Подлежит ли сервитут обязательной государственной регистрации?

Согласно ст.74 ГК РФ сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок (правообладателем земельного участка).

Соглашение оформляется письменно. При этом согласно ч.6 ст.1 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015г. «О государственной регистрации недвижимости», а также п.3 ст.274 ГК РФ, п.17 ст.23 ЗК РФ сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Без регистрации сервитут нельзя считать установленным
Согласно п.3 ст.274 ГК РФ если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке.
Сервитут может быть установлен, только если отсутствует иная возможность для удовлетворения нужд лица, в пользу которого устанавливается сервитут, а собственник земельного участка, обремененного сервитутом, не лишится возможности использовать его по назначению
Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости
Правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.
При наличии спора относительно размера платы за сервитут он может быть определен в судебном порядке, в том числе путем назначения соответствующей экспертизы.
Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
В случае, если заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, допускается при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, к документам, представляемым для проведения государственной регистрации сервитута, прилагается согласие указанных органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.
В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, или и собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, и лица, в пользу которого установлен сервитут, в реестр прав на недвижимость вносятся:
запись о вещном праве — государственной регистрации сервитута как вещного права;
запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута как ограничении права и обременении объекта недвижимости.
В случае установления публичного сервитута на земельный участок в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

1. Цель установления сервитута

Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний (прилегающий) земельный участок или иной объект недвижимости, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, строительства, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Условия установления: когда это является единственным способом обеспечения необходимых потребностей собственника недвижимости, не создает существенных неудобств для собственника земли.

2. Стороны, которые вправе требовать установления сервитута

С требованием об установлении вправе обратиться собственник земли либо иного объекта недвижимого имущества, а также требовать установления сервитута могут обладатели земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Лица, использующие недвижимое имущество на основании иных (арендных и т.п.) прав не вправе требовать его установления. Их права на проход/проезд защищаются иным способом (иск об устранении препятствий пользования).

3. Обременение недвижимого имущества сервитутом

Этот процесс осуществляется следующим образом:

  • правообладатель земельного участка (объекта капитального строительства), предложить собственнику обременяемого объекта заключить соответствующее соглашение (возможна и обратная ситуация, когда собственник обременяемого объекта сам предлагает заключить соглашение об установлении такого обременения;
  • условия соглашения: собственник обременяемого недвижимого имущества обязуется за плату предоставить данное имущество для указанных нужд правообладателя соседнего земельного участка или объекта недвижимости. Такое соглашение должно содержать условия о сфере действия сервитута, размере платы за сервитут, правах и обязанностях сторон и др. С момента регистрации указанного соглашения в ЕГРП сервитут считается установленным, а соглашение о его установлении — вступившим в законную силу.

Если правообладатель (или кто либо из сторон, например, собственник объекта капитального строения) отказывается подписывать отдельное соглашение, или у сторон возникли какие-либо непреодолимые разногласия по согласованию и заключению соглашения об установлении такого обременения, дальнейший спор разрешается в судебном порядке.

После вступления в законную силу решения суда об установлении сервитута, право ограниченного пользования земельным участком или иным недвижимым имуществом, подлежит регистрации в ЕГРП на основании вынесенного судебного акта.

4. Плата за сервитут. Оценка размера платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник земли, с подобным обременением, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых оно установлено, если иное не предусмотрено федеральным законом

5. Прекращение сервитута

Как правило серв-тут устанавливается бессрочно (законом допускается и его установление на определенный срок). Право ограниченного пользования прекращается по истечению установленного соглашением срока.

Основания прекращения:

  • по соглашению собственников имущества;
  • при отпадении обстоятельств, являвшихся причиной установления сервитута по требованию любого из собственников имущества;
  • по требованию собственника земельного участка, если земельный участок (объект недвижимости) в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением.

6. Иск об установлении сервитута: особенности

Спор между правообладателями земельных участков иных объектов недвижимости, который препятствует подписанию отдельного соглашения, разрешается в суде, в результате чего, спорное обременение устанавливается в судебном порядке. В ходе судебного разбирательства лицо, обратившемуся с требованиями об установлении обременения (истец), должен доказать невозможность удовлетворения его потребностей иным образом, кроме как путем наделения его ограниченным правом пользования чужим земельных участком (объектом недвижимости).

При рассмотрении судебного спора, суд не связан доводами сторон об условиях данного обременения, поэтому суд вправе самостоятельно определить оптимальные условия для него, в том числе маршрут проезда и прохода, который бы не только соответствовал интересам истца, но и был бы наименее обременительным для собственника земли. По отдельным вопросам определения соразмерной платы, суд может назначить экспертизу.

7. Защита прав собственника, чье недвижимое имущество обременятся сервитутом

Случаются ситуации, когда правообладатели недвижимого имущества злоупотребляют своим правом на установление сервитута стараясь заключить такое соглашение по заниженной цене или осуществляют иные действия на невыгодных, для правообладателя обременяемого объекта, условиях.

В таких случаях установление этого обременения осуществляется в судебном порядке. Суд учитывает интересы правообладателя земельного участка (объекта недвижимости), обременяемого таким образом, и в целях определения соразмерной платы, назначается судебная экспертиза в оценочных учреждениях. Но в любом случае суды должны определить наименее обременительный для ответчика способ установления подобного обременения.

8. Публичный сервитут. Установление сервитута по требованию органов государственной власти или местного самоуправления

Законом предусмотрено установление серв-тута для публичных нужд. В этом случае собственник обременяемого объекта вправе требовать соразмерную плату за такое обременение только в том случае, если его установление для публичных нужд приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (объекта недвижимости).

Если, в данном случае, установление подобного публичного обременения приводит к невозможности использования земельного участка его правообладатель может требовать изъятия (выкупа), у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Для публичных нужд он может быть установлен исключительно для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

Расчет соразмерной платы за установление сервитута

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник объекта недвижимости, обремененного серв-тутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом в отношении публичного сервитута право требовать соразмерную плату возможно только в том случае, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Иными словами лицо, в пользу которого установлено обременение, обязано осуществлять его оплату собственнику обременяемого объекта.

Плательщики за такое обременение (например, частный серв-тут), являются собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых серв-тут установлен.

В соответствии с п. 2.1. Методических рекомендаций плата должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления такого обременения. Таким образом, соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы равна размеру убытков, причиненных собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав.

Расчет платы за сервитут

Величина соразмерной платы за серв-тут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав и рассчитывается путем сложения:

  • размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — реального ущерба);
  • упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее — упущенной выгоды);
  • убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Согласно п. 1.6. и п. 1.7. Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сер-тут, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.03.2004, выплата может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который установлено подобное обременение. Вид выплаты может быть установлен соглашением о серв-туте, решением суда или нормативным правовым актом, которым серв-тут установлен.

Размер платы за сервитут. Изменение стоимости

Размер платы может изменяться в течение срока, на который он установлен, в случаях и в порядке, установленных ГК РФ и ЗК РФ:

  • размер соразмерной платы может быть изменен по причинам существенного изменения обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соответствующего соглашения;
  • увеличения или уменьшения ограничений прав собственника земельного участка с этаким обременением по истечении определенного срока после его установления;
  • увеличения или уменьшения сферы действия данного обременения;
  • размер соразмерной платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон, которым вносятся изменения в соглашение в части размера соразмерной платы;
  • размер соразмерной платы за публичный сервитут может быть изменен принятием органом государственной власти или органом местного самоуправления нормативного правового акта, изменяющего нормативный правовой акт, которым это обременение было установлено, в части размера стоимости;
  • размер стоимости за частный и публичный сервитут может быть изменен решением суда, которым вносятся изменения в соглашение или в нормативный правовой акт, по основаниям, установленным ГК РФ и ЗК РФ).

Иными словами стоимость должна быть соразмерна материальной выгоде, которую могло получить это лицо (собственник земельного участка), если бы земельный участок был без подобного обременения (например, возможной выгоде от предоставления части участка, используемого для проезда и прохода, в аренду третьим лицам).

На размер платы влияют характер и интенсивность использования земельного участка лицом, в интересах которого установлено такое обременение. В плату за право проезда/прохода допустимо включать расходы собственника обремененного участка затраты на обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание дорожного покрытия в надлежащем техническом состоянии и т.д.



Необходимость в понимании, чем отличается аренда от сервитута, заключается в том, что на практике ввиду неразработанности гражданского законодательства в области регулирования сервитутных отношений часто возникает вопрос о возможности или невозможности применения к данным общественным отношениям в случае доведения их до судебных споров аналогии закона, а именно нормы главы 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующие арендные взаимоотношения.

Применение аналогии закона предусмотрено пунктом 1 статьи 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому к отношениям, которые прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

Вопрос как раз и возникает в том, противоречит ли применение норм аренды существу отношений, связанных с правами и обязанностями по сервитуту. Для этого нужно проанализировать их основные сходства и различия.

Первое, на что нужно обратить внимание, это на расположение статей об аренде и о сервитуте в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Нормы о сервитуте располагаются в первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, в разделе II «Права собственности и другие вещные права», в главе 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».

Пункт 1 статьи 216 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что сервитут наряду с правом собственности является вещным правом.

В свою очередь нормы об аренде располагаются во второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации, в разделе IV «Отдельные виды обязательств», в главе 34 «Аренда».

Таким образом, очевидным различием аренды и сервитута является не только их отнесение к разным главам, но и разделам и даже частям Гражданского Кодекса Российской Федерации. Но большую значимость имеет то отличие, что сервитут относится к вещным правам, а аренда — к обязательствам.

Рассмотрим, как законодатель определяет эти два правовых института.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно статье 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Законодатель не дает нам точных определений аренды и сервитута, однако указывает на существенные для них признаки через формулировку реализации соответствующих правомочий.

Как видно, статья 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации именует стороны арендных отношений как арендодатель или наймодатель и арендатор или наниматель.

Статьи о сервитуте не дают наименований сторонам сервитутных отношений, однако теория гражданского права их называет как сервитуарий (лицо, в пользу которого установлен сервитут) и собственник или реже сервитутодатель (собственник, обремененного сервитутом земельного участка) .

Аренда всегда носит добровольный порядок, в соответствии с которым на данные взаимоотношения распространяются положения о свободе договора. Понуждение к заключению договора не допускается, стороны определяют условия самостоятельно в соответствии со своим интересом в заключении данной сделки.

Сервитут лишь относительно и в очень малой степени доброволен. Сама формулировка в пункте 1 статьи 247 Гражданского Кодекса Российской Федерации подчеркивает, что он устанавливается по требованию одной из сторон. Пункт 3 данной статьи лишь позволяет другой стороне лишь только установить сервитут по соглашению сторон, в ином случае спор будет передан на рассмотрение суда.

Согласно пункту 4 статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации сервитут может быть срочным или постоянным. По общему правилу он является постоянным, если иное не установлено договором или не отпадут основания, по которым он был установлен.

В соответствии со статьей 610 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Также законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Ввиду вышеизложенного существенные отличия между арендой и сервитутом также наблюдаются в сроках.

Аренда в большинстве случаев устанавливается на ограниченный срок, на что акцентируют соответствующие нормы, сервитут же как правило носит постоянный характер, так как если иное не будет установлено договором, он будет действовать до тех пор, пока не отпадут основания его установления и то, если прекращения сервитута в этом случае потребует собственник земельного участка .

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами («Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)).

Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Таким образом, по сути плата за сервитут носит компенсационный характер, однако компенсация предусмотрена не во всех случаях. Согласно пункту 7 статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям. Признак существенности является оценочным и очень размытым, в связи с чем суды не всегда могут учесть все обстоятельства, чтобы вынести справедливое решение о компенсационных выплатах за сервитут.

Плата за аренду представляет собой встречное предоставление, без которого бы возникало неосновательное обогащение со стороны арендатора. Встречность предоставления означает равнозначность между выполняемыми обязательствами и суммой уплаты за их исполнение.

В соответствии со статьями 274 и 277 Гражданского Кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается только на недвижимое имущество (земельный участок, здания, сооружения и прочее).

Аренда же в этом плане практически безгранична, она может быть установлена как на движимые, так и на недвижимые вещи, за исключением потребляемых, что устанавливает пункт 1 статьи 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В связи с этим круг объектов сервитутных и арендных прав также не совпадает, в чем также заключается существенное отличие.

Таким образом, основываясь на вышеизложенных различиях, имеющих существенное значение для определения противоречия или непротиворечия применения норм, регулирующих арендные отношения, сущности сервитута, можно сделать очевидный вывод, что аналогия закона здесь неприменима. На таких же позициях стояли суды всех трех инстанций по делу № А12–15922/2017, однако в мотивировочной части этого не отразили, возможно опасаясь формирования соответствующей судебной практики.

Литература:

3. Под ред. Гонгало Б. М.. Гражданское право: Учебник. — М.: Статут, 2017. — 511 с.;

4. Микрюков В. А., Микрюкова Г. А. Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалавров. — М.: Статут, 2016. — 127 с.

Росреестр разъясняет: как поставить на кадастровый учет земельный участок с сервитутом

Управление Росреестра по Пермскому краю продолжает цикл информационных сообщений о причинах, которые могут послужить основанием для приостановления или отказа в регистрации прав на недвижимое имущество.

Ниже пойдет речь об особенностях кадастрового учета и регистрации сервитута.

Сервитутом является право ограниченного пользования собственником недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) соседним земельным участком, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Порядок установления сервитута в отношении участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, требования к содержанию соглашения об установлении сервитута определены главой V.3 Земельного кодекса РФ.

По общему правилу сервитут подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, а значит, земельный участок или часть участка, в случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, должны быть поставлены на кадастровый учет. Кадастровый учет указанной части и регистрация сервитута не требуются, если сервитут устанавливается на срок до трех лет и об этом достигнуто соглашение между сторонами соглашения об установлении сервитута (п.4 ст.39.25 Земельного кодекса РФ).

Лицо, заинтересованное в установлении сервитута (собственник либо арендатор), должно представить в уполномоченный орган (орган, осуществляющий полномочия по распоряжению соответствующим земельным участком) заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

После получения им от уполномоченного органа уведомления о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложения о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, указанное лицо обеспечивает проведение кадастровых работ (заключает договор с кадастровым инженером, которым подготавливается межевой план для осуществления кадастрового учета той части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут) и обращается в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении учета части земельного участка (п.5 ст.39.26 Земельного кодекса РФ).

После кадастрового учета части земельного участка заключается соглашение об установлении сервитута, которое является основанием для регистрации сервитута.

Таким образом, кадастровый учет части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сформированной в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению лица, заинтересованного в установлении такого сервитута, которым получено от уполномоченного органа вышеуказанные уведомление или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута.

Если с заявлением о кадастровом учете обращаются ненадлежащие лица, т.е. лица, чье право на указанное обращение не следует из положений ст.15 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных федеральных законов, то это является самостоятельным основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.

Пресс-служба Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Пермскому краю

Светлана Пономарева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *