Перегруз пассажиров

Статьи Сохранить у себя:

Какие штрафы предусмотрены за перегруз легкового автомобиля? За перегруз пассажирами или грузом, за перегруз прицепа. Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

Штраф за перегруз легкового автомобиля пассажирами: 500 рублей — за нарушение правил перевозки людей, Статья 12.23 ,1000 рублей с водителя за непристегнутого пассажира, статья 12.6, 500 рублей — с пассажира 12.29 ч.1.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты.

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Штраф за перегруз легкового автомобиля грузом: предупреждение или штраф 500 рублей, статья 12.21

Таблица штрафов за перегруз грузового автомобиля

Нарушение

Наказание

КоАП

Перегруз на 2 — 10 процентов

на водителя – 1,5 тысячи;
на должностное лицо – 15 тысяч;
юридическое лицо — до 150 тысяч рублей.

Статья 12.21.1 ч 1

Перегруз на 10 — 20 процентов

на водителя — 4 тысячи;
на должностное лицо — 30 тысяч;
юридическое лицо — до 300 тысяч.

Статья 12.21.1 ч 2

Перегруз на 20 — 50 процентов

на водителя – 10 тысяч или лишение водительских прав до 4 месяцев;
на должностное лицо – до 40 тысяч рублей;
юридическое лицо – до 400 тысяч рублей.

Статья 12.21.1 ч 3

Перегруз до 20 процентов по спецразрешению

на водителя – до 3.5 тысяч;
на должностное лицо – до 25 тысяч рублей;
юридическое лицо – до 250 тысяч рублей.

Статья 12.21.1 ч 4

Перегруз до 50 процентов по спецразрешению

на водителя – до 3.5 тысяч;
на должностное лицо – до 25 тысяч рублей;
юридическое лицо – до 250 тысяч рублей.

Статья 12.21.1 ч 5

Перегруз более 50 процентов

на водителя – до 10 тысяч или лишение водительских прав до 4 месяцев;
на должностное лицо – до 50 тысяч рублей;
юридическое лицо – до 500 тысяч рублей.

Статья 12.21.1 ч 6

Погрузка сверх нормы (юр. лица)

От 80000 до 100000 рублей — на ИП, от 250000 до 400000 рублей — на юр. лиц.

Статья 12.21.1 ч 10

Какие штрафы предусмотрены за перегруз легкового автомобиля

Перегруз легкового автомобиля — не строго регламентированное нарушение. Т.е. нет статьи КоАП, которая определяет наказание в зависимости от степени тяжести нарушения. Так и практика измерения массы легкового автомобиля — очень редкое, практически несуществующее явление. Инспекторы практически никогда не измеряют нагруженную массу авто. Однако, большинство случаев перегруза легкового авто связано с перевозкой пассажиров, для которых не предусмотрено пассажирских мест. В таком случае штраф последует за нарушение правил перевозки и за непристегнутый ремень, так как для дополнительного пассажира не будет дополнительного ремня безопасности.

Итак, за перегруз авто пассажирами штрафуют по статьям: Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей — 500 рублей на водителя, Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов — 1000 рублей на водителя, Статья 12.29. Нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения — 500 рублей на пассажира. Таким образом, в случае перегруза авто из-за дополнительного пассажира (штраф за перегруз пассажиром), оштрафуют как водителя, так и пассажира. Итоговая сумма штрафов может достигнуть двух тысяч рублей. Наказание за перегруз автомобиля грузом: Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки — 500 рублей или предупреждение.

Какие виды перегрузов бывают

В зависимости от того, как перегружен автомобиль, можно выделить несколько типов перегрузов.

  • Перегруз автомобиля пассажирами. Это самый распространенный случай. Водитель берет дополнительного пассажира, засчет этого увеличивается максимально допустимая масса автомобиля. Чревато потерей управления на трассе, износом автомобиля, большим расходом топлива и штрафами за перегруз пассажирами.
  • Перегруз автомобиля грузами. Водитель использует транспорт в коммерческих или других целях. Чревато потерей управления на дороге, износом авто. Как правило, инспекторы редко обращают внимания на такие автомобили, ведь зафиксировать перегруз не так просто.
  • Перегруз прицепа. Еще один вариант перегруза, который может случиться во время эксплуатации транспортного средства. Водитель перегружает прицеп, из-за чего превышается максимально допустимый вес на ось, что влечет за собой потерю маневренности, управляемости. Кроме того, если перегруз очень большой, не стоит забывать, что можно заработать штраф, проехав знак, устанавливающий максимально допустимую массу автомобиля.

Перегруз грузом

Самый распространенный вопрос водителя, использующего свой автомобиль при переездах, перевозке грузов: «Не перегрузил ли я свой автомобиль излишним грузом?”. И конечно же, водителя интересует, существует ли штраф за перегруз.

За перегруз автомобиля грузом штрафуют по статье 12.21 КоАП, штраф составит 500 рублей или предупреждение.

Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Также перегруз грозит:

  • Износом автомобиля — в первую очередь изнашивается подвеска,
  • Повышенным расходом топлива,
  • Потерей управления — если перегрузить, например, грузом крышу автомобиля, смещается центр тяжести, а значит машина будет иметь другие параметры входа в поворот. Не учитывать их, значит вылететь с трассы.

Перегруз пассажирами

Перегруз пассажирами на практике означает, что водитель посадил в машину пассажиров, для которых не предусмотрена места. В этом случае пассажир ездит непристегнутый ремнем, поэтому и штрафовать водителя будут за непристегнутый ремень, за нарушение правил перевозки людей. При этом штраф ждет как водителя, так и пассажира.

Общая сумма штрафов составит 2 тысячи рублей, оплатить штрафы можно со скидкой.

Перегруз прицепа

За перегруз прицепа наказывают аналогично перегрузу автомобиля. Штраф составит 500 рублей или предупреждение.

Важно: если прицеп крупногабаритный и тяжеловесный, наказывать будут за перегруз грузового транспорта, в этом случае наказание существенно строже.

Кем и при каких обстоятельствах выписывается штраф за перегруз

Штраф за перегруз выписывает инспектор ГИБДД после проверки массы снаряженного автомобиля. Если перегруз зафиксировала камера при проезде через измерительный прибор, штраф придет по почте. Проверить штраф можно на нашем сайте, введя данные автомобиля, на сайте ГИБДД или других сервисах.

Как и где можно оплатить штраф?

Штраф можно оплатить:

  • В кассе банка, предъявив квитанцию на оплату,
  • На сайте ГИБДД, проверив штраф и введя данные для оплаты,
  • На портале госуслуг,
  • В мобильном приложении банка,
  • На сайте shtrafy-gibdd.ru, проверив штраф по данным автомобиля и водителя и выбрав штраф к оплате.

Перегруз транспортного средства приводит к разрушению дорожного полотна.

На сегодняшний день ведётся активная борьба с разрушением дорог, посредством введения за такие нарушения ПДД соответствующих штрафов, размеры которых считаются довольно внушительными (в том числе, лишение прав) как для юридических, так и для физических лиц.

Перегрузкой транспортного средства является осевая нагрузка, то есть масса транспорта, передающаяся на дорожное покрытие посредством колёсами определённой оси.

Чтобы рассчитать массу, хоть полную, хоть снаряжённую, следует к нагрузке задней оси прибавить нагрузку передней оси. Как правило, задняя ось имеет наибольшую нагрузку, так как багажник автомобиля в большинстве случаев находится сзади транспортного средства.

Силовой агрегат и кабина создают нагрузку на переднюю ось транспортного средства.

Приближаясь к мосту, водитель может увидеть знак 3.12, обозначающий введённое ограничение на показатель веса транспортного средства, проезжающих автомобилей по мосту.

При превышении указанной на знаке нагрузки на одну из осей транспортного средства, передвигаться по ограниченному участку дороги запрещено и следует искать иной путь следования на перегруженном автомобиле.

К чему может привести лишний вес ТС

Почему же такое пристальное внимание со стороны контрольных пунктов отдано именно перегрузу и чем грозит перевес транспортного средства?

Итак, перегруз осей транспортного средства приводит:

  • к разбиванию дорожного полотна;
  • к вероятности аварийной ситуации при передвижении по мосту и старой конструкции;
  • к удлинению тормозного пути, приводящего к аварийной ситуации.

Удлинение тормозного пути происходит за счёт инерции груза, который может создать занос транспортного средства, особенно при дождливой погоде и гололёде.

При плохом закреплении груза и перемещении его в багажнике, имеется вероятность опрокидывания транспортного средства и наступления дорожно-транспортного происшествия.

Вся ответственность ложится на плечи водителя.

Какие размеры штрафов за перегруз газели

Установка контрольных пунктов реализуется для проверки массы транспортных средств на каждую ось. При превышении такого показателя, водитель несёт административную ответственность (часть 3, статья 12.21.1 КОАП).

Для того чтобы можно было совершать свободное передвижение на транспортном средстве, имеющего крупногабаритный товар, оформляется разрешение.

Такие документы предоставляется специализированными интернет-сервисами или грузоотправителями.

Если водитель не имеет такого разрешения, то на него может быть составлен административный протокол (часть 1 статья 12.21.1).

Многие грузоперевозчики идут на хитрость и указывают в разрешительных бумагах иной вес, не совпадающий с нагрузкой транспортного средства. Следует понимать, что штраф за такое административное нарушение выписывается сотрудниками ДПС непосредственно самому владельцу товара.

Кроме того, транспортное средство при таком нарушении может быть эвакуировано на специализированную штрафную стоянку для исключения возможности перевозки с недопустимым перегрузом.

Транспортное средство возвращается автовладельцу после полной уплаты назначенного штрафа и стоимости нахождения автомобиля на стоянке.

Для физических лиц

Для физических лиц предусмотрены следующие меры наказания:

Физическое лицо, допустившее перегруз автомобиля влечет наложение штрафа в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей. Однако это наказание допускает перегрузку транспортного средства до 5 процентов
При передвижении без специального разрешения на автомобиле с крупногабаритным грузом водитель подвергается наложению штрафа в размере от 2 до 500 тысяч рублей
При обнаружении указания ложных данных в специальном пропуске по перевозке крупногабаритного товара физическое лицо подлежит административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей

Про ответственность грузоотправителя за перегруз рассказывается в статье: ответственность грузоотправителя за перегруз.

Сколько стоит перегруз багажа в самолете, .

Для юридических лиц

Для юридических лиц предусмотрены следующие меры наказния:

Юридические лица, допустившие перегруз транспортного средства на показатель, не превышающий 5 процентов, подвергаются административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 15 тысяч рублей (ч. 3, статья 12.21.1)
При неполучении специального разрешения на крупногабаритный товар юридическое лицо получает административную ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 500 тысяч рублей
Юридическое лицо, являющееся владельцем товара, вес которого недостоверно указан в специальном разрешительном документе подвергается административному наказанию в виде наложения штрафа от 250 до 400 тысяч рублей

Какой допустимый излишек

Для того чтобы понять, какая разрешенная нагрузка для определённого транспортного средства, следует ознакомиться со следующей информацией:

При расстоянии между осями более двух метров допускается нагрузка на ось 10 тонн для автомобилей группы А и 6 тонн для автомобилей группы Б
При расстоянии между осями от 1,65 до 2 метров допускается нагрузка на отдельную ось 9 тонн для автомобилей группы А и 5,7 тонны для автомобилей группы Б

Автомобили группы А, с максимальной нагрузкой оси от шести до 10 тонн, могут передвигаться по дорогам, имеющим первую и вторую категорию.

Транспортные средства группы Б, имеющие максимальную осевую нагрузку в размере 6 тонн, могут передвигаться по любым дорогам.

Чтобы узнать вес автомобиля следует пройти процедуру взвешивания. Действие взвешивания происходит при движении транспортного средства, в связи с определением более точного веса.

На нагрузку и показатели веса может повлиять скорость заезда транспортного средства на весы, покрытие площадки рядом с весами (ровность, повреждения).

Весы, посредством автоматизированных систем сделают расчёт, исходя из расстояния между осями транспортного средства о наличии или отсутствии превышения нагрузки осевой массы. Автоматом учитываются и показатели допустимой погрешности.

Грузами

При передвижении на транспортном средстве, имеющего крупногабаритный груз, недопустимо игнорирование правил перевозки, предусмотренные

Правилами дорожного движения пунктом 23.4, в котором говорится:

  • при перевозке груза, выступающего на расстояние более метра за габариты автомобиля с задней стороны транспорта или на сорок сантиметров с боков, должно устанавливаться обозначение «Крупногабаритный груз». Это обозначение предусмотрено в светлое время суток.
  • в ночное время суток при перевозке вышеуказанного груза предусматривается обозначение знаком «Крупногабаритный груз» и дополнительное установление белого светоотражателя или фонарей с передней стороны транспортного средства. Светоотражатель, имеющий красный цвет, устанавливается с задней стороны транспортного средства.

Однако, следует помнить, что при транспортировке груза, имеющего превышающие габариты на десять сантиметров, водитель автомобиля несёт ответственность в виде административного нарушения.

Пассажирами

В Кодексе Российской Федерации по административным нарушениям ничего не сказано о нарушениях, связанных с перегрузом, допущенных водителями легковых автомобилей.

Однако, следует понимать, что инспектор ГИБДД знает правила дорожного движения лучше любого автовладельца и сможет найти определённый пункт, соответствующий нарушению, особенно при перегрузе легковушки людьми (пассажирами) или товаром (грузом).

Превышение массы значений разрешённой нагрузки легкового автомобиля может влиять:

  • на сам автомобиль, а именно лонжероны, амортизаторы и рамы транспортного средства;
  • на показатели устойчивости при движении по дорожному полотну. При нахождении основного груза в задней части автомобиля происходит смещение центра тяжести, в связи с чем передняя часть подвергается заносу при повороте автомобиля;

Резкое торможение может привести к полной потере управления транспортным средством.

  • на порчу государственного объекта (дорожного полотна), вследствие действий трения заднего бампера в случае перегруза задней части транспортного средства.

Помимо этого, водители легковых автомобилей могут быть подвержены ответственности, подходящей под иные административные статьи.

Правила дорожного движения предусматривают ограничения, касающиеся разрешённому количеству пассажиров в транспортном средстве, которое должно совпадать с установленными характеристиками машины.

Например, при перевозке больше трёх пассажиров в трехместных автомобилях, водители могут понести наказание за не пристёгнутого человека и нарушение правил перевозки. Конечно, в некоторых случаях, водитель может отделаться простым предупреждением.

Подводя итоги по вышеописанному, можно сделать вывод о том, что законодательство тщательно регулирует порядок и правила осуществления перевозок, в том числе и устанавливая определенные лимиты.

А перегрузка транспортного средства может стать основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.

При этом каждый водитель транспортного средства должен понимать, что вся ответственность при перегрузе ляжет на него.

Каждый автовладелец должен знать характеристики своего транспортного средства, чтобы избежать возможного перегруза автомобиля, влекущее административное наказание в виде достаточно немаленьких штрафов.

Именно поэтому прежде ем осуществлять перевозку конкретных товаров, необходимо их тщательно взвесить, чтобы быть уверенным в том, что их перевозка не будет считаться перегрузом для конкретного транспортного средства.

О том, как оспорить штраф за перегруз грузового автомобиля, объясняется в статье: как оспорить штраф за перегруз.

Что это такое перегруз, смотрите на странице.

Как описан в ПДД разворот перед ЖД переездом, узнайте из этой информации.

Если весовой контроль на посту ГИБДД подтверждает факт перегруза машины, нарушителю грозит штраф, либо лишение прав по ст. 12.21.1 КоАП РФ. Не является исключением и использование Газели для перевозки тяжелых грузов. Если вас пытаются наказать за превышение нагрузки, обращение к юристу позволит отбить штраф за перегруз Газели.

Какое наказание за перегруз Газели

В рамках ст. 12.21.1 КоАП РФ наказание может последовать за следующие виды нарушений, связанных с избыточной нагрузкой по весу:

  • перевозка груза сверх весовых нормативов без специального разрешительного документа или пропуска;
  • транспортировка груза сверх разрешенной массы транспортного средства или нагрузки на ось автомобиля;
  • иные нарушения, связанные нарушением ПДД при перевозке тяжелых грузов.

Ввиду особенностей автомобиля класса Газель, на практике наказание может последовать по части 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ – превышение максимальной массы или нагрузки на ось более чем на 5%. Штраф за подобное нарушение составляет до 2000 рублей на частных лиц, а для организации – от 250 тыс. руб. до 400 тыс. руб.

Как добиться отмены наказания за перегруз

Выявление нарушений по массе или нагрузке на ось происходит в рамках весового контроля. Он может быть организован на стационарных или передвижных постах ГИБДД. Газель не относится к большегрузным классам автомобилей, поэтому требование о прохождении весового контроля, как правило, предъявляется при внешних проявлениях чрезмерной нагрузки.

Если сотрудник ГИБДД настаивает на превышении допустимой массы груженного автомобиля, либо зафиксировал несоблюдение допустимой нагрузки на ось Газели, сразу обращайтесь юристу. Наши специалисты помогут оспорить протокол и постановление, которым взыскан штраф за перегруз Газели, по следующим основаниям:

  • если средство весового контроля не проходило обязательную поверку, его допустимая погрешность не может быть подтверждена, что влечет необъективность измерения;
  • каждый факт завышения при весовом контроле должен быть сразу отражен в протоколе, что позволит добиться отмены наказания в суде;
  • в протоколе должны быть отражены сведения о методе измерения и параметры оборудования, а при отсутствии таких сведений протокол признают незаконным.

Если вам пришлось перегружать Газель, не стоит сразу соглашаться с выявленным нарушением. В большинстве случаев наши юристы добьются отмены штрафа или лишения прав.

Вы можете получить бесплатную консультацию наших юристов по любым вопросам, связанным с наложением штрафа за перегруз Газели. Звоните по телефонам, указанным на сайте, либо оставьте вопросы в форме обратной связи. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Правила дорожного движения четко регламентируют количество перевозимых людей в автомобиле, а поэтому законом предусмотрен штраф за лишнего пассажира. Для того чтобы понять, сколько человек может передвигаться в машине, следует посмотреть технические характеристики. Сегодня мы поговорим о том, какой штраф в 2020 году предусмотрен за превышение количества пассажиров, и чем это опасно.

Для начала отметим, что в легковом автомобиле пассажиры могут передвигаться только сидя, пристегнувшись ремнями безопасности. Количество людей в машине ограничивается количеством посадочных мест. Соблюдение эксплуатационных характеристик автомобиля и правил дорожного движения необходимо для одной цели – обеспечение безопасности дорожного движения.

Как правило, перевозка лишнего пассажира имеет место в двух ситуациях:

  • люди направляются куда-то на отдых, когда недостаточное количество мест;
  • ребенок не считается за полноценного пассажира.

На второй ситуации мы остановимся более подробно, поскольку люди часто ошибочно полагают, что ребенка можно взять на руки, а 5 мест в автомобиле полагаются взрослым пассажирам. Такое поведение является нарушением правил дорожного движения. Перевозка детей в автомобиле должна осуществляться на тех же правах, что и взрослых, пристегиваясь ремнем. Если ребенок маленький, то для него нужно отдельно установить специальное кресло. Для больших семей идеально подходят минивэны или микроавтобусы.

Мера ответственности за нарушение

Каждый автомобиль имеет определенное количество посадочных мест, а перевозка нескольких человек сверх нормы является нарушением ПДД. Если водитель игнорирует правила, то сотрудник ГИБДД вынужден будет привлечь его к административной ответственности, причем в таком случае полагается 2 штрафа:

  • для пассажира;
  • для водителя.

Если владелец машины перевозит лишнего человека, то на него не хватит ремня безопасности, а движение без него запрещено. Это повлечет за собой первый штраф в размере 500 рублей для пассажира и 1 000 рублей для водителя.

Второй штраф полагается непосредственно за превышение нормы. Так, если в машине находится 6 человек, то за лишнего пассажира придется отдать еще 500 рублей. Путем несложных подсчетов можно сделать вывод, что для владельца транспортного средства штраф за перевозку лишнего пассажира будет составлять 1 500 рублей.

Правилами дорожного движения также запрещено перевозить людей в багажнике или на внешних частях автомобиля, например, на крыше или капоте. Если сотрудник ГИБДД обнаружит людей в неподобающем месте, то штраф за перевозку пассажиров сверх нормы будет составлять 1 000 рублей.

Мы говорим о легковых автомобилях. Если же дело касается грузовых ТС, для которых заводом-производителем предусмотрено увеличенное количество сидячих мест, то здесь проблем не возникнет. К таким типам транспорта относятся грузовики, фургоны, минивэны, прицепы с лавочками, дома на колесах и прочее. Тем не менее, в таких случаях также действуют определенные правила, по которым должны осуществляться пассажирские перевозки. Их нарушение приведет к тому, что водитель будет оштрафован.

Важно! Если вы считаете, что действия инспектора ГИБДД незаконны, и у вас есть доказательства этому, то вы можете обжаловать штраф за перегруз легкового авто. Для этого нужно составить и подать заявление в суд, после чего будет рассмотрено дело.

На самом деле, штраф за перегруз – это не самое страшное наказание, с которым может столкнуться нарушитель. Превышение количества допустимых в автомобиле пассажиров является опасным, а риск нанесения вреда здоровью или жизни – это самое серьезное последствие. Что же может произойти, если возить больше пяти людей в салоне? Давайте обсудим.

Последствия перегруза

Конструкция каждого автомобиля рассчитана на определенную нагрузку. Если же она превышает допустимую норму, то это является опасным. В первую очередь об этом должен беспокоиться водитель, но и люди, которых он перевозит, также должны думать о возможных рисках.

В первую очередь, автомобиль с большим количеством пассажиров становится более тяжелым, а поэтому менее управляемым. При осуществлении резкого маневра или поворота есть риск того, что водитель потеряет управление, так как машина будет везти себя непредсказуемо. Особенно это актуально в зимнее время года. Также превышение нагрузки повышает риск того, что при маневрах машина может перевернуться.

Немаловажное последствие перегруза – увеличенный тормозной путь. Чем больше людей в машине, тем она тяжелее, а поэтому чтобы остановить ее, потребуется больше энергии и времени. В критических ситуациях это может быть решающим фактором, который повлияет на исход ситуации.

Иногда бывают случаи, когда в салоне должно быть пять человек, но по факту находится 6. Лишний пассажир на заднем ряду сидений создает дополнительное давление на дверь. Если в механизме есть какая-то неисправность, то дверь может открыться, а пассажир выпасть. Наконец, нахождение пассажиров сверх нормы в салоне создает неудобства для водителя, что может негативно сказаться на качестве и безопасности вождения.

Если транспортное средство небольшое, то перегруз легкового автомобиля сказывается на динамических показателях, что также нежелательно. Допустим, необходимо выполнить обгон. Из-за увеличенного веса транспортного средства на разгон потребуется больше времени, что может создать аварийную ситуацию.

Как вы можете понять, риски, связанные с перегрузом автомобиля, слишком высоки. Не стоит испытывать судьбу, а поэтому используйте свою машину только так, как рекомендуется производителем, что обеспечит максимальную безопасность.

Тема перегруза при перевозке на самосвалах частенько обрастает слухами. Информация о таких перевозках не всегда подается корректно. Причин для этого несколько. Об этих причинах, в частности, и о том, как же все-таки лучше работать – по правилам или нет, «Логирусу» рассказал генеральный директор ООО «Нева-Трейлер» Тарас Коваль.

Понравилось большое

Слепо верить в то, что в России невозможно работать без перегруза, конечно же, не стоит. Причины, по которым подобное мнение звучит более чем часто – это, на мой взгляд, в первую очередь финансовая заинтересованность и недостаток знаний о существующих решениях.
Вспомним историю развития самосвальных перевозок. Примерно до середины 90-х годов в таких перевозках использовался в основном отечественный транспорт. Из ярких представителей той эпохи можно отметить автомобили ЗИЛ ММЗ 555 с сегментообразным кузовом объемом около трех куб. м, ЗИЛ ММЗ 554 с кузовом прямоугольного сечения объемом пять (с наращёнными бортами около семи куб. м) и «КАМАЗ» 5511 с кузовом вначале шесть, а затем восемь куб.м. Был еще МАЗ 500 с объемом кузова восемь куб.м, позже МАЗ 5516 с объемом кузова 10,6 куб. м и уже полной массой 33 000 кг. Эти машины вписывались, а если быть до конца честным, немного превышали действующие на тот момент весовые ограничения.

С появлением на дорогах России импортной самосвальной техники во второй половине 90-х годов кубатура кузовов и, соответственно, нагрузки начали увеличиваться. Вначале эта увеличение было обусловлено всего-навсего тем, что в некоторых европейских странах, например, в Нидерландах, разрешенные нагрузки и, следовательно, имевшаяся на рынке техника, отличались от российских в большую сторону. Но уже в начале XXI века российские перевозчики сами начали заказывать новую самосвальную технику: вначале 3-осные машины с объемом кузова 14-15 куб. м, потом 4-осные с объемом кузова 18 куб. м. С течением времени размер самосвальных кузовов все увеличивался и начал достигать 16-17 куб. м на 3-осном шасси и 20-21 куб. м на 4-осном.

Сила привычки

Автомобильным перевозкам свойственно противодействие новинкам, это касается и самосвалов. Во времена СССР на отечественных полуприцепах еще не было пневматической подвески. Без функции опускания пневматической подвески перед началом разгрузки полуприцеп и автопоезд очень неустойчивы и попросту падают на бок. По этой причине, вместе с отсутствием подогрева или иного способа борьбы с прилипанием груза при низких температурах, выбор между автопоездами и одиночными самосвалами, как правило, делался в пользу последних. Но при работе в легальных нормативах выгоднее работать автопоездом: допустимые нагрузки выше, за один срок работы полуприцепа можно «выкатать» два седельных тягача. Кроме этого, сегментообразный кузов по-прежнему у многих ассоциируется с приведенным выше примером ЗИЛ ММЗ 555. Но технологии давно и сильно шагнули вперед. Разница в объеме кузовов стала минимальна, а по всем иным параметрам Half-Pipe производства ведущих кузовостроителей еще и выигрывает перед своим прямоугольным братом.
После недавно проведенной «Недели без перегруза» в среде перевозчиков инертных грузов и автопроизводителей началось обсуждение: зачем покупать импортную технику, если «КАМАЗ» везет столько же, а стоит изначально дешевле? На мой взгляд, эта позиция говорит о истинных причинах выбора. Даже разговоры о надежности импортной техники отходят на второй план, а про топливную экономичность и большинство эксплуатационных расходов даже вспоминать не приходится.

У них не лучше

В прессе очень часто можно встретить мнение экспертов: ограничение нагрузок приводит к удорожанию доставки сыпучих грузов. С 1996 до 2011 г лимиты осевых нагрузок и полной массы транспортных средств были зафиксированы в «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ», утвержденной Минтранспортом РФ от 27.05.1996 и согласованной с МВД. С 2011 по 2015 годы они менялись несколько раз. Сравнивая с действующими на сегодня правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 18.05.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», можно обнаружить лишь несколько основных отличий.

  1. Увеличена полная масса одиночных четырехосных автомобилей с 30 до 32 тонн;
  2. Для пятиосных автомобилей градуировки не было. Сделали 35 тонн;
  3. Увеличена полная масса пятиосного автопоезда с 38 до 40 тонн;
  4. Появилось ограничение для шестиосных автопоездов в 44 тонны. Ранее речь шла только о «пятиосных и более»;
  5. Вместо ограничений по каждой оси для осевых тележек появилось ограничение на всю осевую тележку. Сумма нагрузок для большинства колесных схем не изменилась;
  6. Исчезло ограничение по расстоянию от первой до последней оси транспортного средства.

При сравнении современных российских ограничений с аналогичными в Германии, в глаза бросаются главные отличия:

  • сумма осевых нагрузок больше полной массы, соответственно, нет проблем с перегрузом при немного неравномерном распределении груза;
  • нагрузка на одиночную ведущую ось 11,5 тонны;
  • нагрузка на трехосную осевую тележку с межосевыми расстояниями 1310+1310 мм 24 тонны, а с расстояниями 1310+1410 мм – 27 тонн;
  • немецкое законодательство не предусматривает полной массы автопоезда 44 т для самосвалов. Только 40 тонн.

То есть в целом в России на сегодня достаточно современные европейские требования.

Штраф страшнее закона

Теме весовых ограничений как нельзя лучше подходит классическая шутка: строгость законов компенсируется необязательностью их соблюдения. Первые серьезные штрафы за перегруз до 400 000 руб. на юридическое лицо перевозчика появились в 2009 году. Но по тем или иным причинам они не работали.
Долгое время на разных уровнях обсуждалась возможность введения ответственности за перегруз и/или недостоверное указание весовых параметров в отгрузочные документы грузоотправителями. С появлением Федерального Закона №248 от 13.07.15, подписанного Президентом, в котором появились изменения к статье 12.21-1 КоАП РФ с ответственностью грузоотправителя за перегруз или недостоверные сведения от 250000 до 400000 руб. Одновременно с этим стал усиливаться контроль, в том числе автоматическим измерением весовых параметров на ходу. Именно эти события, а не законодательные изменения нагрузок, начали будоражить автотранспортный рынок и явились темой для жестокой полемики.

Бойтесь обгонять!

В обсуждаемом вопросе существует более страшная проблема, чем вред дорожному покрытию. На одном из этапов развития перегруза конструкция автотранспортных средств требовала применения сверхусиленных агрегатов и, в том числе, грузоподъемности колес. Но колеса с большей нагрузкой стоят значительно дороже базовых. Во многих конструкциях стали применять метод «запрограммированного слабого звена». Так вот в перегрузе одним из «слабых звеньев» стали… шины! Например, колеса базовых самосвальных полуприцепов размерностью 385/65R22,5 с коэффициентом нагрузки Li = 160 или 4500 кг/колесо, или 9000 кг на ось на практике испытывают нагрузку до 16000 кг на ось! Проезжать рядом с таким автопоездом просто страшно – его колеса могут разорваться в любую минуту!

Дороговизна от незнания

Из-за продолжительной работы с перегрузом к моменту вывода логистических схем в легальное поле возникли неожиданные проблемы. Оказалось, что в нашей стране фактически отсутствует актуальная статистика эксплуатационных расходов (соответственно себестоимости) перевозки 1 т (или 1 м3) за 1 км. Большинство перевозчиков, работавших с перегрузом, не знакомы с транспортными решениями для работы в легальных нормах. В результате этого грузовладельцам были предложены ставки, превышающие недавние в два и более раз. Объективности ради необходимо отметить, что очень сложно работать в рамках правил транспортом, изначально похожим больше на карьерный.

Правильные шильдики

Исходя из расчетного способа с частичным использованием европейских данных при работе в легальных габаритах на соответствующем для этого транспорте, можно говорить об увеличении стоимости перевозки 1 т на за 1 км примерно на 10-15%. На самом деле этих 10-15%, как минимум, не хватает сегодня на перевозках с перегрузом для рентабельности. Поэтому эта разница скорее отскок, возникающий после любого подобного изменения рынка. За счет изменения ситуации увеличится время окупаемости транспорта. Вероятнее всего, оно приблизится к иным видам автоперевозок. Взамен значительно уменьшатся эксплуатационные расходы и фактически появится реальная остаточная стоимость этого транспорта.
И еще один момент. Во избежание беспочвенных разговоров о технических возможностях автотранспортных средств необходимо воспользоваться еще одним опытом европейских стран. На шильдах АТС необходимо указывать две графы осевых нагрузок и нагрузок полной массы. В одной – регистрационные данные, согласно допустимым в стране регистрации ограничениям, в другой – данные, технически допустимые заводом-изготовителем ТС и осевых агрегатов.
Глядя на европейский опыт, можно сделать вывод о преимуществах работы без перегруза. Кроме классических – сохранения дорог и безопасности дорожного движения, это еще увеличение средней скорости потока, уменьшение истирания колес с выделением аллергенной пыли, возможность расчета остаточной стоимости техники, и, следовательно, большее привлечение к данным типам перевозок структур, финансирующих транспорт, развитие автомобильной промышленности, применение современных облегченных материалов и новых технологий в конструкции. И просто уважение к остальным участникам дорожного движения. LR

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *