Переход права собственности на землю

Особенности государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи

Ширинская Е.Ю., главный специалист отдела регистрации прав на земельные участки Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области.

Заключение договора купли-продажи является достаточно распространенной формой отчуждения земельного участка. Нормы об особенностях купли-продажи земельных участков содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) и Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ). При этом ч. 3 ст. 129 ГК РФ делает оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В соответствии с общей нормой ст. 551 ГК РФ, применяемой ко всем объектам недвижимости, переход права собственности на недвижимость к покупателю по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Порядок государственной регистрации прав на недвижимость регламентирован Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Таким образом, законодатель с государственной регистрацией связывает момент возникновения права собственности у покупателя. Для договоров купли-продажи земельных участков государственная регистрация не требуется, и они считаются заключенными с момента их подписания сторонами.

Земельный участок является объектом гражданских и земельных отношений и представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Порядок описания, удостоверения и установления границ земельных участков на местности регламентируется не только ЗК РФ, но также рядом нормативных актов, среди которых в первую очередь следует назвать Федеральные законы от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", от 2 января 2000 г.

Как зарегистрировать право собственности на землю и получить свидетельство?

N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Особенности купли-продажи земельных участков установлены ст. 37 ЗК РФ. Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В договоре купли-продажи должна быть указана информация, позволяющая идентифицировать земельный участок, подлежащий передаче покупателю по договору. Такими данными являются: местоположение земельного участка, кадастровый номер, площадь, категория земли и разрешенное использование земельного участка. В случае отсутствия в договоре купли-продажи этих данных условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, будет считаться не согласованным сторонами, а договор — незаключенным.

Предметом договора купли-продажи не могут быть земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, которые указаны в п. 4 ст. 27 ЗК РФ.

Пункт 2 ст. 37 ЗК РФ предусматривает, что в случае включения в договор купли-продажи земельного участка следующих условий они являются недействительными: право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничения при дальнейшем распоряжении земельным участком; ограниченная ответственность продавца в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами. При этом следует иметь в виду, что признание указанных условий недействительными не влечет недействительности самого договора, который может быть признан таковым в силу ст. 168 ГК РФ, если он не соответствует требованиям закона или иных правовых актов.

При заключении договора купли-продажи земельного участка существенное значение имеет факт нахождения на земельном участке объектов недвижимости. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу (п. 4 ст. 35 ЗК РФ).

Земельное законодательство предусматривает два основных способа купли-продажи земельных участков: предоставление их из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах (статьи 30, 38 ЗК РФ) и совершение сделок с земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, в соответствии с гражданским законодательством.

Земельные участки согласно ст. 7 ЗК РФ должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. При продаже земельного участка стороны договора не вправе по своему усмотрению изменить этот правовой режим. Для продажи земельного участка с измененным целевым назначением необходимо решение соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе его из одной категории в другую (ст. 8 ЗК РФ).

Особый порядок установлен для продажи земель сельскохозяйственного назначения. Из ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ) вытекает, что при заключении договора купли-продажи земельного участка необходимо учитывать следующее: а) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица; б) преимущественное право субъекта Российской Федерации, или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов; в) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Кроме того, некоторые ограничения по приобретению земельных участков могут быть установлены законами субъектов РФ. Так, например, ст. 14 Закона Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" предусмотрено, что сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства вправе приобрести в собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, по цене, равной десятикратной ставке земельного налога, с условием сохранения целевого назначения и разрешенного вида использования указанных земельных участков в течение пяти лет.

После поступления документов на земельный участок в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляется правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При соблюдении вышеуказанных требований действующего гражданского и земельного законодательства проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи.

ЗК РФ Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе — заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта — схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.03.2018 основанием для отказа в передаче земельного участка также является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого участка, срок действия которого не истек (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 — 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Как и где проходит регистрация права собственности на земельный участок: от А до Я

Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

10. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Ст. 39.31 ЗК РФ. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

Регистрация перехода права собственности на земельный участок

Юристы нашей компании проведут регистрацию перехода права собственности на земельный участок и внесение изменений в ЕГРН в сжатые сроки. Он возможен при получении во владение строительных объектов, размещенных на определенной территории. Так новый собственник сможет полностью распоряжаться такой землей. При наличии нескольких владельцев, надел оформляется в долевую собственность. Согласно законодательству, моментом такого перехода считается регистрация договора купли-продажи или иного документа, на основании которого передавалось право. Проводится она в местном отделении Росреестра, с внесением записи об этом в ЕГРП.

Перед подачей обращения необходимо оплатить государственную пошлину. Эти расходы ложатся на покупателя.

Необходимые документы

Размеры пошлины отличаются для физических и юридических лиц. Кроме того, при регистрации прав в долевой собственности, этот показатель рассчитывается с учетом размера долей. На проведение всех процедур отводится до десяти рабочих дней. Однако на деле обычно получается дольше, особенно если неправильно составлено заявление или в пакете документации не хватает нужной справки.

Какие документы нужны для регистрации перехода права собственности?

Перечень бумаг, которые подаются при регистрации перехода права собственности на земельный участок, может отличаться в зависимости от обратившегося лица или вида территории.

  • Прежде всего, необходимо составить ходатайство, с указанием информации об участке и самом заявителе. К нему прилагается подтверждение оплаты госпошлины и иные документы.
  • В комплект входит удостоверение личности (иногда требуется предоставить СНИЛС) и доверенность, заверенная у нотариуса (если за Вас обращается представитель). В доверенности нужно указать сроки действия, полномочия представителя и другие сведения.
  • Договор купли-продажи земли, к которому прикрепляют акт приема-передачи надела.
  • Не забывайте запросить правоустанавливающие документы на территорию. Они находятся у продавца.
  • Выписка с информацией об отсутствии различных обременений или ограничений на участке (арест, залог, аренда, сервитут и т.д.).
  • Если предмет соглашения в общем совместном владении мужа и жены, то для успешной регистрации перехода права собственности на земельный участок потребуется согласие второго супруга. Его нужно заверить у нотариуса.
  • Кадастровый паспорт на землю и постройки, либо выписка из ЕГРП. Также может потребоваться разрешение органа опеки, когда право собственности распространяется на несовершеннолетних людей, или же лиц с неполной дееспособностью.
  • В регистрирующей организации могут запросить иные бумаги, которые предусмотрены в российских законах. Иногда нужно подтверждать подлинность документов или достоверность данных, заявленных в них.

Если нужных справок или копий не окажется, выносится отказ в совершении регистрационных действий. Мы поможем избежать отрицательного ответа, пройдя процедуру от момента составления заявки, до получения свидетельства. Юристы компании гарантируют положительный результат.

Помощь в регистрации права собственности на участок

Переход права на землю при переходе права собственности на здание

В каком объеме будет получено право на землю, если куплена недвижимость, находящаяся на чужом земельном участке?

Собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным под эту недвижимость земельным участком (п. п. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ).

Основания для перехода права собственности на земельный участок и особенности оформления сделки

При переходе к другому лицу права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на нее передаются права на земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования (п. 1 ст. 552 ГК РФ). В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (Определение ВАС РФ от 15.05.2009 N ВАС-5780/09 по делу N А64-759/08-23).

Аренда. В п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 указано: покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка или нет.

В практике арбитражных судов встречается такое толкование позиции Пленума ВАС РФ: между собственником здания и собственником участка, на котором оно расположено, возникают отношения аренды, несмотря на то что письменный договор между ними не оформлялся. Собственник земельного участка вправе взыскать с собственника здания арендную плату, а не сумму неосновательного обогащения (Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А56-42587/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 18.05.2009 по делу N А43-15545/2008-29-210).

На наш взгляд, данная позиция представляется необоснованной, поскольку стороны не согласовали существенное условие договора аренды — размер арендной платы (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Отсутствие договора аренды не освобождает лицо, которое пользовалось земельным участком, от обязанности вносить плату за землепользование. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Исходя из толкования данной нормы, сформулированного в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 11401/09, плата за пользование земельным участком может быть взыскана только в одной из форм.

Следует также учесть, что ст. 7.1 КоАП РФ, предусматривающая санкции за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, не дает оснований считать, что собственник недвижимости обязан заключить именно договор аренды. По нашему мнению, это означает следующее: на законодательном уровне не определено, что заключение договора аренды является обязательным.

Постоянное бессрочное пользование. В силу п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться ими (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ, Определение ВАС РФ от 24.05.2011 N ВАС-6051/11 по делу N А32-31290/2009-28-899).

В судебной практике существует два подхода к возможности передачи права постоянного (бессрочного) пользования участком от покупателя к продавцу, если покупателю согласно ст. 20 Земельного кодекса РФ такой участок не может быть предоставлен.

Первый основан на том, что право постоянного (бессрочного) пользования участком в силу ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ переходит к приобретателю в любом случае, вне зависимости от того, что приобретатель недвижимости не отнесен к субъектам, которым земельный участок может быть предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, и не исключает возможности перехода к нему этого права в связи с приобретением находящихся на участке объектов. Данное мнение высказывается судами на основании норм положения п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11.

Иными словами, нормы ст. 20 ЗК РФ, определяя круг лиц, которым земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование по решению органов государственной власти и местного самоуправления, не подлежат применению в тех случаях, когда это вещное право на землю переходит в силу закона. Приобретение этого права в силу закона субъектами, не названными в ст. 20 Земельного кодекса РФ, возлагает на них обязанность до установленной законом даты выкупить земельный участок в собственность или заключить договор аренды в отношении этого участка.

При втором подходе признается, что право постоянного (бессрочного) пользования в принципе не может перейти к покупателю недвижимости, если он, в соответствии со ст. 20 ЗК РФ, не входит в круг субъектов, которым участок может быть предоставлен на таком праве.

Данный подход ограничивает сферу применения положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 Земельного кодекса РФ и ставит приобретателя недвижимости, который не относится к субъектам, поименованным в ст. 20 ЗК РФ, в крайне неблагоприятное положение, поскольку лишает его права постоянного бессрочного пользования участком, необходимым для использования объекта недвижимости (п. 1 Протокола заседания гражданско-правовой секции Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 08.02.2010 N 9).

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Статьей 29 ЗК РФ установлено: предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Физические и юридические лица вправе выкупить земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности, по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, на основании п.

1.1 ст. 36 ЗК РФ.

Порядок определения выкупной цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и приобретаемых собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений, до и после 1 января 2012 г. содержится в Письме Минэкономразвития России от 24.08.2011 N ОГ-Д23-1055.

Также законодательство предоставляет возможность по желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, предоставить соответствующий земельный участок ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон (абз. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ). При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для его выкупа.

Говоря о переходе права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, следует обратить внимание на то, что действующее законодательство не предусматривает возможности приватизации части земельного участка. В соответствии со ст. ст. 15, 17, 18 ЗК РФ объектом права собственности граждан, юридических лиц, государственной собственности могут быть земельные участки, но не их части, что подтверждается судебными выводами при рассмотрении спора о возможности приватизации части земельного участка.

Судьи решили, что присвоение частям земельных участков учетных кадастровых номеров не свидетельствует об их индивидуализации в качестве самостоятельных объектов вещных прав, в связи с чем государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит закону (Определение ВАС РФ от 10.02.2011 N ВАС-14950/10 по делу N А40-127386/09-122-889, Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 N 14950/10 по делу N А40-127386/09-122-889).

В иных случаях законодательство предоставляет земельные участки в собственность в безвозмездном порядке в случаях, если на земельном участке расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. Такие земельные участки переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на основании ст. 16 ЖК РФ.

Помимо этого в безвозмездном порядке предоставляются земельные участки в собственность религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Следует отметить, что п. 4 ст. 28 ЗК РФ предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Г.А.Дивеева

Юрист

Первого Дома Консалтинга

"Что делать Консалт"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *