Отмена повышающего коэффициента на коммунальные услуги

Все на благо народа?

И как теперь выступать Путину или Медведеву перед будущими избирателями, если каждый второй вопрос на встречах – о тарифах на тепло и в целом на все коммунальные услуги. А с января 2017 года тема еще более стала актуальной – опять повышение на тепло и снова на 50 %. Алло, господа. Не подорожал ни уголь, ни мазут, чтобы вы тарифы задирали более чем в 2 раза. Если в апреле вы платили за теплоснабжение 600 рублей, например, то в январе – уже 1 260 рублей. А причина то какая смешная – мы повышаем тариф, потому что повышаем плату за отопление. Что? Мы масло называем маслом, потому что это масло?

Делаем шаг назад

Отбиться от повышения тарифов смогли жители тех многоквартирных домов (МКД), кто подсуетился и организовал за отдельную плату акт, в котором написано, что в данном МКД установить прибор учета технически не возможно. Остальным осталось или оплачивать немыслимые цены на отопление, или скидываться и ставить общедомовой теплосчетчик.

В итоге всенародных воплей Госдума передумала и издала Постановление № 232 от 27.02.2017 года, в котором написано, что оплата за теплоснажение будет производиться по нормам потребления тепла без учета повышающего коэффициента.

Вроде бы все хорошо, но не все теперь могут вернуть излишне уплаченные деньги назад. В каких-то регионах возврат сделали сразу, где-то излишне уплаченная сумма идет взаимозачетом за будущие поставки тепла. В Постановлении про способы возврата излишне начисленного ничего не сказано.

Еще есть резервы

Такая же проблема, как с теплоснабжением, осталась для горячего и холодного водоснабжения. Если в квартире нет счетчиков учета воды, то плата за воду производится по нормативам, которые как мы знаем, завышены, да еще и с повышающим коэффициентом 1,5. То есть если вы подсуетились и заплатили за установку счетчиков (на 2 стояка надо 4 штуки), вызвали мастера для пломбировки, то вы платите, например, 500 рублей, а ваш сосед без счетчиков за тот же объем заплатит 800 рублей. Норматив больше и тариф выше.

Таким образом, по горячему и холодному водоснабжению говорить об отмене повышающих коэффициентов пока не приходится.

Плач Ярославны

Все жильцы, у кого имелись хоть какие-то средства, уже побегали и установили у себя в квартирах необходимые счетчики, и платят столько же, сколько и раньше, не считая, конечно, ежегодное июльское повышение тарифов. Самым бедным, у которых не хватило средств на покупку счетчиков, придется платить больше. А если в квартире зарегистрировано много проживающих, то очень хорошо так больше.

Имейте в виду, владельцы счетчиков, самодовольно хмыкающих у своего компьютера, срок действия счетчиков всего 6 лет, потом опять придется побегать и раскошелится: вызвать специалиста для признания счетчика годным к дальнейшему использованию, потом мастера для повторной опломбировки.

А если счетчик признают негодным, а с нашей водой они выходят из строя, ой, как часто, то купить новый и заплатить за его замену. Советую всем при замене прибора приобрести на горячую воду такой хитрый термосчетчик: у него горячей считается вода, температура которой выше 40 градусов. Так вы не будете переплачивать за горячую воду, если ее вам поставляют в прохладном виде, и ее приходится некоторое время сливать.

Да будет свет

Электросчетчики являются повседневной обыденностью еще с Советских времен. Тогда электроэнергию умели экономить, и нам это благо передалось по наследству. Повышающий коэффициент будет применен, если вы не озаботились заменой вышедшего из строя прибора в течение 3 месяцев, или не обеспечили допуск контролеров к своему счетчику.

Долго хорошо – уже плохо, — думает наше правительство о народе. Поэтому в настоящее время готовится закон о подключении наших квартирных счетчиков к интернету для автоматического сбора показаний. Ну и что, что у вас нет интернета, и вообще, медведи по улицам ходят – купите, а то мы вам такой повышающий коэффициент установим, что нынешний 1,5 покажется сказкой.

Так что не расслабляйтесь, дорогие граждане, готовьте кошелечки покупать счетчик с модемом. И радуйтесь, что для снятия показаний счетчик не нужно на Луну запускать ракетой.

Все-таки в Советское время так над нами не издевались. Не было такой хитрой фишки: сначала поднять тарифы, а потом снизить, причем не полностью, – и вот уже правительство какое хорошее. На этом разрешите попрощаться. Подписывайтесь на новые интересные и злободневные статьи нашего сайта и давайте ссылки на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Обобщение судебной практики

(Продолжение. Начало в № 1.2017)

Применение повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии, в частности, при превышении температуры обратной сетевой воды или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами в правоотношениях управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, складывающихся по поводу приобретения коммунальных ресурсов для нужд собственников помещений обслуживаемых многоквартирных домов.

Обстоятельства спора

Ресурсоснабжающая компания обратилась в суд с иском о взыскании с управляющей компании задолженности за потребленную тепловую энергию, в том числе задолженности за перегрев обратной сетевой воды. Возражая против заявленного требования, управляющая компания указала, что ответственность за нарушение эксплуатации тепловых энергоустановок может быть возложена на потребителя только при наличии его вины в несоблюдении правил, доказательств наличия которой истцом не представлено.

Анализ действующего законодательства и судебной практики

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 190-ФЗ организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В силу пункта 15 статьи 2 названного Закона режим потребления тепловой энергии – процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5 %.

В соответствии с пунктом 26 Правил № 808 режим потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя предусматривает, в частности, показатели качества возвращаемых в тепловую сеть или на источник тепловой энергии теплоносителей и конденсата.

Законом № 190-ФЗ предусмотрено обязательное применение установленных органами регулирования повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами (часть 4 статьи 9).

При разрешении споров между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс (отопление) возникают вопросы относительно возможности привлечения исполнителя коммунальных услуг к ответственности за нарушение режима потребления тепловой энергии, в частности, за превышение температуры обратной сетевой воды, при этом следует отметить, что на дату составления настоящего обобщения практика арбитражных судов по данному вопросу немногочисленна, однако все суды округов придерживаются единого мнения.

Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.10.2015 по делу № А46– 16957/2014 указано следующее.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, пункта 1 статьи 544 ГК РФ, статьи 8, пункта 1, 14 статьи 157 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что общество не вправе требовать от компании оплаты тепловой энергии сверх потребленной многоквартирным жилым домом по показаниям прибора учета. При этом суд указал, что жилищным законодательством не предусмотрены меры ответственности потребителей за превышение температуры обратной сетевой воды. Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в данном случае компания не имеет самостоятельных экономических интересов, отличных от интересов граждан – потребителей, следовательно, ее обязательства перед организациями, осуществляющими поставку соответствующих ресурсов, не должны быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с населением.

С учетом особенностей субъектного состава сторон спора суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о неприменении к спорным правоотношениям положений пунктов 1, 21 Правил № 808, пункта 9.2.1 Правил № 115, пунктов 10, 22.1 Методических указаний в качестве устанавливающих правило об обязанности исполнителя коммунальных услуг (ответчика) оплачивать условно-постоянные расходы, неустойку, начисленную в связи с превышением температуры обратной сетевой воды.

Аналогичной позиции придерживается Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 27.05.2015 по делу № А07–11099/2014, при направлении дела на новое рассмотрение указавший, что суд не учел, что тепловая энергия и горячая вода поставлялись ответчику для предоставления гражданам – потребителям коммунальных услуг, не проверил правильность произведенного расчета с применением Методики № 105, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 307 и № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу – отопление с применением повышающих коэффициентов не предусмотрен, а определение объема потребления коммунального ресурса таким способом, какой установлен пунктом 7.6 договора, противоречит указанным правовым нормам, расчет в этой части не может быть признан правильным.

Выработанный правовой подход

Повышающие коэффициенты при нарушении режима потребления тепловой энергии, выразившемся в превышении температуры обратной сетевой воды, к отношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией не подлежат применению, а условия договора ресурсоснабжения об обратном противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Правовое обоснование

Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (пункт 23 Правил № 808).

Таким образом, действующее законодательство за превышение температуры обратной сетевой воды предусматривает применение повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения и не дозволяет сторонам самостоятельно определять порядок расчета стоимости потребленной тепловой энергии иным способом, отличным от учета фактического потребления либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, однако при решении вопроса о возможности применения повышающего коэффициента при нарушении режима потребления тепловой энергии необходимо учитывать особенности субъектного состава договора ресурсоснабжения.

Пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ установлен способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией.

В спорных правоотношениях управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, так как приобретает коммунальные ресурсы на нужды жильцов обслуживаемых жилых домов для целей передачи собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, которые, в свою очередь, являются потребителями услуг, следовательно, заключив договор ресурсоснабжения, компания выступила в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах населения.

В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает применение повышающих коэффициентов только при неисполнении собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета.

Пунктом 15 Правил № 307 предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Приведенные законоположения в их системном истолковании рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами – потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственности в виде применения повышающих коэффициентов при нарушении режима потребления тепловой энергии, выразившемся в превышении температуры обратной сетевой воды, к спорным правоотношениям (управляющая компания – ресурсоснабжающая компания) жилищным законодательством не установлено, то часть 4 статьи 9 Закона № 190-ФЗ, предписывающая обязательное применение установленных органами регулирования повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии, а также условия договора в части обязанности управляющей компании вносить плату за превышение температуры обратной сетевой воды, не подлежат применению к от-02•2017 3 Комментарий специалиста ношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.04.2016 по делу № А73– 7002/2015 Арбитражного суда Хабаровского края).

Неисполнение управляющей компанией требования о проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном не может служить основанием для непринятия данных приборов учета в качестве расчетных.

Обстоятельства спора

Ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием о взыскании с управляющей компании задолженности за поставленный коммунальный ресурс, объем которого рассчитан по нормативу, поскольку ответчиком не представлены акты проверки готовности общедомовых приборов учета к отопительному периоду.

Анализ действующего законодательства и судебной практики

В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В отношении деятельности, связанной с использованием энергетических ресурсов, применяются положения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1 статьи 5, статья 13 этого Закона).

Законодательство допускает ведение коммерческого учета энергоресурсов расчетным путем в оговоренных в законе случаях.

В силу статьи 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).

Согласно пункту 73 Правил №1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавших Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 №Вк-4936, в частности, пункт 7.7 предусматривал, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2015 по делу № А40–66167/2014 указано, что поскольку акты повторного допуска, свидетельствующие о соблюдении процедуры, определяющей готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, отсутствуют, суды пришли к правильному выводу, что признать установленный в доме прибор учета коммерческим в оспариваемые периоды невозможно. Количество тепловой энергии, поставленной абоненту, должно быть рассчитано при отсутствии приборов учета в соответствии с пунктом 19 Правил №307, Правилами №354 исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения.

Иного мнения придерживается Арбитражный суд Поволжского округа. Так, в постановлении от 21.09.2015 по делу № А72–11870/2014 указано, что неисполнение потребителем требования к проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном само по себе не является основанием для непринятия данного прибора учета в качестве расчетного. По смыслу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.

Выработанный правовой подход

В отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении работы узла учета потребителя, ранее допущенного в эксплуатацию при его установке в предусмотренном законодательством порядке, а также доказательств, подтверждающих случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя, приоритет должен быть отдан расчету по прибору учета.

Правовое обоснование

В соответствии с пунктом 68 Правил №1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (пункт 6 Правил № 1034).

Пунктом 14 указанных Правил установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

В силу пункта 31 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:

•отсутствие в точках учета приборов учета;

•неисправность прибора учета;

•нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

Основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания (пункт 68 Правил № 1034).

При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (пункт 72 Правил № 1034).

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (пункт 73 Правил №1034).

Следовательно, при установлении на объектах потребителя (абонента) приборов учета, допущенных к эксплуатации, в случае неисполнения требования к проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном данное обстоятельство само по себе не является основанием для непринятия данных приборов учета в качестве расчетных.

По смыслу пункта 1 статьи 13 Закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» проведшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчете за поставленный коммунальный ресурс, пока не доказано иное (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.09.2016 по делу №А04–10672/2015 Арбитражного суда Амурской области).

Отсутствие вины товарищества собственников жилья в своевременном внесении платежей по договору ресурсоснабжения может служить основанием для его освобождения от уплаты пеней (неустойки).

Обстоятельства спора

Ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием о взыскании с товарищества собственников жилья задолженности по оплате потребленного коммунального ресурса и пеней. Возражая против заявленных требований о взыскании пеней, товарищество указало на отсутствие вины в допущенной просрочке внесения платежей.

Анализ действующего законодательства и судебной практики

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

При разрешении споров о привлечении товарищества собственников жилья к ответственности за несвоевременное исполнение обязательств перед ресурсоснабжающей организацией возникают спорные ситуации о возможном освобождении товарищества от уплаты пеней либо процентов за пользование чужими денежными средствами ввиду отсутствия вины последнего в ненадлежащем исполнении обязательств (например, собственники жилья несвоевременно вносили плату за коммунальные услуги, несвоевременно поступали субсидии из бюджета).

Так, в постановлении от 16.02.2010 по делу №А46–16668/2009 Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, поддерживая выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания предусмотренной договором пени в связи с отсутствием вины ответчика в несвоевременной оплате долга, указал следующее. Товарищество является некоммерческой организацией, таким образом, на него в соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ ответственность за нарушение обязательства может быть возложена только при наличии вины. Согласно пункту 2 этой статьи отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Оценив представленные сторонами доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности доводов товарищества собственников жилья об отсутствии его вины в просрочке исполнения истцу денежного обязательства и о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательств по договору.

В свою очередь, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, направляя дело на новое рассмотрение, в постановлении от 31.08.2016 по делу №А33–25916/2015 указал, что в рассматриваемых правоотношениях деятельность товарищества собственников жилья не связана с осуществлением им предпринимательской деятельности, а направлена на реализацию им своей основной функции по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан. При изложенных обстоятельствах применительно к спору с участием товарищества собственников жилья выводы судов о том, что допущенные нарушения сроков оплаты коммунальных ресурсов являются достаточным основанием для начисления и взыскания пени и что нормы действующего законодательства не содержат положений, предусматривающих необходимость при предъявлении требования о взыскании пени включать в предмет доказывания факт наличия вины или противоправности действий ответчика (должника), являются несостоятельными и противоречат положениям пункта 2 статьи 330 и статьи 401 ГК РФ.

Иного мнения придерживается Арбитражный суд Центрального округа. Так, в постановлении от 24.09.2010 по делу №А14–061/2009 окружной суд указал, что вывод арбитражного апелляционного суда о том, что истец не доказал вину ответчика, противоречит положениям статьи 401 ГК РФ, в силу которой именно товарищество собственников жилья как лицо, исполнившее обязательство ненадлежащим образом, должно доказывать отсутствие своей вины. Таких доказательств ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил. Доказательства того, что ответчик при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял все меры для надлежащего и своевременного его исполнения, в частности, заявлял соответствующие требования гражданам, материалы дела также не содержат. То обстоятельство, что оплата спорных услуг осуществлялась населением через МУП «МИВЦ», а ответчик фактически не получал денежные средства, отсутствие его вины также не подтверждает, поскольку МУП «МИВЦ» действовало в интересах товарищества собственников жилья на основании заключенного с последним договора.

Не усматривают оснований для освобождения товариществ собственников жилья от ответственности за ненадлежащее исполнение последними обязательств перед ресурсоснабжающими организациями и арбитражные апелляционные суды.

Так, например, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.12.2015 по делу №А32– 13325/2015 указал, что обязанным лицом по оплате поставленной тепловой энергии по договору является товарищество собственников жилья, и исполнение им указанной обязанности не находится в зависимости от поступления либо непоступления денежных средств от граждан. Нарушение конечными потребителями сроков внесения платы за потребленный ресурс не является основанием для освобождения товарищества от своевременного исполнения обязательства перед ресурсоснабжающей организацией.

Аналогичная позиция изложена арбитражными апелляционными судами в постановлениях по делам №№ А27– 14621/2013, А27–13908/2014, А76– 21608/2014, А42–7656/2014, А46– 12925/2013, А12–30194/2013.

Выработанный правовой подход

В случае если несвоевременная оплата потребленного коммунального ресурса явилась следствием обстоятельств, не зависящих от воли товарищества, следовательно, вина последнего за несвоевременное исполнение обязательств перед ресурсоснабжающей организацией отсутствует, то оснований для взыскания пеней применительно к части 2 статьи 330, части 1 статьи 401 ГК РФ не имеется.

Правовое обоснование

Согласно пункту 1 части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 401 ГК РФ, устанавливающего критерии определения виновности лица, допустившего ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства, такое лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из пункта 3 данной нормы следует, что ответственность при отсутствии вины предусмотрена лишь для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно части первой статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Из пункта 1 статьи 50 ГК РФ следует, что некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Таким образом, поскольку некоммерческие организации не осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве основной цели своей деятельности, следовательно, их ответственность наступает только при наличии вины, в то время как судами установлено, что у товарищества отсутствовала возможность исполнить обязательства по оплате потребленного ресурса надлежащим образом в связи с несвоевременным поступлением из областного бюджета компенсации части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги, то оснований для взыскания пеней не имеется (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.11.2015 по делу №А16– 472/2015 Арбитражного суда Еврейской автономной области).

ГУЛЬНАРА КАМАЛИЕВА, СУДЬЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ЕЛЕНА ИВАНОВА, ПОМОЩНИК СУДЬИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

О повышающих коэффициентах к тарифам на тепловую энергию — письмо ФСТ РФ от 07.07.2014 г. №СЗ-7269/5

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 07.07.2014 г. №СЗ-7269/5
ПО ВОПРОСУ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К ТАРИФАМ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ ПРИ НАРУШЕНИИ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ИЛИ ОТСУТСТВИИ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И (ИЛИ) ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ЭТОГО УЧЕТА
В связи с многочисленными обращениями органов регулирования субъектов Российской Федерации, регулируемых организаций по вопросам, связанным с установлением и применением повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета (далее — повышающие коэффициенты), Федеральная служба по тарифам сообщает следующее.
1. По вопросу установления повышающих коэффициентов.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон) при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее — Методические указания), при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в размере, равном 1,01.
Таким образом, повышающие коэффициенты устанавливаются органом регулирования в размере, определенном Методическими указаниями.
2. По вопросу применения повышающих коэффициентов.
В соответствии с пунктом 23 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее — Правила организации теплоснабжения), договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Отмечаем, что Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, расчет размера платы за коммунальную услугу отопление с применением повышающих коэффициентов не предусмотрен.
В этой связи, по мнению ФСТ России, жилищное законодательство не предусматривает применение указанных повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению.
Также сообщаем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения.
В этой связи по вопросам применения повышающего коэффициента за нарушение правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, режима потребления тепловой энергии целесообразно также обращаться в Минстрой России.
С.Н.ЗИНЧЕНКО

Основные моменты

Все участники жилищных отношений имеют одинаковые права на владение, пользование и распоряжение жильем. В то же время они наделены обязанностями, которые должны исполнять в установленном законодателем порядке.

Одной из них является внесение платы за предоставляемые коммунальные услуги, позволяющие создать комфортабельные и приемлемые для проживания в жилом помещении условия.

Что это такое

Владелец жилого помещения, жилого дома должен самостоятельно установить прибор учета. Что касается его установления на общедомовых инженерных коммуникациях, то данным вопросом должна заниматься управляющая компания либо жилищно-эксплуатационная контора.

Его не установление влечет за собой применение меры воздействия за несоблюдение требований законодателя.

В состав коммунальных платежей входит начисление за услуги:

  • наем жилья;
  • поставка холодной и горячей воды;
  • обогрев жилья в холодное время года;
  • обеспечение электроэнергией на весь период эксплуатации жилья;
  • содержание жилого здания;
  • пользование лифта;
  • вывоз мусора, твердых отходов с близлежащей территории жилого здания, ее уборка;

Под формулировкой «повышающий коэффициент» обозначается некий численный показатель, увеличивающий размер платы за коммунальные услуги. Его размер с прошлого года составляет 1,5.

Величина платы за оказание услуги по подаче электроэнергии, холодной и горячей воды увеличится на 50 % сверх установленного норматива.

Плата за коммунальные услуги устанавливается по прибору учета, фиксирующего фактически использованный объем ресурса. Если он превышает норму потребления, то явление приводит к увеличению размера платы.

Для разрешения проблемы неучтенного потребления ресурсов применяется повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета. В Москве нормативы потребления ресурсов выше по сравнению с другими субъектами Федерации.

Он применяется, если прибор учета потребляемой воды и электроэнергии:

  1. Не был установлен в жилом доме либо отдельной квартире.
  2. Неисправен либо истек срок его эксплуатации.
  3. Был установлен в месте, куда нет свободного доступа для проверки его технического состояния либо снятия показаний.

Законодатель допускает сохранение тарифа на коммунальные услуги в продолжение 3 месяцев. Срок отведен для устранения поломки прибора учета. По истечению указанного срока в расчете будет применен вне зависимости от обстоятельств дела повышающий коэффициент.

Каждый поставщик ресурсов в соответствии с указаниями нормативно-правовых актов открывает в индивидуальном порядке лицевой счет жильцам МКД, жилых зданий и частных домов.

По сути, он является публичным документом, отражающим информацию об оказываемых поставщиком услугах, за которые начисляется плата. Например, за подачу воды.

Порядок внесения платы жильцами разъяснен в акте «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Регулярная неуплата создает предпосылки к формированию задолженностей и их накоплению.

На кого распространяется

Норма о применении повышающего коэффициента на тарифы коммунальных хозяйств распространяется на жильцов многоквартирных и жилых домов. Мера применяется вне зависимости от принадлежности жилой площади на праве собственности.

Ею могут владеть на праве собственности либо обладать ею по договору социального найма.

Нарушение срока оплаты коммунальных услуг влечет за собой применение меры воздействия. Они применяются в отношении граждан, имеющих задолженности перед ЖКХ начинают со 2 месяца задержки оплаты.

Им направляется письменное уведомление с предупреждением, которое отдается лично под роспись либо отправляется по почте.

Особенности применения

Критерии невозможности установки индивидуального и общедомового прибора учета в жилом здании подтверждается актом обследования. Его копия направляется каждому поставщику коммунальных услуг.

Процедура выполняется независимым экспертом, обладающим лицензией. Форма акта обследования утверждена приказом Министерства экономического развития № 627.

На отопление

На основании указаний постановления Правительства РФ № 232 не применяется повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета 2019 отмена распространена на многоквартирные дома. В нем должен быть установлен общедомовой коллективный прибор учета потребляемого ресурса.

Сообразно указаниями акта Ресурсосберегающая организация должна осуществить перерасчет размера платы за отопление.

Повышающий коэффициент в размере 1,1 по отоплению будет применен, если ресурс поставляет УК, ТСЖ, ЖСК.

Если прибор учета ресурса на отопление в жилом помещении отсутствует, то размер платы будет подсчитан по стандартной схеме. Она предполагает включение в расчет площади отапливаемых жилых комнат и вспомогательных помещений.

На воду

По всей территории страны установлена на одного человека единая норма потребления воды:

Показатели Описание
Холодной 7 м3
Горячей 4,7 м3

Нормапотребления воды равна 10 м3 на одного человека с учетом повышающего коэффициента, если в жилом помещении установлен газовый многоточечный проточный нагреватель. При его установке в ванной комнате – 9,5 м3.

Что касается количества воды на удовлетворение бытовых нужд, то объем потребления составляет 130 литров в день.

На электричество

Все граждане обязаны в соответствии с указаниями Федерального закона № 261-ФЗ установить в жилом помещении счетчик. Если он не установлен, то в расчете применяется ПК равный 1,5.

Его класс точности должен составлять 2,0 и более. Как правило, они подлежат монтажу на бесплатной основе компанией поставляющей в жилой дом электроэнергию.

Для жителей частных домов

В расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые частному дому повышающий коэффициент применяться, если он пригоден для постоянного проживания человека.

Индивидуальный дом должен отвечать требованиям санитарно-гигиенических и технических норм, что позволяет установить в нем прибор учета потребляемых ресурсов.

Если он построен на отдельном земельном участке, то принимается норма расхода холодной воды, установленная для удовлетворения сельскохозяйственных нужд.

Видео: кто от этого выиграет

Законодательная база

Регламентация вопросов относительно платы за коммунальные услуги, урегулирования его размеров осуществляется рядом нормативно-правовых и подзаконных актов. В соответствии с их указаниями повышены тарифы на потребляемые гражданами ресурсы, которые обеспечивают комфортные условия проживания в жилом помещении.

В их число входит:

Показатели Описание
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ». Акт издан 23 ноября 2009 года под номером 261-ФЗ
Постановление правительства РФ
  • «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах». К нему прилагаются «Правила предоставления коммунальных услуг». Акт испущен 5 мая 2011 года за номером 354;
  • «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ». Акт издан 27 февраля 2017 года за номером 232;
  • «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». Акт опубликован 23 мая 2006 года за номером 306
Приказ Министерства экономического развития «Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке». Акт испущен 29 декабря 2011 года под номером 627

В соответствии с указаниями вышеприведенных актов установлены нормы потребления отдельных видов ресурсов, порядок предоставления коммунальных услуг и осуществления платы.

В заключение необходимо заметить, что ЖКХ направляет жильцам дома квитанции, содержащей расчет размер платы за предоставление коммунальных услуг.

По ней легко можно определить величину переплаты и численное значение повышающего коэффициента. Каждый потребитель ресурсов должен своевременно оплачивать услуги жилищно-коммунальных хозяйств, чтобы у него не возникли проблемы.

Разработаны меры поддержки льготных категорий граждан в части уплаты коммунальных платежей. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму группой депутатов.

Предлагается отсрочить применение к льготным категориям граждан повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги за неустановку приборов учета коммунальных услуг.

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 381

Что такое повышающий коэффициент и его применение при отсутствии приборов учета

Повышающий коэффициент – это некое числовое значение, на которое будет умножен тариф за предоставленную коммунальную услугу в случае несоблюдения требований нормативного акта, а именно отсутствие счетчика.

Значение коэффициента устанавливается в законодательном порядке и служит штрафной мерой для нарушающих выполнение актов об обязательной установке приборов учета.

Можно ли избежать повышения тарификации без установки счетчиков?

Можно, если применение приборов невозможно по причинам:

  • жилье признано аварийным или ветхим;
  • для установки требуется ремонт сетей;
  • трубы или проводка неисправны;
  • если окружающие условия не подходят для эксплуатации счетчика (влажность, температура, электромагнитное излучение).

Приборы учета применяются к коммунальным услугам:

  • горячее водоснабжение;
  • холодное водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергия.

Счетчики фиксируют реальный расход вышеперечисленных категорий, оплата коммунальных услуг производится на основе этих данных.

До недавнего времени ставить счетчики было не очень выгодно, ведь по факту в квартире могло проживать большее количество человек, а плата взималась с прописанных по усредненному тарифу. С 2014 года на основании новых нормативных документов власти начали применять повышающие коэффициенты, если от проживающих не поступает точных данных.

Важно знать! Применение повышающего коэффициента возможно только к собственникам недвижимости. В других случаях ответственность несет муниципалитет или арендодатель.

Коэффициент начинает действовать:

  • если не установлены приборы фиксации потребления ХВС, ГВС, отопления, электричества;
  • если истекло 3 месяца с момента поломки прибора, он не был восстановлен или заменен;
  • или если собственник не подтверждает достоверность сведений и не допускает к осмотру специалиста ЖКХ.

Важно! Коэффициент начисляется с 2015 года, при этом неуклонно растет. Так, в 2015 году он составлял 1,1, а с года 1,6. Это значит, что на сегодняшний день доплата по действующему тарифу составляет 50%. При этом в 2018 году поднимать коэффициент не планируется. В платежном документе коэффициент РСО должна указать в отдельной строчке, а рядом обязательно указан базовый норматив.

Кого касается

Норма, которая предусматривает наложение на граждан повышающего коэффициента в процессе расчета оплаты за коммунальные услуги, распространяется на всех людей, которые проживают в различных жилых и многоквартирных постройках. При этом стоит отметить тот факт, что эти законы будут применяться вне зависимости от особенностей принадлежности жилья на праве собственности.

Таким образом, повышающий коэффициент будет накладываться независимо от того, распоряжается человек имуществом на правах собственника или же проживает в нем в соответствии с договором социального найма.

В том случае, если гражданин нарушает установленные действующим законодательством сроки для оплаты коммунальных услуг, на него будет наложена соответствующая мера воздействия.

Подобные меры ответственности применяются в отношении тех граждан, у которых есть задолженность перед жилищно-коммунальной организацией на протяжении более одного месяца.

Они получают письменное уведомление с предупреждением, которое будет предоставлено им на руки под роспись или же отправлено по почте.

Повышающий коэффициент на воду

Управляющая компания имеет право рассчитывать коммунальные платежи с учетом повышающего коэффициента в том случае, если у жильцов не установлены приборы учета, но техническая возможность для этого есть.

Общедомовое потребление воды рассчитывается в соответствии с нормами. В соответствии с Постановлением Правительства № 603 в 2018 г. не применяется повышенный коэффициент на водоотведение. Его могут начислять только за потребление горячей и холодной воды.

Способ расчета коэффициента можно понять самостоятельно. Часто это необходимо, чтобы перепроверять правильность расчетов Управляющей компании.

ХВС

Внимание! Холодное водоснабжение рассчитывается следующим образом:

  • количество жильцов умножается на норму потребления холодной воды на человека, затем на повышенный коэффициент, который составляет 1,5, и на региональный тариф.

ГВС

Способ расчета тарифов на горячую воду будет зависеть от того, какая тарификация применяется Управляющей компанией. Они могут рассчитывать ее в кубических метрах или по двухкомпонентному тарифу, который включает в себя тепловую энергию и холодную воду. При использовании способа расчета по кубическим метрам он производится так же, как и в случае с холодной водой.

Если в расчете используются два компонента, то формула будет иной. Для этого объем воды по нормам потребления умножают на компонент холодной воды. Далее умножается объем тепла, который расходуется на прогрев воды. Полученную сумму умножают на коэффициент.

На электроэнергию

Каждый жилец должен установить в своей квартире или жилом доме счетчики электроснабжения с классом точности 2:0 и выше. Это правило закреплено в федеральном законе «Об электросбережении». Счетчики должны устанавливаться бесплатно специалистами компании, которые занимаются поставкой электроэнергии в дома.

Если жильцы не устанавливают счетчик, но при этом у них есть такая техническая возможность, при расчете коммунальных платежей будет применяться повышающий коэффициент так же, как и на воду.

Об основаниях применения повышающих коэффициентов — жкхпортал.рф

Мы можем на него ответить.

В Постановлении сказано, что при наличии технической возможности собственник в квартире обязан иметь квартирные приборы учета электроэнергии, ХВС и ГВС. Также Постановлением определено, что при наличии технической возможности многоквартирный дом обязан иметь общедомовой коллективный прибор учета (устанавливается РСО при наличии договора с УК/ТСЖ), который измеряет потребленную тепловую энергию на отопление.

При выполнении данных условий плательщик освобождается от применения к нему повышающего коэффициента, так как расчет производится не по нормативу, а по фактическим показаниям приборов учета.

Величина коэффициента

1,5 (или 50% к нормативу) — с года (применяется только к коммунальным услугам по ГВС, ХВС и Электроснабжению)

Когда это работает

1. Если не установлены приборы учета при наличии технической возможности.
2. Если в течение 3 месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета.
3. Если срок эксплуатации прибора учета истек более 3 месяцев назад.
4.

Как применяется

Критерии, по которым определяется невозможность установки общедомового или индивидуального счетчика, устанавливаются в соответствии с составленным актом обследования, копия которого в обязательном порядке должна быть отправлена в каждую компанию, которая занимается предоставлением коммунальных услуг.

Данная процедура в соответствии с установленными правилами должна выполняться независимым экспертом, имеющим специализированную лицензию.

В соответствии с нормами, указанными в Постановлении Правительства №232, повышающий коэффициент не может применяться в том случае, если прибор учета отсутствует в многоквартирном доме, так как в таких зданиях по правилам должен присутствовать коллективный счетчик. В соответствии с указаниями данного акта организацией, которая отвечает за ресурсосбережение, должен быть произведен перерасчет суммы оплаты за отопление.

Повышающий коэффициент, который составляет 1.1, будет использован по отоплению только в том случае, если данный ресурс поставляется ЖСК, ТСЖ или управляющей компанией.

Если у человека в многоквартирном доме отсутствует установленный прибор учета, то в таком случае сумма оплаты будет рассчитываться в соответствии со стандартной схемой. Она предусматривает включение в процессе проведения расчета площади отапливаемых вспомогательных и жилых помещений.

Если у человека отсутствуют установленные приборы учета потребления воды, но при этом присутствует техническая возможность оборудования помещения такими устройствами, управляющие компании получают полное право на взыскание с гражданина оплаты в соответствии с дополнительным повышающим коэффициентом. При этом не стоит забывать о том, что оплата общедомового потребления воды должна осуществляться в соответствии с установленными нормативами.

На практике по сегодняшний день повышающий коэффициент не используется, так как действуют нормы Постановления Правительства №603, из-за чего дополнительная оплата может начисляться только на холодную и горячую воду.

Расчет оплаты потребленной воды с учетом повышающего коэффициента можно произвести самостоятельно, причем довольно полезно уметь это делать, так как нередко приходится проводить перерасчет того, насколько корректно были проведены расчеты управляющей компанией.

Чтобы рассчитать сумму оплаты за холодное водоснабжение, нужно умножить количество зарегистрированных в квартире человек на установленный норматив потребления, региональный тариф и повышающий коэффициент.

Расчет суммы оплаты горячего водоснабжения в данном случае будет непосредственно зависеть от того, какой способ используется управляющей компанией или же РСО для того, чтобы обеспечить тарификацию потребления горячей воды, и в частности, это касается системы расчета (двухкомпонентный тариф или кубические метры). В последнем случае расчет осуществляется точно так же, как в случае с холодным водоснабжением.

Тарифы, которые предусматривают использование двухкомпонентной системы горячего водоснабжения, предусматривают выполнение расчета в соответствии с несколько иной формулой: объем воды по нормативу потребления умножается на каждый компонент холодной воды, а также объем тепла, который требуется для того, чтобы поддерживать нужную температуру. После этого полученный результат уже умножается на повышающий коэффициент.

На свет

В соответствии с нормами, указанными в Федеральном законе №261, каждый гражданин должен поставить счетчик в своем жилом помещении, в случае отсутствия приборов учета на начисленный тариф по электроэнергии будет добавляться повышающий коэффициент, который составляет 1.5.

Класс точности установленного оборудования должен составлять более 2.0. В преимущественном большинстве случаев такие устройства бесплатно устанавливаются той компанией, которая поставляет электроэнергию в жилой дом.

Для частного сектора

В процессе проведения расчета точной суммы оплаты коммунальных услуг, которые были предоставлены в конкретный частный дом, повышающий коэффициент используется только в том случае, если это здание является пригодным для постоянного проживания граждан.

Чтобы получить статус жилого, такой дом должен соответствовать целому ряду требований, предусмотренных техническими и санитарно-гигиеническими нормами, благодаря чему в нем можно будет установить прибор учета потребляемых ресурсов.

Если здание было возведено на отдельном земельном участке, то в таком случае будет использовать норма расхода, предусмотренная для удовлетворения нужд сельского хозяйства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *