Порядок приобретения статуса нотариуса

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 декабря 2008 г.
Регистрационный N 12809

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Министр А. Коновалов

Утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 18 сентября 2008 г.
Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275

Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I1.

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных Порядком.

Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Управление) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) либо на основании предложений Управления или нотариальной палаты, в случаях, предусмотренных пунктами 9, 10 Порядка.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются Управлением совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо по инициативе Управления или нотариальной палаты.

6. Управление и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20 000 — 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25 000 — 30 000 человек.

7. К предложениям Управления и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются документы, содержащие информацию о каждом нотариальном округе:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга и транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палату, повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой,

а также иную информацию, обосновывающую предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае, когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в Управление, которое в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе Управления, Управление направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты Управление направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты или содержащих ее возражения.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в Управление обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению Управлением в течение 30 календарных дней с даты его поступления.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений Управления нотариальная палата направляет предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка, а также подтверждающих информированность по данному вопросу Управления или содержащих его возражения.

УДК 34 ББК 67

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА РАССКАЗОВА,

старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: stepanovakatya@yandex.ru; СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА УСТИМОВА, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: 7791sveta@mail.ru Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право; международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проанализированы изменения правового статуса нотариальных палат, нотариусов, внесенные Федеральными законами от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-Ф3, от 07.02.2017 № 12-ФЗ. Им дана соответствующая оценка. Особо выделены изменения от 07.02.2017 г, определяющие нотариальные палаты как некоммерческие корпоративные организации.

Ключевые слова: нотариальные палаты, юридическое лицо, нотариус, контроль, членство, Гражданский кодекс РФ.

Keywords: notary Association, legal entity, notary, control, membership, Civil code of the Russian Federation.

Долгое время статусы нотариальных палат — федеральной и региональной — были не согласованы между собой. Складывалось впечатление, что каждая из них действует в своем правовом пространстве.

Так, к примеру, в Основах о нотариате1 отсутствовали нормы о субординационных отношениях, о принятии федеральной нотариальной палатой в пределах своей компетенции обязательных нормативных актов. Несогласованность норм служила почвой для всевозможных конфликтов. В свое время некоторые региональные палаты приостанавливали свое членство в федеральной нотариальной палате, отказывались перечислять взносы. Федеральная палата в ряде случаев оказывалась бессильной.

Кроме того, ранее при отсутствии правовых норм попытка расширительного толкования полномочий федеральной нотариальной палаты (в части осуществления контрольных полномочий по отношению к региональным палатам) вызвала бурные дискуссии. Контроль предполагает структурное единство двух-

уровневой системы управления нотариатом, что совсем не вытекало из одного факта — закрепления обязательного членства региональной палаты в федеральной. Федеральная нотариальная палата искала обходной путь, приняв примерный устав нотариальной палаты субъекта РФ, в котором были установлены положения о контроле. Принимая такой устав, палата субъекта РФ тем самым брала на себя добровольные обязательства подчиняться решениям федеральной нотариальной палаты и принимать ее контрольные полномочия. Контрольные полномочия были прописаны и в Уставе федеральной нотариальной палаты. Но такие идеи находили и резкое неприятие.

Существовавшие в научной литературе представления о частном нотариусе как о лице «свободной профессии»2, имеющем известную функциональную автономию в палате, несмотря на обязательность членства, также справедливо критиковались3. В Постановлении N 15-П Конституционный Суд РФ4 не только подтвердил принципиальную конституционность наделения

нотариальных палат широким объемом полномочий по отношению к деятельности частных нотариусов, но и подчеркнул, что сопутствующие их реализации издержки могут приводить к нарушению прав этих лиц, дефициту нотариальных услуг, другим негативным последствиям. В этой связи законодателю были указаны направления, цели и подлежащие проработке аспекты законодательного регулирования нотариата. Воспринимать обозначенные указания как рекомендации неверно, поскольку, исходя из конституционно-правового понимания природы решений Конституционного Суда РФ, они носят обязывающий характер.

Все вышеуказанное никак не способствовало и даже мешало нормальному функционированию нотариальных палат, порождая неясность в определении их правового статуса.

Не ставя перед собой цель анализа абсолютно всех изменений с 2014 года остановимся на последних из них, которые, по нашему мнению, являются наиболее значимыми.

В результате принятия Федерального закона от 29.12.2015 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительным образом была затронута компетенция органов нотариата, внесены изменения в порядок совершения некоторых нотариальных действий. И если данный федеральный закон сопоставить с иными законодательными актами, принятыми в течение 2013 г. — февраля 2017 г., касающимися нотариата, то можно с уверенностью заключить, что государство поставило перед собой задачу переформатировать данный институт.

Так, в соответствии с принятием Федеральных законов от 29.12.2014 N 457-ФЗ5 и от 21.12.2013 N 379-ФЗ6 в организационные основы нотариата, совершение отдельных нотариальных действий внесены серьезные коррективы.

В частности, статья 2 Основ в новой редакции предусматривает дополнительные требования и ограничения для занятия должности нотариуса: запрет на допуск к профессии лиц, имеющих иностранное гражданство (подданство); состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; установлены возрастные критерии для нотариусов от 25 до 75 лет; более полно сформулированы основания, не позволяющие лицу стать нотариусом, в том числе вследствие представления подложных документов или заведомо ложных сведений.

С 1 июля 2015 г. утрачивает силу статья 3 Основ «Лицензия на право нотариальной деятельности», вызывавшая ироническое отношение все эти годы: лицензия на право есть, а самого права нет. Разумно, что теперь в реестр нотариусов будут включены и лица, сдавшие квалификационный экзамен, которым вместо лицензии будет выдаваться выписка из этого реестра, дающая право работать помощником нотариуса и уча-

ствовать в конкурсе на занятие вакантной должности нотариуса.

Одновременно решается и другой исключительно важный для стажеров вопрос. Дело в том, что с 1 января 2015 года согласно Налоговому кодексу РФ7 стажеры за лицензию на право нотариальной деятельности должны уплачивать госпошлину в размере 100000 рублей. Теперь же, раз нет лицензии, не нужно платить и госпошлину.

Кроме того, новизна нового правового регулирования в том, что внесенными изменениями установлено три возможных варианта замещения нотариуса в связи с отсутствием по уважительным причинам:

1) возможность нотариусу самостоятельно, без согласования с нотариальной палатой, без приказа территориального органа юстиции возложить временное исполнение своих обязанностей на своего помощника или на одного из помощников;

2) временно исполняющий обязанности нотариуса может быть назначен совместным решением нотариальной палаты и территориального органа юстиции из числа лиц, возможно, и не работающих в нотариате, но имеющих лицензию на право нотариальной деятельности или документ о сдаче квалификационного экзамена и отвечающих иным требованиям, предъявляемым к нотариусу;

3) по предложению нотариальной палаты территориальный орган юстиции может наделить другого нотариуса полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса.

В феврале 2017 года в законодательство, регулирующее правовой статус нотариальных палат, были внесены очередные и очень существенные изменения. В настоящее время можно говорить о том, что нотариальные палаты получили новый статус. Причиной тому — Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ8, вступивший в силу в день своего официального опубликования — 7 февраля.

Согласно данному федеральному закону изменен правовой статус нотариальных палат, они перестали быть ассоциациями и получили статус некоммерческих корпоративных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Части 1 Гражданского кодекса РФ9 появилась новая статья 123.16-3 ГК РФ «Нотариальные палаты». Ее добавили в главу 4 «Юридические лица» § 6 «Некоммерческие корпоративные организации».

Согласно тексту новой статьи, нотариальные палаты теперь — это некоммерческие организации, представляющие собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве и созданные в виде нотариальной палаты субъекта РФ или Федеральной нотариальной палаты.

Их целью является исполнение функций, которые предусмотрены законодательством о нотариате. Федеральная нотариальная палата также является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат

субъектов РФ, которое основано на их обязательном членстве. Создание и деятельность нотариальных палат субъектов РФ и Федеральной нотариальной палаты осуществляется только на основе действующего законодательства о нотариате.

Соответствующие изменения также были внесены в ст. 65.1 ГК РФ и статью 123.1 ГК РФ, в которые были добавлены нотариальные палаты. А из статьи 123.8 ГК РФ упоминание о нотариальных палатах было удалено.

В завершение отметим следующее.

1. Вступившие в силу изменения в ГК РФ, касающиеся статуса нотариальных палат, нами оцениваются положительно.

2. Необходимость внесения данных изменений в ГК РФ была вызвана наличием непреодолимых противоречий между положениями ГК РФ (ранее нотариальные палаты были отнесены к ассоциациям) и Основами законодательства о нотариате.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от

28.12.2016) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

01.01.2017) // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

6. Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Россий-

ской Федерации» // СЗ РФ. 2017. N 7. Ст. 1031.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СЗ РФ. N 22. 1998. Ст. 2491.

8. Романовская О.В. Обжалование действий и решений органов нотариального сообщества // Нотариус. 2012. N 3. С. 6 — 10.

9. Фельцан А.Е. Проблема определения статуса нотариуса в российском законодательстве // Нотариус. 2014. N 1. С. 7 — 11.

2 Романовская О.В. Обжалование действий и решений органов нотариального сообщества // Нотариус. 2012. N 3. С. 6 — 10.

3 Фельцан А.Е. Проблема определения статуса нотариуса в российском законодательстве // Нотариус. 2014. N 1. С. 7 — 11.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Собрание законодательства РФ. N 22. 1998. Ст. 2491.

6 Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЭ (ред. от

03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. N 7. Ст. 1031.

В соответствии со статьей 13 Основ законодательства РФ о нотариате территория деятельности нотариуса определяется нотариальным округом. Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Так, к примеру, нотариус, назначенный нотариусом города Москвы, имеет право осуществлять деятельность по всей территории города Москвы. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность, то есть исключительно в пределах города Москвы.
Территория деятельности нотариуса (ст. 13 Основ законодательства РФ о нотариате) может быть изменена только в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Все определенные законодательством нотариальные действия совершаются любым нотариусом в пределах его территориального округа (статья 40. Место совершения нотариальных действий), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, а именно:

  • наследство оформляется государственными нотариусами, только в случае их отсутствия в нотариальном округе – нотариусами, осуществляющими частную практику (статья 36)
  • нотариус не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков), а случае когда в соответствии с законодательством Российской Федерации нотариальное действие должно быть совершено в этой же определенной нотариальной конторе, место его совершения определяется отдельно в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации (статья 47)
  • договор о возведении жилого дома на предоставленном земельном участке удостоверяется нотариусом по месту предоставления земельного участка. Удостоверение договоров об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, а также земельного участка производится по месту нахождения указанного имущества. (статья 56)
  • заявления о принятии наследства или об отказе от него принимает нотариус по месту открытия наследства (статья 62)
  • меры к охране наследственного имущества, когда это необходимо в интересах наследников, отказополучателей, кредиторов или государства принимает нотариус по месту открытия наследства по сообщению граждан, юридических лиц либо по своей инициативе (статья 64)
  • до принятия наследства наследниками, а если оно не принято, то до выдачи государству свидетельства о праве на наследство, нотариус по месту открытия наследства дает распоряжение об оплате за счет наследственного имущества следующих расходов:
    1) на уход за наследодателем во время его болезни, а также на его похороны и на обустройство места захоронения;
    2) на охрану наследственного имущества и на управление им, а также на публикацию сообщения о вызове наследников.
    Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться и иные случаи оплаты расходов за счет наследственного имущества (статья 69)
  • свидетельство о праве на наследство выдает нотариус по месту открытия наследства по письменному заявлению наследников (статья 70)
  • свидетельства о праве собственности на долю о общем имуществе, нажитом за время брака выдает нотариус по совместному письменному заявлению супругов одному из них или обоим супругам. свидетельство о праве собственности на жилой дом, квартиру, дачу, садовый дом, гараж, а также на земельный участок выдается нотариусом по месту нахождения этого имущества (статья 74)
  • свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов выдается нотариусом по месту открытия наследства по письменному заявлению пережившего супруга с извещением наследников, принявших наследство на половину общего имущества, нажитого во время брака (статья 75)
  • принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг для передачи их кредитору производится нотариусом по месту исполнения обязательства (статья 87)
  • принимает для предъявления к платежу чек, представленный по истечении десяти дней, если чек выписан на территории Российской Федерации; представленный по истечении двадцати дней, если чек выписан на территории государств — членов Содружества Независимых Государств; представленный по истечении семидесяти дней, если чек выписан на территории какого-либо другого государства, со дня выдачи чека, но не позднее 12 часов следующего после этого срока дня нотариус по месту нахождения плательщика (статья 96)
  • если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами Российской Федерации, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора; если международный договор Российской Федерации относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством Российской Федерации, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации (статья 109).

Иных ограничений законодательство не предусматривает, но законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в дальнейшем могут быть установлены иные ограничения.
В силу ст. 13 Основ законодательства РФ о нотариате территория деятельности нотариуса может быть изменена в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Нотариус не вправе совершать нотариальные действия вне пределов своего округа деятельности. Данное нарушение может повлечь лишение нотариуса должности. Но для обратившихся лиц такое совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.
Исключением является выезд нотариус в другой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса. Но это весьма редкая ситуация. Так, например, нотариус Москвы вряд ли может быть привлечен к такому выезду, например, в Московскую область, т.к. в Московской области достаточно нотариусов, работающих по округам. А отсутствие открытой нотариальной конторы в каком-либо районе Московской области, например, в 22.00 ночи – не может стать основанием для вызова нотариуса города Москвы в Московский областной нотариальный округ.
Итак, территория деятельности нотариуса четко определена нотариальным округом. Данная норма закона, безусловно, должна соблюдаться всеми практикующими нотариусами.

27. Тайна нотариального действия

Тайна нотариального действия – профессиональная тайна, поскольку связана с неразглашением сведений, полученных нотариусом в процессе осуществления своих профессиональных функций. Она является гарантом неприкосновенности частной жизни, поскольку лицо, обратившееся к нотариусу должно предоставить те или иные факты, касающиеся его личной жизни (в противном случае нотариальное действие не будет произведено).

Субъекты тайны нотариального действия:

• нотариусы;

• лица, работающие в нотариальной конторе: лица, проходящие стажировку, помощники нотариуса, консультанты и технические исполнители, в том числе и после сложения полномочий или увольнения;

• должностные лица нотариальной палаты, которым могут стать известны сведения в результате проверки деятельности нотариуса.

Содержание нотариальной тайны составляет любая информация, связанная с осуществлением нотариусом своих профессиональных функций, а также информация о частной и семейной жизни доверителя. Нотариусу запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий. Таким образом, в понятие нотариальной тайны включается:

• содержание нотариального действия;

• информация о лицах, в отношении которых совершено нотариальное действие;

• сам факт обращения к нотариусу или отсутствие его;

• документы, истребованные нотариусом;

• любые иные сведения, почерпнутые нотариусом.

Гарантом соблюдения этого правила является установленная Основами о нотариате процедура предоставления сведений, согласно которой сведения (документы) о совершении нотариального действия могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Нотариальная тайна выполняет две функции: 1) гарант деятельности нотариуса, поскольку обеспечивает невмешательство других лиц в его профессиональную деятельность; 2) непричинение вреда лицам, к нему обратившимся.

Справки о совершении нотариальных действий выдаются органам суда, прокуратуры, следствия «в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами». Выдача справок органам, осуществляющим уголовное преследование, должна быть обоснована наличием возбужденного уголовного дела в их производстве. Отсутствие указания на данный факт в запросе может служить основанием для отказа нотариусом в выдаче соответствующей информации.

Согласно ГПК РФ нотариус обязан представить суду требуемые им письменные доказательства. Нотариус может быть также стороной по делу (истцом или ответчиком) или свидетелем.

Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов производится только лицам, «от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия», по их письменному заявлению. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Данное правило носит абсолютный характер и не предусматривает из него исключения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *