Почему орел?

Герб — двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.

юди средневековья… От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые. В 1453 году османские войска осадили Константинополь — так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена. Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига. Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год. Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа — государственная печать Российской империи конца XVII века. Государственное знамя с изображением герба. ‹

Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и — по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны — с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.

С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником — турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.

Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.

Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).

В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.

Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.

А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.

В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ — все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.

Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.

Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.

Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. «Погибаю, но не сдаюсь!» — девиз ее героических защитников.

Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.

Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.

Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата — Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.

Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит — близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.

Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.

Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран — Византии и России, — имеющие отношение к двуглавому орлу.

В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна — сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.

Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе — Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.

И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи — двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.

Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.

Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III — бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого «стояния на реке Угре». Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.

Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.

В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества — всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной — двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России — не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он — символ исторической преемственности культурных традиций — от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел — символ объединения и единства земель российских.

Порой мы даже сами не понимаем, что нашими действиями, устремлениями, помыслами могут управлять как инфернальные силы, так и, к счастью, Божий Промысл. Ну, разве хотел тогдашний руководитель самого большого осколка Русского мира, который он сам когда-то и отделил от остальных частей некогда единого пространства, сверявшего как сам процесс развала, так и последующую политику ближайших лет с «вашингтонским обкомом», возрождения, величия и самостоятельности русской державы? Да нет, при нем даже слово «русский» по совету правозащитной вдовы одного известного академика употреблять публично было как-то не комильфо. И возвращая исторические символы России, мужчина просто хотел исторического обоснования собственного права на управление одной шестой части суши, хотел, а получилась очередная кость в горле уважаемых западных партнеров….

Преображение империи рабовладельцев

А могли ли представить себе аж 4000 лет назад древние хетты, как оно все обернется тысячелетия спустя? Не знавшие Бога Живого, покланявшиеся целому сонму демонических сущностей, они использовали двуглавого орла как символ сакральности царской власти. Были ли они первыми — вопрос. Доподлинно известно, что их двуглавый орел держал в когтях пойманных зайцев — существ ночных, трусливых, но способных нанести серьезный урон посевам, а посему считавшихся олицетворением зла. Таким образом, царская власть воспринималась древними как воплощение света, справедливости и защиты собственных подданных. От хеттов этот символ перекочевал к мидийцам, персам, грекам (у тех мифологический Гелиос нередко летал по небу на колеснице, запряженной сразу двумя двуглавыми орлами, черным и белым, символизирующими смену времен года, а также летнее и зимнее равноденствия), арабам, а впоследствии и к ромеям…

На самом деле орел как один из помощников и неотъемлемых символов и атрибутов главного идола римского пантеона, Юпитера, был и символом императорского Рима еще со времен Юлия Цезаря, присутствуя на императорском жезле и на штандартах легионов римской армии. Под хищно расправившими крылья золотыми орлами центурии чеканили шаг по землям Европы, Азии и Северной Африки, сея смерть, разрушения, превращая еще вчера свободных людей в бесправных рабов.

Но однажды в пустынной периферийной провинции Римской империи — Иудее родился Тот, кому изначально было предначертано стать Спасителем мира. Преданный на смерть теми, ради кого Он пришел, тем самым пострадав за людей и принеся жертву за грехи наши, вочеловечившийся Господь был распят по римским законам, формально по приказу римского наместника. И на протяжении трех веков спустя на всех территориях империи будут гнать, бить, распинать, жечь, травить зверями в цирках всех, кто воспринял Благую Весть Сына Божиего. Так было, покуда на престол не взошел император Константин.

Власть над империей Константину пришлось отвоевывать у многочисленных соперников, и никто тут не мог дать шанса на то, что победит именно этот, а не тот претендент — за каждым стояли легионы, каждый имел какую-никакую «легитимность», в конце концов, и сама империя могла распасться как карточный домик, что происходило со многими царствами, и до, и после нее. Но снова в ход истории вмешался Божий Промысл. Предание рассказывает о чудесном сне Константина, в котором ему явился Иисус, и чудесном видении креста в небесах, наряду с гласом «Сим победиши!», что изменило жизнь государя раз и навсегда. После того, поместив на щиты своих воинов и штандарты своих подразделений знаменитый лабарум — монограмму имени Спасителя, он одолел соперника-язычника Максенция, а затем и остальных соперников. Впоследствии государь ромеев перенес столицу на самое пограничье Европы и Азии, подальше от перманентно пылающих окраин, основав Второй Рим — Константинополь. Столицу православной империи, просуществовавшей 11 веков. Одним из символов которой стал, наряду с вышеупомянутым лабарумом, и двуглавый орел.

Одиннадцать столетий от Константинополя до Москвы

Что означал этот символ? Почему у него, словно у орла древнего хеттского царства, было сразу две головы?

Безусловно, новая земля и бытовавшая там символика, встречавшаяся чуть ли не повсеместно в оформлении зданий, дворцов и декоре, дала подсказку ромеям, подарила форму, которую те уже наполнили своим, православным содержанием. С одной стороны, двуглавый орел означал, что, все, наметившийся раздел империи на западную и восточную части не произошел, она — едина, под единым правителем, троном, державным жезлом. С другой — две главы орла означали симфонию светской и духовной властей, не случайно сам император принимал участие в делах Церкви, в том числе выступая инициатором церковных соборов, собственное участие в жизни Церкви обозначая следующей фразой: «Вы – епископы внутренних дел Церкви, я – поставленный от Бога епископ внешних дел».

Так было в годы правления равноапостольного императора. После, конечно, империя все-таки распалась. И западная часть Церкви отпала от православия. А после западные же «ревнители благочестия» с крестами на плащах разграбили и вырезали Константинополь, не гнушаясь грабежами и в храмах Божиих. Именно в ходе восточных походов рыцари латинского мира впервые увидели символ двуглавого орла, который понравился им своим имперским флером, содержание которого они постичь не могли, но форма понравилась. Так, двуглавый орел, только основательно почерневший, стал гербовым символом и Священной Римской империи германской нации — так называемого Первого рейха, а оттуда перекочевал в родственную ей Австрийскую, а затем и Австро-Венгерскую империи Габсбургов. Правда, никакого духовного и сакрального символизма он более не нес, только державный лоск, который так пришелся по душе немецким властителям, всенепременно пожелавшим организовать себе «правопреемство» от самих римских императоров.

Однако есть Бог и Промысел Его. И преемником окончательно павшего Второго Рима под ударами османов стало совсем другое государство. Которое унаследовало и его символы, в том числе и двуглавого орла. Герб был привезен в Москву в 1472 году невестой Великого князя Московского Ивана Третьего — племянницей последнего императора ромеев Константина XI Зоей Палеолог. Единственной законной наследницей павшей империи: к тому времени ее старший брат Андрей продал права на престол королю Франции, а другой брат, Мануил, отказался от этого права в пользу захватчика, властелина Порты. Посему Третьим Римом, духовной столицей мирового православия, сердцем земного катехона стала Москва. А четвертому Риму, как известно, не бывать.

Поначалу герб русских царей (кесарей в русском произношении) был схожим с ромейским — белым, либо золотым. Однако при Петре Первом — большом поклоннике всего европейского он также «почернел», на немецкий лад. Как и многое в жизни и укладе русского государства. Такова уж была эта противоречивая для русской истории личность, принесшая множество достижений, но ломавшая многие корневые традиции буквально через колено… Как бы то ни было, но уничтоженная собственным внутренним хамом Российская империя черного двуглавого орла сошла с исторической арены наряду и с Австро-Венгерской, несшей совсем иной символ. И в этом тоже есть некий символ.

Возрожденный монстр

Но вернемся к началу XIX века. Именно в первые годы того столетия под давлением самозванного «императора» Наполеона была упразднена вышеупомянутая Священная Римская империя германской нации. И провозглашена Первая империя Бонапарта, пышная, державшаяся на штыках и постреволюционном угаре фикция, отвергавшая все христианские принципы власти во имя властных амбиций одного человека. Не удивительно, что символом своего наспех сколоченного государства, имевшего целью поглотить весь обозримый мир, стал одноглавый орел Юпитера. Орел Рима постоянных захватнических войн, рабства и кровавых языческих деспотий. И, конечно, рано или поздно этот реанимированный из праха языческого бытия монстр должен был ринуться на двуглавого орла. Он так и поступил, как мы знаем, и был снова похоронен под русскими снегами.

Впоследствии обряд оживления демонской птицы на старом континенте осуществили еще два раза. Первый — во Втором рейхе, Германской империи, когда та объявила войну сначала еще одной малой наследнице Византии, так же как и Россия унаследовавшей гербового, «непонеметченного» белого дуглавого орла — Сербии, а потом, собственно, и Третьему Риму. Тогда оскудевшая духом Россия, несмотря на то что дралась отчаянно, надорвалась и рухнула под натиском обезумевших от инфернальных идей собственных же подданных. Погибнув вместе со своим противником, так и не сумевшим стяжать себе славу железом и кровью.

Во второй раз этот орел был реанимирован в Третьем рейхе. С ним Россия дралась уже без своего духовного символа, под кумачом, пентаклями, серпом и молотом. Победив ценой огромных потерь, воистину страшных. Но победив. Милостью Божией.

Но то на Старом Свете. А на новом, далеком и полном Западе, творилась совсем другая история. Там матерые члены масонских лож в конце XVIII века устроили глобальную мистерию по возрождению духа Римской империи. Пролив жертвенную кровь в борьбе с британской метрополией, восстановив из исторических реликтов такие понятия, как сенат и капитолий, в качестве эмблемы выбрав опять же орла — с поправкой к местности белого орлана, а также флаг, усеянный пентаклями. Кстати, на обратной стороне герба государства, получившего претенциозное название Соединенные Штаты Америки, была выведена и не менее претенциозная надпись на латыни: Novus Ordo Seclorum — «Новый порядок навеки».

И порядок этот начал устанавливаться с первых же дней этой чудесной страны: уничтожались краснокожие аборигены, без жалости, артиллерией и концлагерями — христианская альтернатива в виде Конфедерации, забирались колонии Франции и Испании, подчинялось экономически и политически путем карманных деспотий, а когда и прямого вторжения все Западное полушарие. А после Первой мировой войны пришла очередь и Старого Света…

Сегодня под Белым языческим орланом — практически весь мир. Он уже успел разгромить, скомкать и уничтожить малую наследницу империи Ромеев — Сербию. И теперь зловонное, жадное до крови дыхание обдает пределы нашего государства, вернувшего себе в 1993 году золотого двуглавого орла. Они видят нас очередным Карфагеном или Константинополем. Мы помним 1812-й и 1945-й. И по всей видимости, решительная схватка нам еще предстоит. А потому отбросим страх и сомнения, вспомни — «сим победиши!».

Поднятые или опущенные крылья орла на гербе

Если вы видите на гербе государства орла или грифона с высоко поднятой головой и расправленными крыльями, то это означает символ самого высшего уровня. Мировую империю, выше которой уже никого нет.

Именно такой орёл с высоко поднятыми крыльями изображён на гербе РФ:

А также на гербе США:

Это символ Римской Империи, которая также претендовала на мировое господство:

Если же у птицы крылья опущены вниз, то это уже символ уровнем ниже, где опущенные крылья указывают на подчинённое положение. Именно такой орёл изображён на гербе Центрального банка Российской Федерации, который до 2016 года был размещён на всех монетах и банкнотах. Опущенные крылья символизируют подчинённое положение ЦБ РФ по отношению к Федеральной резервной системе и Мировому банку:

Про этот герб чиновники их Банка России придумали очередную лживую легенду про то, что это «символ из русских сказок». Жаль, что нельзя узнать у Александра Юрова, директора Департамента наличного денежного обращения ЦБ РФ, который озвучил эту ложь, в какой из русских сказок у нас вообще встречается орёл, не говоря уже про двуглавого. Сдаётся мне, что он явно попутал двуглавого орла с трёхголовым змеем-горынычем, разорителем земли русской, который в качестве символа для Центрального Банка Российской Федерации подошёл бы намного лучше, поскольку очень точно бы отражал смысл деятельности этого органа иностранного управления. Кстати, точно такой же греб был принят 21 марта 1917 года временным правительством в качестве нового символа России после свержения монархии, что означало признание новым государством потерю статуса мировой державы. Похоже, что именно этот герб пытались восстановить при Ельцине после переворота 1991 года и разрушения СССР, поэтому он и появился на новых монетах. Но тогда с Ельциным у них что-то не срослось.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в Германии, где крылья у орла то гордо поднимаются вверх, то снова покорно опускаются вниз. Вот так выглядел герб Германии во времена Третьего Рейха. Само собой, что крылья у орла на гербе подняты и гордо расправлены:

А это герб, который она получила после поражения во второй мировой войне и который у Германии до сих пор:

Как видите, есть намёк на то, что орёл пытается поднять крылья, но на самом деле они у него именно в сложенном состоянии, что отражает подчинённость Германии.

Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году после его женитьбы на византийской принцессе Софье Палеолог изображение двуглавого орла (герб Византии) соединили с московским гербом, в результате чего на одной половине герба изображался орел, на другой — всадник, попирающий дракона.

В дальнейшем в герб вносились изменения. На печатях царя Ивана IV Грозного на груди орла стало помещаться изображение Георгия Победоносца — символа московских князей. С 1625 года, при царе Михаиле Федоровиче, над главами орла появились три короны. После учреждения Петром I русского ордена Андрея Первозванного в герб была включена цепь со знаком ордена. При Павле I в герб было внесено еще и изображение Мальтийского креста.

Масштабную реформу герба произвел Александр I — в 1825 году государственному орлу была придана не геральдическая, а совершенно произвольная форма. Этот орел имел широко распущенные крылья и держал перевитые лентами громовые стрелы и факел в правой лапе, а лавровый венец — в левой.

Исчезла династическая Андреевская цепь, а на груди орла появился нетрадиционный (сердцевидной формы), заостренный кверху щит с Московским гербом. Император Николай I уже в 1830 году вернулся к традиционной эмблеме, но дополнил ее гербами царств, входящих в состав Российской империи. Щиты этих гербов располагались на распахнутых крыльях орла.

Новой реформой герба ознаменовалось и царствование Александра II. Это была чисто геральдическая реформа — рисунок герба приводился в соответствие с международными правилами геральдики. В 1882 году учреждается строгая иерархия герба — Большой, Средний и Малый государственные гербы Российской Империи. С этого времени и до февраля 1917 года изображение герба становится незыблемым.

После февральской революции 1917 года на печати и денежных знаках Временного правительства фигурировал имперский двуглавый орел, но без корон. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» упразднялись российские знаки различия, ордена, флаг и герб.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия.

После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба 30 ноября 1993 года Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ «О Государственном гербе Российской Федерации».

Согласно Положению о гербе, он представляет собой «изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера) в лапах орла — скипетр и держава на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона».

4 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу наряду с рядом законопроектов о государственной символике проект федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации». В качестве герба был предложен двуглавый золотой орел на фоне красного щита.

8 декабря Государственная Дума приняла в первом и третьем (минуя второе, что позволяет регламент Госдумы) чтениях проект закона «О государственном гербе Российской Федерации». 25 декабря 2000 года Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» (№ ФКЗ-2), закон вступил в силу со дня его опубликования — 27 декабря 2000 года.

В соответствии с законом, Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона.

Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Золотой двуглавый орёл на красном поле – это один из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества. Как герб России он ведет свою историю с давних времён (красный восковой оттиск на печати Ивана III 1497 г.). Возвращение двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Предлагаем вашему вниманию методические материалы для проведения классного часа «История герба России».

Литовский Андрей Николаевич

Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «История герба России»
для обучающихся 9–11-х классов

Вариант проведения занятия
Презентация
Задания для обучающихся (рабочий лист)

Цель: воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к Родине; формирование активной гражданской позиции.

Задачи:

  • воспитывать у обучающихся качества личности гражданина – патриота Родины, формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развитие умения анализировать информацию, представленную в различных знаковых системах, аргументированно высказывать свою точку зрения.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

Слово «герб» происходит от немецкого слова «арбе», что значит наследство. Герб – символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.

Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племён. У прибрежных племён в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у степных – змеи, у лесных – медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Воды, Луны.

Двуглавый орёл – одна из древнейших геральдических фигур.

С конца XIV в. золотой двуглавый орёл, глядящий на Запад и Восток, помещённый на красном поле, становится государственным символом Византийской империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать ещё недремлющего стража, который видит всё и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.

Задание № 1. (рабочий лист)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

— Кто изображён на груди орла в красном щите?
— Как вы думаете, почему современная Россия вернулась к двуглавому орлу в качестве официального герба?

Задание № 2. (рабочий лист) Посмотрите видеоролик «Двуглавый орёл – Герб России» и ответьте на вопросы:

— Предположите, о чем пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
— Определите, какие вопросы нам предстоит рассмотреть.

Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году, на это повлияла его женитьба на византийской принцессе Зое Палеолог. На одной половине герба изображался орёл, на другой – всадник, попирающий дракона, – это был результат объединения гербов двух стран.

При Иване IV Грозном на груди орла появилось изображение Георгия Победоносца — символа московских князей. При царе Михаиле Федоровиче над головами орла появились 3 короны. После учреждения Петром I Ордена Первозванного в герб была включена цепь с орденом, а при Павле I — еще и изображение Мальтийского креста.

Задание № 3.

Рассмотрите гербы Российской империи. Предположите, с чем были связаны изменения в гербе Российской империи.

Подумайте, почему Георгия назвали Победоносцем.

На престол вступает молодой император Александр I Благословенный (1801–1825). Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.

24 июля 1882 года император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов.

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Задание № 4. (рабочий лист) Прочитайте текст и выполните задание.

Соотнесите в таблице щиты с гербами царств, в разное время присоединенных к России. Сделайте вывод.

1 – I; 2 – II; 3 – III; 4 – IV; 5 – VI; 6 – VIII.

(Государственный герб – это своеобразная карта, отражающая как политическое устройство России, так и её географию).

Новый герб России был принят вместе с новой Конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, её ввели через несколько лет как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.

(Основа герба – серп и молот – союз рабочих и крестьян; земной шар и восходящее солнце – наступление новой жизни; колосья, обвитые лентой, – единство советских республик).

Советский герб просуществовал до 1991 года, однако только к 2000 году завершается геральдическая эпопея, когда 8 декабря Дума окончательно утвердила новый герб. Современный герб олицетворяет силу, мощь, независимость, единство Российского государства.

Задание № 5. (рабочий лист) Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопросы:

— Рассмотрите герб РСФСР. Что составляло основу герба? Поясните, почему.
— Объясните, что означало восходящее солнце.
— Что означали на гербе колосья, обвитые красной лентой?

Откройте Источник, выполните задание.

— Когда и почему на гербе СССР было 16 лент с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»?
— Назовите республику, которая впоследствии вошла в состав автономии РСФСР.

На протяжении истории нашего государства каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижения нашли отражение в гербе. Характер и политические взгляды также находили отражение в гербе.

Задание № 6. (рабочий лист) Найдите сходства и отличия в гербах Российской империи и Российской Федерации.

Назовите основные элементы государственного герба России. Что они символизируют?

Вопрос: Как вы думаете, о чём говорит герб, имеющий форму щита?

В разные исторические периоды герб государства претерпевал изменения.

<…> Изначально орёл появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству как символ власти. Чем крепче становилась Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе <…>

Наука, занимающаяся изучением гербов, называется геральдикой.

Задание № 7. Подумайте, где в повседневной жизни можно увидеть герб России?

Рассмотрите герб административного округа, в котором вы живете. Как вы думаете, какие характерные черты округа отражает геральдика герба? Подумайте, чтобы вы изобразили на гербе своей семьи.

Государственный герб России – один из главных символов нашей страны наряду с государственным гимном и флагом РФ. Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

Автором современного герба Российской Федерации является художник из Санкт-Петербурга Евгений Ильич Ухналев.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI — начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *