Отрешение президента РФ от должности возможно

Статья 176

1. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного в статье 93 Конституции Российской Федерации, которое вменяется в вину Президенту Российской Федерации.

Статья 177

1. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

2. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению фракций общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. Состав комиссии формируется с учетом пропорционального представительства фракций (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

Статья 178

1. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных настоящим Регламентом, до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения.

2. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента Российской Федерации. Заключение специальной комиссии о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения принимается большинством голосов членов комиссии.

Статья 179

1. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы может обратиться к средствам массовой информации с предложением о прямой трансляции обсуждения данного вопроса.

2. Проект постановления о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации вместе со списком приглашаемых экспертов и других лиц вносятся специальной комиссией в Совет Государственной Думы.

Проект постановления должен включать предложения о продолжительности доклада, содокладов, выступлений депутатов Государственной Думы; о времени, отводимом на вопросы депутатов Государственной Думы к докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии; о списке приглашаемых экспертов и других лиц, а также о последовательности и продолжительности их выступлений.

Совет Государственной Думы направляет проект постановления не позднее чем за три дня до дня заседания Государственной Думы депутатам Государственной Думы, Президенту Российской Федерации и вносит проект постановления на рассмотрение Государственной Думы.

3. Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимает проект постановления за основу, а если нет письменных поправок, то принимает его в целом. Внесенные письменные поправки к проекту постановления должны быть поставлены на голосование. Для обоснования поправки предоставляется слово автору поправки, заслушивается мнение председателя специальной комиссии и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе. После голосования по всем поправкам постановление о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации принимается палатой в целом большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. По решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, может быть установлена общая продолжительность обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации.

5. После принятия постановления о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации с докладом выступает председатель специальной комиссии; содоклады делают депутат Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внесшими предложение о выдвижении обвинения, а также Президент Российской Федерации или полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Члены специальной комиссии, имеющие особое мнение по заключению специальной комиссии, вправе выступить с содокладами по вопросам, являющимся предметом их особого мнения. По окончании доклада и содокладов депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы докладчику, содокладчикам и членам специальной комиссии в пределах отведенного палатой времени.

6. В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право на выступление имеют представители фракций (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

7. После прекращения обсуждения представителям фракций предоставляется слово для выступления по мотивам голосования в течение не более пяти минут каждому (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

(Статья 179 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 апреля 1999 года № 3898-II ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 17, ст. 2111.)

Статья 180

1. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения. Проекты постановлений о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления по каждому предложению о выдвижении обвинения готовятся специальной комиссией и вносятся на рассмотрение Государственной Думы в установленном настоящим Регламентом порядке. Постановления принимаются тайным голосованием с использованием бюллетеней либо открытым голосованием с использованием именных бюллетеней. Решение о способе проведения голосования принимается палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

2. При проведении голосования подсчет голосов поручается Счетной комиссии Государственной Думы.

3. Форма бюллетеня для голосования по предложению Счетной комиссии утверждается решением Государственной Думы, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Бюллетени для голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии. Количество изготовленных бюллетеней должно соответствовать числу избранных депутатов Государственной Думы.

Бюллетень должен содержать предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. При проведении открытого голосования с использованием именных бюллетеней в них указываются фамилия, имя и отчество депутата, наименование фракции и (или) номер одномандатного избирательного округа (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации от 5 октября 2016 года № 4–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5792).

Если в выдвинутом обвинении содержится несколько предложений о выдвижении обвинения, бюллетени изготавливаются по каждому из них. Оставшиеся у Счетной комиссии неиспользованные бюллетени после завершения голосования погашаются путем отрезания нижнего левого угла. После подсчета голосов неиспользованные бюллетени опечатываются председателем Счетной комиссии в присутствии ее членов и хранятся до окончания процедуры отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Время, место и продолжительность голосования, порядок его проведения устанавливаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по рекомендации Счетной комиссии в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем Счетной комиссии.

4. Депутатам Государственной Думы по каждому предложению о выдвижении обвинения, содержащемуся в выдвинутом обвинении против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выдается один бюллетень.

5. Бюллетени для голосования выдаются депутатам Государственной Думы Счетной комиссией в соответствии со списком депутатов Государственной Думы по предъявлении ими удостоверения депутата Государственной Думы. При получении бюллетеня депутат Государственной Думы расписывается против своей фамилии в указанном списке и на лицевой стороне получаемого бюллетеня.

6. Бюллетени для голосования опускаются в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией.

7. Бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутата, при подсчете голосов депутатов считаются недействительными. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.

8. О результатах голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад Счетной комиссии о результатах голосования палата принимает к сведению.

9. На основании принятого палатой к сведению доклада Счетной комиссии о результатах голосования председательствующий по каждому предложению о выдвижении обвинения объявляет, какое решение принято («за», положительное, или «против», отрицательное). Решение о выдвижении обвинения, за которое было подано две трети голосов от общего числа депутатов палаты, оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

10. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

(Статья 180 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 апреля 1999 года № 3898-II ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 17, ст. 2111.)

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Комментарий к Статье 93 Конституции РФ

1. Комментируемая статья устанавливает основания, условия и порядок отрешения Президента от должности, т.е. прекращения полномочий помимо или вопреки воле лица, занимающего данную должность. Сама возможность такого отрешения представляет собой определенную рефлексию принципа разделения властей на ситуацию, когда государственная измена Президента ставит под угрозу основы конституционного строя, оборону и безопасность государства, его суверенитет и независимость, целостность и неприкосновенности территории Российской Федерации, и свидетельствует о наличии изъятий из неприкосновенности Президента. В этом случае речь, по существу, идет также об отмене иммунитета и привлечении соответствующего лица к ответственности на общих основаниях и в обычном порядке.

Единственный орган, который вправе выдвинуть против Президента обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, — Государственная Дума.

При этом отечественная конституционная и уголовно-правовая доктрины единодушны в том, что понятие государственной измены раскрывается уголовным законодательством. Основание для такого вывода дает и буквальное истолкование ч. 1 ст. 93 Конституции, в которой основания для отрешения — «государственная измена», «иное тяжкое преступление» — соединены союзом «или», а заключение о наличии в действиях главы государства признаков преступления государственной измены дается Верховным Судом РФ.

Представляется, однако, что при этом само понятие государственной измены Президента нельзя отождествлять с тем понятием государственной измены, которое содержится в УК. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент — не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями; круг деяний, образующих состав преступления «государственная измена Президента» — может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства (см. комментарий к ст. 82).

Что же касается обвинения в совершении иного тяжкого преступления — их виды определяются УК и не подлежат расширительному истолкованию. При этом, однако, необходимо учитывать, что УК впервые законодательно классифицировал преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что в процессе отрешения Президента от должности участвуют Верховный Суд РФ, дающий заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а также Конституционный Суд РФ, дающий заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом лексический строй ч. 1 ст. 93 позволяет сделать вывод, что несоответствие выдвинутого обвинения установленным ею требованиям как по содержанию (обвинение не подтверждено заключением Верховного Суда), так и по процедуре (установленный порядок выдвижения обвинения не соблюден, что установлено заключением Конституционного Суда) влечет за собой прекращение процесса отрешения. При этом, однако, сам порядок выдвижения обвинения описан в ч. 2 ст. 93.

Что же касается вопроса об отрешении главы государства от должности, его решение отнесено к полномочиям Совета Федерации — палаты парламента, формируемой в особом порядке, отражающем федеративный характер Российского государства. Будучи одним из высших конституционных органов, Совет Федерации в то же время является палатой субъектов РФ, которые в равной мере участвуют в его формировании. При этом если половина его членов получают свои полномочия от органов народного представительства, то другая половина действует от имени органов исполнительной власти субъектов.

Этим определяется природа Совета Федерации — части парламента РФ, который, однако, сам по себе не является органом народного представительства, но представляет субъекты Федерации. Отсюда проистекает недопустимость зависимости Совета Федерации от политических партий. Для решения вопроса об отрешении от должности политическая нейтральность данной палаты особенно значима, что должно учитываться в ведущейся дискуссии о возможном реформировании порядка ее формирования. Это особенно важно в условиях перехода к пропорциональной избирательной системе на выборах депутатов Государственной Думы, чем предопределяется решающее влияние партий парламентского большинства на исход голосования по любому вопросу в этой палате.

2. Возбуждение обвинения против Президента — прерогатива депутатов Государственной Думы. Для постановки такого вопроса требуется собрать подписи не менее 150 депутатов. Как указано в гл. 22 «Порядок выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации» Регламента Государственной Думы, депутаты обязаны указать конкретные признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту страны, а также обосновать причастность его к этому преступлению.

После этого Дума обязана образовать специальную комиссию. В ее задачу входит оценка как соблюдения процедурных правил (наличия кворума для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов и др.), так и фактической обоснованности обвинения. Причем в целях объективности комиссия должна включать в себя представителей разных фракций и депутатских групп. По возлагаемым на специальную комиссию задачам она похожа на следственную парламентскую комиссию, поскольку имеет право заслушивать на своих заседаниях любых лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу обвинения, рассматривать соответствующие документы, заслушивать представителя Президента.

Результатом деятельности данной комиссии является заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу обвинения, а также о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения.

Только после этого Государственная Дума собирается на свое заседание, которое может быть объявлено закрытым, и рассматривает как предложение о выдвижении обвинения против Президента, так и заключение специальной комиссии. Основной доклад о выдвижении обвинения делает один из депутатов, подписавших «обвинительный» документ. Содоклад делает председатель специальной комиссии. В заседании нижней палаты по решению самой Думы могут принимать участие, кроме депутатов, приглашенные эксперты, другие лица, чьи оценки и показания имеют существенное значение.

Если Дума большинством не менее 300 голосов принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, данное постановление в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, Конституционный и Верховный Суд. При этом, однако, возникает вопрос, является ли постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента основанием приостановления полномочий главы государства и их временного исполнения Председателем Правительства РФ? В Конституции на этот счет — хотя положительный ответ, как представляется, следует из логики конституционного регулирования — ясности нет: она может быть внесена либо толкованием Конституционного Суда, либо федеральным законом. При этом следует учитывать сформулированную Конституционным Судом в Постановлении от 01.12.1999 N 17-П*(988) правовую позицию, которая касалась отстранения от должности Генерального прокурора РФ на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела. Суд пришел к выводу, что в отсутствие иного правового регулирования такое отстранение в силу ч. 1 и 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85, ст. 90 Конституции осуществляется актом Президента. Что же касается главы государства, основанием приостановления его полномочий должно служить постановление Государственной Думы, которым одновременно должен быть решен вопрос о возложении на Председателя Правительства обязанностей Президента.

Принятие Государственной Думой постановления об отказе в выдвижении обвинения, являющегося окончательным и подлежащего официальному опубликованию, должно автоматически влечь прекращение приостановления полномочий главы государства.

Процедура рассмотрения вопроса в Верховном Суде о наличии признаков преступления, вменяемого в вину Президенту страны, не урегулирована. Это означает, что неизвестно, какая именно судебная структура в рамках Верховного Суда должна рассматривать данный вопрос — члены Верховного Суда в полном составе, Пленум Верховного Суда, его Президиум или Судебная коллегия по уголовным делам. Отсюда следует обязанность Федерального Собрания урегулировать указанную процедуру.

3. В ч. 3 комментируемой статьи говорится о заключительном этапе решения вопроса об отрешении Президента от должности. Конституция не связывает «верхнюю» палату парламента ни одним предыдущим решением. Подразумевается, что Совет Федерации должен рассматривать и учитывать установленные в ходе рассмотрения дела в Госдуме и Верховном Суде факты и обстоятельства лишь постольку, поскольку дело об отрешении дошло да верхней палаты. Но эти факты и обстоятельства не являются для данной палаты парламента решающими.

Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения против Президента после получения постановления Государственной Думы и заключения Верховного Суда (при условии, что это заключение содержит подтверждение о наличии в действиях Президента признаков преступления). При этом Регламент Совета Федерации предусматривает получение им также заключения специальной комиссии Госдумы и стенограммы заседания нижней палаты, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента. Это означает, что данная палата самостоятельно дает оценку всех материалов и самостоятельно толкует их правовое содержание. Регламент Совета Федерации (как и Регламент Государственной Думы) весьма подробно определяет все процедурные действия по решению вопроса об отрешении Президента от должности.

В частности, немедленно по получении всех материалов, о которых шла речь выше, они направляются в Комитет Совета Федерации по законодательству и судебно-правовым вопросам. После этого Совет Федерации сразу же созывается на заседание для направления запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

Глава XV Закона о Конституционном Суде РФ не только регламентирует порядок рассмотрения обращения по данному вопросу и дачи заключения, но и дополняет регулирование всего процесса отрешения от должности. В частности, Закон устанавливает предельный месячный срок со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения против Президента для направления Советом Федерации запроса в Конституционный Суд.

Закон также требует, чтобы к запросу Совета Федерации были приложены не только текст постановления Государственной Думы о выдвижении обвинения, но и протокол либо стенограмма ее соответствующего заседания, тексты всех связанных с обсуждением в Думе документов, а также текст заключения Верховного Суда.

Конституционный Суд не позднее 10 дней после регистрации запроса обязан дать свое заключение. В нем может быть констатировано либо соблюдение, либо несоблюдение установленного порядка выдвижения обвинения. При этом согласно ч. 2 ст. 110 Закона о Конституционном Суде РФ в случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается.

Не позднее трех суток после получения заключения из Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка должно быть созвано внеочередное заседание Совета Федерации с включением в его повестку в качестве первого вопроса об отрешении от должности Президента. На это заседание приглашаются как сам Президент, так и руководители высших органов государственной власти. На нем выступают Председатель Государственной Думы — с сообщением об основаниях выдвижения обвинения, Председатель Конституционного Суда — для оглашения заключения, Председатель Верховного Суда — для оглашения данного этим Судом заключения. Затем заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Наконец, слово по его желанию может быть предоставлено Президенту либо назначенному им его представителю.

В итоге тайным голосованием (с использованием бюллетеней) при наличии, естественно, кворума принимается постановление об отрешении Президента от должности. Если такое решение не набирает 2/3 голосов от общего состава Совета Федерации, рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

Прекращение обвинения Советом Федерации означает, что по данным основаниям этому Президенту не могут быть впредь предъявлены обвинения.

Конституция устанавливает предельный срок для решения вопроса об отрешении главы государства от должности — три месяца со дня выдвижения Государственной Думой обвинения, который является пресекательным: если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

&nbspОтрешение в первом чтении

Судьба голосования по импичменту в Думе — в руках Григория Явлинского. Только от «Яблока» зависит, начнется ли процедура отрешения Бориса Ельцина от должности.
15 апреля Госдума должна начать рассмотрение вопроса об отрешении от должности президента Ельцина. В оставшиеся дни депутатам предстоит заняться арифметикой. Поборники импичмента будут практиковаться в сложении, доводя число своих сторонников до заветной цифры 300. А их противники постараются это число всячески уменьшить.
Ленинцы
Убежденные сторонники импичмента в Госдуме представлены тремя депутатскими объединениями: фракцией КПРФ (129 человек), группами «Народовластие» (46) и аграрной (36). Позиция этих 211 думцев предельно ясна: они поддержат все пять пунктов обвинительного заключения независимо от того, придется ли голосовать за них по отдельности или пакетом.
Левые, кроме того, настаивают, чтобы голосование было открытым. Во-первых, в этом случае, как показывает практика, некоторые не слишком уверенные в себе сторонники президента не рискуют обнародовать свои симпатии и предпочитают подчиниться стадному чувству. Во-вторых, тайное голосование лишает оппозиционных лидеров возможности контролировать своих собственных соратников, среди которых тоже вполне могут оказаться «диссиденты».
И уж совсем идеально для левых электронное голосование. Депутаты, даже самые железно-каменные коммунисты,— тоже люди, и стопроцентной явки оппозиции на историческое заседание может и не случиться. Технология же голосования за отсутствующих коллег их личными карточками доведена в Думе до совершенства. И судя по тому, с каким упорством левые в ходе обсуждения поправок к регламенту пытались сохранить возможность электронного голосования за импичмент, в ловкость своих рук они по-прежнему верят.
Кремлевцы
Ряды думских сторонников Ельцина заметно реже, а в своем отношении к отрешению президента от должности они руководствуются как идеологическими, так и чисто прагматическими соображениями. Наиболее беззаветно поддерживает Ельцина фракция «Наш дом — Россия». Правда, НДР в прошлом не всегда удавалось достичь единства по принципиальным вопросам (например, депутат Вячеслав Скворцов был одним из авторов не поддержанного фракцией закона о восстановлении гимна СССР). Но лидер фракции Владимир Рыжков заверил корреспондента Ъ, что, несмотря на прежние внутренние разногласия, все депутаты от НДР (61 человек) солидарно проголосуют против «антинародного оккупационного импичмента».
Еще 50 голосов в копилку сторонников президента должна добавить фракция ЛДПР. У «соколов Жириновского» проблем с единомыслием обычно не возникает: вопрос о том, как именно голосовать, решает единолично лидер партии. Думская молва упорно твердит, что делает он это, исходя из соображений конкретной материальной выгоды для своей парторганизации. Поговаривают, что и на этот раз о цене либерально-демократических голосов с Кремлем уже договорились: Жириновскому будто бы пообещали контроль над одной из российских нефтяных компаний. И перебить эту цену левые, похоже, уже не надеются. Во всяком случае, в предварительных расчетах коммунистов, прикидывающих возможное число «отщепенцев» в недружественных фракциях, ЛДПР даже не фигурирует.
Принципиалы
Соратникам Григория Явлинского ни президентских денег, ни антипрезидентской славы не нужно. Их интересует исключительно народная любовь, желательно большая и чистая. А добиться таковой, как резонно полагают «яблочники», можно лишь безукоризненной честностью и железной принципиальностью. Благодаря наличию у фракции этих замечательных качеств определить, чью же сторону в конце концов примет «Яблоко» в схватке, сегодня крайне затруднительно.
С одной стороны, явлинцы давно объявили, что поддержат обвинение о развязывании войны в Чечне. И вроде бы не отказываются от этих слов и сейчас. С другой — в последнее время «Яблоко» развернуло громкую кампанию против «превращения заседания по импичменту в предвыборное мероприятие КПРФ». Предложенные фракцией регламентные поправки, призванные вернуть этому мероприятию сугубо правовой характер, были левыми отвергнуты. После чего некоторые явлинцы весьма прозрачно (но строго анонимно) намекнули, что могут вообще воздержаться от участия в голосовании, если их мнение так и не будет учтено.
Правда, замглавы фракции Сергей Иваненко, не скрывая своего раздражения позицией левых, утверждает, что прежние решения по поводу голосования «за Чечню» никто не пересматривал. Однако другой видный член «Яблока», зампредседателя комитета по законодательству Елена Мизулина, высказывается уже не столь категорично: «Этот вопрос еще будет обсуждаться». Ведь явлинцам предстоит решить, какую именно принципиальность проявить в данном случае: в отстаивании идеи об ответственности Ельцина за войну в Чечне или в нежелании участвовать в режиссируемом коммунистами политическом шоу. А поскольку выбор это очень нелегкий, судьба «яблочных» 46 голосов, по-видимому, определится только накануне решающего голосования.
Регионалы
Впрочем, даже если нелюбовь «Яблока» к Ельцину окажется сильнее нелюбви к коммунистам, этого, как показывает нехитрый расчет (211 + 46 = 257), для импичмента недостаточно. Поэтому основная борьба развернется за голоса одномандатников из числа независимых депутатов и членов группы «Российские регионы». Кстати, левые эту борьбу начали еще в середине марта, когда президиум ЦК КПРФ принял специальный план действий в поддержку импичмента. В соответствии с ним одномандатники, выступающие против отрешения президента, должны в течение последних перед голосованием недель подвергаться жесткому прессингу с использованием всех имеющихся средств (пикеты, листовки, визиты избирателей и письма от «авторитетных, уважаемых в регионе лиц»).
Коммунисты рассчитывают, что благодаря такой артподготовке на их сторону встанут как минимум 25 из 44 представителей «Регионов» и 15-17 независимых. Это вполне реально, поскольку, например, заявление в поддержку импичмента, с которого начался многомесячный марафон по отрешению президента, подписали как раз 25 членов «Российских регионов». Однако даже в этом случае вместо требуемых 300 голосов противники Ельцина получат лишь 299 (257 + 25 + 17). Если же учесть, что кто-то из антиельцинистов наверняка не сможет присутствовать на заседании, то для гарантированного успеха оппозиции потребуется разыскать еще десяток голосов.
Сможет ли она это сделать, зависит от очень многих непредсказуемых факторов. Скажем, хватит президента очередной удар — и левые получат даже не один, а все два десятка лишних сторонников. Или наоборот, сделает Ельцин накануне думского заседания какой-нибудь на редкость удачный политический ход — и оппозиция потеряет шансы даже на свои 299 голосов.
Если же ничего экстраординарного не произойдет, то все будет зависеть от «Яблока». Если оно не голосует за импичмент ни по одному пункту, то окончательно хоронятся все надежды левых. Даже при повальном «покраснении» всех независимых и «Регионов» оппозиция набирает лишь 285 (211 + 74) голосов.
Второй сценарий — «Яблоко» голосует «за» — гораздо менее оптимистичен для Кремля. При полной мобилизации всех сил плюс изрядной доле везения у левых появляется шанс вплотную приблизиться к заветной отметке или даже превысить ее. Ведь многие из колеблющихся депутатов, узнав о решении явлинцев, наверняка захотят присоединиться к победителям.
ДМИТРИЙ КАМЫШЕВ
———————————————————
ХВАТИТ ЕЛЬЦИНА ОЧЕРЕДНОЙ УДАР — И ЛЕВЫЕ ПОЛУЧАТ ДАЖЕ НЕ ОДИН, А ДВА ДЕСЯТКА ЛИШНИХ ГОЛОСОВ ЗА ИМПИЧМЕНТ ПРЕЗИДЕНТА
———————————————————
За кем последнее слово
Процедура отрешения президента России от должности регулируется одной-единственной статьей Конституции — 93-й. В ней сказано, что лишиться своего поста глава государства может лишь за «государственную измену или совершение иного тяжкого преступления».
Импичмент состоит из четырех этапов. Для начала процедуры необходимы инициатива не менее 150 депутатов Госдумы и заключение специальной думской комиссии. Проголосовать за выдвижение обвинения должны не менее 300 депутатов (2/3 от их общего числа).
На следующем этапе к процессу импичмента подключается судебная власть. Сначала Верховный суд подтверждает «наличие в действиях президента признаков преступления», а затем Конституционный суд дает свое заключение «о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».
Завершает процедуру Совет федерации. Не позднее трех месяцев после выдвижения обвинения Думой верхняя палата должна проголосовать за отрешение президента от должности как минимум 2/3 голосов от общего числа сенаторов. Если члены Совета федерации не укладываются в отведенный срок (то есть голосование по каким-то причинам не состоялось), обвинение против президента считается отклоненным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *