Подданные государя

Ванюшин Я.Л.

Соотношение гражданства и подданства: некоторые вопросы теории и

практики

Одним из важных доктринальных вопросов конституционного права остается определение гражданства, изучение его специфических свойств и черт. Однако системное исследование понятия гражданства невозможно без обращения к такой категории, как подданство, его изучения и сопоставления с граж-данством.

В современной правовой науке и учебной литературе по конституционному праву сложились представления о гражданстве и подданстве как о тождественных понятиях. На самом деле сегодня настоящие понятия в большинстве случаев сопутствуют друг другу и вполне могут использоваться как синонимы. Тем не менее не следует забывать, что подданство для большинства стран является одним из исторических этапов развития особого вида взаимоотношений между человеком и государством, предшествующего современному гражданству. В этом случае речь идет о далеко не совпадающих, разнопорядковых понятиях.

Основным критерием различия гражданства и подданства выступает характер определяемой ими связи, возникающей между личностью и государством. Для подданства характерна односторонняя связь, предполагающая участие человека исключительно как обязанного субъекта по отношению к государству. Для гражданства же, напротив, свойственна двусторонняя связь между личностью и государством, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности.

В этой связи смысл различия между гражданством и подданством обычно сводится к рассмотрению гражданства как принадлежности к государству с республиканской формой правления, а подданства — с монархической формой правления. Это различие, отмечает С.В. Черниченко, обязано своим происхождением Французской буржуазной революции XVIII века. В то время гражданство республиканской Франции означало обладание такими правами, которыми ни один подданный соседних монархических государств не мог обладать .

По мнению С.А. Авакьяна, речь идет не только о формально-правовом различии, настоящие понятия могут воплощать два разных состояния человека: «Граждане — это как бы свободные люди в свободном государстве — республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный — существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека, причем не обычного человека, а монарха…» . С таким подходом к пониманию гражданства и подданства нельзя не согласиться, о чем свидетельствует история их развития.

Гражданство было известно уже в рабовладельческом Риме и греческих полисах, и им обозначалось определенное состояние свободы человека, своеобразный статус (положение) человека, обладающего правами и обязанностями. Основу гражданства составляла свобода, т.к. гражданами могли быть только свободные люди.

В период феодализма его аналогом становится институт подданства, означавший подвластность населения монарху и феодальную зависимость от него*. В отношениях подданства человек практически не имел прав, нес многочисленные повинности и обязанности перед носителем верховной власти. Подданные обязаны были ему данью (подданный — находящийся под данью), налогами, послушанием и верностью. К примеру, в России до вступления на престол Александра I присягавший обязывался «верным, добрым и послушным рабом и подданным быть» .

В свою очередь, со стороны монарха по отношению к человеку существовал полнейший произвол, поскольку монарх олицетворял государство, являлся его собственником и обладал всеми возможными в отношении человека правами, последний же был только лишь обязанной стороной, т.е. признавался пассивным объектом управления, принадлежностью к монарху («подданный его величества»).

Понимание человека как принадлежащего к монарху подавляло в нем определенную самостоятельность, подчеркивался характер его принадлежности как вещи в отношениях собственности. Поэтому не случаен тот факт, что монархами предпочитался именно термин «подданный», а не «гражданин», более того — последнее считалось «вредным» . Отечественной истории хорошо известен факт запрета употребления термина «гражданин». В начале XIX века он был внесен в так называемый «Словарь вредных слов», составленный по распоряжению Павла I в назидание цензорам. Вместо него надлежало употреблять «житель» или «обыватель».

Таким образом, институт подданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненности человека носителю верховной власти .

Возрождение института гражданства началось во времена буржуазных революций и отражало изменение подхода к оценке роли человека в государстве . В борьбе против феодализма горожане

отстаивали свою независимость и привилегии, завоевывали политическую самостоятельность, создавали свой общественно-правовой строй, в котором постепенно сформировался инструмент средневекового городского гражданства, выступающего синонимом свободного человека, обладающего определенной полнотой политических и имущественных прав (гражданин — от «горожанин»**). Человек из объекта власти превращался в ее участника, соправителя государства. Так, Ж.-Ж. Руссо, являющийся ярким представителем глубокого теоретического осмысления настоящих процессов, рассматривал гражданство как выражение определенной ассоциации лиц, дающее право каждому на участие в осуществлении государственной власти. Члены ассоциации «…в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участвующие в верховной власти, и подданными, как подчиняющиеся законам государства» .

Эти и другие идеи философии права нашли свое закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, которая официально ввела понятие «гражданин», впоследствии распространившееся во всех демократических странах, и получили свое выражение в буржуазных революциях.

Таким образом, институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал атрибутом конституционного государства, одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества и равенство всех носителей этого юридического статуса перед законом.

Показательны в этом вопросе исследования отечественной дореволюционной юридической науки, для которой проблема содержания понятий «подданный» и «гражданин» и их соотношение являлись основной в теории гражданства того времени .

По мнению Б.Н. Чичерина, гражданином называется лицо, имеющее права, а как подчиненное государству или как имеющее обязанности оно называется подданным. Эти два термина, по мнению Б.Н. Чичерина, означают одно и тоже понятие с двух разных точек зрения. В связи с этим слово «подданный» употребляется преимущественно там, где преобладают обязанности, а слово «гражданин» — там, где преобладают права .

Схожие представления имел Ф.Ф. Кокошкин. «Как субъекты обязанностей по отношению к государству, — отмечал ученый, — они называются подданными… как субъекты прав по отношению к нему гражданами… так что слова «гражданин» и «подданный» выражают две стороны одного и того же понятия» .

А.И. Елистратов также отличал подданство от гражданства. По его мнению, гражданством называется совокупность публичных прав и обязанностей, в частности, политические. Подданство же является одним из условий публичной дееспособности, и не всегда и не всякий подданный в государстве пользуется гражданством .

Н.О. Куплеваский не проводил как таковых различий между гражданством и подданством. Согласно его представлениям их сущность заключается в том, что «подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страной и ее правительством, основанная на обязанности «верности» и «подчинения»» .

Один из первых фундаментальных исследователей гражданства и подданства В.М. Гессен полагал, что как субъект публичных обязанностей и прав, индивид является гражданином. Понятием гражданства обозначается только отвлеченное свойство индивида — его публично-правовая правоспособность. Быть гражданином — значит иметь права и нести обязанности — права и обязанности, определенные и ограниченные правом по отношению к государству. Принадлежность к государству, являющаяся необходимым предположением статуса гражданства — юридическим фактом, влекущим за собой возникновение совокупности публично-правовых отношений между индивидом и государством, — носит техническое название подданства. Быть подданным — значит принадлежать к государству, подчиняться его правотворческой власти, определяться нормами действующего в нем права .

В последующем мировая практика государственного строительства показала, что термин «подданство», фактически равнозначный гражданству, применялся и применяется только в странах с монархической формой правления . Этого же мнения придерживаются некоторые современные учебники по конституционному (государственному) праву .

На самом деле в законодательстве республик отсутствует термин «подданство», но и утверждение о том, что гражданство означает принадлежность к государству с республиканской формой правления, а подданство — только с монархической формой, не вполне верно.

На наш взгляд, необходимо уточнение, что подданство может означать правовую связь с некоторыми монархическими государствами и, по сути, является архаизмом гражданства. Подтверждением тому — ряд современных монархий: Великобритания, Испания, Бельгия, Нидерланды, в которых ранее существовавший термин «подданство» теперь заменен в законодательстве на «гражданство». В Швеции, Дании, Норвегии, Японии и ряде других развитых монархий понятие «подданство» сохранено, но анализ правового статуса личности в этих странах позволяет судить о его равном значении термину «гражданство».

Таким образом, отмечает В.В. Маклаков, как свидетельствует новейшая политико-правовая практика государств в области прав человека, между формой правления государства и статусом гражданина нет прямой связи .

Соответственно, в настоящее время для многих конституционных государств использование того или иного термина, определяющего особый вид взаимоотношения человека с государством, не представляет принципиальной важности и может зависеть от исторически сложившихся традиций. Как отмечает В.Е. Чиркин, в развитых странах различие гражданства и подданства имеет лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в Республике Франции .

В Российской Федерации для обозначения правовой связи лица с государством традиционно используется понятие «гражданство», пришедшее на смену подданству с момента перехода к республиканской форме правления. Официальное закрепление гражданства, в соответствии со сложившимися представлениями в отечественной науке, связано с принятием Декрета ВЦИК от 23 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», которым были полностью упразднены все существовавшие ранее сословия и связанные с ними привилегии и ограничения. Декрет установил: «Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр. титулы — княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские, и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Российской Республики» (ст. 2) .

Как отмечает С.А. Авакьян, став на путь строительства самого передового, как тогда считалось, общества, РСФСР и СССР при определении законодательных основ нового строя четко определяли содержание категорий «гражданство» и «подданство». «Безусловно, — отмечает исследователь, — история и нашей страны, и других стран говорит о том, что идеологические клише отнюдь не всегда подтверждаются реальной практикой. Достаточно очевидно, что «гражданин» Советского Союза не мог до самого последнего времени обрести такую же степень свободы, как «подданный» в ряде монархий» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время действующий Федеральный закон о гражданстве использует термины «гражданство» и «подданство» как равнозначные . Это следует из основных понятий, которые он использует. Так, «иное гражданство» определяется в законе как гражданство (подданство) иностранного государства, «двойное гражданство» — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, а иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3).

Таким образом, законодатель включает в круг субъектов, на которых распространяется действие норм, тех лиц, которые в силу особенностей форм государственного устройства своего государства не подпадают под определение «иностранные граждане», т.к. в их стране используется термин «подданные» .

Вместе с тем необходимо обратить внимание на определение термина «лицо без гражданства», под которым Федеральный закон о гражданстве понимает лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3). Отсутствие в настоящем определении термина «подданство» как тождества гражданству следует признать не вполне удачным, особенно с позиции практики реализации.

В этом случае закон допускает возможность лицам, являющимся подданными других государств, претендовать на приобретение российского гражданства как лицам без гражданства, что в итоге может привести к возникновению случаев неурегулированного двойного (множественного) гражданства. Более того, это вызывает некоторую несогласованность с другим федеральным законом, регулирующим отношения в этой же сфере — Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации , также содержащим определение «лица без гражданства».

Представляется что, определение термина «лицо без гражданства» в Федеральном законе о гражданстве должно быть дано так же, как в предыдущих, где «гражданство» отождествляется с «подданством». Наиболее удачным в этом случае выглядит определение настоящего термина в Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, где под лицом без гражданства понимается «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (ст. 2).

В связи с этим представляется целесообразным определение термина «лицо без гражданства» в Федеральном законе о гражданстве воспроизвести в формулировке аналогичной Федеральному закону о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: «лицо без гражданства -физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Говоря о соотношении терминов «гражданство» и «подданство», следует также отметить и неудачный способ фиксации последнего в тексте Федерального закона о гражданстве. Выражается это в закреплении в определениях закона после слова «гражданство» слова «подданство» в скобках, как его синонима. На наш взгляд, это послужило отсутствию термина «подданство» в основных актах, реализующих Федеральный закон о гражданстве — Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и Инструкции по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации . Кроме того, термин «подданство» не содержат образцы документов, утвержденные настоящими актами, среди которых заявления на прием в российское гражданство и ряд других документов, подлежащих заполнению непосредственно претендентом на российское гражданство. На практике это может привести к непреднамеренному сокрытию заявителем факта наличия подданства, что, соответственно, в дальнейшем может привести к неблагоприятным последствиям как для человека, так и для государства.

В этой связи целесообразным с юридико-технической точки зрения представляется закрепление термина «подданство» с помощью союзов «или», «либо» и включение их в тексты и образцы отмеченных документов: Положения и Инструкции о рассмотрении вопросов гражданства.

Литература

1. Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.

2. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

3. Трайнин И. К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938. № 5.

4. Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации. Историко-правовой аспект. СПб.: Нева, 2004.

5. Конституционное право России / Под ред. А.С. Прудникова; В.И. Авсеенко. М.: Юнити-Дана, 2006.

6. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Юрайт-М, 2001.

7. Жан-Жак Руссо. Трактаты / Отв. ред. А.З. Манфред. М.: Наука, 1969.

8. Мещеряков А.В. Институт гражданства: возникновение, содержание, типы // Право и политика. 2003. № 4.

9. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М.: Типография т-ва «И.Н. Кушнерев и К». 1894. Т. 1.

10. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: Изд-во братьев Башмаковых. 1912.

11. Елистратов А.И. Очерк государственного права (Конституционное право). М., 1915.

12. Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Харьков, 1902. Т. 1.

13. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. 1.

14. Мишин А.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Учебник. М.: Белые альвы, 1996.

15. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 1997.

16. Сравнительное конституционное право: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002.

17. Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

19. Головистикова А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». М.: Эксмо, 2005.

21. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2004. № 1. Ст. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Приказ МВД России от 19 февраля 2004 года № 104 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 16.

23. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.

24. Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2004.

Подданные должны почувствовать себя значимыми

Представьте, что вы правите в эпоху Возрождения и только что завоевали новую территорию. Население считает вас оккупантом и чужаком, не хочет воспринимать в качестве своего государя. Как тогда управлять страной?

Первое правило государя

Старайтесь лично присутствовать в новых владениях. Близость правителя позволит жителям ощутить собственную значимость и одновременно отпугнёт врагов.

Если вы не можете приехать сами, отправьте своих подданных. Так новые подданные привыкнут к укладу вашего народа и начнут адаптироваться.

Продолжение после рекламы:

Второе правило

Всегда принимайте меры по устранению потенциальных конкурентов. Защищайте слабых лидеров вокруг новых владений, они с удовольствием присоединятся к вам. Ваш союз может стать достаточно сильным, чтобы бросить вызов мощным государствам, которые могут угрожать вашей власти.

Третье правило

Будьте внимательны к будущим угрозам. Болезнь легче вылечить в начале, поэтому и соперников проще остановить при их первом наступлении.

Пример: Древние римляне использовали эту тактику при захвате Греции. Они не позволяли ни одному местному лидеру стать сильнее, чем другие, неважно, насколько лояльным он был к римлянам.

А король Франции Людовик XII, захватив Северную Италию, быстро потерял над ней контроль, нарушив все вышеуказанные правила. Не повторяйте его ошибки.

Брифли существует благодаря рекламе:

Государство либо легко завоевать, но трудно управлять, либо трудно завоевать, но легко управлять

Когда скончался Александр Великий после завоевания Персидского царства, все думали, что без него македонцы быстро потеряют контроль над персами. Но они сумели сохранить свою власть на долгие годы. Как?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различные виды государств.

Система правитель-барон

Пример: Во Франции король правил страной через множество дворян (их называли баронами), имеющих личный интерес. Такая неустойчивая система ведет к раздроб­ленности государства. Изредка бароны даже могут оспорить власть короля.

Страну с такой системой легко завоевать: достаточно переманить несколько баронов на свою сторону. Но в будущем вы получите те же неприятности, что и ваш предшественник.

Отношения правитель-слуга

Государь начинает царствование с устранения людей с политическими амбициями. Остаются только те, кто искренне поддерживает правителя и его планы. Так создается сплоченное государство, оказывающее жесткое сопротивление оккупантам при вторжении.

Пример: Когда Александр завоевал Персию, она имела данную систему правления. Царь Дарий упразднил все институты и заставил лидеров преданно следовать за ним. Поэтому Александру пришлось яростно бороться, чтобы покорить Персию, но зато после его смерти в стране не существовало независимых правителей, которые могли бы начать переворот.

Только вы выбираете, какую систему применять в своем государстве. Каждая имеет свои преимущества, поэтому решать нужно исходя из конкретных обстоятельств и ваших возможностей.

Продолжение после рекламы:

Приобретение новых государств зависит от удачи и достоинств

Правитель может получить контроль над государством двумя способами: армия и международные соглашения.

Независимо от метода, требуется сочетание великих достоинств и счастливого случая.

Даже самому одаренному правителю необходимо немного удачи, чтобы использовать свои достоинства. Захват города или королевства с помощью армии демонстрирует ваше мужество, духовную силу, характер и лидерство. Но все это бесполезно, если удача не окажется на вашей стороне.

Пример: Ромула случай заставил покинуть город Альба в младенчестве, тем самым подтолкнув его положить начало Рима. Не будь он вынужден покинуть Альбу, мог в итоге стать фермером, не имея возможности показать свои положительные стороны.

Но верно и обратное: если судьба благосклонна к вам, придется проявить себя, чтобы восполь­зоваться ею.

Пример: Если влиятельный покровитель благосклонен к вам, можно стать государем просто по счастливой случайности. Но в новом государстве ваши оппоненты будут сильнее сторонников, потому что первые нацелены на ваше свержение, а сторонники не знают, чего от вас ожидать.

Вам придется действовать быстро и достойно, чтобы заложить основы долгого царствования. Возьмите под контроль знать в государстве и создайте собственную армию. Без этих мер предосто­рожностей вас быстро свергнут.

Брифли существует благодаря рекламе:

Злодеяние и народная поддержка помогут стать государем

Пример: В 317 г. до н. э. человек по имени Агатокл, сын гончара, собрал армию наемников и взял Сиракузы (Сицилия). Несмотря на свою клятву соблюдать демокра­тическую Конституцию, он убил 10 000 своих противников и стал тираном.

Злодеяние — один из способов обрести власть. Хитрость и беспощадность помогут получить контроль над государством.

Но жестокость работает только при правильном применении. Жестокость должна быть стремительной − нанесите один беспощадный удар. Сначала народ будет сильно возмущен. Постепенно уменьшайте количество насилия, успокаивая этим население. Именно так поступил Агатокл, и ему удалось сохранить власть.

И наоборот, чрезмерная порядочность в начале правления и постепенное увеличение жестокости — не разумная тактика.

Власть можно получить также, защищая граждан и приобретая поддержку с их стороны. Нужно помочь людям стать достаточно обеспеченными, чтобы они хотели поддерживать вас. «Достаточная обеспеченность» зависит от того, к чему люди привыкли.

Пример: Если люди до этого были рабами, то будут счастливы, обретя свободу.

Основная цель — заставить граждан чувствовать себя в долгу. Если это случится, они будут держать вас у власти, даже если придется терпеть лишения. При власти посредством террора люди не чувствуют себя в долгу.

Жестокостью проще добиться власти, но власть, основанная на поддержке населения более стабильна.

Реклама:

Каждый государь должен владеть искусством войны

Дипломатия — полезный инструмент, но когда дело доходит до драки, безоружный всегда подчинится вооруженному. Искусство войны необходимо, чтобы стать и оставаться государем.

Даже в мирное время важно развивать военные навыки, потому что путем войны вероятнее всего потерять государство.

Войска играют ключевую роль: хорошие законы и институты невозможны без защиты со стороны сильной армии.

Война необходима для поддержания власти, поэтому постоянно держите в боевом состоянии свою армию и себя — свои физические и умственные способности.

Пример: Каждый раз во время охоты изучайте ландшафт ваших владений и подумайте, как использовать местность для формирования обороны при войне.

Подготовиться к войне помогает опыт великих мастеров. Все великие командиры учились у своих предшественников: Александр Македонский — у Ахилла, а Цезарь подражал Александру.

Важно быть хорошим лидером в мирное время, но нельзя забывать, что фортуна изменчива. На государство может обрушиться война, и единственный способ сохранить власть — подготовиться к ней.

Реклама:

Армия государства должна состоять из его граждан

Что общего у римлян, спартанцев и швейцарцев?

Эти страны имели хорошо вооруженное население, что позволило им оставаться независимыми на протяжении целых столетий. Только армии из местных жителей могут эффективно защищать государство.

Наемники, то есть независимые войска, сражающиеся только за деньги, бесполезны. Они не заинтересованы в выживании государства, поэтому в бою могут убежать, если почувствуют, что за деньги не стоит умирать.

Наемники будут грабить вас в мирное время, а на войне позволят делать то же самое вашему противнику. И даже если вам повезет найти способного командира наемников, готового сражаться за вас, рано или поздно он осознает, что может легко свергнуть и вас.

Пример: В 15−16 веках Италия неоднократно полагалась на наемников и была завоевана французскими королями, а позже оккупирована Фердинандом Арагонским, когда наемники удирали с поля боя сломя голову.

Другая ошибка — полагаться на вспомога­тельные войска союзников. Как только чужие войска вступят на вашу землю, вы рискуете никогда не избавиться от них.

Пример: Греция впустила 10 000 турецких солдат на свою землю, чтобы защититься от соседей. Когда война закончилась, турки отказались вернуться восвояси и, в итоге, оккупировали Грецию на протяжении нескольких столетий.

Вы проиграете, полагаясь на вспомога­тельные войска: если их победят, ваше государство падет, а если они выиграют, то останутся и поработят вас.

Единственный способ защитить страну — создать армию из собственных граждан.

Реклама:

Государь должен гармонично сочетать щедрость и скупость

Подданные ожидают от своего правителя определенного поведения.

Личностные черты характера, такие как, вежливость или щедрость, важны для стабильности государства. При этом качества, положительные для обычного гражданина, могут не быть таковыми для государя.

Возьмем щедрость. Щедрый человек всеми любим, но если правитель, стремясь к такой репутации, начнет тратить все, что можете себе позволить, люди быстро привыкнут к этому. Придется постоянно осыпать граждан дарами, что быстро истощит казну. Понадобится увеличить налоговое бремя, что сведет все преимущества щедрости на нет.

Чтобы быть успешным государем, нужно уравновешивать щедрость и жадность.

Проявляйте щедрость, чтобы обрести власть, особенно в государствах, где граждане могут выбирать правителя.

Пример: Так Цезарь стал правителем Рима: он потратил целое состояние на «хлеб и зрелища», чтобы увеличить свою популярность.

Но уже став государем, покажите скупость и постепенно увеличивайте расходы, чтобы укреплять популярность, не влезая в финансовые неприятности.

Пример: Как только Цезарь получил желаемую должность, он умерил свою щедрость, чтобы не обанкротить империю.

В долгосрочной перспективе граждане будут больше удовлетворены, если вы установите невысокие налоги. Поэтому скупость в целях снижения налогов лучше, чем щедрость.

Реклама:

Успешный государь может использовать жестокость в свою пользу

Одной из величайших угроз Римской империи стала война, начатая Ганнибалом и его Карфагенской армией. Успех Ганнибала приписывают его жестокости. Правильно примененная жестокость принесет вам пользу.

Пример: Ганнибал распял собственных разведчиков за предоставление неверных сведений. Он вселял страх в солдат, тем самым сплачивая их в трудные времена.

Каждый государь хочет выглядеть милостивым и справедливым, но для того, чтобы сохранить власть и объединить граждан, он должен внушать благоговейный страх.

Для правителя лучше, чтобы его боялись, а не любили. Все мы знаем, что обещания, основанные на любви, постоянно нарушаются, поэтому слишком милосердный государь может быть использован ради чьих-то собственных интересов. Но страх перед суровым наказанием всегда будет служить сдерживающим фактором.

И разве это не милосердно — обеспечивать безопасность жестоким наказанием нарушителей закона?

Жестокость особенно эффективна при управлении армией: солдаты восхищаются некоторой степенью злобности и признают, что она необходима для дисциплины. Успех Ганнибала − пример правильного применения жестокости.

Используйте жестокость в своих интересах, но не заходите слишком далеко, дабы не вызвать ненависть граждан. Постарайтесь найти равновесие. Не наказывайте невинных жителей, не отбирайте их имущество без причины — так люди сплотятся против вас, порождая нестабильность в государстве. Лучший сделать их удовлетво­ренными и в некоторой степени боязливыми.

Реклама:

Успешный государь знает, когда использовать обман и скрыть его

Если спросить правителя, с каким животным он себя отождествляет, ответом часто будет лев. Да, львиная сила — это важное качество, но правителю нужна и хитрость лисы.

Как подражать лисе? Давая обещания, не стоит всегда держать свое слово.

Честность важна, поскольку законы и договоры являются основой государ­ственных институтов. Но, как и хитрая лиса, вы должны знать, когда можно пренебречь принципами в пользу собственных интересов.

Пример: Если лидер повстанцев доставляет вам неприятности, почему бы не пригласить его на мирные переговоры и не наказать? Это позволит ловко решить проблему.

Если в вас проснется совесть, напомните себе, что другие люди часто поступают так, как выгодно им, несмотря на данные обещания.

Просто убедитесь в том, что граждане не увидят коварную сторону вашей личности. Вы можете быть «волком в овечьей шкуре», но должны создавать впечатление добросо­вестного правителя, разделяющего религиозные и человеческие ценности.

Но на международной арене будьте абсолютно честны. Если отношения между двумя государствами напряжены, необходимо быстро выбрать одну сторону и поддерживать ее.

Нерешительность — худший из возможных вариантов, ведь победитель в конфликте нападет именно на вас, потому что вы явно не поддерживали его.

Наличие очевидных союзников и противников вносит ясность в вашу собственную ситуацию, и заставляет действовать решительно. Настоящий государь всегда проявляет себя либо как преданный друг, либо как заклятый враг.

Реклама:

Государь должен иметь хороших советников

История знает много великих лидеров, но все они, в то или иное время, нуждались в советниках. Ни один человек не может быть «мастером на все руки». То, как правитель набирает советников и работает с ними, говорит о его лидерских способностях.

Качество советников зависит только от государя. Вам виднее, в каких областях вам не хватает знаний, поэтому необходимо разумно подбирать подходящих советников и министров.

Определившись, поддерживайте хорошие отношения с министрами, чтобы они служили вашим интересам. Но постоянно присмат­ривайте за ними. Если вы видите, что кто-то действует ради собственной выгоды, незамед­лительно увольте его. Те же, кто служит вам верой и правдой, должны получать щедрое вознаграждение — достаточное, чтобы не провоцировать их на интриги за вашей спиной.

Также государь должен уметь просить совета. Советники должны знать, что вы цените честные мнения и не будете наказывать их за правду. Иначе вы услышите лишь обманчивую лесть или приукрашенную истину. Если человек не желает говорить, значит он явно пытается что-то скрыть.

Но не прислуши­вайтесь к советам безоговорочно: если разрешите министрам раздавать советы без вашей просьбы, люди быстро начнут подвергать сомнению ваши решения. Дайте понять, что только вы решаете, когда обращаться за советом.

Реклама:

Действуйте — не полагайтесь на случай

Вы можете думать, что советы о том, как добиться успеха в качестве правителя, бессмысленны, поскольку судьбу любого государя решает фортуна и Бог.

Но вы можете влиять на свое будущее.

Бог наделил нас свободой воли. Мы способны принимать решения и, тем самым, влиять на свою судьбу. Половина будущего — в руках судьбы, но другая половина зависит от наших действий!

Удача важна для успеха государя, но можно защитить себя, подготовиться к ситуации, когда она отвернется.

Пример: Представьте, что ваша удача — это река, которая в течение многих лет спокойно текла, делая ваши поля плодородными. Вам необходимо строить дамбы от будущих катаклизмов. Так, если «река» превратится в наводнение, вы пострадаете, но не погибнете.

Невозможно подготовиться к каждому повороту судьбы: некоторые из них просто непредсказуемы. Не пытайтесь предвидеть будущее, а создавайте его! Лучший способ сделать это — быть смелым, а не осторожным.

Пример: Отец Юлия II захотел начать войну против Болоньи. Он не ждал согласия со стороны своих союзников и немедленно двинул войска на город. Венеция и Франция не смогли возразить, и кампания имела большой успех.

Макиавелли утверждает, что нужно думать об удаче, как о женщине, кроткой и послушной, предпочитающей молодого энергичного мужа, а не осторожного мыслителя.

Реклама:

Самое главное

Государю следует читать исторические книги и анализировать поступки выдающихся людей. Присмотритесь к тому, как они вели себя на войне, каковы причины их побед и поражений. Старайтесь подражать их примеру и избегайте их ошибок.

Великие дела вершили те государи, которые умели дурачить людей своими уловками. Похвально для государя держать слово. Но опыт показывает, что государи, которые мало заботились о данном слове, одерживали верх над теми, кто уповал на честность. Помните, что львиная сила — хорошо, но хитрость лисы важна не меньше.

Щедрость обходится дорого. Чтобы сохранить звание щедрого, придется постоянно одаривать подданных. А когда ресурсы истощатся, понадобится повысить налоги, что вызовет ненависть в народе, и в итоге вы все равно прослывете скупым. Разумнее изначально показать скупость и постепенно увеличивать траты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *