После ОРВИ освобождение от физкультуры

Освобождение от уроков физкультуры после болезни

Прошу проконсультировать по вопросу освобождения от занятий физкультуры в общеобразовательной школе (без спортивного уклона) после ОРЗ, ОРВИ, ангины…

Врач при выписке в школу даёт заключение «Освобождается от занятий по физкультуре на …дней» — в зависимости от тяжести заболевания и применяемых лекарственных препаратов. Преподаватели физ-ры интерпретируют ОСВОБОЖДЕНИЕ от ЗАНЯТИЙ как освобождение от физических нагрузок, при этом делают рассылки родителям по электронной почте :

«Здравствуйте, тов. родители! Если ваш ребенок освобожден от нагрузки на уроке физкультуры, то это не значит, что на урок физкультуры ходить не обязательно. От урока физкультуры вашего ребенка ни кто не освобождал. Врач освобождает от нагрузки на уроке. Поэтому ваш ребенок ходить на урок обязан, а тем более на лечебную физкультуру. И на уроке он должен заниматься в спортивной форме, а не в школьной. Именно поэтому ваши дети так часто болеют. С уважением, Елена Анатольевна.»

Каким образом физрук может определить допустимую физическую нагрузку на организм ребёнка, не будучи знаком с историей болезни? И как в школе врач ЛФК может вслепую может назначить комплекс физических упражнений??? Какими законодательными актами Российской Федерации преподаватели физкультуры обосновывают свои действия вопреки заключению педиатров, наблюдающих годами наших детей?

Дело доходит до полного произвола — в зимнее время на уроке физкультуры на лыжах, освобождённые дети бегают на улице на ровне с одноклассниками (только без лыж), что бы находиться под «пристальным» вниманием преподавателя, несущего ответственность за здоровье и жизнь ученика на своём уроке.

Меня интересуют именно Законодательные Акты РФ, а не Рекомендательные Письма органов местного управления, защищающие права наших детей от произвола физруков. На предмет подобных спорных вопросов в интернете масса форумов. Подобная ситуация, когда физрук игнорирует решение специалиста (врача) по вопросам здравоохранения, существует в основной массе школ.

С уважением

Воспаление легких (пневмония) — смертельно опасная болезнь. Особенно опасна пневмония в детском возрасте. До появления антибиотиков детская смертность от пневмонии превышала все мыслимые значения, однако и в современном мире периодически регистрируют случаи смерти детей (как правило, в возрасте до 1 года). Даже при теперешнем уровне развития медицинских средств статистика заболеваемости и смертности детей до пятилетнего возраста остается высокой — 150–160 млн случаев заболеваний и 1–2 млн летальных исходов каждый год (согласно мировой отчетности).

Естественно, прежде чем обсуждать тактику ведения ребенка с пневмонией, необходимо ее установить (или хотя бы просто заподозрить). У ребенка диагностировать пневмонию весьма проблематично по тем причинам, что далеко не всегда дети адекватно оценивают свое состояние. Естественно, первые проявления этого заболевания заметят родители (другие взрослые родственники). Если ребенок маленький, он не будет вообще ничего говорить (до двух-трехлетнего возраста), ребенок постарше уже сможет более-менее четко сформулировать свои жалобы. В первую очередь, в глаза бросится упадок сил и общая вялость ребенка. Он будет апатичен, не будет бегать, прыгать, проявлять какую-либо активность. Будет существенно снижен аппетит, много будет спать. При такой симптоматике обязательно надо измерить температуру тела. При пневмонии в большинстве случаев она будет высокой (достигнет фебрильных значений, поднимется до 38 градусов Цельсия и выше). Необходимо прислушаться к дыханию — при воспалении легких оно будет ослаблено.

Окончательный диагноз пневмонии устанавливается и подтверждается только врачом согласно данным осмотра, результатам анализов и рентгенографии (последняя — самая информативная). Выявить пневмонию, особенно у маленьких детей непросто.

Поводом для подозрений должны стать:

  • высокая температура свыше 3 дней (обычно выше 38 0С, но не обязательно, особенно у детей до года), также следует помнить, что у детей раннего возраста возможно молниеносное развитие пневмонии (в течение нескольких часов);
  • одышка и нарушение ритма дыхания;
  • втяжение грудной клетки во время вдоха;
  • посинение ногтей, губ, кожи, носогубного треугольника;
  • снижение аппетита, отказ от груди (у младенцев);
  • нарушения сна;
  • кряхтение и кашель;
  • потливость во время сна.

При осмотре ребенка не всегда сразу можно различить легочные изменения, поэтому при подозрении на воспаление врач направляет на анализы и рентгенологический снимок.

Повышение содержания лейкоцитов и увеличение СОЭ в общем анализе крови и очаги изменений в легочной ткани на снимке говорят в пользу пневмонии.

Лечение в стационаре обязательно при наличии хотя бы одной из ситуаций:

  • возраст менее 3 лет;
  • осложненное течение болезни;
  • наличие дыхательной недостаточности;
  • сопутствующие хронические и системные заболевания;
  • гипотрофия (расстройство питания);
  • врожденные пороки сердечной и дыхательной систем;
  • неблагоприятные бытовые условия по месту проживания.

После того, как ребенка госпитализировали, проводят дополнительные обследования — общий анализ крови, общий анализ мочи, посев мокроты с определением чувствительности флоры к антибиотикам и самое главное — обзорная рентгенография органов грудной клетки, которая и подтвердит диагноз. После всех проведенных анализов возможна смена антибактериального препарата в случае его неэффективности на тот, к которому определена чувствительность.

Срок лечения в клинике занимает не весь процесс выздоровления. Обычно на амбулаторный режим выписывают на 3–4 день после нормализации температуры и показателей крови. Как правило, это происходит на 10–12 день в нетяжелых случаях. За сколько можно вылечиться в отделении при осложненных вариантах и как долго это происходит — решается только индивидуально.

При отсутствии показаний к госпитализации, врач назначает лечения воспаления легких на дому. При этом важно тщательно контролировать состояние ребенка, внимательно следить за проявляющимися симптомами и проходить рентгенологический контроль. При ухудшении состояния или неэффективности домашнего лечения, необходимо немедленно обратиться к врачу с целью коррекции терапии или дальнейшего лечения в больнице.

Лечение дома возможно только при наличии всех нижеперечисленных условий:

  • возраст от 3 лет и старше;
  • легкое течение болезни;
  • отсутствие других заболеваний;
  • отсутствие выраженной интоксикации;
  • отсутствие аллергических реакций на препараты;
  • наличие санитарно-бытовых условий (проветривание, влажная уборка, покой и постельный режим);
  • уверенность в четком выполнении родителями всех назначений и процедур.

Важно! Принимать решение о домашнем лечении можно только с разрешения врача и при точной уверенности в строгом соблюдении схемы лечения и режима! Если есть сомнения в возможностях выполнения — лучше перестраховаться и выбрать стационарное лечение!

Сегодня существует выбор между государственными клиниками (как по месту жительства, так и по выбору) и частными.

И те, и другие используют стандартные протоколы лечения, включающие антибиотики или противовирусные (по типу возбудителя), а также по показаниям препараты для устранения дыхательных спазмов, иммуномодулирующие средства, физиотерапию и средства для коррекции сопутствующих заболеваний (при их развитии).

Государственная клиника предоставляет полное диспансерное наблюдение и протокол лечения, но не всегда имеет комфортные условия. В некоторых стационарах есть платные палаты с личным санузлом и душевой, а также по договоренности возможен родительский уход за ребенком.

Частные клиники отличаются более высоким уровнем комфорта и обслуживания (отдельные палаты-люкс, современная мебель, индивидуальная медсестра или сиделка и т. д.). Но не все они имеют отделения реанимации и неотложной хирургии, поэтому в случае осложнений ребенок будет переведен в соответствующее отделение государственной больницы.

При выборе места госпитализации, кроме общих условий, нужно выяснить наличие отделения реанимации и интенсивной терапии, диапазон действия лицензии клиники, а также алгоритм действий при возможном развитии осложнений (куда будут переводить, как будет организована доставка, если потребуется перевод в другую больницу, какое время это займет).

Также в пользу конкретной клиники говорит ее оснащение, наличие широкопрофильной лаборатории, рекомендации и отзывы пациентов. Обо всем этом родитель может заранее поинтересоваться, используя поиск в интернете по выбранной клинике.

Сроки лечения зависят от степени тяжести пневмонии, ее формы, возбудителя, наличия или отсутствия осложнений и ответа организма на антибактериальные или антивирусные препараты.

Согласно протоколам, с нетяжелой пневмонией в клинике «лежат» 7–10 дней, с осложненной — 10–14. Осложненная (тяжелая), с вовлечением других систем и органов, развитием аллергий и побочных реакций — до получения адекватного отклика на терапию — сроки индивидуальные. У маленьких детей борьба с заболеванием проходит на пределе защитного резерва организма, поэтому сроки лечения и восстановления дольше, чем у детей старше 5 лет.

Полное излечение наступает (с исчезновением всех признаков, включая рентгенологические) в нетяжелых случаях — 4–6 недель, тяжелых — от 1,5 месяцев.

Важно! Самолечение, самостоятельное изменение назначений врача, невыполнение схемы лечения и отмена лекарств могут привести к осложнениям: отеку, абсцессу и гангрене легких, выраженной дыхательной недостаточности, развитию сепсиса, менингита, сердечных нарушений. Эти осложнения настолько опасны, что могут привести к летальному исходу! Особенно стремительно развиваются осложнения у детей до года.

Независимо от того где проводится лечение воспаления легких у ребенка, в стационаре или дома, применяются одинаковые принципы терапии, призванные устранить причину болезни, облегчить симптомы и ускорить процесс выздоровления. К ним относятся:

  • этиотропная терапия — при ней используются препараты, оказывающие влияние на микроорганизмы, вызвавшие пневмонию. Это могут быть антибиотики (при бактериальной инфекции), противовирусные и противогрибковые средства;
  • cимптоматическое лечение — при котором применяются лекарственные средства, призванные устранить неприятные проявления болезни. Для этого применяются жаропонижающие, муколитики и отхаркивающие средства, бронходилататоры и др.;
  • хирургическое лечение — осуществляется в условиях стационара при наличии осложнений (плевральный выпот, абсцесс легкого).

На этапе выздоровления врачи назначают физиотерапевтические процедуры (электрофарез, УВЧ, ЛФК), а также витаминно-минеральные комплексы, с целью восстановления организма после изнуряющей болезни.

Необходимые дозы, кратность и продолжительность приема всех препаратов определяется врачом в зависимости от тяжести течения болезни, возраста и массы тела больного ребенка. Категорические нельзя самостоятельно отменять препараты или же заниматься самолечением. Подобранная специалистом комплексная эффективная терапия является залогом успешного выздоровления.

Помимо медикаментозной терапии, без которой не обойтись при лечении воспаления легких, необходимо обеспечить ребенку все условия, способствующие облегчению состояния и ускорению излечения, в особенности, если терапия проводится в домашних условиях. К подобным методам относятся.

  • Диета — рацион должен быть сбалансированным, богатым витаминами и питательными веществами. Кормить ребенка следует небольшими порциями через равные промежутки времени.
  • Обильное теплое питье — особенно важно это в начале лечения, когда у многих детей часто отсутствует или снижен аппетит. Ребенку следует давать теплые чаи, морсы, соки, компоты, отвары трав.
  • Доступ чистого, влажного, прохладного воздуха. Рекомендуется частое проветривание и использование увлажнителей воздуха, поскольку это улучшает процессы дыхания и способствует лучшему отхождению мокроты при кашле.
  • При лечении антибиотиками необходимо использовать сорбенты и средства, нормализующие кишечную микрофлору, с целью профилактики и лечения дисбиоза.
  • После разрешения специалиста можно выполнять дыхательную гимнастику и вибрационный массаж, способствующий лучшей эвакуации мокроты из легких.

В начале лечения, важно строго соблюдать постельный режим. При соблюдении всех врачебных назначений и улучшении состояния, спустя 7 дней терапии, малыша переводят на обычных режим и разрешают кратковременные прогулки на свежем воздухе. После перенесенной пневмонии школьникам дается освобождение от занятий физкультурой, длительность которого в среднем составляет 1 месяц.

Проводить прививки разрешаются не ранее чем через 1,5 месяца после полного выздоровления, график согласовывается с лечащим педиатром.

  • Автор — Полухина Анастасия Александровна
  • 15.03.2018
  • Все консультации автора

Оказывается, не всегда спорт приносит здоровью только пользу. Помните, как в школе получали освобождение от физкультуры после перенесённой простуды? Делалось это не просто так, ведь любое инфекционное заболевание – прямое противопоказание для спортивных занятий.

Во время болезни организм мобилизует все доступные ресурсы на борьбу с инфекцией. Если в этот момент вы расходуете энергию на физические упражнения, значит, фактически крадёте её у собственной иммунной системы. Процесс выздоровления в таком случае может затянуться; возможны также осложнения со стороны почек, сердца, лёгких и других внутренних органов. Ни о каких положительных результатах тренировок в этот период говорить не приходится.

Конечно, мало кто рвётся в спортзал во время болезни – с высокой температурой, кашлем и насморком. Но почему нельзя возобновить занятия сразу после выздоровления?

Тренировки в этот период являются настоящим стрессом для организма, ведь он существенно ослаблен борьбой с заражением. Необходимо дать собственному телу время на восстановление ресурсов. Период реабилитации отсчитывается с момента выздоровления, то есть полного устранения симптомов болезни. Примерные сроки восстановления:

  • после перенесённой ангины — от 4 до 10 дней;
  • после гриппа, ОРВИ, бронхита, расстройств желудка и кишечника — 6-8 дней;
  • после дизентерии и воспаления лёгких — 18 дней;
  • после острой ревматической лихорадки — 30 дней.

Эти временные рамки приблизительны, ведь необходимо учитывать индивидуальные особенности организма, тяжесть протекания болезни и другие факторы. Точные сроки может назвать только лечащий врач.

Кроме того, нельзя приступать к тренировкам, если имеются очаги хронической инфекции. Казалось бы, такие заболевания, как хроническая ангина, фурункулёз или кариес зубов, не могут служить препятствием для занятий спортом. В действительности, продолжая тренировки, вы рискуете получить неожиданные осложнения. Дело в том, что любая физическая нагрузка существенно активизирует кровообращение; кровь может вымывать инфекцию из отдельных очагов и разносить по всему организму, что приведёт к поражению других органов, в первую очередь – сердца и кровеносных сосудов.

Серьёзные физические нагрузки могут осложнить течение любой болезни. Поэтому, прежде чем приступить к спортивным занятиям, необходимо убедиться, что ваше здоровье в порядке. Только тогда можно будет ожидать положительных результатов.

Однажды настает тот долгожданный для родителей день, когда ребенок отправляется в детский сад. Казалось бы, наконец мама может спокойно выйти на работу, однако очень скоро к детским слезам утреннего расставания добавляются… насморк, кашель, температура.

Через неделю-две больничный закрывается, ребенок снова идет в сад, но спустя несколько дней опять «хлюпает носом». Такой замкнутый круг может длиться достаточно долго: педиатры называют от 3-4 месяцев до года. С чем связаны трудности адаптации, как помочь организму ребенка и избежать осложнений болезни – на эти и другие вопросы отвечает Алла Беганская, заведующая педиатрическим отделением УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1».

Реклама

– Когда отправлять ребенка в детский сад – это, скорее, педагогический вопрос, и все же… Что думают по этому поводу педиатры?

– Каким бы хорошим ни был детский сад, 80% детей в период адаптации болеют. И это абсолютно нормально. Естественно, что родители встревожены и хотят поскорее выбраться из бесконечных больничных. Но хорошо бы подумать о предстоящих трудностях заранее, еще до сентября. Не нужно откладывать начало посещения сада на осень, лучше пойти в августе, пока еще тепло. Правильнее не оставлять ребенка сразу на целый день, а увеличивать время пребывания в саду постепенно. Сейчас для мягкой адаптации создаются все условия: во многих садах есть группы временного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет, куда малыши приходят вместе с мамами, привыкают к новой обстановке и режиму. И это очень правильно. Некоторые родители знакомят ребенка с садом таким образом: сначала приводят на прогулку на территорию садика, потом показывают группу, где он будет играть с другими детьми, спальню, столовую, знакомят с воспитателями и нянями… Все это формирует позитивное восприятие детского сада.

– Часто родители говорят, что ребенок до сада болел редко или не болел вообще. Но как только пошел – болезни одна за другой. С чем это связано?

Реклама

– Основных причин две: новый образ жизни и новое окружение. Ребенок начинает жить по новому режиму. Дома он ел и спал, когда хотел, график прогулок был другим… Попав в сад, дети чувствуют на себе давление нового ритма жизни, и закономерно, что их организм пребывает в стрессе. Психоэмоциональное состояние сказывается на физическом здоровье и, конечно же, на иммунной системе – снижается восприимчивость организма к вирусам и бактериям. А в детском саду, в новом окружении, ребенок сталкивается с новыми для его организма видами вирусов и бактерий. Пока ребенок находился дома и жил в окружении родственников, он «познакомился» с типичными для его семьи видами бактерий. Контактируя с другими детьми, он встречается с бактериями, типичными для их семей. Происходят обмен и как следствие заражение. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего вирусные респираторные (поражают дыхательные пути). Однако количество циркулирующих вирусов не бесконечно. Каждое перенесенное заболевание формирует иммунитет, уменьшая вероятность следующего. Хуже, если ребенок не болеет в детском саду: скорее всего, он будет болеть в школе, а это намного сложнее. Во-первых, он будет пропускать занятия, а во-вторых, заболевания, как правило, протекают сложнее.

Немаловажно и то, как быстро наполняется детьми новая группа. Если, скажем, в течение 10 дней собираются все дети, то процесс обмена вирусами и бактериями проходит быстрее. Если в группу с периодичностью ходят 7 – 10 детей, а потом через полгода начинают поступать остальные, адаптированные снова будут болеть. Поэтому важно наполнить группу одновременно.

– Часто родители считают, что болезни детей – результат недосмотра работников детского сада: то слишком легко одели, то слишком много одежды, в группе сквозняк или, наоборот, жара и сухой воздух…

– К учреждениям дошкольного образования предъявляются очень строгие санитарные нормы и правила, выработанные годами. Документально прописано все до мелочей: температура в группах и спальне, график уборки и проветривания помещений, режим питания, сна, игр и многое другое. Центр гигиены и эпидемиологии строго следит за соблюдением санитарных правил. К тому же, в садах есть медицинские работники, которые являются наблюдателями и гарантами качественного проведения уборки и соблюдения всех норм.

Чтобы избежать многих проблем, родителям стоит подготовить ребенка к детскому саду, привить хотя бы минимальные навыки самообслуживания: научить самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить на горшок, держать в руках ложку и, самое главное, уметь слушать воспитателя. Если ребенок всему этому научится дома, а не в детском саду, где он и так испытывает стресс из-за новых условий, адаптация пройдет быстрее и проще.

– Какая тактика лечения правильная: отправить ребенка в садик сразу после выздоровления или на какое-то время оставить дома, но тем самым растянуть и без того сложную адаптацию?

Реклама

– Обычно вопрос стоит иначе – родители торопятся на работу. Таковы реалии. Недельку ребенок поболел, вроде выздоровел, больничный лист приходится закрывать. И тут ребенок снова попадает в коллектив недолеченным, иммунная система не может вовремя отреагировать на новое заболевание, и потому оно будет длительнее и тяжелее предыдущего. Если в первый раз было достаточно промыть нос, дать теплое питье и оставить дома на пару дней, то в следующий раз, возможно, доктору придется назначать антибиотики и бороться с осложнениями. Если ребенок перенес тяжелейший бронхит или пневмонию, он вялый, анализ крови не очень хороший, то нужно обязательно продлить домашний режим до полного выздоровления. Видите, что малыш хорошо кушает, спит, хочет снова в детский сад, значит, пора возвращаться. Доктор Комаровский, которого, наверное, знают все родители, вообще считает, что если ребенок выздоровел и может за собой ухаживать (сморкать нос, например), то вперед в детский сад. Главное – позитивный настрой.

– Может ли ребенок болеть из-за того, что его настрой вовсе не позитивный?

– Конечно, это тоже важный фактор. Каждый ребенок хочет находиться рядом с мамой. Часто после болезни подсознательно формируется мысль «если я заболею, то мама будет рядом». Организм любыми способами пытается вернуться в комфортные условия. Да и родители допускают ошибку, чрезмерно оберегая и балуя ребенка во время болезни. Конечно, болеющего малыша бесконечно жаль, но не нужно создавать положительных ассоциаций с болезнью и исполнять все желания захворавшего. Наоборот, стоит подкреплять позитивными ассоциациями выздоровление, а не болезнь.

– Как помочь малышу в домашних условиях, можно ли как-то ускорить и облегчить выздоровление?

– Если вы о «волшебной пилюле», то ее нет. Нельзя заниматься самолечением и кормить ребенка иммуностимуляторами, надеясь избежать болезней. Если это будет действительно необходимо, участковый врач направит вас к иммунологу, и уже он будет решать, нужно ли назначать лекарства.

Очень важную роль играет микроклимат дома: температура воздуха не более 22 градусов, а лучше около 18 – 20, влажный воздух (особенно в отопительный период), частые проветривания. Эти простые правила значительно ускорят выздоровление и помогут избежать осложнений. А многие вирусы и вовсе обойдут вас стороной: они не любят влажную слизистую. Хорошо иметь дома увлажнитель воздуха, но если его нет, то можно развесить мокрое белье (постиранное без кондиционера), проводить влажную уборку чаще, обрызгать водой шторы и растения… Эти несложные меры особенно хорошо помогают при насморке и кашле.

– Можно ли вести ребенка в детский сад с насморком?

– Родители других детей, конечно же, против, однако сами нередко ведут своего ребенка в сад «с соплями». Мы, доктора, тоже хотели бы, чтобы все дети ходили в сад абсолютно здоровые. Но в наших условиях это вряд ли возможно. К тому же дети ясельного возраста более подвержены насморку из-за высокой проницаемости слизистой носа. Если ребенок чувствует себя удовлетворительно и это не начало болезни, насморк не помеха. Но если есть возможность оставить ребенка дома, то оставьте. Хотя бы потому, что недолеченный насморк чреват осложнениями.

Мы много говорим о медицине, но я хочу сказать о главном: своего ребенка надо уметь слушать и слышать. Будьте внимательны к его жизни, чувствам, мыслям, настроению и самочувствию. Не убегайте из садика, пока ребенок заигрался, отвлекся. Вы упрощаете расставание для себя, но ребенок не понимает, куда делась мама. Это негативная составляющая может потом сохранятся на долгие годы. Ребенок должен видеть, что мама уверенна и спокойна. Попрощайтесь, скажите, что обязательно его заберете, дайте с собой частичку дома – игрушку или носовой платочек, который пахнет мамой. Это все очень важно, в том числе и для сохранения физического здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *