Перепланировка жилого помещения

Содержание

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Понятие переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В Жилищном кодексе РФ по сравнению со ст. 84 Жилищного кодекса РСФСР содержится целая глава по вопросу перепланировки и (или) переустройства. Вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений установлены в ст. 25—29 ЖК РФ. Некоторые случаи переустройства и перепланировки жилого помещения определены в п. 1.7.1 постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 70 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда».

Ряд технических вопросов, касающихся перепланировки и переустройства, может быть урегулирован на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В качестве примера можно привести постановление Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах».

Понятие переустройства и перепланировки закреплено в ст. 25 ЖК РФ.

Итак, переустройство жилого помещения — установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилых помещений может включать:

  1. установку новых и перестановку существующих газовых приборов с прокладкой дополнительных подводящих сетей;
  2. установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  3. замену и (или) установку дополнительного оборудования (инженерного, технологического) с увеличением энерго-, водопотребления и (или) с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (для нежилых помещений).

Перепланировка жилого помещения — это изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в его технический паспорт. Перепланировка проводится с сохранением функционального назначения помещений.

Перепланировка жилых помещений может включать в себя мероприятия, при которых производятся незначительные изменения планировки помещения, в том числе не затрагивается целостность несущих стен жилого помещения: перенос, разборку межкомнатных перегородок, устройство проемов в межкомнатных перегородках и новых перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия, заделку дверных проемов в перегородках и несущих стенах и др.

Также в перепланировку жилых помещений могут входить мероприятия, при которых производятся существенные изменения конфигурации жилого помещения, в том числе затрагиваются несущие стены жилого помещения: устройство (перенос) уборных и ванных комнат; демонтаж перегородок, устройство проемов в перегородках, ограждающих газифицированные помещения; устройство несущих стен и проемов в перекрытиях (при объединении по вертикали) с устройством внутренних лестниц; устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих; устройство проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках; заделка самовольно выполненных проемов в несущих стенах и перекрытиях; строительно-монтажные работы по изготовлению полов и (или) изменению конструкции полов; объединение лоджий с внутренними помещениями; разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок, воспринимающих дополнительную сверхнормативную нагрузку перекрытия (разгружающие), и др.

Возможно осуществление ряда работ без оформления проектной и разрешительной документации:

  • косметический ремонт помещений, в том числе с заменой наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета;
  • устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету);
  • замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Также относятся к переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах работы, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома:

  1. создание входов, изменение входов и тамбуров с устройством крылец (лестниц в цокольные и подвальные помещения), не предусматривающее присоединение дополнительного земельного участка;
  2. создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах);
  3. создание входов (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
  4. установка наружных технических средств на фасаде, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения: выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т.д., лестниц за границей наружных стен здания;
  5. устройство лоджий и террас на первых этажах и др.

Не допускаются переустройство и перепланировка, при которых:

  • нарушается прочность или разрушаются несущие конструкции здания;
  • нарушается работа инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования;
  • ухудшается сохранность и внешний вид фасадов;
  • нарушаются противопожарные устройства;
  • ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, и др.

Согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Документы, представляемые для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Для проведения переустройства и перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»1. В заявлении должны быть изложены цели предстоящих работ, конкретные виды переустройства и перепланировки, организационно-правовая форма подрядчика, а также сроки начала и завершения работ;

2) правоустанавливающие документы на жилое помещение в оригиналах либо нотариально удостоверенных копиях. Это договоры передачи помещений в собственность, договоры купли-продажи, дарения, свидетельство о праве наследства на помещение (вместе со свидетельством о государственной регистрации право собственности) и др.;

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Если предусматриваются только мероприятия (работы), для которых достаточно эскизов, то они выполняются на копиях поэтажных планов. Если планируемые мероприятия (работы) требуют разработки и согласования проектов, то они должны разрабатываться проектными организациями, являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций;

4) технический паспорт жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма). В случае если заявителем является собственник жилого помещения, согласия членов семьи не требуется. Если жилое помещение находится в общей собственности, необходимо согласие всех сособственников;

6) когда жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, требуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Этот перечень документов является исчерпывающим, и в соответствии с ч.

Жилищный Консультант

3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование переустройства и перепланировки, не вправе требовать других документов.

Более того, согласно п. 2.1 ст. 26 ЖК РФ заявитель вправе не представлять технический паспорт жилого помещения и заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, а также правоустанавливающие документы на жилое помещение, если право собственности на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Орган, осуществляющий согласование, запрашивает указанные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе, в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Органы и организации, в распоряжении которых находятся такие документы, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.

Когда переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или)

перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 40 ЖК РФ).

Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки (ст. 41 ЖК РФ).

О принятии документов заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Процедура согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки или переустройства должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов не позднее чем через 45 дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Если документы представлены через многофункциональный центр, то срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие такого решения (см. постановление Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»). Если заявление о переустройстве и (или) перепланировке подавалось через многофункциональный центр, то документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.

Документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Далее производятся работы по переустройству и (или) перепланировке.

Начало разрешенных работ по переустройству помещений в жилом доме подлежит регистрации организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, в журнале по форме, установленной органом, осуществляющим согласование переустройства и (или) перепланировки.

Одновременно устанавливаются дата окончания работ, порядок и условия вывоза строительного мусора. О факте начала производства работ организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, сообщает в орган, осуществляющий согласование переустройства и (или) перепланировки, которому поручен контроль за ходом работ.

На основании ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Такой акт приемочной комиссии направляется органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Таким органом согласно ст. 3 указанного закона является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

В статье 27 ЖК РФ предусматриваются основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения: непредставление документов и представление документов в ненадлежащий орган.

1) непредставление необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) поступление в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства, если такой документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании перепланировки и (или) переустройства помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласования перепланировки и (или) переустройства помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для согласования перепланировки и (или) переустройства, и не получил от заявителя такой документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

3) представление документов в ненадлежащий орган.

4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установленным требованиям.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. Решение выдается или направляется заявителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня его принятия и может быть обжаловано заявителем в суд (в соответствии с главой 25 ГПК РФ).

Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка, проведенные в отсутствие согласования и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Условно последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки можно разделить на гражданско-правовые и административно-правовые.

К гражданско-правовым последствиям представляется возможным отнести следующие последствия. В п. 3 ст. 29 ЖК РФ указывается, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязаны привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

При этом если в установленный срок соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, орган, осуществляющий согласование, подает иск в суд, который принимает решение:

  • в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
  • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Если суд в отношении собственника жилища принимает решение о продаже его с публичных торгов, возникает вопрос: обязательно ли выселение этих граждан из жилых помещений до торгов?

В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Следовательно, до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на указанное жилое помещение и выселен из него быть не может. Данная позиция подтверждается судебной практикой.

Важно отметить следующее обстоятельство: на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Решение суд выносит на основании искового заявления о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, поданного собственником или нанимателем.

Надо сказать, что в суды поступали исковые заявления, сформулированные по-разному: об установлении юридического факта ненарушения прав и законных интересов соседей, об установлении юридического факта законности перепланировки, об узаконении произведенной перепланировки, об обязании органов технической инвентаризации выдать технический паспорт на квартиру в перепланированном состоянии.

Однако рассмотрение таких дел должно производиться в порядке искового производства, а не в порядке особого производства путем установления юридического факта, поскольку возникает спор о праве заявителя на жилое помещение в существующем состоянии. Заявления, поданные в порядке особого производства, оставляются судом без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Многие судьи считают, что иск о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии нужно подавать только тогда, когда орган, осуществляющий согласование, отказал в удовлетворении заявления об оформлении документации по результатам перепланировки (переоборудования) или оставил без ответа заявление в течение 45 дней (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ).

Однако массовая судебная практика идет по пути рассмотрения исков, поданных без предварительного обращения заявителя в орган, осуществляющий согласование, с таким заявлением. С практикой рассмотрения судом подобных исков вряд ли можно согласиться, поскольку в указанных случаях суды, по сути, подменяют органы местного самоуправления, осуществляя их полномочия по согласованию.

Только после отказа в согласовании самовольных переоборудовании можно говорить о нарушенном или оспариваемом праве лица на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, что позволяет этому лицу прибегнуть к судебной защите.

Часть 2 ст. 29 ЖК РФ устанавливает, что самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

Привлечение к административной ответственности можно отнести к административно-правовым последствиям самовольного переустройства и(или) перепланировки.

Так, согласно ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)1 порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.

К административной ответственности собственника или нанимателя жилого помещения согласно ст. 23.55 КоАП РФ могут привлекать главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации, их заместители, а также главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители. Государственная жилищная инспекция уполномочена рассматривать данные факты правонарушений и принимать решение о возможности привлечения виновного к административной ответственности.

Следует отметить, что привлечение лица, осуществившего самовольную перепланировку и (или) переустройство, к административной ответственности не означает, что гражданско-правовые последствия для него не наступят. Обе группы последствий применяются одновременно.

Что такое переустройство и перепланировка квартиры?

Определяющим признаком перепланировки или переустройства является необходимость внесения сведений о таких работах в паспорт жилого помещения.

На данный момент Жилищный кодекс РФ в редакции от 27.07.2010 так определяет понятие переустройства жилого помещения: "…1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения…". Следует учитывать, что не всякое изменение в оборудовании жилого помещения признается переустройством. Основным критерием, в соответствии с которым изменение оборудования жилого помещения может быть признано переустройством, является необходимость внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Как правило, к работам по переустройству относятся: установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; перенос нагревательных, санитарно-технических и газовых приборов; устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат; прокладка новых или замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств.

Под перепланировкой по смыслу закона следует понимать: "…изменение конфигурации жилого помещения, требующее внесения изменения в технический паспорт…". Перепланировка может включать: перенос и разборку перегородок; разукрупнение (т.е. уменьшение) и укрупнение многокомнатных квартир; расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и т. д.

Для жителей Москвы мы подготовили выборку адресов и телефонов учреждений «Где оформить перепланировку», которая учитывает процесс передачи полномочий многофункциональным центрам.

Новый порядок перепланировки

Для Москвы → 25.10.2011 г. на заседании правительства Москвы принято постановление «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах». Документ вступает в силу 1 декабря 2011 года. На специальной странице по ссылке далее представлена полная информация → о новом порядке перепланировки, текст постановления Правительства Москвы с приложениями, а также каталог типовых вариантов. См. также → перенос кухни в жилую комнату (действующие правила с учетом новых положений).

Перепланировка или переустройство могут быть согласованы (1) на основании эскиза (совершается от руки на поэтажном плане) либо (2) в соответствии с проектом. Второй вариант согласования предполагает заключение договора со специализированной проектной организацией на составление проекта, а также требует получение дополнительных положительных заключений (МЧС, СЭС, арх. надзор, авторы проекта дома и т. д.). Отнесение работ к определенному виду согласования (по эскизу или по проекту) предусмотрен действующими нормативами. Такой порядок определения состава проектной («эскиз — проект») документации применяется только в Москве.

Особую «бдительность» следует проявлять в случае перепланировки квартиры в новостройке, когда такие помещения имеют т.н. «свободную планировку».

Ремонтно-строительные работы, направленные на реализацию перепланировки и переустройства помещений квартиры, должны производиться в том числе с учетом положений, предусмотренных Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, разделы 4 и 5 (утверждены Постановлением Госстроя России, 27.09.2003 г.; см. Правила в формате PDF, размер 844 Kb).

В части определения порядка согласования и исполнения ремонтных работ по перепланировке квартиры на территории Москвы действует норматив "Регламент оформления и проведения переустройства и(или) перпланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах" (по состоянию на 08.12.2010 в редакции постановлений Правительства Москвы от 28.07.09 № 701-ПП, от 27.07.10 № 593-ПП и от 02.11.10 992-ПП). С текстом регламента можно ознакомиться в разделе "Документы о ремонте квартиры". Кстати, указанный документ также определяет время проведения ремонтных работ по перепланировке и переустройству квартиры.

Что можно согласовать — постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-ПП (там же: перепланировка по эскизу или на основании проекта).

Какие ограничения на переустройство и перепланировку предусмотрены в настоящее время — см. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73.

Какой порядок подачи и оформления документов для согласования перепланировки и ее последующего проведения — постановлениеПравительства Москвы от 25.09.2007 г. № 831-ПП → новые правила оформления перепланировки.

Перечень документов для согласования переустройства или перепланировки можно посмотреть в разделе сопроводительной документации для ремонта.

Отделочные работы не являются перепланировкой и переустройством и тогда, когда следуют за последними. Срок производства отделочных работ не включается в продолжительность мероприятий по переустройству и перепланировке. Также данные работы не подпадают под ограничения, предусмотренные в отношение порядка проведения работ по перепланировке во времени. Отделка помещений квартиры может производится не только с понедельника по субботу, но и в воскресные и праздничные нерабочие дни в период с 7.00 до 23.00, т. е. в дневное время. При этом необходимо соблюдать максимально допустимые уровни шума, установленные санитарными нормами.

Общая продолжительность работ по переустройству не должна превышать четырех месяцев — данное положение не применяется в силу принятия нового регламента. С 01.12.2011 г. разрешение на ведение работ по переустройству и перепланировке выдается сроком на один год с возможностью продления.

Типичные случаи перепланировки

Ниже мы приводим некоторые типичные случаи, связанные с проведением работ по переустройству и перепланировки. Данный список открытый. Мы будем пополнять его с течением времени.

  • Перенос проема в несущей стене — в ряде случаев может быть согласован.
  • Допускается увеличивать площадь сан. узла за счет площади коридора (см. также → перенос кухни в комнату или коридор).
  • Балконный порожек — категорически запрещается срезать.
  • Установка спутниковой антенны на фасаде дома в Москве отнесена к перепланировке, требующей согласования на основании проекта.

Можно ли узаконить перепланировку

Как узаконить перепланировку? Для согласования самовольной перепланировки необходимо представить сведения о том, что результаты такой перепланировки или переустройства не нарушают права и законные интересы граждан, а также не создают угрозу их жизни и здоровью (см. постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 № 73-П, п. 2).

Переустройство и перепланировка жилого помещения

При этом указанный документ предписывает Мосжилинспекции произвести согласование самовольной перепланировки при условии соблюдения названного выше условия (следует из смысла нормы и ее грамматической конструкции). Для этого следует представить составленные уполномоченными проектными организациями исполнительную документацию и технические заключения, указывающие на безопасность и допустимость произведенных работ.

Об отмене согласования установки кондиционеров.

Постановление Правительства Москвы № 85-ПП от 22.03.2011 г. вносит изменения и дополнения в действующие нормативные акты следующего характера:

Постановление Правительства Москвы от 08.02.2005 г. № 73-ПП с учетом изменений

Приложение 1 «Перечень мероприятий (работ) по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах и условия их проведения», раздел II, п. 18:
     «Установка наружных технических средств на фасаде (кондиционеров, антенн, защитных сеток и т. п.)…» производятся по проекту.

Примечания к указанному приложению 1 дополнены следующим пунктом:
     «Мероприятия (работы), выполняемые без оформления проектной и разрешительной документации:… 3.5. Установка кондиционеров на фасадах жилых домов.»

Однако следует помнить, что фасад жилого многоквартирного дома является общим имуществом. Градостроительный кодекс РФ относит работы по установке клмиатического оборудования на фасаде зданий к его реконструкции (п. 14. ст. 1 ГрК РФ). Исходя из того, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собтсвенности, осуществляется с согласия всех собственников (ст. 246 ГК РФ), Жилищный кодекс РФ указывает на то, что реконструкция общего имущества в многоквартирном доме должна производиться на основании решения общего собрания собственников, т.е. для установки кондиционера на фасаде многоквартирного дома требуется получить разрешение собственников помещений в таком здании (см. также → правила установки кондиционеров в Москве с учетом действующих строительных и санитарных правил).

См. также статью в нашей новой энциклопедии ремонта.

Если у вас есть вопросы — пишите! Постараемся ответить на них.

Автор: Атрактив Студия ремонтов.

Может оказаться полезным:

Поделиться ссылкой на эту страницу:

Главные условия для переустройства и перепланировки жилого помещения

Понятие и виды переустройства и перепланирования

Впервые в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрена глава, посвященная регламентации переустройства и перепланировки жилого помещения (гл. 4). В Жилищном кодексе РСФСР I983 г. данному вопросу была посвящена ст. 84 «Переустройство и перепланировка жилого помещения» в гл. 2 «Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда», определявшая самые общие правила совершения указанных действий.

Данные отношения регулируются ст. 25—29 Жилищного кодекса РФ и осуществляются в значительной степени иначе, чем было ранее. Кодекс 1983 г. содержал одну статью, посвященную переустройству и перепланировке жилых и подсобных помещений (ст. 84), определявшую самые общие правила совершения указанных действий. Так, в соответствии со ст. 84 ЖК РСФСР переустройство, перепланирование жилого помещения и подсобных помещений можно было производить только в целях повышения благоустройства квартиры и лишь с согласия нанимателя, совершеннолетних членов семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

К достоинствам нового Кодекса можно отнести то, что теперь основные отношения по переустройству и перепланировке помещений регулируются федеральным законом. Это должно существенно облегчить правоприменительную практику и способствовать единообразному применению установленных правил и процедур.

С 1 марта 2005 г. определение условий и порядка переустройства и перепланировки помещений относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. До введения в действие Кодекса в субъектах Российской Федерации было принято немало правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Обратим внимание на то, что новый Жилищный кодекс не упоминает подсобные помещения в связи с переустройством и перепланировкой. Причиной этому, вероятно, является то, что подсобные помещения рассматриваются в качестве части жилых помещений, при этом вместо понятия «подсобное помещение» Кодекс в данном случае оперирует понятием «помещение вспомогательного использования».

Важным является то, что впервые на уровне федерального закона даны юридические определения понятий «переустройство» и «перепланировка» жилых помещений.

В ст. 25 Жилищного кодекса РФ определены юридические понятия переустройства и перепланировки жилых помещений. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, что требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Срок предоставления хостинга для lawbook.online истек

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Любые из перечисленных действий, не требующие изменений в техническом паспорте, не могут рассматриваться как переустройство или перепланировка жилого помещения.

В ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса содержится определение технического паспорта жилого помещения. Под ним закон понимает документ, содержащий техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (например, санитарным, техническим и т.п.).

С 1 марта 2005 г. часть актов субъектов Российской Федерации в части регулирования вопроса переустройства и перепланирования утратили свою силу. Например, признан утратившим силу Закон г. Москвы от 29 сентября 1999 г. № 37 «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы».

27 сентября 2003 г. Госстрой России постановлением № 170 принял новые «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда». Правила были зарегистрированы Министерством юстиции и вступали в силу 15 октября 2003 г.

В них установлены правила эксплуатации и обеспечения сохранности жилищного фонда, порядок его обслуживания, ремонта и технической инвентаризации, а также проведения капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, касающиеся не столько жильцов, сколько обслуживающих организаций. (Гражданам полезно ознакомиться с ними в первую очередь для того, чтобы знать, что и в какой срок они вправе требовать от организаций, обслуживающих их жилье.)

Для обслуживающих организаций приведен рекомендуемый перечень работ по содержанию и благоустройству жилых домов (квартир, лестничных клеток, чердаков, подвалов, технических подполий) и придомовой территории и примерный — по текущему ремонту.

Особое внимание уделено подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации. Так, подготовка к зимнему сезону каждого жилого дома, котельных, тепловых пунктов и узлов (в том числе проведение пробных топок центрального отоплении) должна быть завершена в северных и восточных районах до 1 сентября, в центральных — до 15 сентября, в южных — до 1 октября.

Приведены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового текущего ремонта отдельных частей жилых домов и оборудовании.

За гражданами закреплены обязанности (в соответствии с данными Правилами и ст. 4 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»):

  • использовать жилые и подсобные помещении и оборудование без ущемлении жилищных и иных прав и свобод других граждан;
  • бережно относиться к жилищному фонду и прилегающим земельным участкам;
  • выполнить санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требовании, предусмотренные законодательством;
  • своевременно оплачивать жилье, коммунальные услуги, выплачивать жилищные кредиты.

Особое внимание в новых Правилах уделено пользованию водопроводом и канализацией. Согласно им жильцы обязаны следить за чистотой и исправностью сантехнического оборудовании, не допускать непроизводственного расхода водопроводной воды, постоянного протока при водопользовании, утечек через водоразборную арматуру, а в случае неисправности систем водопровода и канализации немедленно сообщать об этом эксплуатационному персоналу.

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах (независимо от принадлежности) может быть произведено только после получения соответствующих разрешений в установленной законом порядке.

Переоборудование жилых помещений может включать в себя следующие мероприятии:

  • установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  • перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
  • устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
  • прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколении.

Перепланировка жилых помещений может включать в себя следующие мероприятия:

  • перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов;
  • разукрупнение и укрупнение многокомнатных квартир;
  • устройство дополнительных кухонь и санузлов, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;
  • расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;
  • устройство или переоборудование существующих тамбуров.

При переустройстве помещений не допускаются:

  • переоборудование и перепланирование помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
  • перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных жильцов дома или квартиры;
  • установка или переустройство перегородок, если в результате образуется комната без естественного освещения или без приборов отопления;
  • перепланировка, в результате которой образуется комната площадью менее 9 м2 или шириной менее 2.25 м;
  • увеличение подсобной площади квартир за счет жилой;
  • переоборудование и перепланировка без согласия всех заинтересованных совершеннолетних жильцов квартиры и ее собственников;
  • переоборудование и перепланировка помещений, состоящих на учете штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без разрешения начальника штаба; строений, предназначенных к сносу в ближайшие три года и включенных в соответствующие решения и распоряжения, если такое переоборудование необходимо для обеспечения безопасности проживания;
  • перепланировка смежных помещений без предварительного внесения поправок в паспорт домовладения на основании решения межведомственной комиссии.

Наниматель, который допустил самовольное переустройство жилого и подсобного помещений, переоборудование балконов и лоджий, установку либо переустановку дополнительного санитарно- технического и иного оборудования, обязан привести данное жилое или подсобное помещение в первоначальное состояние. При этом аварийное состояние жилого дома, его части, отдельных конструкций или элементов инженерного оборудования, которые вызваны несоблюдением нанимателем установленного порядка переоборудования или перепланировки, устраняются обсуживающей жилой дом организацией, но за счет собственных средств нанимателя.

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Собственники недвижимого имущества в силу различных причин часто переустраивают, достраивают принадлежащие им помещения, не задумываясь о юридических аспектах такой деятельности. На практике, у собственника такого имущества могут возникнуть разнообразные проблемы, вплоть до невозможности отчуждения (продажи, дарения и т. д.) и регистрации имущества.

Отныне перепланировка и переустройство квартиры возможны только после согласования с органом местного самоуправления и внесения поправок в технический паспорт квартиры.

Выступить с инициативой проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения может только собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо.

Статья 25 Жилищного Кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) определяет:

  • переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения;
  • перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Основания проведения переустройства и/или перепланировки жилья определены в статье 26 ЖК РФ.

1. Переустройство и/или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения;
2. Для проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения собственник или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения представляет:

  • заявление о переустройстве и/или перепланировке по форме №160-ФЗ 23.07.2008;
  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое и/или перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и/или перепланировки жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого и/или перепланируемого жилого помещения;
  • согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и/или перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма;
  • заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме перечисленных. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления документов. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу заявителя документ, подтверждающий принятие такого решения.

Работы, выполняемые без оформления разрешительной документации

1. Ремонт (косметический) помещений, в том числе с заменой наружных столярных элементов без изменения рисунка и цвета.
2. Устройство (разборка) встроенной мебели: шкафов, антресолей (не образующих самостоятельных помещений, площадь которых подлежит техническому учету).
3. Замена (без перестановки) инженерного оборудования аналогичным по параметрам и техническому устройству.

Работы, выполняемые по эскизам, с оформлением разрешительной документации

Если предусматриваются работы по переустройству и/или перепланировке жилого и нежилого помещения в жилом доме, для которых достаточно эскизов, то они выполняются на копиях поэтажных планов и с остальными документами представляются заявителями в орган, осуществляющий согласование.

Перечень работ.

1. Разборка (полная, частичная) ненесущих перегородок.
2. Устройство проемов в ненесущих перегородках.
3. Заделка дверных проемов в несущих стенах.
4. Устройство перегородок без увеличения нагрузок на перекрытия.
5. Замена столярных элементов фасада с изменением рисунка (согласовывается с ГорАрхитектурой).
6. Перестановка сантехнических приборов в существующих габаритах туалетов, ванных комнат, кухонь.
7. Перестановка нагревательных (отопительных) и газовых приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы) без прокладки дополнительных подводящих сетей.

Работы, выполняемые по проектам, с оформлением разрешительной документации

Если планируемые мероприятия требуют разработки и согласования проектов, то они должны изготавливаться на весь объем работ.

Перечень работ

1. Устройство проемов в несущих стенах и перегородках (при объединении помещений по горизонтали).
2. Устройство проемов в перекрытиях (при объединении помещений по вертикали).
3. Устройство внутренних лестниц.
4. Устройство перегородок (с увеличением нагрузок) и несущих стен.
5. Изменение полов (с увеличением нагрузок).
6. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях с сохранением конструкций, отделяющих балконы, лоджии от внутренних помещений (т.е. не предусматривающее объединения внутренних помещений с лоджиями и балконами и превращения в эркеры).
7. Остекление лоджий и балконов.
8. Создание, изменение входов (с устройством крылец или лестниц), входов-тамбуров.
9. Ликвидация или изменение тамбуров.
10. Устройство лоджий, балконов.
11. Изменение формы (пластики) существующих лестниц (крылец), в том числе с устройством пандусов.
12.

Виды перепланировок жилых помещений

Создание тамбуров и витрин в пределах габаритов существующих элементов зданий.
13. Установка наружных технических средств (кондиционеров, антенн, защитных сеток и т.п.), а также выжимных телескопических лифтов, двухрядных поручней и т.д.
14. Изменение материалов и пластики внешних конструкций, балконов и лоджий.
15. Объединение лоджий с внутренними помещениями.
16. Устройство или изменение конструкций перекрытий, проводимые в порядке ремонта (замены) существующих.
17. Устройство лоджий на первых этажах, террас, устройство (ликвидация) балконов, непредусматривающее при этом возможность объединения внутренних помещений с лоджиями, балконами, террасами.
18. Устройство (перенос) туалетов, ванных комнат, кухонь.
19. Установка электроплит взамен газовых.
20. Замена и (или) установка дополнительного оборудования) с увеличением энерго-, водопотребления и/или с заменой существующих или прокладкой дополнительных подводящих сетей (исключая устройство полов с подогревом от общедомовых систем водоснабжения и отопления).

Разработку проектной документации осуществляют организации и лица, имеющие лицензию на данный вид работ. В договорах должны предусматриваться обязательные условия по согласованию проекта с надзорными органами (ГосПожНадзором, Газовой Инспекцией, Управляющей Компанией и т. д.) и ведению авторского надзора. Последнее можно оформить отдельным договором.

Договор об авторском надзоре с проектной организацией нужен для того, чтобы инженер, разработавший проект, оценил выполненные работы и подписал Акт на скрытые работы. В противном случае, получение Акта на скрытые работы невозможно.

Акт на скрытые работы является обязательным документом, предоставляемым при подписании комиссией Акта приемки выполненных ремонтно-строительных работ. Неподписание комиссией Акта приемки выполненных работ делает невозможным внесение изменений в поэтажный план БТИ.

Подписание комиссией Акта приемки — основание для снятия перепланировки с контроля. После завершения работ — внесение изменений в поэтажный план БТИ.

Не допускаются переустройство и перепланировка, при которых:

  • ухудшаются условия эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затрудняется доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам;
  • переустроенное помещение может быть отнесено к категории непригодных для проживания;
  • предусматривается увеличение подсобной площади помещений за счет площади жилых комнат без изменения статуса их функционального назначения;
  • затрагиваются помещения в жилых домах, состоящие на учете штаба по делам гражданской обороны без соответствующего разрешения начальника штаба;
  • нарушается прочность, устойчивость несущих конструкций здания или может произойти их разрушение;
  • устанавливаются отключающие или регулирующие устройства на инженерных сетях, если пользование ими оказывает влияние на потребление ресурсов;
  • предусматривается ликвидация, уменьшение сечения каналов естественной вентиляции;
  • увеличиваются нагрузки на несущие конструкции сверх допустимых по проекту при устройстве стяжек в полах, замене перегородок из легких материалов на перегородки из тяжелых материалов, размещении дополнительного оборудования в помещениях квартир.

Кодексом предусмотрен ряд неблагоприятных правовых последствий для лиц, самовольно осуществивших переустройство и/или перепланировку жилого помещения. Помимо обязанности нести административную ответственность у лиц, виновных в данных нарушениях, возникает дополнительная обязанность имущественного характера — они должны привести соответствующие помещения в прежнее состояние в разумный срок.

Целесообразно обратить внимание на то, что субъектом указанной выше ответственности может быть не только собственник помещения, но и наниматель по договору социального найма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *