Понятие правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Введение

Для земель сельскохозяйственного назначения в силу их значимости для обеспечения жизнедеятельности человека установлен режим особой охраны.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения включает в себя нормы, регулирующие отношения по использованию земель в зависимости от целей сельскохозяйственного использования, региона использования и качества земель; по определению порядка использования земель различными субъектами сельскохозяйственной деятельности; в области оборота, в том числе приватизации земель сельскохозяйственного назначения; по обеспечению охраны земель сельскохозяйственного назначения; нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение законодательства об использовании сельскохозяйственных земель.

Земли сельскохозяйственного назначения

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения — это земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, и включают в свой состав:

— сельскохозяйственные угодья;

— земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса).

Отнесение таких земель к категории сельскохозяйственного назначения возможно только в том случае, если они не находятся в пределах черты поселений. С момента включения их в черту поселений на эти земли распространяется правовой режим земель населенных пунктов. Такие земли носят название земель не сельскохозяйственного назначения, а сельскохозяйственного использования.

Следует учитывать, что фактическое использование земельного участка для производства сельскохозяйственной продукции еще не повод для отнесения его к категории земель сельскохозяйственного назначения, если об этом не указано в правоустанавливающем документе (например, земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства или для дачного строительства, могут быть использованы для выращивания сельскохозяйственных культур). Однако неиспользование земельного участка по целевому назначению, указанному в правоустанавливающем документе, является правонарушением.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он устанавливает условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям (ст. 82 Земельного кодекса).

Указанный Закон не распространяется на земли, предоставляемые для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, поскольку порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для этих целей устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (п. 2 ст. 81 Земельного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

По функциональному назначению земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на две группы: сельскохозяйственные угодья (пастбища, сенокосы, пашня, многолетние насаждения) и несельскохозяйственные угодья (лесопосадки, лесопокрытые, водопокрытые территории, дороги, постройки, сооружения и т.п.).

Субъектами земельных правоотношений, в том числе по использованию земель сельскохозяйственного назначения, могут быть:

— граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

— хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

— некоммерческие организации, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

— казачьи общества;

— опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

— общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Граждане приобретают земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

Однако права граждан на землю могут быть ограничены: граждане лишены права владеть землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобретать земельные участки в собственность в размере более установленных предельных норм, использовать их способами, противоречащими требованиям законодательства, и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права на землю с гражданами Российской Федерации, за исключением права на земельную собственность. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц или лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Законодательство вводит условия ограничения предельных минимальных и максимальных размеров земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности юридического лица, в том числе и коммерческой сельскохозяйственной организации. Минимальные и максимальные размеры участков в этих случаях устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно статье 3 Земельного кодекса РФ сделки с земельными участками совершаются по правилам гражданского законодательства, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Отношения купли-продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения урегулированы ст.ст. 8 и 9 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

5) включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты), при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования, при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Строительство на землях сельскохозяйственного назначения

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п.п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).1

Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями) принадлежат особой охране. Они не используются для строительства — для несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.

Для строительства линий электропередач, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным образом вдоль автомобильных дорог и границ полей севооборотов.

Ответственность за нарушение режима охраны земель сельскохозяйственного назначения

В зависимости от совершенного противоправного деяния выделяют следующие виды ответственности:

1) гражданско-правовая;

2) дисциплинарная;

3) административная;

4) уголовная.

Так, согласно ст. 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 76 ЗК РФ предусматривает, что юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 57 ЗК РФ государство и муниципальные образования обязаны возмещать ущерб, причиняемый изъятием земельных участков для государственных или муниципальных надобностей. Эти случаи определяются как правомерно причиняемый ущерб.

Гражданско-правовая ответственность наступает в виде: возмещения вреда при самовольном занятии земельного участка, находящегося в чьем-либо пользовании, землепользователю; возмещения убытков пользователям земли (собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам).

Право собственников, а также владельцев, не являющихся собственниками, но владеющих имуществом на основании закона или договора защищаются прежде всего вещно-правовыми способами, то есть предъявлением виндикационного (об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения) и негаторного иска (об устранении нарушений, не связанных с лишением владения) (ст.ст. 301, 304 ГК РФ).

Дисциплинарная ответственность установлена ТК РФ.

Административная ответственность наступает за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ). так, согласно п. 1.1. ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Уголовная ответственность установлена УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли (ст. 254 УК РФ), т.е. за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, если данные деяния повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Продажа и покупка земель сельскохозяйственного назначения

Порядок купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения урегулирован ст. 8 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Главной особенностью такой сделки является то, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается. Исключение: случаи продажи с публичных торгов.

Некоторые субъекты РФ отказались от преимущественного права покупки, другие предоставили его муниципальным образованиям. Есть и такие, которые установили в своих законах, что при отказе субъекта РФ от преимущественного права покупки, оно переходит к муниципальному образованию. Однако из смысла п. 1 ст. 8 ФЗ «Об обороте земель…» следует, что двойное преимущественное право покупки не допускается.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием:

-цены – она определяется исключительно по усмотрению продавца;

— размера;

— местоположения земельного участка;

— срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней).

Данный перечень является закрытым и представляет собой существенные условия договора купли-продажи участка.

Следует учесть, что в соответствии со ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Отметим, что данное извещение является офертой. Так, согласно ст. 435 ГК офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной. Согласно ст. 436 ГК полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При этом в случае изменения существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение в соответствии с правилами ст. 8 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения сделка по продаже участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна. Согласно ст.ст. 166, 167 ГК ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом; требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе; недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения; при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке в натуре, а если в натуре невозможно — в деньгах. Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (п. 1 ст. 181 ГК).

Отметим, что ст. 8 ФЗ «Об обороте земель…» устанавливает правила только для сделки купли-продажи участка. Соответственно публичное образование не имеет преимущественного права покупки, например, при дарении участка.

Права муниципальных образований

    1. Муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на земельный участок, сформированный в счет невостребованных земельных долей (п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Указанное требование будет удовлетворено только при наличии сведений об отсутствии наследников после смерти собственников невостребованных земельных долей.

    2. Земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника в судебном порядке, если он не используется более трех лет по целевому назначению или используется с нарушением требований законодательства (ст. 6 Закона «Об обороте земель…»);

    3. преимущественное право покупки субъекта РФ или муниципального образования (ст. 8 ФЗ «Об обороте земель…»).

В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» Ст.1 п/п в) предусматривает:
в) дополнить пунктами 4 — 11 следующего содержания:
«4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основываясь на ФЗ от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
С изменениями и дополнениями от:
7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г., 7 марта, 18 июля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 13 мая, 3, 30 декабря 2008 г., 8 мая 2009 г., 28, 29 декабря 2010 г., 25, 29 июня 2012 г., 7 июня 2013 г.
Ст.6,п.4: «4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

1 Письмо Минэкономразвития РФ от 16 ноября 2011 г. N Д23-4740

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет» Кафедра экономики АПК ________________________________________________________________ УТВЕРЖДЕНО протокол № 8 методической комиссии Плодоовощного института от 21.03.2006 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ по изучению дисциплины «Экономика АПК» на практических и семинарских занятиях Специальность 110202 – Плодоовощеводство и виноградарство Мичуринск 2006 Мичуринск 2008 1 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Методические указания и задания разработаны доцентом, к.э.н. В.А. Мартыновым Рецензенты: Б.И. Смагин, доктор экономических наук, профессор, Ф.Г. Белосохов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ©Издательство Мичуринского государственного аграрного университета, 2008 2 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 I. Практические занятия 5 Тема 1. Земельные ресурсы и их использование в сельском хозяйстве 5 Тема 2. Производственные фонды сельского хозяйства и эффек- тивность их использования 11 Тема 3. Трудовые ресурсы и производительность труда в сель- ском хозяйстве 16 Тема 4. Себестоимость, рентабельность и ценообразование в сельском хозяйстве 19 Тема 5. Экономическая эффективность агротехнических меро- приятий в садоводстве и овощеводстве 21 Тема 6.Опреднление экономической эффективности капиталь- ных вложений на создание семечковых садов 24 Тема 7. Экономика производства овощей 25 Тема 8. Экономика садоводства 26 II. Семинарские занятия 28 Тема 1. Аграрная реформа на современном этапе 28 Тема 2. Сущность и структура аграрного рынка 28 III. Самостоятельная работа 29 3 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ВВЕДЕНИЕ В аграрном производстве России в настоящее время происходят зна- чительные структурные изменения, не всегда положительно влияющие на развитие сельского хозяйства. Современный уровень развития АПК не удовлетворяет потребности населения в продуктах питания, а многие от- расли промышленности — в сырье. В последние годы ухудшились многие показатели экономической эффективности сельскохозяйственного произ- водства. Валовая продукция сельского хозяйства сократилась более чем на 45%, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности на 60%. За последние десять лет более 30 млн. гектаров земли вышло из хозяйст- венного оборота. В немалой степени это связано с недостаточным использованием, порой игнорированием требований объективных экономических законов. Переход страны к рыночной экономике ещё более усиливает важность по- знания и активного использования требований экономических законов развития общества. Каждый работник сельского хозяйства, особенно руко- водители сельскохозяйственных предприятий, фермеры и арендаторы, специалисты должны вести производство экономически грамотно и при- нимать обоснованные решения. Цель дисциплины – дать студентам теоретические знания и практи- ческие навыки в области экономики сельского хозяйства. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с программой по специальности 110202 – Плодоводство и виноградарство, с целью оказать методическую помощь во время практических и семинар- ских занятий, а также самостоятельной работы студентов. Задания составлены главным образом по материалам сводных годо- вых отчетов районов Тамбовской области, а также по нормативным пока- зателям. Значительное место в учебном пособии отводится изучению эко- номики овощеводства и садоводства. 4 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com I Практические задания Тема 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Земля является главным средством производства, которое не может быть создано вновь или заменено каким либо другим средством производ- ства. В повышении экономической эффективности сельского хозяйства важное значение имеет рациональное использование земли. Эффективность использования земельных фондов характеризуется количеством продукции и величиной дохода, получаемых с единицы пло- щади. Однако сельскохозяйственные угодья различаются по составу и плодородию, что оказывает влияние на эффективность сельскохозяйствен- ного производства. Задание 1. Определение структуры земельных фондов и сельскохо- зяйственных угодий. Земельным фондом называется общий размер земельной территории (включая площадь под водой), находящийся в расположении хозяйства, района, области, страны. Сельскохозяйственные угодья – это земли, систе- матически используемые для определенных производственных целей. К основным видам сельскохозяйственных угодий относят: пашню (посев, пар, огород), залежи (земли, ранее занимаемые пашней, но более года не используемые для посева или под пар), сенокосы, пастбища и многолетние насаждения. Процентное соотношение площадей различных угодий в составе об- щей земельной площади или площади сельскохозяйственных угодий назы- вается, соответственно, структурой земельных фондов и структурой сель- скохозяйственных угодий. Цель задания – рассчитать структуру земельного фонда и сельскохо- зяйственных угодий. Исходные данные. Для выполнения этого задания необходимо ис- пользовать сведения о площади земельных фондов из годовых отчетов предприятия: форма «Площадь садов, виноградников и других многолет- них насаждений», «Землепользование». Методика расчета. На основании данных годовых отчетов опреде- ляем структуру земельного фонда и сельскохозяйственных угодий. Форма для расчета приведена в таблице 1. 5 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Таблица 1 – Структура земельных фондов и сельскохозяйственных угодий в хозяйствах___________________________________ района Структура, % Площадь, Виды угодий земельного сельскохозяйственных га фонда угодий Общая земельная площадь 100 х Сельскохозяйственные 100 угодья из них: – пашня – сенокосы – пастбища многолетние насаждения – в том числе – семечковые – косточковые – ягодные целина, залежи Площадь леса х Пруды и водоемы х Приусадебные участки х Дороги х Болота х Прочие земли х Выводы: Задание 2. Определение экономической эффективности использо- вания сельскохозяйственных угодий. Под экономической эффективностью использования земли в сель- ском хозяйстве следует понимать уровень ведения производства на ней, который определяется количеством продукции с единицы площади. Для оценки экономической эффективности земли существует ряд показателей (натуральные, стоимостные, дополнительные). К натуральным показателям эффективности использования земли следует отнести: 1) урожайность сельскохозяйственных культур (ц с 1га) 2) производство основных видов продукции растениеводства в рас- чете на единицу земельной площади. Однако с помощью только натуральных показателей нельзя сделать обобщающей оценки экономической эффективности использования земли. Для этого следует применять стоимостные показатели: 1) производство валовой продукции сельского хозяйства или расте- ниеводства на единицу сельскохозяйственных угодий; 6 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 2) объем товарной продукции на единицу сельскохозяйственных уго- дий; 3) размер прибыли на единицу сельскохозяйственных угодий. Кроме того, важными дополнительными показателями, характери- зующими уровень использования земли, являются: 1) удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади; 2) удельный вес пашни в составе сельскохозяйственных угодий (распаханность земель); 3) удельный вес посевов в площади пашни. Цель задания – рассчитать эффективность использования земли в сельском хозяйстве. Исходные данные. Для выполнения задания используют данные го- довых отчетов предприятий: формы «Производство и себестоимость про- дукции растениеводства», «Реализация сельскохозяйственной продукции», «Землепользование». Методика расчета показателей эффективности использования зем- ли. Валовая продукция представляет собой весь объем произведенной продукции в отрасли за определенный период. Она состоит из валовой продукции растениеводства и валовой продукции животноводства. Вало- вая продукция растениеводства включает валовые сборы сельскохозяйст- венных культур с учетом побочной продукции, стоимость посадки много- летних насаждений, выращивания молодых многолетних насаждений и прироста незавершенного производства. Валовая продукция сельского хозяйства учитывается в натуральном и стоимостном выражении. В натуральных показателях она определяется по отдельным видам продукции. Стоимость валовой продукции рассчиты- вают в сопоставимых и фактически действующих (текущих) ценах (товар- ная ее часть – по ценам реализации, нетоварная – по себестоимости), а также по себестоимости. 1. Объем валовой продукции сельского хозяйства или растениевод- ства в расчете на единицу земельной площади: ВП Э= , S где Э – эффективность использования земли ВП – стоимость валовой продукции, руб. S – площадь сельскохозяйственных угодий, га 2. Объем товарной продукции сельского хозяйства в расчете на еди- ницу сельскохозяйственных угодий: ТП Э= , S где ТП – товарная продукция сельского хозяйства, руб. 7 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 3. Размер прибыли в расчете на единицу земельной площади: П Э= , S где П – прибыль, руб. 4. Произведено основных видов продукции сельского хозяйства на единицу площади пашни: ВС Э= , Sп где ВС – валовой сбор основных видов продукции, ц. Sп – площадь пашни, га. Форма для расчета показателей эффективности использования сельскохо- зяйственных угодий приведена в таблице 2. Таблица 2 – Эффективность использования земли в хозяйствах ____________________ района Район Отношение II Показатели I II кIв% 1. Произведено на 100га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб.: – валовой продукции сельского хозяйства; – валовой продукции растениеводства; – товарной сельскохозяйственной продукции; – прибыли 2. Произведено на 100 га пашни, ц: – зерна; – сахарной свеклы; – подсолнечника; – картофеля; – овощей 3. Урожайность сельскохозяйственных культур, ц с га: – зерновых и бобовых; – сахарной свеклы; – подсолнечника; – картофеля; – овощей; – семечковых; – косточковых; – ягодных Выводы: Задание 3. Определение нормативной урожайности овощных куль- тур и степень использования пашни. Нормативная урожайность рассчитывается с учетом качества почв и достижений передового хозяйства. 8 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Таблица 3 – Исходные данные для расчета нормативной урожайности овощей Фактическая урожайность Хозяйства Оценка пашни, балл овощных культур, ц/га 1 82 258 2 78 261 3 91 245 4 68 258 5 86 298 6 77 216 7 90 220 8 84 252 9 88 265 10 73 307 Методика расчета. Нормативная урожайность определяется по формуле: Ун = Уф . Б, где Ун – нормативная урожайность; Уф – фактическая урожайность; ц/га. Б – цена балла в передовом хозяйстве, ц/га. Цену балла в передовом хозяйстве определяют путем деления фак- тической урожайности на бальную оценку пашни по всем 10 хозяйствам. (по каждому хозяйству в отдельности) Степень использования (СИ) рассчитывается как отношение факти- ческой урожайности (Уф) к нормативной (Ун) в процентах: Уф СИ = ⋅ 100 , Ун Форма для расчета нормативной урожайности овощных культур и степени использования пашни приведена в таблице 4. Таблица 4 – Нормативная урожайность и степень использования пашни Хозяйства Фактическая Цена 1 Нормативная Степень ис- Недополучено урожай- балла, урожайность, пользования продукции, /га ность, ц/га ц/га ц/га пашни, % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Выводы: 9 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Задание 4. Определение структуры посевных площадей. Цель задания – проанализировать структуру посевных площадей. Исходные данные. Для выполнения данного задания используют данные годовых отчетов предприятий: форма «Производство и себестои- мость продукции растениеводства». Методика расчета. Анализ структуры посевных площадей. Структура посевных площадей – это процентное соотношение пло- щади отдельных культур к общей посевной площади. Форма для расчета приведена в таблице 5. Таблица 5 – Структура посевных площадей в хозяйствах ____________________района Район 1 Район 2 Культура га % га % Зерновые и бобовые в том числе озимые зерновые яровые зерновые зернобобовые Технические в том числе сахарная свекла подсолнечник прочие Картофель, овощи Кормовые в том числе кормовые корнеплоды многолетние травы однолетние травы кукуруза на силос, зеленый корм силосные культуры (без ку- курузы) прочие Вся посевная площадь 100 100 Выводы: 10 PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4

_Экономика

УДК 332.3:502.131.1

рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения:

эколого-правовые проблемы

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),

В. В. КРУГЛОВ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный юридический университет

(620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21),

Я. В. ВОРОНИНА, старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42),

Л. Я. САВВИНА, старший преподаватель, Уральский государственный юридический университет

(620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21)

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, рациональное использование, охрана земель сельскохозяйственного назначения, эколого-правовые проблемы, земельное и экологическое законодательство.

Земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, выполняют экологическую функцию в качестве основного объекта природы и среды обитания человека и всех живых и растительных организмов и экономическую функцию в качестве основного объекта недвижимости и основного средства производства в сельском хозяйстве. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Особая ценность земель сельскохозяйственного назначения обусловлена производством сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения продуктами питания населения, кормом сельскохозяйственных животных и птиц, сельскохозяйственным сырьем отдельных отраслей промышленности. Принципиальное значение имеют экологизация сельскохозяйственной деятельности, соблюдение субъектами аграрного производства норм и требований земельного и экологического законодательства. В статье рассматривается состояние законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения.

rational use and protection of agricultural land: ecological and legal problems

B. A. VORONIN, doctor of juridical sciences, professor, head of department, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknehta str., 620075, Ekaterinburg),

V. V. KRUGLOV, doctor of juridical sciences, professor, head of department, Ural State Law University

(21 Komsomolskaya str., 620137, Ekaterinburg),

Ya. V. VORONINA, senior lecturer, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknehta str., 620075, Ekaterinburg),

L. Ya. SAVVINA,

senior lecturer,

Ural State Law University

(21 Komsomolskaya str., 620137, Ekaterinburg)

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Уральского государственного юридического университета.

Экономика «

Цель исследования

Целью настоящего исследования является анализ состояния правового регулирования рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и выявление проблем в этой сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе исследования применялись методы: анализа, обобщения, статистический, экологической экспертизы.

Результаты исследования

В ст. 9 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , установлено, что земля и иные природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Исходя из этого осуществляется правовое регулирование земельных отношений. Земельное законодательство согласно ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации могут принимать законы, регулирующие земельные отношения, кроме сделок с землей и иных имущественных отношений с землей, которые регулируются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В настоящее время использование земель сельскохозяйственного назначения наряду с Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ регулируется нормами иных федеральных законов, опосредованно регулирующими сельскохозяйственное землепользование. Особое место в этой сфере отводится Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения .

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной

организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 %.

В начале 90-х гг. земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в производстве у колхозов и совхозов, были поделены на земельные доли между работниками этих хозяйств и другими сельскими жителями, которые получили право на земельную долю. Большинство из них не имели необходимой материально-технической базы для использования земли. К этому следует добавить, что была усложнена процедура выдела в натуре земельных долей. В результате до принятия Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с 1993 по 2003 г., процесс вовлечения в аграрное производство сельхозземель затормозился.

Принятый Закон кардинально не улучшил положение с использованием земель сельскохозяйственного назначения. Более того, из 122 млн га пашни около 50 млн га были заброшены и подверглись деградации (зарастание древесно-кустарниковой растительностью, заболачивание, опустынивание и т. д.). На отдельных бывших полях сегодня вырос лес в возрасте более 20 лет, который фактически надо ставить на учет в лесном фонде, а пашни переводить в категорию земель лесного фонда. Значительное количество земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения были переданы под застройку коттеджами.

С учетом перечисленных факторов на сегодня по оценке Минсельхоза России реально может быть возвращено в аграрное производство лишь около 10 млн га .

В совокупности изложенные обстоятельства напрямую отразились на землепользовании сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время в сфере сельскохозяйственного землепользования сложилась такая ситуация, когда сельскохозяйственным организациям и фермерам не хватает земельной площади для увеличения производства растениеводческой и животноводческой продукции, большинство из них фактически используют землю, поделенную на земельные доли, но их права до сих пор юридически не оформлены.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, озабоченное таким положением дел в области рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, инициирует принятие соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на возврат в аграрное производство неиспользуемых и неоформленных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, 3 июля 2016 г. был принят Федеральный закон № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» .

Этим Федеральным законом предусмотрены:

— сокращение срока, по истечении которого земельный участок из земель сельхозназначения может быть изъят в связи с его неиспользованием, с пяти до трех лет;

— установление обязанности субъекта РФ обратиться в суд с иском об изъятии земельного участка в течение двух месяцев с даты поступления от Рос-сельхознадзора сведений о его неиспользовании;

— установление запрета на осуществление государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии;

— уменьшение начальной цены изъятого земельного участка на стоимость культуртехнической мелиорации, необходимой для приведения земельного участка в состояние, пригодное для производства сельхозпродукции (но не более 20 % от начальной цены земельного участка);

— возможность снижения начальной цены земельного участка при проведении повторных торгов на 20 % в случае, если публичные торги (аукцион) признаны несостоявшимися;

— возможность продажи земельного участка посредством публичного предложения в случае, если повторные торги также признаны несостоявшимися;

— установление обязанности собственника земельного участка из земель сельхозназначения приступить к использованию земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 28 декабря 2016 г. № 600 утвержден Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства . Этот нормативный правовой акт необходим для определения начальной цены при организации торгов по продаже земельных участков.

Экономика

Следует обратить внимание еще на два федеральных закона, принятых в 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый — Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 336-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» . Он упрощает выкуп, без проведения торгов, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для арендаторов, надлежащим образом использовавших такие земельные участки в течение трех лет, а также заключение на новый срок, без проведения торгов, договоров аренды земельных участков для надлежащих арендаторов. Теперь для арендаторов земельных участков исключена необходимость представления документов, подтверждающих надлежащее использование земельных участков. По новым правилам достаточно отсутствия у органов, осуществляющих распоряжение земельными участками, информации о выявленных и не устраненных нарушениях земельного законодательства. Такая информация поступает в уполномоченные органы в порядке межведомственного информационного взаимодействия, что, в свою очередь, минимизирует коррупционные риски.

Второй — Закон от 3 июля 2016 г. № 352-Ф3 «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» , которым предусмотрено исключение положений, согласно которым выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества. Эти изменения уравнивают в правах органы местного самоуправления, являющиеся собственниками земельных долей, с иными участниками долевой собственности. Также Закон наделил Правительство России полномочиями по установлению порядка определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах и баллах, в виде простой правильной дроби.

С момента начала реализации закона об изъятии земли собственниками исполнено почти 3 тыс. предписаний Россельхознадзора, в результате чего в оборот возвращено более 120 тыс. га сельскохозяйственных земель. Вместе с тем действующих мер недостаточно. Для дальнейшего развития законодательства Минсельхоз России подготовил четыре законопроекта. Первый законопроект закрепляет возможность предоставления земли в аренду начинающим фермерам без проведения торгов, второй — упрощает порядок признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в целях их дальнейшей передачи эффективным землепользователям и вовлечения в оборот. Третий законопроект, направленный на упрощение кредитования под залог земли, был одобрен в сентябре 2017 г. Правительством России и сейчас находится на рассмо-

трении Госдумы, четвертым предлагается повысить налоговые ставки на неиспользуемые земли. Сейчас собственники платят 0,3 % от кадастровой стоимости участка, а в случае неиспользования сельхозземель -до 1,5 %. Существующая практика не стимулирует собственников использовать имеющиеся в наличии земли по целевому назначению .

Как видно из перечисленного, органы государственной власти пытаются на организационно-правовом уровне кардинально решить проблемы рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Однако этот процесс слишком затянулся.

Выводы

Прошло более 15 лет с момента принятия Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым сельским жителям было разрешено оформлять земельные участки в собственность или брать в долгосрочную аренду у других владельцев земельных долей. Все, кто хотел, уже воспользовались этой возможностью, настала пора принять новый специальный закон, обязывающий вернуть неиспользуемые пашни в производство сельскохозяйственной продукции. В первую очередь земельные участки должны быть переданы фермерам, которые в отличие от холдингов и других крупных сельскохозяйственных организаций работают сегодня на отдаленных территориях и, по сути,

Экономика

являются единственными работодателями в малых сельских населенных пунктах.

Естественно, что все должно решаться в суде, а органы государственной власти и местного само-управ-ления, в чью собственность будет передана земля, обязаны будут выплатить владельцам земельных долей сумму, равную, скажем, земельному налогу — 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Надо честно признать, что государство для сельских жителей как никакой иной категории граждан дало исключительные преференции в ходе приватизации в виде права на земельные доли.

Очевидно, что законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения требует пересмотра и изменения. Необходимо внести соответствующие изменения в Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения. Это будет более чем справедливо, ибо то, в каком состоянии сегодня находятся неиспользуемые пашни, — это преступление перед обществом и государством.

Наконец, надо думать и об обеспечении продовольственной безопасности страны и о людях, работающих на земле, которой им не хватает для устойчивого развития сельскохозяйственного производства, поскольку от этого зависят их благосостояние и в конечном счете качество жизни в сельском социуме .

Литература

1. Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

2. Аграрный пульс великой страны : информ. бюл. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2017. № 4. С. 11.

3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 334-ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200717.

4. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552; Рос. газ. 2006. № 4255.

6. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

7. Информ. бюл. МСХ РФ. 2018. № 2. С. 9.

8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» // Рос. газ. 2016. 12 июля.

9. Аграрный пульс великой страны : информ. бюл. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2018. № 2. С. 9.

10. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 28 декабря 2016 г. № 600 «Об утверждении порядка определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства» // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71522270.

_Экономика

11. Аграрный пульс великой страны : информ. бюл. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2017. № 4. С. 12.

12. Аграрный пульс великой страны : информ. бюл. Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2017. № 4. С. 12.

14. Шарапова В. М., Воронина Я. В. Земельные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств // Аграрный вестник Урала. 2016. № 6. С. 20.

15. Воронин Б. А. Актуальные проблемы рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения // Аграрное и земельное право. 2014. № 1. С. 68-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Land code of the Russian Federation // SZ RF. 2001. No. 44. St. 4147.

2. Agricultural pulse of a great country : inform. bulletin Ministry of agriculture of the Russian Federation. 2017. No. 4. P. 11.

4. The Constitution of the Russian Federation, adopted on December 12, 1993 by popular vote // SZ RF. 2014. No. 31. St. 4398.

5. Civil code of the Russian Federation // SZ RF. 1994. No. 32. St. 3301; 1996. No. 5. St. 410; 2001. No. 49. St. 4552; Ros. gas. 2006. No. 4255.

6. Federal law of July 24, 2002 No. 101-FZ «On the turnover of agricultural land» // SZ RF. 2002. No. 30. St. 3018.

7. Inform. bulletin the Ministry of agriculture of the Russian Federation. 2018. No. 2. P. 9.

9. Agricultural pulse of a great country : inform. bulletin Ministry of agriculture of the Russian Federation. 2018. No. 2. P. 9.

Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения (с изменениями на 6 марта 2002 года) (утратил силу на основании Закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС)

ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 февраля 1998 года N 67-ЗС

Об использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения

Принят
Законодательным Собранием
21 января 1998 года

Статья 1. Общие положения

Настоящий Областной закон определяет правовые основы особого регулирования земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, создания в Ростовской области экономических условий для повышения плодородия почв как основы жизни и деятельности жителей области и принимается в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, статьей 6 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ростовской области от 11 июня 1996 года и статьями 4, 5, 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей на территории Ростовской области от 29 мая 1996 года.

Статья 2. Основные понятия и определения, используемые в Областном законе

В настоящем Областном законе используются следующие основные понятия:
— земли сельскохозяйственного назначения
— земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашня, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями — садами, виноградниками и другими);
— земельный участок — часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю;
— особо ценные земли — сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, выше 78 баллов , а также земли опытно-производственных, учебно-опытных, учебно-производственных и других хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
— внутрихозяйственное строительство — размещение на землях, предоставленных сельскохозяйственной коммерческой организации, производственных зданий, сооружений и иных объектов для целей ведения сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
— самовольное занятие земельных участков — использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды;
— противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель — принятие юридическим или физическим лицом устного или письменного указания о занятии или использовании земельного участка, не оформленного в установленном порядке или с превышением своих полномочий;
— нерациональное использование сельскохозяйственных земель — использование ценных сельскохозяйственных угодий как менее ценных, а также способами, приводящими к снижению плодородия почв, необеспечение выполнения утвержденных в установленном порядке мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней;
— невыполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране земель — невыполнение агротехнических мероприятий, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ;

— использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель — фактическое использование земельных участков, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка, а также несоблюдение режима установленных ограничений и обременений;
— захламление земель — накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и других материалов в не предусмотренных для этих целей местах;
— порча и уничтожение плодородного слоя почвы — частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений;
— нарушение срока возврата временно занимаемых земель — невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

Статья 3. Цели и задачи охраны земель

1. Охрана земель сельскохозяйственного назначения в условиях передачи их в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, аренду конкретным землепользователям предусматривает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Перевод этих земель в другие категории земель для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Охрана земель и их рациональное использование осуществляется на основе федеральных и региональных программ по охране земель, повышению плодородия почв, ведению мониторинга, земельного кадастра и имеет целью:
а) сохранение почв, предотвращение деградации и нарушение земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий;
б) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
в) внедрение в практику оптимальных экологических нормативов землепользования;
г) создание рациональной организации территорий;
д) недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота;
е) защиту от вредных воздействий, а также восстановление их продуктивности.

Статья 4. Обязанности землепользователей по охране земель

Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны проводить следующие мероприятия:
а) сохранение и повышение плодородия почв;
б) защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, других процессов, ведущих к деградации почв;
в) защита от загрязнения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитарными и карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
г) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение их в хозяйственный оборот;
д) сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статья 5. Экономическое стимулирование охраны земель

1. Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности.
2. Экономическое стимулирование охраны земель включает:
а) использование средств земельного налога в пределах сумм, поступивших в доход соответствующих бюджетов, и средств, поступивших от возмещения потерь сельскохозяйственного производства, на восстановление земель, проведение агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий в соответствии с областной и местными программами повышения плодородия почв;
б) временное освобождение в соответствии с действующим законодательством от уплаты земельного налога за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;
в) компенсацию в установленном законом порядке за счет выплат и страхового возмещения убытков, вызванных снижением дохода в результате временной консервации земель, нарушенных в результате стихийных бедствий и природных явлений.
3. Землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектом мероприятия и другие обязательные требования по охране земель, лишаются поддержки в финансировании этих работ за счет средств соответствующих бюджетов, а в случаях использования земельных участков способами, приводящими к снижению их плодородия, ухудшению экологической обстановки, порче, загрязнению и уничтожению почвы, развитию эрозии и других процессов, ухудшающих состояние земель, несут ответственность в соответствии с настоящим Областным законом.

Статья 6. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения должны использоваться в соответствии с их целевым назначением, правовым режимом, разрешенным использованием, установленными для этой категории земель федеральными и областными законами и определенными при предоставлении земельных участков.
2. Порядок использования земель определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных участков с учетом природных и экономических условий и в соответствии землеустроительной документацией.
3. Самовольное использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не соответствующих их основному назначению, не допускается.
4. На землях сельскохозяйственного назначения, отнесенных также к другим категориям, имеющим более строгий режим, действуют все правила и ограничения, установленные для этих категорий.

Статья 7. Консервация земель

1. Деградированные сельскохозяйственные угодья и земли, загрязненные токсичными промышленными и радиоактивными отходами, подлежат консервации.
2. Консервация земель или временное исключение их из хозяйственного оборота осуществляется с целью предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, сохранения и восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий, улучшения природной среды и охраны здоровья человека.
3. Определение земельных участков, подлежащих консервации, их консервация, определение убытков и их возмещение производятся в установленном порядке.

Статья 8. Рекультивация земель

1. Рекультивация нарушенных земель осуществляется с целью восстановления их для сельскохозяйственного, лесохозяйственного, водохозяйственного, строительного, рекреационного, природоохранного и санитарно-оздоровительного использования.
2. Определение участков нарушенных земель, подлежащих рекультивации, направление, способы и сроки рекультивации, контроль за ее проведением осуществляются в установленном порядке.

Статья 9. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:
— хозяйственным товариществам и обществам, производственным и потребительским кооперативам, колхозам, казачьим обществам, другим сельскохозяйственным организациям для сельскохозяйственного производства;
— государственным и муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятиям, опытно-производственным, учебным, учебно-опытным и учебно-производственным хозяйствам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным учреждениям высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля, общеобразовательным учреждениям для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей;
— государственным и муниципальным несельскохозяйственным предприятиям, религиозным организациям для ведения сельского хозяйства;
— гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота.
2. Земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с основной целью их использования предоставляются в порядке, предусмотренном федеральными законами и настоящим Областным законом.
3. Предоставление сельхозугодий для несельскохозяйственных нужд и перевод их в другие категории земель допускается в исключительных случаях в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Областным законом.

Статья 10. Предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам других регионов

1. Передача земельных участков в аренду юридическим лицам других регионов, зарегистрированным в области и за ее пределами, производится в установленном порядке.
2. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства осуществляется:
— гражданам Российской Федерации, прибывающим в область из-за ее пределов на постоянное проживание на данной территории области;
— гражданам других государств и лицам без гражданства после получения гражданства Российской Федерации и прибывающим на постоянное проживание на данной территории области;
— вынужденным переселенцам после получения удостоверения вынужденного переселенца, выданного миграционной службой области с указанием конкретной территории области для постоянного проживания.
3. Земельные участки для организации крестьянского хозяйства предоставляются при отсутствии заявлений от местных жителей гражданам Российской Федерации, прибывшим в область на постоянное проживание и проработавшим в сельском хозяйстве не менее 5 лет. Лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, земельные участки для этих целей не предоставляются.
4. Военнослужащим Вооруженных Сил, органов государственной безопасности и внутренних дел, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при переселении в Ростовскую область в установленном законодательством порядке гарантируется получение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и садоводства.

Статья 11. Порядок отвода сельскохозяйственных угодий под внутрихозяйственное строительство

1. Занятие сельскохозяйственных угодий под внутрихозяйственное строительство и посадку защитных лесных полос осуществляется на основании соответствующего решения органа местного самоуправления, которое принимается по ходатайству сельскохозяйственной коммерческой организации или иного предприятия, имеющего сельхозугодья. Материалы для принятия решения о занятии сельхозугодий под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос готовятся в установленном порядке. Решение принимается в течение 15 дней со дня предоставления заявителем необходимых документов, в том числе о согласовании размещения объекта со всеми заинтересованными органами.
2. Решение о занятии под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации, принимается при наличии согласия всех собственников земельных долей или органа, уполномоченного на это уставом организации. Этим же решением изменяется площадь сельхозугодий, остающихся в общей собственности. При значительном уменьшении площади сельхозугодий в документы на право общей собственности на землю вносятся соответствующие изменения, а в свидетельства на право собственности на земельные доли изменения вносятся при совершении сделок с долями.
3. При занятии под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос сельхозугодий, арендуемых из районного фонда перераспределения земель, в договор аренды вносятся соответствующие изменения после отвода земельных участков под строительство или посадку лесных полос.
4. Отвод земельных участков под внутрихозяйственное строительство и посадку лесных полос производится в соответствии с согласованными и утвержденными в установленном порядке проектами.

Статья 12. Изменение площадей орошаемых и осушенных земель, пашни и многолетних насаждений

1. Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пашни и многолетних насаждений производится органами местного самоуправления в исключительных случаях по ходатайству сельскохозяйственной коммерческой организации при наличии соответствующих обоснований.
2. Решение об уменьшении площадей земель, указанных в пункте 1 настоящей статьи и находящихся в собственности сельскохозяйственных коммерческих организаций, принимается при наличии согласия всех собственников земельных долей или органа, уполномоченного на это уставом организации.
3. Уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель проводится органами местного самоуправления при наличии положительного заключения областной комиссии по переводу орошаемых земель в богарные.

Статья 13. Изъятие земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве с изменением целевого назначения

1. Изъятие находящихся в собственности земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, для государственных и муниципальных нужд, с изменением их целевого назначения осуществляется в порядке выкупа.
2. Продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, производится после принятия Постановлений Главы Администрации (Губернатора) области об изменении целевого назначения.

Статья 14. Особенности изъятия особо ценных земель

1. Изъятие особо ценных земель, орошаемых и осушенных земель, пашни, многолетних насаждений для государственных, муниципальных и иных несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях при отсутствии других вариантов размещения объектов.
2. Изъятие земель опытно-производственных хозяйств, учебно-опытных хозяйств, учебно-производственных и других хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебных заведений с целью их предоставления для государственных, муниципальных и иных несельскохозяйственных нужд допускается только в исключительных случаях при отсутствии других вариантов размещения объектов с согласия органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 15. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и убытков, вызванных изъятием сельскохозяйственных угодий

1. Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, подлежат возмещению.
2. Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:
а) при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем и автомобильных дорог общего пользования на землях сельскохозяйственного назначения;
б) при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудовых рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-вырастных хозяйств и рыбоводных предприятий;
в) при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;
г) при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель;
д) при предоставлении земель для посадки защитных и лесных полос. (пункт 2 в ред. Областного закона от 06.03.2002 N 223-ЗС)
3. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и определение их размеров, а также возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, и определение их размеров осуществляются в установленном действующим законодательством порядке. (пункт 3 в ред. Областного закона от 06.03.2002 N 223-ЗС)

Статья 16. Основания для принудительного прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки

Принудительное прекращение прав на земельные участки независимо от форм собственности и условий договора производится при:
а) использовании земельного участка не по целевому назначению;
б) исключен — Областной закон от 2.11.2001 N 191-зс
в) неиспользовании в сельскохозяйственном производстве земельного участка в течение трех лет, за вычетом установленного времени на освоение участка, мелиоративное строительство, случаев стихийных бедствий и иных обстоятельств, исключающих такое использование;
г) неиспользовании земельного участка для застройки в течение трех лет, если сроки начала и окончания строительства не установлены договором;
д) реквизиции земельного участка;
е) конфискации земельного участка;
ж) изъятии (выкупе) участка для государственных или общественных нужд;
з) обращении взыскания по обязательствам собственника на земельный участок;
и) неуплате земельного налога в течение двух лет и непогашении задолженности в течение последующего за ними года.

Статья 17. Порядок прекращения прав на земельный участок, используемый с нарушением законодательства

Исключена — Обл. закон N 159-ЗС от 16.07.2001.

Статья 18. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Исключена — Обл. закон N 159-ЗС от 16.07.2001.

Статья 19. Реквизиция и конфискация земельных участков

1. В случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок или часть земельного участка в интересах общества могут быть реквизированы по решению государственных органов с возмещением убытков владельцу земельного участка.
2. Лицо, у которого реквизирован земельный участок (часть земельного участка), вправе при прекращении действий обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему этого земельного участка или его части.
3. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и отсутствия необходимости реквизиции земельного участка или его части они могут быть временно, на период действия этих обстоятельств, использованы для государственных и муниципальных нужд с возмещением убытков, связанных с временным ограничением прав владельца этого земельного участка. Размеры компенсационных платежей за убытки владельцу земельного участка могут быть оспорены им в суде.
4. В случае невозможности возврата земельного участка собственнику, земельный участок изымается, собственник имеет право получить его стоимость и возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Оценка стоимости участка и причиненных убытков может быть оспорена собственником в суде.
5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, земельный участок или часть земельного участка могут быть безвозмездно изъяты у собственника, владельца, пользователя, арендатора по приговору суда (конфискованы) в виде санкции за совершенные преступления.
6. Конфискация земельного участка или его части у собственника в административном порядке не допускается.

Статья 20. Возмещение вреда, причиненного нарушением земельного законодательства

1. Юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред и убытки, причиненные ими в результате нарушения земельного законодательства.
2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их законным собственникам, владельцам, землепользователям, арендаторам без возмещения затрат, произведенных нарушителями земельного законодательства за время незаконного пользования этими участками.
3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, снос зданий, строений и сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых и информационных знаков производятся юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных нарушениях, либо за их счет.
4. Если на самовольно занятом земельном участке на государственных или муниципальных землях гражданами или юридическими лицами возведена самовольно постройка и они не обратились за предоставлением им участка в установленном порядке в течение трех месяцев с начала возведения постройки, самовольно воздвигнутая постройка подлежит сносу на основании постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области или главы местного самоуправления, в компетенции которых находится решение данного вопроса, с последующим взысканием расходов на снос и причиненных убытков.
5. Если отказ в предоставлении земельного участка под самовольно возведенную постройку обжалован в судебном порядке, принудительный снос не может производиться ранее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, если судом не будет установлен другой срок.

Статья 21. Вступление настоящего Областного закона в силу

Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Областным законом предусмотрен иной порядок введения в действие.
Положения настоящего Областного закона, касающиеся сделок с земельными участками сельскохозяйственных угодий, вводятся в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в ред. Областного закона от 2.11.2001 N 191-зс).

Глава Администрации
(Губернатор) области
В.ЧУБ

г. Ростов-на-Дону
4 февраля 1998 года
N 67-ЗС

Сверен по:
официальный сайт «Федеральный регистр»
www.registr.scli.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *