По делам несовершеннолетних

Ведь не все знают, что такое КДН. Исправим ситуацию, раскрыв буквосочетание, познакомившись с его значением, а также деятельностью, полномочиями данной организации. Расшифровка КДН — комиссия по делам несовершеннолетних. Нередко можно встретить сочетание КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Сокращенно организацию в окружении контекста называют просто комиссией.

КДН и ЗП коллегиальный орган комплекса по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков до 18 дет. Данные системы создаются высшими органами исполнительной госвласти субъектов РФ, структурой местного самоуправления.

Цели учреждения КДН следующие:

— координация работы всей системы профилактики беспризорности и правонарушений подростков и детей;

— предотвращение детской преступности, беспризорности в среде несовершеннолетних;

— выявление и устранение причин, что могут привести к антиобщественному поведению детей и подростков.

Что такое КДН? Это и защита прав несовершеннолетних. Социальная, педагогическая, психологическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудном жизненном положении. Выявление и пресечение отдельных случаев вовлечения несовершеннолетних в преступный мир, антиобщественную деятельность.

Главные задачи КДН:

— обеспечение защиты законных интересов и прав несовершеннолетних;

— психолого-социальная педагогическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудной, опасной для несовершеннолетнего ситуации. Сюда же можно отнести случаи нелечебного детского употребления психотропных и наркотических препаратов;

— выявление и пресечение случаев вовлечения детей и подростков в общественно опасную, преступную деятельность.

Учет в КДН «трудных» подростков — далеко не единственная задача организации. К ним (задачам) можно отнести следующее:

— меры по восстановлению и защите прав несовершеннолетних;

— контроль за предоставлением детям и подросткам должных условий содержания, соцобеспечения, образования, охраны здоровья, воспитания;

— меры по защите несовершеннолетних от насилия (физического, сексуального, психологического и проч.), вовлечения их в антисоциальную деятельность (бродяжничество, воровство, попрошайничество, распитие спиртного, прием одурманивающих, психотропных препаратов, наркотиков), а также от иных противоправных действий, что не относятся к преступлениям по УК и правонарушениям по КоАП;

— работа по выявлению детей-беспризорников, родителей, опекунов и попечителей, должным образом не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего, лиц, отрицательно влияющих на подростков;

— выявление причин детской преступности, беспризорности, их анализ;

— контроль за содержанием несовершеннолетних в учреждениях по профилактике детских преступлений и беспризорности;

— рассмотрение материалов в отношении тех подростков, что не достигли возраста ответственности за совершенное правонарушение, преступление. Рассмотрение дел об аморальном, противоправном поведении ребенка или подростка, его антиобщественной деятельности.

Состав КДН. Каждая из комиссий по делам несовершеннолетних имеет структуру: председатель КДН, заместитель председателя. Ответственный секретарь КДН. Члены комиссии. Что касается членов КДН, то в их числе могут быть следующие лица: руководители (а также их замы) учреждений по профилактике преступлений в среде несовершеннолетних, представители муниципальных, государственных учреждений, граждане, непосредственно работающие с несовершеннолетними, представители религиозных конфессий, иные заинтересованные лица.

Законодательное регулирование деятельности. Все постановления КДН опираются на конкретные акты российского законодательства: Конституция РФ, международные договоры, международные соглашения, что были ратифицированы Россией, федеральные, конституционные законы РФ. Акты Правительства, российского Президента. Положения о КДН и ЗП. Региональные законы и акты.

Правомочия комиссии. Мероприятия КДН проводятся в рамках правомочий, которыми данная организация располагает: запрашивать и получать безвозмездно данные, необходимые для работы. Приглашать профессионалов, должностных лиц и других граждан для получения информации, разъяснений по связанным с деятельностью вопросам. Привлекать к своей работе заинтересованных граждан. Вести прием, как несовершеннолетних, так и их законных представителей, родителей. Ставить перед уполномоченной организацией вопрос о привлечении к ответственности тех должностных лиц, кто проигнорировал постановления комиссии, не предпринял меры для выполнения предписаний учреждения. Комиссия имеет право ходатайствовать перед судом о неприменении или смягчении наказания для несовершеннолетнего, привлечение его к иной мере ответственности, условное осуждение или досрочный выпуск ребенка из закрытого спецучреждения учебно-воспитательного плана. Ходатайствовать перед должностным составом воспитательной колонии об изменении условий наказания подростка, применении в его отношении мер поощрения, что предусмотрены Уголовно-исполнительным законодательством РФ. Применять установленные федеральным законом меры воздействия на ребенка или подростка, совершившего противоправное деяние. Исполнять в отношении родителей, опекунов или иных законных представителей несовершеннолетнего меры, предусмотренные законодательством за нарушение его прав и интересов. Прочие правомочия, нормируемые региональными и федеральными законодательными актами.

Основные направления работы комиссии. Работу комиссии можно разделить на два основных направления: деятельность по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Это ведение учета несовершеннолетних в КДН (тех, кто отличился противоправным поведением), установление причин, что подтолкнуло их на правонарушение и устранение данных причин. Работа с родителями или лицами, законно их замещающими. Выявление негативной роли взрослых в совершении ребенком преступления. Вынесение в отношении родителей и законных представителей мер, допускаемых законодательством, — лишение родительских прав, ограничение в дееспособности и проч.

Обязанность комиссии — рассмотрение дел, касаемых несовершеннолетних:

— совершение ребенком до 14 лет общественно опасного поступка;

— совершение общественно опасного деяния подростком 14-16 лет;

— мелкое хулиганство, предпринятое ребенком до 14 лет;

— административные правонарушения, мелкие спекуляции, в которых замешаны граждане до 18 лет;

— антиобщественные поступки, совершенные несовершеннолетними;

— уклонение детей и подростков от учебы или работы;

Основания для рассмотрения дела КДН — протокол по каждому из нарушений. Предельный срок работы комиссии с ним — 15 дней. Основное количество материала поступает в КДН от инспекции по делам несовершеннолетних.

Вынесение наказания комиссией. Итогом работы с рассматриваемым делом КДН может выбрать следующее: обязательство несовершеннолетнего огласить публичное извинение. Вынести ребенку предупреждение. Объявить несовершеннолетнему выговор (или строгий выговор). Если подросток старше 16 лет работает, имеет источник дохода, то на него комиссией может быть наложен штраф. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их законно заменяющих. Направить ребенка или подростка в воспитательное спецучреждение (при совершении серьезного противообщественного деяния). Одной из самых эффективных практик комиссии является помещение несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения. Для профилактики антиобщественных деяний детей и подростков проводится и всеобъемлющая работа с их родителями, попечителями и опекунами. Здесь популярны следующие пути: Общественное порицание. Публичное осуждение за невыполнение собственного родительского долга. Объявляется на заседании комиссии. Наложение штрафа. Ограничение в дееспособности. Применяется в отношении тех родителей, кто своим пристрастием к алкоголю, наркотикам ставит свою семью в сложное материальное положение. Лишение родительских прав — крайняя мера воздействия. Применяется в отношении тех граждан, кто злоупотребляет своими правами родителя или уклоняется от обязанностей по воспитанию, содержанию и образованию несовершеннолетнего. Особенности работы комиссии. Как и любая другая организация, КДН имеет отличительные особенности своей деятельности: систематическое информирование о результатах своей работы. Состав членов КДН обязательно постоянен. Недопустима замена одного из них иным гражданином. Все постановления КДН обладают юридической силой, они обязательны к исполнению в указанные комиссией сроки. Деятельность производится совместно с работой полиции, прокуратуры и судебной системы. Комиссия по делам несовершеннолетних — одно из самых нужных учреждений в госсистеме. КДН не только ведет учет, определяет наказание для детей, подростков и их родителей, но и проводит всеобъемлющую работу по устранению причин антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Уважаемые родители!

Для соблюдения требований закона N 152-ФЗ «О персональных данных» (ПДн) Школа должна получить от родителей каждого ученика согласие на обработку персональных данных. Без такого согласия мы не сможем вести учет ваших детей в привычном режиме.

Мы действуем в соответствии с рекомендациями и инструкциями Департамента образования г. Москвы. Наши сотрудники прошли обучение в Московском институте открытого образования по курсу «Организация защиты информации при обработке персональных данных в государственных образовательных учреждениях города Москвы».

Мы гарантируем, что данные ваших детей будут использоваться только для организации образовательного процесса. По факту обработки и использования персональных данных ваших детей ничего не изменится по сравнению с сегодняшней ситуацией.

Наша школа на протяжении многих лет активно внедряет информационные технологии во все направления деятельности. Последние годы мы успешно развиваем электронную систему классных журналов, ведутся базы регистрации «Школьный офис», ЕГЭ, ГИА и многие другие.

Мы прекрасно понимаем, что определение «общедоступности» вызывает у вас оправданную настороженность. Со своей стороны, обращаем ваше внимание на многолетний опыт взаимодействия: все это время мы фактически работали в режиме, который теперь назван общедоступным. Мы используем современные общеизвестные средства защиты от несанкционированного доступа и за все годы ни одной жалобы на утечку информации не поступало. Гарантируем и в дальнейшем заботливо относиться к вашим персональным данным.

В отношении тех, кто не даст согласие на обработку данных, должна быть выполнена норма 152-ФЗ по блокированию обработки данных:

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, а также по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных.
п.5. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных оператор обязан прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между оператором и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных.

В этом случае персональные данные ребенка блокируются в «Личном деле», исключаются из всех информационных систем школы и отсутствуют во всех учетных документах, заполняемых с начала 2011 года. Ребенок принимает участие только в тех мероприятиях, которые не сопровождаются составлением списка участников.

Разрешение будет храниться в Школе, его содержание недоступно другим, поэтому распространяться оно будет только на Школу. Любой другой оператор персональных данных должен будет независимо получать от вас разрешение на обработку ваших персональных данных.

Принимая решение, не забывайте, что в любой момент на основании того же закона Вы можете изменить свое решение.

Если у Вас есть вопросы по организации работы с персональными данными в школе, можно встретиться с администрацией Школы или написать письмо по адресу (руководителю подразделения по защите информации нашей школы).

Просим Вас отнестись с пониманием,
Администрация Школы

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ

Чем занимаются инспекторы по делам несовершеннолетних

Инспекторы по делам несовершеннолетних проводят профилактические беседы с ребенком, с семьей. Беседуют с родителями, разъясняют статьи Административного и Уголовного кодексов РФ, по которым они могут быть привлечены к ответственности за жестокое обращение с детьми и лишены родительских прав.

Рекомендуют обратиться к врачу-наркологу, если есть необходимость, дают направление к семейному психологу. Если ситуация безысходная и малолетний ребенок находится в социально опасном положении, его изымают из семьи и помещают в приют на полгода. С родителями продолжают вести работу, дают возможность исправиться.

Родительские права могут быть ограничены совместно с комиссией по делам несовершеннолетних. Но ограничение – это не лишение: если родители за полгода исправятся, ребенка можно вернуть в семью. Большинство родителей перестают злоупотреблять алкогольными напитками, и дети к ним возвращаются.

Если родители не исправляются, ребенок остается в приюте, и его опекают сотрудники приюта.

Если родители не работают и злоупотребляют алкогольными напитками, вопрос о профилактической работе не рассматривается, совместно с органами опеки ребенок изымается из семьи. Если ребенка вовремя не изъять, он в этой семье не выживет. Иногда о таких семьях в полицию сообщают соседи, неравнодушные граждане.

Неблагополучной можно считать и ту семью, где только один родитель. Например, отца нет, мать одна воспитывает ребенка, много работает, времени заниматься ребенком у нее нет, ребенок постоянно находится один дома. Таким семьям рекомендуется определить ребенка в спортивную секцию, какой-либо кружок, чтобы в отсутствие родителей он не находился на улице и не попал в плохую компанию

На профилактический учет подростка могут поставить за самовольные уходы из образовательных учреждений, за привлечение к административной ответственности, за употребление спиртных напитков, наркотических, токсических веществ, за антиобщественное поведение, за преступления (чаще всего это кражи мобильных телефонов, драки).

Также родителей и детей могут поставить на учет, если спустя неделю после начала учебного года ребенок не приступил к учебе. Бывает, что семья не вернулась еще с летнего отдыха в город, но иногда таким образом выявляется неблагополучная семья.

В случае если подростка задержали на митинге в первый раз, то протокол не составляют, проводят профилактическую беседу (выясняют, как он оказался на митинге и что делал). Таких детей берут на контроль. В случае их повторного задержания – ставят на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних минимум на 6 месяцев. Данный факт имеет значение при поступлении в учебное заведение. Поскольку сведения о состоящих на учете содержатся в отдельной картотеке ПДН и направляются в учебные заведения по их запросам.

В рамках профилактики конфликтов, возникающих на межнациональной почве, инспекторы ПДН читают лекции старшеклассникам о толерантности, уважении друг к другу.

155

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №2(5) 2015

УДК 342.92+3 51.74 Г. Ф. Хаметдишта

G. Khametdinova

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСПЕКТОРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье па основе действующего законодательства определяется административно-правовой статус инспектора ПДН и его элементы. На основе компетешщи в объем должностных обязанностей и прав инспектора по делам несовершеннолетних включены следующие полномочия: по осуществлению административной деятельности, административного производства, уголовно-процессуальные и организационные. Раскрыты права и обязанности инспектора ПДН, которые классифицируются как общие, специальные и индивидуальные.

Ключевые сюва: административно-правовой статус, инспектор по делам несовершеннолетних. подразделение по делам несовершеннолетних, права и обязанности инспектора.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF JUVENILE DIVISION INSPECTORS

Проводимая в настоящее время реформа системы МВД Российской Федерации направлена прежде всего на совершенствование системы управления деятельностью органами внутренних дел Российской Федерации, модернизацию их структурного построения и кадрового обеспечения, атакже оптимизацию численности |2, с. 901. Сказанное в полном объеме относится и к подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

В целях совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 была утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция) |9|, которая направлена определить порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. В отличие от Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» 111, полномочия инспектора ПДН. в части наделения его правами и обязанностями, новой Инструкцией нс предусмотрены, что затрудняет определение административно-правового статуса сотрудника ПДН.

Большой объем нормативных правовых актов и произошедшее их обновление, а именно принятие Инструкции, внесение изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |8|, а также в иные нормативные правовые акты, направленные на обеспечение законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» |3|, вызывает необходимость определения административно-правового статуса сотрудника ПДН.

Основой деятельности любого субъекта исполнительной власти является административно-правовой статус, к характеристикам которого относят 113, с. 371: официальное название, его положение в иерархии субъектов государственной власти, вопросы подчиненности; цели, задачи и функции, порядок его образования, реорганизации и упразднения: права и обязанности: формы и методы деятельности; структура органа: и многое другое.

Следует согласиться с И.П. Черниковой, что административно-правовой статус подразделений по делам несовершеннолетних службы охраны общественного порядка представляет собой

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

совокупность целей, задач и функций данных подразделений, их организационно-структурнос построение, права, обязанности, подведомственность, финансирование, ответственность и гарантии реализации государственных принципов профилактической деятельности и охраннозащитной превенции 114, с. 7|.

Содержание административно-правового статуса коллективного субъекта административного права зависит от того, является ли он частью гос\ дарственного механизма или нет; каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более крупную организационную структуру.

Так, согласно позиции Д.Н. Бахраха 112, с. 1771, поддерживаемой многими авторами 113, с. 3; 141, в административно-правовом статусе коллективных субъектов выделяется три главных блока; 1) целевой; 2) структурно-организационный; 3) компетенционный (компетенцию). При этом, по его мнению, первым элементом административно-правового статуса являются цели, задачи и функции субъекта. Второй компонент правового статуса включает в себя нормативное регулирование порядка образования субъектов, их подчиненности, установления и изменения их организационных структур и др. Компетенция представляет собой основную часть административноправового статуса, которая состоит из совокупности властных полномочий, определенных предметов ведения и носящих властный характер.

Сама по себе любая власть, как отмечает

В.Е. Севрюгин, означает способность и возможность оказывать определяющее воздействие на других лиц, подчинять их поведение своей воле. Власть без субъекта, правомочного реализовывать данные качества, является абстракцией 112, с. 91. В данном случае властные полномочия реализует инспектор ПДН как соответствующий субъект их реализации. Учитывая, что его деятельность в большей части связана с несовершеннолетними, которые находятся под особой защитой государства, необходимо четко представлять эти властные полномочия во избежание незаконных действий ограничивающих их права и обязанности.

Остановимся более подробно на третьем элементе статуса — компетенции инспектора ПДН. Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих объем должностных обязанностей и прав инспектора по делам несовершеннолетних, позволяет выделить следующие виды полномочий: I) полномочия по осуществлению административной деятельности; 2) полномочия по осуществлению административного производства;

3) уголовно-процессуальные полномочия; 4) организационные полномочия.

При этом к первому виду полномочий следует отнести деятельность инспектора ПДН:

по предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и противоправных действий в отношении несовершеннолетних;

организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, указанными в п. 2.1.1 Инструкции, их родителями или иными законными представителями, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (п. 2.1.2. Инструкции), а также в отношении иных категорий, при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа МВД России или его заместителя.

Учитывая вступление в законную сил} Федерального закона от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым дополнен предмет административного правонарушения в ст. 6.9, 6.10, 20.20 и 20.22 КоАП РФ — «новыми потенциально опасными психоактивными веществами», следует полагать, что потребление несовершеннолетними названных веществ также будет основанием для проведения с ними индивидуальной профилактической работы;

выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, нс исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

рассмотрению в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, нс достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних:

подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел несовершеннолетних; участвует в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) ‘законодательством субъектов Российской Федерации;

внесению в уголовно-исполнительные инспекции Федеральной службы исполнения наказаний предложений о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых данные инспекции осуществляют, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

информированию заинтересованных органов и учреждений о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих;

внесению в соответствующие органы и учреждения предложений об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

учету правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц. их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, нс исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних:

анализч состояния оперативной обстановки по линии несовершеннолетних на обслуживаемой территории;

выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, нсмс-дицинскос потребление наркотических средств, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в их потребление;

выявлению во время проведения профилактических мероприятий принадлежности подростков

к группам антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий:

проведению встреч с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступление в образовательных учреждениях, средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел.

Полномочия по осуществлению административного производства определены в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ и п. 3.5 Приказа МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном} задержанию» |6|.

Инспектор ПДН наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, а, следовательно, по возб}ждс-нию административного производства и осуществлению предусмотренных гл. 27,28 КоАП РФ процессуальных действий, а именно имеет право: возбудить административное производство в отношении несовершеннолетнего или родителя (законного представителя), совершивших административное правонарушение;

применить меры обеспечения административного производства, предусмотренные ст. 27.1 КоАП РФ;

взять объяснение с несовершеннолетнего с соблюдением требований п. 4 ст. 25.6 КоАП РФ: имеет право удалить несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по дел} об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ).

Обязанности инспектора ПДН в связи с осуществлением административного производства: в обязательном порядке уведомить родителей или иных законных представителей об административном задержании несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 27.3 КоАП РФ, п. 8 ст. 14 Закона «О полиции»);

при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обеспечить присутствие педагога или психолога. В случае необходимости пригласить законного представителя несовершеннолетнего свидетеля;

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

вручить под расписку копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ); протокола применении меры обеспечения (глава 27 КоАП РФ).

Уголовно-процессуальные полномочия в пределах компетенции и в соответствии с положениями статей 38-41 УПК РФ инспектор ПДН исполняет поручения о производстве отдельных следственных действий руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, дознавателя, а также осуществляют обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, с предоставлением инициатору поручения акта обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, характеристики с места учебы или работы, справки, в которой должны быть отражены перечисленные в п.п. 2.16.1-2.16.8 Инструкции сведения (данные о личности несовершеннолетнего, когда и какие совершал правонарушения, где и с кем проводит досуг, отношение к учебе, работе, данные о лицах, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего, об отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего к его воспитанию, обучению и (или) содержанию и др ).

Кроме того, сотрудники ПДН взаимодействуют с должностными лицами органов предварительного расследования при расследовании уголовного дела в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления, недопущения совершения им преступления.

По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования оказывают содействие в приглашении педагога для участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетних.

В рамках организационных полномочий инспектора ПДН:

изучают особенности обслуживаемой территории;

взаимодействуют с иными субъектами, занимающимися воспитанием, обучением несовершеннолетних, защитой их прав и законных интересов, организующих спортивную, культурно-просветительную и иную работу с несовершеннолетними;

анализируют ежемесячно оперативную обстановку на обслуживаемой территории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

участвуют: в анализе причин совершения несовершеннолетними правонарушений; изучении материалов, размещенных в средствах массовой информации; подготовке информационных

материалов и предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления; организации и проведении целевых профилактических мероприятий; осуществлении взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонару шений несовершеннолетних, расположенными на обслуживаемой территории;

оказывают содействие: администрации образовательных учреждений — в организации правовой пропаганды; органам опеки и попечительства — в выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; подразделениям Госу дарственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России — в проводимой ими работе по преду преждению детского дорожно-транспортного травматизма;

обеспечивают обмен информации с иными су бъектами профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Закрепленная в Инстру кции обязанность инспектора ПДН об информировании вытекает из необходимости осуществления своей деятельности в тесном взаимодействии с субъектами профилактики, нацеленную на достижение эффективных резу льтатов по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав 111, с. 40-431.

Рассмотрение адм и нистративно-правового статуса инспектора по делам несовершеннолетних невозможно без у яснения его прав и обязанностей, которые, на наш взгляд, можно классифицировать на общие, специальные и индивидуальные.

Общие обязанности и права инспектора ПДН, как и любого сотрудника полиции, закреплены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее Закон «О полиции») |5|, а именно, прежде всего, в главе 6 «Правовое положение сотрудника полиции» определены основные обязанности (ст. 27) и основные права (ст. 28) сотру дника полиции.

Статьи 27 и 28 Закона «О полиции» нс исчерпывают всего объема общих полномочий сотрудника полиции. Для осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонару шений несовершеннолетних инспектор ПДН наделён полномочиями, закреплёнными в статье 12 «Обязанности полиции», статье 13 «Права полиции», в главе 4 «Применение полицией отдельных мер госу дарственного прину ждения» и главе 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» Закона «О полиции».

Обязанности сотру дника ПДН при выполнении служебных полномочий, предусмотрены частью 1 статьи 12 Закона «О полиции», а именно пу нктами 1-4, 7, 9, 11-13, 16, 17, 26,27.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА №2(5) 2015

Непосредственно в отношении несовершеннолетних в статье 12 Закона «О полиции» закреплены следующие обязанности сотрудника полиции: участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: участвовать в пропаганде правовых знаний (п. 4 сг. 12): осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (п. 12 ст. 12);

исполнять решения суда (судьи) о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (п. Ист. 12).

Согласно п. 8 статьи 14 Закона «О полиции» сотрудники ПДН обязаны о каждом случае задержания несовершеннолетнего незамедлительно уведомлять его родителей или иных законных представителей.

Инспектор ПДН наделен правами, позволяющими выполнять возложенные на него обязанности при реализации служебных полномочий, предусмотренными пунктами 1-5. 7, 8, II, 13, 15, в том числе предусмотренными Инструкцией о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации 112|, 16, 18, 34, 36, 37 части 1 статьи 13 Закона «О полиции».

Кроме того, полиция наделена правом в соответствии:

с частью 2 статьи 14 указанного закона -на осуществление задержания;

сп. 15 части I статьи 13 — на доставление несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

с частью 3 статьи 15 — на вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» на проникновение в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам …

в установленных ‘законодательством случаях и для определенных данной нормой целей (п. 1-4

ч. 3 ст. 15 Закона «О полиции»);

с частью I статьи 17 — на формирование и ведение банков данных. В соответствии с п. 5 статьи 17 Закона «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит информация о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия: о несовершеннолетних. совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, нс исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними:

частью 1 статьи 18 — на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом «О полиции» и другими федеральными законами.

Инспектор ПДН наделен также другими правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изданными в пределах компетенции.

Специальные права и обязанности инспектора ПДН можно выделить из содержания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность подразделений по делам несовершеннолетних как субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В первую очередь, к ним относятся Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 181, Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» |9|, Приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном} задержанию» |6|, Приказ МВД России от 17 января 2006 г.

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

№ 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» |4|.

К специальным правам и обязанностям следует относить круг полномочий, свойственный только сотрудник} специализированной службы органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Индивидуальные обязанности и права сотрудника ПДН по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции). В соответствии с положением п. 22.1. Инструкции, должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников ПДН индивидуально для каждого сотрудника с учетом взаимозаменяемости на период временного отсутствия разрабатывает руководитель ПДН территориального органа МВД России на межрегиональном и районном уровнях 110|.

Разработка должностных регламентов (должностных инструкций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 20II г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |7|, иными законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России с учетом полномочий органов, организаций, подразделений системы МВД России, их структурных подразделений. Должностные регламенты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(должностные инструкции) сотрудников, которым присвоены специальные звания полиции, разрабатываются с учетом Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Возложение на сотрудника ПДН обязанностей, нс пред}смотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), возможно только в порядке, пред} смотренном Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах вттренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не допускается привлечение сотрудников ПДН для выполнения обязанностей, нс связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе привлечение их для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД РФ, а также для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных лиц.

Таким образом, административно-правовой статус инспектора подразделения по делам несовершеннолетних определяется организационноправовыми основами деятельности органов вттренних дел Российской Федерации и представляет собой совокупность полномочия, общих, специальных и индивидуальных прав и обязанностей, позволяющих квалифицированно выполнять возложенные функции по реализации социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на профилактику правонарушений и защит} прав несовершеннолетних.

—-*——

Примечания

1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166// Российская газета. — 2013. — 27 марта.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве : федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ // Российская газета. — 2013. — 30 декабря.

4. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 12 марта 2015 г ).

6. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административном} задержанию : приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 (ред. от 12 января 2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012. 03 сентября.

7. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 12 февраля 2015 г.) // Российская газета. -2011,- 07 декабря.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

9. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2014. — № 11.

10. Об утверждении Порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы : приказ МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 (рсд. от 2 июля 2014 г.) // Российская газета. -2012.-28 ноября.

11. Предупреждение преступлений и административных правонарушений: учебное пособие /

С. И. Иванова |и др.|. — Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012.

13. Ускова А. С. Административно-правовой стату с городских и районных органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук. — М., 2002.

ХАМЕТДИНОВА Гульнара Фазитовна. кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Тюменский института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Лейтенант полиции Маргарита КУЗЬМИНА очень волновалась, когда в торжественной обстановке на расширенном заседании коллегии начальник главка генерал-лейтенант полиции Анатолий Якунин вручил ей почётную грамоту за победу в профессиональном конкурсе 2015 года в номинации «Лучший инспектор подразделений по делам несовершеннолетних системы ГУ МВД России по городу Москве».

В этом соревновании она опередила коллег с большим стажем работы и опытом. Оглядываясь назад и оценивая свою трёхлетнюю работу в должности старшего инспектора ПДН в ОМВД России по району Соколиная Гора, Маргарита прекрасно осознавала и свои упущения, и свои победы.
— Этого звания добилась, конечно же, своим напором и усидчивостью, — рассказывает Маргарита. — Не хочу хвастаться, но работала, не упуская из виду даже тех моментов, которые можно, казалось бы, и не заметить. Старалась помочь детям, родителям, а также гражданам, которые пострадали от подростков. Не давала себе слабинки.
А слабинку в работе детскому полицейскому допускать и в самом деле нельзя. Всех школьных хулиганов района Маргарита знает. И тех, на кого никакие убеждения не действуют, оформляет в закрытую школу или в Центр временного содержания, чтобы остепенить их, а другим дать возможность поразмыслить о своём поведении.
Появилась группа тринадцатилетних подростков, ходят стайкой, двое-трое избивают, остальные участвуют в качестве зрителей. И было уже несколько таких случаев. В конце прошлого года одного мальчишку беспричинно избили и сломали ему нос. Всех участников группы установили, но, в связи с не достижением возраста уголовной ответственности, было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
— Они настолько обнаглели, что могли запросто проходящему мимо подростку дать пинка, разбить лицо или сломать нос, — возмущённо говорит старший инспектор. — Когда просматриваешь видео этих избиений, ужасаешься их жестокости. А они ещё и хвастаются своими «лайками», какие удары наносили. Запугали всех в районе.
— Значит, если они несовершеннолетние, то можно оставаться безнаказанными?
— Они на это надеются, но зря! — утверждает Кузьмина. — Мы направили материал в комиссию по делам несовершеннолетних и ходатайствовали, чтобы поместить их в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
— Расскажите о своей работе в качестве «семейного доктора».
— Вот, например, история пятнадцатилетнего учащегося колледжа, назовём его Игорь. Он буквально спивался, пьянствовал с утра до вечера, засыпал в подъездах, колледж не посещал, ему это было не интересно. Мать — алкоголичка, несколько раз безуспешно пыталась «завязать». Отца нет, и парня воспитывала его 70-летняя бабушка, конечно, в силу своего возраста влияния на него не имела. Вот она-то и пришла к нам просить помощи, буквально умоляла спасти внука. К этому времени на его счету уже были пьяная драка и нанесение телесных повреждений школьнику.
Маргарита Кузьмина помогла устроить парня в школу закрытого типа «Шанс». Опытные педагоги смогли развить его способности: он хорошо рисует и этот дар реализует как дизайнер. Бабушка и мать счастливы — у Игоря появились другие интересы.
— В закрытой школе парень коренным образом изменился, он там любимчик, — продолжает Маргарита. — Воспитанникам дают хорошее образование, они осваивают различные профессии, им устраивают культурный досуг, в школе есть тренажёрный зал и бассейн. То есть государство обеспечивает всесторонне и, надеемся, полностью исправляет.
— Хороший пример. Традиционный вопрос: почему вы любите свою работу?
— У меня важная цель — убедить детей в необходимости соблюдать законы нашего государства. Хочу уберечь их от неверного пути, совершения преступлений, научить критически оценивать свои действия. Но самое трудное — это отказать детям в их просьбах не сообщать родителям об их неблаговидных поступках и правонарушениях. Дети, естественно, всё это расценивают как предательство, не понимая всей серьёзности того, что они натворили. Однако именно родители прежде всего должны всерьёз отвечать за воспитание своих сыновей и дочерей.
— Все детские беды вы пропускаете через сердце. Приходилось на работе плакать?
— Приходилось… Буквально недавно в службу «02» позвонили служители церкви и сообщили о том, что мать оставила в храме ребёнка с явными признаками телесного повреждения и пыталась убежать. Их обоих доставили к нам в подразделение. Мальчику не более пяти лет, он всё время молчал. Когда я осмотрела его, стало страшно — ни одного живого места. Эти нелюди издевались, тушили об него сигареты! Ребёнок потом сказал, что его две недели так мучили. Сразу вызвали «скорую», малыша отправили в реанимацию. Сейчас решается вопрос о помещении его в детский дом. А так называемая мать лишь раз навестила ребёнка и больше не появлялась. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении пока ещё не установленных садистов.
— А вообще трудно войти в доверие к подросткам?
— Достичь доверия, конечно, непросто. Но прежде всего должно быть личное общение. Я прихожу в классы, знакомлюсь с детьми, общаюсь. У нас в Восточном округе каждый год между школами проводится правовой конкурс «Имею право». Команды по пять человек от каждой школы соревнуются между собой, мы задаём специальные вопросы разной тематики, например, в этом году была тема: «Почему я люблю Россию». Такие живые, незаформализованные мероприятия с участием комиссии по делам несовершеннолетних помогают сблизиться с детьми, показать им нашу работу, наше желание уберечь их от правонарушений и воспитать патриотами. Эта работа долгая и кропотливая.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать инспектор?
— Инспектор всегда должен быть внимательным к детям, к их родителям, и в то же время — не доверяться чувствам и эмоциям. С опытом к нему приходит знание людей, он учится вести себя в той или иной сложной семейной ситуации, ведь всегда полагаешься только на себя. Принципы у нас, как у врача, — помоги и не навреди.
— В качестве характерного примера расскажите, пожалуйста, случай из своей практики.
— Одна нерадивая мамаша проживала в доме мужа с его сестрой. А когда мужа посадили, сестра выгнала её вместе с ребёнком. Я пришла в школу, вызвала эту маму и там объяснила всю ситуацию. Женщина оказалась адекватной, написала заявление, чтобы ребёнка поместили в социальный реабилитационный центр. Прошлым летом она устроилась в супермаркет, заработала деньги, сняла квартиру. А тут освободился её муж. Мы с комиссией по делам несовершеннолетних не раз их проверяли и убедились, что обстановка в семье здоровая, оба родителя имеют работу. Они получили разрешение забрать ребёнка.
…Что примечательно, в ОМВД России по району Соколиная Гора служит участковым уполномоченным полиции старший брат Маргариты майор полиции Артур Машков. Когда сестра выезжает в проблемные адреса на его участке, она, конечно, сразу же звонит брату. Однажды вместе пошли проверить информацию, что психически больной мужчина долгое время запрещал своей жене и ребёнку выходить на улицу. Проверили, всё подтвердилось, человека направили в больницу. После излечения он вернулся, сейчас всё хорошо.
— Не страшно было идти, ведь сумасшедший мог и с ножом броситься?
— С братом не страшно.
В ходе нашей беседы Маргарите Кузьминой позвонили из суда и назначили на следующий день слушания по делу, о котором шла речь в начале беседы.
— Так что, пойдём в суд. Надеемся, что он удовлетворит наше ходатайство о помещении двух самых отличившихся в избиениях подростков в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, — заметила с удовлетворением Кузьмина. — Зло должно быть наказано. И об этом будет знать весь район, все школы… Хочу отметить, что результата в профилактической работе добиваемся благодаря совместным действиям комиссии по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных, сотрудников ОУР, ППС. Только так можно добиться успеха.
Да, круг обязанностей инспектора весьма обширен: от социальной помощи неблагополучным семьям, широкого спектра профилактической работы до пресечения деятельности подростковой банды. А штат их в ОМВД сократили до двух человек. И у Маргариты Кузьминой вместе с коллегой, инспектором ПДН капитаном полиции Светланой Андреевой, на «оперативном просторе» в районе — 14 школ, 23 детских сада, 2 колледжа, один университет, а также три станции метро — «Шоссе энтузиастов», «Семёновская» и «Электрозаводская» с выходом на пригородное сообщение, где очаги напряжённости достаточно сильны. Ведь подростки чаще взрослых пользуются транспортом, а бывает, и убегают от родителей.
— Двум инспекторам сложно разделиться на выполнение трёх или четырёх задач, — продолжает тему Кузьмина. — Один ушёл в суд, другой по материалам опрашивает, особенно, если это серьёзный вызов. А для нас прежде всего важна профилактика преступлений, и если мы все «закроемся» бумагами, будем меньше обращать внимания на проблемных детей, они поймут, что всё для них дозволено. Поэтому хотелось бы, чтобы ввели хотя бы ещё одну штатную единицу.
— Есть ли у вас любимый афоризм?
— Наверное, не суди, да не судим будешь.
— Чему посвящаете досуг?
— В 2015 году, по итогам которого стала победителем, я была одним инспектором на весь район. Приходилось всё свободное время отдавать работе, и практически все выходные тоже. Чтобы поддерживать себя в форме, регулярно хожу в бассейн, очень хорошо помогает снимать стресс. В отпуск уезжаю в Рязань к родителям, общаюсь с мамой и папой. Люблю книги по психологии, перечитываю Дейла Карнеги, каждый раз что-то новое открываю для себя.
— И в заключение, что бы вы хотели пожелать своим коллегам?
— Прежде всего крепкого здоровья. Это самое главное в нашей жизни, чтобы сил хватало справляться с болезнями и стрессами. И ещё — терпения и стремления достичь поставленной цели.
Беседовал Сергей ВОЛОГОДСКИЙ, фото Николая ГОРБИКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *