Отсрочка по налогам

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Ст. 64 НК РФ регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9:

    • на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
    • на срок от 1 до 3 лет — по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
    • на срок, не превышающий 5 лет — по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу:

    1. финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок;
    2. имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
      • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
      • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица — получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;
      • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
      • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
      • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
      • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Подробнее

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 — 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в 5-дневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.

Документы, прилагаемые к заявлению

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

  1. справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  2. справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;
  3. справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
  4. справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;
  5. перечень контрагентов — дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами — дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);
  6. обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;
  7. документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    • по налогу на прибыль организации;
    • по региональным налогам;
    • по местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    1. на срок от 1 года до 5 лет — по общему правилу;
    2. на срок до 10 лет по основанию, указанному в подп. 6 п. 1 ст. 67 НК РФ (включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ).

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Подробнее

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    2. осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
    3. выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
    4. выполнение организацией государственного оборонного заказа;
    5. осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;
    6. включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

    • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 — на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
    • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
    • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Подробнее

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях:

    • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
    • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора

Основания предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отметим, что в ранее действовавшей редакции НК РФ срок предоставления отсрочки или рассрочки составлял от 1 до 6 месяцев.

Итак, как видно из приведенной нормы, отсрочка представляет собой перенос срока исполнения обязанности по уплате налога на более поздний, но по общему правилу не более чем на год. Рассрочкой является поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам и сборам.

Кроме того, как уже говорилось в разделе 1.3. книги отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки изложены в пункте 2 статьи 64 НК РФ:

1) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления. В соответствии с пунктом 1 статьи 156, пунктом 2 статьи 163, пунктом 4 статьи 164 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов. В случае расторжения мирового соглашения отсрочка или рассрочка утрачивает силу, а требования кредиторов, в отношении которых были произведены указанные отсрочка или рассрочка причитающихся им платежей, восстанавливаются в их неудовлетворенной части. Согласно статье 84 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Графиком погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 года №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации (глава 30). Статьей 334 Таможенного кодекса Российской Федерации установлены следующие основания:

«1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям».

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Для получения отсрочки или рассрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора заинтересованное лицо (налогоплательщик) должно подать заявление в соответствующий орган. К этому заявлению прилагаются документы, обосновывающие основание в соответствии со статьей 64 НК РФ. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Таким образом, налогоплательщик перед обращением в налоговый орган должен сформировать пакет документов. Некоторые из них уже указывались в разделе 1.1. книги, дополним этот перечень.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 1 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются следующие документы:

— документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований;

— справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно из-за задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления, представляются следующие документы:

а) пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

б) сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;

в) документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом;

г) копия определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения и копия утвержденного арбитражным судом мирового соглашения (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения), заверенные в установленном порядке;

д) копия определения арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления и копия утвержденного арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (в случае обращения в связи с утверждением арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления), заверенные в установленном порядке.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 4 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, представляются документы, подтверждающие наличие соответствующих оснований.

В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно, если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом. Он подтверждает, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 года №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемом при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Налоговые органы при принятии решения о предоставлении отсрочки или рассрочки руководствуются положениями Приказа ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@. Названным приказом регулируется внутренняя организация работы налоговых органов при рассмотрении вопросов изменения срока уплаты налогов.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица (статья 64 НК РФ).

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения. Примерная форма о временном приостановлении уплаты суммы задолженности утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@.

Налоговый орган не вправе отказать заявителю в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих изменению срока уплаты налога в соответствии со статьей 62 НК РФ (более подробно о таких обстоятельствах смотрите раздел 1.2. книги).

Примерные формы решения приведены в Приказе ФНС Российской Федерации от 4 октября 2006 года №САЭ-3-19/654@. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:

— сумму задолженности;

— налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;

— сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;

— документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

Отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должен быть мотивированным и обязательной ссылкой на нормативный акт в соответствии с которым было принято такое решение.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок обжалования предусмотрен главой 19 НК РФ.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

НК РФ допускает возможность дополнительного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

Рассмотренные в этом разделе правила применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов.

Рассмотрим на примере, как производится в бухгалтерском учете организации отражение операций, в связи с предоставлением отсрочки по уплате налога.

Пример 1.

В организации «А» в феврале 2007 года в результате стихийного бедствия (обильного снегопада) произошло обрушение кровли здания производственного цеха. В связи со значительностью суммы нанесенного ущерба организация «А» обратилась в ФНС РФ, с просьбой о предоставлении отсрочки по уплате налога на прибыль в размере 300 000 рублей. В обеспечение своих обязательств организация представила договор поручительства, в котором в качестве поручителя выступила материнская фирма.

По решению ФНС РФ в апреле 2007 года организации «А» была предоставлена отсрочка по уплате налога сроком на шесть месяцев. При наступлении срока платежа организация перечислила сумму отсроченного налога в бюджет в полном объеме.

В случае причинения налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с пунктом 2 статьи 64 НК РФ ему может быть предоставлена отсрочка по уплате налога. Отсрочка по решению уполномоченного органа может производиться либо под залог имущества, либо при наличии договора поручительства.

Согласно пункту 2 статьи 74 НК РФ:

«В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем».

Отсрочка представляет собой форму изменения срока уплаты налога и при этом не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога (пункт 4 статьи 61 НК РФ).

В соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 года №114н (далее – ПБУ 18/02) величина отсроченного налога признается временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства.

Согласно пункту 15 ПБУ 18/02 отложенное налоговое обязательство представляет собой произведение налогооблагаемой временной разницы, возникающей в отчетном периоде на ставку налога на прибыль. Так как в условиях нашего примера временная разница собственно представляет собой налог на прибыль, то умножать ее на ставку налога на прибыль нет необходимости.

При предоставлении налогоплательщику отсрочки в бухгалтерском учете производится запись:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 «Отложенные налоговые обязательства».

При уплате в бюджет отсроченной суммы налога в учете делается обратная запись.

Так как в условиях нашего примера основанием для предоставления отсрочки по уплате налога является нанесение ущерба налогоплательщику в связи со стихийным бедствием, то на суммы задолженности проценты не начисляются (пункт 4 статьи 64 НК РФ).

Если же отсрочка предоставляется по основаниям, перечисленным в подпунктах 3-5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, то на сумму задолженности налогоплательщик начисляет проценты.

В бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организаций» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №33н проценты за отсрочку по уплате налога признаются прочими расходами и отражаются на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В бухгалтерском учете данные операции, связанные с предоставлением отсрочки по налогу отражено следующим образом:

Корреспонденция счетов Сумма, рублей

При осуществлении хозяйственной или предпринимательской деятельности могут возникнуть различные обстоятельства, вследствие которых назревает необходимость отсрочки даты перечисления налогов. 9-я глава НК РФ регулируют эту сторону взаимоотношений бизнеса и государства, прописывая основные аспекты решения проблемы.

Как получить отсрочку платежа налога

С переходом функций администрирования и контроля платежей во внебюджетные фонды, ФНС приказом № ММВ-7-8/683@ от 16.12.2016 обновила порядок изменения сроков платежей по налогам, страховым отчислениям, пеням и штрафам. Этим приказом регулируется процедура предоставления отсрочки и обозначен список необходимых для этого документов.

На сегодня кардинальных трансформаций в процессе отсрочки налогового платежа не произошло. По-прежнему решение о перенесении срока платежа или об отказе в нем налоговый орган принимает в течение 30 дней (рабочих) с момента подачи заявления, а заявителя уведомляет о нем не позже 3 дней со дня его принятия.

Заявление об отсрочке платежей в налоговую — это документ установленной формы, рекомендуемый налогоплательщикам для заполнения (приложение 1 к Порядку, утв. приказом № ММВ-7-8/683@)), где указывают:

  • название и реквизиты компании или ФИО заявителя;

  • форму переноса срока уплаты;

  • платеж, для которого необходимо изменить срок уплаты;

  • сумму налога;

  • норму НК РФ как основание предоставления отсрочки;

  • дату и подпись.

Документы к заявлению об отсрочке

Кроме заявления для получения отсрочки компании необходимо составить пакет документов (п. 5 ст. 64 НК), состоящий из:

  • Справок банка:

— о движении средств на счетах за последние полгода;

— об остатках средств на счетах;

  • Списка контрагентов-дебиторов и копий договоров с указанием по каждому из них стоимости соглашения и сроков исполнения;

  • Расписки (обязательство по форме приложения № 2 к Порядку, утв. приказом № ММВ-7-8/683@) о соблюдении требований предоставляемой отсрочки и примерный график гашения долга.

В зависимости от основания, послужившего причиной для оформления письма об отсрочке налоговых платежей, налогоплательщик должен включить в пакет документов обоснование своей просьбы (п. 5.1 ст. 64 НК):

  • При обращении за переносом срока платежа из-за обстоятельств непреодолимой силы – документ о фактически произошедшем стихийном бедствии и акт оценки ущерба от него;

  • В ситуации отсутствия финансирования из бюджета – сведения о неполученных суммах от финансового учреждения;

  • Если компания ведет деятельность сезонного характера – справку, что доля доходов от сезонных работ составляет половину общей выручки фирмы;

  • Если уплатить налог не может физлицо из-за временной неспособности – выписку о состоянии счетов и документы на имущество, выступающее в данном случае залогом.

Кроме того, необходимо быть готовым к тому, что для переноса срока платежа налоговый орган может потребовать какое-либо обеспечение, например, поручительство, залог имущества, банковскую гарантию.

Представляем заявление об отсрочке налоговых платежей (образец):

Читайте также: График погашения задолженности по налогам: образец

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *