Отдали острова Китаю

Фото: kremlin

В соцсетях и СМИ часто пишут про «Путин отдал острова Китаю».

В 2004 году действительно, решением Кремля Китаю были переданы территории рядом с Хабаровском, общей площадью более 300 квадратных километров. Эти территории — острова на Амуре.

Вы можете найти тонну упоминаний в однозначно-обвиняющем тоне «Путин взял и подарил Китаю острова».

Ситуация, однако, проще.

Данные острова были в спорном статусе «непонятно чьих» сотни лет, какое-то начало правовых отношений можно считать примерно с Нерчинского договора, это 1689-ый год.

В 1924 году правительство СССР пытается как-то устаканить ситуацию с территориями, и подписывает с представителями пограничных провинций (Хэйлунцзян) бумагу о том, что ПЛАНИРУЕТСЯ провести демаркацию. После чего все на это забивают и всё как шло, так и идёт.

В 1926 году к вопросу возвращаются, потому что местные жители начинают хаотичный самозахват — притом что китайцы на левом берегу Амура, что русские на правом. Приходят к выводу, что надо как-то бардак прекращать. На этом опять-таки наступает тишина.

Далее, в ходе войны с Японией в 1940х, СССР в явочном порядке занимает часть китайских территорий — включая ряд островов на Амуре. По той простой причине, что Китай совместил войну с Японией с гражданской, и СССР получил карт-бланш на действия с целью решения японского вопроса. Вопрос, как мы знаем, успешно решается.

После чего начинается мирное время, и возникает вопрос, отложенный с 20х годов, о том, что надо бы провести демаркацию.

Только теперь она усложнена тем, что советская армия заняла ещё часть территорий. Понятное дело, война, но оформить официально «мы отбили территории у союзника» — мягко говоря, не вариант.

Одно дело — отбить у Японии острова, тут всё чётко, отвоевали. Но у Китая-то отвоевать в ходе войны на стороне Китая — нельзя.

Ситуация доходит до какого-то решения в 1964 году. Делается документ, в котором договариваются принять за отправную точку текущую ситуацию («по Амуру»), но не удаётся согласовать ряд вопросов по деталям разграничения. Один из пунктов, как и в любом договоре про «граница по реке» — это «чьим будет каждый конкретный остров».

На тот момент в СССР уже Хрущёв, отношения с Китаем, благодаря несказанному умищу и политической мудрости оного владыки, плохие, и очевидно, что Китай упирается рогом, чтобы «показательно нагнуть». При Иосифе ситуация выглядела чуть иначе, товарищ Мао сидел в приёмной, пока министр сельского хозяйства отчитывался, и смиренно ждал.

Дальнейшая ситуация известна — в промежутке территориальный вопрос обострился до того, что китайцы провели бета-тестирование установки Град (тогда новейшей и секретной), использовав в качестве ресурса личный состав НОАК, который потом подсчитывали в основном по пряжкам от ремней и пломбам.

Китай умеет ждать — поэтому разрешение ситуации произошло 16 мая 1991 года.

В этот день Горбачев подписывает документ о том, что граница с Китаем должна пройти по фарватеру Амура. У китайцев первый раз появляется официальная и юридическая возможность оспорить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров.

Ещё раз — до этого вопрос о том «чьё» вообще не был зафиксирован столетиями. Горбачёв подписывает от лица СССР официальный обязующий документ, по которому Китаю сразу автоматом отходят все спорные территории. Без вообще какого-либо торга. У КНР ничего не выторговано — просто «да забирайте Кемску волость, хыхы».

Россия, как правопреемник СССР, получает этот договор по наследству.

Далее в бой вступает второй эксперт по профигению территорий — Борис, пнимааааааааеш, Никалаич.

В декабре 1992 года, на российско-китайском саммите, подписывается меморандум о взаимопонимании между правительствами РФ и КНР по вопросам взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе границы. 12-я статья принятой совместной декларации — «Стороны продолжат переговоры по еще не согласованным участкам границы между РФ и КНР на основе договоров о нынешней российско-китайской границе согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости с тем, чтобы справедливо и рационально разрешить пограничные вопросы».

Боря отдаёт примерно 600 (!!!) мелких и не особо островов на реках Амур и Уссури, и ещё примерно 11 квадратных километров суши, и мало того — закладывает фундамент под дальнейшие претензии. Китай видит, что Боря — плюшевый и слабый дурачок, поэтому «раз лежит, что не взять-то?».

Ещё примерно 15 квадратных километров теряется при демаркации границы в 1995 году — опять-таки, Борис Николаевич устраивает чудовищную коррупцию в регионах, поэтому очевидно, что китайцы заносят конкретным людям, которые фактически проводят демаркацию, и границу фиксируют «по максимально выгодным Китаю» опорным точкам.

На фоне всего этого Китай тихо намывает отмель, чтобы проток между Китаем и двумя спорными островами около Хабаровска стал декоративным, после чего можно обратиться к уже подписанному с Горбачёвым договору и сказать «ну а теперь давайте, как договаривались, границу по фарватеру». Всё это происходит, Боря валяется синий, никакие меры не предпринимаются вообще.

Ну а теперь соберитесь, я оглашу вывод, который из всего этого делается — «Путин разбазаривает земли, при Путине подарили землю Китаю, Путин отдал».

Путин как раз завершил все эти процессы, полностью закрыв территориальные претензии и проведя демаркацию границы. И завершив процесс передачи того, что подписал Горбачёв. Того, что уже нельзя было не отдать в силу условий подписанного и действующего договора.

Так что увидите сказочку про «Путина, раздаривающего земли» — напомните говорящему, кто по факту что подписывал и отдавал.

И вот еще дополнительный материал.

Часто при вопросах о территориальных претензиях Китая ссылаются на цитату Мао с общим смыслом «Россия у нас забрала полтора миллиона квадратных километров и мы их вернем».

Я приведу кусок научной работы Ли Даньхуэя и С.Н.Гончарова на эту тему:

Беседа Мао с Цой Ен Геном 7 октября 1964 г:

Мао Цзэдун: «Разве он не говорил о мирном решении пограничного вопроса? (Общий смех). Мы сейчас предприняли наступление и говорим некоторые пустые слова. Говорим, что правительство царской России отрезало у нас 1 миллион 500 тысяч квадратных километров, что во время Ялтинской конференции за спиной Китая отрезали Внешнюю Монголию (1 миллион 540 тысяч квадратных километров). А есть ведь еще Танну-Урянхай. Безо всякого договора наскоро превратили ее в автономную республику Советского Союза. Хотим ли мы требовать возвращения этих районов? Мы и не думаем требоватьэтого, только произносим пустые слова. Цель состояла в том, чтобы привести их в напряженное состояние и благодаря этому добиться сравнительно рационального договора о границе. Это — тайна, вы на это обратите внимание.

Беседа с Балуку, 10 октября 1964 г

Мао Цзэдун: «.Мы произносим некоторые пустые слова, производим некоторые холостые выстрелы. Говоря пустые слова, мы стремились к тому, чтобы на пограничных переговорах находиться в наступлении. Цель состояла в том, чтобы добиться рационального положения на границе, заключения договора о границе. Возможно, вы считаете, что мы и вправду хотим возвратить 1 миллион 540 тысяч квадратных километров земель, захваченных царями. Мы отнюдь этого не хотим. Это и называется произведением холостых выстрелов, приведением их в напряжение. Такой вот здесь смысл. Хрущев такой человек, что если ты в него не произведешь несколько холостых выстрелов, то он будет чувствовать себя нездоровым

Мао Цзэдун: Хотим, чтобы Хрущев подпрыгнул на несколько «чжанов» вверх от земли. Это — тайна, сейчас этот документ еще до конца не подготовили. Однако на самом-то деле нам не нужны 1 миллион 540 тысяч квадратных километров, не нужны и более 100 с лишним тысяч квадратных километров в Танну-Урянхае…»

Думается, что эти цитаты не требуют особых пояснений и позволяют предельно четко понять, как следует оценивать и трактовать печально знаменитые высказывания Мао Цзэдуна от 10 июля 1964 г. Самое главное: Мао не имел в виду выдвигать какие-либо территориальные претензии к СССР или «предъявлять исторические счета».

Далее уже Дэн Сяопин справедливо исходил из того, что сделанное Мао Цзэдуном 10 июля 1964 г. заявление о «еще не предъявленном счете» в полтора миллиона квадратных километров хорошо известно в Китае и мире. О других высказываниях, где раскрывался истинный смысл позиции Мао Цзэдуна, было известно только самому узкому кругу высших руководителей КНР.

В этих условиях Дэн в понятной для китайского читателя манере заявил о том, что уже «предъявил» тот исторический счет, который Мао считал «непогашенным», и потому навеки закрывает этот исторический этап, аннулирует все сказанное 10 июля 1964 г.

Именно исходя из такого понимания проблемы, Цзян Цзэминь имел все основания поставить подпись под Договором, в котором содержался тезис об отсутствии взаимных территориальных претензий.

Ну, как видите, дело обстоит с классическим «выдиранием цитаты их контекста».Потому что в такой подаче всё выглядит совершенно иначе, чем «Мао сказал, что Китай обязательно вот-вот заберёт назад свои исконные сибирские земли».

Оцените, на каком фундаменте строится 100500 страшных пугалок про «Сибирнаш».

Руслан Карманов

УДК 321.01(470 + 571)(510)

Иванов Александр Юрьевич

Ivanov Alexander Yuryevich

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры восточных языков Педагогического института Тихоокеанского государственного университета

Костюченко Александр Петрович

соискатель Хабаровского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации

ДЕМАРКАЦИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА

Kostyuchenko Alexander Petrovich

PhD applicant, Khabarovsk Border Guard Institute Federal Security Service Russian Federation

DEMARCATION OF THE RUSSIAN-CHINESE BORDER AS A RESPONSIBILITY OF THE FAR EASTERN BORDER DISTRICT

Аннотация:

Статья посвящена изучению процесса демаркации на восточном участке российско-китайской границы в 90-е гг. XX в. — 10-е гг. XXI в. Предпринята попытка исследования данной проблемы с опорой на документы, впервые вводимые в научный оборот. На основе широкого круга источников, в первую очередь Центрального пограничного архива ФСБ РФ, выявлены особенности позиции руководства Дальневосточного пограничного округа (ДВПО) по вопросу демаркации российско-китайской границы, которая отличалась от позиции Министерства иностранных дел. Анализируются мероприятия регионального руководства ФПС по организации демаркации, контролю над ее проведением. Особое внимание уделяется взаимодействию пограничников с руководством Амурской и Еврейской автономной областей и Хабаровского края по вопросам демаркации российско-китайской границы в зоне ответственности ДВПО. Затрагивается проблема демаркации в районе города Хабаровска (так называемый Фуюаньский треугольник) — островов Большой Уссурийский и Тарабаров.

Ключевые слова:

демаркация, российско-китайская граница, восточный участок, остров Большой Уссурийский, остров Тарабаров, КНР, Россия, Федеральная пограничная служба, Дальневосточный пограничный округ.

demarcation, Russian-Chinese border, China, Russia, Federal Border Service, Far Eastern Border District, eastern section.

Демаркация границы между Россией и Китаем на ее восточной части была осуществлена в 1991-1999 гг. Совместная российско-китайская демаркационная комиссия (СРКДК) была образована в 1992 г. В состав российских частей демаркационных рабочих групп (ДРГ) включались топографы и геодезисты из Благовещенского и Партизанского топогеодезических отрядов и команды по установке пограничных знаков, куда входил личный состав пограничных отрядов, на участках которых проводились полевые демаркационные работы.

На первом этапе демаркационных работ (1991-1992 гг.) велись подготовительные работы, создавалась нормативная база. На втором этапе (1993 г.) осуществлялась рекогносцировка на местности с выбором мест установки погранзнаков. На третьем этапе (1993-1997 гг.) велось определение на местности местоположения линии госграницы, устанавливались погранзнаки, в

этих целях проводились полевые топогеодезические работы, прорубка пограничных просек, гидрографические работы. На четвертом этапе (1996-1999 гг.) были произведены камеральные работы, подготовлены к изданию и изданы итоговые демаркационные документы .

В ходе делимитации границы стороны не пришли к единому мнению о проведении границы на ряде участков реки Амур. Поэтому была достигнута договоренность о проведении двойных промеров в районах острова Полуденный, устьев рек Сунгари и Биры, островов Еврасиха и Луговской.

В течение 1993-1997 гг. в зоне ответственности Дальневосточного пограничного округа (ДВПО) проводились полевые демаркационные работы на пограничных реках Амур и Уссури протяженностью 2 281 км от слияния рек Шилки и Аргуни до впадения реки Сунгачи в реку Уссури.

В 1994 г. к 10 июля было установлено 107 погранстолбов. При плане 120 к концу сезона было установлено 142, с учетом ранее установленных — 153. Российские специалисты начали более организованно проводить гидрографические работы. Они провели измерения на 400 км реки Амур и 224 км реки Уссури. Это обеспечило возможность проведения рабочих встреч с китайской стороной по оформлению всей предусмотренной документации.

Успешной работе способствовали состоявшаяся 5-17 мая 1994 г. в Хабаровске рабочая встреча Совместной российско-китайской демаркационной комиссии и наличие практически всех нормативных документов у российских гидрографов и топографов. Однако негативно сказывалось влияние объективных и субъективных факторов. Три наводнения на Уссури серьезно осложнили проведение гидрографических работ. В это время обозначилась особая позиция китайской части в отношении острова Полуденный. Только после окончания совместных промеров в этом районе, когда стало ясно, что остров останется российским, китайцы изменили свое мнение. В дальнейшем они под различными предлогами препятствовали установке здесь погранзнака № 208.

В 1995 г. китайская сторона взяла курс на затягивание полевых демаркационных работ. Рабочие встречи трех ДРГ вместо марта состоялись в июне, а ДРГ № 6 — только в октябре. Китайские гидрографы-наблюдатели на 15-20 дней опоздали с прибытием на российские суда для проведения гидрографических измерений. В результате на Амуре удалось провести гидрографические работы, но на Уссури они были окончены досрочно 30 сентября в связи с резким падением уровня воды. На участке 55 км в верховьях реки промеры провести не удалось.

Не были решены проблемные вопросы и на 6-й сессии СРКДК, проходившей в городе Чите. Сессия работала на фоне официально объявленной позиции Еврейской автономной области (ЕАО) по проведению границы в районе некоторых островов на реке Амур.

Китайская сторона отказалась в ходе работы сессии проверять планшеты гидрографических работ 1994 г., что не позволяло вести работы по обозначению границы на местности. Лишь в последний день такая работа была проведена, но уже не оставалось времени на окончательное согласование и утверждение ее результатов. Это означало затягивание всего процесса демаркационных работ минимум на один год.

В этом же полевом сезоне выявились и диаметрально противоположные подходы сторон к проведению линии границы в районе островов Венюковский и Шереметьевский на реке Уссури. Потом еще около двух лет китайская сторона отыскивала различные аргументы для того, чтобы остров Шереметьевский стал китайским. Но по итогам демаркации этот остров остался за Россией, а Венюковский отошел к Китаю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на такую позицию китайской стороны, в третьем полевом сезоне округ успешно выполнил плановые задания на 94 %. В конце октября российские и китайские демаркаторы из ДРГ № 4 подписали пакет документов на 792 км новой границы (погранзнаки № 133-182). ДРГ № 4 оказалась единственной, которая выполнила плановое задание в установленные сроки. Однако не удалось установить 11 погранстолбов в районах двойных промеров, где китайские представители так и не согласовали новую линию границы .

В 1996 г. основные усилия ДВПО были направлены на завершение всех полевых работ. Это было связано с требованием, изложенным в распоряжении президента РФ Б.Н. Ельцина от 21 февраля 1996 г., «завершить демаркационные работы на восточной части российско-китайской границы» .

В 1996 г. Оперативной группой управления (ОГУ) № 2 на участке ДВПО (руководитель -полковник А.М. Филонов) были проведены демаркационные работы в зоне ответственности округа от устьев рек Шилки и Аргуни до устья реки Сунгачи протяженностью 2 281 км. Они выполнялись четырьмя российскими ДРГ: № 4 (руководитель — майор Л.С. Генералов), 5 (майор А.Г. Ласьков), 6 (майор В.В. Медяков), 7 (майор В.В. Аржаев) и одной гидрографической группой воинской части 40021 Тихоокеанского флота (ТОФ) (город Хабаровск) на четвертом участке (река Уссури) в обстановке конструктивного взаимодействия с китайской стороной.

В мае 1996 г. СРКДК были утверждены документы на 792 км новой границы на реке Верхний Амур (участок Забайкальского пограничного округа, Сковородинского и Шимановского пограничных отрядов (пого) ДВПО). В октябре 1996 г. были подписаны документы на уровне ДРГ № 5 и 6 на участок реки Средний Амур протяженностью 975 км. С окончанием 20 июня 1996 г. работ военных гидрографов на реке Уссури (65 км) все гидрографические измерения на пограничных реках были завершены.

В соответствии с протоколами рабочих встреч СРКДК от 1 апреля и 17 июня 1996 г. обеими сторонами были установлены последние 9 погранстолбов. Из них по 8 погранстолбов на берегах реки Средний Амур в районе устьев рек Сунгари (15 пограничная застава (погз) Биробиджанского пого), Биры (18 погз Биробиджанского пого) и островов Еврасиха и Луговской (1-2 погз Хабаровского пого) на территории ЕАО, в том числе китайской стороной на острове Луговской. По одному погранстолбу обеими сторонами установлено в районе острова Полуденный (2 погз Райчихин-ского пого).

В соответствии с Протоколом рабочей встречи СРКДК, состоявшейся в июне 1996 г. в Харбине, произошло сокращение количества погранстолбов, устанавливаемых на участке округа. Погранзнаки № 208 (остров Полуденный) и № 250 (устье реки Биры), ранее состоявшие из трех столбов, были заменены на знаки, состоящие из двух столбов каждый. В связи с этим количество погранзнаков сохранилось прежнее — 168, а количество пограничных столбов уменьшилось со 181 до 179. По состоянию на 1 ноября 1996 г. округ выполнил план по установке 179 погранстолбов.

Из-за продолжительного наводнения на реке Уссури не удалось покрасить погранстолбы на территории Хабаровского и Приморского краев. На этот же участок (452 км) не было и полностью утвержденной обеими сторонами новой линии границы. Состоялась лишь одна кратковременная встреча ДРГ № 7.

На госгранице на участке округа сохранялся статус-кво. Китайская сторона на встречах ДРГ вопросов о каком-либо изменении статус-кво не поднимала и практических действий по освоению российских островов, отходящих по итогам демаркации к Китаю, не предпринимала.

Особенностью сезона 1996 г. по-прежнему оставалась сохранявшаяся с 1995 г. позиция Законодательного собрания ЕАО по разграничению в районе устья реки Биры и островов Еврасиха и Луговской. 30 мая 1996 г. Заксобрание ЕАО вновь направило ходатайства в инстанции о продолжении переговоров по закреплению за Россией пяти островов, передаваемых Китаю по решению СРКДК (Попов, Ульшин, Еврасиха, Луговской, Нижнепетровский).

В августе 1996 г. Законодательное собрание ЕАО в очередной раз поставило этот же вопрос в Совете Федерации. В связи с этим в комитете по безопасности и обороне 7 октября 1996 г. состоялись слушания по вышеназванной проблеме. Кроме того, по заказу Законодательного собрания ЕАО в районе острова Ульшин были проведены повторные гидрографические промеры специалистами Амурводпуть. По их информации, они несколько отличались от проведенных ранее военными гидрографами ТОФ.

Обстановка в российском приграничье в основном способствовала выполнению планов демаркационных работ. Администрации Амурской области, Хабаровского края, ЕАО, некоторых приграничных районов оказывали помощь в подготовке и проведении встреч. Их представители непосредственно участвовали в работе ДРГ.

В 1996 г. в соответствии с существовавшими договоренностями происходило взаимодействие с китайской частью ДРГ. Были проведены встречи ДРГ № 5 в городах Хэйхэ и Благовещенске, № 6 в городах Тунцзяне, Фуюане, Цзямусы и Биробиджане.

Руководство ОГУ № 2 предложило в связи с выполнением полевых демаркационных работ на своих участках расформировать ДРГ № 4 и 5, руководителю ДРГ № 5 в течение зимнего периода завершить оформление документации с китайской стороной на оставшиеся 52 км новой линии границы.

В связи с некомплектом офицеров в округе команды по установке погранзнаков возглавляли прапорщики, что сказывалось на качестве работ. В течение полевого сезона все ДРГ испытывали большие трудности из-за фактического отсутствия, больших перебоев в поставках и низких норм отпуска автобензина и дизельного топлива отрядам и речным бригадам. На ход демаркационных работ оказывали влияние отсутствие целевого выделения денежных средств на демаркационные работы и централизованного снабжения качественной лакокрасочной продукцией; отсутствие утвержденной линии границы на участке ДРГ № 7 (река Уссури) и 52 км на участке ДРГ № 5; тяжелое социально-экономическое положение в Дальневосточном регионе .

Демаркационные работы на участке ДРГ № 4 велись в 1996 г. на территории Амурской и Читинской областей. При этом в пяти районах: Свободненском, Шимановском, Магдагачинском, Сковородинском и Могоченском — работы проводились при активном взаимодействии с администрациями областей и районов. Работы проводились только на российской территории. Командиры

частей, на территории которых велись работы, отнеслись с должным пониманием к необходимости выполнения работ в указанные сроки. С их стороны оказывалась повсеместная помощь ДРГ.

В течение сезона были полностью завершены работы по установке всех пограничных столбов на всем участке ДРГ № 4. При этом на участке был установлен, окрашен и передан под охрану пограничным подразделениям всего 51 пограничный столб, составлены акты приема-передачи.

Личный состав ДРГ проявил сознательность, патриотизм и высокое чувство личной ответственности в выполнении порученного правительством задания .

Совместная работа российско-китайской рабочей группы на участке № 6 в 1996 г. началась с проведения заседания 15 мая 1996 г. в селе Ленинском, на котором стороны обсудили вопросы работы на год и приняли план работ на полевой сезон 1996 г. На 11-й совместной встрече в городе Биробиджане (15-20 августа 1996 г.) был обсужден план работы по приведению в порядок демаркационной документации. В 1996 г. стороны провели 4 официальные встречи, на которых были решены вопросы по приведению в порядок демаркационной документации. В ходе проведения встреч были подписаны следующие документы: каталог координат и высот погранстолбов, таблицы изменившихся и новых названий островов и отмелей, протоколы погранзнаков с № 231 по 259, три экземпляра демаркационной рабочей карты № 107-128, таблицы принадлежности островов и отмелей, черновик «Протокола-описания прохождения линии государственной границы», заключительный доклад по итогам демаркационных работ .

Российская сторона в период с 25 мая по 20 сентября установила и провела измерения пограничных столбов № 243-245, 249-252, 255, покрасила 20 пограничных столбов.

Демаркационные работы на участке ДРГ № 7 в 1996 г. проходили в условиях лояльного отношения местного населения приграничных районов России и Китая к демаркации границы. Несмотря на усилия подразделений пограничной охраны обеих сторон, активизацию совместных мероприятий погранпредставительских аппаратов, количество нарушений с китайской стороны не уменьшилось. Имели место случаи выхода китайских граждан на реку Уссури с оружием. Вместе с тем инцидентов на государственной границе при проведении полевых демаркационных работ на участке ДРГ № 7 не возникало.

ДРГ поддерживала деловые взаимоотношения с администрациями приграничных районов России, получала от них по возможности необходимую помощь и поддержку в решении вопросов, связанных с демаркацией границы. Наиболее активно эта работа велась с администрациями Би-кинского и Вяземского районов Хабаровского края.

Российской гидрографической группой в 1996 г. был осуществлен промер глубин и проведены геодезические работы на 230-292-х километрах реки Уссури. Всего за 1993-1996 гг. обеими сторонами были проведены гидрографические работы с 0-го по 292-й км реки Уссури, что составило 100 % от задания.

В связи с объединением 6-й и 7-й китайской части ДРГ китайская демаркационная группа на участке ДРГ № 7 совместные полевые работы не проводила в полном объеме, объясняя это тем, что совместная демаркационная комиссия не утвердила прохождение линии границы на участке ДРГ № 7 и ей необходимо сделать большой объем работы на участке ДРГ № 6.

В 1996 г. команда по установке погранзнаков работала в сложных погодных условиях. Частые дожди, наводнение на реке Уссури не позволили выполнить полевые работы в полном объеме, а те работы, которые были выполнены в первый период полевого сезона, были практически перечеркнуты прошедшим наводнением. С 7 по 30 октября были проведены мероприятия по устранению последствий наводнения.

В связи с тем, что СРКДК не были утверждены результаты гидрографических работ на реке Уссури и ДРГ не имела утвержденной линии госграницы, совместные демаркационные документы не могли быть подготовлены в полном объеме и подписаны. Поэтому совместная работа с китайской стороной по оформлению и подписанию документов в 1996 г. не проводилась. Дальнейшая работа совместно с китайской стороной в демаркационной группе, по мнению руководителя группы, могла быть продолжена после утверждения гидрографических работ и получения линии государственной границы.

В 1996 г. была проведена одна рабочая встреча Совместной российско-китайской ДРГ № 7 в городе Биробиджане с 29 по 30 сентября со следующей повесткой: итоги работы в 1996 г., утверждение плана работы группы.

В.В. Аржаев полагал, что обе стороны в Совместной российско-китайской ДРГ № 7 были готовы при своевременном поступлении утвержденных гидрографических планшетов, утвержденной линии границы на реке Уссури закончить весь комплекс демаркационных работ в 1997 г. в максимально сжатые сроки .

В декабре 1997 г. заместитель командующего ДВПО генерал-майор В.И. Савин представил начальнику Дальневосточного регионального управления (ДВРУ) ФПС РФ генерал-полковнику

А.В. Гольбаху «Отчет ОГУ № 2 Дальневосточного пограничного округа по итогам демаркационных работ в 1997 году». В отчете отмечалось, что демаркационные работы в зоне ответственности округа в 1997 г. выполнялись российскими ДРГ № 5, 6 и 7. Совместные работы с китайской стороной производились на участках ДРГ № 5 и 7. В работе ДРГ отсутствовали принципиальные разногласия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сентябре 1997 г. СРКДК были утверждены гидрографические документы на четвертый участок (река Уссури). С сентября по декабрь 1997 г. ДРГ № 7 были согласованы и подписаны все демаркационные документы на участок реки Уссури протяженностью 453,5 км.

По состоянию на 1 ноября 1997 г. на участке округа полевые демаркационные работы были завершены в полном объеме, а к 20 декабря были окончены работы по оформлению и подписанию демаркационных документов на уровне ДРГ № 7.

Обстановка в российском приграничье в основном способствовала выполнению планов демаркационных работ. Администрации некоторых приграничных районов Приморского и Хабаровского краев оказывали помощь в проведении рабочих встреч и работе ДРГ.

В третьей декаде ноября 1997 г. жителями города Биробиджана и Биробиджанского района ЕАО был организован сбор подписей с целью сохранения за РФ островов на реке Амур, которые по итогам демаркации должны были отойти КНР (Попов, Савельев, Еврасиха, Нижнепетровский, Луговской). На Заседании Законодательного собрания ЕАО 17 декабря 1997 г. была заслушана информация его председателя С.В. Вавилова. В ходе обсуждения вопроса было заявлено несогласие с результатами демаркации на участке ЕАО и принято решение подготовить и направить обращение к президенту РФ. По данной проблеме С.В. Вавилов в ноябре 1997 г. выступал в Совете Федерации Федерального собрания РФ.

В 1997 г. осуществлялось взаимодействие с китайской частью ДРГ. В ходе этого взаимодействия были проведены встречи демаркационных рабочих групп в городах Благовещенске, Хэйхэ, Жаохэ, Лесозаводске, Цзямусы.

В.И. Савин предложил командующему ДВПО расформировать ДРГ в связи с завершением демаркационных работ на участке округа .

В связи с завершением демаркации российско-китайской границы А.В. Гольбах обратился через СМИ к населению приграничья. Он отмечал, что минувший год ознаменовался историческим событием в отношениях между Россией и Китаем — завершением демаркации российско-китайской границы. Впервые в основу ее был заложен отвечающий международно-правовым нормам принцип пограничного размежевания по главному речному фарватеру. Как следствие, изменили свою государственную принадлежность и ряд островов, которые были поделены между Россией и Китаем примерно поровну.

Александра Васильевича волновало, что 32 км госграницы по Казакевичевской протоке близ Хабаровска были выведены за рамки демаркации. Там были расположены имеющие оборонное, хозяйственное и экологическое значение острова Большой Уссурийский и Тарабаров. Поэтому федеральному центру нужно было предпринять решительные, но взвешенные шаги, чтобы раз и навсегда снять периодически возникающие у китайской стороны вопросы по поводу принадлежности островов .

В 1998 г. продолжалась работа СРКДК по оформлению документации. Завершалась разработка демаркационных материалов на восточную часть российско-китайской границы. Вся демаркируемая граница впервые в истории отношений двух стран была четко обозначена на местности.

В апреле 1999 г. стороны заявили, что в результате семилетней работы российско-китайской демаркационной комиссии окончательно согласованы все документы по восточной части границы между двумя странами. Обе стороны дали высокую оценку проделанной работе. 9 декабря в Пекине были подписаны соответствующие документы .

В 2003 г. начальник отдела международно-договорной и погранпредставительской деятельности Дальневосточного районного переселенческого управления (ДВРПУ) ФСБ России полковник С. Климов в «Служебной записке по обстановке, сложившейся на недемаркированном участке российско-китайской государственной границы (участках ДВРПУ ФСБ России)» отмечал, что командованием ДВРПУ совместно с администрацией Хабаровского края, другими взаимодействующими структурами принимался ряд мер активного, наступательного характера по закреплению островов Большой Уссурийский и Тарабаров за Российской Федерацией. Но китайская сторона оставалась непреклонной, считая, что госграница проходила по фарватеру рек Амур и Уссури, а Уссури впадает в Амур напротив города Хабаровска, следовательно, протока Казакевичева является внутренними водами КНР. Китайцы наращивали усилия по решению территориальных проблем в свою пользу. В результате на участке границы в районе протоки Каза-кевичева сложилась критическая ситуация, чреватая в будущем потерей для России крайне важных в политическом, оборонном, хозяйственном и экологическом отношениях островных территорий в пойме реки Амур. Эта ситуация требовала, по мнению С. Климова, принятия ряда неотложных мер, направленных на урегулирование возникших вопросов в пользу России.

В результате рассмотрения этой записки руководство ДВРПУ направило в июне 2003 г. свои предложения в Международно-договорное управление Пограничной службы ФСБ России. В них предлагалось рассмотреть в инстанциях вопрос об угрозах пограничной безопасности страны на Хабаровском направлении и определить первоочередные меры по стабилизации обстановки; инициировать вопрос о демаркации государственной границы на данном участке; добиваться от китайской стороны согласия на проведение дноуглубительных работ в протоке Каза-кевичева; выработать особый статус этого участка до завершения демаркационных работ; согласовать вопрос участия представителей Хабаровского края в российско-китайских переговорах по разграничению территории в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров .

14 октября 2004 г. в Пекине В.В. Путиным и Ху Цзиньтао было подписано «Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе на ее восточной части». Соглашение предусматривало распределение территории двух участков (около 375 кв. км) примерно пополам.

Начиная с 2005 г. на этой части российско-китайской границы велись работы по демаркации. 23-28 октября была проведена рекогносцировка, которая определила местоположение пограничных знаков. В 2007 г. пограничники установили столбы вдоль новой линии российско-китайской границы на Большом Уссурийском. 14 октября 2008 г. на Большом Уссурийском и Тара-баровом островах была завершена демаркация границы России с КНР, установлены пограничные столбы. Министерства иностранных дел России и Китая путем обмена нотами подтвердили вступление в силу дополнительного протокола-описания линии российско-китайской границы на ее восточной части.

Таким образом, руководство ДВПО сумело в сложных социально-экономических и политических условиях в установленные сроки провести демаркацию границы в зоне своей ответственности. В то же время оно не во всем было согласно с мнением МИД, видело негативные последствия некоторых не совсем продуманных решений. Свою особую позицию по этим вопросам руководство ДВПО доводило до центрального руководства, предлагало свои варианты решения проблем.

Ссылки:

1. О демаркации российско-китайской государственной границы. М., 2000. С. 66-71.

2. Там же. С. 15-16.

5. ЦПА ФСБ РФ (Центр. погранич. арх. ФСБ РФ). Ф. 220. Оп. 14. Д. 43. Л. 177-180.

6. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 1396. Оп. 5. Д. 3. Л. 162-165.

7. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 220. Оп. 43. Д. 169. Л. 174-175.

8. Там же. Л. 181.

9. Там же. Л. 170-172.

10. ЦПА ФСБ РФ. Ф. 220. Оп. 14. Д. 43. Л. 183.

12. Филонов А.М. Указ. соч.

13. АПУ ФСБ РФ по ХК и ЕАО. Л. 168-178, 206-216.

Сколько земли Россия отдала Китаю и сколько отдаст Японии…

  • Опубликовано 02 Сентября 2016
  • 43135 просмотров

Отвечая на реплику журналиста международного информационного холдинга Bloomberg, «что территория на восточном фланге Вас не так сильно волнует. Вы остров Тарабаров, например, Китаю отдали в 2004 году», Путин сказал: «Мы ничего не отдавали, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет».

Ну конечно, не отдали! Еще как отдали! И не один раз отдали!

Первое соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части было подписано Горбачевым 16 мая 1991 года и ратифицировано Верховным Советом РФ 13 февраля 1992 года. Хотя, согласно Декларации о суверенитете РФ от 12 июня 1990 года, любые изменения территории РФ не могли происходить без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. Но никакого референдума не было. У граждан СССР, а затем и РФ правители ни разу не спрашивали хотят ли они отдать свою землю китайцам.

По соглашению от 91-го года границу провели по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных. До этого граница в основном проходила по китайскому берегу, согласно заключенным раннее российско-китайским договорам. В результате этого соглашения Россия отдала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 квадратных километров сухопутной территории. Еще полторы тысячи гектаров земли в Приморье Россия потеряла при демаркации границы в ноябре 1995-го года, согласно Соглашению 1994 года между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части.

После того как Михаил Горбачев подписал в 1991 году соглашение, по которому граница с Китаем прошла по фарватеру Амура, китайцы стали оспарить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска, а также острова Большой в Амурской области. Затем и Борис Ельцин объявил, что эти острова стали спорными. А спорными они стали в том числе и благодаря длительным усилиям китайцев по изменению русла Амура. Например, китайцы на протяжении нескольких лет засыпали грунтом протоку Казакевича в Хабаровском крае и затопили в ней баржу с камнями. В итоге протока Казакевича стала несудоходной.

Точно также китайцы в нарушение международных договор в одностороннем порядке укрепляли свой берег Амура и возвели около 600 километров дамб, что постепенно привело к изменению фарватера реки.

Ну а пограничники из Хасанского района Приморского края, будучи настоящими «патриотами» своей страны, в 90-е годы сами вышли к российскому правительству с инициативой отодвинуть границу в сторону России, мотивируя это тем, что им тяжело обслуживать некоторые участки труднодоступной местности. И поэтому они предложили эти земли отдать Китаю. 300 гектаров! Китайцы не отказались.

В 1991 году тогда еще Советский Союз согласился, что полторы тысячи кв. км советской земли будут осваиваться совместно с Китаем. То есть граждане СССР и КНР на равных могли косить сено, а в прилегающих к островам реках — ловить рыбу. В итоге этими островами единолично стали пользоваться китайцы. Советские, а затем и российские пограничники своих граждан на острова просто не пускали. Через пять лет острова отошли Китаю.

15 октября 2004 года в Пекине Путин подписал «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части», где говорилось о добровольной, подчеркиваю – добровольной — передачи Китаю острова Тарабаров, части Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае и острова Большой в Читинской области. Все эти острова имели стратегическое значение для государства. На Большом Уссурийском был размещен большой укрепрайон и погранзастава, а над Тарабаровым — траектория взлетов военных самолетов 11 армии ВВС и ПВО (ныне – 3-е командование ВВС и ПВО), которая дислоцируется в Хабаровске. Кроме того, на этих островах были дачи хабаровчан, сенокосные угодья… На о. Большом, площадью 70 кв.км. в Читинской области, находилась погранзастава и происходил забор питьевой воды для части региона.
За годы отдачи земли Китаю, лишь два губернатора — Приморского края Назратенко и Хабаровского Ишаев сопротивлялись передаче Китаю российских территорий. Назратенко писал письма Черномырдину с просьбой о ревизии соглашения о границе с Китаем от 1991 года и собирался в знак протеста установить в центре Владивостока «Столб позора», а Виктор Ишаев построил понтонный мост, соединяющий Хабаровск с о. Большой Уссурийский, где построил часовню мученика-война Виктора в память о тех, кто погиб при защите дальневосточных рубежей России. Еще Ишаеев начал земляные работы по соединению Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, да и китайцев особо в Хабаровский край не пускал. «Территория-то наша, российская. Так было, есть и будет», — говорил Ишаев. Но в 2005 году Путин, не спросив граждан России, отдал Китаю о.Тарабаров, половину о.Большой Уссурийский (половину, видимо, только потому, что на острове оказалась построенная Ишаевым часовня) и остров Большой в Читинской области. В общей сложности 337 кв. км.

Теперь на острове Иньлундао, так теперь называется остров Тарабаров, китайские пограничники принимают присягу.
Метод «отложенного спора», разработанный в КНР еще в 70-х годах, оказался весьма результативен. Этот метод сводится к тому, чтобы вывести погранично-территориальные споры за рамки двухсторонних международных отношений и дождаться пока «созреют условия» для решения вопроса на приемлемых для Китая условиях. Не долго в этот раз ждали китайцы, пока наступят выгодные для них условия. За 25 лет Китай получил от России столько земли, сколько не смог заполучить в течение полутора веков.
Теперь точно таким же методом «отложенного спора» действует и Япония. И вновь Горбачев, Ельцин и Путин…

В начале девяностых годов японцы предлагали России деньги за Курильские острова – 28 миллиардов долларов. Только за один год официального вылова морепродуктов в акватории Курильских островов можно получить более 4 миллиардов долларов, то есть уже через 7 лет Япония с лихой вернула бы себе эти деньги. Третий (Внеочередной) съезд Народных депутатов России (март-апрель 1991 года) обвинил Горбачева в попытке продать иностранцам часть Государственной территории. Курилы не продали, но во время своего визита в Японию Президент СССР Михаил Горбачев признал равные права СССР и Японии в споре о принадлежности Южных Курил.
Далее был пятиэтапный план Президента России Бориса Ельцина по решению территориальной проблемы между Россией и Японией. В частности, на одном из этапов предполагался совместный протекторат России и Японии над Южными Курилами.

В 2001 году на встрече президента Путина и премьер-министра Мори было заключено неформальное соглашение о поэтапной передаче Японии «Северных территорий»: вначале Малой Курильской гряды и острова Шикотан, и только затем подписание мирного договора. А острова Кунашир и Итуруп будут отданы в совместное экономическое пользование России и Японии до окончательного определения их статуса. «Я располагаю информацией, что во время визита Путина (2001 г.) был подписан какой-то меморандум, где предусмотрено даже проведение агитационных мероприятий силами средств массовой информации России, то есть это не японская пропаганда будет, а японское правительство будет проплачивать российские средства массовой информации и будут подаваться соответствующие публикации , где будет отражаться японская точка зрения и будет навязываться общественному мнению России», — рассказывал Борис Ткаченко, ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока на заседании Круглого стола «Российско-японский территориальный спор: история, современность, перспективы урегулирования».

Очень хорошо и кратко разъяснил суть мирного договора с Японией бывший губернатор Сахалинской области, а ныне зам. директора Института Европы РАН Борис Федоров: «Особенно мирный договор нам и не нужен. У нас нормальные отношения с Японией, и декларация 56 года открыла эти отношения. У нас не было мирного договора с Германией, тем не менее произошло объединение Германии. И Германия сейчас наш близкий партнер в Европе. Это договор нужен Японии, и только с одной целью – чтобы там зафиксировать требование передачи этих 4-х островов. Президент Путин перенял формулировку, которая была изобретена в козыревское время (Андрей Козырев – министр иностранных дел России с 1990 по 1996 гг., ныне – гражданин США.-Е.М.). Сейчас опять вошла в моду формулировка «пограничное размежевание», как это было сделано на Амуре с Китаем. Но здесь идет речь о пересмотре итогов Второй мировой войны и о нарушении целостности российского государства. И еще по Конституции СССР и РСФСР, действовавшей в 56 году, территория какой-либо республики не может быть передана другому государству без согласия этой республики. Если мы посмотрим на площадь Южных Курил с водной акваторией, то по площади они составляют Австрию плюс Грецию. Или больше 50% всей наземной территории Японии. Представляете, о какой большой территории идет речь! Поэтому японцы и стремятся получить эти острова».

Сейчас Курилы являются исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые российский флот может выходить в открытый океан. Отдав Курилы Японии, Россия лишится этого приоритета.

После отдачи Путиным в 2004 году российской земли Китаю, депутат Госдумы Тамара Плетнева заявила: «Мы своей земли отдавать не должны… Вот опять поездка Путина, опять ничего не знаем, что он там подписывал, по каким границам с Китаем. Вот сразу следом, пожалуйста вам и Япония со своими претензиями…»
Кстати, в рекомендациях парламентских слушаний Сахалинской областной Думы, принятых еще в 2001 году, было сказано: «Правительству РФ подготовить и внести проект закона о денонсации ч.2 ст.9 Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года в части согласия СССР на передачу Японии островов Хабамаи (Малая Курильская гряда) и Сикотан (Шикотан) после заключения мирного договора между СССР (РФ) и Японией. Прекратить практику предоставления иностранным судам права на добычу морских ресурсов в Южно-Курильском промысловом районе как ущемляющую интересы российских моряков. При подготовке и обсуждении проекта мирного договора с Японией исходить из следующего: в мирном договоре с Японией ценой территориальных уступок Россия не нуждается. Ежегодно организовывать празднование дня воинской славы России 3 сентября во исполнение Указа Президиума Верховного совета ССССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днем победы на Японией». Но ничего из рекомендаций Сахалинской Думы Федеральной властью так до сих пор и не выполнено.

Япония сейчас вновь активизировалась. И премьер Абэ как никогда оптимистичен в переговорах с Россией. В том же интервью Bloomberg Путин по поводу переговоров с Японией говорит: «Речь не идет о каком-то обмене, о каких-то продажах. Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».

Хочу напомнить президенту Путину сказанное им в 2013 году: «Там (в Конституции) прямо записано, что государство обеспечивает территориальную целостность страны, поэтому любые высказывания об отторжении каких бы то ни было территорий от Российской Федерации являются антиконституционными».
Кстати и в Уголовном кодексе РФ теперь есть статья 280.1 («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Когда вводилась статья, то имелся ввиду прежде всего Кавказ, а затем и Крым. Однако любые высказывания политиков о потенциальной возможности отдачи Курил Японии тоже подпадают под эту статью УК. А это — до пяти лет реального тюремного срока. Хотя, конечно, президент у нас неприкосновенен…

Источник: Эхо Москвы

сколько тот не мог забрать полтора века и это только начало… И в Байкал они тоже уже залезли: https://newdaynews.ru/society/551645.html Все проходило скрытно. За это время Россия отдала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури. По мере ослабления РФ китайцы вытащат на свет старинные договоры и будут доказывать, что Айгуньский, и Пекинский договоры XIX века были неравноправными, поскольку они заключались в период ослабления Китая. Китай вынужден был уступить. И что будет, когда ханьцев в России будет не 200 тысяч, а 2 миллиона? Дальше китайцами будет поставлен вопрос — убирайтесь.Дэн Сяопин: «Во второй половине XIX века царская Россия вынудила правителей Цинской династии Китая заключить целый ряд неравноправных договоров. Таким образом, царская Россия захватила в общей сложности свыше полутора миллионов кв. км китайской территории». «Не забывать о национальном позоре, оживить дух китайской нации» — такова вполне официальная позиция Пекина в отношении Айгуньского и Пекинского договоров. Китай в нарушение международных договоров в одностороннем порядке укреплял свой берег Амура и возвел около 600 километров дамб, что постепенно привело к изменению фарватера реки. Согласно же договору с Россией государственная граница устанавливается по фарватеру Амура. В чью пользу изменился фарватер после таких работ говорить излишне. 15 октября 2004 в Пекине Путин подписал «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части», где говорилось о добровольной передаче Китаю острова Тарабаров, части Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае и острова Большой в Читинской области. Все эти острова имели стратегическое значение для государства. На Большом Уссурийском был размещен большой укрепрайон и погранзастава, а над Тарабаровым проходила траектория взлетов военных самолетов 11-й армии ВВС и ПВО. Кроме того, на этих островах были дачи хабаровчан, сенокосные угодья. На острове Большом, площадью 70 кв. км, располагалась погранзастава и происходил забор питьевой воды для части региона. «Всякие уступки и колебания с нашей стороны, как доказывал опыт, понимаются китайцами как проявление слабости и поощряют их к дальнейшим вымогательствам», — писал еще в начале прошлого века военный министр царской России Владимир Сухомлинов. Карты, атласы и школьные учебники в Китае продолжают издаваться с описанием «временно оставленных Китаем» территорий, на которых Хабаровск, Владивосток, Находка, Амурская область, Бурятия и Сахалин обозначаются китайскими названиями. В Концепции национальной безопасности РФ, действовавшей с 2000 по 2009 год, среди прочего говорилось: «Угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию». В нынешней, действующей до 2020 года концепции об экспансии не говорится уже ни слова. Но не только Россия при демаркации границы отдала свои земли Китаю, но еще и Таджикистан, и Киргизия, и Казахстан. Тысячи километров бывшего Советского Союза в итоге перешли КНР. На протяжении уже двух десятилетий и идет активная большей частью противозаконная вырубка лесов в Забайкальском крае, в Приморье, в Иркутской области. Например, в Приморье ежегодно нелегально вырубается до 1,5 млн кубометров древесины, а в Амурской области под рубки отдано более половины регионального лесного фонда. Вырубленный лес практически целиком идет в Китай. Рубки ведутся китайскими гражданами, которые попутно уничтожают ресурсы охотничье-промысловых видов животных и рыбные ресурсы, причем не только на вырубаемых участках, но и на обширных сопредельных территориях. Совместные российско-китайские предприятия по переработке древесины чаще всего оказываются просто фикцией. Китайское правительство даже приняло закон, запрещающий закупку в России обработанных лесоматериалов. Покупается только необработанный лес. Непрерывным потоком груженые железнодорожные составы с необработанной древесиной движутся в сторону китайской границы. Принципиально важно, что на всех производственных территориях китайцы стараются поднять свой государственный флаг и разместить информационные знаки на китайском языке. Согласно официально не афишируемому постановлению Госсовета КНР «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов», основные усилия должны быть направлены на расширение экспорта рабочей силы из Северо-Восточного Китая в малозаселенные сельскохозяйственные районы России, прилегающие к государственной границе. Китайским организациям предписывается изыскать возможности по переводу контрактов китайских рабочих с сезонной на круглогодичную занятость. При этом важное значение уделяется аренде земли и созданию компактных мест по проживанию граждан Китая. Так что власти Забайкальского края, желая сдать в аренду на 49 лет сотни гектаров российской земли, просто выполняют постановление Госсовета КНР. При этом арендная плата в Забайкальском крае для китайцев просто преступно маленькая – всего 250 рублей в год за гектар, то есть меньше пяти долларов! К примеру 80% территорий Еврейской автономии контролируется китайцами — разными способами, законными и незаконными. При этом 80% земли засеивается соей, которая убивает землю. Землю убивает не только соя, но и китайские ядохимикаты, которые активно используют китайские сельхозрабочие на арендованной земле. Я не верю в стратегическое партнерство между Россией и Китаем. Все сводится к декларациям о партнерстве, но партнерство должно выражаться в конкретных делах. В чем Китай нам помог? Да ни в чем. Пока мы для них интересны как поставщик новейших разработок в области военных технологий и техники и как источник сырья. Так китайская компания «Синбан» — хорошо известное предприятие давно «кормит» Забайкалье своими прожектами. Например, с 2004 года обещало построить здесь крупный целлюлозно-бумажный комбинат. Но так до сих пор и не построило. Но зато за эти годы в Китай через зимний переход Покровка-Логухэ вывезены самые ценные леса междуречья Шилки и Аргуни и незаконно отсыпана дамба для сооружения 10-метровой плотины в русле реки Амазар — крупного притока Верхнего Амура. 31 декабря прошлого года президент Путин подписал «патриотические» указы о создании территорий опережающего развития (ТОР) (ФЗ №473). А на днях премьер Медведев с гордостью сообщил, что определены первые три территории — в Хабаровском крае и Приморье. В ТОРах ограничивается действие российского законодательства, в том числе отменяется местное самоуправление. Согласно подписанному закону, эти территории на 70 лет! могут быть сданы в аренду иностранцам, иностранным рабочим не требуется разрешение на работу, нет ограничительных квот для завоза иностранной рабочей силы, допускается изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества у граждан России по ходатайству управляющей компании?! Кроме того, иностранцам позволяют добывать и вывозить минералы, углеводороды, вырубать лес, ловить рыбу, отстреливать животных в любом количестве и без возмещения убытков?! Что это? Измена России? На деле то означает, что у китайцев более нет никаких ограничений по проникновению на территорию России и вывозу в Поднебесную наших природных ресурсов. Этим указом Путин фактически подарил Китаю наш Дальний Восток. Наверно, этот подарок сделан взамен «необыкновенно выгодного» контракта на поставки российского газа в Китай. По материалам статьи Елены Масюк «Любить дракона», Новая Газета №27 2015г. Источник: http://maxpark.com/community/129/content/3570222

&nbspКак Даманский стал китайским
Вчера исполнилось 30 лет конфликту на острове Даманский. На российскую погранзаставу имени Героя Советского Союза Ивана Стрельникова, расположенную на берегу реки Уссури напротив острова, съехались российские ветераны. На сам Даманский, который отошел Китаю и называется теперь Чжэньбаодао, участники событий не попали. И хотя конфликт принадлежат истории, проблема спорных островов осталась.
Остров Даманский, который советские солдаты мужественно отстояли в марте 1969 года, по всем международным правилам должен был принадлежать Китаю. Согласно мировой практике, если два государства разделяет река, границу прокладывают по главному фарватеру. Но российско-китайская граница была проложена совсем не так. В 1860 году на переговорах о демаркации границы российские дипломаты сильно напоили своих китайских коллег и красным карандашом провели линию по китайскому берегу Амура и Уссури. А в конце XIX века Китай был слишком слаб, чтобы вступить в конфликт с Российской империей, и не оспаривал новую границу.
Договор сохранил силу и в советское время. Поэтому китайское нападение на Даманский в 1969 году в СССР было воспринято как агрессия. А для китайского руководства возвращение острова было вопросом престижа. Сам же по себе Даманский — песчаная отмель, едва возвышающаяся над поверхностью воды, — не имел реального хозяйственного значения ни для СССР, ни для Китая.
После конфликта о Даманском надолго забыли. Ходили, правда, слухи, что на границе с Китаем возведены мощные укрепления, сравнимые с «линией Мажино», с помощью которой Франция перед Второй мировой войной надеялась защититься от германской агрессии, но на самом деле ничего подобного не было. Как рассказал Ъ бывший начальник штаба, а затем командующий Тихоокеанским погранокругом генерал-лейтенант в отставке Валентин Константинов, «после боев с китайцами в 70-е годы мы построили в районе границы несколько дополнительных подъездных путей, усовершенствовали систему сигнализации и связи, а также контрольную полосу на границе».
Наличие территориальных проблем в отношениях с Китаем советское руководство признало лишь в конце 80-х годов, когда Михаил Горбачев впервые пообещал китайцам, что граница будет проведена в соответствии с принципами международного права. В 1997 году после завершения демаркации восточного участка границы Даманский отошел к Китаю.
Сейчас практически все работы по демаркации российско-китайской границы завершены. Осталось решить судьбу лишь трех островов — Большого в верховьях реки Аргунь, а также Большого Уссурийского и Тарабарова, расположенных на Амуре напротив Хабаровска. Проблема заключается в том, что реки в этих местах имеют несколько судоходных рукавов, и неясно, какой из фарватеров следует считать главным.
Китайцы настаивают, чтобы граница была проведена по фарватеру, ближнему к российскому берегу. Тогда острова автоматически отойдут к Китаю. Эта позиция неприемлема для России: в отличие от Даманского, на этих островах ведется хозяйственная деятельность. Там есть выпасы и садовые участки. Возможность совместного использования спорных островов Россию тоже не привлекает: многочисленные китайские переселенцы мигом колонизуют острова. Власти Хабаровского края предлагают свое решение проблемы: заселить острова казаками.
АНДРЕЙ Ъ-ИВАНОВ, БОРИС Ъ-МИХАЙЛОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *