСФСР (1964) продолжил советскую традицию регулирования отношений собственности. Собственность по-прежнему связывалась с триадой полномочий.

Конструкция права собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации (1994) получила в основном положительные отклики российских юристов. Норма ст. 209 ГК РФ воплотила положительный опыт зарубежного правового регулирования. Таким образом, были решены по крайней мере три задачи13.

Первая связана с признанием того факта, что право собственности не есть сумма трех правомочий. Эти правомочия могут быть не только владением, пользованием, распоряжением, о которых упоминало предшествующее законодательство России. Можно также назвать, например, право

потребления, видоизменения. Следовательно, право собственности — это возможность наиболее полного господства, которая вполне может быть заключена в формулу «любые действия по своему усмотрению».

Вторая касается ограничений, ее суть можно сформулировать кратко: «собственность обязывает». Такого словосочетания ГК РФ не содержит, но ограничения собственности рассматривает в ст. 209 ГК РФ («действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц»), а также в ст. 210 ГК РФ, касающийся бремени содержания собственности.

Третья задача связана с правами других лиц на объект права собственности. Статья 209 ГК РФ разрешает собственнику обременять вещь, например сдачей в залог. Такое обременение, подчеркивает законодатель, не лишает собственника его права.

ГК РФ называет юридическое лицо «организацией» (ст. 48), признавая наличие у него внутренней структуры. Это означает, что волю юридического лица, направленную на пользование и распоряжение принадлежащим ему «обособленным» имуществом формирует и доводит до сведения окружающих некий «орган». По сути, этот орган, названный в специальном законодательстве «распорядительным», и есть субъект права собственности, признаваемого за юридическим лицом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

2. Гражданское право: учеб. / под ред. Е.А. Суханова. Т.1. — М.: БЕК, 1998.

— С. 518.

3. Гражданское право: учеб.: в 2 т. / отв. ред. Е.А. Суханов. — М., БЕК, 1998. — Т. 1. — С. 294-295.

5. КоноваловА.В. Владение и владельческая защита. — СПб.: Юрид. центр-Пресс, 2002. — С. 19.

7. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. -М.: Юристъ, 1999. — С. 310-311.

9. Егорчева Т.И. Ограничения права собственности хозяйственных обществ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Краснодар, 2003. — С. 21.

— С. 202.

12. Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 // Вестн. ВАС РФ. 1996. № 9.

13. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8 февр. 1998 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 7. — Ст. 785.

14.Хорошев А.А. Право собственности юридических лиц: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 2001. — С. 7.

Основания приобретения права собственности на недвижимое имущество

Право собственности является наиболее широким вещным правом, при котором собственник осуществляет полное господство над вещью, то есть совершает любые непротиворечащие закону действия в отношении принадлежащего имущества, которые не должны нарушать права других лиц.

Закон предусматривает определенные основания приобретения права собственности. Как известно, основаниями приобретения являются юридические факты, влекущие возникновение у лица права собственности.

Относительно недвижимого имущества законодательством предусмотрены следующие основания.

Традиционно они подразделяются на первоначальные (в случае, когда право собственности на вещь появляется впервые) и производные (возникает с согласия предыдущего собственника).

К первоначальным основаниям относятся: создание новой вещи (вновь создаваемое недвижимое имущество), приобретательская давность, при определенных условиях самовольная постройка, приобретение права собственности на бесхозяйную вещь.

К производным основаниям относятся следующие: приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения, приобретение права собственности на имущество реорганизованного юридического лица, приобретение права собственности членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива на соответствующее имущество, а также в порядке наследования. Среди оснований дополнительно выделяют такие как приватизация и решение суда. Более подробно хотелось бы рассмотреть некоторые основания приобретения права собственности.

Договор купли-продажи

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

Договор мены

По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К данному договору применяются правила о купле-продаже, если это не противоречит правилам главы 31 ГК РФ и существу мены. (статья 567 ГК РФ ).

Договор дарения

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо преимущественное право к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом. (статья 572 ГК РФ). Особенностью данного договора является безвозмездность, так как даритель не получает встречного имущественного предоставления от одаряемого. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Рента

По договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме. Данный договор подлежит нотариальному удостоверению, а если договор ренты предусматривает отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации. Рента обременяет земельный участок, предприятие, здание, сооружение или другое имущество, переданное под ее выплату. В случае отчуждения такого имущества плательщиком ренты его обязательства по договору ренты переходят на приобретателя имущества.

Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива Жилищный кодекс РФ устанавливает, что член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.

Наследование

Статья 1110 ГК РФ устанавливает, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правоприемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное. Как известно, выделяют наследование по закону и наследование по завещанию. При этом наследование по закону осуществляется, если оно не изменено завещанием и в иных случаях, установленных в ГК РФ. В соответствии с п.2 статьи 1165 ГК РФ соглашение о разделе наследства, в состав которого входит недвижимое имущество, в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников, может быть заключено наследниками после выдачи им свидетельства о праве на наследство. Государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства и ранее выданного свидетельства о праве на наследство, а в случае, когда государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество была осуществлена до заключения ими соглашения о разделе наследства, на основании соглашения о разделе наследства.

Приватизация

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества следует понимать возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Статья 5 указанного ФЗ устанавливает перечень покупателей государственного и муниципального имущества, которыми могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме предусмотренных законом случаев. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества. Также данный закон подробно регламентирует порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Таким образом, рассмотрев содержание оснований приобретения права собственности на недвижимое имущество, следует отметить, что остается достаточно широкий их перечень, детальная регламентация которых осуществляется различными нормативно-правовыми актами.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 15 марта 2002 года № 37

О муниципальной собственности на имущество

(В редакции Законов КР
от 19 августа 2005 года № 152, 22 ноября 2006 года № 184, 14 февраля 2008 года № 12,
29 декабря 2008 года № 279,15 июня 2009 года № 182, 21 декабря 2011 года № 243)

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с возникновением, осуществлением и прекращением права муниципальной собственности на имущество в Кыргызской Республике, и не распространяется на отношения, связанные с финансово-экономическими основами местного самоуправления, которые регулируются другими законами Кыргызской Республики.

Глава 1Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

нежилой фонд — здания, сооружения, объекты и места, предназначенные для социального обслуживания населения, размещения административных учреждений и общественных организаций, кроме общего имущества жилого дома;

муниципальная собственность — собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

приватизация муниципальной собственности — отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности (объектов приватизации), в собственность физических и юридических лиц;

законодательство о приватизации муниципальной собственности — нормативные правовые акты Кыргызской Республики, регулирующие порядок приватизации муниципальной собственности.

(В редакции Законов КР от 19 августа 2005 года №152, 15 июня 2009 года №182)

Статья 2. Право муниципальной собственности на имущество

1. Отношения, связанные с возникновением, осуществлением и прекращением права муниципальной собственности на имущество, регулируются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. Органы местного самоуправления по своему усмотрению могут приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, необходимой для решения вопросов местного значения, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 19 августа 2005 года №152, 29 декабря 2008 года №279, 21 декабря 2011 года №243)

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на муниципальное имущество, находящееся во владении, пользовании и распоряжении органов местного самоуправления, независимо от того, находятся ли они на подведомственной им территории или нет.

2. В муниципальной собственности может находиться следующее имущество:

— здания, оборудование и другое движимое имущество органов местного самоуправления и предприятий, находящихся в их ведении;

— объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма;

— объекты жилищно-коммунального, ремонтно-строительного и транспортного хозяйства, оборудование и материалы, необходимые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

— сети и объекты инфраструктуры транспорта, энергетики, водоснабжения, канализационных сооружений и коммуникаций, обслуживающие соответствующую территорию и не принадлежащие предприятиям, находящимся в государственной и частной собственности;

— имущественные комплексы предприятий торговли, общественного питания и быта, а также сооружения и оборудование для их эксплуатации, содержания и обслуживания;

— неприватизированный жилищный и нежилой фонды, принадлежащие органам местного самоуправления;

— улицы, мосты и дороги населенных пунктов;

— общественные парки и земли, выделенные под парки, и другие объекты благоустройства и зеленого хозяйства;

— леса и сельскохозяйственные угодья, озера, источники воды и месторождения полезных ископаемых местного значения, если они не отнесены к перечню государственных природных ресурсов;

— памятники истории и культуры местного значения;

— земельные участки, в том числе находящиеся под объектами муниципального имущества в предусмотренных соответствующими проектами границах, а также неосвоенные земли;

— объекты незавершенного строительства;

— иные объекты, необходимые для решения вопросов обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории.

(В редакции Законов КР от 14 февраля 2008 года №12, 29 декабря 2008 года №279)

Глава 2Возникновение и государственная регистрация права муниципальной собственности. Учет объектов муниципальной собственности

(Название главы в редакции Закона КР
от 19 августа 2005 года №152)

Статья 4. Участие местного сообщества в управлении и распоряжении муниципальной собственностью

Местное сообщество непосредственно участвует в управлении и распоряжении муниципальной собственностью путем обращений в органы местного самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления с принятием соответствующих мер.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 5. Возникновение права муниципальной собственности на имущество

Муниципальная собственность на имущество формируется:

— посредством передачи объектов государственной собственности органам местного самоуправления в соответствии с законодательством и в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

— из средств, поступающих в местный бюджет в виде местных налогов, сборов и других установленных законодательством Кыргызской Республики обязательных платежей; сумм, вносимых гражданами и юридическими лицами, государственными органами и учреждениями за аренду и пользование муниципальным имуществом; дивидендов и процентов, средств, вырученных от реализации конфискованного в установленном законом порядке имущества, пожертвований, других поступлений, не запрещенных законодательством;

— посредством приобретения объектов в собственность от граждан и юридических лиц по гражданско-правовым сделкам (купля-продажа, мена, дарение, неисполнение другой стороной своих договорных обязательств);

— посредством лишения права собственности или другого принудительного изъятия собственности по обязательствам перед органами местного самоуправления или иным способом по решению суда;

— в результате признания бесхозяйной вещи, поступившей в муниципальную собственность решением суда;

— в результате строительства, производства или создания новых объектов за счет средств органов местного самоуправления;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 6. Передача государственной собственности в муниципальную собственность

Государственная собственность передается органам местного самоуправления при следующих условиях:

— когда собственность необходима для решения вопросов местного значения;

— когда собственность имеет культурную или историческую ценность или используется в других общественно полезных целях;

— когда государство обеспечивает органы местного самоуправления необходимыми финансовыми средствами для управления и распоряжения собственностью самостоятельно, а также посредством соглашения с третьей стороной.

Не может передаваться органам местного самоуправления государственная собственность (предприятия), имеющая для республики государственную важность и республиканское значение.

Принятие объектов государственной собственности, передаваемых в муниципальную собственность, производится с согласия местного кенеша.

(В редакции Законов КР от 19 августа 2005 года №152, 29 декабря 2008 года №279)

Статья 7. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, и сделок с ним

1. Права на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также ограничения по этим правам, их возникновение, изменение, передача или прекращение регистрируются в государственных регистрационных органах соответствующей территории в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае передачи объектов из государственной собственности в муниципальную все расходы, связанные с государственной регистрацией, производятся за счет средств местного бюджета.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 8. Правоустанавливающие документы на объекты муниципальной собственности

Правоустанавливающими документами на объекты муниципальной собственности являются законы, указы Президента Кыргызской Республики, постановления Правительства Кыргызской Республики, решения суда, договоры и иные сделки, а также другие предусмотренные законодательством Кыргызской Республики акты, устанавливающие право муниципальной собственности на имущество.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 9. Реестр объектов муниципальной собственности на имущество

1. Органы местного самоуправления обязаны иметь и вести реестр объектов муниципальной собственности на имущество.

Реестр должен содержать следующие основные данные:

— описание объектов;

— указание местонахождения объектов;

— документы, подтверждающие права на объекты муниципальной собственности, которыми обладают органы местного самоуправления или другие юридические или физические лица;

— перечень ограничений на использование объектов;

— оценочная стоимость объектов;

— другая информация, связанная со спецификой и использованием объектов муниципальной собственности на имущество.

2. Содержание реестра объектов муниципальной собственности на имущество должно быть доступно для изучения гражданами в обычные часы работы органов местного самоуправления.

3. Порядок создания и ведения реестра объектов муниципальной собственности на имущество устанавливается исполнительными органами местного самоуправления и утверждается местными кенешами.

Глава 3Прекращение права муниципальной собственности на имущество

Статья 10. Прекращение права муниципальной собственности на имущество

Право муниципальной собственности на имущество может быть прекращено в следующих случаях:

— отчуждения имущества в государственную собственность, в собственность юридических лиц и граждан;

— гибели или уничтожения имущества, либо при утрате права собственности на имущество;

— лишения прав на имущество по обязательствам органов местного самоуправления;

— упразднения органов местного самоуправления, обладающих правами на муниципальную собственность;

— в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 19 августа 2005 года №152, 14 февраля 2008 года №12)

Статья 11. Отчуждение и изъятие имущества, находящегося в муниципальной собственности

1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть отчуждено путем купли-продажи, приватизации или мены.

2. Отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, производится на основании решения исполнительного органа местного самоуправления. Порядок отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается местным кенешем.

3. Изъятие имущества, находящегося в муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 12. Приватизация объектов муниципальной собственности

1. Приватизация объектов муниципальной собственности производится одним из методов приватизации, за исключением случаев, предусмотренных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. В исключительных случаях, на основании решения местного кенеша приватизация объектов жилищного фонда, находящихся в муниципальной собственности, может быть осуществлена путем передачи их в собственность физических лиц на безвозмездной основе.

3. В случае если объект муниципальной собственности дважды выставлялся на открытые торги в установленном порядке и не был продан, приватизация такого объекта муниципальной собственности по решению местного кенеша может быть произведена путем прямой продажи.

(В редакции Законов КР от 19 августа 2005 года №152, 22 ноября 2006 года №184, 21 декабря 2011 года №243)

Статья 12-1. Методы приватизации муниципального имущества

1. Приватизация муниципального имущества осуществляется следующими методами:

— продажа на аукционе;

— продажа на конкурсе;

— передача в управление с последующим выкупом;

— передача в аренду с последующим выкупом;

— внесение в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ.

2. Применение методов приватизации муниципального имущества производится в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики о приватизации государственного имущества.

(В редакции Закона КР от 22 ноября 2006 года №184)

Статья 13. Программа приватизации объектов муниципальной собственности

1. Приватизация объектов муниципальной собственности производится на основании Программы приватизации объектов муниципальной собственности (далее — Программа приватизации).

2. Программа приватизации разрабатывается исполнительным органом местного самоуправления и утверждается местным кенешем.

См. Программу приватизации объектов и имущества коммунальной соб-

ственности города Бишкек 2002-2003 годы, утвержденную постановлением

Бишкекского городского Кенеша депутатов от 22 мая 2002 года N 126

3. Программа приватизации включает в себя:

цели и задачи политики органов местного самоуправления в области приватизации;

порядок осуществления приватизации муниципальной собственности и проведения торгов;

классификацию объектов муниципальной собственности:

— на объекты муниципальной собственности, подлежащие приватизации;

— на объекты муниципальной собственности, которые закрепляются в муниципальной собственности до принятия решения о их приватизации;

— на объекты муниципальной собственности, приватизация которых запрещена;

прогноз поступления средств от приватизации муниципальной собственности;

прогноз поступления инвестиций вследствие приватизации муниципальной собственности.

4. Средства, поступившие от приватизации объектов муниципальной собственности, поступают в местный бюджет.

5. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц производится в порядке, предусмотренном земельным законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 14. Передача муниципальной собственности на имущество в случае преобразования, объединения или упразднения

органов местного самоуправления

1. В случае преобразования или объединения органов местного самоуправления принадлежащая им муниципальная собственность на имущество передается без компенсации правопреемнику соответствующего органа местного самоуправления.

2. В случае упразднения органов местного самоуправления, при которых нет правопреемника, муниципальная собственность на имущество передается государству без компенсации.

3. Передача муниципальной собственности на имущество правопреемнику органа местного самоуправления или государству осуществляется государственной комиссией. Порядок образования такой комиссии и осуществления ею своих полномочий определяется Правительством Кыргызской Республики.

Глава 4Передача ограниченных прав на муниципальную собственность

Статья 15. Предоставление объектов муниципальной собственности в пользование и аренду

1. Объекты муниципальной собственности могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам в пользование и аренду.

Органы местного самоуправления не вправе предоставлять в пользование и аренду общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, включая земельный участок при многоквартирном доме.

Предоставление объектов муниципальной собственности в пользование и аренду производится путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 настоящего Закона, законодательством Кыргызской Республики, решениями местных кенешей.

2. При проведении торгов и заключении договоров об аренде или пользовании недвижимым муниципальным имуществом сроком на один год и более применяются следующие процедуры:

— орган местного самоуправления публикует объявление о своем намерении принимать заявки на право аренды или пользования недвижимой муниципальной собственностью. Письменное уведомление должно быть вывешено в общественных местах и опубликовано в местных средствах массовой информации;

— в объявлении указывается собственность, ее местонахождение и описание, минимальная цена приобретения права аренды или пользования, условия или ограничения, установленные на право аренды или пользования, время и место проведения тендера. Объявление публикуется не позднее 30 дней до даты продажи;

— конверты с запечатанными в них заявками вскрываются публично в доступном общественном месте. Право аренды или пользования предоставляется лицу, предложившему наибольшую цену и удовлетворяющему условиям, установленным для данной сделки. Общественности сообщается о результатах конкурса, включая имя (наименование) лица, выигравшего конкурс, цену и любые условия и ограничения по данной сделке посредством письменного уведомления, помещаемого в общественных местах, и посредством введения данной информации в местный реестр объектов муниципальной собственности на имущество.

3. Все доходы от предоставления права аренды или пользования муниципальным имуществом, за вычетом комиссионных, оплаты юридических услуг или других расходов, необходимых для совершения сделки, поступают в местный бюджет. Лицо, которому муниципальное имущество предоставлено в пользование или аренду, несет ответственность за регистрацию сделки в государственном регистрационном органе, а также за любые регистрационные расходы.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 16. Права хозяйственного ведения и оперативного управления

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за учреждениями — на праве оперативного управления. Муниципальные учреждения и предприятия, которым передано имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 17. Ипотека или залог муниципальной собственности

Объекты муниципальной собственности могут быть предоставлены в ипотеку или залог для обеспечения исполнения функций органов местного самоуправления.

Предоставление объектов муниципальной собственности в ипотеку или залог производится исполнительным органом местного самоуправления с согласия местного кенеша в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Глава 5Управление муниципальной собственностью на имущество

Статья 18. Общие принципы управления муниципальной собственностью на имущество

1. Органы местного самоуправления вправе осуществлять любые действия в отношении своей муниципальной собственности на имущество, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики, Уставу местного сообщества или другим правовым актам органов местного самоуправления.

2. Право муниципальной собственности на имущество должно осуществляться таким образом, чтобы не причинять ущерб окружающей среде, правам физических или юридических лиц, а также защищаемым законодательством Кыргызской Республики интересам государства.

Статья 19. Компетенция органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью

Местный кенеш:

устанавливает порядок пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также осуществляет контроль за ее использованием;

дает согласие на предоставление объектов муниципальной собственности в ипотеку или залог;

утверждает Программу приватизации;

устанавливает порядок страхования муниципальной собственности;

утверждает цены и тарифы на коммунальные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также иными юридическими и физическими лицами, использующими муниципальную собственность;

устанавливает порядок списания муниципальной собственности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и Уставом местного сообщества.

Исполнительный орган местного самоуправления:

управляет и распоряжается муниципальной собственностью;

разрабатывает и представляет на рассмотрение местного кенеша проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих порядок предоставления прав на объекты муниципальной собственности, Программы приватизации и иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;

осуществляет руководство, координацию и контроль за созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией муниципальных предприятий и учреждений, а также управление акциями акционерных обществ, находящимися в муниципальной собственности;

заключает договоры, связанные с управлением и распоряжением муниципальной собственностью;

ведет реестр объектов муниципальной собственности, а также иной учет объектов муниципальной собственности в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики;

осуществляет страхование муниципальной собственности, предпринимает иные меры по обеспечению сохранности муниципальной собственности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и Уставом местного сообщества.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Статья 20. Управляющий орган или исполнитель

Управление и распоряжение объектами муниципальной собственности на имущество осуществляет исполнительный орган или лицо, находящееся в структуре исполнительного органа местного самоуправления, компетенция которого устанавливается положением, утвержденным местным кенешем.

(В редакции Закона КР от 14 февраля 2008 года №12)

Статья 21. Заключение контракта на содержание муниципального имущества

1. Органы местного самоуправления могут заключать контракты с физическими и юридическими лицами на предоставление услуг по содержанию муниципального имущества. Тендеры контрактов на содержание муниципального имущества проводятся в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Общественность должна быть информирована о результатах тендера, включая имя (наименование) лица, выигравшего тендер, цену контракта и любые условия и ограничения по данному контракту, посредством письменного уведомления, помещаемого в общественных местах, и введения данной информации в местный реестр объектов муниципальной собственности на имущество.

(В редакции Закона КР от 19 августа 2005 года №152)

Глава 6Защита права муниципальной собственности на имущество

Статья 22. Права сторон, обладающих правами на муниципальную собственность

1. Права органов местного самоуправления или любых других юридических или физических лиц, обладающих правами на муниципальную собственность, защищаются против незаконных действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим права собственности, и в соответствии с положениями контрактов или соглашений в отношении прав на муниципальную собственность между органами местного самоуправления и другими сторонами.

2. Восстановление нарушенных прав на муниципальное имущество осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 23. Ответственность органов местного самоуправления

за нарушение прав на муниципальную собственность

Органы местного самоуправления и их должностные лица привлекаются к ответственности за нарушение порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на имущество в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 7Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики:

— внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона;

— привести все ранее принятые нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

ПРАВО LAW

ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бегишева О.А.

Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны, Россия

В статье дан анализ оснований приобретения и прекращения права государственной собственности на земельные участки, выявлена их специфика. Представлен перечень оснований приобретения права собственности на земельные участки. Рассмотрены отдельные, характерные для данного субъекта основания, такие как национализация, конфискация, реквизиция имущества, разграничение государственной собственности.

Ключевые слова: приобретение права собственности; конфискация; национализация; реквизиция; изъятие земельных участков.

GROUNDS OF ARISING OF THE STATE PROPERTY

RIGHT TO LAND IN THE RUSSIAN FEDERATION

Begisheva O.A.

Naberezhnochelninsky Institute (branch) of Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny, Russia

Keywords: acquisition of property rights; confiscation; nationalization; seizure, removal of land lots.

В настоящее время в правовой регламентации отношений публичной собственности в Российской Федерации (далее — РФ) существует немало проблем, одна из которых — отсутствие или недостаточно четкая правовая регламентация некоторых оснований возникновения государственной собственности. Объектом настоящего исследования являются отношения по возникновению права государственной собственности на земельные участки в РФ.

Титул собственности может приобретаться различными способами, которые традиционно подразделяются на две группы: первоначальные, т.е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь и производные, при которых право собственности на вещь, как правило, по договору переходит от его предшественника к собственнику .

Не все известные гражданскому праву первоначальные способы приобретения права собственности присущи такому объекту гражданских прав как земельный участок, в первую очередь, в силу его правовой природы. Однако, развитие законодательства о создании искусственных земельных участков, на водных объектах федеральной собственности заставляет задуматься о возможности присутствия в перечне первичных оснований возникновения титула собственности и такого основания, как создание земельного участка.

Вместе с тем, к первоначальным способам возникновения права собственности на землю, в том числе, у субъектов, представленных публично правовыми образованиями, может быть отнесено приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

К производным способам приобретения прав можно отнести заключение договора или иной сделки об отчуждении земельного участка, а после смерти конкретного гражданина (правообладателя) — в порядке наследования.

Как отмечал В.Б. Черепахин, различие первоначальных и производных способов приобретения права собственности, по сути, сводится к отсутствию или наличию правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от одного лица (праводателя, в нашем случае — первоначального собственника земельного участка) к другому (правопреемнику, новому собственнику) в порядке производного правоприобретения . Именно это обстоятельство дает право говорить о различии понятий «основания возникновения права собственности», право порождающих юридических фактов или титулов собственности и термина «способы приобретения права собственности», которые представляют собой правоотношения, возникающие на основе соответствующих юридических фактов.

Государству, как субъекту отношений собственности, в полной мере присущи как традиционные основания возникновения права собственности (например, ранее упомянутые сделки), так и основания, свойственные лишь государственной собственности, такие как выкуп земельного участка, в рамках отношений по изъятию земельного участка; приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу; в случае реквизиции; выкупа бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей; перехода к государству по наследству выморочного имущества; конфискации и др. На некоторые из этих оснований хотелось бы обратить особое внимание.

Статьей 235 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предусмотрена национализация, как возможность принудительного обращения в государственную собственность имущества, в том числе земельных участков. Закон допускает возможность такого отчуждения имущества физических и юридических лиц исключительно на основании специального закона с обязательной компенсацией его стоимости, а также других убытков в

порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. Однако, ввиду отсутствия такого закона, осуществить национализацию фактически невозможно. Представляется, что такого рода отношения могут складываться исключительно в целях обеспечения безопасности государства и его обороноспособности, а предметом национализации могут быть только имущественные комплексы (предприятия, в состав которых входит и земельный участок), но никак не отдельный объект недвижимости, тем более, участок прочно связанный с объектом, расположенным на нем. В настоящее время уже существует механизм изъятия имущества путем принудительного выкупа для публичных нужд. Ввиду особой важности соблюдения прав всех субъектов этих отношений, механизм изъятия постоянно совершенствуется и находится под пристальным вниманием законодателя, о чем свидетельствуют многочисленные поправки и дополнения, внесенные в ГК РФ и ЗК РФ в 2014-2015 г.

Еще одним способом возникновения права государственной собственности является реквизиция. Однако, есть существенные отличия в том, как урегулированы данные отношения гражданским и земельным законодательством. Последним предусмотрено не прекращение права собственности (ст. 51 ЗК РФ) как в ст. 242 ГК РФ, а говорится о временном изъятия участка. Однако, возможность прекращения права собственности (на возмездной основе, путем выкупа) допускается только при невозможности возврата участка.

Помимо возмездного изъятия имущества законом допускает безвозмездное изъятие у собственника имущества в порядке конфискации. Общие основания и порядок реализации данных отношений, в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения по решению суда, определен ст. 243 ГК РФ. В отличие от гражданского, земельное законодательство не предусматривает административный порядок конфискации земельного участка (ст. 50 ЗК РФ). Следовательно, для применения данной санкции судам следует руководствоваться нормами уголовного законодательства — ст. 104.1 УК РФ, которая в настоящее время регулирует отношения по применению данного вида наказания.

Анализ законодательства показал, что есть пробелы в правовом регулировании отношений по наследованию имущества государством. Это основание возникновения права публичной собственности связано как с наследованием земельных участков по завещанию, например, когда в качестве наследника в нем указана РФ, так и с наследованием выморочного имущества, особый порядок получения которого предусмотрен ст. 1151 ГК РФ. Именно в данной норме, с учетом особого положения РФ в гражданском обороте, предусмотрена необходимость принятия федерального закона о порядке наследования, учета и передачи в публичную собственность выморочного имущества. Несмотря на то, что общие правовые рамки данных отношений определены в части третьей ГК РФ, отсутствие в настоящее время специального закона вызывает ряд вопросов, например о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени государства. До сих пор не утратил силу Указ Президента 1991 г., возложивший на налоговые органы (Федеральную налоговую службу РФ) обязанность по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству . В 2012 г. была сформирована правовая позиция Пленума Верховного Суда РФ по поводу того, что при рассмотрении судами дел о наследовании интересы РФ будет представлять Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Ро-симущество). Согласно постановлению Правительства РФ 2008 г., оно наделено полномочиями по принятию в установленном порядке имущества, обращенного в федеральную собственность, а также выморочного имущества, которое, в соответствии с законодательством, переходит, в порядке наследования, в собственность РФ. Как будут делить полномочия вышеназванные органы в отсутствие закона, предусматривающего процедуру наследования выморочного имущества, не ясно. Видимо, до его принятия будут применять, в части, не противоречащей действующему законодательству, давно требующие переоценки подзаконные акты 1984-1991 гг., определившие порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества .

Отдельного исследования заслуживает такое специфическое основание как разграничение государственной собственности на землю. По его

результатам публичные собственники будут управлять и распоряжаться только теми земельными участками, право собственности на которые они зарегистрировали. Установленный порядок разграничения недостаточно мотивирует публичных собственников к регистрации своих прав, а закон позволяет распоряжаться неразграниченными государственными землями и при отсутствии государственной регистрации. К тому же, установлен неэффективный, нарушающий целостность администрирования принцип муниципализации полномочий по распоряжению землей.

Подводя итог исследования, отметим, что в действующем законодательстве недостаточно внимания уделено регулированию отношений по возникновению права государственной собственности на землю в РФ. Не приняты необходимые нормативные акты, конкретизирующие процедуры (порядок) пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Основания возникновения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи (имущества), которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (ст. 218 ГК РФ).

Способы возникновения права собственности принято разделять на первоначальные и производные.

Первоначальные способы характеризуются тем, что право собственности возникает (устанавливается) либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника. К ним относятся следующие основания:

1. Приобретение права собственности на вновь созданную вещь. Вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 219 ГК РФ).

2. Приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества.

3. Приобретение права собственности в результате переработки

если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь приобретается собственником материалов;
если стоимость переработки вещи значительно превышает стоимость материалов, то собственником является переработчик, если он действовал добросовестно и осуществлял эту работу для себя (ст. 220 ГК РФ).
4. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (сбор ягод, лов рыбы и др.) (ст. 221 ГК РФ).

5. Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество (вещи, от которых собственник отказался, находка, безнадзорные животные, клад) (ст. 225 – 235 ГК РФ).

6. Приобретение права собственности в результате приобретательной давности: если лицо не является собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим (недвижимым – в течение 15 лет, иным – в течение 5 лет). До истечения указанных сроков это лицо пользуется защитой своего владения от всех иных лиц (ст. 231 ГК РФ).

7. Приобретение права собственности на самовольную постройку может быть признано судом, если участок в установленном порядке будет предоставлен под возведенную постройку (ст. 222 ГК РФ).

Производными признаются основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного субъекта к другому, на основе правопреемства или волеизъявления предшествующего собственника, являясь результатом договора, односторонней сделкой.

К ним относятся следующие основания:

Приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения или в результате иной сделки об отчуждении имущества.
Приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации.
Наследование по завещанию или закону1.
Приобретение права собственности членом жилищного, гаражного или иного потребительского кооператива на соответствующее помещение после внесения всей суммы паевого взноса.
4.3. Прекращение права собственности

Основания прекращения права собственности можно разделить на следующие виды (ст. 235 ГК РФ):

1) прекращение права собственности по воле собственника путем передачи этого права другим лицам (по договорам купли-продажи, поставки, дарения и др.) либо путем отказа от права собственности. До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, например, старый холодильник, машина);

2) прекращение права собственности в результате событий: смерти собственника, гибели или уничтожения имущества вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других непредвиденных обстоятельств;

В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;

3) прекращение права собственности вследствие принудительного изъятия у собственника имущества производится по конкретным основаниям, которые предусмотрены законодательством. При этом перечень таких случаев сформулирован исчерпывающим образом, не допускающим его расширения даже иным законом. В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника. Конкретные основания изъятия имущества у собственника помимо его воли и в этих случаях должны быть прямо предусмотрены законом.

Изъятие имущества у собственника в названных случаях по общему правилу производится на возмездных основаниях, т. е. с компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Сюда относятся:

отчуждение имущества, которое не может принадлежать данному лицу в силу запрета, имеющегося в законе;

отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка;

выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;

реквизиция;

выплата компенсации участнику долевой собственности взамен причитающейся ему части общего имущества при ее несоразмерности выделяемой доле;

приобретение права собственности на недвижимость по решению суда в случаях невозможности сноса здания иди сооружения, находящихся на чужом земельном участке;

выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с решением суда;

изъятие у собственника земельного участка, используемого им с грубым нарушением им предписаний законодательства;

продажа с публичных торгов по решению суда бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

национализация имущества собственников в силу принятия специального закона.

Закон допускает безвозмездное изъятие у собственника принадлежащего ему имущества помимо его воли, при обращении взыскания на имущество собственника по его обязательствам путем конфискации имущества.

Особый случай прекращения права собственности представляет собой приватизация государственного и муниципального имущества. Она распространяется только на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, т. е. предназначена лишь для публичных, а не частных собственников, и уже в силу этого не может рассматриваться в качестве общего основания прекращения права собственности. Вместе с тем она всегда становится основанием возникновения права частной собственности (граждан и юридических лиц). Наконец, она может производиться только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским законодательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *