Отмена административного правонарушения

Как правильно составить ходатайство на отмену протокола в связи с ошибкой в протоколе.

Мировому судье судебного участка № 179 района Раменки г. Москвы

от представителя лица, привлекаемого

к административной ответственности по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ

Крылова Романа Валерьевича,

адвоката МОКА Николаенко В.С.

адрес: 125 190, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.80, корп.5а, оф.215

Ходатайство

об исключении протокола об административном правонарушении

из числа доказательств

В производстве суда находится дело об административном правонарушении по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ в отношении Крылова Р.В.

26 февраля 2011 г. инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по ЗАО г. Москвы Лебедевым в отношении указанного лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотрен- ном ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.

Считаю, что при привлечении Крылова к административной ответственности были нарушены его процессуальные права, что противоречит действующему законодательству, а именно: при составлении протокола и получения объяснений от 26 февраля в 12-00 инспектором ДПС Лебедевым Крылову не были разъяснены права, а именно положения ч.1 ст.25.1 КоАП РФ; ст.51 Конституции РФ, что подтверждается материалами дела.

В ст. 26.2 КоАП РФ устанавливается запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, в т.ч. получение доказательств с нарушением порядка проведения административного расследования.

Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ по вопросам применения судебной практики по административным делам: Пленума Верховного Суда РФ — Постановление от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» – указывается, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 Кодекса, ст. 51 Конституции РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении лицо в отношении, которого он составляется, должно быть ознакомлено со своими правами и обязанностями, предусмотренными частью 1 статьи 25.1, статьей 51 Конституции РФ и лицо в отношении, которого он составляется, вправе сделать замечания по содержанию протокола, которые должны быть приложены к протоколу, что не было выполнено инспектором ДПС.

Следовательно, протокол об административном правонарушении должен соответствовать требованиям, установленным в ст. 28.2 КоАП РФ.

Ч.3 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Согласно п.114 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасностидорожногодвижения» при составлении протокола об административном правонарушении перед получением объяснений лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, ст. 51 Конституции РФ, о чем делается запись в протоколе.

Допрошенный в суде инспектор ДПС Лебедев не смог утвердительно ответить на вопрос представителя Крылова о том – разъяснялись ли Крылову положения ст.51 Конституции РФ при составлении протокола и где это было отражено? – что лишний раз подтверждает наличие грубых нарушений, допущенных указанным должностным лицом при оформлении процессуальных документов.

Наличие в протоколе об административном правонарушении существенных недостатков делает данный процессуальный документ недопустимым доказательством по делу, на основании которого гражданин не может быть привлечен к административной ответственности.

Таким образом, в целях обеспечения гарантий лица, подлежащего привлечению к административ- ной ответственности, должностным лицам, имеющим право составлять протоколы об административных правонарушениях (в т.ч. и в области дорожного движения), необходимо руководствоваться вышеперечисленными нормами КоАП РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ. О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

На основании изложенного, на основании ст. 26.2; 26.11; 28.2 КоАП РФ,

прошу:

— признать протокол 99 ХА № 2452727 об административном правонарушении от 26 февраля 2011 года в отношении Крылова Романа Валерьевича, недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении и исключить его из числа доказательств

— дело об административном правонарушении в отношении Крылова Р.В. по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ прекратить.

» » мая 2011 года ______________ Николаенко В.С.

Дежурный адвокат:+7-915-153-42-23.

lawor ›
Блог ›
Можно ли отменить протокол ГИБДД

Можно ли отменить протокол ГИБДД

Вопросы автоюристу об отмене протокола об административном правонарушении составленного сотрудником ГИБДД.

Вопрос: Может ли суд отменить протокол составленный сотрудником ГИБДД?

Ответ автоюриста: Да, если есть основания, перечисленные в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Вопрос: По каким основаниям судья может прекратить производство по делу об административном правонарушении после составления протокола сотрудником ДПС?

Ответ автоюриста: В зависимости от их важности для дела различные нарушения могут привести к прекращению производства по делу:

— нарушение норм КоАП к порядку составления протоколов и вынесения постановлений;

— истечение срока давности при рассмотрении дела об административном правонарушении;

— отсутствие в протоколе (постановлении) обязательных сведений;

— не исполнение обязанности по разъяснению участникам производства по делу обязанностей, прав;

— не выяснение обстоятельств, которые подлежат обязательному установлению по делу;

— неправильная оценка действий автолюбителя при управлении транспортным средством (ошибочная квалификация);

— нарушения при проведении административного расследования, задержании автолюбителей;

— непринятие мер к установлению свидетелей (выявлению очевидцев) и их опросу;

— упрощенчество при рассмотрении дела об административном правонарушении, при составлении протоколов;

— не учет при рассмотрении дела требований статьи 24.5 КоАП о прекращении производства по делу;

— рассмотрение дел с нарушение подсудности, подведомственности;

— другие нарушения в зависимости от их важности, существенности.

Производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено в мировом, районном, областном или Верховном суде РФ.

Автолюбителю, который обнаружил в своём деле нарушение необходимо подготовить письменное объяснение или ходатайство с указанием всех своих доводов о прекращении производства по делу.

Если есть доказательства, подтверждающие вышеуказанные нарушения, то их необходимо приобщать к материалам дела, а не просто показывать.

Доказательства также могут быть добыты в процессе рассмотрения дела. Например, можно вызвать в суд эксперта, специалиста, свидетеля, понятого, сотрудника ГИБДД и т.д.

Нужно понимать, что хотя в КоАП закреплена презумпция невиновности автолюбителя (исключение – автоматические камеры), но всё равно необходимо проявлять активность, если вы не согласны возбуждением дела.

Вопрос: Через какой период после составления протокола суд назначить судебное заседание?

Ответ автоюриста: Материалы дела предусматривающего лишение водительских прав направляются в суд в течение трех рабочих дней с момента составления протокола об административном правонарушении. В зависимости от загруженности суд назначает дату судебного заседания. В разных населённых пунктах этот срок может существенно различаться. Чтобы не пропустить судебное заседание можно уточнить дату судебного заседания по телефону, а после этого приехать и получить повестку.

Вопрос: Должны ли меня известить о дате судебного заседания при обжаловании протокола?

Ответ автоюриста: Да. Как уже было указано ранее можно не ждать извещения, а самому принимать меры к тому, чтобы не пропустить процесс.

Из судебной практики (существенные нарушения при составлении протокола):

дело № 71-10/2014

Решение

Судья Свердловского областного суда …, рассмотрев в судебном заседании 15 января 2014 года жалобу … на постановление судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 22 ноября 2013 года, которым …, … по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2500 рублей,

установил:

согласно постановлению судьи, … 2012 года, управляя автомобилем, на …, в нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, не выбрал безопасную скорость движения с учетом особенностей дорожных условий на конкретном участке дороги, не справился с управлением, допустил столкновение с движущимся во встречном направлении автомобилем, пассажиру которого был причинен средней тяжести вред здоровью.

В жалобе … просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава правонарушения, так как нарушения требований Правил дорожного движения не допускал, скоростной режим не превышал, причиной происшествия явилось неудовлетворительное содержание дороги, выразившееся в занижении обочины на 4,5 см.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение …, поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в связи с существенным нарушением процессуальных норм.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, событие административного правонарушения и иные сведения, необходимые, для разрешения дела.

Из протокола об административном правонарушении, составленного в отношении …, усматривается, что он нарушил п. 10.1 Правил дорожного движения, не справился с управлением, не выбрал безопасную скорость для движения, допустил дорожно-транспортное происшествие с автомобилем «( / / ) в результате чего здоровью потерпевшей причинен средней тяжести вред.

Пунктом 10.1 Правил дорожного движения установлено, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Однако в протоколе об административном правонарушении в отношении … не указано, в чем выразилось нарушение водителем требований п. 10.1 Правил дорожного движения, имело ли место превышение установленного ограничения скоростного режима, какие обстоятельства не были учтены при выборе скорости движения, не указан вид дорожно-транспортного происшествия, что не позволяет установить причинно-следственную связь между нарушением … требований п. 10.1 Правил дорожного движения и причинением вреда здоровью потерпевшего.

Таким образом, в протоколе об административном правонарушении фактически не описано конкретное противоправное действие (бездействие), совершенное …, что препятствовало вынесению законного и обоснованного постановления по делу и в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлось основанием к возврату протокола.

С учетом того, что протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности, то допущенная неполнота нарушает право … на защиту и не позволяет сделать окончательные выводы по поводу квалификации его действий, то есть является существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению, поскольку срок давности привлечения … к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, а за пределами этого срока вопрос о его виновности обсуждению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Белоярского районного суда Свердловской области от 22 ноября 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении … отменить, производство прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья: …

Из судебной практики (грубые нарушения при составлении протокола сотрудником ГИБДД):

РЕШЕНИЕ

2 февраля 2016 года г.Орск

Судья Советского районного суда г. Орска Оренбургской области … при секретаре …

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу … В.М. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска Оренбургской области мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении … В.М.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска Оренбургской области, мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, … В.М. признан виновным в совершении административного, предусмотренного ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.

В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Орска Оренбургской области, … В.М. просит отменить постановление мирового судьи, указав, на отсутствие доказательств нарушения им ПДД РФ при совершении маневра — обгон впереди идущего транспортного средства. В протоколе об административном правонарушении не указаны запрещающие или ограничивающие пункты ПДД, которые были им нарушены.

В судебное заседание … В.М. поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Выслушав … В.М, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что …ым В.М. в нарушении дорожного знака 5.6 «Конец дороги с односторонним движением», совершил выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, совершив с нее поворот налево. При этом водитель не принял во внимание, что на дорожное полотно нанесена разметка 1.5 » разделяющая транспортные потоки противоположных направлений на две полосы», не притормозил и не перестроился на свою полосу движения, продолжив движение по левой стороне, встречного направления, нарушив пункты 1.3, а также 11.4 ПДД, согласно которому запрещен обгон на мостах.

Обосновывая виновность … В.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, мировой судья сослался на собранные по делу доказательства: протокол об административном правонарушении, рапорт, схему места нарушения ПДД и видеозапись.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ событие административного правонарушения относится к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении должно быть указано событие административного правонарушения.

Частью 4 ст. 12.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, диспозиция ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ предусматривает обязательное указание в качестве квалифицирующего признака на нарушение водителем нормы ПДД РФ, повлекшее выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 29 октября 2015 года … ВМ., управляя автомобилем *** государственный регистрационный знак ***, в нарушении п. 1.3 ПДД двигался по ул. ***, совершил выезд на полосу дороги предназначенной для встречного движения, совершил с нее поворот.

В протоколе об административном правонарушении указан п. 1.3 ПДД РФ, в силу которого участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Таким образом, норма п.1.3 ПДД РФ не содержит каких-либо ограничений или запрет выезда на полосу, предназначенную для встречного движения.

Изложив в протоколе об административном правонарушении обстоятельства совершенного …ым В.М. деяния, должностное лицо, тем не менее, не сделало указание на нарушение водителем нормы ПДД РФ, запрещающей выезд на полосу встречного движения, которое могло послужить основанием для квалификации его действий по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Подобное описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не соответствует диспозиции ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ и не позволяет квалифицировать действия … В.М. по указанной норме КоАП РФ, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Более того, подобное описание события правонарушения лишало … В.М. возможности знать, в чем он обвиняется.

Указанное обстоятельство является существенным недостатком протокола, наличие которого обязывало мирового судью в рамках подготовки дела к рассмотрению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении данного протокола и других материалов дела составившему его должностному лицу.

Тем не менее, требования п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ мировым судьей выполнены не были, мировой судья принял дело к своему производству и вынес обжалуемое постановление, проигнорировав вышеуказанное нарушение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска от 10 декабря 2015 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении — прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме этого, при составлении мотивированного постановления мировым судьей были нарушены требования ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 29.11 КоАП РФ, что постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из материалов дела следует, что рассмотрение дела по существу состоялось 8 декабря 2015 года и мировым судьей объявлена резолютивная часть постановления (л.д. 24), мотивированное постановление изготовлено 10 декабря 2015 года (л.д. 26).

Однако в нарушении ч.1 ст. 29.11 КоАП РФ, мировым судьей дата составления постановления в полном объеме указана 8 декабря 2015 года — дата объявления постановления по окончании рассмотрения дела.

Устранить данное нарушение возможно путем внесения изменения в водную часть мотивированного постановления.

Руководствуясь ст. 30.6- ст. 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска Оренбургской области мирового судьи судебного участка … Советского района г. Орска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в отношении … В.М. отменить.

Внести изменение в водную часть постановления, указав дату рассмотрения дела 10 декабря 2015 года.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья /подпись/ …

>
Как обжаловать постановление об административном правонарушении?

4.2/5 (5)

Как правильно составить жалобу

Для составления жалобы может быть использован стандартный образец, но отражение в документе следующих данных является обязательным:

  • Полное наименование судебной инстанции, в адрес которой передается жалоба. В некоторых случаях, дополнительно обозначается, кто является получателем письма (указывается должность адресата);
  • Обязательно обозначаются персональные данные (ФИО), контакты и адресные данные;
  • Полные сведения о судебном органе, в котором назначалось наказание, с указанием его размеров. Вид санкций может различаться. Виновному назначают штраф, лишают его права вождения на конкретный период и т. д.;
  • Информация об обстоятельствах, согласно которым заявитель считает определенное судом наказание ошибочным. Такая информация детализируется и излагается в полной форме: расписываются все имеющиеся факты и обстоятельства, свидетельствующие о правоте жалобщика, в т. ч. показания свидетелей, фотоинформация и видео, прикладываются материалы и прочее;
  • Юридические нормы, на которые заявитель опирается при доказывании верности своей позиции. Если нет возможности самостоятельно разбираться в юридических тонкостях, наймите юриста или получите необходимую консультацию. Проще сначала заплатить за услуги меньше, чем потом беспокоиться о погашении большего штрафа;
  • Дата составления такого обращения. В нем же заявитель должен проставить свои инициалы и расписаться. В качестве приложения к направляемой жалобе может выступать постановление, составленное по факту нарушения. Остальные собранные и приложенные к жалобе материалы должны нести в себе доказательственную базу, подтверждая позицию заявителя.

Обычно жалоба передается самим заявителем, однако этим может заняться и его представитель. Следует заранее позаботиться о документе, подтверждающем его полномочия. При непосредственной передаче документа, уполномоченный специалист должен сделать отметку в одном из экземпляров, подтверждающую передачу всех материалов.

Важно! Направление почтой желательно выполнять с уведомлением, подтверждающим вручение, а само письмо должно быть заказным. Если передача осуществляется таким методом, то датой принятия жалобы будет считаться день, указанный на уведомлении.

Кто вправе обжаловать постановление

Ответ на этот вопрос предоставляет КоАП РФ. Статья 30.1 дает отсылку на отдельные статьи (от 25.1 до 25.5.1) кодекса, где перечисляются все лица, у которых есть право опротестовать постановление, оформленное в связи с совершением административного нарушения.

Согласно этим статьям, возможность оспорить действующее постановление есть у следующих сторон по административному производству:

  • гражданина, на чье имя заведено административное производство в связи с нарушением им административного законодательства (статья 25.1 КоАП);
  • у лица, выступающего потерпевшим в административном деле (статья 25.2 КоАП);
  • у лиц, выступающих представителями гражданина на законных основаниях (статья 25.3 КоАП);
  • у специалистов, подтвердивших свои полномочия на представление интересов юр. лица (статья 25.4 КоАП);
  • у представителя по делу или же защитника (статья 25.5 КоАП);
  • у защитника ИП – Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (статья 25.5.1 КоАП).

В части 1.1. статьи 30.1 КоАП говорится, что принятое судом по административному делу постановление можно опротестовать в другой инстанции. Эти действия уполномочено проводить должностное лицо (определяемое статьей 28.3), имеющее право оформления административного протокола.

Принятое постановление, свидетельствующее о факте совершения лицом административного нарушения, обжалуется. Процедура обжалования отличается с учетом того, кем именно оформлено постановление. Уполномочена рассматривать документ вышестоящая инстанция органа или суда, в том числе, районный суд, соответствующее должностное лицо (согласно статье 30.1 КоАП).

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

На какие положения КоАП можно сослаться

Следует понимать, что процесс составления документа будет более эффективен, если составитель обладает хотя бы минимумом знаний юридических норм. Составитель должен иметь представление о том, каким именно образом следует обосновывать жалобу.

Основной момент – это указание ссылок на определенные административные нормы, содержащиеся в КоАП:

  • Первая норма содержится в статье 30.1, рассмотренной ранее. Она имеет общее значение, определяя наличие прав у человека обжаловать принятое в отношении него административное постановление. Ссылаться на нее можно при любых обстоятельствах;
  • Вторая норма — статья 2.9 — указывается в случае необходимости доказать мягкость совершенного проступка, его малую значимость. Указывать эту статью можно при наличии веских оснований полагать о наличии признаков малозначительности. Такое возможно, если проступок расценивается как формальный, лицом не нарушены какие-либо интересы граждан и никому не причинен вред, ни материальный, ни моральный. Если такие обстоятельства будут доказаны, альтернативой реальному наказанию может стать освобождение от него в форме замечания, сделанного в устной форме. Однако учитывайте тот факт, что решение об отнесении действий к малозначительным – прерогатива суда, который может принять и прямо противоположное решение;
  • Третья норма, которая может пригодиться, раскрывается в статье 24.5 КоАП. Она перечисляет различные условия, согласно которым производство по административному делу исключается, а именно:
  • правоохранителями установлено, что события, нарушающего закон, вовсе не происходило;
  • состав административного проступка отсутствует. Сюда же можно отнести ситуации, при которых нарушитель не достиг соответствующего возраста, с которого ему могли бы избрать наказание, или установление факта его невменяемости;
  • в действиях лица имеются признаки нарушения, но они вызваны крайней необходимостью, продиктованной принятием срочных мер для устранения угрожающего фактора;
  • действие амнистии, если соответствующий акт, которым она устанавливается, исключает ответственность за конкретное административное нарушение;
  • истекли определенные законом сроки, в течение которых человек мог быть привлечен к административной ответственности;
  • отмена положения или закона, которыми определялась административная ответственность за проступок;
  • при установлении повторного рассмотрения проступка по одному и тому же факту, если по нему уже было назначено наказание или производство полностью прекращено.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как написать жалобу на судью председателю суда по гражданскому делу?

Срок обжалования постановления по административному делу

Срок, предоставляемый законом на обжалование процессуального решения, не должен превышать 10 (календарных) дней. Отсчет срока ведется с момента вступления в силу административного постановления.

Но даже если срок был пропущен заявителем, он имеет полное право восстановить его, однако следует доказать уважительность причины, по которой гражданин был лишен возможности подать документ вовремя.

Достаточно вескими причинами на практике признаются:

  • Заболевание, которым страдал гражданин в период, отведенный для обращения;
  • Необходимость обеспечение ухода за ребенком, родственником, страдающим тяжелой болезнью;
  • Наступление любого рода стихийных бедствий. К примеру, невозможность своевременно выполнить действия из-за пожара, наводнения, землетрясения и т. п.;
  • Возникновение событий, расцениваемых как форс-мажор. К примеру, срок был не соблюден из-за нападения на нарушителя, совершения хищения его имущества, случая грабежа и прочее.

Важно! Право рассматривать все обращения о восстановлении срока имеет вышестоящее должностное лицо или структура. К примеру, восстановить срок может начальник местного правоохранительного отдела или следующая за ним инстанция, а также судебные органы.

Обеспечивать сбор доказательств и приводить их в суде должно заинтересованное лицо. Оно собирает весь пакет документов для подтверждения наступления того или иного обстоятельства (справка из поликлиники или Полиции и т. д.).

Порядок обжалования

Существует несколько способов направить жалобу. Выбор предоставляется на усмотрение заявителя, при этом некоторые инстанции можно пропускать.

К примеру, если у возможного нарушителя нет желания обращаться в правоохранительную структуру МВД, он сразу передает вопрос на рассмотрение судебному органу. При одновременной подаче жалобы в обе инстанции, приоритет рассмотрения принадлежит именно судам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как написать жалобу в Прокуратуру?

В общем, можно выделить всего три способа для обжалования решения:

  • Передача обращения в соответствующее подразделение МВД. Как вариант, жалобу может рассмотреть уполномоченное лицо, находящееся по должности выше сотрудника, оформившего административное постановление по факту совершения проступка;
  • Оспаривание административного решения в органах суда, если есть повод считать подобный вариант наиболее результативным из всех;
  • Крайняя мера решения вопроса – передача жалобы на постановление в Прокуратуру, деятельность которой касается надзора за действиями правоохранителей, определения их законности. Вариант используется обычно при истечении установленных сроков для передачи жалобы или при неудовлетворительном для гражданина решении МВД по факту административного проступка.

То есть у жалобщика есть право попробовать разрешить ситуацию в полицейской структуре или же обратиться за защитой своих интересов в судебные органы.

Если рассматривать ситуацию несколько иначе, то сначала можно попробовать оспорить решение в Полиции, а если результат окажется незаконным, направляться прямо в Прокуратуру или сразу обращаться в судебную инстанцию.

Нужно знать! Даже если лицо допустило ошибку в вопросе подведомственности, оно может не беспокоиться о том, что его обращение останется без рассмотрения.

К примеру, в случае ошибочного выбора не той судебной инстанции для передачи иска, жалоба перенаправляется. На подобное решение выделяется три дня, с последующим уведомлением о нем жалобщика в письменной форме.

Обращение в органы МВД

Исходя из простоты, подобный вариант подходит как нельзя лучше, так как:

  • рассмотрение не тянется бесконечно долго, а отличается оперативностью;
  • этот вид не предусматривает необходимости выплачивать госпошлину.

Вторая сторона медали – метод не отличается результативностью и реальной оценкой ситуации. Результатом большинства рассмотрений является оставление постановления без изменений, с признанием ничтожности изложенных доказательств.

Однако есть и положительные случаи разрешения вопроса, поэтому этот способ не стоит оставлять без внимания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей.

Что следует сделать гражданину:

  • Обратитесь к сотруднику, который занимает более высокий пост и по должностному рангу выше специалиста, ответственного за вынесение постановления (к примеру, обращение передается руководителю отдела МВД);
  • Передайте обращение, адресовав его вышестоящей правоохранительной инстанции, к примеру, Управлению МВД в области.

В каждом из этих случаев требуется предоставление:

  • копии постановления, принятого по факту совершения административного правонарушения;
  • копии гражданского паспорта, удостоверяющего личность заявителя;
  • копии жалобы, поданной на постановление об административном проступке;
  • если есть возможность – предоставьте документацию для доказательства своей правоты (к примеру, оформленные в письменном виде показания свидетелей).

После передачи документов, ситуация развивается в двух направлениях: инстанция, рассматривающая жалобу, или признает доводы жалобщика обоснованными или полностью опровергает их оправдывающее значение. И в том, и в другом случае оформляется новый документ, отражающий новое решение по административному делу. Копия его должна быть вручена заявителю под роспись.

Как только решение вручено, обеспечьте его сохранность. Оно потребуется при последующем рассмотрении вопроса в ходе судебного процесса или в вышестоящих инстанциях.

Посмотрите видео. Образец жалобы на постановление об административном правонарушении:

Обращение в суд

Чтобы обратиться за обжалованием в суд, подготавливается аналогичный пакет документов, однако основным служит иск. Составляют его в свободной форме.

Этот способ обращения предполагает следующую очередность действий:

  • Первым делом посетите мировой суд (выбирают его, исходя из места, где истец зарегистрирован). Если ситуация рассматривается в отдельном регионе, идите в ближайший суд;
  • Далее негативное решение можно оспорить при обращении в районный суд;
  • Следующая ступень оспаривания – областной (краевой) суд с учетом региона;
  • Завершающая инстанция – Президиум и ВС РФ.

Внимание! Госпошлина в этих случаях не оплачивается, поскольку подобные иски не предполагают ее наличие. Как только передана вся документация, суду отводится 15 календарных дней.

Решения, оформляемые судом по результату направления иска, различны:

  • Отказ. В этом варианте в удовлетворении жалобы отказывают в полном объеме, а само постановление продолжает действовать на законных основаниях, без внесения в него поправок. Последствия таковы, что лицо, в отношении которого составлялось такое постановление, в случае не продолжения оспаривания будет обязано исполнить все требования, определенные постановлением: выплатить штраф, подвергнуться аресту и т. д.;
  • Постановление изменяется. В этом случае решением вносятся поправки в принятое постановление. Суд в плане изменения наказания всегда действует в интересах гражданина – не может произойти изменение наказания в сторону его ухудшения. Если вносятся изменения, то исключительно улучшающие положение виновника. К примеру, в случае изначального обязательства выплаты штрафа, его сумма может быть только снижена;
  • Отмена постановления. При таком раскладе, принятое изначально решение полностью аннулируется, а административное дело возвращают для повторного рассмотрения в рамках закона. Им занимаются в том отделе, где ситуация рассматривалась изначально;
  • Отмена с новым рассмотрением. Документ отменяется, а само судебное дело перенаправляется обратно в нижестоящую инстанцию для пересмотра, в случае, если истец передавал иск туда;
  • Постановление признают незаконным. Это означает, что постановление признается ничтожным. Итог – документ становится недействительным, и к ответственности лицо не привлекается.

Знайте! В случае если судом позиция истца будет признана обоснованной, можно настаивать на привлечении к ответственности виновного сотрудника в связи с тем, что он превысил свои должностные полномочия. Отдельно можно получить возмещение ущерба, как материального, так и морального. В остальном гражданин действует на свое усмотрение, но только через суд.

Возможные варианты рассмотрения заявления по существу

Кодексом об административных правонарушениях (статьей 30.7) определяются возможные варианты при принятии решения по жалобе:

  • Жалобу не удовлетворяют, само постановление остается неизменным. Подобная форма ответа – наиболее распространена. Привести суду все доказательства и полностью обосновать свою правоту – подчас не самая простая задача. Оставление жалобы в той же форме не лишает заявителя возможности передать вопрос на рассмотрение другой инстанции, где возможно все будет выглядеть уже в ином свете;
  • Постановление изменяют, если в результате этого положение жалобщика не ухудшается (административное наказание не становится более строгим);
  • Постановление отменяют и возвращают дело на новое рассмотрение в судебный орган, должностному лицу или в орган, уполномоченный рассмотреть дело, если существенно нарушены нормы КоАП;
  • Постановление отменяют и направляют дело на рассмотрение с учетом подведомственности, если при рассмотрении жалобы по существу выяснилось, что постановление вынесено судьей, должностным лицом или органом, неправомочными принимать подобные решения;
  • Постановление полностью отменяют вместе с назначенным наказанием. Это подразумевает полное оправдание действий нарушителя и признание лиц, ответственных за оформление документа, виновными в незаконном принятии решения. Практика показывает, что подобное – достаточно редкое явление. Отмена постановления обычно влечет за собой пересмотр дела, во время которого, вероятно, будут выявлены другие обстоятельства. Как результат – наказание будет снято полностью или же уменьшено.

Составляя жалобу, четко обозначайте свою просьбу. Расписывайте, что вы хотите: изменить объем выбранного наказания или отменить его полностью. Не просите повторного рассмотрения. Иногда можно сделать еще хуже, если обнаружатся другие, усугубляющие положение виновника, обстоятельства.

Обратите внимание! Не стоить медлить с апелляцией. Успейте до того, как оспариваемый приговор начнет действовать. До направления жалобы изучите другие судебные решения, принятые в сходных случаях.

Не пренебрегайте консультациями автоюристов. Они могут точно подобрать для вас защитную тактику и выбрать те аргументы, с помощью которых можно уверенно заявлять о своей правоте. Возможно направление жалобы в Верховный суд РФ, в случае рассмотрения жалобы, но отсутствия изменений в приговоре.

При ее составлении нужно учесть все доводы, которые прочие инстанции не взяли во внимание, и другие сведения, если они могут иметь значение в судебном рассмотрении.

Документ составляет с одной целью – привести доказательства необоснованности решений других судов, которые не учли все имеющиеся обстоятельства. Положительными решения здесь бывают редко, но ведь они есть, а значит стоит бороться.

Благодаря юридическим консультациям можно создать свой надежный правовой щит, уверенно идти в наступление и добиться удачного пересмотра дела. Если окажется, что никакого нарушения и вовсе не было, – решения, принятые судами до этого, будут отменены.

Посмотрите видео. Обжалование постановлений об административных правонарушениях:

1. В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС решение суда первой инстанции должно быть законным и обоснованным.

Именно законность и обоснованность решения суда первой инстанции являются предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Соответственно в целом основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции является его несоответствие вышеуказанным требованиям, о чем свидетельствуют нарушения, перечисленные в ч. ч. 1 — 4 ст. 310 КАС.

2. Необоснованным решение суда первой инстанции является в следующих случаях:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела (п. 1 ч. 2 ст. 310 КАС).

В отличие от ГПК комментируемый Кодекс содержит значительное количество норм, в которых по отдельным категориям административных дел устанавливается круг обстоятельств, подлежащих установлению для правильного рассмотрения и разрешения административного спора. Соответственно если судом первой инстанции такие нормы не были приняты во внимание, то решение суда будет являться необоснованным;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела (п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС).

В частности, указанное нарушение может быть установлено в том случае, когда в основу решения суда первой инстанции были положены доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 3 ст. 59, ст. 60 КАС);

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела (п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС).

Такое нарушение может быть установлено независимо от того, исследовались ли судом апелляционной инстанции новые доказательства. Соответственно даже при той же совокупности доказательств с учетом принципа независимости судей суд апелляционной инстанции в результате оценки имеющихся в административном деле доказательств может прийти к противоположным выводам об обстоятельствах, имевших место в действительности, чем выводы суда первой инстанции. И это может быть обусловлено не только нарушением правил логического мышления, но и по иным причинам.

3. Незаконным решение суда первой инстанции является в случае нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС).

В силу ч. 3 ст. 310 КАС неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению.

В частности, это может быть связано с применением нормативного правового акта меньшей юридической силы при наличии действующего нормативного правового акта, регулирующего возникшее публичное правоотношение по-иному, большей юридической силы. От следующего основания анализируемое нарушение отличается тем, что примененный судом первой инстанции нормативный акт является действующим;

2) применение закона, не подлежащего применению.

Например, интересам законности не отвечает применение судом первой инстанции норм материального права с нарушением правил действия законов во времени, пространстве и по кругу лиц (в частности, применение закона, утратившего силу или не вступившего в силу);

3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях КС РФ, Пленума и Президиума ВС РФ.

Указанное нарушение специфично тем, что суд первой инстанции применил закон, подлежащий применению, однако при этом истолковал его в противоречии с формировавшейся практикой высших судов.

В свою очередь, нарушение или неправильное применение норм процессуального права возможно также в трех видах, отнесение к которым того или иного нарушения влияет на результат рассмотрения и разрешения административного дела судом апелляционной инстанции:

1) грубейшие нарушения норм процессуального права (ч. 1 ст. 310 КАС).

Особенность данной группы нарушений норм процессуального права заключается в том, что круг таких нарушений прямо предусмотрен законом; их перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит; их наличие проверяется судом апелляционной инстанции независимо от доводов апелляционных жалобы, представления; установление такого рода нарушений является безусловным основанием отмены решения суда первой инстанции, даже если оно правильно по существу, т.е. с точки зрения фактической стороны административного спора и норм материального права.

Так, рассмотрение административного дела судом в незаконном составе имеет место при нарушении правил гл. 3 КАС: например, дело рассмотрено лицом, не наделенным полномочиями судьи; судья подлежал отводу по основаниям, предусмотренным ст. 31 КАС; судья повторно участвовал в рассмотрении дела в нарушение положений ст. 32 КАС (п. 1 ч. 1 ст. 310).

В то же время от указанного основания надлежит отграничивать нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности (гл. 2 КАС), которое относится к существенным нарушениям норм процессуального права (ч. 4 ст. 310 КАС).

Рассмотрение административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, как правило, обусловлено нарушением судом положений гл. 9 КАС (п. 2 ч. 1 ст. 310).

Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, как правило, связано с ненадлежащей подготовкой дела к судебному разбирательству, т.е. с нарушениями требований гл. 13 КАС, когда судом не разрешен надлежащим образом вопрос о круге лиц, участвующих в деле, в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС (п. 4 ч. 1 ст. 310).

+Читать далее…

Отсутствие в деле протокола судебного заседания может быть констатировано в различных случаях (п. 6 ч. 1 ст. 310 КАС): сам факт отсутствия указанного процессуального документа в материалах административного дела или ситуация, когда указанный документ формально в материалах административного дела имеется, но он не подписан председательствующим и (или) секретарем судебного заседания, в связи с чем не приобретает статус процессуального документа.

В то же время относительно отсутствия протокола судебного заседания как безусловного основания к отмене решения суда первой инстанции необходимо отметить, что речь идет об отсутствии протокола того судебного заседания, в котором было постановлено обжалуемое решение суда.

Отсутствие протокола иного судебного заседания, которое проводилось ранее, само по себе достаточным основанием отмены решения суда, принятого позднее, являться не будет. Такое нарушение в зависимости от ситуации может быть отнесено лишь либо к существенным нарушениям норм процессуального права, либо к формальным нарушениям;

2) существенные нарушения норм процессуального права (ч. 4 ст. 310 КАС).

Особенность существенных нарушений норм процессуального права заключается в том, что круг таких нарушений не предусмотрен законом; их наличие проверяется судом апелляционной инстанции независимо от доводов апелляционных жалобы, представления; установление такого рода нарушений является основанием к отмене решения суда первой инстанции при условии, что это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения;

3) формальные нарушения норм процессуального права (ч. 5 ст. 310 КАС).

Особенность формальных нарушений норм процессуального права состоит в том, что круг таких нарушений не предусмотрен законом; их наличие проверяется судом апелляционной инстанции при условии, что такие основания указаны в доводах апелляционных жалобы, представления; установление такого рода нарушений не является основанием к отмене решения суда первой инстанции, правильного по существу; такого рода нарушения могут повлечь принятие меры реагирования в виде частного определения.

Учитывая изложенное, следует обратить внимание на то, что поскольку круг существенных и формальных нарушений законом не определен, то в зависимости от особенностей конкретного административного дела, к той или иной группе могут быть отнесены на первый взгляд одинаковые нарушения, которые повлекли совершенно противоположные последствия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *