Освобождение от земельного налога

Льготы по земельному налогу условно можно разделить на три вида (абз. 2 п. 2 ст. 387, п. 5 ст. 391, п. 7 ст. 395 НК РФ):

  • освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан;
  • уменьшение на 10 000 руб. налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан;
  • льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан

Полностью освобождены от уплаты земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Положения данной нормы применяются в отношении земельных участков, принадлежащих таким физическим лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

Уменьшение налоговой базы для отдельных категорий граждан

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у следующих категорий налогоплательщиков (п. 5 ст. 391 НК РФ):

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II группы;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС) (ст. 1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; ст. 1 Закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ; ст. 1 Закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ);

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Льготы, устанавливаемые законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.01.2016 N 03-05-06-02/2078).

Пример.Льготы по земельному налогу, установленные в г. Москве

В г. Москве льготы предоставляются в виде дополнительного уменьшения (помимо федеральных льгот) налоговой базы на одного налогоплательщика на 1 млн руб. в отношении следующих категорий лиц (ч. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74):

— инвалидов I, II групп, инвалидов детства;

— ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

— физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС) в соответствии со ст. 1 Закона N 1244-1; ст. 1 Закона N 175-ФЗ; ст. 1 Закона N 2-ФЗ;

— физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

— физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

— одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Однако данные налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду (ч. 3 ст. 3.1 Закона N 74).

Пример.Применение льготы по земельному налогу

Физическое лицо имеет на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения дачного хозяйства, кадастровой стоимостью 2 400 000 руб. на территории г. Москвы.

Налоговая ставка в 2016 г. в отношении таких участков установлена в размере 0,025% (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 74).

Сумма земельного налога в 2016 г. составит 600 руб. (2 400 000 руб. x 0,025%).

Если физическое лицо — собственник земельного участка является инвалидом I группы, то сумма земельного налога в 2016 г. составит 347,50 руб. ((2 400 000 руб. — 10 000 руб. — 1 000 000 руб.) x 0,025%).

Подробную информацию об установленных налоговых льготах в конкретном регионе можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» раздела «Электронные услуги» интернет-сайта ФНС России.

Порядок оформления льготы

Для получения льготы граждане представляют заявление и документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по своему выбору (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Для уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (10 000 руб.) необходимо подать документы, подтверждающие право на такое уменьшение, в налоговый орган по выбору налогоплательщика (п. 6 ст. 391 НК РФ). Например, инвалид представляет справку государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую наличие у него определенной группы инвалидности (Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н).

Возврат переплаты налога за прошлые периоды

Налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие его право на льготу, в течение трех лет со дня возникновения права на льготу. С учетом льготы налоговый орган произведет перерасчет суммы налогов не более чем за три налоговых периода (года), предшествующих календарному году обращения (п.

Земельный налог для пенсионеров в 2018 году — платят ли его?

7 ст. 78, п. 1 ст. 393, п. 4 ст. 397 НК РФ).

Для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган письменное заявление.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления. Затем в течение пяти рабочих дней налогоплательщику направляется сообщение о принятом решении. Возврат налога должен быть произведен в месячный срок со дня получения указанного выше заявления (п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 7, 8 ст. 78 НК РФ).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Земельный налог для физических лиц

Какие категории граждан освобождены от уплаты земельного налога?

Федеральным законодательством РФ немногочисленные льготы по уплате земельного налога для граждан предусмотрены в статье 395 Налогового кодекса, в частности там предусматривается, что от уплаты земельного налога освобождены физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Основные льготы по уплате земельного налога предусматриваются правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Так, для жителей г. Оренбурга такие льготы предусмотрены в Решении Оренбургского городского совета от 10.10.2008 года № 677 "О земельном налоге", в статье 5.1.2

Следующие категории граждан, в отношении одного земельного участка на территории города Оренбурга, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, размещения индивидуального жилого дома, для размещения индивидуального гаража площадью до 30 кв. м, ведения приусадебного хозяйства (огородничества) или коллективного садоводства, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, а также в отношении доли в земельном участке, занимаемом кооперативным гаражом, погребным кооперативом:

  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды, имеющие I, II и III группу инвалидности;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  • физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
  • физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
  • молодые многодетные семьи, где возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье не превышает 35 лет, имеющие на воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Для лиц, имеющих в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении два и более земельных участка на территории города Оренбурга, льгота предоставляется не более чем по одному земельному участку, имеющему наибольшую кадастровую стоимость.

Таким образом, для предоставления льготы необходимо 2 условия:

  1. земельный участок, находящийся в собственности должен соответствовать назначению, предусмотренному вышеуказанным пунктом Решения
  2. собственник земли, должен попадать в категорию лиц, предусмотренным тем же пунктом.

При наличии права собственности на два и более участка, гражданин освобождается от уплаты земельного налога только за один участок, у которого наивысшая кадастровая стоимость.

Для определения актуальной кадастровой стоимости земельных участок можно бесплатно в Федеральной кадастровой палате заказать выписку либо на сайте Росреестра воспользоваться сервисом "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online".

Для того, чтобы узнать какие льготы предусмотрены жителей вашего муниципального образования (город, село, поселок и т.п.) вам необходимо найти нормативно-правовой акт представительного органа муниципального образования либо воспользоваться сервисом "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru

Земельный налог: кто освобожден от его уплаты?

Использование земли в Российской Федерации является платным (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации), одной из форм платы является земельный налог.

Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее — Закон N 141-ФЗ) с 1 января 2005 г.

Правила предоставления льгот по земельному налогу

часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена новой главой — гл. 31 "Земельный налог", согласно которой земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве и Санкт-Петербурге — Налоговым кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщикам следует уплачивать земельный налог по правилам гл. 31 НК РФ, однако только в том случае, если земельный налог будет введен на территории соответствующего муниципального образования.

Порядок введения и отмены земельного налога в период до 1 января 2009 г. установлен ст. 3 Федерального закона от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Налоговые льготы по земельному налогу определены в ст. 395 НК РФ. В указанной статье приведен ограниченный перечень налогоплательщиков, освобождаемых от налогообложения.

От налогообложения освобождены:

"1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций".

Уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1" Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" включает в себя:

"1) учреждения, исполняющие наказания;

  1. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  2. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения".

Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации утверждено Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 20;

"2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения":

"дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии".

Таким образом, земельные участки, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и их конструктивных элементов, установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от уплаты земельного налога;

"4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения".

Под религиозной организацией согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" понимают:

"…добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица".

Религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала создаются учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения), которые подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (п. п. 1, 2 ст. 19 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

В Письме ФНС России от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ "О земельном налоге и налоге на имущество организаций" (вместе с Письмом Минфина России от 24 мая 2005 г. N 03-06-02-02/41) приведены следующие разъяснения:

"освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строения или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (пункт 1 статьи 16 Закона; пункт 1 Положения "О передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 490).

На основании пункта 1 статьи 18 Закона религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности";

"1) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности".

Следует отметить, что общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, не вправе применять указанную льготу.

Понятие общественных организаций инвалидов приведено в ст. 33 Закона N 181-ФЗ:

"Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций".

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223. В соответствии с указанным Перечнем не подлежат освобождению от уплаты земельного налога земельные участки, используемые организациями для производства и (или) реализации следующих товаров:

шины для автомобилей;

охотничьи ружья;

яхты, катера (кроме имеющих специальное назначение);

продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья и метизов);

драгоценные камни и драгоценные металлы;

меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);

высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;

икра осетровых и лососевых рыб;

готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

Согласно ст. 33 Закона N 181-ФЗ в собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации:

"6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов".

(Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах".)

Для получения права на освобождение от уплаты земельного налога организациями народных художественных промыслов необходимо использовать Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов. Указанный Перечень утвержден Приказом Минпромнауки России от 8 августа 2002 г. N 226.

Кроме того, необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах".

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 75-ФЗ, п. 9 ст. 395 НК РФ:

"9) организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок".

Напомним, что особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности (ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее — Закон N 116-ФЗ)).

Для освобождения от уплаты земельного налога указанные организации должны быть зарегистрированы в качестве резидента особой экономической зоны. Применять данную льготу организации могут в отношении земельных участков, расположенных только на территории особой экономической зоны.

Земельные участки в пределах территории ОЭЗ могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы земельных участков согласно ст. 32 Закона N 116-ФЗ в пределах территории ОЭЗ — собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством РФ. Отсюда не совсем ясно, останутся ли такие земельные участки в государственной и (или) муниципальной собственности.

Резиденты ОЭЗ освобождаются в течение 5 лет с момента возникновения права собственности от уплаты земельного налога.

В.В.Семенихин

Льготы по земельному налогу для физических лиц в 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *