Педагогический совет в школе

Педсовет: «Организация работы

со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»

Цель проведения редсовета: поиск вариантов решения проблемы повышения обучаемости слабоуспевающих детей.

Подготовительная работа: Проведение опроса среди учащихся, учителей и родителей. Систематизированные данные в наглядном виде представляются к педсовету.

Порядок проведения педсовета:

I. Публичное выступление на тему «Причины неуспеваемости школьников» (теоретические положения по проблемам неуспевающих детей)

II. Итоги анкетирования учителей, учащихся, родителей.

III. Организация «мозгового штурма» по вопросу: Какие мероприятия могут помочь в работе со слабоуспевающими детьми? Все участники педсовета делятся на четыре группы, примерно равные по количеству.

Первая группа – «Руководители» Вторая группа – «Учителя» Третья группа – «Родители» – имеет в своем составе тех учителей, чьи дети учатся в школе.

Четвертая группа – «Учащиеся»

Далее работа строится следующим образом:

1. В течение десяти минут каждой группе предстоит выработать рекомендации для внесения корректив в работу образовательного учреждения: какие действия следует предпринимать учащимся, их родителям, учителям и администрации школы, чтобы повысить уровень школьных знаний у слабоуспевающих учащихся?

2. Все предложения записываются на листах: «Работа с учащимися», «Работа с родителями», «Работа с педагогами», «Организационно-административная работа».

3. Полученные записи комментируются, к ним делают необходимые добавления, осуществляется перестановка некоторых пунктов, предложения в решение педсовета. Презентация к педсовету

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам — это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В нашей школе эта тенденция резко возросла в связи с появлением новых учащихся. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?

Кого учить?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

  • отсутствие познавательного интереса

  • не сформированы элементарные организационные навыки

  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

  • нет опоры на родителей как союзников учителя — предметника

  • дети, в основном, из асоциальных семей

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого — низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  • Педагогическая запущенность.

  • Частые заболевания.

  • Пропуски занятий.

  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

  • Учитывать все признаки предмета или явления.

  • Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;

  • выделять главное, существенное;

  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  • отвлекаемостью;

  • подвижностью;

  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

  • со сверстниками; учителями; отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке

  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  • В утомляемости

  • Истощаемости

  • Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего «возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

— Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

— Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

  • Разнообразить виды деятельности.

  • Проветривать кабинет.

  • Проводить физминутки.

  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.

  • Задания с выбором ответа.

  • Деформированные задания.

  • «Разрезные” теоремы.

  • Перфокарты.

  • Карточки — тренажеры.

  • Творческие задания.

  • «карточки-информаторы”,

  • «карточки-с образцами решения”,

  • «карточки-конспекты”.

Учитель должен:

  • Знать психическое развитие ребёнка:

  • Стремиться понять и принять каждого ребёнка

  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке

  • Проявлять

— разумную требовательность
— неиссякаемое терпение
— справедливую строгость
— веру в возможности ученика

  • Уметь встать на позиции ученика

  • НЕТ насмешливому тону!

  • Уметь вести непринуждённый диалог

  • Стремиться к внешней занимательности

  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом

  • В обучении применять

— опережающее обучение
— различные формы групповой работы
— взаимоопрос, самоконтроль
— конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

  • Применять частую смену видов деятельности на уроке

  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока

  • Стремиться к алгоритмизации деятельности

Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

  • При закреплении.

  • При проверке домашнего задания.

  • При самостоятельной работе.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

  • карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

  • карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

  3. Индивидуальные дифференцированные задания.

  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

  • слабому – выполнить посильный объем работы.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. «Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. «Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:

  • урок-игра

  • урок-спектакль

  • урок-путешествие

  • урок-детектив

  • урок-сказка

  • урок-силовое многоборье

  • урок-концерт

  • урок-картина

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.

Интересно проходят «Блиц уроки”. Решение задач проводится в форме блицтурниров: определенное количество задач нужно решить за отведенный норматив времени (3-5 задач за 1-2 минуты). На блиц — уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. На первый взгляд затея скучная и малоэффективная. Разнообразие и интерес вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи 3-х уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учащимися. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решенных задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например, 3 сложные или 6 простых задач — выбор за ним. Сильные учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более слабых учащихся, учатся, обучая. Даже самые слабые ученики ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, и, в случае затруднения, всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида (например по теме»Периметр” или «Площадь”).

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»

Ответьте на него, предложив поработать над проектом.

Например, попросите узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать «Сколько стоит ремонт класса, в котором они учатся?” Актуальность выбора темы последнего проекта диктует сама жизнь, так как ежегодно перед педагогами школ, учащимися и их родителями встает проблема ремонта школьных кабинетов.

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию одной из тем школьной программы?

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.

Памятка «Работа со слабоуспевающими учениками»

  1. Не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа.

  2. Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником.

  3. Не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома.

  4. Постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала.

  5. Анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

  6. Формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех. Привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками.

  7. Осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним.

  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.

Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

1. Общие положения.

Настоящее положение разработано на основании Закона об образовании, Типового положения о школе.

Положение проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете школы, общешкольном родительском комитете.

2. Цели:

2.1. Обеспечить выполнение Закона об образовании

2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.

3. Задачи:

3.1. Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

4. Основные направления и виды деятельности:

— Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.

— Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся.

5. Основное понятие настоящего положения – слабоуспевающие учащиеся.

6. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

6.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

6.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

6.7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2”)

6.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

6.9. При выполнении п. 6.1.-6.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф.И. ученика

Причины неуспеваемости

(учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов.

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

7. Программа деятельности классного руководителя.

7.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),

  • учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

  • недостаточная домашняя подготовка

  • низкие способности

  • нежелание учиться

  • недостаточная работа на уроке

  • необъективность выставления оценки на уроке

  • большой объем домашнего задания

  • высокий уровень сложности материала

  • другие причины

7.2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.

б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.

г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)

Неуважительными причинами считаются:

а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)

7.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания (п.2) или недостаточной работы на уроке (п.5) классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

7.4. В случае п.7 указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

7.5. В случае п.3, 8 организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

7.6. В случае выполнения п. 7.1.-7.5. и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении малого педсовета.

8. Программа деятельности ученика.

8.1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

8.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

8.3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией

9. Программа деятельности родителей.

9.1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

9.2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ

9.3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .

9.4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

9.5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ

9.6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

10. Программа деятельности социального педагога.

10.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления социальных проблем учащегося.

10.2. При необходимости посетить квартиру ученика, составить акт обследования.

10.3. Держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися, в случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению малого педсовета учащийся ставится на внутришкольный контроль на 2 четверти, о чем родители информируются в обязательном порядке.

10.4. В случае неэффективности принятых мер смотри п.9.6.

11. Программа деятельности школьного психолога.

11.1. В случае обращения классного руководителя по выявлению причин низкой успеваемости учащегося школьный психолог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости ученика.

11.2. О результатах диагностик психолог докладывает классному руководителю и администрации в виде аналитической справки.

11.3. Психолог дает рекомендации по развитию данного ребенка.

12. Программа деятельности администрации школы.

12.1. Администрация школы организует работу малого педсовета

12.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися

12.3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

13. Малый педсовет принимает решение о направлении материалов на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

14. Педагогический совет принимает решение об оставлении слабоуспевающего учащегося на повторный курс обучения.

15. О контроле за соблюдением данного Положения

15.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

15.2. Общий контроль за соблюдением данного Положения осуществляет заместитель директора ОУ по УВР.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Н. П. Саламатина

CONTEMPORARY FORMS OF HOLDING TEACHERS’ MEETING

Salamatina N. P.

В статье рассматриваются современные формы проведения педагогического совета: круглый стол, проблемная деловая игра, семинар-практикум, презентация, ИТД, научнопрактическая конференция. Характеризуются условия эффективности заседаний педагогического совета.

Илючевые слова: педагогический совет, управление, повышение эффективности, проведение педагогического совета, традиционные и нетрадиционные формы проведения, проблемная деловая игра, семинар-практикум, презентация, ИТД, научнопрактическая конференция, круглый стол.

УДК 371.121

Современная школа — большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из них по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает учебное заведение. Но среди будней наступает день подведения определенных итогов по одному из направлений многогранной деятельности педагогического коллектива, день смотра сил, день особых раздумий, заслуженной радости, день нового импульса для достижения более высокого результата профессиональной деятельности. В этот день педагоги собираются на педагогический совет.

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета является актуальной как для новичков, так и для опытных управленцев, как для так называемого «большого» педсовета, так и для «малого» в рамках отдельного звена школы. Важнейшей задачей администрации школы является формирование, укрепление и развитие педагогического коллектива.

А. С. Макаренко писал о том, что и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом.

Педагогический совет школы сегодня — это профессиональное объединение,

постоянно действующий орган, в компетенции которого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Именно на педсоветах вырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни школы, определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работы школы и ее отдельных подсистем.

Педагогический совет является не случайным одноразовым или событийным средством решения проблем образовательного процесса. На наш взгляд, главным фактором, предопределяющим цели, задачи и стратегию проведения педсоветов, является системный характер развития образовательных учреждений, а потому мы рассматриваем педсовет как педагогическую систему действий с четко определенными, понятными для всех результатами, направленную на решение задач основной педагогической концепции образовательного учреждения. Как заметил Ш. Амонашвили, «соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую педагогическую деятельность» (1).

С ростом общественной составляющей управления школой, когда ей придается все больше самостоятельности, важно, чтобы регулярно проводимые педсоветы не превращались в рутинную процедуру, на которых автоматически одобряется сделанное в школе за истекший год и «в рабочем порядке» формально утверждается план работы на будущий, часто в точности повторяющий нынешний. Педсовет — это реальная возможность привлечения всех учителей к процессу управления школой, место обсуждения их мнений, соображений по поводу будущего и нынешнего своей школы.

Однако часто педагоги без особого желания и интереса участвуют в работе педагогических советов, принимая их как необходимое, должное, с неохотой отсиживают положенные часы. Что же не устраивает учителей в педсоветах? Одного не интересуют вопросы, поднимаемые на педсоветах,

другого — сама атмосфера и тон разговора (часто «бюрократические»), третьему такого рода заседания кажутся малопродуктивными, ненужными. Неравнодушному руководителю трудно мириться с таким положением, ему хочется не только получить отдачу, результат от периодически собираемого педагогического форума, но и сделать педагогический совет событием школьной жизни.

Один из самых простых и в тоже время эффективный способ реализации установки руководителя на повышение отдачи от педагогического форума — вариативность форм проведения педсоветов.

В каждой школе складываются свои традиции, свои требования к организации и проведению педсоветов. Но как показывает анализ опыта работы школ г. Ставрополя, традиционный вариант педсовета: доклад -содоклад, выступления — сообщения, принятие решения — мало эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Основными недостатками традиционного педсовета, на наш взгляд, являются:

— авторитарный стиль ведения пед-

совета, превращение педсовета в инструктаж;

— поверхностное обсуждение пос-

тавленных проблем;

— абстрактность докладов;

— низкая результативность.

Как следствие этого на традиционных педсоветах многие учителя заняты проверкой контрольных работ, составляют рабочие планы к очередным урокам, просматривают классные журналы и ждут окончания заседания. Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные нетрадиционные интенсифицированные формы проведения.

«Круглый стол» — коллективное размышление над значимой проблемой. Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

«Проблемная деловая игра» — форма педсовета для проведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период времени. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Участники различных ролевых микрогрупп определяют негативные (позитивные) моменты в работе, вырабатывают цели и задачи на новый период, разрабатывают программы действий, которые (доработанные и обобщенные) лягут в основу решения педсовета. Необходимые условия эффективности данной формы педсовета:

1. Наличие значимой проблемы (например: разработка программы развития школы, формирование индивидуального учебного плана школы, освоение педагогами инновационных технологий и т. п.).

2. Имитация реальной ситуации: наличие ролей и их распределение между участниками педсовета.

Педагогический коллектив разбивается на группы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по социальным ролям: учитель, ученик, родители, администрация, органы власти и т. д.;

— по отношению к содержанию работы: организатор, координатор и т. д.;

— по психологической роли: лидер -предпочитаемый, независимый, отвергаемый и т. д.;

— по различию точек зрения, интересов, мнений.

3. Соблюдение игровых правил.

4. Наличие игрового стимулирования: оценка личного вклада, общественная оценка результата игры.

«Педсовет-семинар» проводится как развернутое во времени чередование теоретических семинаров и взаимопосещений, выполняет роль интенсифицированного повышения квалификации группы учителей по

актуальной для коллектива научно-методической проблеме. Педсовет-семинар планируется в три этапа:

1 этап. Не менее трех теоретических занятий по интересующей творческую группу учителей теме по следующей циклограмме:

— актуальность темы, ее значимость в широком смысле для коллектива; теоретические основы;

— практические основы, инструкции по освоению теоретического материала;

— обсуждение и составление плана работы творческой группы.

2 этап. Взаимопосещение уроков с последующим анализом и обсуждением в творческой группе.

3 этап. Подготовка и проведение итогового мероприятия.

«Педсовет-презентация» проводится для представления новых программ, учебников, направлений инновационной работы и т. п. Цель работы данного педсовета — привлечь внимание к актуальной проблеме, ознакомить с новыми начинанием, дать общественную оценку.

«Педсовет-КТД». КТД — коллективное творческое дело (деятельность). Это такая деятельность, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества. Данная технология разработана И. П. Ивановым для детских коллективов, но многие ее компоненты вполне применимы и к работе со взрослыми.

Выбор проблемы для обсуждения на таком педсовете, должен опираться на достаточную психолого-педагогическую диагностику, которая выводила бы организаторов на главные интересы, потребности и настроения учителей. Главная цель КТД — создать условия для самореализации каждого

педагога, для проявления и развития всех его способностей и возможностей. В условиях современной школы, работающей в режиме развития, педагогический совет в форме КТД может применяться и давать эффект при следующих условиях:

— для обсуждения берется общественно значимая воспитательная или образовательная проблема (разработка программы развития школы, ее модернизации);

— у учителей имеется достаточно высокий уровень мотивации на решение этой проблемы;

— коллектив имеет опыт организации КТД в работе с детьми.

Этапы проведения такого педсовета:

1. Этап подготовки, предварительный этап. На данном этапе определяются проблема, сроки, группы, условия.

2. Этап коллективного планирования, включающий осмысление задач, определение объема и сроков работы, формирование микроколлективов, запуск механизмов са-мопланирования.

3. Этап проведения, в ходе которого осуществляется программа достижения общего результата. Проходят выступления микрогрупп, наглядно демонстрируются результаты деятельности.

4. Этап анализа, который проводится на педагогическом совете, это, как правило, рефлексия — разбор недостатков и их причин.

«Научно-практическая конференция». Тематика педагогических советов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, может носить научно-практический характер. Педагогический совет-конференция объединяет качества педагогического совета и научной конференции. Может проходить по секциям — направлениям, обязательными элементами которых являются поощрения и награждения, оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт.

Преимущество нестандартных, современных интенсифицированных форм проведения педсоветов состоит в следующем:

— повышается практическая направлен-

ность решения проблемы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета;

— развивается инициатива, творчество каждого члена коллектива;

— требуется более глубокое знание теории, всесторонняя информация об образовательном процессе;

— осуществляется деловое общения коллег, которое является важной предпосылкой формирования интереса к теме.

Положительная сторона педсовета состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственнопсихологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента.

В своей работе председателю заседания педсовета можно опираться на правила, предложенные одним из теоретиков менеджмента М. Биркенбилем (2).

Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета следующие правила:

1. Начинать заседание вовремя, никогда не ожидать опоздавших.

2. Предельно четко формулировать цель заседания.

3. Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в успешном достижении намеченных целей.

4. Решаемую проблему представить интересно, образно, с воодушевлением.

5. Открытие заседания должно длиться не более 2-х минут.

На проведение заседаний педсоветов влияет стиль поведения при обсуждении проблем. Психологи выделяют два стиля поведения на заседаниях, совещаниях: дипломатический и авторитарный. Выбор стиля проведения педсовета зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуа-

ции. Оба стиля поведения могут приводить к успеху. Дипломатия на заседании уместна, если:

— достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;

— решение будет успешно внедрено только тогда, когда его признают все участники обсуждения;

— участники заседания понимают проблему и знают варианты ее разрешения;

— возникли широкие разногласия, и необходимо настойчиво переубедить самых несогласных в правильности принимаемых решений.

Авторитарный стиль допустим, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи коллектива ни при творческом рассмотрении данного вопроса, ни при его последующей реализации, а решение необходимо принять коллегиально. Такая ситуация бывает, если:

— дело заключается в том, чтобы в сложившихся обстоятельствах как можно быстрее принять решение;

— можно не обращать внимания на психологический климат коллектива.

Но все-таки авторитарное ведение заседания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше.

Важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять им. Директору школы полезно помнить следующие правила для контроля за ходом совещания (М. Бир-кенбиль):

1. Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.

2. Необходимо постоянно поддерживать разговор. При возникновении неловкой паузы следует вмешиваться с помощью вопросов, объяснений или путем подведения предварительных итогов.

3. Следует немедленно принимать меры в случае возникновения напряжения. Ни в коем случае не должен разгореться спор.

4. Необходимо отклонять непродуманные решения. Принимать во внимание надо только подкрепленные фактическим материалом предложения.

5. Участники должны получать слово путем поименного вызова.

6. Всегда должен говорить только один человек.

7. Председатель заседания должен выслушивать мнения всех оппонентов. Идеи, которые не обсуждались, удерживаются наиболее упорно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Заседание не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Руководитель стремится к выработке общих подходов.

9. Следует нетерпимо относиться к экскурсам в прошлое и отклонениям от темы, которые допускают отдельные участники. Заседание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению поставленной проблемы.

10. Чтобы исключить недоразумения, председатель должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участников словами: «Я правильно понял? Так будет правильно?».

11. Надо чаще подводить промежуточные итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они к цели.

12. Председатель заседания должен экономить время. Уже в самом начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения, решена в отведенное время. По возможности не затягивать заседание ни на минуту.

Для правильного ведения дискуссии в ходе педагогического совета необходимо придерживаться следующих правил:

1. Любой вопрос в дискуссии должен строиться с учетом личностных особенностей и психологического состояния педагогов.

2. Несмотря на раздражение, говорить следует медленно и негромко.

3. Реакция на замечания должна учитывать психологические причины их возникновения (выявить их несложно, если обращать внимание на содержание замечаний и время их появления).

4. Обращайтесь не непосредственно к своему противнику, а ко всем участникам заседания (автоматически возникает деловая и спокойная атмосфера).

5. Если у вас сильные оппоненты, то лучше всего противостоять им, не критикуя, а на основе согласия, похвалы и дружелюбия.

6. Главным орудием дискуссии могут быть только факты и их добросовестная интерпретация.

7. В самом начале своей реплики подчеркните, что по некоторым вопросам взгляды ваши и вашего оппонента полностью совпадают. Подкрепив его каким-нибудь аргументом, вы сделаете вашего противника более уступчивым.

8. Следует помнить, что умело поставленный вопрос — верное средство управления дискуссией. Это дает возможность переключить с одной темы на другую, направить обсуждение на еще не рассмотренные аспекты, определить четкую позицию педагога.

Педсовет — это одна из форм работы с кадрами. Успешными будут те руководители, которые создадут условия для самореализации педагогами своих возможностей в корпоративной деятельности. В заключение заседания, по мнению М. Биркенбиля, перед руководителем встают три задачи:

1. Достигнутый на заседании результат должен быть сформулирован коротко и определенно.

2. Необходимо еще раз упомянуть о возможных расхождениях во мнениях; эти разногласия следует представить таким образом, чтобы и проигравшее меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя при этом своего мнения.

3. Необходимо установить, какие шаги должны последовать за принятием решения, у кого какие обязанности, кто несет ответственность за выполнение решения, кто контролирует их выполнение.

Существуют правила ведения протоколов заседаний педагогических советов:

1. Протокол — первичный официальный документ. Его оформление требует четкости и краткости. На его основании руководство вправе требовать от членов педагогического коллектива выполнение порученных им заданий.

2. Протокол — основной оправдательный документ перед многочисленными комиссиями и инспекторами школ. Его оформление требует правильности фиксации основного содержания выступлений и формулировок принятых решений. Он может оказаться громоотводом при служебных и судебных конфликтах, возникающих на почве непреднамеренного или умышленного искажения чьей-либо мысли, забывчивости или непонимания сути дела.

3. Секретарь педсовета должен быть человеком грамотным, опытным и компетентным в вопросах педагогики и психологии. От него зависит полная фиксация рассматриваемых вопросов.

Анализ современных форм проведения педсоветов привел нас к выводу о том, что новые подходы к педсовету ориентированы на вполне определенный круг руководителей школ, для которых ценность личности ученика неразрывно связана с ценностью личности учителя. Руководителю школы надо понимать свое профессиональное ремесло как работу с людьми, надо чувствовать и понимать каждого учителя таким, каков он есть на самом деле, веря в возможности его творческого роста, и создавать условия для профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Университетское, 1990.

2. Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. — М.: СПб «Интерэкспорт», Экономика, 1993.

3. Макаренко А. С. Соч. — М., 1958. — Т. V. — С. 292.

4. Советова Е. В. Педсовет: практическое руководство для директора школы. — Рос-тов-н/Д.: Феникс, 2007.

Об авторе

Саламатина Надежда Павловна, Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33, г. Ставрополь, учитель истории, соискатель кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института г. Ставрополя. Сфера научных интересов — общая педагогика, история педагогики и образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды педагогических советов:

  • установочный, или аналитическо­-планирующий, – проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый, или итогово­-организационный, – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педсоветы различают и по формам организации:

  • традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
  • педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.).

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся на:

  • педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • доклад с содокладами;
  • заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Доклад можно построить следующим образом:

  1. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.
  2. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.
  3. Основная часть – изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.
  4. Заключение в форме:
    • выводов, если они требуются, т. е. если целью является убеждения;
    • рекомендаций, если они требуются, т. е. если защищается некий план действий;
    • резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов:

  • коллективный просмотр занятий и других мероприятий;
  • использование видеоматериалов;
  • показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности школьников.

В практике школы как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

  • имитация конкретной ситуации. Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • обсуждение двух противоположных точек зрения. Руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • обучение практическим умениям. Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • имитация рабочего дня учителя. Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • работа с инструктивно-директивными документами. Учителям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Учителя знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры, которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах учителям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог – это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.
Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.
Особенности дискуссии: предполагает конструктивное взаимодействие, поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому. Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б. Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей. Нельзя превращать реплику в доклад. Каждый имеет право на свое мнение. Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что­то не так. Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и «нет» и «да». Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.

Признаки­-условия для педагогического совета – деловой игры

  • наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация школы, органы власти и др.);
  • реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников; с
  • облюдение игровых правил и условий;
  • наличие игрового стимулирования: соревнование в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет – деловая игра – обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.
Одна из форм деловой игры – «мозговая атака». Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
Деловые игры – это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Педсовет-конференция может практиковаться в больших школах для активизации итоговых педагогических советов.
Конференция в научном мире – это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.
Педагогический совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до10–15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.
Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность – обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.
Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет – круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут – разновидность педсовета-дискуссии.
Диспут (от лат. disputable – рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и опре-деленного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

Диспут – свободный обмен мнениями. На диспуте все активны. В споре все равны. Каждый выступает и критикует любое положение,
с которым не согласен. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются. Острое, меткое слово приветствуется. Перешептывание на месте, неуместные шутки запрещаются.
Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.
Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например: «Нужны ли детскому саду стандарты?», «Чему сегодня нужно учить дошкольников?», «Новаторские технологии: за и против», «Каковы сегодня цели воспитания?», «Что является общечеловеческими ценностями?», «Какова роль семейного воспитания сегодня?»
Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет – научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких школ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее – КТД) – все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.
Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность.

Система коллективных отношений – сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий-этапов:

  • поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • сбор-старт; выборы совета дела (деятельности);
  • коллективное планирование деятельности; работа микроколлективов;
  • проверка готовности; проведение КТД;
  • коллективный анализ («огонек»);
  • стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педсовета:

  • информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
  • информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
  • вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива школы;
  • обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня; заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения; принятие советом педагогов решения голосованием.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола – это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.
Надо помнить, что протоколы – обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т. е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: «Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается». При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов «за», «против», «воздержались».
В связи с тем, что в школах заседания совета педагогов носят тематический характер, возможно принятие общих решений по заявленным в повестке дня вопросам.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются:

  • вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
  • использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
  • имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения; вопросы обмена опытом.

Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства школы.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.
Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.
Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:

  • фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;
  • «круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • работа в «малых группах», т. е. по 3–4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
  • для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, «Готовимся к педсовету». В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию (приложения 1–2).

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:

  • чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
  • кто из педагогов был активен, а кто пассивен и почему;
  • какие уроки можно извлечь из полученного опыта;
  • как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы школы и педагогические работники.
Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Алгоритм подготовки педсовета

  1. Определение целей и задач.
  2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).
  5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
  6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  8. Систематизация и подготовка окончательного материала.
  9. Семинарские занятия по теме педсовета.
  10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  14. Подготовка проекта решения педсовета.
  15. Анализ работы педсовета.
  16. Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  17. Оформление копилки с материалами педсовета.
  18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения

Тарасова Надежда Николаевна, учитель музыки, ИЗО, МХК в г.Иваново, в МБОУ СОШ №9, стаж работы 13 лет:

— Открыла для себя сайт в 2014 году. Я очень рада, что у нас, учителей, есть такая возможность, участвовать во всероссийских интересных конкурсах. Для кого — то это «обязаловка», лично для меня – это отличный опыт, это профессиональный рост, развитие, это возможность идти вперёд!

Я просто в восторге от конкурса «Публикация месяца». Это не только публикация в печатном и электронном виде, это ещё и конкурс, соревнование. Я участвовала дважды в этом конкурсе. Очень надеюсь, что это будет традицией, что каждый год можно будет участвовать в таком конкурсе. Очень интересный конкурс «1001 интересного занятие с детьми», в котором тоже приняла участие.

Спасибо Вам, за такие конкурсы, за такие возможности! Буду рекомендовать Ваш сайт своим коллегам.

Татьяна Пантелеева, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ Невского района Санкт-Петербурга «Левобережный»

Спасибо огромное Педсовету за возможность познакомитьсяс материалами коллег из самых различных регионов нашейогромной страны!

Нина Шелега, работает в частном детском саду Санкт-Петербурга

— На сайте у вас все продумано. Очень понравилось, что в новой версии работы попадают сначала на экспертизу участникам сайта. Рейтинг очень важен, видно чего стоит твой труд. Тестирование, конкурсы, сертификаты, свидетельства — это высший класс! Спасибо! Понравилось, что можно открыть счет и покупать без ограничения вашу продукцию. Коллеги довольны, так как хорошо пополнили портфолио. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *