ПДД завершение маневра

Наш читатель Алексей попал в ДТП на перекрестке ул. Кирова и пр. Победы в Гомеле. Особенность этого места в том, что проезжие части проспекта Победы разделены аллеей (разделительной полосой) шириной около 20 метров. И именно этот перекресток считается одним из самых проблемных в Гомеле. По версии ГАИ, поворачивая налево с проспекта Победы на улицу Кирова, Алексей не уступил дорогу встречному автомобилю. Водитель же убежден, что уступать не должен был. Поскольку в аналогичную ситуацию могут попасть и другие водители, мы попытались понять, как же правильно проезжать вызывающий вопросы перекресток.

— Я двигался по проспекту Победы в сторону улицы Кирова. На проспекте перестроился в левый ряд, и после того, как загорелся зеленый сигнал светофора, я повернул налево и продолжил движение уже по улице Кирова, — говорит Алексей.

По словам водителя, он руководствовался пунктом 106 ПДД. Там сказано, что «…водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо. Если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеется дорожный знак «Стоп-линия» (линия горизонтальной дорожной разметки 1.12), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора».

По зеленому сигналу светофора Алексей повернул налево, с проспекта Победы на улицу Кирова
Фото: скриншот Яндекс. Карты

На пересечении улицы Кирова, куда выехал Алексей, и проспекта Победы не было ни дорожного знака «Стоп-линия», ни линии горизонтальной дорожной разметки 1.12 «Стоп-линия». Именно поэтому водитель считает, что завершал проезд перекрестка. Алексей проехал по улице Кирова более двадцати метров, когда справа в него врезался автомобиль Mazda.

— Водитель Mazda проигнорировал п. 107 ПДД РБ, который гласит: «При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги», — считает Алексей.

Красными стрелками обозначена траектория, по которой двигался Алексей. Синяя стрелка — траектория автомобиля Mazda
Фото: скриншот Яндекс. Карты

Но в Гомельской ГАИ с такой трактовкой не согласились: Алексей должен был пропустить Mazda, руководствуясь правилом «помехи справа».

Так выглядит перекресток в Гомеле со стороны, откуда двигался водитель Mazda
Фото: скриншот Яндекс. Карты

В итоге Алексей получил штраф 2 базовых величины, но не согласился с решением ГАИ и решил обжаловать его в суде.

Независимый автоэксперт и юрист Александр Коноплицкий убежден, что никакой сложности проезд такого перекрестка не представляет.

— Чтобы разобраться в ситуации, вспомним определение перекрестка. Это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Причем не имеет значения, сколько проезжих частей имеет дорога.

Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Поэтому, несмотря на то, что пересечений здесь два — это один перекресток. А раз так, то водитель должен руководствоваться правилами проезда перекрестков.

Пункт 103 ПДД РБ гласит, что при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю.

— В данной ситуации, исходя из видео, Алексей не выехал за пределы перекрестка. Оба водителя двигались по одной дороге — проспекту Победы — во встречных направлениях. Соответственно, тот, кто поворачивал налево, обязан был уступить дорогу. Здесь я полностью поддерживаю точку зрения ГАИ. Алексей при повороте налево обязан был уступить дорогу встречному автомобилю.

При повороте с бульвара Толбухина на улицу Кедышко все просто — перед пересечением с Толбухина установлены знаки приоритета

Кстати, похожий перекресток есть в Минске — это перекресток бульвара Толбухина с улицей Кедышко. Но там водителям разобраться проще, потому что установлены светофоры и знаки приоритета. А в ситуации с гомельским перекрестком нужно четко понимать и определять границы перекрестка и двигаться в соответствии с правилами их проезда.

Одни из самых спорных ситуаций по поводу проезда перекрестков возникают из-за разных трактовок пункта ПДД про завершение маневра. Как его понимать? Например, что делать, если начал движение на моргающий зеленый, но до центра пересечения еще пара десятков метров? В ситуации, которая оказалась в фокусе внимания сегодняшнего «Разбора…», все гораздо сложнее, а к водителям не так много вопросов, как к организации дорожного движения.

Что случилось?

На прошлой неделе на перекрестке Машерова — Богдановича в Минске столкнулись два премиум-автомобиля: BMW 6-Series и Porsche Cayenne.

По нашим данным, кроссовер ехал по проспекту Машерова (со стороны гостиницы «Беларусь») и совершал поворот налево. А купе двигалось навстречу в прямом направлении.

За рулем Porsche находилась девушка, BMW же управлял молодой мужчина. Корреспондентам Onliner он рассказал свою версию случившегося: «Остановился на красный сигнал светофора во второй справа полосе, слева от меня была Mazda, высокий внедорожник какой-то. Загорелся зеленый свет, и мы с этой Mazda начали движение примерно одновременно. Внезапно я замечаю, что Mazda резко тормозит. И через секунду чувствую очень сильный удар».

«Водитель Cayenne сказала, что завершала маневр», — отметил наш собеседник.

В ГАИ сразу после происшествия сообщили: «Оба участника утверждают, что двигались на разрешающий сигнал светофора. Проводится разбирательство».

Осмотр места происшествия. Перекресток большой, стоп-линия далеко от центра

Первое, что бросается в глаза после выезда на место ДТП, — это расстояние от стоп-линии (для направления, по которому двигался Porsche) до центра перекрестка. В этот отрезок можно вместить пять-шесть корпусов легковых автомобилей. Немало!

— Многие водители вряд ли помнят мудреную формулировку про то, что считать границами перекрестка, — считает Юрий Краснов. — По ПДД граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог.

В данной ситуации пересечение имеет весьма причудливую конфигурацию. Начала этих самых закруглений расположены довольно далеко от центра. Более того, они какие-то несинхронные, что ли…

Вот такую схему составил участник ДТП, водитель BMW 6-Series

На месте происшествия ведущий рубрики предлагает выяснить еще один немаловажный нюанс. Он включает секундомер и пытается замерить время одновременного горения основного красного сигнала светофора для направления, в котором ехал BMW, и дополнительной секции (поворота налево/разворота) для Porsche.

— Получается около четырех секунд! — демонстрирует экран смартфона Юрий Краснов.

Четыре секунды с точки зрения дорожного движения это много. Ну а применительно к произошедшей аварии?

Вид сверху дает хорошее представление о хронометраже в данном узле. Часть водителей (очевидно, оценив риски) переезжает стоп-линию, но останавливается, так и не выехав на перекресток. По нашему мнению, это красноречивое свидетельство дефицита времени, а точнее, пространства для выполнения левого поворота.

— Если впереди кто-то разворачивается, то это усугубляет ситуацию, — замечает ведущий «Разборов…». — В этом случае попытка проехать на погасшую допсекцию тем более рискованная, пусть водитель даже успеет пересечь стоп-линию.

Водитель BMW: «Девушку на Porsche я могу понять…»

Водитель BMW, согласившийся обсудить детали происшествия, рассказывает, что ездит по этому маршруту регулярно и давно. Автомобилем, который попал в ДТП, Владимир пользуется на протяжении последних шести лет: «Я его не вчера купил, знаю особенности и возможности».

— Около 5—8 секунд ожидал разрешающего сигнала светофора, — восстанавливает хронологию того вечера участник аварии. — Загорелся зеленый свет, стали трогаться попутные машины. Отмечу, что в этот момент я никого на перекрестке не видел. Слева стоял высокий автомобиль, который, вероятно, скрывал от меня Porsche… Поэтому я спокойно выжал педаль газа и тронулся. Затем удар и перед глазами раскрывается подушка безопасности.

«У меня было меньше секунды, чтобы увидеть и среагировать»

Как считает водитель купе, даже если бы удалось повернуть время вспять и повторить события, он вряд ли бы смог предотвратить столкновение с момента начала движения: «Конечно, если бы я заметил вторую машину, то остановился бы. Не важно, на какой сигнал светофора она бы двигалась».

По словам Владимира, сразу после ДТП он вышел из автомобиля и убедился, что помощь второму водителю не требуется. Он также спросил, почему девушка выехала на перекресток. Та ответила, что завершала маневр.

— А что обсуждать? У нее своя версия, у меня — своя. В итоге вызвали сотрудников ГАИ. Инспекторы сказали, что надо искать видеозапись, — вздыхает мужчина.

— У вас была задумка ускориться, чтобы потом перестроиться влево? — задает резонный вопрос Юрий Краснов. — Обычно правые ряды занимают именно для опережения потока.

— Нет. Не имело смысла. Этот ряд привел бы меня прямо к дому, не пришлось бы даже перестраиваться. Тем более что пространство впереди было свободным — ни автобуса на остановке, ни машин в крайнем правом ряду.

На момент публикации, по словам водителя BMW, с ним никто из ГАИ не связывался. Он предполагает, что ведется изучение видеозаписи, которая, по информации Владимира, имеется у инспекторов.

— Девушку на Porsche я могу понять, — дополняет мужчина. — Допустим, перед ней стоп-линия, моргает зеленый. Она спокойно движется, хотя ей предстоит проехать немалое расстояние…

«Мне кажется, организация дорожного движения и ПДД должны способствовать предотвращению конфликтных ситуаций. А когда два человека говорят, что ехали на зеленый… Кто же тут не прав?»

«Ключевым при анализе видеозаписи будет определение момента пересечения Porsche стоп-линии»

У водителя BMW имеется видеозапись момента происшествия, которую он до вынесения решения ГАИ просит не публиковать. По мнению Юрия Краснова, ролик дает хорошее представление о том, на какой сигнал начинал движение Владимир.

— Когда для купе загорается зеленый, кроссовер только-только начинает поворачивать, — комментирует увиденное ведущий рубрики. — Такое ощущение, что водитель Porsche осторожничает, движется небыстро. Это тоже повлияло на исход ситуации.

Обращает на себя внимание, что перед Cayenne выполнял левый поворот еще один кроссовер. Его водитель явно торопился завершить маневр. А потом возникла пауза, которую Владимир мог воспринять как возможность для движения.

— Ключевым при анализе видеозаписи будет определение момента пересечения Porsche стоп-линии, — считает Юрий Краснов. — В принципе, зная особенности работы светофорного объекта, это можно высчитать.

Юрий Краснов: «Эту норму иногда трактуют спекулятивно»

Как говорит ведущий «Разборов…», в данном случае злую шутку сыграли несколько факторов: большое расстояние от стоп-линии до центра перекрестка, неочевидность действий при сложной конфигурации узла (поди разберись, какое закругление проезжей части в данном случае считать границей), небыстрое выполнение маневра водителем Porsche и ограниченный обзор для водителя BMW.

Юрий Краснов рассуждает о том, какой же пункт ПДД должен регулировать эту ситуацию:

— Пункт 106 явно написан под поворот налево. Это позволяет тем, кто застыл в центре перекрестка, пропуская встречные автомобили, спокойно завершить маневр.

«Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо. Если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеется дорожный знак «Стоп-линия» (линия горизонтальной дорожной разметки 1.12), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора» (п. 106 ПДД)

Но к рассматриваемой ситуации, по мнению ведущего рубрики, можно привязать только пункт 107.

«При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги» (п. 107 ПДД)

— Эту норму иногда трактуют спекулятивно, — замечает эксперт. — Внося данный пункт в правила, имели в виду выехавших на разрешающий сигнал светофора. Тогда это логично. Но часть водителей совершенно искренне полагает, что требование распространяется также на тех, кто двигался на красный, мол, встречные же автомобилисты не могли знать, какой сигнал мне горит.

— Поскольку нам приходится двигаться в тех дорожных условиях, что имеются, и мы не можем их менять для удобства, то давайте поговорим про способы предотвращения аварийных ситуаций, — подытоживает выпуск Юрий Краснов. — Что касается тех, кто оказывается на месте водителя Porsche. Если стрелка вот-вот погаснет, а перекресток большой — откажитесь от выезда, даже если пересекли стоп-линию. Так поступают все опытные автомобилисты. Касаемо действий водителя BMW. Владимиру стоило выполнить всего одну рекомендацию: не стартовать раньше других, а двигаться параллельно попутным машинам хотя бы до середины перекрестка.

основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592×1944 H.265, G-сенсор, экран 2″ 320 x 240 основная камера: 1/3″ 4 Мп 170°, видео 2304×1296 H.264, GPS, G-сенсор, экран 2″ 320 x 240 основная камера: 140°, видео 1920×1080 MPEG-4, GPS, G-сенсор, экран 2.4″

С пол года назад один участник нашего сообщества на одном из форумов выложил своё видео, где он ругает водителя газели.

Не хочу придираться, просто разложу по полочкам как и что по ПДД.

1. Автор двигался около 60 км\ч и легко проходил на мигающий зелёный. Сделай он это же манёвр после первого снега, задница у него была бы в хлам, спасла сухая дорога.

2. Автор выехал на перекрёсток и далеко на два корпуса точно и по пункту 13.7 должен завершить манёвр. Штраф 1000 руб.
Просьба не путать перекрёсток и пересечение проезжих частей !
Стоп — линия всегда является границей перекрёстка.

3. И главное пункт 13.8 он гласит;

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Это требование призвано обеспечить безопасность транспортным средствам, которые двигались через перекресток в конце времени действия светофора, то есть водитель не имеет право трогаться с места до тех пор, пока не убедится что перекрёсток свободен,
( как и при движении задом — убедиться в полной безопасности манёвра, )
а при необходимости когда завершает манёвр тихоходное транспортное средство дождаться следующего разрешающего сигнала светофора, то есть отстоять ещё один круг светофора .

Автор явно его не читал, пропустив газель он потерял не более двух секунд, неужели это так важно при старте на зелёный ?..

Посмотрите любую подборку аварий 50% ДТП происходит именно по причине не соблюдения пункта 13.8 не уважения к другим участникам движения и часто заканчивается очень плачевно, страдают по три четыре машины и не в чём не повинные люди.

Будьте внимательны, не рвитесь на зелёный с низкого старта, осмотритесь это займёт у вас не более секунды. Удачи всем !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *