Освобождение

Главная Карьера Служба по призыву Призывникам Подготовка Обязательная

Обязательная подготовка граждан к военной службе

В современных условиях подготовка граждан Российской Федерации к военной службе является приоритетным направлением государственной политики.
В рамках реализации Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, создана многоуровневая (федеральная, региональная, муниципальная) система подготовки молодежи к военной службе. Расставлены приоритетные направления развития этой системы, намечены цели и пути ее реализации.
Обязательная подготовка граждан к военной службе в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает:
• получение начальных знаний в области обороны;
• подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального образования, а также в учебных пунктах организаций.
Кроме того, в обязательную подготовку граждан входят военно-патриотическое воспитание, подготовка их по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.
Получение гражданами начальных знаний в области обороны регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования и предусматривает получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Данная подготовка осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предусматривает проведение с ними учебных сборов.
Граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях, привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Важной составляющей является и военно-патриотическое воспитание граждан. Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций в обязательном порядке и систематически проводят работу в этом направлении.
При этом граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования. А их подготовка учитывается призывными комиссиями при определении вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Приоритетным направлением обязательной подготовки является и подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов и сержантов.
Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса или сержанта, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид Вооруженных Сил Российской Федерации и род войск, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

Какие документы изучить?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

Менее 500

Один сотрудник-совместитель

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Правонарушение

Административные санкции

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Не подлежат призыву на военную службу:

— лица, отбывающие наказания, связанные с ограничением или лишением свободы (обязательные и исправительные работы, ограничение или лишение свободы, арест);

— лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

— лица, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие, или дело в отношении которых передано в суд.

Должны быть освобождены от призыва на военную службу:

— лица, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе;

— лица, проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу в Российской Федерации, а равно прошедшие военную службу в другом государстве.

Имеют право на освобождение от призыва:

— лица, имеющие ученую степень, предусмотренную государственной системой аттестации;

— лица, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (граждан, проходивших военные сборы) и погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы (в период прохождения военных сборов), а равно являющиеся сыновьями (родными братьями) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), либо заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву, после увольнения с военной службы, либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку в безусловном порядке предоставляется гражданам:

— признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья – на срок до одного года;

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе (надзоре, помощи);

— являющимся опекунами (попечителями) несовершеннолетнего родного брата (родной сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

— имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;

— имеющим двух и более детей;

— имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;

— поступившим на службу в органы внутренних дел, ГПС, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий – на время службы в этих органах и учреждениях;

— имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

— избранных депутатами соответствующих уровней, главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе – на срок полномочий в указанных органах;

— зарегистрированным в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности в органах государственной власти и местного самоуправления или на членство в органах (палатах органов) или органах местного самоуправления – на срок до дня официального опубликования (обнародования) результатов выборов, а при досрочном выбытии – до дня выбытия включительно.

Имеют право на отсрочки от призыва на военную службу:

а) обучающиеся по очной форме обучения в:

— имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования. На время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование. На время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения. На время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

1) Программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра. На время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

2) Программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра. На время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. 3) Программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр». На время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Отсрочка по вышеперечисленным основаниям предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

— первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Закона (общеобразовательная школа), гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Закона (ВУЗ – бакалавриат или специалитет);

— первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Закона (бакалавриат), гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым подпункта «а» пункта 1 статьи 24 Закона (магистратура).

б) Получающих послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. На время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.

в) Лица, которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации. Гражданин должен представить в военный комиссариат и (или) на заседание призывной комиссии документы, подтверждающие наличие оснований для освобождения от призыва (предоставления отсрочки).

Следует помнить, что призывная комиссия принимает решение на основании имеющихся в личном деле или приобщенных к личному делу в ходе заседания призывной комиссии документов. Если у гражданина имеется действующая отсрочка от призыва на военную службу, то вызову на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии в ходе очередной призывной кампании он не подлежит.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после определения его категории годности к военной службе, то есть не ранее прохождения призывником медицинского освидетельствования врачами-специалистами. В том числе, в обязательном порядке: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а при необходимости – и врачами других специальностей.

Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее — Федеральный закон). Согласно указанному Федеральному закону лица призывного возраста, в случае, если несение военной службы противоречит их убеждениям, вправе лично подать заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

  • признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

Примечание. Не годные к военной службе освобождаются от исполнения воинской обязанности, а ограниченно годные к военной службе — от призыва на военную службу.

  • проходящие или прошедшие военную службу в РФ;
  • проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • прошедшие военную службу в другом государстве.

Примечание. Свой военно-служебный статус гражданин может подтвердить документами воинского учета (например документами, выданными МО страны СНГ и подтвержденными МО РФ).

Граждане РФ могут воспользоваться правом на освобождение от призыва, если они:

  • имеют ученую степень;
  • являются сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву (либо в период военных сборов) либо граждан, умерших вследствие увечья или заболевания, полученных в этот период.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

  • отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
  • в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;
  • офицеры запаса.

Гражданин, не подлежащий призыву, на заседание призывной комиссии не вызывается. Если по достижении 27-летнего возраста он не стал подлежать призыву, то решением призывной комиссии он зачисляется в запас и получает военный билет установленного образца.
Решение о временном освобождении от призыва на военную службу (отсрочке) принимает призывная комиссия (военный комиссар) на основании документов, представленных призывником.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва или истекли сроки предоставленной ему отсрочки, должен быть призван на военную службу на общих основаниях. Утрату или сохранение таких оснований контролирует военный комиссар, прохождение призывником медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования — военный комиссариат и орган здравоохранения.

Отсрочка предоставляется призывнику, если он:

  • признан временно не годным к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года);
  • постоянно ухаживает за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем (при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать), которые:
    • не находятся на полном государственном обеспечении;
    • нуждаются (по заключению медико-социальной экспертизы) в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
  • является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать их;
  • воспитывает ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, раздельного проживания с нею после развода);
  • имеет двух и более детей;
  • имеет малолетнего (до 3-х лет) ребенка-инвалида;
  • окончил специализированный вуз, получил высшее профессиональное образование и специальное звание и поступил на службу в:
    • органы внутренних дел;
    • Государственную противопожарную службу;
    • учреждения и органы уголовно-исполнительной системы;
    • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
    • таможенные органы РФ;
  • имеет ребенка и беременную жену (срок беременности которой составляет не менее 26 недель);
  • избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатом представительного органа или главой муниципального образования и осуществляет свои полномочия на постоянной основе (на срок полномочий);
  • зарегистрирован в качестве кандидата на выборную должность или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления (до дня официального обнародования результатов выборов включительно, при досрочном выбытии — до дня выбытия включительно).

Право на отсрочку от призыва имеют учащиеся и студенты, которые обучаются очно в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях:

  • среднего (полного) общего образования (школах), — на время обучения, но до достижения возраста 20 лет;
  • начального или среднего профессионального образования (училищах, техникумах, колледжах), если они до поступления в эти образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения возраста 20 лет;
  • среднего профессионального образования, если они до поступления в эти образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
  • высшего профессионального образования (вузах) по:
    • программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
    • программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;
    • программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в эти образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) «бакалавр», — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Отсрочка учащимся предоставляется 1 раз за исключением случаев, когда:

  • первая отсрочка предоставлялась при обучении в учреждении среднего (полного) общего образования (школе), — гражданин имеет право на повторную отсрочку для обучения в вузе;
  • первая отсрочка предоставлялась при обучении по программе бакалавриата, — учащийся имеет право на отсрочку для продолжение обучения по программе магистратуры.

Право на отсрочку для получения профессионального образования сохраняется за гражданином:

  • получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня;
  • переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня;

Примечание. Право на отсрочку сохраняется только при условии, что общий срок, на который была предоставлена отсрочка, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.

  • восстановившимся в том же образовательном учреждении, если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка для обучения в этом образовательном учреждении, не увеличивается.

Примечание. Гражданин, восстановившийся в образовательном учреждении после отчисления за нарушение устава, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам, не сохраняет права на отсрочку.

Право на отсрочку имеют также граждане, которые получают очно послевузовское образование в имеющих государственную аккредитацию вузах и научных учреждениях, имеющих лицензии на такую деятельность, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения.
С 2011 г. предусмотрена отсрочка выпускникам учреждений среднего (полного) общего образования, получившим удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации, — на период до 1 октября года прохождения аттестации.
Указами Президента РФ право на отсрочку от призыва может предоставляться и другим категориям граждан.
Право на отсрочку может возникать многократно и по разным основаниям. Однако отсрочка от призыва не означает освобождения от него и носит лишь временный характер.

Признание временно не годным к военной службе по состоянию здоровья
Одна из категорий годности к военной службе («Г») — признает призывника временно не годным.
Заключение о временной негодности (на срок до 12 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия. В заключении должен быть указан срок явки призывника на повторное освидетельствование, на котором выносится окончательное решение о его категории годности к военной службе.
Если обследование (лечение) призывника можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.
Призывник, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через 6 месяцев. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б»).
Во время прохождения медицинского освидетельствования призывники имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях на отсрочку или освобождение от призыва.

Если призывник (военнослужащий, контрактник) не согласен с заключением военно-врачебной комиссии, он имеет право на независимую медицинскую экспертизу (в учреждении, выбранном им самим) и (или) обжалование заключения комиссии в суде.

Экспертиза считается независимой, если эксперты либо члены комиссии не находятся в служебной (иной) зависимости ни от военкомата, ни от призывной комиссии, ни от других органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
Такая экспертиза проводится за счет средств гражданина. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы.
Если на момент получения военным комиссаром заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии завершена, то заключение независимой экспертизы рассматривается в рамках работы следующей призывной комиссии.
Если гражданин, проходящий военную службу по призыву, признается независимой экспертизой ограниченно годным или не годным к военной службе, то военный комиссар направляет в течение 3 рабочих дней заключение с таким выводом по месту прохождения военнослужащим военной службы для освидетельствования его военно-врачебной комиссией.
В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносит суд.

Закон дает право Президенту РФ своими указами предоставлять некоторым категориям граждан отсрочку от призыва и освобождение от военных сборов. Так, например, предоставлена отсрочка для граждан (не более 200 человек), поступивших непосредственно по окончании образовательных учреждений на работу по рабочим специальностям на основные производства Российского авиационно-космического агентства и Российского агентства по судостроению.
Чтобы получить отсрочку от призыва, необходимо в установленный срок представить пакет (различный в каждом случае) документов, подтверждающих право на нее. Момент представления документов определяется ближайшим призывом, следующим за возникновением основания для отсрочки. Все документы представляются в подлиннике.

Вопрос об отсрочке от призыва гражданина, признанного не годным или временно не годным к военной службе по состоянию здоровья, рассматривается призывной комиссией при наличии у него следующих документов:

  • акт исследования состояния здоровья с результатами исследований и диагнозом;
  • выписка из истории болезни, заверенная подписями главного врача, лечащего врача и печатью;
  • лист медицинского освидетельствования с заключением врача-специалиста о категории годности призывника к военной службе и показателе предназначения.

Призывник, постоянно ухаживающий за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, должен представить следующие документы:

  • свидетельство о своем рождении;
  • справку о составе семьи;
  • решение суда об усыновлении (при необходимости);
  • свидетельства о рождении своих родителей (при уходе за дедушкой, бабушкой);
  • заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за родственниками;
  • свидетельство об инвалидности (I или II группы) родственника;
  • пенсионные удостоверения родственников;
  • свидетельства о рождении его родных братьев или сестер, не достигших 18 лет.

Одинокий отец, воспитывающий ребенка без матери, должен представить:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о расторжении брака, либо о смерти матери ребенка, либо решение суда о лишении ее родительских прав.

Призывник, имеющий двух и более детей должен представить:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельства о рождении детей.

Призывник, имеющий ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, должен представить:

  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документы, подтверждающие инвалидность.

Призывник, который окончил специализированный вуз, получил специальное звание и проходит службу в органах внутренних дел, противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в таможенных органах РФ, должен представить:

  • диплом о высшем профессиональном образовании соответствующего направления;
  • справку с места работы (учебы), заверенную печатью и подписью руководителя и печатью учреждения или органа;
  • выписку из приказа о присвоении специального звания.

Для получения отсрочки призывник должен представить, если он учится (очно):

  • в школе (в том числе аккредитованной негосударственной) — справку (форма № 26а);
  • в училище, техникуме, вузе и других учебных заведениях (в том числе аккредитованных негосударственных) — справку (форма № 26);

Примечание. Справка должна быть заверена печатью и подписана руководителем или заместителем руководителя. Для проходящих обучение на военной кафедре, кроме того — начальником или заместителем начальника кафедры.

  • в аспирантуре (других формах послевузовского образования):
    • диплом о высшем профессиональном образовании;
    • справку (форма № 26), заверенную печатью и подписью руководителя или заместителя руководителя, с датой и номером приказа о зачислении в аспирантуру и датой окончания программы обучения и защиты квалификационной работы.

Призывник, имеющий право на отсрочку по указу Президента РФ, должен представить справку с места работы, заверенную подписью руководителя и печатью учреждения (ежегодно — в сентябре).
Для подтверждения факта исполнения ранее военно-служебных обязанностей необходимо представить военно-учетные документы с отметкой, которая ставится в них при увольнении с военной службы.
Для получения освобождения от воинской обязанности в связи с гибелью (смертью) отца или родного брата на военной службе по призыву, необходимо представить:

  • документы, подтверждающие их родство;
  • свидетельство о смерти;
  • извещение воинской части в адрес военкомата об их гибели (смерти) с указанием ее связи с военной службой.

Для получения освобождения от воинской обязанности в связи со смертью отца или родного брата вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных на военной службе, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов, необходимо представить:

  • документы, подтверждающие их родство;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о болезни, составленное военно-врачебной комиссией в период военной службы, с заключением о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания с военной службой;
  • заключение медико-социальной экспертизы о причинной связи смерти с исполнением ими обязанностей военной службы.

Решением призывной комиссии гражданин освобождается от исполнения воинской обязанности или зачисляется в запас. На основании выписки из протокола заседания призывной комиссии ему выдается военный билет.

Предыдущая
глава

Член Совета, глава группы «Гражданин.Армия.Право» Сергей Кривенко отмечает сегодня день рождения

17 Октября 2018

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель правозащитной группы «Гражданин.Армия.Право» сегодня отмечает день рождения.
Сергей Кривенко — кандидат физико-математических наук, с 1988 года член правозащитного общества «Мемориал». С 2001 по 2003 годы он был руководителем информационного бюро «ИНФО-АГС», занимающегося поддержкой развития института альтернативной гражданской службы в России, с 2002 года – секретарем Всероссийской коалиции общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу», а в 2006-2009 годы – координатор Общественной Инициативы «Гражданин и Армия».
Кривенко — редактор серии докладов «О нарушении прав и свобод человека и гражданина при призыве на военную службу в Российской Федерации» (2003-2010 гг.), доклада «Нарушения прав военнослужащих по призыву при зачислении на военную службу по контракту и при ее дальнейшем прохождении» (июнь 2008 г.), автор ряда статей и материалов по альтернативной гражданской службе, один из авторов справочника по истории мест заключения: «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР 1923-1960. Справочник».
В Совете Сергей Кривенко возглавляет постоянную комиссию по военно-гражданским отношениям, а также работает в комиссиях по исторической памяти, по правам человека за рубежом, по регламенту и во временной рабочей группе по мониторингу соблюдения прав человека на территорию Украины и в группе по развитию гражданского общества и правам человека в Крыму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *