Порядок предоставления земельных участков

Бесплатное получение земельных участков от государства по новому Земельному кодексу

14 мая 2015&nbsp&nbsp/&nbsp&nbspLegal alerts, Новости законодательства

Многих интересует, можно ли бесплатно получить в собственность земельный участок от государства, кто имеет право на такое получение и что для этого необходимо сделать. Кроме того, с вступлением в силу масштабных изменений в Земельный кодекс, введенных Федеральными законами от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ, N 224-ФЗ, от 29.12.2014 N 487-ФЗ, особенно актуальным стал вопрос: остались ли в новом Кодексе соответствующие положения, позволяющие гражданам реализовать свои права на бесплатное получение земли в определенных случаях. На этот, и некоторые другие вопросы, мы постараемся ответить в рамках настоящей статьи.

В новую редакцию Земельного кодекса введены статьи 39.5 «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» и 39.19. «Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно».

В соответствии с ними, право бесплатного получения в собственность земельного участка из государственных или муниципальных земель имеют, помимо прочего следующие категории лиц:

1. некоммерческие организации граждан, созданные для ведения садоводства и огородничества — в отношении участка земель общего пользования, образованного из ранее предоставленного данной организации земельного участка;

2. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет для ведения личного подсобного хозяйства (пп. 4 ст. 39.5, пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ), при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием.

3. гражданин – по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях на срок не более чем шесть лет при условии, что гражданин использовал земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по установленной законом специальности (пп. 5 ст. 39.5, пп. 7 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Перечень муниципальных образований и специальностей устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

4. гражданин в чьем фактическом пользовании находится земельный участок, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (п.4 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);

5. граждане, имеющие трех и более детей – в определенных законами субъектов РФ случаях.

При этом каждый субъект РФ устанавливает свои критерии признания семьи многодетной.

Бесплатное получение земельных участков от государства по новому Земельному кодексу

Например, в г. Москве на основании ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60, многодетной признается семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей, в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы, до достижения младшим из них возраста 16 лет, а учащимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет.

Среди многодетных семей отдельно выделяются многодетные малообеспеченные семьи — это семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной Правительством Москвы в расчете на душу населения.

Предоставление земельного участка в собственность бесплатно этим лицам осуществляется однократно, независимо от количества оснований, предусматривающих такое предоставление.

6. Граждане, которым такое право предоставлено иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

К таким лицам относятся:

  • Ветераны ВОВ и участники горячих точек, а также члены их семей, утратившие трудоспособность. Здесь действует закон «О ветеранах», принятый в январе 1995 года. Данная категория льготников имеет право на бесплатное получение земельных участков не только под строительство жилья, но и под сады и огороды, а также на получение земель под сенокосы и пастбища.
  • Военнослужащие. Данная категория лиц может претендовать на бесплатные наделы по месту прохождения службы, при условии, что фактический срок контрактной службы составляет не менее десяти лет. Такими же правами наделены контрактные военнослужащие при увольнении в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или попавшие под сокращение штата, если срок выслуги минимум 15 лет. В этом случае военнослужащему предоставляется земельный надел по месту службы или по другому предпочтенному месту жительства.
  • Сотрудники ОВД, прослужившие более 15 лет. Льготное предоставление земельных участков также распространяется на сотрудников ОВД, перешедших на службу в уголовно-исполнительную систему.
  • Граждане, подвергшиеся радиоактивному облучению (Чернобыльская АС).
  • Герои труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы, Герои Советского Союза и др.
  • В установленных законом случаях право на бесплатное получение земли также могут иметь граждане, поставленные на учет, как нуждающиеся; дети, потерявшие родителей (сироты), инвалиды, одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, работники бюджетной сферы, работающие по трудовому контракту, молодые специалисты, направленные по трудовому контракту работать в сельскую местность и др.

В общих чертах порядок действий по приватизации земельного участка можно описать следующим образом:

  1. Подготовка пакета документов для предоставления земельного участка (п. 1, п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ). В зависимости от оснований предоставления земельного участка, список необходимых документов может отличаться. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
  2. Предоставление собранных документов в уполномоченный орган: в зависимости от того, находится ли испрашиваемый участок в государственной или муниципальной собственности, заявление нужно подавать в администрацию муниципального образования, орган государственной власти субъекта РФ или в территориальное управление Росимущества.
  3. Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления. Принятое решение направляется заявителю (п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ).
  4. Постановка приватизируемого участка на кадастровый учет: если земельный участок предстоит образовать или уточнить его границы, необходимо осуществить выполнение кадастровых работ в отношении участка (за счет заявителя), подготовку межевого дела, после чего участок можно будет поставить на кадастровый учет.
  5. Получение решения уполномоченного органа о предоставлении участка в собственность бесплатно: в соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка.
  6. Регистрация права собственности заявителя на земельный участок.

Хотелось бы отметить, что на настоящий момент практика применения нового законодательного регулирования еще не сложилась, что не позволяет сделать однозначных выводов о том, как вышеуказанные процедуры применяются на практике.

Поскольку отдельные случаи предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно во многом урегулированы непосредственно законодательством субъектов РФ, каждый раз при рассмотрении конкретной ситуации необходимо уточнить, не имеется ли оснований для приватизации земельного участка данным лицом.

← назад

Статья 8. Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно

1. Для предоставления земельного участка в собственность бесплатно граждане предоставляют в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

2) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

3) основание предоставления земельного участка в собственность бесплатно из числа предусмотренных частью 2 статьи 3 настоящего Закона оснований;

4) цель использования земельного участка;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

6) реквизиты решения о предварительном предоставлении земельного участка.

2. Лицо, подающее заявление о предоставлении земельного участка, предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, а в случае обращения представителя заявителя — документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом уполномоченного органа, принимающим заявление о предоставлении земельного участка, и приобщается к поданному заявлению.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагается кадастровый паспорт земельного участка.

Всё о порядке бесплатного предоставления земельных участков в собственность

Если заявитель самостоятельно не представил кадастровый паспорт земельного участка, то уполномоченный орган запрашивает кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровую выписку об испрашиваемом земельном участке посредством межведомственного информационного взаимодействия.

3. В течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявление не соответствует положениям части 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган, подано с нарушением срока, указанного в части 9 статьи 7 настоящего Закона. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка, включенного в перечень.

4. В срок не более тридцати дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 9 настоящего Закона, решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направляет заказным письмом с уведомлением о вручении (выдает) принятое решение заявителю. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно должно содержать все основания отказа.

5. Решение о предоставлении земельного участка в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется уполномоченным органом в орган, осуществляющий учет, за исключением случая, если уполномоченный орган является органом осуществляющий учет.

для целей, не связанных со строительством – в случае предоставления ЗУ для садоводничества, огородства, ведения КФХ и др. нужд

ТОЛЬКО ФИЗ. ЛИЦАМ

Порядок предоставления:

· обращение заинтересованного лица с заявлением о предоставление ему ЗУ

· орган МС утверждает схему расположения ЗУ на кадастровом плане

· за счет заявителя осуществляется формирование участка

· принятие решения о предоставлении ЗУ в собственность или аренду

· заключение договора

· регистрация права

Процедура предоставления гражданам земельных участков из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, например для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства и т.п., установлена в ст. 34 ЗК РФ.

В п. 1 ст. 34 ЗК РФ закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, который будет регулировать порядок предоставления земельных участков. В этом документе, в частности, должно быть предусмотрено, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие от граждан до определенного срока. Не допускается установление каких-либо льгот для определенных категорий граждан, кроме тех, которые уже предусмотрены действующим законодательством. Во-вторых, должен быть определен орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью.

Подготовка аукциона (ст. 39.11)

В-третьих, информация о предоставляемых земельных участках гражданам и юридическим лицам должна публиковаться. Статья 34 ЗК РФ регулирует вопросы предоставления земель только гражданам. Исходя из этого, если юридическое лицо заинтересовано в получении земельного участка для целей, не связанных со строительством, оно может получить такую информацию, но ему не может быть предоставлен земельный участок на основании ст. 34 ЗК РФ.

Указанные выше требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. Заметим при этом, что перечисленные принципы и требования, применимые к процедуре предоставления земельных участков, касаются только случаев предоставления земель для целей, не связанных со строительством, и они не адресованы к случаям предоставления земельных участков для строительства, предусмотренным ст. 30 ЗК РФ.

Граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в соответствующий орган государственной власти либо в орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать участок, на котором гражданин предполагает использовать землю, его размеры, местоположение и титул (право собственности или аренда). После этого орган местного самоуправления или землеустроительная организация в течение одного месяца обеспечивает изготовление проекта границ участка и утверждает его. В том случае, если земельный участок предоставляется из состава земель поселений, предоставление земельного участка должно соответствовать зонированию.

Решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок. В нем должен быть решен вопрос, предоставляется ли участок за плату, бесплатно или в аренду. К решению прилагается проект границ участка.

Затем, если участок предоставляется за плату, в течение одной недели заключается договор купли-продажи земельного участка. Если участок предоставляется в аренду, то заключается договор аренды. Условием заключения указанных договоров является представление гражданином кадастрового плана участка.

Дата добавления: 2018-02-14; просмотров: 115; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ЗК РФ Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

(введена Федеральным от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

КонсультантПлюс: примечание.

О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей см. Приказ Минрегиона России от 09.09.2013 N 372.

КонсультантПлюс: примечание.

Если субъектом РФ не установлен порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, земельные участки предоставляются гражданам в порядке, установленном ст.ст. 39.14 — 39.17 (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ ).

2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

<< ЗК РФ, Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

ЗК РФ, Статья 39.20.

Бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан

Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение >>

Ст. 39.19 ЗК РФ. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *