ПДД предотвращение ДТП

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта — там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется — тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность — тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда ( 50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.

Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения – это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»

В момент столкновения автомобиля с деревом, столбом, другой машиной правильное поведение поможет снизить тяжесть последствий ДТП.

В тех случаях, когда авария неизбежна, опытные водители советуют:

Сохраняйте самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности.

Лучше не покидать машину до ее остановки. Как показывают исследования, шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании.

Напрягите, насколько это возможно, все мышцы и не расслабляйте их до полной остановки.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара. Забор, кювет, дерево и др. предпочтительнее столкновения с другим автомобилем.

При столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. Не бойтесь, что мотор вдавится в салон. Конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он при ударе уходил вниз.

Если ДТП неизбежно, водителю и пассажирам очень важно принять правильное положение, которое уменьшит силу удара. Непосредственно перед ударом необходимо препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову.

Если удар ожидается спереди или сбоку, водителю и пассажиру на переднем сиденье надо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (водитель должен согнуть их на руле, пассажир — держаться за приборный щиток). Однако этот вариант пригоден для автомобиля, идущего на небольшой скорости. Если же скорость превышает 60 км/ч, а вы не пристегнуты ремнем безопасности, водителю надо прижаться к рулевой колонке. Пассажирам на заднем сиденье надо упереться локтями в спинку переднего сиденья, а ладонями обхватить голову.

Если удар ожидается сзади, водителю следует положить руки на затылок и оберегать голову, пассажирам нужно соскользнуть вниз, чтобы голова оказалась за спинкой кресла, а колени упирались в переднее сиденье или приборный щиток.

Универсальный способ защиты во всех случаях, независимо от характера и направления удара: упереться ногами в пол, лечь боком на сиденье, рукой, которая находится внизу, обхватить голову, а другой рукой крепко ухватиться за низ сиденья. Маленького ребенка надо крепко прижать к себе, прикрыть своим телом и завалиться с ним на бок.

Все эти советы могут помочь при ДТП, но нельзя забывать и о ремнях безопасности. При любом столкновении подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели в 4-5 раз.

Впервые ремни безопасности были применены более 100 лет назад. В 1902 г. в Нью-Йорке. Ремни безопасности спасли жизнь очень многим людям, а застегнуть ремень — дело двух секунд!

Сергей Макаров, www.avto25.ru
_________________________________________

Начинающим водителям и водителям со стажем рекомендуем посетить факультативный курс «Основы защитного стиля поведения водителя», который проходит под руководством профессора Г.Б. Громоковского, автора экзаменационных билетов, используемых при сдаче теоретического экзамена в ГИБДД. Прослушав этот курс, слушатели получают теоретические основы безопасного стиля поведения на дорогах, смогут вырабатывать алгоритмы действий по предупреждению ДТП, выполнять безопасные перестроения, правильно выбирать дистанцию, избегать подстав, безопасно проходить крутые повороты и многое другое, что уменьшит степень риска попасть в аварию, изменит их отношение к процессу управления автомобилем.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 7 «Страховая сумма» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» и установив, что в результате ДТП находящемуся в собственности истца автомобилю были причинены механические повреждения; истец обратился к ответчику с заявлением о страховой выплате; истцу было отказано в выплате страхового возмещения, поскольку согласно заключению независимого эксперта механизм образования повреждений на ТС не соответствует обстоятельствам заявленного ДТП, в связи с чем факт наступления страхового события установлен не был, апелляционный суд взыскал страховое возмещение, учитывая заключение судебного эксперта, согласно которому экспертом исследованы материалы дела об административном правонарушении, схема ДТП, проведен анализ повреждений транспортного средства, механизма образования данных повреждений. Исследование содержит необходимую аргументацию. Размер стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определен с учетом перечня дефектов, полученных в ДТП, на основании Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *