Полномочия верховный суд РФ

Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью (включая военные и специализированные федеральные суды) и дающий разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ наряду с Президентом РФ, ФС РФ, Правительством РФ, а также др. судами РФ осуществляет государственную власть в стране. ВС РФ является субъектом права законодательной инициативы по вопросам своего ведения. Полномочия, порядок образования и деятельности, структура ВС РФ определены Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февр. 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции. В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат ФС РФ, Правительства РФ, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков); об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии с ст. 85 Конституции РФ; о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов; др. дела, отнесенные федеральными законами к подсудности ВС РФ.

ВС РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в случае выдвижения ГД соответствующего обвинения и постановки вопроса об отрешении Президента РФ от должности; направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ федеральных законов и др. нормативных актов.

ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума, Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по административным делам; Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда РФ: дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства РФ в целях обеспечения единства судебной практики; использует принадлежащее Верховному Суду РФ право законодательной инициативы по вопросам его ведения; утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу; ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда РФ на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по др. вопросам, предусмотренным законом; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда РФ и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ о деятельности судебных коллегий Верховного Суда РФ и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда РФ; утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ Регламент Дисциплинарного судебного присутствия; утверждает Регламент Верховного Суда РФ; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, его заместители и судьи ВС РФ. Члены Президиума ВС РФ из числа судей утверждаются СФ РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Президиум в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты, а также осуществляет иные полномочия.

Судебный департамент при ВС РФ и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции, мировой юстиции и органов судейского сообщества.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА ТРЕТЬЕГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 1

г. Сочи 13 сентября 2019 г.

Об утверждении Регламента

Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

В соответствии с частью 3 статьи 23.12 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», президиум Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

постановляет:

Утвердить и ввести в действие с 1 октября 2019 г. Регламент Третьего апелляционного суда общей юрисдикции.

Председатель суда Е.Б. Кузин

Утверждено

постановлением президиума

Третьего апелляционного суда

общей юрисдикции

№ 1 от 13 сентября 2019 г.

РЕГЛАМЕНТ

ТРЕТЬЕГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

1. Общие положения

Регламент Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (далее — Регламент) регулирует вопросы организации деятельности Третьего апелляционного суда общей юрисдикции (далее – Третий апелляционный суд, суд).

Регламент разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность судов общей юрисдикции, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов.

Третий апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действует пределах территории соответствующего судебного апелляционного округа и рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на принятые в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу судебные акты:

— Верховного Суда Республики Адыгея (Адыгея);

— Верховного Суда Республики Дагестан;

— Верховного Суда Республики Ингушетия;

— Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики;

— Верховного Суда Республики Калмыкия;

— Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики;

— Верховного Суда Республики Крым;

— Верховного Суда Республики Северная Осетия — Алания;

— Верховного Суда Чеченской Республики;

— Краснодарского краевого суда;

— Ставропольского краевого суда;

— Астраханского областного суда;

— Волгоградского областного суда;

— Ростовского областного суда;

— Севастопольского городского суда.

К компетенции суда также относятся дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Финансовое обеспечение деятельности суда осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

В своей деятельности суд руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями Пленума Верховного Суда и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, председателя суда и настоящим Регламентом.

В залах заседаний Третьего апелляционного суда размещается Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Местом постоянного пребывания суда является город Сочи (Краснодарский край).

Третий апелляционный суд является юридическим лицом ОГРН 1182375074573, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, юридический адрес: 354000, Краснодарский край, город Сочи, улица Советская, дом 26 корпус А.

В Третьем апелляционном суде действуют органы судейского сообщества – общее собрание судей Третьего апелляционного суда общей юрисдикции.

2. Руководство суда

Руководство Третьим апелляционным судом осуществляет председатель суда и заместители председателя суда.

2.1. Полномочия председателя суда

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи Третьего апелляционного суда и процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил и осуществляет контроль за их выполнением;

3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

5) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

6) организует работу по повышению квалификации судьями Третьего апелляционного суда, прохождению судьями нижестоящих судов общей юрисдикции стажировки в Третьем апелляционном суде, работу по повышению квалификации работниками аппарата суда, являющимися федеральными государственными гражданскими служащими;

7) вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации судей Третьего апелляционного суда общей юрисдикции, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

8) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;

9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

10) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

11) издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения;

12) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при их отсутствии – один из судей этого суда.

2.2. Полномочия заместителей председателя суда

Заместители председателя суда наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда, а также процессуальными полномочиями, установленными для заместителей председателя суда федеральными законами, осуществляют полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленных председателем суда, в частности:

1) осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий в качестве председателей судебных коллегий;

2) председательствуют в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;

3) информируют председателя суда и президиум суда о деятельности соответствующих судебных коллегий;

4) организуют работу по обобщению судебной практики для представления ее результатов на рассмотрение президиума суда;

5) участвуют в организации работы по повышению квалификации судьями Третьего апелляционного суда, прохождению судьями нижестоящих судов общей юрисдикции стажировки в Третьем апелляционном суде, в работе по повышению квалификации работниками аппарата суда, являющимися федеральными государственными гражданскими служащими;

6) контролируют исполнение сотрудниками аппарата суда поручений председателя суда;

7) осуществляют контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка;

8) участвуют в работе комиссий суда;

9) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия председателя Третьего апелляционного суда по поручению председателя суда его полномочия осуществляет один из его заместителей.

3. Состав Третьего апелляционного суда

Третий апелляционный суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам.

3.1. Президиум суда

Порядок формирования и полномочия

Президиум суда состоит из 5 судей, в том числе, председателя, заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности.

Члены президиума суда из числа судей Третьего апелляционного суда общей юрисдикции утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя суда.

Президиум суда:

1) утверждает по представлению председателя суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам, судебной коллегии по уголовным делам из числа судей Третьего апелляционного суда;

2) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

3) рассматривает вопросы работы аппарата суда;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

3.1.1. Порядок работы президиума суда

Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости, в том числе, в соответствии с планом работы суда.

О времени и месте заседания президиума суда и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены президиума суда и приглашенные лица уведомляются заблаговременно.

Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда.

В заседаниях президиума суда председательствует председатель суда, а в его отсутствие – один из его заместителей.

В заседании президиума суда ведется протокол, в котором должно быть отражено:

– время и место заседания, сведения о явке членов президиума суда, а также сведения о других лицах, приглашенных на заседание;

– перечень вопросов, включенных в повестку заседания;

– вопросы, поставленные на голосование, и результаты голосования;

– принятые президиумом суда решения.

Заседания президиума суда проводятся в зале, в котором размещаются государственные символы Российской Федерации: Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации.

Организационное, документационное и информационное обеспечение работы президиума осуществляет секретарь президиума суда, который назначается председателем суда.

Вопросы, предлагаемые к внесению на рассмотрение президиума суда, оформляются служебными записками на имя председателя суда, в случаях, установленных федеральными законами – представлениями председателя суда или лица, его замещающего.

Председатель суда формирует повестку заседаний президиума, определяет круг приглашенных в заседание лиц, а также вправе вносить на рассмотрение президиума суда вопросы, относящиеся к компетенции президиума.

Материалы к рассмотрению на заседании президиума суда передаются секретарю президиума для проведения мероприятий по подготовке заседаний, ознакомления с ними членов президиума суда.

Очередность рассмотрения президиумом суда вопросов определяется повесткой заседания, которая может быть изменена президиумом суда.

Заседания президиума суда являются открытыми и могут проводиться с использованием систем видеоконференц­-связи.

Для рассмотрения наиболее важных и актуальных вопросов, в том числе, по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, организационному обеспечению деятельности суда, а также подведению итогов работы суда могут проводиться расширенные заседания президиума суда.

Лица, приглашенные на заседание президиума суда, обязаны соблюдать установленный в заседании порядок.

Лица, присутствующие в заседании президиума суда, вправе участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов согласно повестке заседания, давать пояснения после предоставления им слова председательствующим в заседании, имеют право фиксировать ход заседания письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения председательствующего.

Решения принимаются президиумом суда в форме постановлений открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.

На основании постановления президиума суда по вопросам организации работы суда председатель суда может издавать приказы и распоряжения.

Контроль выполнения поручений президиума суда по рассматриваемым вопросам осуществляется лицами, назначенными председателем суда.

3.2. Коллегии и судебные составы судебных коллегий

3.2.1. Порядок формирования и полномочия

судебных коллегий

Судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по административным делам и судебная коллегия по уголовным делам формируются из числа судей Третьего апелляционного суда по представлению председателя суда.

Составы судебных коллегий утверждаются президиумом суда.

Судебную коллегию по гражданским делам, судебную коллегию по административным делам и судебную коллегию по уголовным делам возглавляют председатели судебных коллегий.

Председатель суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии рассматривают:

— дела по апелляционным жалобам, представлениям на судебные акты действующих в пределах территории судебного апелляционного округа верховных, краевых, областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу;

— дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией апелляционного суда общей юрисдикции.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

3.2.2. Судебные составы судебных коллегий

Судебные составы формируются из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, и специализируются на рассмотрении отдельных категорий дел.

Судебные составы и их председатели из числа входящих в них судей утверждаются президиумом суда.

Председатель судебного состава наряду с осуществлением полномочий судьи:

— осуществляет полномочия по организации работы возглавляемого им судебного состава и председательствует в судебных заседаниях;

— организует работу по обобщению судебной практики в судебном составе;

— осуществляет контроль за деятельностью работников аппарата суда, закрепленных за соответствующей судебной коллегией, соблюдением служебной дисциплины, правил внутреннего распорядка, требований должностных регламентов и инструкций, а также установленного порядка работы со служебными документами;

— осуществляет контроль за соблюдением установленных законом сроков при рассмотрении и разрешении дел в соответствующем судебном составе;

— информирует председателя соответствующей судебной коллегии о деятельности судебного состава;

— выполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Судьи Третьего апелляционного суда

Судьями Третьего апелляционного суда являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Порядок назначения на должность и прекращения полномочий судьи установлен Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Судья наряду с осуществлением полномочий по отправлению правосудия выполняет также и другие функции по реализации полномочий суда общей юрисдикции, установленных Федеральным конституционным законом «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», принимает участие в изучении и обобщении судебной практики, выполняет иные полномочия, предоставленные ему законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении дел судья обязан обеспечить правильное применение законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение установленных правил судебного делопроизводства.

Судья осуществляет непосредственное руководство работой помощника судьи, секретаря судебного заседания и других работников аппарата суда, обеспечивающих исполнение его полномочий.

5. Аппарат Третьего апелляционного суда

Аппарат Третьего апелляционного суда осуществляет организационное обеспечение деятельности суда по осуществлению правосудия.

Общее руководство деятельностью аппарата суда осуществляет председатель суда.

Аппарат суда состоит из структурных подразделений – управлений, отделов, не входящих в их состав должностей «помощник председателя суда», помощник заместителя председателя суда» и «помощник судьи», должностей, относящихся и не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

Структура аппарата суда, в том числе количество и наименование отделов, его организационное построение, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей, численность работников и штатное расписание определяются председателемсуда в пределах численности, штатного расписания и бюджетных ассигнований, согласованных с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и в соответствии с положениями Инструкции по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции.

В состав аппарата суда входят следующие структурные подразделения:

— секретариат председателя суда;

— управление делами;

— отдел обеспечения судопроизводства;

— отдел информатизации, судебной статистики, анализа и обобщения судебной практики;

— отдел государственной службы и кадров;

— отдел эксплуатации зданий и материально-технического обеспечения;

— финансово-бухгалтерский отдел.

Конкретные задачи, функции и направления деятельности структурных подразделений аппарата суда определяются соответствующими положениями, утверждаемыми председателем суда, инструкцией по судебному делопроизводству, применяемой в суде, приказами и распоряжениями председателя суда.

Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда осуществляет непосредственно председатель суда и (или) его заместители в соответствии с распределением обязанностей.

Непосредственное руководство структурными подразделениями аппарата суда, распределение функциональных обязанностей между работниками структурного подразделения осуществляется начальником соответствующего отдела или его заместителем исходя из возложенных на структурное подразделение аппарата суда задач и функций, а также в зависимости от его численного состава.

Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя суда.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем суда.

При осуществлении своей деятельности работники аппарата суда основываются на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, сохранения конфиденциальности информации и персональных данных, соблюдении Правил поведения работников аппарата суда, утвержденных Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27.04.2006 № 156, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники аппарата суда в пределах своих должностных обязанностей взаимодействуют с администратором соответствующего суда, осуществляющим полномочия на основании Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

6. Заключительные положения

Разбирательство дел в Третьем апелляционном суде открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Граждане (физические лица), представители организаций (юридические лица), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право присутствовать в судебном заседании, если судебное заседание не является закрытым.

Информация, связанная с рассмотрением дел в Третьем апелляционном суде, размещается на официальном сайте суда в сети Интернет.

Третий апелляционный суд в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и в установленном порядке в пределах своей компетенции рассматривает запросы граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти или органов местного самоуправления по вопросам организации деятельности суда, а также жалобы на действия (бездействие) работников аппарата суда.

Порядок пропуска в здание и служебные помещения суда установлен Положением о пропускном и внутриведомственном режимах в здании Третьего апелляционного суда.

Решение об утверждении, изменении и дополнении настоящего Регламента принимается президиумом Третьего апелляционного суда в установленном порядке.

Настоящий Регламент и вносимые в него изменения размещаются на официальном сайте суда в сети Интернет.

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

3.1. Пленум Верховного Суда
Порядок формирования и полномочия

Пленум Верховного Суда действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя Верховного Суда — председателей судебных коллегий Верховного Суда, указанных в части 2 статьи 3 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» (далее — заместители Председателя Верховного Суда), и судей Верховного Суда.

В заседаниях Пленума Верховного Суда по приглашению Председателя Верховного Суда вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, их заместители, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи иных судов и другие лица.

Пленум Верховного Суда:

рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации;

решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащего Верховному Суду Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам своего ведения;

обращается с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации;

избирает по представлению Председателя Верховного Суда секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда на трехлетний срок. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Верховного Суда неоднократно;

утверждает составы Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда (далее — судебные коллегии Верховного Суда) и переводы судей из одной судебной коллегии Верховного Суда в другую судебную коллегию Верховного Суда;

избирает по представлению Председателя Верховного Суда судей Апелляционной коллегии Верховного Суда из числа судей судебных коллегий Верховного Суда;

избирает по представлению Председателя Верховного Суда судей Дисциплинарной коллегии Верховного Суда из числа судей судебных коллегий Верховного Суда;

утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

утверждает по представлению председателя соответствующего суда количественный и персональный состав президиума кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам;

заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда — председателей судебных коллегий Верховного Суда, заместителя Председателя Верховного Суда — председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности соответствующих судебных коллегий Верховного Суда;

утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде и положение о нем;

ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) коллегии (коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта Российской Федерации, Суда по интеллектуальным правам, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *