Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей

Высшая квалификационная коллегия судей

Переход на сайт Высшей квалификационной коллегии судей РФ

Переход на сайт Квалификационной коллегии судей Нижегородской области

скачать: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ

Статья 17. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации:

1) рассматривает заявления кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представляет Президенту Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2) рассматривает заявления кандидатов на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.1) рассматривает предложения Председателя Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся представления Президенту Российской Федерации кандидатур судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации, и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.2) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и их заместителей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5) осуществляет квалификационную аттестацию судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации и районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

7) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

8) налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

9) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;

10.1) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;

12) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П положения статьи 19 признаны не противоречащими Конституции РФ и выявлен их конституционно-правовой смысл.

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации

1. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

2. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 1.3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 388-ФЗ;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 17.07.2009 N 157-ФЗ, от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Пожалуй, нет более закрытой от общественности темы, чем внутренняя работа судейского корпуса. Тайной за семью печатями до последнего времени оставалась деятельность квалификационной коллегии судей Саратовской области – этой святая святых судебной системы, призванной регулировать вопросы нравственной и профессиональной чистоты рядов. Что происходит на заседаниях коллегии? Кто эти люди, которым коллегия доверяет вершить наши судьбы? Насколько эти люди достойны быть судьями или некоторым от судейских полномочий лучше воздержаться и заняться чем-нибудь другим? Обо всем этом обществу оставалось лишь гадать, довольствуясь редкими и скупыми инфоповодами в СМИ. Однако благодаря, в том числе, работе нашего агентства, последовательно освещающего пороки и изъяны саратовской судебной системы, тайное потихоньку становится явным.

Тише едешь – дольше судишь?

ИА «Взгляд-инфо» стало единственным средством массовой информации, которому удалось получить аккредитацию в ККС области. Репортажи и новости, публикуемые с заседаний коллегии в режиме онлайн, пользуются огромной популярностью среди пользователей нашего портала. И это неудивительно.

На наш взгляд, внимание к подобным публикациям является своего рода выражением общественного запроса на открытость, прозрачность формирования судейского корпуса, доступность и качество правосудия. Есть ощущение, что по всему этому общество уже давно изголодалось. Любая новость «оттуда» воспринимается на ура. Достаточно вспомнить сообщения о привлечении к дисциплинарной ответственности Ярослава Яворека, обсуждение откровенных фото судьи Ирины Бабуриной, проведение закрытого заседания по назначению на должность федерального судьи Антона Протопопова.

Каким способом судебный корпус мог бы не на словах, а на деле повышать свою открытость? Очень просто, например, размещая информацию на своих официальных сайтах и в электронных СМИ. Тем более что этот способ информирования населения предусмотрен законом. Но на практике все выглядит несколько иначе. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить информационную активность, к примеру, Высшей квалификационной коллегии судей и коллегии Саратовской области.

Если обратиться к самой важной функции коллегии — рекомендации кандидатов на должности судей, то на сайте ВККС можно увидеть, что, начиная с 2011 года, публикуется информация по итогам каждого заседания.

Размещены все заключения как о рекомендации претендентов на вакантные должности, так и об отказе в рекомендации на должность.

Стоит отметить, что информация подается отнюдь не формально. В самих заключениях ВККС приводится подробный анализ всех личностных и профессиональных качеств кандидатов на должности, а также мотивы, по которым им отказывают в рекомендации на должность судьи.

В свою очередь, в аналогичном разделе официального сайта ККС Саратовской области за тот же период размещено только два (!) заключения о рекомендации на должность мировых судей и ни одного заключения в отношении судей федеральных судов.

Анализ количества размещенных решений в других подразделах этих двух официальных сайтов позволяет сделать вывод о том, что соотношение отнюдь не в пользу Саратовской области.

Сама коллегия в ответах на обращения, в том числе и нашего информационного агентства, объясняла факт отсутствия опубликованных решений требованиями законодательства о персональных данных.

Персоны и их суперсекретные данные

В этой связи интересной является позиция председателя ВККС РФ Николая Тимошина, озвученная в докладе на семинаре-совещании с председателями квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации.

В частности, было отмечено, что «публикация решений ККС и судебных актов в интернете — это развитие принципа гласности, открытости, один из сопутствующих факторов упрочения независимости судей и судов. Это обусловлено и рядом законодательных норм, в том числе Законом об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Мы отдаем приоритет гласности, открытости нашей деятельности. Во-вторых, наши решения не могут создать угрозу для безопасности персональных данных, поскольку характер этих данных сам по себе органично публичный, что обусловлено публичностью самой деятельности судьи. И, в-третьих, превентивный, профилактический эффект публикаций может возникнуть только в насыщенной конкретными фактами информационной среде, которая позволяет читателю или пользователю сайта примерить описанное в решении квалификационной коллегии на себя. Важно ведь, чтобы общество не просто знало, что квалификационные коллегии работают, а видело, как и над чем конкретно коллегии работают», — заявил господин Тимошин.

Казалось бы, его слова предельно ясно дают понять направление и вектор развития органов судейского сообщества и не оставляют никаких вопросов по поводу персональных данных, на которые так любят ссылаться саратовские судьи.

Но, по всей видимости, в деятельности квалификационной коллегии судей Саратовской области действуют некие иные правила и подходы. Складывается впечатление, что отсутствие в обществе полной информации о деятельности коллегии является некой нормой и даже условием функционирования судебной системы.

Опасность имитации

Примечательно, что и сами кандидаты на должности судей, являющиеся выходцами из судебной системы, также заявляют ходатайства о проведении заседаний квалификационной коллегии в закрытом режиме, мотивируя это нежеланием разглашать свои персональные и биографические данные. К ним относятся и Антон Протопопов, и Наталья Афанасьева и другие.

Какие данные на самом деле хотят скрыть кандидаты, остается только догадываться. Возможно, госпожа Афанасьева не желала афишировать то, что та же самая коллегия три раза отклоняла ее кандидатуру на должность судьи арбитражного суда, в то время, когда она работала в нем помощником судьи, а после перевода в областной суд сразу же подошла на должность мирового судьи.

Мировой судья Антон Протопопов, присутствуя на заседании в качестве кандидата на должность судьи Красноармейского городского суда, тоже, видимо, предпочел скрыть от внимания СМИ некоторые данные своей биографии.

Примечателен и сам подход квалификационной коллегии судей к проведению закрытых заседаний. Действующее Положение о порядке работы квалификационных коллегий предписывает, что заседания проводятся, как правило, открыто. Предусмотрено, что закрытое заседание проводится в случае необходимости сохранения государственной тайны, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Кроме того, заседание могут закрыть по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается представление либо обращение, а также по мотивированному ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его представителя.

Примечателен и сам подход квалификационной коллегии судей к проведению закрытых заседаний. Действующее Положение о порядке работы квалификационных коллегий предписывает, что заседания проводятся, как правило, открыто.

Предусмотрено, что закрытое заседание проводится в случае необходимости сохранения государственной тайны, в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Кроме того, заседание могут закрыть по ходатайству судьи, в отношении которого рассматривается представление либо обращение, а также по мотивированному ходатайству Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его представителя.

Какие из этих оснований усматривала коллегия при рассмотрении ходатайств о проведении закрытых заседаний и чьи охраняемые права и законные интересы могли быть нарушены, неизвестно.

Справедливо будет отметить, что аналогичные заседания ВККС проходят в присутствии представителей прессы.

Председатель ВККС РФ Николай Тимошин в вышеуказанном докладе также отметил: «Очевидно, что еще одним резервом для успешной работы на информационном поле является взаимодействие со средствами массовой информации, как печатными, так и электронными. Мы не можем диктовать прессе, о чем писать и как писать. Но находить с прессой взаимопонимание надо, и одно из средств для этого – аккредитация журналистов при коллегиях.

ВККС несколько лет назад приняла Положение об аккредитации и провела ее, что позволило оптимизировать взаимодействие с прессой, упростить решение организационных вопросов и существенно повысить уровень взаимодействия, поскольку довольно частые контакты членов ВККС с журналистами этому взаимопониманию серьезно способствуют».

Подобное отношение к СМИ и к вопросу проведения закрытых заседаний в корне отличает Саратовскую область от федерального центра, что, как надеется редакция, обратит на себя внимание со стороны общества, Верховного Суда и ВККС РФ.

А наше агентство доведет до указанных инстанций свою позицию в развернутом обращении.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *